Делимитация границ в Керченском проливе


Понедельник, 17.05.2010, 11:19 | Сообщение # 1




Группа: XXI
Сообщений: 11435
Статус: Offline
Украина, Берегово
Как сообщается в средствах массовой информациии президенты Украины и России планируют 17-18 мая с.г. коснутся вопроса делимитации границы между нашими странами в Керченском проливе. Вот, что по этому вопросу пишат наш френд - председатель Керченской коалиции зелёных Валерий Плотников. 
Актуализация делимитации
  Как сообщается, Янукович и Медведев планируют 17-18 мая обсудить делимитацию границы в Керченском проливе.
 Хорошо это, или плохо и какие выгоды или неудобства могут принести керчанам различные варианты договорённостей, мы попробуем обсудить в этой статье.
Вначале о правовой стороне вопроса. Существует несколько точек зрения определения правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.
Сторонники первой точки зрения отстаивают позицию сохранения за Азовским морем статуса внутренних вод.
Согласно второй точке зрения, после развала СССР и образования новых суверенных государств Азовское море утратило правовой статус внутренних морских вод и должно быть отнесено к категории закрытых морей.
Третьи считают необходимым распространить на акваторию Азовского моря режим открытого моря, согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Сохранение за водами Азовского моря правового статуса внутренних морских вод Украины и России позволит им поставить под свой жесткий контроль все попытки ведения здесь третьими государствами какой-либо деятельности, в том числе добычу полезных ископаемых, живых ресурсов, проведение различного рода военно-морских мероприятий. Такой контроль будет всецело отвечать стратегическим интересам Украины и в значительной степени облегчит решение задач охраны государственной границы.
Такая точка зрения не противоречит положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и позволяет признать Азовское море  как исторический залив двух прибрежных государств - Украины и России. К тому же в международно-правовой практике уже известны такие случаи.
В случае закрепления за Азовским морем статуса замкнутого моря возникнет необходимость определения внутренних морей, исключительных экономических зон Украины и России, а это, в свою очередь, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ведет к закреплению за Азовским морем международно-правового режима, что позволит третьим странам воспользоваться правом свободного судоходства по всей акватории Азовского моря (за исключением территорий, имеющих статус территориальных морей). Такая же участь уготована Азовскому морю и в случае придания ему режима открытого моря.
Несомненно, с геополитической, стратегической и правовой точек зрения такое положение Азовского моря и Керченского пролива нельзя назвать наилучшим. Свободный доступ третьих стран в Азовское море может привести к обострению и без того сложной политической и экономической ситуации. Украина и Россия имеют достаточно оснований считать Азовское море своим внутренним морем с ограниченным правом доступа третьих стран.
Для защиты своих экономических и социально-политических интересов 14 сентября 1993 года было подписано Соглашение между Украиной и Россией по вопросам  рыболовства в Азовском море, которое установило, что “правом ведения рыбного промысла в Азовском море пользуются только суда под флагом Украины и Российской Федерации”. Основная цель этого соглашения заключалась в установлении порядка совместного пользования живыми ресурсами Азовского бассейна. Каждая сторона соглашается разрешить юридическим и физическим лицам другой стороны вести промысел в своей части Азовского моря.
В 1995 г. Президент Украины издает распоряжение “О переговорах между Украиной и Российской Федерацией о заключении Договора между Украиной и Российской Федерацией о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и Договора между Украиной и Российской Федерацией о правовом статусе Керченского пролива”, которым утверждается состав делегации Украины и определяются основные направления по ведению переговоров с Россией по этим вопросам. Благодаря этому наметились тенденции по приданию Азовскому морю статуса внутренних морских вод Украины и России, а также определения его правового режима на основе общих договоренностей.
             Определяющую роль в развитии Керченского региона играет также решение экологических проблем, непосредственно влияющих на экономический потенциал региона и Украины.
Большое значение для утверждения и закрепления установленного в Азовском море правового статуса и режима играет правовая регламентация судоходства в соединяющем это море через Черное море с водами Мирового океана Керченском проливе.
Керченский пролив с образованием на его берегах двух независимых государств приобрел совершенно новое значение, что, в свою очередь, существенно усложняет задачу определения его правового режима. Плавание в Керченском проливе в навигационном отношении сопряжено с определенными трудностями. Пролив мелководен, имеется много банок, кос, отмелей, островов и других препятствий, фарватер весьма извилист.
В мировой практике не существует прецедентов правовой регламентации проливов, по своим характеристикам сходных с настоящим положением Керченского пролива. Украине и России, основываясь на международном опыте, придется приложить еще немало усилий для определения правового статуса Керченского пролива. 
Теперь о вопросах экологических. Мы помним экологическую катастрофу 11 ноября 2008 года. В результате шторма и сильного ветра 11 ноября в Керченском проливе произошло крушение 4 судов: танкера «Волгонефеть-139», сухогрузов «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель». В результате в водную среду попало около 7 тысяч тонн серы и до 2 тысяч тонн нефтепродуктов. Нефтепродукты разлились на 100 квадратных километров.
Для предотвращения подобных экологических бедствий экологи предлагают запретить рейдовую перевалку грузов в акватории Керченского пролива, ужесточить требования к проходящим через пролив судам, в законодательном порядке ввести обязательное экологическое страхование хозяйственной деятельности, а также придать рекреационной территории побережья Черного и Азовского морей правовой статус лечебно-оздоровительной местности. 
Большую опасность для экологии региона несёт начинающаяся разработка нефте и газоносных шельфов Азовского и Чёрного морей. Предупредить чрезвычайные происшествия, такие как, например, сегодня в США, где происходит загрязнение нефтью акватории и побережья Мексиканского  залива, можно только жёсткими правовыми  мерами. Как это сделали те же Штаты, увеличив штрафы за экологическое загрязнение сразу в сотню раз!
Существует ли связь делимитации морской границы в Керченском проливе и экологических проблем? Конечно. Море Азовское для Украины и России общее, Керченский пролив тоже общий. Поэтому решить экологические проблемы и сохранить биологическое разнообразие можно только вместе. Причем, не декларируя этот тезис, а реально работая. Необходимо создавать совместные, межгосударственные экологические комиссии с  достаточными полномочиями.
Природоохранные чиновники и в России и в Украине, к сожалению, большей частью могут только в лучшем случае докладывать, фиксировать и закрывать глаза на явные нарушения. Такова природа чиновничества в условиях правовой неопределённости нынешнего этапа государственного строительства.
Сложная, но выполнимая задача стоит перед будущими строителями моста через Керченский пролив. В реальность этого проекта опять, в который раз поверили большинство керчан. Минимизировать техногенную нагрузку на акваторию Керченского пролива вполне возможно и по силам. Нужна только требовательность общественности и природоохраны на этапе проектирования и строительства.
Сегодня оппозиция доказывает как много Украина потеряет если будет построен мост и судоходство по каналу урегулируется в общих интересах, называя ориентировочную цифру 180 миллионов долларов возможных ежегодных потерь. Не хочу подробно комментировать, потому как расчеты здесь должны быть не линейными, а комплексными с учётом различных факторов и отраслей. Эта тема требует отдельного разговора. 
Только одну цифру напомню. По данным транспортной новороссийской прокуратуры России размер ущерба от разлива мазута в Керченском проливе составляет 898 миллионов долларов. Давайте сравним возможные потери в 180 миллионов с реальными в 898 000 000. И куда рачительный хозяин направил бы своё внимание? Тем более, что большая часть необходимых для проведения природоохранных мероприятий в нашем регионе носит организационный характер. И не требует больших вложений. А что Керчане выиграют от устранения пограничных неопределённостей так в этом, по-моему никто из нас не сомневается!
Председатель Керченской коалиции зелёных
           Валерий Плотников

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами