Границы Страны Израиля
Границы Страны Израиля
Определение точных границ Страны Израиля важно для галахи, поскольку многие заповеди могут быть исполнены только в пределах Страны Израиля (מצוות התלויות בארץ).
Границы Страны Израиля очерчены в Пятикнижии несколько раз: в книгах Берешит (Быт.15:18-21), Шемот (Исх.23:31), Бемидбар (Чис.34:1-15), Йехезкель (Иез.47:13-20).
Содержание
[убрать]- 1 В книге Берешит
- 2 В книге Шемот
- 3 В книге Бемидбар
- 4 В книге Йеhошуа
- 5 В литературе Мишны и Талмуда
- 6 В галахической литературе средних веков и нового времени
- 7 Исторические границы Страны Израиля
- 8 Границы британского мандата
- 9 Границы государства Израиль
- 10 Ссылки
- 11 Примечания
В книге Берешит
В книге Берешит перечисляются народы, земли которых отдаст Бог потомству Авраама; точное определение мест их проживания затруднительно. Там указаны две границы: «от реки Египетской до реки Евфрат».
Библейская критика идентифицирует «реку Египетскую» с восточным рукавом дельты Нила, который при Птолемеях назывался Пелусион. Так считают и Иерусалимский Таргум, Таргум Неофити, Раши, Радак и Виленский Гаон на Йеhошуа 13:3 (Нав.13:3), р.Ш.Сирилио наИерусалимский Талмуд, Шевиит 6:1. Это предположение поддерживается книгой Йеhошуа(Нав.13:3), где указывается не завоёванная ещё земля «до Шихора, что перед Египтом», и книгой Диврей hа-ямим, где упоминается «Шихор Египетский» (1Пар.13:5). Авраhам ибн Эзра в своём комментарии на Берешит 15:18 также подчёркивает, что это Шихор, а не сам Нил. По другой версии, речь идет о вади Эль-Ариш на Синае (р.Саадия-гаон на Бемидбар34, Кафтор ва-ферах 11, Радбаз 5:2026). Но это мнение менее обоснованно, так как книга Берешит называет эту границу «рекой» נהר, а не «потоком» или «вади» נחל. «Поток Египетский» נחל מצרים упоминается лишь в книге Бемидбар.
В книге Шемот
В книге Шемот (Исх.23:31) границы страны определяются так: «от Тростникового моря до Филистимского моря, и от пустыни до реки». По мнению большинства комментаторов, здесь приводятся южная, западная, восточная и северная границы страны.
Тростниковое море (Ям Суф) – это одно из озёр на восточных рукавах дельты Нила; ранее было принято отождествлять его с современным Красным (Чермным в церковнославянском переводе) морем.
Филистимское море – Средиземное, на берегу которого жили филистимляне.
Пустыня – это Сирийская пустыня, естественная восточная граница страны Израиля, и пустыня Негев, её естественная южная граница.
Река – по большинству мнений, это самый западный изгиб Евфрата к востоку от Халеба у места, названного в ТаНаХе Тифсах (3Цар.5:4).
Согласно этому описанию, в Страну Израиля входит территория теперешнего Государства Израиль, Синайский полуостров, Ливан, часть Сирии до южных притоков Евфрата, включая сирийское побережье Средиземного Моря, и Заиорданье (часть современной Иордании). Эти границы совпадают с границами царства Давида в его максимальном размере (2Цар.8). Похожие границы – пустыня, Ливан, западное море, великая река Евфрат – упоминаются в книгах Дварим (Втор.1:6-8) и Йеhошуа (книга) (Нав.1:4)). Все перечисленные границы – естественные, географические: пустыни, моря и реки.
"ИДИТЕ К ГОРАМ ЭМОРЕЕВ И КО ВСЕМ СОСЕДЯМ ИХ В СТЕПИ, В ГОРАХ, И НА НИЗМЕННОСТИ, И НА ЮГЕ, И ПО БЕРЕГУ МОРЯ, В СТРАНУ КНААН, И К ЛИВАНУ - ДО РЕКИ ВЕЛИКОЙ, РЕКИ ЕВФРАТ". (Дварим, 1:8)
{{
Аманос или Нур | |
Высшая точка |
2240 м
|
---|---|
Протяжённость |
150 км
|
Координаты |
Однако в этих описаниях не указана северо-западная граница Страны, поскольку в этом районе нет естественных географических объектов, явным образом разграничивающих разные регионы. Её можно дополнить на основании сказанного в Мишне (Шевиит 6:1, Хала 4:8) и в Иерусалимском Талмуде (Шевиит 6:1): «река Амана», «горы Амана» или «горы Аманон», или в других вариантах в текстах Талмудов и мидрашей«Аманис», «Аманос», «Монос». Согласно Иерусалимскому Талмуду (Шевиит 6:1) и мидрашу Шир ѓа-Ширим Раба (4:8), это и есть «горы Амана́» (Песн.4:8). Ныне этот горный массив называется Аманос или Нур, он начинается к северу от южнотурецкого города Антакья и достаточно естественно отделяет Восточное Средиземноморье от Малой Азии.
Эти границы называются также «границами Земли Обетованной», поскольку их Бог обещал даровать евреям: «потомству твоему дал Я эту землю» (Быт.15:18). У евреев нет и не было заповеди завоёвывать Страну Израиля именно в этих границах[1]. В Иерусалимском Талмуде (Шевиит 6:1) и вТосефте (Терумот 2:12) приводится спор танаев о западной границе Земли Обетованной. По мнению основного таны, следует протянуть воображаемую линию от гор Аманос до «потока Египетского», и всё, что восточнее этой линии, принадлежит к Стране Израиля. По мнению же р.Йеhуды, надлежит протянуть две воображаемые линии с востока на запад – от Кефаларии[2] и от «потока Египетского» - до самого «моря Океанос», и всё, что будет лежать между этими двумя линиями (включая Крит, Кипр, Сицилию и пр.), относится к Земле Обетованной.
В книге Бемидбар
В книге Бемидбар (Чис.34:1-15) границы Страны Кенаан (так она называется там) описаны более подробно:
В Мишне и Талмуде эти границы называются גבולות עולי מצרים – границы заселения пришедшими из Египта[3].
Южная граница
Локализация Маале Акрабим, Цина и Хацар-Адара спорна[4]. Однако Ацмон переводится в Палестинском Таргуме как קיסם, что, видимо, соответствует теперешней Кусайме в 30 км западнее Ницаны. Тогда «поток Египетский» в этом описании – это вади Эль-Ариш.
Кадеш-Барнеа переводится в Палестинском Таргуме, в Мишне и у Саадии-гаона как Рекем, а это название, согласно Иосифу Флавию[5], «Ономастикону» Эвсебия и Иерониму, носил город, по-гречески именовавшийся Петра и находящийся между Мёртвым морем и Эйлатом[1]. Современные исследователи локализуют Кадеш-Барнеа в Эйн-Кудейрат в 30 км западнее Мицпе-Рамон[6].
Северная граница
Локализация горы Ѓор очень спорна. (Не следует путать её с горой того же названия в Заиорданье, где умер Аѓарон). Не подлежит сомнению, что она находится на побережье Средиземного моря. Палестинский Таргум отождествляет её с горами Аманос (Нур) на юго-востоке Турции; Кафтор ва-ферах (гл.11) помещает южнее, на Джебель аль-Акра, севернее Латакии (см. выше примечание о Кефаларии); Рамбам[7] отождествляет с горами возле Баниаса южнее Латакии, Радбаз[8] помещает ещё южнее, к югу от Триполи, что в Ливане (гора Рас аль-Шакаа). Хамат – это теперешний Хомс в Сирии. Цедад, видимо, сохранил своё название и находится в 110 км. к северо-востоку от Дамаска. Локализация Зифрона, Хацар-Эйнана и Ривлы спорна.
Восточная граница
Восточной границей Страны Израиля являются Кинерет, Иордан и Мертвое море, а западной – Средиземное море.
Заиорданье не входит в эти границы, и из главы 32 книги Бемидбар (Чис.32) следует, что оно изначально не предназначалось для евреев, вышедших из Египта. Но после того, как колена Реувена, Гада и половина колена Менаше поселились там, Заиорданье приобрело галахический статус Страны Израиля.
В книге Йеhошуа
В литературе Мишны и Талмуда
В галахической литературе средних веков и нового времени
Исторические границы Страны Израиля
Во времена ТаНаХа
Египетские источники, содержащие наиболее ранние описания Ханаана, который в 16–13 вв. до н. э. находился во владении или под влиянием Египта, включают в его пределы территорию нынешнего Ливана и северную часть Заиорданья. Земли к югу от реки Ярмук занимали, очевидно, с конца 15 в. до н. э. кочевники, которые постепенно осели и основали небольшие, но хорошо укрепленные царства Эдом, Моав и Аммон. Реальные границы Эрец-Исраэль от времен Иехошуа бин Нуна и до царствования Давида неоднократно менялись как в ходе завоевания израильтянами отдельных инородческих анклавов, так и при вторжениях соседних народов. Прибрежную полосу на юге страны захватили филистимляне, а северная часть побережья оказалась в пределах Финикии. При Давиде границы его царства почти достигли пределов Эрец-Исраэль, обещанных Аврааму (см. Давид). Выражение «от Дана до Беер-Шевы»(II Сам. 24:2 и I Ц. 5:5) явно означает не пределы царств Давида и Соломона, а лишь область с оседлым населением и крайние на севере и на юге значительные города.
Довольно часто менялись при различных нашествиях границы Израильского и Иудейского царств, возникших около 928 г. до н. э., после раскола Объединенного Израильского царства. Лишь в первой половине 8 в. до н. э. (при царях Иоров‘аме II и Уззии соответственно) их территории в сумме достигли пределов царства Соломона. Однако в 722 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское царство, а в 586 г. до н. э. Иудейское царство было опустошено Вавилонией (см. Пленение вавилонское). Когда в 539 г. до н. э. территория Эрец-Исраэль стала частью Персидской империи и началось возвращение из Вавилонии евреев, они заселили лишь малую часть страны (в основном вокруг Иерусалима), составившую вассальный округ Иудея. Его размеры почти не изменились после завоевания страны Александром Македонским (333 г. до н. э.) и при династиях его преемников, Птолемеях и Селевкидах, владевших Эрец-Исраэль в качестве провинции своих эллинистических империй.
Царство Хасмонеев
С восстановлением при Хасмонеях независимости Иудеи (в 142 г. до н. э.) ее границы постепенно расширяются и около 100 г. до н. э., при Александре Яннае, почти достигают естественных границ Эрец-Исраэль (исключая южную часть Негева и побережье Эйлатского залива). Была завоёвана территория Эдома и возвращены земли в Башане, на побережье Средиземного моря в Галилее и на юге - бывшая территория филистимлян. Примерно такими же были границы Иудеи к концу 1 в. до н. э. при Ироде I, но в Заиорданье и в Изреельской долине в них значительным по территории клином врезался Декаполис — союз автономных греческих городов, в части которых сохранялись еврейские общины.
Римские и византийские времена
Близки к естественным, несмотря на ряд временных изменений, были границы Эрец-Исраэль как римской провинции (с 6 г. н. э.), которая, оставаясь примерно в тех же пределах, была в 295 г. при Диоклетиане разделена на три части: Палестина Прима (области Иудея, Самария и Приморье), Палестина Секунда (Галилея, Голан и Перея в Западном Заиорданье, то есть Гил‘ад и Башан) и Палестина Терциа (Негев до Эйлата и юг Заиорданья, то есть Моав и Эдом). Такое деление сохранялось при византийском владычестве, а при арабских халифах (с 640 г.) в первую часть, названную джунд (воеводство) Фаластин, входили также юг Гил‘ада и Моав; вторую, названную джунд Урдун (то есть Иордан), дополнили север Гил‘ада и Иорданская долина, а третья, запустевшая часть стала называться ат-Тих (то есть пустыня). Государства крестоносцев (1099–1291) то достигали Эйлатского залива и включали значительную часть Заиорданья, то ограничивались после поражения в 1187 г. только полосой вдоль Средиземного моря с различными недолговременными дополнениями.
Времена египетского и турецкого правления
Границы Эрец-Исраэль как провинции Египта в 1260–1517 гг. (при мамлюках) утратили четкость на севере и на востоке, а в период турецкого владычества (1516–1918) страна была частью то провинции (вилайета) Дамаск, то провинции Бейрут, и только с 1874 г. была выделена область (мутасарифлик) Иерусалима, управляемая непосредственно из Стамбула. В 1892 г. Турция под давлением Великобритании, которая с 1882 г. владела Египтом, отодвинула свою границу к востоку от Суэцкого канала по линии Эль-Ариш — Суэц — Эйлат, а в 1906 г. — еще восточней (от поселения Рафах до Эйлата), и этот треугольник (Эль-Ариш — Рафах — Эйлат), северную часть которого деятели сионизма в 1903 г. предполагали превратить в район еврейского поселения (так называемый план Эль-Ариш), отошел к территории Египта.
Границы британского мандата
Границы британского мандата (1920–48) были еще в мае 1916 г. намечены так называемым соглашением Сайкс — Пико, в котором Ливан был определен как сфера французского, а западная территория Эрец-Исраэль — британского влияния, с условной границей между ними по линии Рош hа-Никра — озеро Киннерет.
Предполагалось также установить над территорией Сирии французский контроль, а в Заиорданье и Негеве создать арабское государство под британским контролем. Воодушевленная Декларацией Бальфура, сионистская организация в феврале 1919 г. выступила перед особым комитетом стран-победительниц в Версале с проектом создания еврейского национального очага в пределах естественных и исторических границ Эрец-Исраэль.
В 1920 г. на основе той же Декларации Великобритания добилась от союзников в Сан-Ремо единовластного мандата (утвержден Лигой Наций в 1922 г.) на всю Палестину, включая Заиорданье, а также на значительную часть Сирийско-Аравийской пустыни вплоть до пределов Ирака, по которой вскоре прошел нефтепровод Киркук — Хайфа.
Но уже в 1921 г. британские власти под давлением арабского национализма отступились от своих посулов и создали в Заиорданье арабский эмират, ставший впоследствии королевством Иордания, исключив таким образом из провозглашенного ими же понятия «еврейский национальный очаг» восточную часть Эрец-Исраэль.
Окончательные границы подмандатной территории были установлены в 1923 г. в ходе острой полемики с Францией, которая, уступив район верхнего Иордана с еврейскими поселениями Метула, Кфар-Гил‘ади и Тель-Хай (так называемый Галилейский палец), добилась передачи Ливану лежащей рядом части Верхней Галилеи (к югу от реки Литани) и включения в французский мандат на Сирию территорию Башана с Голаном и Хаураном.
Площадь подмандатной Палестины равнялась 27 009 квадратных км. Границы страны проходили на севере по линии Рош hа-Никра — Саса — Метула — Баниас, на востоке — южнее Баниаса, по восточным берегам реки Иордан и озера Киннерет (полоса от десяти до одного км шириной) с отступом до Хаммат-Гадера, далее по реке Ярмук до ее впадения в реку Иордан, и по Иордану, середине Мертвого моря и по долине Арава напрямик к Эйлатскому заливу до мыса Таба. На западе Негев и Синайский полуостров разделяла линия, принятая в 1906 г. в качестве границы между владениями Османской империи и Египта. Вне территории мандата, таким образом, оказалось более половины земель исторической Эрец-Исраэль, отнесенных в 1906 г. к Египту (3150 квадратных км), а в 1920–23 гг. к Сирии (11 200 квадратных км), Ливану (850 квадратных км) и Трансиордании (17 200 квадратных км).
Границы государства Израиль
Ссылки
- Статья «Земля Израиля (Эрец-Исраэль)» в Электронной еврейской энциклопедии
- Арабы однажды уже признали Израиль
Примечания
- ↑ ד"ר יהושפט נבו גבולות ארץ ישראל לפי התורה (иврит) // שמעתין. — תשנ"ט. — В. 137-138.
- ↑ Видимо, это гора Касиос на границе Сирии и Турции, она же Джебель аль-Акраа, она же гора Цафон Танаха и угаритских мифов.
- ↑ Например, Мишна Шевиит 6:1, Хала 4:8.
- ↑ См. подробный анализ в Даат Микра на Бемидбар 34, где приводятся два подхода к описанию границ в Бемидбар, с обсуждением вариантов идентификации каждого опорного пункта по обоим подходам. Согласно первому, эти границы совпадают с упомянутыми в Берешит, согласно второму – уже их.
- ↑ Иудейские древности IV 7, 1-4,7
- ↑ "Kadesh Barnea" pg. 214 in the NIV Archaeological Study Bible, Grand Rapids: Zondervan, 2005
- ↑ респонс 127, см. комментарий Й.Феликса на Иерусалимский Талмуд, Шевиит 6, прим. 34.
- ↑ респонс 1105.
Комментарии
Отправить комментарий