Балтийская граница ЕВРОСОЮЗА


ДЕНЬ ПЛАНЕТЫ
Отправить по e-mail
Отправить редактору

Балтийская граница ЕС,

или Чему можно поучиться украинским пограничникам

Сергей ЛЕМЕХА. Киев — Гданьск — Киев
ФОТО АВТОРА
«ГРИФОНЫ» ПОЯВИЛИСЬ У ГДАНСКИХ ПОГРАНИЧНИКОВ ДВА ГОДА НАЗАД. НО ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОНИ СТАЛИ УЧАСТНИКАМИ ЧУТЬ ЛИ НЕ ВСЕХ БОЛЕ-МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЗАДЕРЖАНИЙ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
С момента присоединения Польши к ЕС ее границы приобрели статус внешнеевропейских. То есть на восточных рубежах ее пограничники защищают интересы не только своей страны, но и всего Евросоюза. В Балтийском море это задание выполняет Морской отряд Пограничной стражи Республики Польша (ПС РП) имени Кароля Баха, управление которого дислоцируется в Гданьске.
УГРОЗЫ С МОРЯ
Под опекой морских пограничников находится более 480 километров государственной границы, в частности, и с Российской Федерацией. Структура Морского отряда заметно отличается от украинской. У нас, например, береговую линию и прибрежные воды охраняют сухопутные пограничники. Морскую границу и исключительную (морскую) экономическую зону (И(М)ЭЗ) охраняют корабли отрядов Морской охраны Госпогранслужбы Украины. Авиацию придают в качестве дополняющих подразделений, для усиления «пехоты» и моряков.
Польский морской пограничный отряд включает все три компонента: сухопутный, морской и воздушный, которые действуют комплексно, в тесном взаимодействии.
Охрану береговой линии, прибрежных вод и суши обеспечивают 13 отделов. Море «закрывают» два дивизиона Пограничной стражи: Кашубский и Поморский, укомплектованные 49 морскими суднами различных проектов. Авиационное отделение отряда укомплектовано двумя самолетами и вертолетом.
— Наш морской участок является также внешней границей Шенгенской зоны, — рассказывает заместитель начальника отряда командор (соответствует нашему капитану 1-го ранга. — Авт.) Бартек Руткевич. — Наши базовые задачи заключаются в контроле за пребыванием в водах Польши морских судов, соблюдении ими правовых норм; организации контроля пограничного движения в пограничных переходах; раскрытии пограничных преступлений и правонарушений, финансовых злоупотреблений, преследовании и задержании преступников в рамках предоставленных нам полномочий; противодействии нелегальной миграции, контрабанде товаров, наркотиков, психотропных веществ, оружия, радиоактивных, химических и материалов двойного использования; обеспечении экономических интересов на морских просторах страны; спасении людей на море.
Кроме того, к компетенции ПС РП входят задачи по обеспечению безопасности полетов в аэропортах, противодействию проявлениям терроризма (в Польше «первая скрипка» в этой отрасли безопасности принадлежит полиции); охрана важных коммуникационных путей; разоблачение фактов загрязнения окружающей среды и привлечение к ответственности виновных в этом и тому подобное.
Главное место среди угроз на морском участке границы занимают контрабанда товаров, наркотиков и нелегальная миграция. Последний фактор, как свидетельствует европейская статистика, не является наиболее острым в ЕС. Тут долгие годы лидирует внешняя морская граница Евросоюза в Средиземном море. Польские морские пограничники, в основном, имеют дело с фальшивыми моряками из Шри-Ланки, Индии, Бангладеш и Пакистана. Таких случаев бывает несколько за квартал. Еще один поставщик угроз этого сорта — страны бывшего Советского Союза. Как правило, выходцы из этого региона легально прибывают в Польшу, а далее пробуют нелегально попасть на работу в Центральную Европу и в страны Скандинавии.
Наркотики, психотропные вещества чаще всего направляются в Польшу из Северной Африки. Последний пример — задержание крупной партии гашиша, завезенной судном из Марокко. Но взаимодействие шведских и польских правоохранителей существенно бьет по прибылям наркодельцов.
Еще одна очень «популярная тема» — похищение в странах Скандинавии и Германии двигателей к моторным лодкам и их перепродажа в Польше. А несколько лет назад вообще произошел уникальный случай — неподалеку от Гданьска пограничники задержали похищенный в Великобритании... самолет.
— Система охраны наших границ вполне соответствует задачам, определенным нормативными актами Европейского Союза и Шенгенским соглашением, — отмечает Бартек Руткевич. — Этому, конечно, содействует сотрудничество с пограничными ведомствами смежных стран, в частности, оперативный обмен информацией.
В соответствии с современными тенденциями, в эффективной охране границы ведущую роль играет оперативная деятельность. Здесь полномочия польских пограничников достаточно широки: им разрешено даже прослушивание телефонных переговоров злоумышленников.
КАШУБСКИЙ ПАТРУЛЬ
Выход в море на патрулирование — самая лучшая возможность увидеть польских моряков-пограничников в деле. «Коробочка», на которой идем, — ІС16М ІІІ. Это — специальный скоростной катер, предназначенный для активных действий в прибрежной зоне. Как правило, используется в операциях по задержанию различного рода правонарушителей и преступников.
Подпоручик Мартин Сержински, командир экипажа, легко разгоняет катер до 40 узлов (приблизительно 72 километра в час) маршевой скорости. Балтийские волны резко разлетаются в стороны, берег быстро отдаляется, вместо этого две белых яхты, словно лебеди на взлете, стремительно мчатся нам навстречу. Внезапная остановка, поворот на 180 градусов, и опять — с места в карьер. Соленые брызги заливают палубу. Кто не спрятался в кабине — уже забрызган с головы до ног!
Достаточно сильные скоростные возможности катера, однако, не являются его «главным оружием». Современное радиолокационное оснащение и другие контрольно-наблюдательные приборы, замкнутые в единую спутниковую сеть отряда, создают действительно «непробиваемую» систему охраны морских границ Польши.
Командор Тадеуш Кантак — комендант Кашубского дивизиона Морской охраны Гданьского пограничного отряда — перекрикивая шум волн и стук неугомонных двигателей, анонсирует появление в прибрежных водах новых «действующих лиц». Крепко держась одной рукой за железный лючок, другой он указывает на небольшую мизу в заливе, по которой должен выплыть новенький катер на воздушной подушке «Грифон». Он появляется по правому борту нашего катера, но не из горловины удобной гавани торгового порта, за которой мы внимательно наблюдаем, а аккуратно скатывается в море с поросшего редким кустарником пляжа. «Для нас, пограничников, возможности «Грифона» больше всего подходят», — с удовольствием посматривая на ошарашенные лица журналистов, говорит командор.
Новые, современные катера на воздушной подушке проекта «Грифон» появились у гданьских пограничников сравнительно недавно — два года назад. За короткое время они стали участниками чуть ли не всех более-менее весомых задержаний и спасательных акций. «Главное их преимущество — вездеходность. Это очень важное для нас качество. Они могут выполнять задачи в труднодоступных районах, там, куда не могут зайти суда и сухопутные патрули. Например, на мелководье Вислянского залива или зимой в прибрежную зону, которую покрывает лед», — объясняет Тадеуш Кантак.
В сфере ответственности Кашубского дивизиона — морской участок внешней границы ЕС с Российской Федерацией. Особое внимание во время патрулирований уделяется контролю за надводной обстановкой около нефтедобывающей вышки, кладбища морских кораблей, погибших во время Второй мировой войны, а также — рыболовецким зонам.
ВЗГЛЯД С НЕБА
Авиабаза отряда Морской охраны расположена на территории Гданьского аэропорта имени Леха Валенсы. В ста метрах от взлетной полосы, на краю леса, примостилась небольшая стоянка самолетов. На ней озабочено похаживают одетые в оранжевые комбинезоны авиаторы, в ряд стоят два самолета и вертолет.
— Простите, но у нас через полчаса — вылет на патрулирование, так что не будем иметь достаточно времени на общение, — сразу после приветствий предупредил нас крепкий летчик, как оказалось начальник отдела авиации полковник Славомир Ольчик. Не отрываясь от дела он предложил познакомиться со штатной авиатехникой. Первый на очереди — небольшой самолетик «Мэва» польского производства. Его экипаж состоит из двух пилотов и оператора. Главное назначение — патрулирование пограничной и исключительной (морской) экономической зоны страны с целью контроля за прохождением суден, соблюдение правил рыболовства и, поняло, охраны внешних границ Польши и ЕС.
М-28 «Скайтрек» с первого же взгляда вызвал смутное ощущение — что-то такое я уже видел. И, как оказалось, не без оснований. Этот самолет создан по лицензии, на базе нашего
АН-28. Правда, польские мастера таки хорошенько поработали над этой модификацией, приспосабливая ее к нуждам границы.
— Не побоюсь сказать, что сегодня в Польше — это лучше всего оборудованный для пограничников самолет, — подчеркивает полковник Ольчик. — «Скайтрек» оснащен тепловизионными камерами, радаром, его электронная система позволяет распознавать с воздуха загрязнение на море в ультрафиолетовом и в инфракрасном режимах.
Разговор через переводчика заметно «съедал» недолгое время, отведенное для разговора. И тут нам на помощь пришел оператор «Скайтрека» Михал Теребенец. Почти без акцента, он продолжил рассказ командира на украинском:
— «Ми можемо не лише виявляти та розпізнавати речовину плями забруднення, а й визначати її координати. До сканера підключено фото та відеокамери, що документують факт нанесення шкоди природному середовищу. Зауважу, що фірма — виробник цього апарату — єдина в Європі має ліцензію на те, що результати досліджень їхніми сканерами можуть слугувати доказами в суді. Ще один технологічний плюс — отриману інформацію в робочому режимі передаємо до центру управління операціями загону. При потребі — наводимо наші кораблі до підозрілих суден у морі».
Между прочим, спрашиваю у Михала, где он так хорошо изучил украинский язык. Оказывается, его девушка работает в Киеве, он к ней несколько раз ездил в гости. «Так і вивчив — у гостях, просто спілкуючись із колегами та друзями моєї дівчини», —слышим в ответ.
Полковник Ольчик командует своему экипажу занять места в самолете, прощается с нами. Минут через десять, когда М-28 выруливает на взлетную полосу, он открывает окошечко кабины и машет нам из него рукой.
«МОРСКОЕ СЕРДЦЕ»
Упоминания о Центре управления операциями красной нитью проходили в разговорах чуть ли не с каждым должностным лицом отряда. Разумеется, что и мы не могли обойти своим вниманием «сердце отряда», как гданьские пограничники называют это подразделение. Большая, уютная комната центра расположена неподалеку от стоянки пограничных кораблей. Из окон видны рабочие площадки гданьского морского порта и темные отблески пространств Балтики. Трое пограничников, удобно устроившись около компьютерных мониторов, снимают текущие показатели надводной обстановки.
— Вот на этом экране освещается информация о кораблях, которые находятся в море, — указывает командор Тадеуш Кантак. — На другом — их идентификационные данные. Наши операторы отслеживают проход кораблей по международным путям, их заходы и выходы из портов и тому подобное.
— Информация, которая собирается здесь, дает полную картину происходящего на нашем участке ответственности, — объясняет алгоритм работы «сердца отряда» комендант Кашубского дивизиона. — Это позволяет эффективно и без лишних расходов ресурсов выполнять поставленные перед нами задачи.
Автор выражает благодарность за содействие в подготовке статьи представительству Международной организации по миграции в Украине и руководству Пограничной стражи Республики Польша.
Другие статьи этой полосы:

Коментарии читателей:
Вы не авторизованы!
На сайте публикуются комментарии только зарегистрированных пользователей. Пожалуйста, введите свои регистрационные данные.
Если Вы не являетесь зарегистрированным пользователем, зарегистрируйтесь здесь.

Логин:

Пароль:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами