Угроза с моря


27.04.2006  
Америка: угроза с моряВерсия для печатиОтправить на e-mail

Учитывая нынешние возможности и изуверскую идеологию шахидов, можно предположить, что такого рода атаки неизбежны, но будут гораздо эффективнее...
После «черного вторника» основные усилия администрации, Конгресса и спецслужб в обеспечении безопасности США и защите от террористических атак были направлены на исключение воздушной угрозы. Проверка авиапассажиров, их груза, оснащение самолетов и аэропортов системами безопасности и охранниками — только на эти цели федеральное правительство выделяет ежегодно более 5 млрд долл., еще 3 млрд расходуют владельцы авиакомпаний.

На блокирование других путей и способов проникновения в страну террористов расходуется намного меньше средств, — словно администрация и спецслужбы США располагают точными данными о том, что исламские экстремисты непременно повторят атаку испытанным способом. Но морские рубежи Америки гораздо протяженней сухопутных: Атлантическое побережье — свыше 5000 км, Тихоокеанское — около 11000, включая Гавайи и Аляску.

Исследовательские структуры в США, Англии и России все чаще прогнозируют возможность нападения террористов с использованием акватории Мирового океана. Его бороздят около 55 тысяч пассажирских и грузовых судов большого и среднего класса грузовместимостью более 500 брутто-тонн. Количество более мелких кораблей вообще не поддается систематическому учету.

Около 90 % всех межконтинентальных перевозок в мире осуществляется морским путем. Только в США функционирует 360 океанских портов, куда ежегодно совершают около 51 тыс. заходов свыше 7500 судов крупного и среднего тоннажа, доставляющие более 1,5 млрд наименований грузов, которых перевозится не менее 6 млн в год.

Шахиды и пираты 

По данным иммиграционной службы США, в прошлом году в американских портах было задержано около 6 тысяч нелегалов, которые пытались покинуть суда, прибывшие в порт. А сколько их сумело все-таки проникнуть в Соединенные Штаты, неизвестно. Неизвестно и сколько было среди них злоумышленников, прежде всего исламских террористов, готовящих мегатеракты.

Не стоит недооценивать возможности, которые дает акватория для проникновения в США морским путем, доставки боевых средств и атак членов международных террористических организаций. Ведь в контейнерах можно провезти гораздо больше оружия любых видов, в том числе химического, биологического и взрывчатки, чем другим путем.

Что касается атаки, то наличие у исламских террористов вооруженных кораблей, судов и катеров-брандеров предоставляет им большой выбор тактических приемов, которые уже опробованы на практике. В 2000 году на рейде йеменского порта Аден два шахида на катере, груженном полутонной тротила, врезались в борт американского эсминца «Коул» и подорвались. К счастью, несмотря на огромную пробоину, корабль остался на плаву, но 17 моряков погибли и более 30 получили тяжкие ранения. Через два года — снова у берегов Йемена — такой же катер-брандер подорвал французский танкер «Лимбург».

Учитывая нынешние возможности и изуверскую идеологию шахидов, можно предположить, что такого рода атаки неизбежны, но будут гораздо эффективнее. К примеру, ночное нападение на одиноко следующий лайнер или танкер, обстрел с целью захвата или подрыв и затопление этого судна. Такая атака может быть проведена одним вооруженным кораблем или несколькими катерами-брандерами. Не менее реальны и варианты нападения, которые, в сущности, являются мегатерактами. Если одно из судов будет взорвано в крупном американском порту или у терминала разгрузки танкеров, то этот взрыв неизбежно вызовет детонацию соседних судов, что многократно усилит его бризантный эффект. Подобный взрыв сопоставим по мощности со взрывом малого ядерного боеприпаса, и разрушению подвергнутся объекты в радиусе нескольких миль.

Еще один вид мегатеракта не связан с кораблями экстремистов. Он предполагает использование морского транспортного контейнера, в котором смонтирован ядерный, химический или бактериологический заряд. Емкость такого контейнера позволяет поместить заряд, мощность которого повлечет катастрофические разрушения и нанесет поражение жителям в районе его разгрузки или там, куда контейнер будет доставлен. Немалую опасность для морского судоходства в последнее десятилетие представляют пираты. По данным авторитетнейшего справочника «Ллойд», если в 1990 году пираты атаковали 64 судна, то в 2005-м нападению подверглись 335 кораблей — в пять раз больше! Лишь за одну неделю, с 22 по 28 июля 2005 года, было зарегистрировано 8 пиратских атак — в Малаккском проливе, у побережий Бангладеш, Бразилии, Эквадора, Колумбии и Венесуэлы. В первой половине нынешнего года таких нападений было почти в полтора раза больше, чем в этот же период 2005-го. В результате только этих атак погибло 10 человек, пропали без вести 20, получили ранения 116, захвачены в заложники 193 пассажира.

По сведениям Международной морской ассоциации, в новом веке убытки от действий пиратов составляют от 18 до 20 млрд фунтов стерлингов ежегодно.

Средства борьбы с морским терроризмом 

После терактов 11 сентября 2001 года Конгресс США, среди прочих мер безопасности, принял и закон о предотвращении актов терроризма в морских портах. Речь шла об укреплении охраны Атлантического и Тихоокеанского побережий. При этом законодатели обязали власти обратить особое внимание на то, чтобы их действия не повлияли негативно на экономику страны, в частности на импорт и экспорт.

Ныне США начали тратить значительно больше средств на обеспечение безопасности страны. Федеральные расходы на эти цели в 2001 году составляли 17 млрд долларов, в 2002-м они возросли до 29 млрд, а в 2005-м — до 39 млрд. Муниципалитеты городов и населенных пунктов США потратили на эти же цели 4,6 млрд. Американский бизнес обычно инвестировал в обеспечение своей безопасности примерно 55 млрд долларов в год. Сейчас расходы увеличились почти на треть. Однако бюджетные ассигнования явно недостаточны.

В этом году министерству транспорта выделено 37 млн на обеспечение безопасности в системе перевозок, а в распоряжении министерства национальной безопасности на эти нужды и в прошлом, и в нынешнем году было по 115 млн долларов. Для сравнения: только для оснащения системы транспортных перевозок камерами видеонаблюдения, для ограничения доступа к наиболее уязвимым элементам системы и для подготовки соответствующих специалистов необходимы федеральные ассигнования около 6 млрд. Недостаточно финансируется и система береговой охраны, и повышение уровня безопасности в портах США. Наиболее вероятную угрозу для портов страны представляет доступ посторонних лиц, во-первых, к судам, контейнерам и портовым пакгаузам, а во-вторых, к опасным химическим и другим грузам. По оценке береговой охраны США, для предупреждения и исключения такой угрозы в 185 морских портах страны необходимо порядка 7 млрд долларов, в то время как Конгресс ассигновал на все эти нужды всего лишь 587 млн.

95 % грузооборота американской внешней торговли приходится на 5 из 360 морских портов страны. Крупнейшие из них — Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сиэтл. Если воспользоваться аналитическими материалами известной фирмы Rand Corporation, которые учитывают реальные возможности атак шахидов, число контролеров в этих американских портах нужно увеличить как минимум в пять раз. Эти специалисты должны быть государственными служащими и оснащаться современными средствами контроля. Однако для того, чтобы все системы защиты от угроз со стороны океана функционировали, необходимо установить 100-процентное радиолокационное перекрытие пространства над морем — от береговой черты и до океанской 200-мильной экономической зоны.

Кроме того, в связи с растущей угрозой морского терроризма, должна быть значительно усилена защита океанских побережий. Во времена «холодной войны» наработан огромный опыт развертывания противолодочных рубежей. С учетом новых угроз, видимо, стоит восстановить рубежи такого типа, которые будут реагировать на приближение бандитских кораблей и флотилий. А они могут нести баллистические и крылатые ракеты, самолеты с летчиками-камикадзе и другие грозные для мирных американских городов поражающие средства.

Наиболее востребована сегодня в портах аппаратура контроля, которая позволяет оперативно проверять контейнеры и другие грузы, доставленные кораблями. Лазерные голографические приборы FGDA12, разработанные в национальной лаборатории им. Лоуренса, аппарат Nomadios, созданный в Стиллуотере (штат Оклахома), и другая аппаратура позволяют быстро и безошибочно определить содержимое любого контейнера. Желательно внедрить такие системы и в тех портах, где контейнеры перегружаются или через которые проходят.

В ноябре 2003 года начали действовать 18 мониторов, определяющие наличие в машине, контейнере, вагоне или на борту судна радиоактивных материалов Новая рентгеновская установка длиной 12 м, высотой 6 м и весом в 81 т медленно катится на резиновых колесах над металлическими контейнерами, стоящими на причале. Один оператор сканера управляет ее передвижением, а другой наблюдает за монитором, на котором отображается содержимое досматриваемых контейнеров и фиксируется наличие среди груза опасных материалов — радиоактивных или ядерных. Правда, пока не распознается медицинское оборудование в свинцовом кожухе и некоторые опасные материалы.

В прошлом году порт Балтимор (Мэриленд) был оснащен оборудованием, позволяющим решать серьезные вопросы безопасности. Мощный сканер, способный обнаружить опасные материалы сквозь толстый стальной лист, был приобретен таможенно-пограничной службой США. Эта рентгеновская установка может сканировать в терминалах порта до 140 грузовых контейнеров в день. Однако сегодня даже в самых крупных портах Америки есть не более 12 % необходимого количества сканеров, рентгенометров, радиометров, газоанализаторов и другой аппаратуры для оперативного контроля поступающих грузов. В конце прошлого года был опубликован доклад, подготовленный в Контрольной палате США. Согласно этому докладу, 360 морских портов США остаются уязвимыми для террористов, несмотря на большие силы и средства, вложенные в обеспечение безопасности после террористических атак в 2001 году. Поэтому планируется в скором времени обязать морские суда оповещать таможенную службу и береговую охрану о готовности покинуть зарубежный порт или пристать в порт США, а также предоставлять информацию об экипаже и грузе на борту.

Береговая охрана США 

Несколько лучше обстоит дело с охраной морских границ. Ее осуществляет береговая охрана (БОХР) США, призванная обеспечивать безопасность плавания судов в открытом море и во внутренних водоемах страны. Это высокопрофессиональная военная организация. В мирное время она подчинена министерству внутренней безопасности, а в военное — передается в оперативное подчинение военно-морским силам.

Организационно структура БОХР делится на две оперативные зоны: Атлантическую, включающую район Великих озер, и Тихоокеанскую, куда входят Аляска и Гавайи. Возглавляет БОХР комендант (сейчас это адмирал Томас Коллинз), штаб которого находится в Портсмуте (Вирджиния). Личный состав БОХР подразделяется на три категории: военнослужащие — 38 тысяч матросов и офицеров, организованный резерв — 11 тысяч человек и 38 тысяч добровольцев во вспомогательных службах. Оперативные зоны охраняются двумя корабельными флотилиями — Атлантической и Тихоокеанской, а также авиацией БОХР. В составе флотилий около 1000 боевых и специальных кораблей и катеров, в том числе 42 больших и средних сторожевых корабля, 109 патрульных, 4 ледокола, 66 вспомогательных судов и 700 катеров различного назначения.

Авиационный парк БОХР состоит из 45 патрульных самолетов и 146 поисково-спасательных, разведывательных и патрульных вертолетов, которые базируются на аэродромах, расположенных в непосредственной близости от побережья, а палубные вертолеты — на больших сторожевых судах. Патрульные и сторожевые корабли, катера, самолеты и вертолеты вооружены артиллерийскими и стрелковыми автоматическими системами и боевыми ракетами различного назначения. На береговую охрану США возложены самые разнообразные функции, которые в других государствах относятся к компетенции различных ведомств и служб: пограничная, морской полиции, спасательная, навигационная, ледокольного обеспечения, разведки погоды и защиты окружающей среды. В рамках выполнения этих задач сотрудники БОХР в среднем ежедневно проводят досмотр 145 судов, задерживают 15 иностранцев, пытающихся проникнуть в США, и конфискуют свыше 200 кг сильных наркотиков. В зимний период ледоколы БОХР обеспечивают проводку судов через льды Великих озер.

Эти и другие операции силы БОХР выполняют в территориальных водах США протяженностью более 25 тыс. морских миль. Кроме того, они контролируют обстановку в экономической зоне площадью около 3,5 млн кв. миль и патрулируют фарватеры и акватории 55 основных портов страны.

Насколько велика ответственность БОХР, можно судить хотя бы по тому, что после терактов сентября 2001 года их силы обеспечивают выполнение запрета для иностранных кораблей подходить к американским ближе чем на 100 ярдов. В случае нарушения этого правила сторожевые корабли БОХР могут открыть огонь и задержать иностранное судно.

В целом же служба береговой охраны США, пожалуй, самая надежная из всех систем, предназначенных для борьбы с криминальными элементами и террористами, которые угрожают национальной безопасности и государственным интересам США со стороны Мирового океана.
Марк ШТЕЙНБЕРГ

по информации NRS.COM
Примечание: выражение "исламские" террористы, терроризм относятся к больному воображению врагов Ислама. Читатели этого материала должны учесть это. Ф.С.


Комментарии

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами