Философия ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ
| |||||||
Философия границы | |||||||
В преддверии предстоящего в феврале Всероссийского Офицерского собрания все чаще звучат опасения в связи с проводимым ныне реформированием пограничной сферы Российской Федерации. По мнению профессионалов, эти реформы прямо ведут к разрушению пограничной безопасности страны.
Чтобы не допустить этого, военно-политическому руководству России необходимо от изобилия слов, требований и обещаний о наведении порядка в охране государственной границы срочно перейти к реализации комплекса конкретных, строго продуманных организационных, правовых, технических, экономических, информационных и воспитательных мероприятий.
ХХХ
Защита и охрана государственной границы испокон века считалась в России делом общегосударственным, - независимо от того, подчинялось ли пограничное ведомство другому органу государственной власти (военному министерству, министерству финансов, комитету государственной безопасности, федеральной службе безопасности) или было самостоятельной государственной структурой.
Во все времена в России ведомство охраны границы возглавляли думающие, профессионально подготовленные люди, трудившиеся на этом поприще в духе государственного служения и ставившие на первое место интересы безопасности державы. Реформирование пограничного ведомства всегда проводилась ими на законодательно оформленной базе, осторожно и, как правило, с положительными результатами.
Такие люди есть в России и теперь.
В то же время, многие профессионалы-пограничники приходят к убеждению, что проводимая ломка пограничных органов ФСБ России и системы пограничной безопасности будет иметь конечным результатом окончательное разрушение и без того малоэффективной системы охраны государственной границы. Общество уже на себе физически ощущает последствия пограничной «сверхпрозпачности».
Вместо наведения элементарного порядка и противодействия противоправному вооруженному насилию на границе происходит обдуманное разрушение войсковой составляющей, на которой всегда строилась - и должна строиться в будущем - эффективная охрана границы и других элементов пограничного пространства России. Речь идёт о пограничных войсках.
Серьезной угрозой пограничной безопасности России стал хлынувший в последние два года в Пограничную службу (ПС) ФСБ России поток непрофессионалов.
ХХХ
Важнейшей организационной мерой, направленной на совершенствование охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также ее природных ресурсов, является обоснованный выбор организационно-штатной структуры и рационального способа комплектования пограничных органов ФСБ России личным составом.
Исторический опыт свидетельствует: пограничное ведомство России испокон века было и должно оставаться специальной военной правоохранительной структурой. И тот, кто посягает на войсковую составляющую пограничной безопасности Российской Федерации, работает на разрушение российского государства, увеличивая количество существующих внешних и внутренних угроз.
Упразднение пограничных войск и сохранение в составе Пограничной службы лишь пограничных органов ФСБ России, а также бездумное копирование зарубежного (американского) опыта в части охраны морской части пограничного пространства страны силами «береговой охраны» - это крупная политическая ошибка.
Как результат - пограничные органы ФСБ России, жестко привязанные к федеральным округам, приграничным субъектам Российской Федерации и приграничным районам (их группам), перекладывают общегосударственную задачу защиты и охраны государственной границы страны на региональный и местный уровни со всеми вытекающими из этого последствиями.
А последствия сугубо негативные. В их числе - неизбежная децентрализация управления пограничными структурами, местничество в выработке пограничной политики; послабления в поддержании режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Все это происходит в угоду региональным и местным властно-корпоративным интересам на фоне ухода от ответственности за эффективную защиту и охрану государственной границы страны общегосударственных структур.
ХХХ
Если мы не хотим перечеркнуть многовековой опыт защиты и охраны границ нашего Отечества, в составе Пограничной службы ФСБ России необходимо сохранить и пограничные войска (основной компонент), и пограничные органы.
Основу пограничных войск должны составлять оправдавшие себя исторически пограничные отряды, не связанные функционально с территориями приграничных субъектов Российской Федерации и приграничных районов и подчиняющиеся соответствующим региональным пограничным управлениям, как правило, не совпадающим с федеральными округами страны.
Ответственность за охрану государственной границы страны на морских участках, следует возложить не на «береговые силы» (охранять ведь надо не берег, а границу и морскую часть пограничного пространства), а на пограничные отряды с соответствующим техническим (радиолокационным) обеспечением, тесно взаимодействующие с морскими пограничными соединениями и частями. В состав пограничных органов должны входить: центральный аппарат Пограничной службы ФСБ России; управленческие аппараты региональных пограничных управлений; оперативные органы пограничных войск и формирования пограничного контроля.
Думается, что к войсковым пограничным структурам применять понятие «пограничные органы» не следует, и к тому есть ряд причин.
Во-первых, государственную границу Российской Федерации и другие объекты пограничного пространства необходимо постоянно защищать с применением военной силы.
Во-вторых, при охране пограничного пространства потребность в применении войсковых формирований существует постоянно (контроль местности пограничными нарядами; задержания, а при необходимости уничтожение нарушителей границы, оказывающих вооруженное сопротивление). Необходимо также участвовать в проведении поисков; отражать вооруженные провокации с территории сопредельных государств; участвовать в разрешении приграничных вооруженных конфликтов; прикрывать наиболее опасные участки государственной границы; вести борьбу с незаконными вооруженными формированиями на приграничной территории; проводить на ней демонстративные действия; участвовать в реализации намеченных специальных действий; решать другие задачи, связанные с применением оружия, в том числе обеспечивать собственную безопасность пограничных войск и пограничных органов.
В-третьих, специфика служебно-боевых действий войсковых пограничных формирований требует в большинстве случаев использования ими при необходимости оружия в мирное время, порядок применения которого должен быть закреплен соответствующим нормативным правовым актом (постановлением) Правительства Российской Федерации.
В-четвертых, пограничные органы по определению относятся к структурам «невидимого фронта» и не должны демаскировать себя перед приграничным населением и нарушителями границы проведением силовых акций.
В-пятых, у погранвойск должна существовать своя стратегическая разведка.
Эффективно противодействовать обостряющимся угрозам в пограничной сфере страны, не на словах, а на деле обеспечивать суверенитет и территориальную целостность России можно только на солидной войсковой основе. Это относится и к границам с Китаем, и к границам с республиками Средней Азии и тем более - к границам на Кавказе.
ХХХ
Особая проблема - комплектование пограничных войск и пограничных органов ФСБ России личным составом. Современные реформаторы Пограничной службы полагают, что будущие пограничные органы ФСБ России должны комплектоваться профессионалами на контрактной основе преимущественно офицерами и прапорщиками. Ставить подобную задачу могут только полностью оторванные от реальной жизни границы люди.
После проведения такой реформы только на одно денежное довольствие военнослужащих ПС ФСБ России понадобятся средства, сопоставимые с нынешним годовым бюджетом Пограничной службы.
Если же к этому добавить запланированное создание в пограничной сфере новой инфраструктуры, строительство образцово-показательных служебных и социально-бытовых объектов для вновь развертываемых пограничных органов, переоснащение пограничных формирований современным вооружением, военной и специальной техникой и автоматическими средствами охраны границы, если учесть затраты на материально-техническое обеспечение служебно-боевых действий пограничных органов, осуществляемое по договорам гражданскими фирмами и предприятиями, то финансовые запросы ПС ФСБ России могут возрасти в 3-4 раза. К вопросу о запланированном росте расходов заметим: одновременно с реформой ПС ФСБ России задумано и реформирование Министерства обороны.
ХХХ
В последние годы доказывать необходимость 100-процентного перехода силовых структур России на комплектование военнослужащими по контракту стало своего рода модой.
В качестве обоснований тезиса говорят и о необходимости покончить с «дедовщиной», и о трудностях призыва военнообязанных на действительную военную службу, и о недостатке призывного контингента из-за существующих отсрочек, исключительно плохой демографической ситуации в стране и неудовлетворительного, в целом, состояния здоровья молодежи призывного возраста. Говорят об усложнении вооружения, военной и специальной техники, которую, дескать, невозможно освоить за короткий срок службы по призыву.
Со всеми этими доводами трудно не согласиться. И тем не менее: существует необходимость поддерживать пограничные войска и пограничные органы в постоянной боевой готовности, а это означает что большая часть личного состава любого пограничного формирования должна быть готова действовать по обстановке через 10-15 минут после объявления тревоги, а иногда и быстрее.
Что произойдет, если полностью укомплектовать такое подразделение контрактниками, рабочий день которых ограничен восемью часами? Это означает, что 2/3 из них, как правило, будут находиться вне места дислокации формирования. Чтобы осуществить их сбор даже в экстренном порядке (по тревоге) потребуется затратить, в зависимости от состояния системы оповещения, времени суток, наличия средств доставки и удаления мест проживания от военного городка, от одного до двух-трех часов и более. За такое время от нарушителей государственной границы простынет и след.
Для пограничных формирований наиболее приемлем смешанный способ комплектования военнослужащими, при котором военнослужащими по контракту будут укомплектованы не более 50% личного состава пограничного подразделения. Другие 50% должны проходить службу по призыву и постоянно проживать на казарменном положении. Именно они явятся первоочередным резервом действий пограничного формирования по обстановке, обеспечивают его собственную безопасность, занимаются текущими хозяйственно-бытовыми делами.
ХХХ
Важными вопросами укрепления пограничной безопасности являются организация устойчивого управления и обеспечение служебно-боевых действий пограничных формирований.
С упразднением в Центральном аппарате Пограничной службы главного штаба и нижестоящих штабов руководитель ПС ФСБ России и начальники подчиненных пограничных органов остались без «мозговых центров», составлявших основу устойчивого управления служебно-боевыми действиями пограничных войск и пограничных органов в оперативной обстановке. Возникшие взамен штабов аморфные управленческие структуры разобщены и не могут обеспечить единое руководство пограничными органами ФСБ России и особенно формированиями, осуществляющими непосредственную защиту и охрану государственной границы.
На эффективность пограничной безопасности Российской Федерации отрицательно повлияли также объединение пограничной авиации в масштабе ФСБ России и попытки вывести в самостоятельную структуру так называемые «силы береговой охраны». С точки зрения профессионала, и пограничная авиация, и морские формирования должны входить в качестве важнейших элементов в систему пограничной безопасности соответствующего регионального пограничного управления ФСБ.
Уместно напомнить и о том, что любое формирование, укомплектованное военнослужащими, должно быть способно, как правило, само себя обеспечивать, то есть иметь в своем составе необходимые обеспечивающие структуры. В противном случае резкое снижение эффективности ведения служебно-боевых действий неизбежно. То, что происходит на Кавказе, что было недавно в Нальчике, в какой-то момент может привести к такому всенародному взрыву, который сметет все, включая самих реформаторов! Или мало Беслана, который мог привести к новой кавказской войне, - особенно, если бы вступили в действие боевые формирования армии Южной Осетии, которые отличаются безмерной храбростью и имеют великолепный опыт ведения войны в любых условиях (тогда их, к счастью, удалось сдержать)?
ХХХ
Крайне важны правовые меры укрепления пограничной безопасности России.
Во-первых, в ближайшие 2-3 года необходимо принять федеральный закон «О статусе и режимах Государственной границы Российской Федерации» (рабочее название). В законе должны быть четко прописаны структуры, занимающиеся защитой и охраной пограничного пространства страны на сухопутных, речных и морских участках. Этим законом также должны быть восстановлены пограничные войска.
По новому закону Пограничная служба ФСБ России должна быть превращена в федеральное ведомство в структуре Федеральной службы безопасности, как это сделано с Федеральной миграционной службой в составе МВД России, Федеральной таможенной службой в структуре Министерства экономического развития и торговли и т.п.
Во-вторых, после этого необходимо, максимум в течение одного года, привести в строгое соответствие с требованиями нового закона все ведомственные нормативные документы.
В–третьих, в новом законе должен быть наложен запрет на произвольные изменение его подзаконными актам (сначала должны вноситься поправки в закон и лишь потом издаваться соответствующие ведомственные акты, а не наоборот).
Важной правовой акцией укрепления пограничной безопасности России должна стать быстрейшая разработка новых концептуальных документов (Основ пограничной политики Российской Федерации, Концепций пограничной деятельности ФСБ России и охраны государственной границы страны на ближайшее пятилетие и др.). Очень важно, чтобы в констатирующей части таких документов была дана объективная оценка результатов выполнения предшествующих актов и вскрыты причины имевших место провалов.
Более 10 лет пограничные войска и пограничные органы живут и осуществляют свою деятельность в пограничном пространстве страны по временным уставам. За это время в корне изменилась их организационно-штатная структура, претерпели существенное уточнение способы охраны государственной границы, возросла острота угроз пограничной безопасности, появились практически не охраняемые новые участки границы. Несмотря на это, уставные рекомендации подразделениям, непосредственно охраняющим государственную границу, остались прежними. Вывод: важнейшей правовой задачей для руководства ПС ФСБ России, всех органов управления и научных пограничных подразделений должна стать быстрейшая переработка уставных документов, наставлений и инструкций.
ХХХ
Несколько слов об автоматических средствах охраны государственной границы (на них реформаторы во главе с генерал-лейтенантом Н.Н. Рыбалкиным уповают в первую очередь).
Если в намеченный срок (10-15 лет) срок указанные средства и будут разработаны в опытных образцах (что вызывает сомнения), то до их массового внедрения в охрану государственной границы пройдет еще не менее 5 лет. Более реально, что автоматизированными средствами охраны новые участки государственной границы могут быть оборудованы лишь в 2020-2025 годах.
К другим техническим мерам укрепления пограничной безопасности России должны быть отнесены разработка и оснащение: пограничных органов - новыми специальными техническими средствами; морских формирований и пограничной авиации – перспективными типами кораблей (катеров) и самолетов (вертолетов, легких летательных аппаратов); органов управления всех пограничных формирований – современными комплексами управления, обнаружения, контроля обстановки, компьютерной техникой, объединенной в единую общегосударственную систему освещения обстановки в пограничной сфере страны.
ХХХ
При осуществлении экономических мер укрепления пограничной безопасности России, следует исходить из реальных, а не воображаемых возможностей государства. Кроме того, должны учитываться: существенное удорожание строительства в приграничных районах; трудности нахождения солидных гражданских подрядчиков и невозможность выполнения ими запланированного реформаторами объема строительных работ в течение 2-3 лет; важность определения приоритетов обустройства государственной границы на различных участках, исходя из реальных финансовых, технических и экономических возможностей соответствующего регионального пограничного управления ФСБ России.
Практика свидетельствует, что при сосредоточении основных строительных усилий Пограничной службы ФСБ России в приграничных районах субъектов Российской Федерации Южного федерального округа и практически неограниченном финансировании строительных работ из государственного бюджета сроки ввода в эксплуатацию даже показушных «потемкинских» пограничных объектов на Северном Кавказе фактически сорваны.
Хотелось бы узнать: а видел ли когда-нибудь эти "потемкинские деревни", выстроенные для наших пограничников, Президент России? Согласился бы он с тем, что пограничным заставам, охраняющим государственную границу на Северном Кавказе, еще долго придется располагаться во времянках типа «клозет»?
Применительно ко всей протяженности государственной границы России представляется необходимым: провести детальную инвентаризацию объема строительных и других работ в пограничном пространстве; выявить реальные возможности финансирования такого строительства из государственного бюджета и других источников; строго рассчитать строительные приоритеты по всем направлениям обеспечения пограничной безопасности; уточнить соответствующие государственные программы оборудования границы на различных участках.
Первоочередной задачей следует считать строительство военных городков для подразделений, непосредственно охраняющих государственную границу. Невозможно укрепить пограничную безопасность страны, если пограничники вместо того, чтобы заботиться об укреплении охраны порученного участка государственной границы, будут занимать, как это происходит сейчас, поисками места проживания и пропитания своих семей.
ХХХ
Важными группами мер по укреплению пограничной безопасности Российской Федерации являются тесно увязанные между собой информационные и воспитательные меры. Они должны носить упреждающий по отношению к другим мерам характер, осуществляться постоянно, в личном общении и с помощью СМИ, быть нацеленными на личный состав, членов семей военнослужащих, население приграничных населенных пунктов. Очень важно, чтобы информационные и нравственно-воспитательные меры сопровождались улучшением социально-бытовых условий жизни воинов-пограничников, членов их семей и всего населения приграничной территории.
ХХХ
Общий вывод: военно-политическому руководству России необходимо СРОЧНО сосредоточить внимание на том, чтобы остановить происходящее разрушение пограничной безопасности России новоявленными реформаторами.
| |||||||
http://www.fondsk.ru/pview/2006/02/02/7733.html
Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)
Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.
|
Комментарии
Отправить комментарий