Регулирование деят-сти морских портов
Регулирование деятельности морских портов
Страница: 1 2
1. Автономные порты. Обычно портовые власти этих портов действуют независимо от правительства и управляются Советом, члены которого избираются и назначаются. В этих советах обеспечивается значительное представительство пользователей порта. Основная задача — организация предоставления услуг, а не извлечение прибыли.
2. Муниципальные порты. Их характерные особенности состоят в том, что эти порты контролируются советами или муниципальной корпорацией, подвержены влиянию местной политики, а также в наличии дополнительных местных сборов.
3. Частновладельческие порты. Основная задача их — максимальное получение прибыли. Управление осуществляется на коммерческой основе.
4. Национализированные порты. Эти порты отличаются централизованным контролем, финансовой стабильностью и рациональной деятельностью. В управлении нет представителей пользователей (только совещательный совет).
Каждая из указанных типов портовой администрации имеет свои преимущества и недостатки.
Во Франции деятельность морских портов регулируется Актом об автономных портах от 8 ноября 1965 г. Автономные порты созданы в Дюнкерке, Гавре, Нанте, Бордо и Марселе. Второстепенные порты (они обслуживают около 20% национального грузооборота) сохранили свой прежний статус; их эксплуатация осуществляется местными торговыми
палатами под руководством местных правительственных учреждений и при наличии совещательного совета.
Согласно Акту 1965 г. автономные порты являются юридическими лицами с обособленными финансами, однако находятся под финансовым и экономическим контролем государства. Наблюдательный контроль за их деятельностью осуществляет Министерство оборудования (Ministry of Equipment).
Руководящим органом порта является совет, состоящий из 24 членов (8 — от торговой палаты, 2 — от местных властей, 7 — от пользователей порта и лиц, обладающих специальными знаниями в области портов, морских перевозок,
местной и национальной экономики, 5 членов являются гражданскими служащими, 1 — от союза докеров и 1 — от персонала порта). Из пяти гражданских служащих четыре являются представителями Министерств оборудования, торгового флота, финансов и промышленности, а пятый является представителем Государственного совета, следящим за тем, чтобы решения совета соответствовали закону. Совет избирает президента (обычно это президент местной торговой палаты). Непосредственное управление, осуществляется исполнительным директором порта, который координирует деятельность санитарных, таможенных и полицейских властей.
В управлении портов США есть много общего с портами других стран. Однако в отличие от канадских, японских и европейских портов, которые как принадлежат, так и эксплуатируются правительствами, американские порты только регулируются федеральным правительством. В США насчитывается свыше 2400 портов, принадлежащих штатам, местным властям или частным корпорациям.
Система автономных портов была принята и в США (с 10 автономных портов, существовавших в 1914 г., их число увеличилось до 98 в 1968 г.). В большинстве случаев американские порты являются корпорациями, управляемыми Советом, состоящим из 3—7 уполномоченных, в основном назначаемых губернатором штата или муниципалитетом. Требование о «политической нейтральности» совета сводится к тому, что в нем не должны быть представители одной партии. Законодательство большинства штатов определяет портовые власти как «политический орган» (Чикаго), «политическое подразделение государства» (Огайо) или орган, выполняющий правительственные обязанности. Вместе с тем проводится различие между правительственной и частнопредпринимательской деятельностью портов. Многие американские порты наделены правом издавать соответствующие правила, регулирующие их деятельность. Так, портовые власти в Южной Каролине должны наблюдать за деятельностью частных операторов терминалов, проверять, насколько их условия и характер операций обеспечивают интересы общества. В Миссисипи портовые власти имеют право издавать и публиковать все необходимые правила по управлению гаванями, доками, устанавливать тарифы и сборы, контролировать деятельность шипчандлеров, сюрвейеров, стивидоров и т. д. Некоторые портовые власти уполномочены устанавливать границы гаваней, устанавливать правила движения, подъема затонувшего имущества, правила безопасности в отношении частных причалов. В одних штатах портовые власти имеют право назначить капитана порта, в других он назначается губернатором. Капитан порта в США, Великобритании и Франции занимает особое положение: он является не просто служащим города или штата, но и представителем публичных властей. В США деятельность торговых портов контролируется различными федеральными ведомствами: Федеральной морской комиссией, Инженерным корпусом армии США, Агентством по защите окружающей среды, Морской администрацией, Береговой охраной. Министерством транспорта, Национальной администрацией по океанографии и атмосфере. В Швеции почти все порты принадлежат муниципалитетам. В стране принято лишь несколько законодательных актов, относящихся к портам. Важнейший из них — Закон о портовых тарифах — устанавливает правило, согласно которому эти тарифы должны быть одобрены Национальной администрацией перевозок и навигации, и все деньги, полученные в результате портовой деятельности, должны оставаться у порта и использоваться для реконструкции старого оборудования, нового строительства или покрытия убытков. В основе этого правила лежит концепция, согласно которой порты должны служить торговле, а не зарабатывать деньги для муниципалитета. Обычно муниципалитет управляет портом через Портовый совет, члены которого, директора совета, представляют различные политические партии. В Гетеборгском портовом совете, состоящем из десяти директоров, один назначается правительством, семь избираются муниципальным советом, два назначаются Гетеборгской торговой палатой (один представляет судоходство, другой — торговлю). Генеральный директор порта подотчетен непосредственно Портовому совету. В силу исторических условий портовые власти являются владельцами причальных кранов и все операции осуществляются ими. Однако стивидорные работы обычно проводятся частными компаниями, и портовым властям трудно влиять на эти работы и их стоимость. В Гетеборге муниципалитету принадлежит 25% акций Гетеборгской стивидорной компании, и в ее совете портовые власти представляет Генеральный директор. Судовладельцы имеют 50% акций, грузовладельцы — 25%. Механизмы и оборудование для перегрузки грузов находятся в собственности компании, за исключением причальных кранов и плав.кранов. В 1965 г. была образована Правительственная комиссия по будущей организации шведских портов, которая в 1969 г. представила доклад, в котором пришла к заключению, что система муниципальных портов должна быть сохранена.
Комментарии
Отправить комментарий