Основные направления строительства и развития морских сил Погранвойск


Основные направления строительства и развития морских сил Погранвойск ФПС России.

http://pvrf.su/mor/1991/stroit.htm

Г. Титов

Указ Президента РФ № 620 от 12 июня 1992 г. о создании Пограничных войск России положил начало образованию морских сил Погранвойск ФПС России.
Их строительство и развитие осуществлялось на основе Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. ''О Государственной границе Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в последующие годы.
Формирование морских сил, как и в целом Пограничных войск РФ, осуществлялось в условиях начавшегося раздела союзных пограничных войск. В составе российских морских пограничных сил были сохранены морские и речные соединения сторожевых кораблей в Северо - Западном, Забайкальском, Дальневосточном, Тихоокеанском и Северо - Восточном пограничных округах, а также часть бывших морских бригад, базировавшихся на Балтийском, Черном и Каспийском морях. В подчинение Украине перешли Севастопольская и Одесская отдельные бригады сторожевых кораблей. Под юрисдикцию Туркменистана был передан отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей и катеров, дислоцированный в Красноводске. К Пограничным войскам Узбекистана отошла Термезская бригада сторожевых кораблей. Всего же республикам бывшего Союза было передано 39 пограничных сторожевых кораблей и 173 катера.
Все это потребовало внесения серьезных изменений в базирование морских пограничных сил России, а также формирования в их составе новых соединений и частей. Так, на Балтийском море корабельный состав морских пограничных бригад, ранее базировавшихся в портах Таллин, Лиепая, Вентспилс, был передан в Северо - Западный округ и во вновь созданную Калининградскую группу Пограничных войск России. Для охраны Куршского залива на границе с Литвой и озерно - речного участка на границе с Эстонией были формированы отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей и дивизион пограничных катеров. На Каспийском море в соответствии с Соглашением между Россией и Азербайджаном от 6 октября 1992 г. Бакинская отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей была перебазирована.
Следует заметить, что вывод морских соединений и частей пограничных войск из Азербайджана, Грузии, Прибалтики осуществлялся, как правило, в необорудованные пункты дислокации, где практически отсутствовали необходимая система технического обеспечения эксплуатации кораблей и соответствующая инфраструктура.
Естественно, командованию морскими силами Погранвойск ФПС России потребовалось в короткие сроки и в сложных условиях налаживать весь необходимый механизм обеспечения и жизнедеятельности морских частей на новых местах. Этому во многом способствовали принятые Правительством Российской Федерации меры в соответствии с Постановлением от 5 мая 1993г. № 421 "О неотложных мерах по материально - техническому обеспечению Пограничных войск Российской Федерации и обустройству Государственной границы Российской Федерации". Несмотря на многие трудности и, прежде всего, недостатки материально-технического обеспечения, к началу 1994 г. морские силы Пограничных войск России сумели оправиться от тяжелых последствий, связанных с реорганизацией и реформированием. Все морские, речные и озерные границы России, составляющие ныне свыше 46 тыс. км, были взяты под контроль моряками – пограничниками. Значительно усилилась охрана морских ресурсов в исключительной экономической зоне, площадь которой составила 8,6 млн. кв. км.
Руководством ФПС РФ принимались дополнительные меры по укреплению и наращиванию боевого состава морских пограничных сил на участках, где оперативная обстановка имела тенденцию к обострению, а охрана границы нуждалась в дальнейшем совершенствовании. В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. была сформирована Амурская пограничная речная флотилия. Создание в составе морских сил Погранвойск ФПС такого мощного объединения как речная флотилия, позволило в значительной мере повысить уровень охраны государственной границы в Дальневосточном регионе.
В течение 1992 - 1995 гг. осуществлено реформирование управленческих структур морских пограничных сил во всех звеньях. В составе управлений пограничных округов, групп пограничных войск (где имеются морские соединения и части) функционируют морские отделы, а в центральном аппарате ФПС - Командование морскими силами. Морские силы Погранвойск ФПС России возглавил вице - адмирал Н. Кудинов, прошедший большую школу морской пограничной службы на различных должностях.
Морские отделы пограничных округов и групп пограничных войск, командование соединений пограничных сторожевых кораблей возглавляют адмиралы и офицеры Э. Ткаченко, И. Фуркало, В. Лобашкин, В. Борматов, В. Нечаев и др.
В соответствии с Указом Президента Российской Федераци от 21 мая 1993 г. № 720 в морских силах Погранвойск ФПС России введены новые флаги, вымпелы и бортовые отличительные знаки кораблей, катеров и других пограничных судов. Этим же указом определены флаги должностных лиц Пограничных войск РФ. Морские силы Пограничных войск Российской Федерации, даже с учетом всех трудностей переходного периода, уже сегодня располагают значительными возможностями по выполнению задач охраны территориальных вод и исключительной экономической зоны. В своем составе они имеют современные корабли и катера многоцелевого назначения.
Учитывая, что часть ныне действующего корабельного состава морских сил уже продолжительное время находится в эксплуатации, а некоторые корабли даже превысили положенные сроки пребывания в строю, командование ФПС принимает меры по обновлению всего судового состава. При этом в развитии корабельных сил главное внимание сосредоточено на создании высокоскоростных, обладающих высокой мореходностью и большой автономностью кораблей и катеров для решения задач охраны государственной границы на реках, озерах и морях, а также исключительной экономической зоны России.
В течение последних двух лет командованию морских сил ПВ РФ удалось разместить некоторые заказы на постройку новых пограничных сторожевых кораблей и катеров с улучшенными тактико - техническими данными. Речь идет, прежде всего, о кораблях многоцелевого назначения. Они обладают всеми необходимыми боевыми и техническими возможностями для выполнения задач охраны морской границы и исключительной экономической зоны в морях Северного и Дальневосточного регионов страны. Так, один из кораблей нового проекта имеет водоизмещение свыше 2 тыс. тонн, неограниченную мореходность, дальность плавания до 4 тыс. миль и автономность плавания до 30 суток. На борту корабля базируется вертолет, что значительно увеличивает его боевые возможности. Корабль располагает достаточно мощным артиллерийским, ракетным, противолодочным и радиолокационным вооружением.
Корабельный состав морских сил ПВ РФ предусматривается пополнять за счет поступления перспективных пограничных сторожевых судов новых проектов. Эти корабли обладают мореходностью до 7 баллов, скоростью хода до 32 узлов и дальностью плавания до 1500 миль. Они также оснащены современным ракетно - артиллерийским, противолодочным и радиолокационным вооружением.
В ближайшей перспективе на замену ныне используемого в охране границы корабля проекта 97П для выполнения задач в акваториях Арктики и Тихого океана будет поступать корабль ледового класса с большой автономностью плавания.
Корабли нового проекта в скором будущем должны появиться и на охране речных и озерных участков (бассейнов рек Амур, Уссури, Чудского озера и др.). Они имеют относительно небольшое водоизмещение, но высокую скорость хода и дальность плавания. На кораблях имеется необходимое вооружение с учетом условий и характера выполняемых ими задач.
В интересах повышения эффективности пограничной службы в прибрежных водах Балтийского, Черного, Каспийского, Японского и Охотского морей планом ФПС предусматривается постепенная замена ныне действующих катеров пограничными сторожевыми катерами 1 ранга.
Строительство и дальнейшее развитие морских сил ПВ РФ требуют решения проблем их кадрового обеспечения.
Подавляющее большинство адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов морских частей и соединений Пограничных войск России - это профессионалы высокого класса. Они честно и добросовестно выполняют свой воинский долг. Самоотверженно трудятся, выполняя задачи по охране границы и экономической зоны, офицеры управлений соединений и частей капитан 3 ранга В. Леонов, капитан 2 ранга М. Чудаков, командиры пограничных сторожевых кораблей и катеров капитаны 2 ранга С. Мишин, В. Лебедев, старший мичман А. Школа, командиры боевых частей сторожевых кораблей капитан - лейтенант С. Волков, старший лейтенант С. Короткое и др.
За образцовое выполнение служебных задач, мужество и высокий профессионализм 192 моряка в 1994 г. были награждены государственными наградами России, а командир Шикотанской бригады пограничных сторожевых кораблей капитан 1 ранга А. Милькин за личное мужество и умелое руководство подчиненными в период ликвидации последствий стихийного бедствия на Южных Курилах одним из первых в погранвойсках удостоен почетной награды - именного оружия от Директора ФПС РФ.

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами