Территориальные конфликты в Южно-китайском море



http://vnsea.net/?TabId=149&ArticleID=529&language=en-US

Территориальные конфликты
в Южно-китайском море
Wednesday, October 19, 2011 4:49 AM GMT+7
Роль и значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в современном мире неуклонно возрастают. С начала 1990-х гг. все большее количество историков-востоковедов, экономистов и политологов признают, что новый международный порядок будет определять динамика экономического и политического развития стран АТР и что XXI век может стать Азиатско-тихоокеанским веком. Это обстоятельство является причиной огромного интереса исследователей к проблемам и вызовам, с которыми сталкиваются страны АТР на современном этапе.
Территориальные конфликты в Южно-китайском море
Чан Чьюнг Тхюн
Научный руководитель: доц. Павлов Владимир Тихонович
Введение.
Глава 1: Экономическое, политическое и военно-стратегическое значение Южно-Китайского моря и островов Парасельских и Спратли.
Глава 2: Территориальные споры в регионе : история ,аргументации и реальное положение.
- Первые ростки спора о принадлежности островов Южно-Китайского моря.
- События в Южно-Китайском море в период и после Второй мировой войны.
- Парасельский конфликт 1974 года .
- Ситуация вокруг спорных островов после прекращения войны во Вьетнаме.
- Южно-Китайское море в эпохе после холодной войны.
Глава 3: Возможные пути урегулирования спорных вопросов в Южно- Китайском море.
Заключение.
Библиография
Введение
Роль и значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в современном мире неуклонно возрастают. С начала 1990-х гг. все большее количество историков-востоковедов, экономистов и политологов признают, что новый международный порядок будет определять динамика экономического и политического развития стран АТР и что XXI век может стать Азиатско-тихоокеанским веком. Это обстоятельство является причиной огромного интереса исследователей к проблемам и вызовам, с которыми сталкиваются страны АТР на современном этапе.
В настоящее время в Восточной Азии - как составной части АТР , наряду с проблемой взаимоотношений Китая и Тайваня, весьма взрывоопасным потенциалом обладает проблема государственной принадлежности островных территорий в Южно-Китайском море - архипелага Спратли и Парасельских островов. Проблема принадлежности двух групп островов в Южно-Китайском море, одна из наиболее опасных конфликтных ситуаций в Юго-Восточной Азии, характеризующаяся высокой степенью военно-политической напряженности. Как представляется, наиболее сложной для урегулирования является проблема архипелага Спратли. Дело в том, что Параселы оспариваются лишь Китаем и Вьетнамом, и потому проблема может быть решена в рамках двусторонних соглашений. Урегулирование же давнего спора вокруг Спратли осложняется наличием большого количества претендентов ( КНР, Тайвань и страны АСЕАН -СРВ, Филиппины, Малайзия и Бруней), которые имеют массу взаимно перекрещивающихся и накладывающихся друг на друга территориальных претензий, вследствие чего перспектива полного удовлетворения требований всех сторон представляется малореальной. Поэтому проблема островов Южно-Китайского моря уникальна как по глубине противоречий, так и по охвату стран, участвующих в этом территориальном конфликте. Эти противоречия начинают активно влиять не только на геополитическую ситуацию в целом, но и на внутреннюю политику втянутых в противостояние стран. Поэтому дать анализ истории спора , реального положения и вариантов урегулирования спорных вопросов является важной и обоснованной научной задачей.
Целью дипломной работы является изучение проблемы о принадлежности групп островов Парасельских и Сратли , выявление истоков спора , рассмотрение его трансформации , реального положения и выявление факторов, оказавших влияние на политики государства- участников в отношении территориальной проблемы в Южно-Китайском море .
Для достижения указанной цели в дипломе были поставлены следующие задачи:
Показать экономическое, политическое и военно-стратегическое значение Южно-Китайского моря и островов Парасельских и Спратли.
Проследить основные этапы развития обстановки в Южно-Китайском море , аргументации участников , сделав основной акцент на аргументации двух главных соперников ,Китая и Вьетнама.
Проанализовать возможные пути урегулирования спорных вопросов, показать позиции США и Японии, не участвующих в этом конфликте непосредственно, но пристально наблюдающих за развитием обстановки.
Дипломная работа охватывает период с момента возникновения спора до настоящего времени ( с начал прошлого столетия по 2003 гг). Но основное внимание автор уделяет периоду после второй мировой войны до 2003гг, когда территориальный спор в Южно-Китайском море из заурядного конфликта регионального масштаба превратился в серьезную международную проблему.
При написании работы были использованы и проработаны следующие источники:
Официальные документы МИД СРВ, затрагивающие статус Парасельских островов и островов Спратли (“Архипелаги Хоанг Са и Чыонг Са (Парасельский - Спратли) и международное право”, “Суверенитет Вьетнама над архипелагами Хоанг Са и Чыонг Са”, “За решение проблемы архипелагов Хоанг Са - Чыонг Са путем переговоров”). . В них содержатся попытки вьетнамского руководства в одностороннем порядке юридически обосновать права СРВ на спорные архипелаги Южно-Китайского моря. Официальные публикации министерства иностранных дел КНР, обосновывающие исторические права КНР на спорные острова Южно-Китайского моря (“Неоспоримый суверенитет Китая над островами Сиша и Нанша”). Законодательные акты КНР, затрагивающие статус Парасельских островов и островов Спратли (“Декларация о территориальном море КНР” от 4 сентября 1958 г., “Закон КНР о территориальном море и прилегающей зоне” от 25 февраля 1992 г.).
Заявления вьетнамских ,китайских , филиппинских лидеров и официальных лиц по проблеме островов Спратли , Парасельских и ситуации в Южно-Китайском море . В том числе и материалы французского протектората , правительства Баодая и Республики Вьетнама, в которых отражена позиция вьетнамской сторон до воссоединения страны.
Сообщения вьетнамского агентства новости ,официальной газеты КПВ Нанзян, отражающие политику СРВ в отношении архипелагов Парасельский и Спратли, содержащие заявления и комментарии центрального информационного агентства СРВ относительно текущих событий и реального положения на островах Южно-Китайского моря.
Материалы рабочих встреч по урегулированию территориального спора в Южно-китайском море, проводимых в Индонезии с 1990 г., а также протоколы заседаний Азиатского регионального форума (АРФ) и Пост-министерских конференций (ПМК) стран АСЕАН . В этих материалах представлена позиции стран-участниц территориального спора в отношении многостороннего диалога по вопросу о Южно-Китайском море.
В правовом аспекте , в данной работе используется ряд конвенции , декларации ,резолюции международной организации, прежде всего документы ООН ( Устав ООН, Конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне , Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе, Конвенция ООН по морскому праву1982 г…).С помощью этих документов можно рассмотреть и проанализировать реальное положение с точки зрения международного права.
Картографические материалы как стран-участниц территориального спора, прежде всего КНР и СРВ, так и других государств, не участвующих в конфликте непосредственно дают необходимый справочный материал для анализа эволюции позиций различных участников этого конфликта.
Материалы прессы: автор пользовался как вьетнамскими ,российскими публикациями, так и материалам зарубежной, в том числе китайской прессы на английском языке.
Изучаемая в дипломной работе проблема не была предметом специального исследования , и поэтому не приходится говорить об историографии как таковой поставленных в работе проблем. До сих пор не появилось каких-либо направлений, тем более историографических школ, проводивших научные исследования по проблеме островов Южно-Китайского моря. Существуют лишь отдельные работы, в той или иной степени затрагивающие основные аспекты дипломного исследования.
Среди работ российских авторов это прежде всего монографии Е.Д. Степанова (Пекин против Вьетнама. М. 1983, “Правовые аспекты территориальных споров в Южно-Китайском море” М. 1997), где вопрос об островах Южно-Китайского моря затрагивается в контексте изменения международной обстановки в Восточной Азии и с точки зрении международного права.
В диссертации Е.А. Канаева “ Политика КНР в отношении спорных островов Южно-Китайского морья (Парасельских и Спратли ) 1949-1999” анализируется военно-политической стратегии КНР в отношении островов Южно-Китайского моря с момента образования Китайской Народной Республики.
В зарубежной историографии данной проблемы основной акцент ставится на геополитических и правовых факторах , а также пути урегулирования спорных вопросов. В работе Ang Cheng Guan -The South China Sea disputere-visitedSingapore 1999- развитие обстановки в Южно-Китайском море после окончания Второй мировой войны анализируется главным образом в контексте геополитического изменения в регионе.
В работе Д.Хайнцига (Heinzig D. Disputed islands in the South China Sea. Paracels - Spratlys Pratas - Macclesfield Bank. - Wiesbaden, 1976) приводится детальный географический обзор акватории Южно-Китайского моря и расположенных там островов, рассматривается история этого международного конфликта и анализируется аргументация двух наиболее сильных претендентов на острова Южно-Китайского моря - Китая и Вьетнама; особое внимание в этой работе уделяется конфликту на Парасельских островах 1974 г. Д.Хайнциг рассматривает это событие как продолжение исторических притязаний Китая и Вьетнама на спорный архипелаг.
Главная задача работ исследователя Валенсии (Mark Valencia, China and the South China Dispute, Oxford University Press, 1995; M. Valencia. The South China Sea Disputes: Context, Conjecture and Confidence Building.) состояла в том, чтобы проанализировать сложившую ситуацию и пути урегулирования конфликтов .
Кроме того, дипломник пользовался аналитическими статьями таких авторов, как Е.Д. Степанов, Е.В Кобелев ,М Валенсия, , Ли Лайто, ChristopherCJoyner , Tao Cheng , Choon-ho Park , Cordner и других, в которых также содержится анализ отдельных моментов темы дипломного исследования.
Таким образом, очевидно, что данная тема является недостаточно разработанной и нуждается во всестороннем и тщательном изучении.
ГЛАВА 1: Экономическое, политическое и военно-стратегическое значение Южно-Китайского моря и островов Парасельских и Спратли.
Южно-Китайское море представляет собой полузамкнутое море, входящее в бассейн Тихого океана. Расположено между берегами Восточной и Юго-Восточной Азии, полуостровами Индокитай и Малакка, островами Суматра, Калимантан, Палаван, Миндоро, Лусон и Тайвань. На севере Тайваньским проливом соединяется в Восточно-Китайским морем, на северо-востоке проливами Бати, Лусон и Бабуян — с Филиппинским морем Тихого океана, на юго-западе Сингапурским и Малаккским проливами — с Андаманским морем Индийского океана, на юге проливами Геласа и Карима-та — с Яванским морем. Площадь поверхности моря — 3537 тыс. км2. Крупнейший остров — Хайнань. Мелкие островные группы — острова Пратас (Дунша цюньдао), Парасельские острова (Сиша цюньдао, Куандао Хоанша), острова Спратли (Наныиа цюньдао, Куандао Чыонгша, Калаяана), острова Бунгуран (Натуна), острова Анамбас, о-ва Лита, о. Бинтан и другие более мелкие острова, имеющие в подавляющем большинстве коралловое происхождение, расположены в основном невдалеке от побережья материка или крупных островов, отграничивающих море на юге и юго-западе.
Береговая линия Южно-Китайского моря изрезана относительно слабо, имеется два больших залива — Тонкинский (Бэйбу, Бак-бо) и Сиамский. Тонкинский залив, расположенный между побережьем Индокитайского полуострова и Китаем, отделен от открытого моря полуостровом Лэйчжоу и о. Хайнань.
Парасельский архипелаг расположен между 15°46' и 16 ° 8' с.ш. и между 111°11' и 112°54' в.д. Китайцы называют его Сиша, вьетнамцы - Хоангша. Архипелаг состоит из 15 островов общей площадью 3 кв. км и такого же количества рифов и отмелей, временно появляющихся над водой. Вместе с последними общая площадь суши может увеличиваться почти до 10 кв. км. Эти островные образования разбросаны на акватории в 15 тыс. кв. км. Длина архипелага с запада на восток - около 180 км и с севере на юг - около 170 км. Ближайшее расстояние от архипелага до китайского острова Хайнань. - 290 км, до вьетнамского порта Дананг - 320 км. Расстояние же от центра архипелага до указанных точек - соответственно 350 и 400 км. Самый южный остров - Тритон. Район в целом опасен для судоходства. Так, для него типичны лагуны и плоские подводные острова, образующие большие площади мелководья. Например, риф Дискавери протянулся на 30-35 км при ширине в 6-7 км. Растительность встречается далеко не на всех островных образованиях и часто уничтожена человеком.
Парасельские острова делятся на две группы - Амфитрит и Круассан (вьетнамские названия соответственно Анвинь и Лыойльем). В восточную группу Амфитрит, названную так в честь первого французского судна, побывавшего в этих водах в 1698 г., входят наиболее крупные острова архипелага - Линкольн, площадью около 2 кв. км и Буазе (Вуди-Айленд), площадью 1,85 кв. км, а также ряд мелких островов, рифов и отмелей. Вблизи восточной оконечности архипелага - о.Линкольн- проходит основная судоходная трасса, связывающая Тихий океан с Индийским. Группа Круассан находится на западе архипелага, довольно далеко от группы Амфитрит. Крупнейший остров - Патль - вьетнамцы называют о.Хоангша, одноименно ему назван ими и весь архипелаг.
Геологически Парасельские острова являются конечной частью континентального шельфа, который подводными террасами продолжает вьетнамские Кордильеры от Клаудпасс между городами Хюе и Данангом. Вследствие этого на западе архипелага глубины не превышают 1400 м, в то время как на востоке его они доходят до 5000 и даже более метров. Это открытие было сделано директором океанографического института в г.Нячанг (Вьетнам) Кремпфом по результатам научного обследования островов в 1926 г.. Оно служит вьетнамцам важным основанием для выдвижения своих претензий на Парасельские острова.
Архипелаг Спратли (по-китайски Наньша, по-вьетнамски Чыонгша) расположен почти в 500 км южнее Паресельского - между 4° и 11°30' с.ш. и между 109°30' и 117°50' в.д. Он занимает 160 - 180 тыс. кв. км акватории Южно-Китайского моря. Однако общая площадь суши оценивается примерно в 5 кв. км, а, включая временно появляющиеся над поверхностью моря островные образования, - 10 кв. км. То есть по территории суши примерно равен Парасельскому. В состав архипелага входят более 100 островов, рифов, скал и отмелей, разбросанных по огромной дуге длиной свыше 1 тыс. км по южной кромке ЮКМ. Многие из них появляются над водой только во время отливов. Тогда их общее число увеличивается до порядка 400. Ближайшие острова архипелага удалены от Калимантана и Палавана всего на 30 - 60 км, от вьетнамского порта Камрань - на 460 км, от китайского порта Юйлинь на о.Хайнань - на 970 км. Архипелаг назван в честь обследовавшего их и нанесшего на карту английского капитана. Ранее эти острова назывались Коралловыми.
По распространенной классификации острова, рифы и отмели Спратли делятся на следующие 12 групп или регионов:
1. Группа островов и рифов Норт-Дэйнджер Кэй, в которую входят, в частности, Нэртист Кэй (Парола), контролируемый Филиппинами, и занятый вьетнамцами Саутуэст Кэй (Шонгты Тай). Вблизи островов Норт-Дэйнджер проходят судоходные линии из Тихого в Индийский океан.
2. Группа островов и рифов Титу. Здесь находится крупнейший остров архипелага о.Титу, длиной около 1,5 км и шириной 0,6 км.
3. Группа Уэст Йорк Айлэнд (Ликас).
4. Группа островов и рифов Лоайта (Кота).
5. Ирвинг Кэй (Балагтас).
6. Остров Наньшань (Лавак).
(Названные в пунктах 2-6 острова и островные образования оккупированы Филиппинами).
7. Группа островов и рифов Тизард. Второй крупнейший остров архипелага Иту-Аба площадью почти 0,4 кв. км входит в эту группу и контролируется тайваньскими властями. Здесь же находится занятый китайцами о.Гавен, а также оккупированные вьетнамцами о-ва Намйит, Санд Кэй и риф Патлей.
8. Банка и рифы Юнион, где в 1988 г. произошел вооруженный инцидент между моряками КНР и СРВ.
9. О.Спратли (Чыонгша) - важнейший из контролируемых Вьетнамом островов в Южно-Китайское море. Имеет размеры 750 на 400 метров, что позволило построить на нем взлетно-посадочную полосу. Расположенные недалеко рифы Куартерон и Файери Кросс заняты китайцами.
10. Риф Коммодор, филиппинский контроль над которым активно оспаривают Малайзия, КНР и Тайвань.
11. О.Амбойна Кэй - хорошо укрепленный вьетнамцами остров, на который также претендуют Малайзия, КНР и Тайвань.
12. Риф Маривелес. Занят Малайзией, с чем не согласны Филиппины, КНР и Тайвань. К югу от этого острова лежат также контролируемые малайзийцами рифы Суоллоу, Ардразиер и Даллас.
Известны, однако, и другие классификации групп островов Спратли, имеющие, как и в приведенном случае, довольно условный характер.
Архипелаг Спратли имеет военное, экономическое, и стратегическое значение для всех участников в конфликте. Парасельские острова и Тонкинский залив имеет одинаковое стратегическое значение для Вьетнама и Китая. Если одно государство приобретает контроль над регионом, оно может контролировать общее экономическое развитие и торговлю в регионе и получить военно-стратегические преимущества в проведении войны против других. Вьетнамское агентство новостей отмечало в 1988 г., что архипелаги Парасельский и Спратли "играют все более важное значение, поскольку лежат на путях, соединяющих Тихий и Индийский океаны; представляют собой критически важный восточный фланг для остальной Азии, для Европы и Африки. Контролировать эти архипелаги - значит контролировать морские и воздушные пути Бьендонга (прим.- вьетнамское название Южно-Китайского моря)". Парасельские острова и архипелаг Спратли могут использоваться в качестве пунктов наблюдения за действиями подводных лодок , для строительства баз в целях охраны морских коммуникаций и в качестве исходных пунктов для выброски десантов и наземных атак. Если война возникает на азиатском континенте, военное присутствие на островах Спратли может эффективно использоваться ,чтобы остановить все морские проходы в Южно-китайском море. Учитывая выгодное стратегическое положение архипелагов Южно-Китайского моря, в период второй мировой войны японцы оккупировали Парасельские острова и создали базу подводных лодок на архипелаге Спратли, прежде чем отправиться на завоевание стран Юго-Восточной Азии и перерезать морские коммуникации вооруженных сил союзных стран. Таким образом, здесь затрагиваются и интересы национальной безопасности Японии, США и России.
До 1983 Китай имел сравнительно слабый политический интерес в районе Спратли, но из-за уменьшающейся Советской угрозы и снижающегося политического значения конфликта в Камбодже , Китай имел возрастающую возможность повлиять на региональную безопасность. После 1983, Китай стал уделять особое внимание в регион, чтобы заполнить силовой вакуум, оставленный США и Советским Союзом. Если Китай будет контролировать Южно-Китайское море , он одновременно станет государством в Юго-Восточной Азии, его значение как военной и финансовой сверхдержавы для региона существенно увеличится. Существуют сильные опасения в регионе относящие к тому, что тогда Китай может установить подобную японскую гегемонию во время Второй Мировой Войны.
Район Южно-Китайского моря представляет собой зону повышенной заинтересованности по существу всех стран мира. С одной стороны, развитые промышленные государства имеют большие капиталовложения в экономику большинства стран региона. С другой стороны, именно через Южно-Китайское море проходит одна из наиболее грузонапряженных мировых судоходных трасс, связывающих порты Дальнего Востока и западного побережья Америки с южной Азией, Африкой, Ближним Востоком и южной Европой, трасса, по которой осуществляется значительная часть мирового товарооборота. Основные перевозимые через Южно-Китайское море грузы — нефть, нефтепродукты, промышленное сырье, машины и оборудование. Около половины объема морских перевозок приходится на нефть и нефтепродукты. Крупнейший район вывоза — Персидский залив, отсюда сырая нефть направляется в страны Америки и Японию. Следующий по значению транспортный груз — руды, прежде всею железная руда. Здесь также один из ведущих импортеров — Япония, получающая руду из Индии и африканских стран.
Заинтересована в этом регионе и Россия, чей капитал,— правда, в несравнимо меньших размерах, чем капитал ведущих экономических развитых держав,— также присутствует в экономике некоторых стран. В еще большей степени заинтересована Россия в поддержании спокойной обстановки на судоходной трассе через Южно-Китайское море, ибо до тех пор, пока окончательно не обустроен и не освоен Северный морской путь , именно на нее падает значительная часть перевозок из Европейской России в дальневосточные порты тех грузов, которые не могут быть доставлены по железным дорогам по техническим условиям.
В наши дни активность в притязаниях прибрежных государств на острова Южно-Китайского моря объясняется прежде всего экономическими причинами .Сегодня участники территориального спора главным образом учитывают то, что хотя многие острова при муссонах и тайфунах исчезают под водой, они могут играть ключевую роль в определении районов контроля над широкой морской экономической зоной.
В мелководьях прибрежных районов и районов естественного поднятия морского дна возникают особо благоприятные условия для обитания рыбы и морских животных, поэтому во всем мире именно на них приходится наибольшая часть промысловой деятельности человека на море. Порядка 65% планктона ("рыбьего корма") и свыше 90% рыб обитает на глубинах до 500 м, еще 5—8% массы рыбы — на глубинах между 500 и 1000 м. Это определяет и объем уловов: свыше 90% улова рыбы дают воды материковой отмели и морских мелководий и только 4% приходится на районы Мирового океана с глубинами свыше 3000 м. В среднем 1 кмшельфового моря даст 3 т рыбы, тогда как такая же площадь глубоководных районов — только 10 кг.
Не является исключением в этом отношении и Южно-Китайское море, традиционно острова Южно-Китайского моря и омывающие их воды используются странами региона как источники биоресурсов. Здесь можно встретить небольшие рыболовные суда и даже парусные джонки из Китая, Вьетнама, Филиппин, Малайзии, Индонезии, Брунея, Таиланда и Камбоджи. Здесь добывают огромное количество рыбы (не менее 8% объема мировой добычи рыб ). В северной части моря известно более 1 тыс. видов рыбы, в южных - 2 тыс. Ведется промысел акулы, тунца, макрели, морского окуня и многих других промысловых рыб, а также креветки, китайского омара, трепанга, кальмара, многих видов краба, устриц и различных моллюсков, съедобных водорослей и прочих экзотических видов морских деликатесов. Добывается черепаховый панцирь и жемчуг.
Поисковые работы в западной и южной частях шельфа Южно-Китайского моря велись с середины 50-х годов, а вскоре началось пробное бурение на нефть на шельфе вблизи побережья Филиппин. В конце 60-х годов развернулась промышленная добыча нефти и газа на шельфе Индонезии и Малайзии вблизи о. Калимантан. Наиболее перспективным считается шельф вокруг Парасельских о-вов, центральная и южная часть района расположения о-вов Спратли По данным некоторых исследований, в геологических структурах под дном архипелага Спратли могут находиться запасы нефти и газа общей стоимостью в один триллион долларов . В 1988 году Пекин объявил, что континентальный шельф только в районе островов Спратли скрывает 105 млрд. баррелей нефти, а общие запасы нефти в Южно-Китайском море оцениваются 213 млрд. баррелей нефти. В сентябре 1992 года Пекин заявил о намерении превратить шельф Южно-Китайского моря в "главную базу по добыче энергетических ресурсов".
Оптимистический прогноз китайцев о потенциале углеводородного сырья в Южно-китайском море и в районе спорных островов не разделяется некитайскими исследователями. Например, в докладе журнала Геологического Исследования США (U.SGeological Survey ) в 1993\1994 году оценивается общий резерв нефти в Южно-китайском море в 28 миллиардов баррелей. А самый оптимистический прогноз Запада оценивает нефтяные ресурсы (не доказанные резервы) в районе Спратли от 1 до 2 миллиардов баррелей.
Таблица 1:Нефть и Газ в Южно-Китайском море

Доказанные Резервы Нефти (Миллиард Баррелей)
Доказанный Резерв Газа (Триллион Кубических Футов)
Производство Нефти (Баррели/День)
Производство Газа (Миллиард Кубические Футы)
Бруней
1.35
14.1
145,000
340
Камбоджа
0
0
0
0
Китай*
1 (est.)
3.5
290,000
141
Индонезия*
0.2
29.7
46,000
0
Малайзия
3.9
79.8
645,000
1,300
Филиппины
0.2
2.7
<1,000
0
Сингапур
0
0
0
0
Тайвань
<0.01
2.7
<1,000
30
Тайланд
0.3
7.0
59,000
482
Вьетнам
0.6
6.0
180,000
30
Итог
7.5 (прогноз)
145.5
1,367,000
2323
*Только регионы в Южно-Китайском море включены .
Доказанные резервы по данным 1/1/98; 1997 производство ( кроме Индонезии , где данные по1996)
Примечание: Нет доказанных резервов для Парасельских островов и Спратли.

Таблица 2 :Сравнение с другими регионами

Доказанные Резервы Нефти (Миллиард Баррелей)
Доказанный Резерв Газа (Триллион Куб.Ф)
Производство Нефти (Баррели/День)
Производство Газа (Миллиард Куб.Ф)
Каспийское море
15.4-29.0
236- 337
1,000,000
2846
Мексиканский залив (США)
2.7
29.4
1,014,000
5100
Северное море
16.8
156.6
6,200,000
7981
Персидский Залив
674.5
1718
19,226,000
5887
Южно-Китайское море
7.5
145.5
1,367,000
2323
Западная Африка/Залив Гвинея *
21.5
126.3
3,137,000
200 (прогноз)
*Регион , протягивающийся из Кот-д'Ивуара в Анголу
Доказанные резервы по данным 1/1/98; 1997 производство (резервы Мексиканского залива по данным 1/1/97; производство 1996)

Среди других полезных ископаемых морского дна Южно-Китайского моря следует упомянуть также оловоносные касситеритовые пески — одну из ценнейших руд, встречающуюся в виде морских россыпей. Основной уже освоенный район добычи — поберeжьe и мелководье в районе Молуккского пролива и Зондского шельфа. Предполагается наличие россыпей касситеритовых песков в мелководье южной части расположения о-вов Спратли.
И, наконец, последнее богатство региона, на сей раз находящееся выше уровня моря, на островах, и не требующее поэтому особых дополнительных расходов на их освоение,— фосфаты. Они представлены в виде гуано — разложившихся экскрементов морских птиц. Гуано отличается высоким содержанием пятиокиси фосфора (около 27%), а также значительными примесями азота и калия. По сути дела, гуано — это готовое комплексное удобрение, притом, что особенно важно в наши дни, натуральное и экологически чистое. Именно поэтому оно высоко ценится на сырьевом рынке. На островах Южно-Китайского моря, являющихся местами массового гнездования птиц, пласты гуано достигают мощности в несколько метров. Однако, хотя разработка этого ценнейшего сырья на островах Южно-Китайского моря (на о-вах Пратас и Парасельских о-вах) началась еще в 10-х годах ХХ в, общий объем его запасов до сих пор не определен. В 30-х годах французские власти Индокитая предприняли работы по оценке объема залежей этого сырья, однако завершены они не были. Была сделана лишь предварительная оценка запасов гуано на Парасельских о-вах.
Обследование, проведенное в августе 1973 г. совместной японо-южновьетнамской комиссией экспертов по шести островам группы Круассан Парасельских о-вов определило общий объем запасов гуано на них в размере 3595 тыс. м3 или 2780 тыс.т .
Что касается о-вов Спратли, то большие запасы фосфатов находятся на о. Саут-Вест Кэй, о. Амбойна Кэй, о. Иту Аба (слой гуано покрывает здесь свыше 734 тыс. кв. м2 — 74% всей площади), о. Спратли и других островах, а также на остающихся выше линии прилива скалах и атоллах. Однако никаких оценок запасов фосфатов в этом районе не делалось вообще; по крайней мере, информация об этом отсутствует.
Таким образом, Архипелаг Спратли имеет военное, экономическое, и стратегическое значение для всех участников в конфликте. Парасельские острова и Тонкинский залив имеет одинаковое стратегическое значение для Вьетнама и Китая. Архипелаги Парасельский и Спратли играют все более важное значение, поскольку лежат на путях, соединяющих Тихий и Индийский океаны; представляют собой критически важный восточный фланг для остальной Азии, для Европы и Африки. Контролировать эти архипелаги - значит контролировать морские и воздушные пути Южно-Китайского моря. Район Южно-Китайского моря представляет собой зону повышенной заинтересованности по существу всех стран мира. С одной стороны, развитые промышленные государства имеют большие капиталовложения в экономику большинства стран региона. С другой стороны, именно через Южно-Китайское море проходит одна из наиболее грузонапряженных мировых судоходных трасс, связывающих порты Дальнего Востока и западного побережья Америки с южной Азией, Африкой, Ближним Востоком и южной Европой, трасса, по которой осуществляется значительная часть мирового товарооборота. Для претендующих на острова все более решающий характер, особенно с течением времени, приобретают прежде всего конкретные экономические цели, а именно: путем установления контроля над теми или иными островами обеспечить для себя возможно более значительную по площади экономическую зону в акватории Южно-Китайского моря, которая располагает богатейшими запасами нефти, природного газа, других минеральных ресурсов, рыбы и морепродуктов.
____________________________
Bullet  
Bullet  
 
ерриториальные конфликты в Южно-китайском море - Часть 3
Thursday, October 27, 2011 6:50 PM GMT+7
27 февраля и 25 апреля 1976 г, в органе ЦК КПВ газете "Нян зан" были опубликованы картосхемы территории Вьетнама, на которых осрова Парасельские и Спратли были обозначены под вьетнамскими названиями соответственно Хоангша и Чыонгша. 8 апреля 1976 г. Главное управление геодезии и картографии ДРВ выпустило карту Вьетнама с новым административным делением страны, на которой были обозначены оба архипелага.
Ситуация вокруг спорных островов после прекращения войны во Вьетнаме
В апреле 1975 г. Народные вооруженные силы освобождения Республики Южный Вьетнам (НВСО РЮВ) провели широкое наступление, завершившееся свержением сайгонского режима. Одновременно, незадолго до взятия Сайгона - с 14 по 29 апреля военно-морские силы ДРВ отбили у южновьетнамцев шесть островов в архипелаге Спратли (Чыонгша, Шонка, Намйет, Шонгты тай, Синьтон и Аньбанг - названия вьетнамские) . В конце апреля НВСО РЮВ приняли капитуляцию сайгонских гарнизонов на островах Южно-Китайского моря, оставив там свои посты. После воссоединения Вьетнама эти острова оказались под юрисдикцией СРВ.
27 февраля и 25 апреля 1976 г, в органе ЦК КПВ газете "Нян зан" были опубликованы картосхемы территории Вьетнама, на которых осрова Парасельские и Спратли были обозначены под вьетнамскими названиями соответственно Хоангша и Чыонгша. 8 апреля 1976 г. Главное управление геодезии и картографии ДРВ выпустило карту Вьетнама с новым административным делением страны, на которой были обозначены оба архипелага.
5 июня 1976 г. ВРП РЮВ официально заявил о принадлежности обоих архипелагов Вьетнаму. 12 мая 1977 года правительство СРВ выступило с заявлением о территориальных водах, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе страны. Заявление по сути представляет собой юридическую основу для защиты суверенитета СРВ над ее морскими зонами и континентальным шельфом. В нем оговорено, что относящиеся к территории Вьетнама острова и архипелаги, но расположенные за пределами территориальных вод, имеют собственные территориальные воды, прилежащую зону, 200-мильную экономическую зону, континентальный шельф. Правительство СРВ выразило готовность "урегулировать с заинтересованными странами путем переговоров на основе взаимного уважения независимости и суверенитета в соответствии с международным правом и практикой вопросы, относящиеся к морским зонам и континентальным шельфам каждой стороны".
Победа Северного Вьетнама в войне против Соединенных Штатов и объединение страны с созданием Социалистической Республики Вьетнам, укрепление отношений всестороннего сотрудничества между СРВ и СССР позволили Ханою претендовать на проведение самостоятельной политики в Индокитае.
Вступление СРВ в открытый конфликт с КНР за влияние в Камбодже после свержения пропекинского полпотовского режима с помощью вьетнамских войск побудило Пекин "преподать урок зарвавшемуся ученику". Начав 17 февраля 1979 года массированное наступление на северные провинции СРВ, войска НОАК в мае того же года были в основном выведены на свою территорию. Несмотря на уверенность политологов, что китайцы и не планировали захвата Вьетнама, опасаясь жесткой реакции Москвы, исход конфликта Ханой представил как очередную победу вьетнамского народа.
Учитывая, что нарастание китайско-вьетнамского конфликта проходило на фоне разногласий о принадлежности отдельных участков сухопутной границы между двумя странами, 15 марта 1979 г. МИД СРВ опубликовал меморандум о китайско-вьетнамской границе, в статье 9 которого впервые прямо осуждается оккупация Китаем Парасельского архипелага в январе 1974 г. В этом документе утверждается, что "вьетнамский народ давно открыл и освоил острова Хоангша" (Парасельские), а суверенитет Вьетнама над ними был официально установлен династией Нгуенов. Подчеркивается, что "Вьетнам постоянно осуществлял над этими островами свой неоспоримый суверенитет" до тех пор, пока "пекинские власти нагло оккупировали острова Хоангша своми вооруженными силами".
Началась "пропагандистская война" между СРВ и КНР, в ходе которой вьетнамский МИД 28 сентября 1979 г. подготовил Белую книгу, содержащую 19 документов, якобы подтверждающих суверенитет Вьетнама над архипелагами Парасельским и Спратли. 4 октября того же года в Ханое увидела свет еще одна Белая книга МИД СРВ "Правда о вьетнамо-китайских отношениях за последние тридцать лет" . Китайцы со своей стороны предприняли попытку парировать вьетнамские аргументы, изложенные в сентябрьской Белой книге, в приложении к письму Постоянного представителя Китая при ООН Чен Чу от 11 февраля 1980 г. на имя Генерального секретаря - документе МИД КНР от 30 января 1980 г. "Неоспоримый суверенитет Китая над островами Сиша и Наньша". Очередная Белая книга МИД СРВ "Архипелаги Хоангша и Чыонгша - вьетнамская территория" появилась в декабре 1981 г.
В отличие от КНР, отображая свои претензии картографически, Вьетнам без лишнего шума утверждал свой вполне реальный военный контроль над бесхозными островами, островками, рифами и атоллами центральной и северо-восточной частей островов группы Спратли. В итоге под его контролем оказалось от 22 до 27 островных объектов. В их числе стратегически важные о. Спрайт, о. Сип Кове в группе островов Юниен, о. Нам Иг невдалеке oт занятого тайваньским гарнизоном о. Иту Аба в группе Тизард и ряд других.
Тайвань, заявляющий как и КНР о претензиях на все о-ва Спратли, утвердил свой контроль только над одним островом -Иту Аба. Именно здесь во время войны на Тихом океане располагалась японская база подводных лодок, взлетно-посадочная полоса и порт для гидросамолетов. Тайваньский гарнизон на острове появился на рубеже 50—60-х годов, остров непрерывно укреплялся, усиливалась его морская и противовоздушная оборона.
В конце 1974 г. произошло очередное знаменательное для истории территориального спора в Южно-Китайском море событие: в Малайзии было открыто проявлено беспокойство тем, что территориальные претензии Пекина распространяются и на острова, которые там считали своими. Озабоченность малайзийцев была обоснованной в свете того, что уже в тот период ими велась промышленная добыча газа на отмели Сентрал Лукониа "филд, который по подводному газопроводу транспортировался в Таньянг Кидуронг.
Интересы Малайзии в Южно-Китайском море пересекаются и с вьетнамскими, учитывая претензии СРВ на весь архипелаг Спратли. Куала-Лумпур, в частности, не согласен с вьетнамской оккупацией некоторых из островов, которые якобы должны принадлежать Малайзии. Об этом свидетельствует, например, заявление, сделанное премьер-министром СРВ Фам Ван Донгом во время официального визита в Малайзию 12-16 октября 1978 г. По его словам, архипелаг Спратли, включая о.Ань Банг (Амбойна Кэй), принадлежит Вьетнаму. Но вьетнамский премьер проявил известную гибкость, выразив мнение, что все конфликты или недопонимания между двумя странами должны разрешаться путем переговоров.
В 1979 году Малайзия фактически подключилась к спору об островах, опубликовав карту своего, континентального шельфа, в пределы которого- включены 7 островных образований архипелага Спратли. Южная граница континентального шельфа и установленной в середине 1980 г. исключительной экономической зоны Малайзии была еще в 1969 г. определена малайзийско-индонезийским соглашением о разграничении континентального шельфа.
Этим шагом оказались затронуты интересы Филиппин, Вьетнама и Брунея, которые, однако, не заинтересованы в обострении отношений с Малайзией. Объектами данного спора оказались занятые филиппинцами о.Терумбу Лаксамана и вьетнамцами - о.Пулау Амбойна Кечил, а также часть брунейской рыболовной зоны. Следует отметить, что к концу 70-х годов малайзийцами использовались лишь мелкие рифы и атоллы как пункты временных стоянок катеров морской охраны и рыболовных судов. В начале 80-х годов они организовали пограничный пост и установили маяк на рифе Сваллоу (малайзийское название - Теримбу Лайянг-Лайянг). Маяки сооружены также на рифах Ройял Шарлотта и Луиза , на скале Парсонс, не достигающей поверхности воды, установлен светящийся буй.
Основываясь на концепции важности островов для национальной безопасности Филиппин ,правительство этой страны уже в конце 60-х— начале 70-х годов предприняло шаги по утверждению на них своего контроля. Были созданы военные гарнизоны на островах Титу (Пагаса), Лоайта (Кота), Вест Йорк (Ликас), Наныпань (Лавас), Флэт (Патас), на некоторых рифах и атоллах основаны посты. В сентябре 1979 г. президент Ф.Маркос на пресс-конференции подтвердил, что новые островные территории по праву принадлежат Филиппинам, поскольку ранее были"заброшенными и бесхозными". И в том же году острова Калаяаан декретом президента Филиппин были включены в состав провинции Палаван.
Тем не менее в 70-х годах все большее значение для Манилы приобретали экономические соображения. На о.Пагаса, например, филиппинцами были построены холодильные камеры в интересах развития рыбного промысла в районе. На расположенном неподалеку острове Ридбэнк филиппино-шведская совместное предприятие вела разведочное бурение на нефть и газ. Энтузиазм филиппинцев вызвало обнаружение им перспективных месторождений нефти и газа на соседней с о.Титу отмели .Ридбэнк. Филиппинцы начали подготовку к их промышленной разработке. С этой целью было принято решение об усилении безопасности района разработки. В плане его реализации в марте 1978 г. филиппинские войска заняли находящийся на периферии отмели Ридбэнк островок Ланкиам-Кэй (Паната). 11 июня 1978 г. президент издал секретный указ (P.D. 1596) об установлении юрисдикции Филиппин почти над всеми островами этого архипелага, в котором утверждалось, что Калаяаан является филиппинским "по причинам историческим, насущной необходимости и эффективной оккупации", так как охватываемые этим районом острова "на законном основании не принадлежат ни одной из стран" и находятся на филиппинском континентальном шельфе. Правительство страны в обоснование своих действий сослалось на близость островов, соображения безопасности и экономические причины, "жизненно важные для существования Республики". Утверждалось, что район в момент его оккупации представлял собой terra nullius, то есть никому не принадлежал, а заняты были только брошенные территории .
В декабре 1978 г. руководители Вьетнама и Филиппин проявили готовность урегулировать разногласия в связи с островами путем переговоров. Перспектива такого рода "сговора" относительно "китайских земель" вызвала резкие протесты одновременно со стороны Пекина и Тайбэя.
Пекин, чтобы чрезмерно не нагнетать напряженность в отношениях со странами АСЕАН в связи со своей политикой в территориальном вопросе, во время официальных визитов президента Филиппин Ф.Маркоса в КНР в 1975 г. и заместителя премьера Госсовета КНР Ли Сяньняня в Манилу в 1978 г. согласился с тем, что любой конфликт или спор, который может возникнуть из-за островов Южно-Китайского моря, будет урегулирован по дипломатическим каналам.
На часть континентального шельфа и исключительной экономической зоны Малайзии претендует Бруней — прибрежное государство, с трех сторон окруженное малайзийской территорией. В 1988 г. правительство Брунея объявило о создании 350-мильного континентального шельфа , по сути дела разделившей экономическую зону и шельф Малайзии на две отдельные части.
Индонезия, не являвшаяся претендентом на острова Спратли, тем не менее проявляла повышенную настороженность в отношении военных планов Пекина в ЮВА. Парасельский конфликт 1974 г. укрепил в Джакарте подозрения, что "Китайская военная стратегия на море направлена на использование решительно всех островов с тем, чтобы в случае необходимости продвигаться вперед" и что Пекин "имеет в виду разместить в будущем даже на самых маленьких островках площадки для запуска ракет и соорудить там базы для патрульных судов". Причем индонезийцы не исключали, что очередным объектом претензий Пекина могут явиться их острова Натуна, к которым вплотную подступает нечетко проводимая на китайских картах "морская граница" КНР (например, карта №23 Атласа Китая, изданного в Пекине в 1976 г.) .
Пекин, очевидно, не собирался отказываться от политики давления на страны региона в территориальном вопросе, хотя круг недовольных угрозами с его стороны расширялся. 30 июля 1977 г. министр иностранных дел КНР Хуан Хуа заявил: "Китайская территория простирается на юг до мели Джеймс около Саравака (Малайзия)... Вы можете вести разведку полезных ископаемых, как пожелаете. Однако, когда придет время, мы отберем эти острова. Тогда не будет никакой нужды вести переговоры, поскольку эти острова уже давно принадлежат Китаю...". Пекин придерживался жесткой риторики и зачастую предпринимал открытые военные провокации в проблеме островов Южно-Китайского моря в двусторонних китайско-вьетнамских отношениях. В противовес ярко выраженной антивьетнамской позиции китайской дипломатии по проблеме островов Южно-Китайского моря, в отношении территориальных притязаний Филиппин и Малайзии руководство КНР занимало принципиально иную позицию. В двусторонних китайско-филипинских и китайско-малазийских отношениях китайская дипломатия стремилась максимально сгладить “острые углы” и по возможности обходить стороной существующую проблему островов Южно-Китайского моря. Это было связано с тем, что СРВ в тот период времени являлся стратегическим союзником СССР, с которым у КНР были напряженные отношения и в это время началась нормализация отношений между КНР и США. Политика КНР в отношении СРВ по проблеме островов Южно-Китайского моря в 1970-начале 1980-х гг. диктовалась стратегическими факторами и напрямую зависела от советско-китайских отношений. Решающим фактором китайской политики в отношении островов Южно-Китайского моря являлся геостратегической. Китай, заинтересованный в усилении своего влияния в Восточной Азии, готов был даже на время отложить вопрос о государственной принадлежности островов Спратли в двусторонних китайско-филиппинских и китайско-малазийских отношениях.
Сама КНР, выдвигающая самые обширные притязания в этом районе, вплоть до 1988 г. в нем физически не присутствовала, что не мешало ей время от времени выступать на официальном уровне с заявлениями о том, что о-ва Спратли издавна являются неотъемлемой частью Китая. Параллельно с этим на всех издаваемых в КНР картах проводилась "морская граница" страны, начинавшаяся восточнее Тайваня и проходившая в непосредственной близости от берегов Филиппин и Малайзии, захватывая часть индонезийского шельфа, и шедшая далее вдоль берегов Вьетнама к точке, где сухопутная китайско-вьетнамская граница выходила к Тонкинскому заливу. По существу эта "морская граница" охватывала большую часть акватории Южно-Китайского моря.
Заявления претензий на обладание территориями, как ярко иллюстрирует история Южно-Китайского моря, как правило недостаточно без обеспечения контроля над ними с помощью национальных вооруженных сил. Однако в наши дни, когда экономические рычаги действуют не менее, а часто и более эффективно, чем военно-политические, участники спора из-за природных богатств ЮКМ учитывают в своей практической деятельности, что хозяйственное освоение островов и прилегающих к ним морских зон позволяет напрямую достигнуть конечной цели практического владения территориями, минуя сложный и запутанный вопрос о том, кому же по праву они принадлежат.
Принятая в 1982 г. международная конвенция по морскому праву еще больше запутала проблему принадлежности островов Южно-Китайского моря. Конвенцией введены новые концепции исключительных экономических зон (ИЭЗ), государства-архипелага, общего наследия человечества и т.д., дано новое определение концепции континентального шельфа, делимитации территориального моря. Результатом введения нового морского режима стало наложение друг на друга частей ИЭЗ и континентальных шельфов различных стран и возникновение споров о порядке их делимитации, который четко не оговорен в конвенции. Она усложнила взаимоотношения претендентов на острова Спратли, поскольку дала им основание претендовать на предоставление даже маленьким удаленным островкам полного режима с собственными ИЭЗ и континентальным шельфом, повысила ценность обладания такими островами и желание утвердить права на них. А это создавало дополнительный стимул к тому, чтобы при достижении этой цели не останавливаться даже перед применением силы.
Поскольку ни резкие заявления правительства КНР о его правах на острова и недра морского дна этого района, ни публикация карт с указанным изображением государственной границы Китая на море никак не влияли на активность близлежащих стран по освоению островов и разведке недр морского дна региона, в начале 1988 г. китайской стороной были предприняты практические шаги по "обозначению" своего физического присутствия в районе о-вов Спратли. . В то же время у него были обоснованные опасения, что попытки занять бесхозные острова, а тем более отбить их силой вызвали бы крайне неблагоприятную реакцию в странах АСЕАН, улучшению отношений с которыми придавалось в этот момент большое значение. В 1987 г. у Пекина появился удобный повод для физического проникновения в данную часть Южно-Китайского моря: ООН обратилась к нему с просьбой оборудовать научную станцию для метеорологических наблюдений в архипелаге Спратли в рамках глобальной программы океанических исследований. Этот предлог был активно использован китайцами для проведения здесь силами своих ВМС серии походов, призванных изучить район с военной точки зрения. В связи с такого рода активностью в архипелаге Спратли МИД СРВ 14 июня 1987 г. привлек внимание общественности ЮВА к появлению китайцев в этой части моря в заявлении, в котором Пекин осуждался за то, что "неоднократно направлял свои суда в архипелаг Чыонгша для проведения обследований и другой противозаконной деятельности и - особенно серьезно - за проведение военных учений с 16 мая по 6 июня".
В заявлении от 20 февраля 1988 г. представитель МИД СРВ вновь указал на то, что "множество китайских военных кораблей нарушают территориальные воды Вьетнама, примыкающие к вьетнамскому архипелагу Чыонгша", и эта "военная активность Китая в архипелаге Чыонгша угрожает безопасности Вьетнама и соседних стран региона, нарушает суверенитет Вьетнама над архипелагом Чыонгша" . Несмотря на попытки вьетнамского флота всячески препятствовать строительным работам и передвижениям китайских судов, в марте 1988 г. при содействии ВМС КНР такая метеорологическая станция все же была сооружена на рифе архипелага Спратли Файери-кросс. Усилившаяся в этой связи напряженность достигла апогея, когда 14 марта 1988 года произошло вооруженное столкновение с участием китайских и вьетнамских военнослужащих у рифа Джонсон (Синь Коу) . В результате этих событий КНР захватила 7 рифов и атоллов архипелага Спратли, но оставила под своим контролем 6 (рифы Куартерон, Гавеь, Джонсон, Коллинз, Лянь Дао, аттолы Далоай) ) , а главное — водрузил свой флаг в регионе, отстоящем довольно далеко от берегов Китая, получив опорный плацдарм для дальнейших действий по установлению контроля над другими островами Спратли.
Политическая атмосфера в этот период нуждается в отдельно рассмотреть. После прихода Горбачёва к власти в СССР ,отношения с Вьетнамом несколько изменили. Согласно заявлению Горбачёва во Владивостоке 28\06\1986, СССР хочет улучшать отношения с КНР, Москва выведет войска из Афганистана, Вьетнаму и Китаю необходимо нормализация отношений и кампучийская проблема будет решена её народом. СССР сосредоточил усилия на внутреннем развитии, а китайское руководство изменило свою позицию к СССР и приняло новую оборонную доктрину, с масштабной ядерной войны с СССР на локальную, ограниченную войну на китайской периферии во второй половине восьмидесятых годов. Территориальный спор в Южно-Китайском море считается потенциальным районом для военных конфликтов. Как и ситуация вокруг Парасель в 1974 году, Китай верно рассчитывал на то ,что военный конфликт с Вьетнамом не станет втягивать в него другие страны.
Южно-китайское море в эпоху после холодной войны
В ноябре 1991 года ,после полутора десятилетий острой китайско-вьетнамской конфронтации, произошла, как оценивали это событие обе стороны, “полная нормализация” отношений между двумя странами. В Ханое имели основания полагать, что появились необходимые предпосылки для мирного урегулирования спора из-за островов. Тем более что в условиях распада Советского Союза фактор “социалистической солидарности” в отношениях между Вьетнамом и Китаем приобретал стратегическую значимость.
После распада Советского Союза , Российское присутствие в Юго-Восточной Азии в основном носит экономический характер, её политическое и военное влияние существенно уменьшилось. Уход американцев с военной база Субик-бей на Филиппинах создает силовой вакуум в регионе.
Пекин продолжал курс на закрепление своего присутствия в спорном районе. В феврале 1992 года Всекитайское собрание народных представителей приняло “Закон о территориальных водах и прилегающих к ним районах”, согласно которому острова Парасельские и Спратли являются неотъемлемой частью территории КНР и включены в провинцию Хайнань . В мае 1992 года Пекин подписал контракт с американской фирмой “Крестоун энерджи”, предоставив ей в концессию участок шельфа, расположенный в 250 км от побережья Вьетнама, но в 1300 км от китайского острова Хайнань. По словам президента этой фирмы, в Пекине обещали ему гарантировать проект, даже если потребуется вмешательство военно-морских сил КНР. Когда представитель МИД КНР журналисты попросили прокомментировать это заявление, он подтвердил, что “законные права и интересы иностранных инвесторов на китайской территории будут защищаться”.
Вслед за Китаем Вьетнам тоже пришел к выводу, что лучший способ “подкрепить” претензии на Спратли — это привлечь к поискам нефти в этом районе иностранные фирмы. 19 апреля 1994 года правительство СРВ подписало с международным консорциумом, включающим американский нефтяной гигант “Мобил ойл”, три японских фирмы, а также российскую фирму “Зарубежнефть”, контракт на разработку месторождения “Тханьлонг” на континентальном шельфе Южного Вьетнама. Китайская сторона тут же заявила, что считает этот контракт “незаконным”, так как указанное месторождение нефти относится к шельфу Спратли .Показательно, что Пекин впервые заявил о претензиях на участок шельфа, который ранее не был предметом разногласий и где Вьетнам в течение последних более десяти лет сотрудничал с зарубежными фирмами. Тем самым оказались на прямую затронуты интересы третьих стран, в том числе и России.
В июне 1994 года Национальное собрание СРВ приняло резолюцию о ратификации Конвенции ООН 1982 года по морскому праву, в которой был вновь подтвержден суверенитет Вьетнама над островами Парасельскими и Спратли. В выступлении по случаю ратификации президент СРВ Ле Дык Ань заявил, что Конвенция ООН призвана стать “юридической базой для отстаивания суверенитета и территориальной целостности Вьетнама в ближайшей и долгосрочной перспективе” .
В средине 1994 года , китайцы начали вести зондирование и разведку фактического положения в районе, входящем в исключительную экономическую зону Филиппин. В октябре 1994 г. морская охрана Филиппин задержала и выдворила за пределы своей экономической зоны 55 китайских рыбаков, которые установили на многих рифах и скалах знаки о принадлежности их Китаю, а на рифе Мисчиф возвели даже хозяйственные и военные постройки. В ответ, Китай арестовал 35 филиппинских рыбаков и обвинил их в нарушении китайских территориальных вод. Если учесть, что риф совершенно лишен растительности и материалов для строительства каких-то сооружений, остается предположить, что материалы для возведения построек были доставлены с материка, а вся эта "операция" готовилась заблаговременно и целенаправленно. Действия китайцев вызвали бурную реакцию со стороны стран АСЕАН и США, поскольку впервые возник конфликт между Китая и государством- членом АСЕАН.
В целом, кроме полутора-двух десятков атоллов, рифов и скал, расположенных в исключительной экономической зоне Филиппин, все островные объекты центральной и северо-восточной частей о-вов Спратли контролируются различными странами региона, причем эти объекты оказались настолько перемешаны, что возникла ситуация которую может характеризовать термин даже не "слоеный пирог", принятый у военных, а своего рода "мозаика". Весьма характерна в этом отношении обстановка в группе Тизард. Контролируемые китайцами рифы Гавен находятся в 20 км от занятого вьетнамцами о. Нам Ит и в 30 км от о. Иту Аба с его мощным тайваньским гарнизоном. В группе Лоайта занятый филиппинцами о. Лоайта лежит всего-лишь в 10 км от рифа Саут-Вест, на котором находится китайский пост, и т. д. По состоянию на начало 1999г. КНР занимали 7 островов и рифов с численностью войск 260 человек , СРВ 27 островов и рифов с 600 войск , Филиппины – 8 (595), Малайзия -3 (70)и Тайвань – 1 (112).
Такая обстановка создает много сложностей при разграничении даже сравнительно узкой полосы территориальных вод и прилежащей зоны, что вообще ставит под сомнение не только необходимость, но даже саму возможность учета островов как "особых обстоятельств" при разграничении водных пространств района. Судя по всему, все участвующие в споре о принадлежности островов этого района страны, за исключением Китая, все в большей степени приходят к пониманию того, что вопрос разграничения морских пространств, т. е. определение внешних пределов исключительных экономических зон и континентального шельфа заинтересованных стран и вопрос государственной принадлежности островных объектов района — вопросы разные и их не следует увязывать друг с другом.
Анализ всех составляющих территориального спора вокруг островов Южно-Китайского моря показывает, что в основе и этого конфликта лежат геоэкономические интересы вовлеченных в него сторон. Разумеется, для Китая как мировой державы чрезвычайно важны и конкретные военно-стратегические резоны, прежде всего—возможность установления полного контроля над морскими коммуникациями, проходящими через акваторию Южно-Китайского моря, а также окружения Вьетнама с моря с учетом постоянно сохраняющейся опасности возникновения военного столкновения с этой страной. Для Вьетнама же обладание островами, особенно Парасельскими, имеет, помимо всего прочего, ярко выраженную национально-патриотическую мотивацию.
Однако и для Китая, и для Вьетнама, и для стран АСЕАН, претендующих на острова , все более решающий характер, особенно с течением времени, 'приобретают прежде всего конкретные экономические цели, а именно: путем установления контроля над теми или иными островами обеспечить для себя возможно более значительную по площади экономическую зону в акватории Южно-Китайского моря, которая, как уже говорилось выше, располагает богатейшими запасами нефти, природного газа, других минеральных ресурсов, рыбы и морепродуктов.
Чан Чьюнг Тхюн
____________________________
Bullet  
Bullet  
Bullet  
Bullet  
 
http://vnsea.net/?TabId=149&ArticleID=529&language=en-US

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами