Реферат: Охрана морей и океанов
Реферат: Охрана морей и океанов
В противоположность установившемуся мнению,
океан является наиболее
подходящем местом для
сброса некоторых отходов
человеческой деятельности.
Если
этот процесс тщательно контролируется, он не несёт
вреда жизни океана.
У.Баском
Август 1974 г.
Введение. Загрязнение мирового океана.
Огромная масса вод Мирового
океана формирует климат
планеты, служит
источником атмосферных
осадков. Более половины
кислорода поступает в
атмосферу из океана, и
он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере,
так как способен поглощать
ее избыток, в Мировом океане
ежегодно
вылавливается 85 млн. т.
рыбы.
Мировой океан - это и протеин
для голодающих, которых на
земле миллионы, и
новые лекарства для больных,
вода для пустынь, энергия
и минералы для
промышленности, места
отдыха.
Пожалуй, ни одна проблема
не вызывает сейчас у
человечества таких
оживленных
дискуссий, как проблема
загрязнения Мирового океана.
Последние десятилетия
знаменуются усилением
антропогенных воздействий
на морские экосистемы в
результате загрязнения
морей и океанов. Распространение многих загрязняющих
веществ приобрело локальный, региональный и даже глобальный масштабы. Поэтому
загрязнение морей, океанов
и их биоты стало важнейшей международной
проблемой, а необходимость
охраны морской среды от
загрязнений диктуется
требованиями рационального использования природных
ресурсов. Никто не будет
оспаривать целесообразность
охраны океана и развитой в
нем жизни от вреда,
который могут нанести
выбросы отходов. Важнее
всего то, что мы не имеем
права
пребывать в праздном
ожидании окончательного
решения о том, что есть
«загрязнение»,так как
рискуем оказаться перед
фактом загрязнения, которое
никто и не пытался предот-
вратить. Это тем более
серьёзно, что океан
невозможно очистить, как
реку или озеро.
При обсуждении проблемы
загрязнения океана важно
выделять вопросы трех типов:
(1) Какие вещества, в каких количествах и каким путем
попадают в океан?
Попадают ли они в океан с
речным стоком, из каналов
сброса, при затоплении
танкеров и прочих судов
или переносятся ветром
в море? (2) Что происходит
с
загрязняющими веществами,
когда они попадают в океан?
Как быстро они
разбавляются до безвредных концентраций? Каким образом
они накапливаются в
пищевых цепях? Насколько
быстро разрушаются вредные органические
загрязнители, как нефть,
ДДТ и подобные им вещества?
(3) Какое значение для
протекающих в океане процессов
имеет тот или иной уровень загрязнения?
Подавляется ли рост или
размножение морских организмов? Концентрируется ли
загрязняющее вещество в
морских организмах в таких количествах, что
представляет опасность
для здоровья людей при
употреблении морепродуктов
в
пищу?
Некоторые изменения в
окружающей среде океана,
вызванные человеческой
деятельностью, уже
необратимы. Например,
реки, перегороженные
плотинами,
выносят значительно меньше
пресной воды и осадочного
материала Порты в устьях
рек изменяют характер
движения потока воды в
естественную среду.
Насколько чист должен
быть океан и насколько
человек должен пытаться
сохранить окружающую
среду ? Проблема состоит
в том, чтобы определить,
что
является оптимальным для
общества, и достигнуть
этого с наименьшими
затратами.
Удаление отходов автоматически предполагает загрязнение Всё
живое или
неживое, что своим избытком
снижает качество жизни,
является загрязнением.
Большинство веществ,
называемых загрязнителями,
уже имеются в океане в
огромных количествах:
материал донных осадков,
металлы, соли и все виды
органики. Океан может
выдержать ещё большую
нагрузку этими веществами,
однако
вопрос состоит в том,
насколько большую: до
какого предела океан
будет
выдерживать эту нагрузку
без отрицательных последствий.
В 1973году был предложен
один из подходов к этому
вопросу: «Вода считается
загрязненной, если из-за
своих недостаточно высоких
качеств она не может
удовлетворять самым
высоким требованиям по
её использованию в настоящем
или
будущем». Самыми высокими
требованиями являются занятия
водными видами спорта
и производства морепродуктов,
а также сохранение жизни
в море на постоянном
уровне.
Чтобы поддерживать приемлемый
уровень качества океанских
вод, надо
рассмотреть основные виды
вероятных загрязнителей,
образующихся в результате
хозяйственной деятельности
человека. Один из них -
фекальные стоки (75 г.
сухого веса в твердом виде
на одного человека в день),
которые после
различных способов обработки
попадают в конечном счете в
океан в качестве в
качестве «городских сточных
вод». Кроме того, в океан
направляется поток
отходов со множества
промышленных предприятий.
Обычно эти отходы
подвергаются
предварительной обработке,
в процессе которой удаляются компоненты, которые
скорее всего могут оказаться
опасными, тогда как остальные
сточные воды по
трубам сбрасываются в океан.
Сброс с барж в открытом море - средство
избавления от грунтов,
вынутых в процессе
землечерпательных работ
(при
углублении проходов для
судов), фекалий, химических
отходов. Термическое
(тепловое) загрязнение
представлено нагретой водой
http://works.tarefer.ru/98/100188/index.htmlприбрежных тепловых
электростанций, а так же холодной водой, поступающей с причалов, где
разгружаются суда-газовозы. Кроме того , с судов сбрасывают мусор, а также
балластную воду, содержащую нефть.
Это преднамеренные выбросы; однако загрязнители попадают в океан и другими
путями. Из воздуха поступают мелкие частички пестицидов, распыляемых над
посевами, частицы сажи из дымовых труб, выхлопные газы двигателей
автомобилей и самолетов. От покрытых краской корпусов кораблей отделяются
небольшие количества токсикантов, назначение которых предотвратить обрастание
кораблей водорослями и ракообразными. В результате лесных пожаров из
атмосферы в океан попадает огромное количество золы, окислов металлов. Нефть,
выливающаяся из танкеров в результате морских катастроф и фонтанирующая при
подводном бурении, образует особый вид загрязнителя.
Также в результате многих природных процессов в океан попадают вещества,
которые назывались бы загрязнителями, если бы были продуктами человеческой
деятельности. Пресные воды речного стока оказывают разрушительное воздействие
на такие морские организмы, как кораллы; кроме того, они несут с собой
загрязнители, смытые дождем с деревьев и земли. К тому же большое количество
тяжелых металлов, веществ магмы. А также тепла попадает в океан в результате
извержения вулканов. Нефть просачивалась со дна океана задолго до появления
человека на Земле и продолжает просачиваться и в наши дни.
Рисунок A. Загрязнение поверхности океана нефтью |
Промышленные и химические загрязнения
Среди загрязнения различных видов окружающей среды, химическое загрязнение природных вод имеет особое значение. Достаточно сказать, что без воды человек живет считанные дни. Поэтому рассмотрим подробнее химическое загрязнение природных вод. Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ - загрязнителей, ухудшающих качество воды. Теперь я хотел бы остановиться на нескольких загрязнителях, являющихся продуктами человеческой деятельности, которые наносят наибольший ущерб водам Мирового океана, и описать их более подробно. Нефть и нефтепродукты. Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно- коричневый цвет и обладающую слабой флуорисценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на четыре класса: 1. Парафины (алкены) (до 90% от общего состава) - устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода. Легкие парафины обладают максимальной летучестью и растворимостью в воде. 2. Циклопарафины (30 - 60% от общего состава) насыщенные циклические соединения с 5-6 атомами углерода в кольце. Кроме циклопентана и циклогексана в нефти встречаются бициклические и полициклические соединения этой группы. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению. 3. Ароматические углеводороды (20-40% от общего состава) - ненасыщенные циклические соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше , чем циклопарафины. В нефти присутствуют летучие соединения с молекулой в виде одинарного кольца (бензол). 4. Олефины (алкены) - (до 10% от общего состава) - ненасыщенные нециклические с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую и разветвленную цепь. Нефть и нефтепродукты оказывают вредное воздействие на многие живые организмы и пагубно влияют на все звенья биологической цепи. Далеко в море и на пляже можно видеть небольшие шарики смолоподобного вещества, огромные блестящие пятна и бурую пену. Ежегодно в океан попадает более 10 млн. т. нефти, и по крайней мере половина из них попадает из источников на суше (нефтеперерабатывающие заводы, нефтезаправочные станции). Большое количество нефти поступает в океан в результате естественного просачивания со дна океана, но сколько именно определить сложно. В период между 1973-1984 гг. в США Институтом охраны окружающей среды и энергетики отмечено до 12 000 случаев загрязнения вод нефтью. Большинство зафиксированных разлитий было незначительно и не требовало проведения специальной очистки поверхности океана. Общее количество разлитой нефти колеблется от 8,2 млн. галлонов в 1977 г. до 21,5 млн. галлонов в 1985 г. В период 1970-1982 гг. в мире зарегистрировано 169 крупных аварий танкеров. Можно назвать несколько путей поступления нефти и нефтепродуктов: ¨ бросы в море промывочных, балластных и льяльных вод с судов (23%); ¨ сбросы в портах и припортовых акваториях, включая потери при загрузке бункеров наливных судов (17%); ¨ сброс промышленных отходов и сточных вод (10%); ¨ ливневые стоки (5%); ¨ катастрофы судов и буровых установок в море (6%) ¨ бурение на шельфах (1%); ¨ атмосферные выпадения (10%); ¨ вынос речным стоком во всем многообразии форм (28 %) Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Примером первой крупнейшей аварии нефтеналивного судна может служить катастрофа в 1967 г. танкера «Торри Каньон», в танках которого содержалось 117 тыс. т. сырой кувейтской нефти. Недалеко от мыса Корнуэлл танкер налетел на риф, и в результате пробоин и повреждений в море вылилось около 100 тыс. т. нефти. Под воздействием ветра мощные нефтяные слики достигли побережья Корнуэлла, пересекли Ла-манш и подошли к побережью Бретани (Франция). Морским, прибрежным и пляжным экосистемам был причинен огромный ущерб. С тех пор разливы нефти при авариях судов и морских буровых установок происходит довольно часто. В целом за 1962-1979гг.в результате Аварий в морскую среду поступило около 2 млн. нефти, причем с 1964по 1971 г. 66 тыс. т ежегодно, с 1971 по 1976 г. - по 116 тыс. т, с 1976 по 1979 г. - по 177 тыс. т. За последние 30 лет в Мировом океане пробурено около 2000 скважин, из них только в Северном море начиная с 1964 г. пробурено 1000 и оборудовано 350 промышленных скважин. Из-за незначительных утечек на буровых ежегодно теряется 0,1 млн. т. нефти, но аварийные ситуации также нередки. Большие массы нефти с суши поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнения нефтью из этого источника превышает 2 млн. т. нефти в год. Со стоками промышленности и нефтеперерабатывающих заводов в море ежегодно попадает до 0,5 млн. т. нефти. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой. В конечном итоге наличие нефтяной пленки на поверхности океана может повлиять не только на физикохимические и гидробиологические условия в океане, но и на баланс кислорода в атмосфере.. Органическое загрязнение
Среди вносимых в океан с суши растворимых веществ, большое значение для обитателей водной среды имеют не только минеральные, биогенные элементы, но и органические остатки.Вынос в океан органического вещества оценивается в 300 - 380 млн.т./год.Сточные воды, содержащие суспензии органического происхождения или растворенное органическое вещество, пагубно влияют на состояние водоемов.Осаждаясь, суспензии заливают дно и задерживают развитие или полностью прекращают жизнедеятельность данных микроорганизмов, участвующих в процессе самоочищения вод. При гниении данных осадков могут образовываться вредные соединения и отравляющие вещества, такие как сероводород, которые приводят к загрязнению всей воды в реке. Наличие суспензий затрудняют также проникновение света в глубь воды и замедляет процессы фотосинтеза. Одним из основных санитарных требований, предъявляемых к качеству воды, является содержание в ней необходимого количества кислорода. Вредное действие оказывают все загрязнения, которые так или иначе содействуют снижению содержания кислорода в воде .Поверхностно активные вещества - жиры, масла, смазочные материалы- образуют на поверхности воды пленку, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает степень насыщенности воды кислородом. Значительный объем органических веществ, большинство из которых не свойственно природным водам, сбрасывается в реки вместе с промышленными и бытовыми стоками. Нарастающее загрязнение водоемов и водостоков наблюдается во всех промышленных странах. Информация о содержании некоторых органических веществ в промышленных сточных водах предоставлена на рисунке 3. Рисунок B. Органические загрязнители В связи с быстрыми темпами урбанизации и несколько замедленным строительством очистных сооружений или их неудовлетворительной эксплуатацией водные бассейны и почва загрязняются бытовыми отходами. Особенно ощутимо загрязнение в водоемах с замедленным течением или непроточных (водохранилища, озера). Разлагаясь в водной среде, органические отходы могут стать средой для патогенных организмов. Вода, загрязненная органическими отходами, становится практически непригодной для питья и других надобностей. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода. Если бытовые сточные воды поступают в водоем в очень больших количествах, то содержание растворимого кислорода может понизится ниже уровня, необходимого для жизни морских и пресноводных организмов.Неорганическое загрязнение
Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам. Токсический эффект некоторых наиболее распространенных загрязнителей гидросферы представлен на рисунке 2:
Рисунок C. Степень токсичности некоторых веществ |
Бытовые отходы
В моря и океаны через реки, непосредственно с суши, а также с судов и барж попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, отстойной шлам, отбросы).Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях. В поверхностном слое моря в огромных количествах развиваются бактерии - полезные, играющие важную роль в жизни нейстона и всего моря, и патогенные, возбудители желудочно-кишечных и других заболеваний. Бытовые отбросы опасны не только тем, что являются переносчиками болезней человека (главным образом кишечной группы - брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ. Кислород поддерживает жизнь в море, он - необходимый элемент процесса разложения органических веществ, поступающих в водную среду. Коммунальные же отбросы, поступающие в воду в очень больших количествах, могут значительно снизить содержание растворимого кислорода. В последние десятилетия особым видом твердых отбросов, загрязняющих океаны, стали пластмассовые изделия (синтетические пленки и емкости, пластмассовые сети). Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности, загрязняют морское побережье. Серьезную опасность представляют пластмассовые отходы для судоходства: опутывая гребные винты судов, засоряя трубопроводы системы охлаждения морских двигателей, они не редко становятся причиной кораблекрушений. Известны случаи гибели крупных морских млекопитающих из-за механической закупорки легких кусками синтетической упаковки. Загрязняют моря, и особенно их прибрежные части, фановые и хозяйственно- бытовые сточные воды судов. Их количество постоянно увеличивается, так как возрастает интенсивность судоходства и суда становятся все более благоустроенными. Величина водопотребления на пассажирских судах приближается к показателям крупных городов и составляет 300-400 л на человека в сутки. В Северном море возникла реальная угроза гибели фауны и флоры из-за загрязнения нечистотами, выносимыми с материка реками. Прибрежные районы Северного моря очень мелководны; приливы и отливы в нем незначительны, что также не способствует самоочищению моря. К тому же на его берегах расположены страны с большой плотностью населения высокоразвитой промышленностью, и загрязнение района достигло крайне высокого уровня. Усугубляет экологическую ситуацию то, что в последние годы в Северном море интенсивно развивается добыча нефти. Бесхозяйственное, хищническое отношение к богатствам Мирового океана ведет к нарушению природного равновесия, гибели в некоторых районах океанической флоры и фауны, отравлению людей зараженными продуктами моря.Тепловое загрязнение
Тепловое загрязнение поверхности водоемов и прибрежных морских акваторий возникает в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоемах на 6-8 градусов Цельсия. Разница не превышает естественных изменений температуры и поэтому не представляет опасности для большинства взрослых обитателей моря. Однако при заборе воды засасываются икра, личинки, молодь, обитающие в прибрежных водах. Они проходят через электростанцию вместе с водой для охлаждения, где неожиданно подвергаются воздействию высокой температуры, сниженному давлению, что оказывается для них губительным. Площадь пятен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 кв. км. По этой и другим причинам было бы целесообразно размещать электростанции в открытом море, где можно забирать воду с более глубоких и прохладных слоев, менее богатых живыми организмами. Тогда, если электростанции атомные, была бы также снижена опасность последствий возможной аварии. Если электростанции работают на нефти и угле, то горючее могло бы доставлятся судами прямо на станцию, тогда как береговая линия могла бы быть использована для непромышленных целей. Более устойчивая температурная стратификация препятствует водообмену поверхностным и донным слоем. Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его возрастает, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органическое вещество. Усиливается видовое разнообразие фитопланктона и всей флоры водорослей. Сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг). Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Сброс (dumping) - это термин, имеющий особое значение; его нельзя смешивать с засорением ( загрязнением) мусором или выбросам по трубам. Сброс - это доставка отходов в открытое море и выбрасывание их в специально отведенных для этого местах. С барж , вывозящих твердые отходы , последние сбрасывают через донные люки. Жидкие отходы обычно выкачивают через погруженную в воду трубу в турбулентную кильватерную струю судна. Кроме того, некоторые отходы захороняют с барж в закрытых стальных или иных контейнерах. Большую часть сбрасываемого материала составляет взвешенный грунт, засасываемый землечерпательным снарядом с приемной воронкой со дна гавани и портов при углублении фарватеров. В 1968 г. в Атлантический океан было сброшено 28 миллионов тон этого материала. Следующим по объему является относительно чистый материал - это также грунт, вынимаемый экскаваторами при строительстве, затем всякий осадок (ил) городских отходов и, наконец, такие промышленные отходы, как кислоты и другие химикаты. В некоторых районах городские отходы не затопляются с барж, а сбрасываются в океан по специальным трубам; в других районах их сливают в накопители на суше или используют в качестве удобрений, хотя содержащиеся в стоках тяжелые металлы могут вызвать в отдаленном будущем неблагоприятные последствия. Широкая гамма промышленных отходов (растворители, используемые в фармацевтическом производстве, отработанные кислоты титановых красителей, щелочные растворы предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, металлический кальций, слоистые фильтры, соли и хлористые углеводороды) сбрасываются время от времени в разных местах. Какой ущерб наносит морским организмам сброс подобных материалов ? Мутность, появляющаяся при сбрасывании отходов, как правило, исчезает в течение суток. Сбрасываемый во взвешенном состоянии грунт покрывает грязью обитателей дна в виде тонкого слоя, из-под которого многие животные выбираются на поверхность, а некоторые замещаются через год новыми колониями таких же организмов. Илы бытовых отходов с высоким содержанием тяжелых металлов могут быть токсичными, особенно когда при соединении с органическими веществами образуется среда с пониженным содержанием кислорода; в ней могут существовать только немногие живые организмы. Кроме того, ил может иметь высокий бактериологический показатель. Очевидно, что промышленные отходы в больших объемах опасны для жизнедеятельности океана и поэтому не должны сбрасываться в него. Сбрасывание отходов в океан как таковое еще нуждается в тщательном исследовании. Располагая надежными данными, можно по прежнему разрешать сбрасывать в море такие материалы, как грунты, но следует запретить сброс других веществ - например, химикатов. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса. Глубоководные участки дна моря можно выделить для этой цели на основании таких же критериев, как и при выборе мест для городских свалок - удобства их использования и малой биологической ценности.Охрана вод мирового океана
Далее я хочу описать возможные методы и используемые для отчистки вод мирового океана и самоочищение морей. Человек должен как-то избавляться от своих отходов, и океан является наиболее подходящим местом для некоторых из них. Самоочищение морей и океанов. Самоочищение морей и океанов - сложный процесс, при котором происходит разрушение компонентов загрязнения и включения их в общий круговорот веществ. Способность моря перерабатывать углеводороды и другие виды загрязнения небезгранична. В настоящее время многие акватории уже утратили способность к самоочищению. Некоторые заливы и бухты нефть, в больших количествах скопившаяся в донных отложениях, превратила практически в мертвые зоны. Существует прямая зависимость между численностью нефтеокисляющих микроорганизмов и интенсивностью нефтяного загрязнения морской воды. Самое большое число микроорганизмов выделялось в районах нефтяного загрязнения, при этом количество бактерий, растущих на нефти, доходит до миллиона на 1 л. Морской воды. Наряду с численностью микроорганизмов в местах постоянного нефтяного загрязнения растет и видовое разнообразие. Это, по всей видимости, можно объяснить большой сложностью химического состава нефти, различные компоненты которой могут потребляться только определенными видами микроорганизмов. Связь между численностью и видовым разнообразием микроорганизмов, с одной стороны, и интенсивностью нефтяного загрязнения, с другой - дает основания рассматривать нефтеокисляющие микроорганизмы как индикаторы нефтяного загрязнения. Микроорганизмы моря функционируют в составе сложного микробиоценоза, который реагирует на чужеродные вещества как на единое целое. Не многие виды организмов способны полностью разложить нефть. Такие формы выделяются из воды редко, и процесс деградации нефти не бывает интенсивным. Смешанное бактериальное «население» более эффективно разрушает нефть и отдельные углеводороды. К морским организмам, которые участвуют в процессах самоочищения, относятся моллюски. Различают два группы моллюсков. В первую входят мидии, устрицы, гребешок и некоторые другие. Их ротовое отверстие состоит из двух трубочек (сифонов). Через один сифон всасывается морская вода со всеми взвешенными в ней частицами, которые оседают в специальном аппарате моллюска, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море. Все съедобные частицы частицы усваиваются, а непереваренные крупными комочками выбрасываются наружу. Плотное население мидий на площади 1 кв. м. Фильтрует за сутки до 200 м. куб. воды. Мидии - один из самых распространенных морских водных организмов. Крупный моллюск может пропустить через себя до 70 л. воды в сутки и таким образом очистить ее от возможных механических примесей и некоторых органических соединений. Подсчитано, что только в северо-западной части черного моря мидии профильтровывают за сутки более 100 км куб воды. Подобно мидии, питаются и другие морские животные - мшанки, губки, асцидии. У моллюсков второй группы раковина или закрученная, овально-кониеской формы (рапаны, литорины), или напоминает колпачок (морское блюдечко). Ползая по камням, сваям, причалам, растениям, днищам судов, они ежедневно прочищают огромные заросшие поверхности. Морские организмы (их поведение и состояние) являются индикаторами нефтяных загрязнений, т.е. они как бы осуществляют биологическое наблюдение за окружающей средой. Однако морские организмы не только пассивные регистраторы, но и непосредственные участники процесса естественного самоочищения среды. Известны около 70 родов микроорганизмов, включая бактерии, грибы, дрожжи, которые способны вступать в единоборство с нефтью. Им принадлежит важнейшая роль разложения нефти и углеводородов в море. Не менее значительная роль микроорганизмов в борьбе с пестицидами: накапливая в себе вредные продукты, бактерии сигнализируют о загрязнении морской среды. Вот почему так важно выяснить как можно больше таких организмов-индикаторов, получить предельно подробную информацию об их поведении в тех или иных условиях, об их состоянии в зависимости условий окружающей среды. Как выяснилось в последнее время, наиболее действенные в переработке пестицидов макрофиты - водоросли, растущие на небольших глубинах и у берега. В Мировом океане биота еще практически не нарушена: при внешних воздействиях, выводящих систему из состояния устойчивого равновесия, равновесие смещается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабевает.Охрана морей и океанов
Охрана морей и океанов должна проводится не только физически, проводя различные исследования по очищению воды и внедрения новых методов и способов очистки, но должна основываться и на законодательствах и правовых документах, определяющих обязанности людей охранять морскую среду. В 1954 г. в Лондоне прошла международная конференция, ставившая целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. Впервые в истории человечества был принят международный правовой документ, определяющий государств охранять морскую среду. Международная конвенция 1954 г. по предотвращению загрязнения моря нефтью была зарегистрирована ООН. Дальнейшая забота об охране Мирового океана нашла выражение в четырех конвенциях, принятых на 1-й Международной конференции ООН по морскому праву в Женеве в 1958 г.: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Под открытом море подразумевается все части моря, не входящие ни в территориальные моря, ни во внутренние воды любого государства. Женевская конвенция об открытом море с целью предотвращения загрязнения морской среды и нанесения ей ущерба обязывает каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять море нефтью, радиоактивными отходами и другими веществами. Международные конвенции сыграли определенную роль в предотвращении загрязнения морской среды, но в тоже время выявила и слабые места. В 1973 г. в Лондоне была созвана Международная конференция по предотвращению загрязнения моря. Конференция приняла Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря с судов. Конвенция 1973 г. предусматривает меры, предупреждающие загрязнение морей не только нефтью, но и другими вредными жидкими веществами, а также отходами (сточные воды, мусор судов и т.п.). Согласно Конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том , что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном состоянии и не загрязняют море. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе судна в порт. Конвенция устанавливает жесткие нормы содержания нефти в сбрасываемой танкерами воде. Суда водоизмещением более 70 тыс. т должны располагать емкостями приема чистого балласта - в такие отсеки нефть грузить запрещается. В особых районах полностью запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров и сухогрузных судов водоизмещением свыше 400 т. Все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Все транспортные суда оснащаются сепарационными устройствами для очистки сливных вод, а танкеры - устройствами, позволяющими осуществлять мойку танкеров без слива нефтяных остатков в море. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки. Береговые очистные сооружения, куда поступает отработанная вода с судов, не только очищают от загрязнения, но и регенерируют тысячи тон нефти. На судах помещаются установки для уничтожения шламов машинных отделений, отходов и мусора, опорожняемых в плавучие и береговые приемные устройства. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию и обеспечивающий абсолютную чистоту танкеров после промывки. Добавка к промывной воде смеси нескольких поверхностно-активных веществ позволяет осуществить на самом танкере с помощью несложной установки очистку без сброса с судна загрязненной воды или остатков нефти с регенерацией ее для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти. Танкерные емкости очищаются так, что в них после нефти можно перевозить даже пищевые продукты. При отсутствии такой установки промывку на танкере можно осуществлять с помощью очистной станции, которая производит механизированную мойку емкостей из-под нефтепродуктов всех сортов по замкнутому контуру с помощью подогретого до 70-80 С раствора. Очистная станция также отделяет нефтепродукты от принимаемых с судов сточно-балластных вод, очищает от механических примесей и обезвоживает остатки нефти, отмывает от нефтепродуктов удаленную из цистерн ржавчину. В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции нефтеналивных судов. Так, супертанкеры, вмещающие 150 тыс. т груза, имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая внешняя, оболочка. Для отмывки топливных цистерн сухогрузов созданы плавучие очистные станции. Мощная водогрейная установка с двумя котлами нагревает воду до 80-90 С, и насосы перекачивают ее в танкеры. Грязная вода вместе с отмытой нефтью поступает обратно на очистную станцию, где проходит три каскада отстойников. И, вновь подогретая, опять, откачивается на мойку. При этом для подогрева используют нефть, извлеченную из грязной воды. Для систематической очистки портовых акваторий от случайных разливов и загрязнений нефтью применяются плавучие нефтесборщики и боновые заграждения. Нефтесборщики НСМ-4 повышенной морепроходимости рейдах с удалением от порта до 10 морских миль при волнении моря до способны очищать море от плавающих нефтепродуктов и мусора вдоль побережья и на открытых морских трех баллов и силе ветра до четырех балов. Боновые заграждения, предназначенные для локализации случайных разливов нефтепродуктов как в акваториях портов, так и в открытом море, строят из стеклопластика, устойчивого при значительных скоростях ветра и течений. В ряде случаев целесообразно предотвращать растекание нефти не механическими (боновыми заграждениями), а физико-химическими методами. С этой целью по всему периметру нефтяного пятна ли только с подветренной стороны наносят поверхностно-активные вещества - нефтесобиратели. В случае крупной утечки для локализации нефтяного пятна одновременно используют механические и химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться повторно в качестве сорбента. Такие сорбенты очень удобны из-за простой технологии применения и невысокой стоимости. Однако массовое производство таких препаратов пока не налажено. В настоящее время разработаны сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Главное требование, которое к ним предъявляется, - непотопляемость. Собранные с водной поверхности, некоторые сорбенты после регенерации могут применяться повторно, другие подлежат утилизации. Имеются препараты, позволяющие собирать с поверхности воды до 90% разлитой нефти. Впоследствии их можно использовать для производства битума и других строительных материалов. Еще одно важное качество, которым должен обладать сорбент, - способность захватывать большое количество нефти. Пенопласты, полученные на основе сложных полиэфиров, за 5 мин поглощают количество нефти в 20 раз превышающее собственную массу. Эти вещества прошли успешные испытания в Одесском порту и при ликвидации последствий разлива дизельного топлива на заболоченной местности. Недостатком же их следует считать то, что ими нельзя пользоваться при волнении моря. После сбора разлитой нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить диспергированием, т.е. разбрызгиванием н водную поверхность препаратов, под действием которых происходит распад нефтяной пленки. Диспергенты не извлекаются из воды, поэтому основным требованием к ним является их биологическая безопасность. Кроме того, они должны сохранить свои свойства при сильном разбавлении морской водой. Нефтяная пленка после такой обработки распределяется в толще воды, где подвергается окончательному разрушению в результате биохимических процессов, обуславливающих самоочищение. Оригинальный способ очистки воды от разлившейся нефти продемонстрировали американские ученые в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластина. К ней подключается акустическая установка. Под действием вибрации нефть сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластина, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток высокого напряжения, также подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает. Если мощность акустической установки недостаточно велика, нефть лишь превращается в плотную массу, которую удаляют из воды механическим способом. Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел ученые США создали модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере- катамаране из этого материала между корпусами установили своеобразную штору, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в специально приготовленную емкость. Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств, ликвидирующих нефтяное загрязнение, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением даже самых эффективных методик очистки от загрязнений невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем заинтересованным странам сообща, - предотвращение загрязнения. Охрана морских прибрежных вод. Прибрежная водоохранная зона - территория, прилегающая к акваториям объектов, на которых устанавливается специальный режим, не допускающий загрязнения, засорения и истощения вод. Границы прибрежного охраняемого района определяются границами района фактического и перспективного морского водопользования населения и двух поясов зоны санитарной охраны. Район морского водопользования организуется для обеспечения эпидемической безопасности и предупреждения случаев ограничения водопользования из-за загрязнения вредными химическими веществами. Ширина этого района в сторону моря обычно не мене 2 км. В первом поясе зоны санитарной охраны не допускается превышение установленных нормативных показателей микробного и химического загрязнения в результате спуска сточных вод. По береговой протяженности и ширине в сторону моря пояс должен составлять не менее 10 км от границы района водопользования. Второй пояс зоны санитарной охраны предназначается для предотвращения загрязнения района водопользования и первого пояса санитарной охраны в результате сбросов с морских судов и промышленных объектов. Границы второго пояса определяются границами территориальных вод для внутренних и внешних море в соответствии с требованиями международной конвенции. Запрещается сбрасывать в море сточные вод, которые можно использовать в системах оборотного и повторного водоснабжения: с содержанием отходов подлежащих утилизации, производственное сырье, реагенты, полупродукты и, конечно, продукты производства в количествах, превышающих установленные нормативы технологических потерь, вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК). Запрещаются сбросы очищенных промышленных и бытовых сточных вод, включая судовые, в границах района водопользования. Оценка степени и характера органических загрязнений, превышающих установленные нормативы, производится с учетом общей санитарной ситуации и других прямых и косвенных санитарных показателей загрязнения морской воды. Дифференцированные требования к составу и свойствам морской воды района водопользования и первогопояса зоны санитарной охраны приведены в табл.1 В местах водозаборов, в плавательных бассейнах с морской водой количество бактерий (кишечных палочек) и энтерококов не должно превышать, соответственно, 100/л и 50/л. В местах массового купания контролируется и наличие стафилококков в воде. Если их количество превышает 100/л, пляжи закрываются. При систематическом сезонном развитии и скоплении водорослей район водопользования от них следует очищать. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радиоактивные вещества, должны осуществляться в соответствии с действующими нормативами радиационной безопасности и санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений. Требования к составу и свойствам морской воды района водопользования и первого пояса зоны санитарной охраны
Показатели состава и свойств морской воды
|
Общие требования и нормативы показателей
состава и свойств морской воды
| |
Район водопользования
|
1 пояс зоны санитарной охраны
| |
Плавающие примеси
ЗапахиПрозрачность Окраска Биохимическая потребность воды в кислороде (БПК) Возбудители инфекционных заболеваний Количество лактозо-положительных бактерий группы кишечных палочек в 1 л воды Вредные вещества | Отсутствие необычных для морской воды плавающих веществ на поверхности в верхнем 20 - сантиметровом слое воды (пленки, масляные пятна, включения и другие примеси) Интенсивность необычных для морской воды запахов не должна превышать порога восприятия (2 балла) при отсутствии постороннего запаха и привкуса пищевых продуктов моря. Не менее 30 см. Если снижение прозрачности обусловлено местными гидрофизическими, топографо-гидрологическими и другими природно-климатическими факторами, величина ее не регламентируется. Не допускается окраска морской воды в столбике воды 10 см. Не должна превышать 3,0 мг/л кислорода при 20 градусах. Не должна обнаруживаться Не должно превышать 1000 Регламентируется в соответствии с перечнем гигиенических нормативов для морских вод |
Отсутствие необычных для морской воды плавающих веществ и других примесей на поверхности
Отсутствие постороннего запаха и привкуса у пищевых продуктов моря.
Не регламентируется
Не регламентируетсяНе регламентируется Не регламентируется
Регламентируется применительно к условиям спуска сточных вод
Регламентируется в соответствии с перечнем гигиенических нормативов для морских вод |
Список литературы
1. Наука об океане; Москва; 1981 2. Океан сам по себе и для нас»; Москва; 1982 3. Биология моря; Р. Керингтон; Ленинград; 1966 4. На перекрестках экологии; В.В. Плотников; 1985 5. Экология, окружающая среда и человек; Ю.В. Новиков; Москва 1998. 6. Охрана окружающей среды; С. В. Белова; Москва «Высшая школа»; 1991 г. 7. Охрана окружающей среды; А. М. Владимиров; Ленинград Гидрометеоиздат»; 1991 8. Волоцков Ф.П. Очистка и использование сточных вод гальванических производств. М.: Химия,1983. 9. Бучило Э. Очистка сточных вод травильных и гальванических отделений. М.: Энергия, 1977. 10. Костюк В.Н. Очистка сточных вод машиностроительных предприятий. Л.: Химия, 1990. 11. Яковлев С.В. Очистка производственных сточных вод. М.: Стройиздат, 1979. 12. Когановский А.М. Очистка и использование сточных вод в промышленном водоснабжении. М.: Химия, 1983. 13. Очистка промышленных сточных вод. Под ред. Кравеца В.И. Киев: Техника, 1974. ОГЛАВЛЕНИЕ þ Введение 1 þ Промышленные и химические загрязнения 4 1.1 Нефть и нефтепродукты 5 1.2 Органические соединения 7 1.3 Неорганические соединения 9 1.4 Пестициды 10 1.5 Синтетические поверхностно-активные вещества 11 1.6 Соединения с канцерогенными свойствами 12 1.7 Тяжелые металлы 12 1.8 Бытовые отходы 13 1.9 Тепловое загрязнение 14 1.10 Сброс отходов в океан (Дампинг) 15 þ Охрана вод мирового океана 17 2.1 Самоочищение морей 17 2.2 Охрана морей и океанов, методы очистки 19 2.3 Законодательство по охране вод мирового океана 20 2.4 Методы очистки воды от нефти 21 2.5 Требования к составу морской воды 22 2.6 Охрана морских прибрежных вод 24 2.7 Охрана вод от загрязнения при бурении скважин на нефть и газ 26 2.8 Контроль за уровнем загрязнения морей 27 þ Заключение 29 þСписок литературы 31http://works.tarefer.ru/98/100188/index.html
Комментарии
Отправить комментарий