Обеспечения безопасности (морских портов): основные аспекты безопасности США


Зарубежный опыт обеспечения безопасности: основные аспекты безопасности США

апрель 2006


Система периметровой охраны вокруг американского порта

Америка: угроза с моря


После "черного вторника" основные усилия администрации, Конгресса и спецслужб в обеспечении безопасности США и защите от террористических атак были направлены на исключение воздушной угрозы. Проверка авиапассажиров, их груза, оснащение самолетов и аэропортов системами безопасности и охранниками — только на эти цели федеральное правительство выделяет ежегодно более 5 млрд долл., еще 3 млрд расходуют владельцы авиакомпаний.

На блокирование других путей и способов проникновения в страну террористов расходуется намного меньше средств, — словно администрация и спецслужбы США располагают точными данными о том, что исламские экстремисты непременно повторят атаку испытанным способом. Но морские рубежи Америки гораздо протяженней сухопутных: Атлантическое побережье — свыше 5000 км, Тихоокеанское — около 11000, включая Гавайи и Аляску.

Исследовательские структуры в США, Англии и России все чаще прогнозируют возможность нападения террористов с использованием акватории Мирового океана. Его бороздят около 55 тысяч пассажирских и грузовых судов большого и среднего класса грузовместимостью более 500 брутто-тонн. Количество более мелких кораблей вообще не поддается систематическому учету.

Около 90 % всех межконтинентальных перевозок в мире осуществляется морским путем. Только в США функционирует 360 океанских портов, куда ежегодно совершают около 51 тыс. заходов свыше 7500 судов крупного и среднего тоннажа, доставляющие более 1,5 млрд наименований грузов, которых перевозится не менее 6 млн в год.

Шахиды и пираты


По данным иммиграционной службы США, в прошлом году в американских портах было задержано около 6 тысяч нелегалов, которые пытались покинуть суда, прибывшие в порт. А сколько их сумело все-таки проникнуть в Соединенные Штаты, неизвестно. Неизвестно и сколько было среди них злоумышленников, прежде всего исламских террористов, готовящих мегатеракты.

Не стоит недооценивать возможности, которые дает акватория для проникновения в США морским путем, доставки боевых средств и атак членов международных террористических организаций. Ведь в контейнерах можно провезти гораздо больше оружия любых видов, в том числе химического, биологического и взрывчатки, чем другим путем.

Что касается атаки, то наличие у исламских террористов вооруженных кораблей, судов и катеров-брандеров предоставляет им большой выбор тактических приемов, которые уже опробованы на практике. В 2000 году на рейде йеменского порта Аден два шахида на катере, груженном полутонной тротила, врезались в борт американского эсминца "Коул" и подорвались. К счастью, несмотря на огромную пробоину, корабль остался на плаву, но 17 моряков погибли и более 30 получили тяжкие ранения. Через два года — снова у берегов Йемена — такой же катер-брандер подорвал французский танкер "Лимбург".

Учитывая нынешние возможности и изуверскую идеологию шахидов, можно предположить, что такого рода атаки неизбежны, но будут гораздо эффективнее. К примеру, ночное нападение на одиноко следующий лайнер или танкер, обстрел с целью захвата или подрыв и затопление этого судна. Такая атака может быть проведена одним вооруженным кораблем или несколькими катерами-брандерами.

Не менее реальны и варианты нападения, которые, в сущности, являются мегатерактами. Если одно из судов будет взорвано в крупном американском порту или у терминала разгрузки танкеров, то этот взрыв неизбежно вызовет детонацию соседних судов, что многократно усилит его бризантный эффект. Подобный взрыв сопоставим по мощности со взрывом малого ядерного боеприпаса, и разрушению подвергнутся объекты в радиусе нескольких миль.

Еще один вид мегатеракта не связан с кораблями экстремистов. Он предполагает использование морского транспортного контейнера, в котором смонтирован ядерный, химический или бактериологический заряд. Емкость такого контейнера позволяет поместить заряд, мощность которого повлечет катастрофические разрушения и нанесет поражение жителям в районе его разгрузки или там, куда контейнер будет доставлен.

Немалую опасность для морского судоходства в последнее десятилетие представляют

пираты

. По данным авторитетнейшего справочника "Ллойд", если в 1990 году пираты атаковали 64 судна, то в 2005-м нападению подверглись 335 кораблей — в пять раз больше! Лишь за одну неделю, с 22 по 28 июля 2005 года, было зарегистрировано 8 пиратских атак — в Малаккском проливе, у побережий Бангладеш, Бразилии, Эквадора, Колумбии и Венесуэлы. В первой половине нынешнего года таких нападений было почти в полтора раза больше, чем в этот же период 2005-го. В результате только этих атак погибло 10 человек, пропали без вести 20, получили ранения 116, захвачены в заложники 193 пассажира.

По сведениям Международной морской ассоциации, в новом веке убытки от действий пиратов составляют от 18 до 20 млрд фунтов стерлингов ежегодно.

Средства борьбы с морским терроризмом


После терактов 11 сентября 2001 года Конгресс США, среди прочих мер безопасности, принял и закон о

предотвращении актов терроризма в морских портах

. Речь шла об укреплении охраны Атлантического и Тихоокеанского побережий. При этом законодатели обязали власти обратить особое внимание на то, чтобы их действия не повлияли негативно на экономику страны, в частности на импорт и экспорт.

Ныне США начали тратить значительно больше средств на обеспечение безопасности страны. Федеральные расходы на эти цели в 2001 году составляли 17 млрд долларов, в 2002-м они возросли до 29 млрд, а в 2005-м — до 39 млрд. Муниципалитеты городов и населенных пунктов США потратили на эти же цели 4,6 млрд. Американский бизнес обычно инвестировал в обеспечение своей безопасности примерно 55 млрд долларов в год. Сейчас расходы увеличились почти на треть. Однако бюджетные ассигнования явно недостаточны.

В этом году министерству транспорта выделено 37 млн на

обеспечение безопасности в системе перевозок

, а в распоряжении министерства национальной безопасности на эти нужды и в прошлом, и в нынешнем году было по 115 млн долларов. Для сравнения: только для оснащения системы транспортных перевозок камерами видеонаблюдения, для ограничения доступа к наиболее уязвимым элементам системы и для подготовки соответствующих специалистов необходимы федеральные ассигнования около 6 млрд.

Недостаточно финансируется и система

береговой охраны

, и повышение уровня

безопасности в портах США

. Наиболее вероятную угрозу для портов страны представляет доступ посторонних лиц, во-первых, к судам, контейнерам и портовым пакгаузам, а во-вторых, к опасным химическим и другим грузам. По оценке береговой охраны США, для предупреждения и исключения такой угрозы в 185 морских портах страны необходимо порядка 7 млрд долларов, в то время как Конгресс ассигновал на все эти нужды всего лишь 587 млн.

95 % грузооборота американской внешней торговли приходится на 5 из 360 морских портов страны. Крупнейшие из них — Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сиэтл. Если воспользоваться аналитическими материалами известной фирмы Rand Corporation, которые учитывают реальные возможности атак шахидов, число контролеров в этих американских портах нужно увеличить как минимум в пять раз. Эти специалисты должны быть государственными служащими и оснащаться современными средствами контроля. Однако для того, чтобы все системы защиты от угроз со стороны океана функционировали, необходимо установить 100-процентное радиолокационное перекрытие пространства над морем — от береговой черты и до океанской 200-мильной экономической зоны.

Кроме того, в связи с растущей угрозой морского терроризма, должна быть значительно усилена защита океанских побережий. Во времена "холодной войны" наработан огромный опыт развертывания противолодочных рубежей. С учетом новых угроз, видимо, стоит восстановить рубежи такого типа, которые будут реагировать на приближение бандитских кораблей и флотилий. А они могут нести баллистические и крылатые ракеты, самолеты с летчиками-камикадзе и другие грозные для мирных американских городов поражающие средства.

Наиболее востребована сегодня в портах

аппаратура контроля

, которая позволяет оперативно проверять контейнеры и другие грузы, доставленные кораблями. Лазерные голографические приборы FGDA12, разработанные в национальной лаборатории им. Лоуренса, аппарат Nomadios, созданный в Стиллуотере (штат Оклахома), и другая аппаратура позволяют быстро и безошибочно определить содержимое любого контейнера. Желательно внедрить такие системы и в тех портах, где контейнеры перегружаются или через которые проходят.

В ноябре 2003 года начали действовать 18 мониторов, определяющие наличие в машине, контейнере, вагоне или на борту судна радиоактивных материалов Новая рентгеновская установка длиной 12 м, высотой 6 м и весом в 81 т медленно катится на резиновых колесах над металлическими контейнерами, стоящими на причале. Один оператор сканера управляет ее передвижением, а другой наблюдает за монитором, на котором отображается содержимое досматриваемых контейнеров и фиксируется наличие среди груза опасных материалов — радиоактивных или ядерных. Правда, пока не распознается медицинское оборудование в свинцовом кожухе и некоторые опасные материалы.

В прошлом году порт Балтимор (Мэриленд) был оснащен оборудованием, позволяющим решать серьезные вопросы безопасности. Мощный сканер, способный обнаружить опасные материалы сквозь толстый стальной лист, был приобретен таможенно-пограничной службой США. Эта рентгеновская установка может сканировать в терминалах порта до 140 грузовых контейнеров в день. Однако сегодня даже в самых крупных портах Америки есть не более 12 % необходимого количества сканеров, рентгенометров, радиометров, газоанализаторов и другой аппаратуры для оперативного контроля поступающих грузов.

В конце прошлого года был опубликован доклад, подготовленный в Контрольной палате США. Согласно этому докладу, 360 морских портов США остаются уязвимыми для террористов, несмотря на большие силы и средства, вложенные в обеспечение безопасности после террористических атак в 2001 году. Поэтому планируется в скором времени обязать морские суда оповещать таможенную службу и береговую охрану о готовности покинуть зарубежный порт или пристать в порт США, а также предоставлять информацию об экипаже и грузе на борту.

Береговая охрана США


Несколько лучше обстоит дело с

охраной морских границ

. Ее осуществляет береговая охрана (БОХР) США, призванная обеспечивать

безопасность плавания судов

 в открытом море и во внутренних водоемах страны. Это высокопрофессиональная военная организация. В мирное время она подчинена министерству внутренней безопасности, а в военное — передается в оперативное подчинение военно-морским силам.

Организационно структура БОХР делится на две оперативные зоны: Атлантическую, включающую район Великих озер, и Тихоокеанскую, куда входят Аляска и Гавайи. Возглавляет БОХР комендант (сейчас это адмирал Томас Коллинз), штаб которого находится в Портсмуте (Вирджиния). Личный состав БОХР подразделяется на три категории: военнослужащие — 38 тысяч матросов и офицеров, организованный резерв — 11 тысяч человек и 38 тысяч добровольцев во вспомогательных службах.

Оперативные зоны охраняются двумя корабельными флотилиями — Атлантической и Тихоокеанской, а также авиацией БОХР. В составе флотилий около 1000 боевых и специальных кораблей и катеров, в том числе 42 больших и средних сторожевых корабля, 109 патрульных, 4 ледокола, 66 вспомогательных судов и 700 катеров различного назначения.

Авиационный парк БОХР состоит из 45 патрульных самолетов и 146 поисково-спасательных, разведывательных и патрульных вертолетов, которые базируются на аэродромах, расположенных в непосредственной близости от побережья, а палубные вертолеты — на больших сторожевых судах. Патрульные и сторожевые корабли, катера, самолеты и вертолеты вооружены артиллерийскими и стрелковыми автоматическими системами и боевыми ракетами различного назначения.

На береговую охрану США возложены самые разнообразные функции, которые в других государствах относятся к компетенции различных ведомств и служб: пограничная, морской полиции, спасательная, навигационная, ледокольного обеспечения, разведки погоды и защиты окружающей среды.

В рамках выполнения этих задач сотрудники БОХР в среднем ежедневно проводят досмотр 145 судов, задерживают 15 иностранцев, пытающихся проникнуть в США, и конфискуют свыше 200 кг сильных наркотиков. В зимний период ледоколы БОХР обеспечивают проводку судов через льды Великих озер.

Эти и другие операции силы БОХР выполняют в территориальных водах США протяженностью более 25 тыс. морских миль. Кроме того, они контролируют обстановку в экономической зоне площадью около 3,5 млн кв. миль и патрулируют фарватеры и акватории 55 основных портов страны.

Насколько велика ответственность БОХР, можно судить хотя бы по тому, что после терактов сентября 2001 года их силы обеспечивают выполнение запрета для иностранных кораблей подходить к американским ближе чем на 100 ярдов. В случае нарушения этого правила сторожевые корабли БОХР могут открыть огонь и задержать иностранное судно. В целом же служба береговой охраны США, пожалуй, самая надежная из всех систем, предназначенных для борьбы с криминальными элементами и террористами, которые угрожают национальной безопасности и государственным интересам США со стороны Мирового океана.

Марк Штейнберг Источник: /Новое русское слово/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами