Пограничная эскадрилья
Пограничная эскадрилья
Латвия – большая страна, и её границы простираются от дремучих лесов в Восточной Латгалии до самого Балтийского моря. Морские и восточные рубежи Латвии являются внешними границами Евросоюза. Пять лет назад Европа приняла решительные меры по укреплению своих внешних границ и реализовала широкую программу оснащения подразделений пограничной охраны Латвии, Литвы и Эстонии.
Тогда морские пограничники Латвии получили 9 новых кораблей, и даже катер на воздушной подушке. В распоряжение сухопутных пограничников поступило до 200 единиц автотехники, в том числе и специальные машины, оборудованные системами поиска и слежения. Для латвийских авиаторов прибыли два вертолёта. Были построены пограничные переходы и пункты базирования.
Сегодня, после определённых сокращений, в составе латвийской Государственной пограничной службы (ГПС) осталось семь управлений: Главное управление, Рижское, Вентспилсское, Вилякское, Даугавпилсское, Лудзенское, Авиационное. Также работает Государственный пограничный колледж в Резекне.
Первый вертолёт «Agusta-Bell 206» Государственная пограничная охрана Латвии получила в 2002 году в подарок от финской пограничной охраны. Приобретение ещё двух вертолётов поставило перед командованием ГПС Латвии вопрос о необходимости создания специального авиационного подразделения, в котором бы комплексно решались вопросы подготовки кадров, обслуживания авиатехники, отрабатывались операционные задачи по организации взаимодействия авиаторов с наземными пограничниками и другими государственными структурами. С этой целью в 2008 году в Государственной пограничной охране было создано отдельное Авиационное управление.
Тогда морские пограничники Латвии получили 9 новых кораблей, и даже катер на воздушной подушке. В распоряжение сухопутных пограничников поступило до 200 единиц автотехники, в том числе и специальные машины, оборудованные системами поиска и слежения. Для латвийских авиаторов прибыли два вертолёта. Были построены пограничные переходы и пункты базирования.
Сегодня, после определённых сокращений, в составе латвийской Государственной пограничной службы (ГПС) осталось семь управлений: Главное управление, Рижское, Вентспилсское, Вилякское, Даугавпилсское, Лудзенское, Авиационное. Также работает Государственный пограничный колледж в Резекне.
Первый вертолёт «Agusta-Bell 206» Государственная пограничная охрана Латвии получила в 2002 году в подарок от финской пограничной охраны. Приобретение ещё двух вертолётов поставило перед командованием ГПС Латвии вопрос о необходимости создания специального авиационного подразделения, в котором бы комплексно решались вопросы подготовки кадров, обслуживания авиатехники, отрабатывались операционные задачи по организации взаимодействия авиаторов с наземными пограничниками и другими государственными структурами. С этой целью в 2008 году в Государственной пограничной охране было создано отдельное Авиационное управление.
Авиационному управлению Государственной пограничной службы Латвии исполняется 3 года
Из официального пресс-релиза: 1-го марта 2011-го года исполнилось три года со дня создания Авиационного управления (АУ) Государственной пограничной службы (ГПС). 3-го марта сего года в ознаменование 3-ей годовщины Авиационного управления ГПС в Лудзе пройдёт Технический семинар авиационных экспертов пограничных служб Европейского союза (ЕС).Цель семинара: обмен профессиональной информацией и опытом между авиационными подразделениями пограничных служб ЕС на предмет использования авиации, выявление наилучшей практики выполнения задач охраны границ и организации международных операций, создание и укрепление традиций сотрудничества Авиационного управления ГПС на международном уровне.
В семинаре, который организует Авиационное управление, примут участие делегация Европейской агентуры по оперативному руководству сотрудничества у внешних границ ЕС (агентура FRONTEX), делегации Финляндии, Эстонии, Литвы, Польши, и Италии, а также представители Авиационной базы Воздушных сил Национальных вооружённых сил (НВС) и Государственного агентства «Агентство гражданской авиации». В статусе наблюдателей приглашены представители пограничных служб Белоруссии и России.
В свою очередь, 4-го марта сего года в 11.00 в помещениях Авиационного управления ГПС пройдёт торжественное мероприятие, посвящённое 3-ей годовщине АУ ГПС, в котором примут участие представители Министерства внутренних дел, госучреждений и прессы.
В рамках мероприятия пройдут показательные полёты воздушных судов ГПС и Авиационной базы Воздушных сил НВС. Также будет предоставлена возможность осмотреть воздушные суда пограничных служб Эстонии и Литвы.
Результаты действий Авиационного управления ГПС в 2010-ом году: выявлено 24 нарушения режима государственной границы в районах ответственности территориальных управлений ГПС; при содействии структур уголовного розыска ГПС задержаны 38 человек; выявлено 21 нарушение, связанное с перемещением акцизных товаров через государственную границу, в результате чего было изъято более чем 10 миллионов сигарет различных марок и 1840 литров дизельного топлива.
В 2010-ом году в рамках плана мероприятий на год агентуры FRONTEX и ГПС воздушные суда АУ ГПС и персонал со служебными собаками приняли участие в пяти совместных операциях агентуры FRONTEX в Греции и Италии. В результате операций было задержано более 300 нелегальных мигрантов, констатированы загрязнение в море и пожар на суше.
В семинаре, который организует Авиационное управление, примут участие делегация Европейской агентуры по оперативному руководству сотрудничества у внешних границ ЕС (агентура FRONTEX), делегации Финляндии, Эстонии, Литвы, Польши, и Италии, а также представители Авиационной базы Воздушных сил Национальных вооружённых сил (НВС) и Государственного агентства «Агентство гражданской авиации». В статусе наблюдателей приглашены представители пограничных служб Белоруссии и России.
В свою очередь, 4-го марта сего года в 11.00 в помещениях Авиационного управления ГПС пройдёт торжественное мероприятие, посвящённое 3-ей годовщине АУ ГПС, в котором примут участие представители Министерства внутренних дел, госучреждений и прессы.
В рамках мероприятия пройдут показательные полёты воздушных судов ГПС и Авиационной базы Воздушных сил НВС. Также будет предоставлена возможность осмотреть воздушные суда пограничных служб Эстонии и Литвы.
Результаты действий Авиационного управления ГПС в 2010-ом году: выявлено 24 нарушения режима государственной границы в районах ответственности территориальных управлений ГПС; при содействии структур уголовного розыска ГПС задержаны 38 человек; выявлено 21 нарушение, связанное с перемещением акцизных товаров через государственную границу, в результате чего было изъято более чем 10 миллионов сигарет различных марок и 1840 литров дизельного топлива.
В 2010-ом году в рамках плана мероприятий на год агентуры FRONTEX и ГПС воздушные суда АУ ГПС и персонал со служебными собаками приняли участие в пяти совместных операциях агентуры FRONTEX в Греции и Италии. В результате операций было задержано более 300 нелегальных мигрантов, констатированы загрязнение в море и пожар на суше.
Граница Шенгенского договора
Граница охраняется на земле, в небесах и на море. Конечно, охрана воздушного пространства страны – это прерогатива сил противовоздушной обороны, но если мы говорим об авиационном компоненте пограничной службы Латвии, то имеем в виду, прежде всего, два театра действий – восточную границу и морской участок границы. Оба этих участка считаются внешней границей Шенгенского договора, и охрана государственной границы на этих направлениях является главной задачей латвийских пограничников. Именно для решения этих задач и создавалось Авиационное управление ГПС Латвии.
Главная авиабаза пограничной авиаэскадрильи со всеми необходимыми элементами инфраструктуры находится в районе Лудзы, второй пункт базирования пограничной авиации расположен на аэродроме Вентспилса (в советское время вентспилсский аэродром и был специально построен для обеспечения действий авиации погранвойск). Находящиеся между этими пунктами гражданские аэродромы используются пограничной авиацией как аэродромы подскока, но не в качестве мест основного базирования.
В принципе, задачи у Авиационного управления такие же, что и у территориальных пограничных управлений. Говоря языком военной науки, авиационная составляющая пограничной охраны сегодня используется как усилитель (появился новый модный термин – мультипликатор) тех действий по охране границы, которые осуществляют обычные управления. С помощью вертолётов в пограничной охране можно меньшими силами и средствами сделать больший объём работы. Критерий для боевых операций – «эффективность – стоимость» – ещё никто не отменял.
Один экипаж вертолёта или, как его называют, аэромобильный патруль может в течение своего полётного ресурса прикрывать участок границы всего территориального пограничного управления. Боевой радиус вертолёта с полной нагрузкой – 370 км. Протяжённость береговой линии составляет около 900 км, и для контроля основной части морского побережья Латвии от Папе до Салацгривы потребуется два вылета пограничной авиации. При этом воздушный патруль имеет возможность не только констатировать нарушение, но сразу же отреагировать на него, потому что имеет на борту пограничный наряд. Хотя всё равно это не основная составляющая охраны границы, а мультипликатор, усилитель действий наземных пограничников.
Умение задерживать нарушителей с воздуха появилось не сразу. Первый вертолёт пограничной охране Латвии подарили в 2002 году, но до 2008 года при воздушном патрулировании не было констатировано ни одного нарушителя. В 2008 году было организовано Авиационное управление, началась отработка тактики применения воздушных сил и были задержаны первые нарушители.
Все правоохранительные органы были в восторге. Действительно, раньше пограничный наряд, который в глухом лесу или на берегу моря преследовал нарушителей, совершал многокилометровый марш-бросок, вступал с ними в схватку, рассчитывая исключительно на свои силы, а помощь товарищей могла прибыть только через несколько часов. Вертолёт изменил соотношение сил, дал пограничникам время для активных действий.
Главная авиабаза пограничной авиаэскадрильи со всеми необходимыми элементами инфраструктуры находится в районе Лудзы, второй пункт базирования пограничной авиации расположен на аэродроме Вентспилса (в советское время вентспилсский аэродром и был специально построен для обеспечения действий авиации погранвойск). Находящиеся между этими пунктами гражданские аэродромы используются пограничной авиацией как аэродромы подскока, но не в качестве мест основного базирования.
В принципе, задачи у Авиационного управления такие же, что и у территориальных пограничных управлений. Говоря языком военной науки, авиационная составляющая пограничной охраны сегодня используется как усилитель (появился новый модный термин – мультипликатор) тех действий по охране границы, которые осуществляют обычные управления. С помощью вертолётов в пограничной охране можно меньшими силами и средствами сделать больший объём работы. Критерий для боевых операций – «эффективность – стоимость» – ещё никто не отменял.
Один экипаж вертолёта или, как его называют, аэромобильный патруль может в течение своего полётного ресурса прикрывать участок границы всего территориального пограничного управления. Боевой радиус вертолёта с полной нагрузкой – 370 км. Протяжённость береговой линии составляет около 900 км, и для контроля основной части морского побережья Латвии от Папе до Салацгривы потребуется два вылета пограничной авиации. При этом воздушный патруль имеет возможность не только констатировать нарушение, но сразу же отреагировать на него, потому что имеет на борту пограничный наряд. Хотя всё равно это не основная составляющая охраны границы, а мультипликатор, усилитель действий наземных пограничников.
Умение задерживать нарушителей с воздуха появилось не сразу. Первый вертолёт пограничной охране Латвии подарили в 2002 году, но до 2008 года при воздушном патрулировании не было констатировано ни одного нарушителя. В 2008 году было организовано Авиационное управление, началась отработка тактики применения воздушных сил и были задержаны первые нарушители.
Все правоохранительные органы были в восторге. Действительно, раньше пограничный наряд, который в глухом лесу или на берегу моря преследовал нарушителей, совершал многокилометровый марш-бросок, вступал с ними в схватку, рассчитывая исключительно на свои силы, а помощь товарищей могла прибыть только через несколько часов. Вертолёт изменил соотношение сил, дал пограничникам время для активных действий.
Рождённая летать
Пограничная авиация в Латвии рождалась трудно. В начале 90-х годов какое-то время в МВД числились два вертолёта Ми-2. Первой службой, которая взяла на себя политическую ответственность за авиацию МВД была ГПС. В 1997 году у стражей границы появились первые мотодельтопланы и начала создаваться авиаслужба.
В 2002 году адмирал Смолендер, начальник финской погранохраны, передал в присутствии президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги для пограничников Латвии первый вертолёт – «Agusta-Bell 206», старенький, изношенный. Но это была своеобразная школьная парта, через которую прошли все латвийские пограничные пилоты и техники. С этого и началось серьёзное использование авиации.
В отличие от других государственных структур Латвии погранохрана никогда не была избалована финансированием. Пограничники всегда искали деньги для своего развития сами. Прежде всего, была наработана хорошая практика участия в европейских проектах. Европа достаточно настойчиво проводила мероприятия по укреплению своих внешних границ. На оснащение погранслужб выделялись значительные средства, но для Европы всё равно было важным, чтобы эти средства были освоены, чтобы исполнители проявили организационные, правовые, технические и многие другие навыки. Автор помнит приезд в Латвию многочисленных европейских комиссий, которые скрупулёзно проверяли расходование средств и правильность принятия решений.
Два вертолёта «Agusta 109 Power» для Латвии были куплены в 2005-2007 годах. При этом почти два года ушли на проведение конкурсов, выполнение всех процедур, подписание контрактов на поставки техники, обучение кадров, строительство пунктов базирования, согласование технических условий и многое, многое другое, что пришлось делать латвийским пограничникам.
Обучение авиационных специалистов было определённой проблемой. Приходилось заниматься самообучением. Немного стало легче, когда рижский Институт транспорта и связи (бывший РКИИГА) получил сертификат учебной организации (Part 147) на право обучения авиационных механиков.
Приказ об организации Авиационного управления был подписан 1 марта 2008 года. В Лудзе и Вентспилсе уже стояли ангары для вертолётов, и надо было начинать организовывать авиаслужбу. Начальником Авиационного управления был назначен подполковник Александр Шукшин. Полковник Шукшин возглавляет Авиауправление и сегодня. Тогда, в марте 2008 года, работа началась сразу в трёх основных направлениях.
В 2002 году адмирал Смолендер, начальник финской погранохраны, передал в присутствии президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги для пограничников Латвии первый вертолёт – «Agusta-Bell 206», старенький, изношенный. Но это была своеобразная школьная парта, через которую прошли все латвийские пограничные пилоты и техники. С этого и началось серьёзное использование авиации.
В отличие от других государственных структур Латвии погранохрана никогда не была избалована финансированием. Пограничники всегда искали деньги для своего развития сами. Прежде всего, была наработана хорошая практика участия в европейских проектах. Европа достаточно настойчиво проводила мероприятия по укреплению своих внешних границ. На оснащение погранслужб выделялись значительные средства, но для Европы всё равно было важным, чтобы эти средства были освоены, чтобы исполнители проявили организационные, правовые, технические и многие другие навыки. Автор помнит приезд в Латвию многочисленных европейских комиссий, которые скрупулёзно проверяли расходование средств и правильность принятия решений.
Два вертолёта «Agusta 109 Power» для Латвии были куплены в 2005-2007 годах. При этом почти два года ушли на проведение конкурсов, выполнение всех процедур, подписание контрактов на поставки техники, обучение кадров, строительство пунктов базирования, согласование технических условий и многое, многое другое, что пришлось делать латвийским пограничникам.
Обучение авиационных специалистов было определённой проблемой. Приходилось заниматься самообучением. Немного стало легче, когда рижский Институт транспорта и связи (бывший РКИИГА) получил сертификат учебной организации (Part 147) на право обучения авиационных механиков.
Приказ об организации Авиационного управления был подписан 1 марта 2008 года. В Лудзе и Вентспилсе уже стояли ангары для вертолётов, и надо было начинать организовывать авиаслужбу. Начальником Авиационного управления был назначен подполковник Александр Шукшин. Полковник Шукшин возглавляет Авиауправление и сегодня. Тогда, в марте 2008 года, работа началась сразу в трёх основных направлениях.
Первое направление – организационная деятельность
Ни одна структура, ни одно подразделение не сможет работать, пока не будет организована административная, финансовая, хозяйственная, инженерно-техническая деятельность. А если это военное подразделение, то необходимо организовать ещё и внутреннюю службу.
Сразу оказалось, что для эксплуатации авиационной техники надо было платить огромные деньги частным компаниям, имевшим сертификаты на право обслуживания вертолётов. Поэтому приоритетной задачей стала подготовка сертифицированных авиационных механиков и создание собственной организации по обслуживанию воздушных судов в соответствии с требованиями Еврокомисии, (Рег. 2042_2003).
Сразу оказалось, что для эксплуатации авиационной техники надо было платить огромные деньги частным компаниям, имевшим сертификаты на право обслуживания вертолётов. Поэтому приоритетной задачей стала подготовка сертифицированных авиационных механиков и создание собственной организации по обслуживанию воздушных судов в соответствии с требованиями Еврокомисии, (Рег. 2042_2003).
Второе направление – операционная (оперативная) деятельность
Вырабатывалась и совершенствовалась тактика применения пограничной авиации как самостоятельно, так и во взаимодействии с наземными пограничными и многими другими правоохранительными службами. С самого начала авиаторы стали использовать приборы ночного видения: камеры, установленные на вертолёте, и приборы, размещённые на шлеме пилота. Работа техники ночного видения очень сильно зависит от погоды: туман, дождь, температура воздуха – всё это снижает дальность обнаружения целей, но наработка практических навыков позволяет сегодня экипажам уверенно работать в ночное время. Главный результат – нарушители перестали себя чувствовать спокойно. Вертолётчиков на границе уже знают, даже боятся, а крепкий воздушный спецназ зарекомендовал себя в последнее время с самой лучшей стороны, и встреча с ним не сулит ничего хорошего нарушителям государственной границы.
Однако нарушители становятся всё более изощрёнными, постоянно придумывают новые методы доставки контрабанды и пытаются обойти пограничные кордоны. Тактика пограничников тоже меняется. Девиз воздушных стражей границы – «Нет шаблонным действиям!». Из сообщений прессы мы знаем, что в последнее время прошли задержания крупных партий контрабанды на транспорте, даже машинисты тепловозов пытались провезти тюки с товаром. В Ирбенском проливе в море был выловлен контейнер с наркотиками – 24 кг гашиша. Во всех этих случаях вертолётный аэромобильный патруль был непосредственным участником событий.
Командование авиаподразделения уделяет много внимания обучению личного состава. Пилоты совершенствуют лётное мастерство, командиры аэромобильных групп учатся тактике действий, а также повышают правовые знания. В работе правоохранительных органов следует придерживаться принципа «Констатировал – задержал – оформил». Латвия – правовое государство, и если полицейский или пограничник увидел нарушение закона, он не должен пройти мимо. Если нарушитель задержан, это действие нужно процессуально оформить. Со всем пакетом документов нарушитель передаётся в территориальное управление. Применению всех этих правовых актов следует обучить личный состав.
Однако нарушители становятся всё более изощрёнными, постоянно придумывают новые методы доставки контрабанды и пытаются обойти пограничные кордоны. Тактика пограничников тоже меняется. Девиз воздушных стражей границы – «Нет шаблонным действиям!». Из сообщений прессы мы знаем, что в последнее время прошли задержания крупных партий контрабанды на транспорте, даже машинисты тепловозов пытались провезти тюки с товаром. В Ирбенском проливе в море был выловлен контейнер с наркотиками – 24 кг гашиша. Во всех этих случаях вертолётный аэромобильный патруль был непосредственным участником событий.
Командование авиаподразделения уделяет много внимания обучению личного состава. Пилоты совершенствуют лётное мастерство, командиры аэромобильных групп учатся тактике действий, а также повышают правовые знания. В работе правоохранительных органов следует придерживаться принципа «Констатировал – задержал – оформил». Латвия – правовое государство, и если полицейский или пограничник увидел нарушение закона, он не должен пройти мимо. Если нарушитель задержан, это действие нужно процессуально оформить. Со всем пакетом документов нарушитель передаётся в территориальное управление. Применению всех этих правовых актов следует обучить личный состав.
Найти и спасти
Вертолёт – это не только средство работы пограничников, но и средство спасения. Много раз пограничные вертолёты вылетали, чтобы доставить больного человека в медицинское учреждение, оказать помощь пострадавшим. Пограничные авиаторы могут гордиться пятью спасёнными жизнями. Вылеты производятся не только для транспортировки больных. Год назад под Екабпилсом на болотах Тейчу пропала старушка, которая собирала клюкву. Вертолётчики её нашли и подобрали прямо из болота. Приходилось доставлять в Ригу и сердечников, и пострадавших после автокатастроф. Сотрудничество со службой неотложной медицинской помощи, с государственной полицией, с пожарной службой, со службой охраны лесов – это уже постоянная работа латвийских вертолётчиков.
Операция «Посейдон»
Рассказывая о вертолётах пограничной охраны нельзя не отметить участие латвийских пограничников в операциях против нелегальной эмиграции. Третий год латвийские пограничные вертолёты участвуют в международных операциях «Посейдон» по борьбе с нелегальной миграцией под эгидой агентуры FRONTEX. В 2009 году была проведена операция «Посейдон 2009», в 2010 году – операции «Посейдон 2010», «Гермес 2010».
Вертолёт участвовал в операции, базируясь на Сардинии. Были уникальные полёты над горами днём и ночью, полёты над морем в 50-ти км от африканского берега. Командировка длилась месяц, 3-4 лётных экипажа работали тактической группой, была задействована группа техников, использовался микроавтобус с запчастями, оборудованием, а также вертолёт.
Экипажи менялись, а техника постоянно находилась в работе. У лётчиков налёт за это время составил до 130 часов, это 40% налёта за год. В целом авиаподразделение получило колоссальный опыт работы в экстремальных условиях. Следует заметить, что всё финансирование операций осуществлялось агентурой FRONTEX, а закупленное оборудование осталось в распоряжении латвийских вертолётчиков.
Вертолёт участвовал в операции, базируясь на Сардинии. Были уникальные полёты над горами днём и ночью, полёты над морем в 50-ти км от африканского берега. Командировка длилась месяц, 3-4 лётных экипажа работали тактической группой, была задействована группа техников, использовался микроавтобус с запчастями, оборудованием, а также вертолёт.
Экипажи менялись, а техника постоянно находилась в работе. У лётчиков налёт за это время составил до 130 часов, это 40% налёта за год. В целом авиаподразделение получило колоссальный опыт работы в экстремальных условиях. Следует заметить, что всё финансирование операций осуществлялось агентурой FRONTEX, а закупленное оборудование осталось в распоряжении латвийских вертолётчиков.
Третье направление в деятельности авиаподразделения – необходимость учитывать долговременный фактор
Эксплуатация авиатехники обходится очень дорого. Сегодня для воздушного патрулирования используются два вертолёта. Учитывая, что необходимо прикрывать как восточный, так и морской участки государственной границы, этого явно недостаточно. Конечно, необходимо увеличивать количество экипажей, создавать резервы запасных частей и ресурсов для усиления операционных возможностей.
Развитие авиационной составляющей – это долговременная политика, здесь не место сиюминутным решениям. В принципе, для обеспечения постоянного контроля государственной границы Латвии необходимо иметь хотя бы пять вертолётов: два на Западе, два на Востоке и один, однодвигательный, для обучения, тренировок и полицейских операций. Уже сегодня приборы наблюдения на вертолётах обеспечивают поиск в инфракрасном диапазоне, установлены телекамеры, ведётся запись, имеются лазерные дальномеры, и все эти системы соединяются с системой позиционирования GPS.
Развитие авиационной составляющей – это долговременная политика, здесь не место сиюминутным решениям. В принципе, для обеспечения постоянного контроля государственной границы Латвии необходимо иметь хотя бы пять вертолётов: два на Западе, два на Востоке и один, однодвигательный, для обучения, тренировок и полицейских операций. Уже сегодня приборы наблюдения на вертолётах обеспечивают поиск в инфракрасном диапазоне, установлены телекамеры, ведётся запись, имеются лазерные дальномеры, и все эти системы соединяются с системой позиционирования GPS.
Кадры решают почти всё
Особо следует отметить, что в течение трёх лет в Авиационном управлении создан дружный, сплочённый и настроенный на выполнение задач коллектив. Всего вместе с наземным персоналом в авиаслужбе около 80 человек. Четверо имеют государственные награды, и не за общие заслуги, а за конкретные действия и задержание нарушителей.
Ближайшие планы латвийских воздушных пограничников – это совершенствование мастерства, повышение профессиональных знаний и постоянная готовность к выполнению заданий командования. Надо сказать, что руководство погранслужбы Латвии к работе вертолётного отряда относится очень внимательно и всегда оказывает воздушным пограничникам помощь и поддержку.
Ближайшие планы латвийских воздушных пограничников – это совершенствование мастерства, повышение профессиональных знаний и постоянная готовность к выполнению заданий командования. Надо сказать, что руководство погранслужбы Латвии к работе вертолётного отряда относится очень внимательно и всегда оказывает воздушным пограничникам помощь и поддержку.
Вертолётный вальс
Свой третий день рождения Авиационное управление отмечало 4 марта в Лудзе. Поездка в Латгалию в этом году отличалась тем, что можно было видеть, как вдоль всех линий электропередач вырубали деревья. Прошедшая зима была очень снежной, и заснеженные деревья падали на провода, нарушая энергоснабжение.
Пограничники встречали гостей в вертолётном ангаре, где проходило торжественное построение личного состава Авиауправления. Мероприятие открыл приветственным словом начальник Главного управления ГПС Латвии генерал Иварс Залитис. Далее торжественную часть вёл полковник Шукшин.
Надо отметить, что было много гостей. И это не только коллеги-авиаторы, пограничники из Литвы, Эстонии, Польши, России, Белоруссии и других стран, но и весь цвет администрации Лудзенского края. Охрана государственной границы всегда строилась на тесных контактах пограничников с местным населением, с руководителями самоуправлений. Можно привлечь большие силы и средства для охраны границы, но без взаимодействия и помощи местного населения результат может быть нулевым.
Пограничники встречали гостей в вертолётном ангаре, где проходило торжественное построение личного состава Авиауправления. Мероприятие открыл приветственным словом начальник Главного управления ГПС Латвии генерал Иварс Залитис. Далее торжественную часть вёл полковник Шукшин.
Надо отметить, что было много гостей. И это не только коллеги-авиаторы, пограничники из Литвы, Эстонии, Польши, России, Белоруссии и других стран, но и весь цвет администрации Лудзенского края. Охрана государственной границы всегда строилась на тесных контактах пограничников с местным населением, с руководителями самоуправлений. Можно привлечь большие силы и средства для охраны границы, но без взаимодействия и помощи местного населения результат может быть нулевым.
На мероприятии в Лудзе выступили:
– начальник Главного управления ГПС генерал пограничной службы IVARS ZALITIS,
– представитель Европейской агентуры FRONTEX BENT ANDERSEN,
– заместитель командира эскадрильи Воздушного патрулирования финской Пограничной охраны полковник лейтенант MATTI LALLUKA,
– начальник авиаотряда 1-го полётного департамента Польской пограничной охраны полковник SLAWOMIR OLZYK,
– начальник Авиационного подразделения полиции и пограничной службы Эстонии ALLAN OKSMANN,
– командир авиаэскадрильи ГПС Литвы VIKTORAS RACIUNAS,
– начальник Авиационного отдела Государственного пограничного комитета Республики Беларусь полковник Пётр Журавский,
– заместитель командира Авиационного управления Погранслужбы ФСБ России полковник Владимир Письменный,
– начальник Лудзенского управления ГПС Латвии полковник ARVIDS LIEPINS,
– бывший начальник ГПС Латвии генерал ГПС GUNARS DABOLINS,
– командир авиабазы Военно-воздушных сил Латвии полковник AIVARS MEZORS,
– директор государственного агентства «Агентство гражданской авиации» MARIS GORODCOVS,
– руководитель школы пилотов «ERIVA» JURIS IGNATOVICS,
– президент Института транспорта и связи (бывш. РКИИГА) Игорь Кабашкин,
– канцлер Института транспорта и связи Евгений Копытов,
– заместитель директора Центра неотложной медицинской помощи по вопросам медицины катастроф MARTINS SICS,
– настоятель Лудзенской римско-католической церкви JANIS KOLNS,
– председатель правления общественной организации «Латгальские пилоты» JANIS KUPRINSKIS,
– председатель Думы Лудзенского края ALINA GENDELE,
– председатель Думы Карсавского края INARA SILICKA,
– руководитель правления Иснаудской волости Лудзенского края ANTONINA SJAKSTE и другие.
– начальник Главного управления ГПС генерал пограничной службы IVARS ZALITIS,
– представитель Европейской агентуры FRONTEX BENT ANDERSEN,
– заместитель командира эскадрильи Воздушного патрулирования финской Пограничной охраны полковник лейтенант MATTI LALLUKA,
– начальник авиаотряда 1-го полётного департамента Польской пограничной охраны полковник SLAWOMIR OLZYK,
– начальник Авиационного подразделения полиции и пограничной службы Эстонии ALLAN OKSMANN,
– командир авиаэскадрильи ГПС Литвы VIKTORAS RACIUNAS,
– начальник Авиационного отдела Государственного пограничного комитета Республики Беларусь полковник Пётр Журавский,
– заместитель командира Авиационного управления Погранслужбы ФСБ России полковник Владимир Письменный,
– начальник Лудзенского управления ГПС Латвии полковник ARVIDS LIEPINS,
– бывший начальник ГПС Латвии генерал ГПС GUNARS DABOLINS,
– командир авиабазы Военно-воздушных сил Латвии полковник AIVARS MEZORS,
– директор государственного агентства «Агентство гражданской авиации» MARIS GORODCOVS,
– руководитель школы пилотов «ERIVA» JURIS IGNATOVICS,
– президент Института транспорта и связи (бывш. РКИИГА) Игорь Кабашкин,
– канцлер Института транспорта и связи Евгений Копытов,
– заместитель директора Центра неотложной медицинской помощи по вопросам медицины катастроф MARTINS SICS,
– настоятель Лудзенской римско-католической церкви JANIS KOLNS,
– председатель правления общественной организации «Латгальские пилоты» JANIS KUPRINSKIS,
– председатель Думы Лудзенского края ALINA GENDELE,
– председатель Думы Карсавского края INARA SILICKA,
– руководитель правления Иснаудской волости Лудзенского края ANTONINA SJAKSTE и другие.
Гости сказали много хороших слов, и чувствовалось, что это не просто слова, что они действительно работают вместе – пограничники, таможенники, полицейские, администрация края и местные жители. А на праздник вертолётчиков пришли сотни жителей города Лудзы. Профессия пограничника здесь в особом почёте, тут располагаются и Авиационное, и Лудзенское управления ГПС. Особо надо выделить работу с детьми и молодёжью. Учителя лудзенских школ привели на авиационный праздник целые классы детей. И после торжественной части начальник Авиауправления Шукшин главное внимание уделил именно детям, показывая им оборудование, которое состоит на вооружении пограничников.
Полётная часть праздника состояла из показательных выступлений пары вертолётов. Вертолёты появились неожиданно, из положения «дежурного зависания в воздухе» и продемонстрировали такой мастерский совместный пилотаж, что впору было назвать его «вертолётным вальсом».
Но патрульные вертолёты умеют не только красиво летать парами, но могут выслеживать и констатировать цели на земле, высаживать десант и бороться с контрабандистами, нелегальными иммигрантами.
Своё умение продемонстрировали бойцы специального аэромобильного подразделения. Пока один вертолёт высаживал группу захвата в район обнаружения нарушителей, второй вертолёт баражировал рядом, и снайпер прикрывал развёртывание специального подразделения. Во всех действиях пограничников чувствовалась твёрдая воля грамотного управления, постановка и выполнение задачи, взаимовыручка и высокое личное мастерство.
Уезжали мы из далёкой Лудзы уже ближе к вечеру, полные впечатлений от встреч со старыми и новыми знакомыми. Хочется пожелать латвийским пограничникам успешной службы, а авиаторам чистого неба и всегда быть на крыле!
Полётная часть праздника состояла из показательных выступлений пары вертолётов. Вертолёты появились неожиданно, из положения «дежурного зависания в воздухе» и продемонстрировали такой мастерский совместный пилотаж, что впору было назвать его «вертолётным вальсом».
Но патрульные вертолёты умеют не только красиво летать парами, но могут выслеживать и констатировать цели на земле, высаживать десант и бороться с контрабандистами, нелегальными иммигрантами.
Своё умение продемонстрировали бойцы специального аэромобильного подразделения. Пока один вертолёт высаживал группу захвата в район обнаружения нарушителей, второй вертолёт баражировал рядом, и снайпер прикрывал развёртывание специального подразделения. Во всех действиях пограничников чувствовалась твёрдая воля грамотного управления, постановка и выполнение задачи, взаимовыручка и высокое личное мастерство.
Уезжали мы из далёкой Лудзы уже ближе к вечеру, полные впечатлений от встреч со старыми и новыми знакомыми. Хочется пожелать латвийским пограничникам успешной службы, а авиаторам чистого неба и всегда быть на крыле!
Лудза, 4 марта 2011 года
Юрий Мелконов
Фото Сергей Мелконов
Юрий Мелконов
Фото Сергей Мелконов
Комментарии
Отправить комментарий