Береговая охрана США


Береговая охрана США
Капитан 1 ранга Д. Рюриков,
http://pentagonus.ru/publ/38-1-0-410           капитан 2 ранга А. Васильев
В соответствии с американским законодательством береговая охрана (БОХР) США является специфической военной службой, предназначенной для наблюдения за выполнением федеральных законов и обеспечения безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоемах страны. В мирное время она подчинена (с 1 марта 2003 года) министерству внутренней безопасности страны, а в военное распоряжением президента передается в оперативное подчинение ВМС.
Организационная структура БОХР предусматривает деление территории континентальной части США, Аляски, Гавайских о-вов и омывающих их вод океанов на две зоны - Атлантическую, которая объединяет пять морских районов (1, 5, 7, 8 и 9-й), и Тихоокеанскую, включающую четыре района (11, 13, 14 и 17-й).
Береговую охрану США возглавляет комендант (в звании адмирала), который несет ответственность за планирование повседневной деятельности подчиненных ему сил, строительство и перспективы их развития, финансирование, материально-техническое обеспечение и тыловое обслуживание, боевую готовность и боевую подготовку, взаимодействие с другими федеральными службами и зарубежными поисково-спасательными организациями. Комендант БОХР в оперативном отношении тесно взаимодействует с объединенным командованием (ОК) ВС США в зоне Северной Америки, ОЦК и ОК ВС США в Европейской зоне. Коменданту БОХР подчинены его заместитель (вице-комендант), начальник штаба и командующие зонами. На начальника штаба замыкаются части центрального подчинения.
Командующие зонами БОХР через свои штабы направляют деятельность командований МТО зон и командиров районов. Командирам морских районов подчинены силы флота и авиации БОХР, а также поисково-спасательные станции и другие подразделения БОХР, базирующиеся в пределах границ морских районов. Командиры морских районов через свои штабы осуществляют общее руководство деятельностью сил по выполнению стоящих перед ними задач и являются координаторами поисково-спасательных операций. Они отвечают за организацию и управление поисково-спасательными операциями, эффективность и своевременность их проведения. Во время проведения операции им подчинены все силы, в ней участвующие, независимо от их организационной принадлежности. Непосредственное руководство действиями сил в операции осуществляется из спасательно-координационного центра соответствующего района БОХР.
В условиях мирного времени в штабах командующих зонами и командиров районов БОХР разрабатываются плановые документы, которыми предусматривается проведение экстренных мероприятий (на случай введения в стране чрезвычайного положения) по обеспечению охраны и безопасности объектов и побережья, находящихся в пределах границ соответствующих зон и районов. В этих же целях планируются и проводятся тактические учения, на которых силы БОХР отрабатывают на практике действия по обороне объектов и участков побережья, предусмотренные действующими планами. С объявлением в стране чрезвычайного положения морские зоны и районы БОХР преобразуются в морские оборонительные зоны и районы соответственно, а их командование приступает к реализации плановых мероприятий (разработанных в мирное время) по обороне объектов и участков побережья. Основные силы флота и авиации БОХР привлекаются к патрулированию в полосе водной акватории у побережья континентальной части США шириной до 200 миль с целью ведения разведки и наблюдения за оперативной обстановкой, поиска и борьбы с подводными лодками, защиты прибрежных морских коммуникаций и прикрытия побережья. Кроме того, усиливается охрана наиболее важных объектов инфраструктуры портов и других морских сооружений, которые могут быть выбраны террористами в качестве целей для атаки.
Система управления и связи БОХР обеспечивает сбор необходимой информации, ее оперативную обработку, подготовку обоснованных решений и доведение их до соответствующих командиров частей и подразделений для исполнения. В каждом районе БОХР связь между штабами, кораблями, судами, частями и подразделениями авиации и спасательными станциями обеспечивается районной подсистемой связи. Ее основу составляют центр связи и радиостанции, образующие линии и сети буквопечатающей, фототелеграфной и радиотелефонной связи. При необходимости могут быть использованы элементы системы связи ВМС США. Совместимость систем связи БОХР и ВМС предусмотрена военным законодательством.
Боевой состав БОХР, Для выполнения поставленных задач береговая охрана располагает необходимыми силами и средствами флота и авиации. Корабельный и судовой состав флота насчитывает 240 кораблей, катеров и вспомогательных судов, в том числе: 42 сторожевых корабля, 109 патрульных катеров (водоизмещением от 91 до 386 т), четыре ледокола, одно учебное парусное судно (барк «Игл»), 66 вспомогательных судов навигационного и гидротехническо¬го обеспечения, девять ледокольных и 11 портовых буксиров, а также около 700 вспомогательных катеров различного назначения (водоизмещением от 3 до 20 т).
На вооружении частей авиации БОХР состоят 45 патрульных самолетов и 146 поисково-спасательных, разведывательных и патрульных вертолетов, которые приписаны к 29 авиабазам и аэродромам, расположенным в основном на незначительном удалении от побережья, и в условиях повседневной деятельности привлекаются для выполнения широкого спектра задач в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.
Численность личного состава БОХР поддерживается на следующем уровне: в регулярных силах - более 38 тыс. военнослужащих (свыше 6 000 офицеров), в организованном резерве - 10 700 человек, а также 37 600 добровольцев в составе вспомогательной службы. Кроме того, на предприятиях береговой охраны работают более 6 тыс. рабочих и служащих.
Корабли и катера, длина корпуса которых превышает 82 м, находятся в ведении командующих зонами, а с корпусами длиной менее 82 м - командиров районов БОХР. Малотоннажные катера имеют различное пред¬назначение и используются в прибрежных водах, на внутренних водных коммуникациях и в портах. Судно навигационного обеспечения «Акация» (WLB-406) предполагается вывести из состава флота БОХР к осени 2005 года. Все корабли, катера и суда БОХР организационно сведены в 39 групп, которые приписаны примерно к 50 портам Атлантического и Тихоокеанского побережий США, Великих озер и Мексиканского залива.
Силы флота представлены сторожевыми кораблями (СКР) двух типов — большими и средними, а также патрульными катерами различных классов и типов. Большие сторожевые корабли типа «Гамильтон» (полным водоизмещением 3 300 т) были построены в период с 1967 по 1972 год в серии из 12 единиц. В 1985-1992 годах они прошли капитальный ремонт и модернизацию по программе FRAM. На них были улучшены условия для базирования вертолетов, обновлены радиотехнические системы и гидроакустическая аппаратура, средства связи и системы управления огнем. Корабли этого класса обладают большой автономностью плавания и по своим боевым возможностям сравнимы с некоторыми боевыми кораблями ВМС. Это позволяет использовать их в составе оперативных формирований флота, развертываемых в передовых районах. Кроме того, корабли типа «Гамильтон» активно привлекаются для перехвата судов, пытающихся нелегально доставлять на территорию США иностранцев, контрабандные грузы, и в первую очередь наркотики, а также для охраны исключительно экономической зоны страны. Их вооружение включает 76-мм артустановки Мк 75, две 25-мм АУ Мк 28, шестиствольный ЗАК «Вулкан-Фаланкс»; два 12,7-мм пулемета, две ПУ для постановки заградительных помех и ложных целей. Корабли оборудованы ангаром и взлетной площадкой для одного вертолета «Джейхок». СКР типа «Гамильтон» близки к достижению максимальных сроков пребывания в боевом составе флота БОХР, установленного для кораблей этого класса. С целью их своевременной замены в США начато строительство сторожевых кораблей нового типа (National Security Cutters) большего водоизмещения (полное 3 956 т) и длиной 128,3 м. Головной корабль в серии из восьми был заложен в середине 2004 года на судоверфи компании «Нортроп-Грумман шип системз». Передача его флоту БОХР должна состояться в конце 2006 года, а ввод в боевой состав ожидается в 2007-м.
Средние сторожевые корабли представлены несколькими типами. СКР типа «Феймос» (полным водоизмещением 1 820 т) строились в 1983-1991 годах в серии из 13 кораблей. Основное их назначение - надзор за выполнением мореплавателями федерального морского законодательства и международного морского права, перехвата судов, пытающихся нелегально доставлять в страну иностранцев и наркотики, а также выполнение других задач в интересах обеспечения безопасности государства в территориальных водах США и на удалении до 500 миль от побережья. В состав вооружения кораблей этого типа входят 76-мм артустановка Мк 75, два пулемета калибра 12,7 мм или два 40-мм гранатомета, а также две ПУ для постановки заградительных помех и ложных целей. Для высадки специально подготовленных специалистов на подозрительные суда с целью проверки документов и досмотра грузов на борту патрульных кораблей имеется по два катера, ангар и платформа для вертолета.
Средние сторожевые корабли типа «Рилайенс» (водоизмещением до 1 129 т) были построены в серии из 14 единиц в период с 1964 по 1969 год и в 1989-1994 годах прошли модернизацию по программе ММА (Major Maintenance Availability). Основным предназначением СКР этого типа является обеспечение соблюдения мореплавателями федеральных законов и международного морского права в водах, находящихся под юрисдикцией США, а также поиск и оказание помощи судам, терпящим бедствие на море. В составе вооружения кораблей имеется 25-мм артустановка Мк 38 и два 12,7-мм пулемета. При отсутствии ангара на борту оборудована платформа для вертолета.
Кроме того, в составе БОХР сохранились три средних сторожевых корабля более ранней постройки. СКР «Сторис» постройки 1942 года считается одним из наиболее устаревших кораблей береговой охраны.
Сроки вывода этого корабля из боевого состава несколько раз переносились, а в 1986 году он прошел модернизацию по программе ММА и был оставлен в составе флота БОХР. Корабль имеет на вооружении 25-мм артустановку Мк 38 и в настоящее время базируется в ВМБ Кадьяк (штат Аляска).
Сторожевой корабль «Акушнет» типа «Дайвер», в прошлом спасательное судно ВМС США (постройки 1944 года), был передан флоту БОХР вскоре после окончания Второй мировой войны, с 1980 года стал использоваться в качестве патрульного корабля, прошел капитальный ремонт и переоборудование в 1983-м. Базируется в порту Кетчикан (Аляска).
Сторожевой корабль «Алекс Хейли» типа «Эдентон» (постройки 1971 года) в прошлом также являлся спасательным судном ВМС США, был передан флоту БОХР в 1997-м для переоборудования и используется в водах Аляскинского залива для надзора за выполнением мореплавателями федерального морского законодательства, поиска и оказания помощи судам, терпящим бедствие на море, охраны промысловой зоны рыболовства. Вооружен двумя 25-мм артустановками Мк 38 и двумя 12,7-мм пулеметами. На корабле имеется платформа для базирования вертолета.
Программой модернизации БОХР - «Дипуотер» - предусматривается строительство 25 прибрежных патрульных кораблей (OPV - Offshore Patrol Vessel), которые должны заменить в составе флота устаревающие средние сторожевые корабли. Строительство первого корабля этого типа (с корпусом длиной 100 м) планируется начать в 2009 году с передачей флоту БОХР в 2012-м.
Большие патрульные катера (БПКА) предназначены для контроля за соблюдением федеральных законов в территориальных водах США и выполнения задач по поиску и спасению на море. Основными видами их деятельности являются патрулирование в прибрежных районах и дежурство в порту в режиме повышенной готовности к выходу в море. В составе флота БОХР они представлены двумя типами - «Айленд» и «Марин Протектор».
БПКА типа «Айленд» были построены в период с 1986 по 1992 год по проекту британской фирмы «Воспер Торникрофт» тремя сериями: А (бортовые номера 1301-1316), В (1317-1337) и С (1338-1349) водоизмещением 168, 154 и 134 т соответственно. Они быстроходны, маневренны и вооружены 25-мм АУ Мк 38 и двумя 12,7-мм пулеметами. В соответствии с программой «Дипуотер» все 49 катеров этого типа подлежат модернизации с целью дооборудования их новыми электронными системами боевого управления, связи, поиска и спасения (C4ISR), а также кормовыми устройствами для спуска на воду и подъема на борт спасательных средств. Начиная с 2017 года планируется их замена катерами нового типа FRC (Fast Response Cutter), которые должны быть построены к этому времени в количестве 58 единиц.
Патрульные катера типа «Марин Протектор» (водоизмещением 91 т) были построены в серии из 56 единиц в период с 1998 по 2004 год. Они могут выполнять задачи патрулирования, контроля состояния водной среды в портах и прибрежных водах, поиска и спасения на море, для чего оснащены соответствующим оборудованием, в частности имеют кормовую рампу для спуска на воду надувной резиновой лодки с усиленным корпусом длиной 5,5 м. Часть катеров этого типа также будут заменены новыми катерами FRC.
Оперативная напряженность использования корабельного состава БОХР достаточно высока - до 50 проц. кораблей и катеров постоянно находятся в районах патрулирования или в повышенной готовности к выходу в море. Плавание судов в арктических условиях и во внутренних водоемах обеспечивают ледоколы и ледокольные буксиры БОХР.
Ледоколы в составе флота БОХР представлены четырьмя судами, один из которых - «Хилы» - считается наиболее современным. Он был построен и введен в состав флота БОХР в 1999 году и приписан к порту Сиэтл (штат Вашингтон). На борту ледокола может находиться до 50 научных сотрудников, которые проводят научно-исследовательские работы в районах Арктики и Антарктиды. На корабле имеются необходимые лаборатории с соответствующим оборудованием. Ледокол способен преодолевать ледяное покрытие толщиной до 2 м на скорости хода до 3 уз. На его борту могут базироваться до двух вертолетов. Два ледокола типа «Полар» построены и введены в состав флота БОХР в 70-х годах прошлого столетия и также базируются в порту Сиэтл. Они способны преодолевать ледяное поле толщиной до 1,8 м на скорости до 3 уз. Обеспечивая проведение научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктиде, ледоколы доставляют на полярные станции необходимое оборудование и материалы. На них могут базироваться по два вертолета. Четвертый ледокол - «Макинау» - построен в 1944 году и предназначен для обеспечения судоходства в зимний период на Великих озерах. В 2006 году предполагается вывести его из состава флота БОХР, а для его замены к этому времени должно быть построено новое ледокольное судно с тем же названием (был заложен в феврале 2004 года). Ледокольные буксиры типа «Бэй» (девять единиц) были построены в 1979-1988 годах. Они имеют водоизмещение 690 т, стальной корпус и способны передвигаться в сплошном ледяном поле толщиной до 60 см, взламывать лед толщиной до 2,4 м. Используются на Великих озерах, реках и в районах северных портов Восточного побережья США.
Кроме того, в составе флота БОХР имеется 53 судна навигационного обеспечения, 13 судов для проведения гидротехнических работ и 11 портовых буксиров.
Суда навигационного обеспечения предназначены для оборудования морских и океанских ТВД, а также судоходных участков внутренних водных коммуникаций страны и портов навигационными средствами обеспечения безопасности судоходства. Наиболее современными из них являются суда типов «Джунипер» и «Кипер».
Суда типа «Джунипер» (16 единиц, постройки 1997-2004 годов) предназначены в основном для обеспечения функционирования навигационных средств дальнего и ближнего действия (маяки, буи, ограждения и т. п.). Суда этого типа (водоизмещением 2 032 т) являются практически многофункциональными (вооружены 25-мм АУ и двумя 12,7-мм пулеметами), так как при необходимости могут привлекаться для выполнения таких традиционных задач БОХР, как надзор за соблюдением федерального законодательства и международного морского права, поиска и оказания помощи плавсредствам, терпящим бедствие на море, а также периодически используются в интересах научно-исследовательских организаций.
Суда типа «Кипер» (14 единиц) вошли в состав флота БОХР в 1996-2000 годах. Они имеют водоизмещение 840 т и не предназначены для действий в ледовых условиях, но способны преодолевать поля с толщиной льда до девяти дюймов (около 23 см) на скорости хода до 3 уз. . Суда навигационного обеспечения типов «Канкаки» (две единицы), «Гэсконейд». (9) и «Уачита» (6) малого водоизмещения (до 140 т) выполняют свойственные им задачи, действуя на судоходных участках внутренних водных коммуникациях западной части страны и на Великих озерах.
Суда обеспечения и производства гидротехнических работ предназначены для установки новых, ремонта вышедших из строя и обслуживания навигационных систем и сооружений на реках, в гаванях и портах.
Авиация БОХР. По своему предназначению авиация БОХР подразделяется на разведывательную и поисково-спасательную. Разведывательная авиация представлена 19 патрульными самолетами НС-130Н фирмы «Локхид» и восемью HC-130J (новые машины стали поступать на вооружение БОХР в 2003 году). Патрульные самолеты НС-130Н/J оснащены радиолокационными станциями (РЛС) обнаружения надводных целей, инфракрасной аппаратурой и другими электронно-техническими средствами, позволяющими им в любое время суток вести наблюдение за оперативной обстановкой на море и состоянием водной среды (по маршруту полета на дальность до 4-5 тыс. миль), регистрировать на видеопленку факты нарушения мореплавателями федеральных законов и международных договоров по рыболовству, а также экологии моря. Задачи контролирования обстановки на море выполняют также патрульные самолеты средней дальности (до 2 тыс. миль) HU-25A/C/D (в строю 17 машин, 21 - в консервации на складах). В случае участия патрульных самолетов в поисково-спасательных операциях они способны доставить в район терпящих бедствие судов необходимые спасательные и другие средства, сбрасывая их на парашютах. Патрульные самолеты в случае необходимости могут быть использованы в качестве транспортных самолетов для перевозки личного состава и грузов.
Самолет С-37А «Гольфстрим» служит в качестве воздушного командного пункта БОХР (в мае 2002 года заменил в этой роли самолет С-206). Перспективной программой «Дипуотер» предусматривается приобретение для БОХР до 34 новых патрульных самолетов (EADS-Casa 235). Первые 12 таких машин должны быть поставлены к 2007 году (две из них заказаны в 2004-м). Они заменят в составе авиации БОХР транспортные самолеты типа HU-25 и, частично, НС-130.
Вертолеты HH-60J «Джейхок» (42 машины) используются в качестве поисково-разведывательных и оснащены поисковыми РЛС и инфракрасной аппаратурой, что позволяет им выполнять задачи по наблюдению за обстановкой (в том числе экологической) в основном в прибрежной зоне в любое время суток, а также оказывать помощь судам, терпящим бедствие на море и реках. С середины 2005 года БОХР приступит к реализации программы модернизации этих машин с целью продления сроков их службы до 2014 года. К этому сроку планируется закупить (на замену им) 34 новых вертолета (как ожидается, АВ 139 «Агуста»). Вертолеты НН-65А/В «Долфин» (по 48 машин той и другой модификации) также оснащены поисковыми РЛС и применяются преимущественно в качестве поисково-спасательных.
Вертолеты МН-68А «Стингрей» активно используются для перехвата быстроходных маломерных катеров (судов), пытающихся нелегально доставлять в США мигрантов и контрабандные грузы (в том числе наркотики), и действуют с береговых авиабаз и сторожевых кораблей.
Первая эскадрилья этих вертолетов (из восьми машин) была сформирована в 1999 году на АвБ Джэксонвилл (штат Флорида). В 2001 году были заказаны еще восемь таких машин. Они вооружены пулеметами M240G калибра 7,62 мм и крупнокалиберной (12,7-мм) снайперской винтовкой RC-50. Наведение вертолетов на подозрительные катера может осуществляться с патрульных самолетов, совершающих полеты с целью наблюдения за оперативной обстановкой в заданных районах. В случае невыполнения требований с них могут быть высажены специальные команды для проверки документов и досмотра грузов, а также осуществлены насильственные действия, вплоть до применения оружия.
В целях расширения возможностей и повышения эффективности действий сил и средств БОХР при выполнении стоящих перед ними задач командование БОХР намерено в ближайшие годы принять на вооружение частей БЛА различного назначения. В этой связи в 2005 году намечено начать испытания трех БЛА типа HV-911 «Игл Аи», которые предполагается запускать с борта сторожевых кораблей для ведения разведки и наблюдения за оперативной обстановкой в заданных районах. В случае успешного завершения этих испытаний командование БОХР планирует закупить 69 БЛА этого типа.
Кроме того, командование БОХР намерено в 2016 году закупить семь БЛА типа RQ-4A «Глобал Хок» для проведения испытаний с целью определения возможности и целесообразности их применения для выполнения задач, стоящих перед авиацией БОХР.
Резерв береговой охраны. Организованный резерв БОХР насчитывает (по данным справочника JFS 2004-2005) около 10 700 человек. Резервисты береговой охраны принимали активное участие в обеспечении боевых действий ВС США против Ирака. К апрелю 2003 года для прохождения службы в составе регулярных сил береговой охраны было призвано около 4 400 резервистов. Они, в частности, входили в состав групп по обеспечению безопасности в шести портах в Ираке, которые использовали ВС США и их союзники. Каждая группа по обеспечению безопасности порта была укомплектована личным составом, подготовленным в специальном отношении, и оснащена надувной лодкой, имеющей на вооружении 7,62-мм пулемет. Группы по обеспечению безопасности портов, как правило, включают до 70 военнослужащих регулярных сил и 33 резервиста, а также шесть быстроходных катеров береговой охраны. Кроме выполнения основных задач, группы могут привлекаться для поиска и спасения людей, терпящих бедствие на воде, воспрещения нелегальной доставки в страну морским путем иностранцев и наркотиков. В связи с тем, что в последние годы учебно-боевая подготовка личного состава организованного резерва и регулярных сил БОХР отличается незначительно, призыв резервистов для прохождения службы в регулярных частях позволяет привлекать их к выполнению штатных задач практически сразу по прибытии в части.
В целом на береговую охрану США возложены самые разнообразные функции, которые в ряде других стран относятся к компетенции различных ведомств и служб: пограничной, морской полиции, спасательной, навигационного и ледокольного обеспечения, разведки погоды и защиты окружающей среды. По оценке командования БОХР, ее состав, техническая оснащенность, существующая организация охраны и обороны побережья и исключительной экономической зоны страны, состояние систем поиска и спасения судов, а также возможности по борьбе с морской контрабандой и терроризмом позволяют успешно решать весь комплекс поставленных перед этой службой задач.
Зарубежное военное обозрение №6 2005


Другие материалы по теме
Категория: БОХР | Добавил: pentagonus (12.06.2005) | Автор: Капитан 1 ранга Д. Рюриков
Просмотров: 4272 | Рейтинг: 5.0/1 | 
http://pentagonus.ru/publ/38-1-0-410        http://pentagonus.ru/publ/38-1-0-410 
Всего комментариев: 1
0   
1 Полякова Елена Александровна   (08.04.2011 17:25)
18.01.2011 года мой сын Поляков Вячеслав сел на судно "NS Stream" ОАО "Новошип" г. Новороссийска на должность матроса. 31.03.2011 года в 150 милях от г. Нового Орлеана май сын пропал с судна. Поиски производила береговая поисково-спасательная служба г. Нового Орлеана в течении 2 суток и само судно. Тело не нашли. Руководство ОАО "Новошип" нам объяснило, что не могут давить на коордиционный центр по поиску и спасению в г. Новом Орлеане. Свою работу по поиску человека они сделали. Помогите нам, родителям, в какие инстанции надо обратиться за помощью в поисках тела сына. Время еще есть, его можно найти. Прошу Вас ответить нам на наш электронный адрес: maksvell1953@mail.ru. С уважением Полякова Елена Александровна.
http://pentagonus.ru/publ/38-1-0-410

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами