ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА РОССИИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН СНГ

В.Летов: Погранвойска России в системе нацбезопасности центральноазиатских стран СНГ
02:19 28.05.2005

28 мая - День пограничника

ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА РОССИИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН СНГ
Виктор ЛЕТОВ

В настоящее время в мире нарастает геополитическое противостояние не только между отдельными странами, но и самыми различными блоками и союзами государств. Это связанно с борьбой за контроль над источниками уже далеко не столь дешевого и доступного природного сырья, рабочей силы и рынки сбыта. Это есть объективный процесс эволюционного развития, так как мир стал более интегрирован, экологически ограничен, озабочен нарастающим дефицитом сырьевых и энергетических ресурсов. Ни одно государство, даже такое сверхмощное, как США, не способно в одиночку решать комплекс, встающих перед ней проблем. Страны мира уже давно отстаивают свои интересы в системе разного рода объединений, союзов и блоков, которые строятся, в том числе, и по принципу цивилизационного единства.

Одним из таких геополитических объединений является Содружество Независимых Государств. Сейчас, наверное, уже никто не станет оспаривать того факта, что постсоветское пространство, несмотря на распад СССР, по-прежнему продолжает представлять собой единую евразийскую цивилизацию. Несмотря на все внутренние разногласия и противоречия, страны СНГ объединяют общие национальные, военно-политические, экономические и геополитические интересы. Одним из основополагающих факторов национальной безопасности здесь является обеспечение неприкосновенности внешних границ Содружества.

Граница является наиболее эффективным барьером и инструментом в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом, незаконной миграцией, торговлей оружием, экспансией радикальных религиозных культов. Все это имеет общемировые проблемы и требует совместных усилий в борьбе с этими явлениями. Границу можно уподобить фильтру или коже, которая предохраняет государственный организм от проникновения разрушительных вирусов, болезней, агрессивной внешней среды. (1).

Нет ничего удивительного, что все эти годы позиции России и молодых постсоветских государств Центральной Азии были весьма схожи в вопросах национальной безопасности. Ибо единство национальных интересов автоматически предусматривает и определенные коллективные структуры по их защите, что мы и имеем в образе Содружества Независимых Государств, Объединенного Договора Коллективной Безопасности, Таможенного Союза, Коллективных Миротворческих Сил, Совета Командующих пограничными войсками СНГ, Шанхайского соглашения, российскими военными базами и объектами в регионе и др.

В чем же заключается общность национальных интересов России и стран Центральной Азии?

Россия крайне заинтересована в наличии в Центрально-азиатском регионе дружественных государств, в их стабильном политическом и экономическом положении, что сделает эти страны подлинно независимыми и надежными партнерами. Ведь границы этого региона (считающимся подбрюшьем России) вплотную примыкают к громадным сырьевым ресурсам Сибири, Урала и Алтая, к стратегически важной Транссибирской магистрали, а также к республикам Поволжья, где проживает большой процент мусульманского населения. Поэтому Россия в такой ситуации готова платить любую цену за поддержание стабильности в центральноазиатском регионе и тесного сотрудничества со своими южными соседями.

В системе национальных интересов России в Центральной Азии прерогатива отдается сохранению и развитию здесь русско-язычной культуры, созданию в регионе барьеров для надежного препятствия распространению наркотиков, оружия и экстремизма, а также сохранения тесного торгово-экономического и военно-политического партнерства. Кроме того, сильное российское влияние в данном регионе ставит ее автоматически в ранг державы мирового значения.

Для достижения всего этого Россия стремится всеми доступными средствами содействовать обеспечению в регионе стратегической стабильности, добиваться равновесия сил, наращивать способности для оперативного реагирования на изменение военно-политической обстановки, уверенно противодействовать усилиям третьих стран по завоеванию господствующего влияния в Центральной Азии. Особо важную роль в этом процессе все эти годы играли и играют российские пограничники.

Страны Центральной Азии, в свою очередь, крайне заинтересованы в гарантированной неприкосновенности собственных территорий и границ, сохранению сложившегося общественно-политического строя. Крайне важное значение для региона обретает обеспечение свободной миграции излишней рабочей силы при сохранении у себя высококвалифицированных кадров из числа русскоязычного населения, широком торговом, культурном и научном обмене. Все эти насущные потребности в наиболее полной мере может обеспечить пока только лишь Россия.

Внезапный распад СССР в 1991 году поставил независимые постсоветские государства Центральной Азии в сложную ситуацию. В 1992 году большинство из них были не готовы к самостоятельной охране своих границ. Поэтому коллективная защита внешних рубежей СНГ начало осуществляться с первых месяцев после распада СССР, когда был образован Совет Командующих Пограничными войсками стран Содружества. Благодаря коллективным усилиям, бывшим советским республикам удалось сохранить систему охраны границ, которая была присуща советскому периоду.

Российская Федерация в рамках коллективных органов СНГ совместно с другими государствами Содружества Центрально-азиатского региона взяла на себя основной груз обязательств по формированию пограничных структур Таджикистана, Киргизии и Туркменистана. В Киргизии и Таджикистане российские пограничники в первые годы строительства государственной независимости этих стран охрану их внешних границ взяли на себя полностью. В Казахстане и Туркмении были созданы оперативные группы российских советников по вопросам охраны границы.

24 декабря 1993 года Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном был подписан Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ, предусматривающий, что охрана внешних границ является общим делом и должна осуществляться согласованными совместными усилиями.

Особая роль россиянам принадлежит в деле стабилизации положения на таджикско-афганской границе. 22 января 1993 года Советом глав государств было принято решение о мерах по стабилизации обстановки на участке таджикско-афганской границы, где было предусмотрено усиление ГПВ РФ силами по одному батальону численностью в 500 человек от Узбекистана, Киргизии и Казахстана.

Кроме того, решением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1993 г Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана были сформированы Коллективные миротворческие силы, которые до завершения процесса национального примирения активно проводили миротворческие операции на таджикско-афганской границе. (2).

Войсковая система охраны границы, разработанная в советский период, до сих пор неоспоримо считается самой совершенной в мире. Такая охрана границы строится в несколько рубежей, широко используя помощь местного населения и подразумевает наличие оперативных резервов. В процессе охраны границы при обострении ситуации широко используется комплексное применение разнородных сил и средств: минометных, ракетно-артиллерийских и авиаударов, в том числе и упреждающих по местам базирования и концентрации противника. В охране границы также широко применяется бронетехника, средства сигнализации, инженерные сооружения с фортификационным оборудованием рубежей на угрожаемых направлениях. Пограничные войска имеют также собственные подразделения специального назначения.

Кроме того, в пограничных войсках СССР РФ весьма развита система собственной разведки и контрразведки, которая курирует разветвленные агентурные сети по разные стороны границы. Все это позволяет отслеживать действия противника, упреждая все его умыслы и намерения.

Главной чертой пограничных войск России является их способность к самостоятельному ведению пограничного поиска и боевых действий без поддержки сухопутных войск. Это наглядно подтвердили бои на таджикско-афганской границе в 1992-1997 гг., особенно на ее памирском участке, а также противодействие структурам организованной наркомафии на туркменско-афганской и таджикско-афганской границах.

Успешные действия российских пограничников в годы противостояния на таджикско-афганской границе были обусловлены умелым применением разнородных сил, грамотным управлением боевыми подразделениями, своевременным наращиванием сил и средств на опасных направлениях.

К настоящему бедствию национального масштаба приводит, осуществляемая против центрально-азиатских стран СНГ наркоагрессия. Сколько насчитывается сейчас в регионе наркоманов - неизвестно, но счет идет уже на сотни тысяч. За последние 7 лет численность наркозависимых увеличилась здесь, как минимум в 4 раза, а число больных СПИДом увеличилось более чем в 2500 раз. Естественно, ни одна страна в одиночку не способна противостоять этим крайне негативным процессам.

Всего за 13 лет присутствия российских пограничников в странах ЦА, ими было задержано порядка 4000 нарушителей границы. За этот период произошло около 600 боестолкновений, в которых погибло более 160 пограничников и более 360 получили ранения. За эти годы было уничтожено порядка 3000 экстремистов и наркоконтрабандистов. В общей сложности, после распада СССР российскими пограничниками в Туркмении, Таджикистане и Киргизии, было изъято до 40 тонн наркотических средств, из которых героин составляет порядка 15 тонн. Кроме того, удалось изъять из незаконного хранения более 1000 единиц огнестрельного оружия и около 500 тыс. различных боеприпасов и взрывчатых веществ

Нахождение в Центральной Азии пограничных войск России и ее военных советников способствовало стабилизации политического положения в регионе. Охрана границ дружественных России государств осуществлялась на принципах невмешательства в их внутренние дела. Враг у пограничников был только один: это был нарушитель, пытающийся незаконным способом преодолеть границу. Российские пограничники все эти годы служили гарантом стабильности и надежным заслоном распространению очагов напряженности, террористических и вооруженных действий на территории центрально-азиатских стран СНГ. (3 стр. 434).

Наиболее действенным и наглядным примером тесного и эффективного партнерства в вопросах охраны границы служат отношения между Россией и Таджикистаном.

Присутствие в Таджикистане российских пограничников и 201-й мотострелковой дивизии позволяли обеспечивать стране гарантированную безопасность и экономить финансовые средства в размере до 150 млн. долларов в год, что соответствовало едва ли не годовому бюджету страны тех лет.

Западная помощь Таджикистану по сравнению с российской, надо сказать, носит пока еще весьма скромный характер. К примеру, на период 2004-2006 гг. Запад пообещал выделить Комитету по охране государственной границы РТ на обустройство таджикско-афганских рубежей порядка 25 млн. долларов США. Это примерно по 8 млн. долларов в год. В то же самое время на охрану таджикско-афганской границы Россия затрачивала ежегодно не менее 30 млн. дол. (3. стр. 407.) и еще на 30-40 млн. долларов сюда поступало в виде поставок различных материально-технических средств. По договору 1993 г между РФ и РТ, финансирование российской Пограничной группы должно было составлять в пропорции 50 на 50%, реально же доля финансирования РТ составляла все эти годы в пределах 3 - 4, максимум - 10 %%. Общая задолженность Таджикистана за охрану собственной границы к 2005 г достигла более 250 млн. долларов.

Благодаря тесным союзническим отношениям и отсутствии угрозы со стороны нерегулированных миграционных потоков, граждане Таджикистана имели возможность все эти годы посещать Россию в безвизовом режиме. В настоящее время в России находится до полутора миллионов таджикистанцев. Ежегодно по линии межбанковских связей они высылают на родину более 300 млн. долларов, заработанных ими в России, еще не менее 1 млрд. они привозят с собой. Какой доход приносят криминальные связи, остается только гадать... На фоне 40-50 млн. долларов ежегодной помощи от иностранных государств при госбюджете РТ примерно в 400 млн. долларов, такого рода отношения с Россией имеют для Таджикистана поистине судьбоносное значение. Поэтому не удивительно, что, несмотря на разрушительную гражданскую войну, в ходе которой Таджикистан понес материальные убытки в размере более чем 7 млрд., долларов, уровень жизни здесь благодаря тесным экономическим контактам с Россией не ниже, чем в Узбекистане, Киргизии или Туркменистане.

Ни одна страна будь то Китай, США, Турция, Иран, Пакистан с государствами Евросоюза не способны в настоящее время ни принять из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана у себя такого количества рабочих, ни выделить таких средств на экономическую помощь, ни обеспечить гарантированную военную безопасность, как это делает Россия.

За 13 лет присутствия российских пограничников в РТ, в российских подразделениях прошли службу более 60 тыс. граждан Таджикистана, которые получили здесь боевой опыт, освоили воинские специальности, получили возможность изучить русский язык. Поэтому не случайно, что бывшие пограничники имеют большой спрос в силовых и правоохранительных структурах РТ.

Показатели результативности служебно-боевой деятельности Пограничного управления ФСБ РФ в РТ говорят сами за себя. На долю РТ на сегодняшний день приходится 82%, героина изымаемого в центрально-азиатских странах СНГ. Таджикистан находится на 4 месте в мире по изъятию героина после КНР, Пакистана и Турции и на 3 месте по изъятому опию-сырцу после Ирана и Пакистана.(6). Не секрет, что половина из 60 тон задержанных в РТ наркотических средств изъято, именно, российскими пограничниками. К примеру, в 2000 году на границе было задержано 3130,3 кг, (из них героин 801 кг) в 2001 г - 5452,2 кг, (героин 2432 кг), в 2002 г - 4022 кг (героин - 2300 кг). Только за 2003 г российскими пограничниками на таджикско-афганской границе было задержано 5 321 кг наркотиков, из которых 2749 кг составил героин, 1752 кг опий, 736 кг канабис. Всего же за 2003 год в Таджикистане было задержано и изъято порядка 9, 6 т, где героин составил 5, 6 т. За 2004 год было изъято, соответственно, всего в Таджикистане более 8,08 т наркотиков, из которых героин - более 4,68 т. На долю российских пограничников за прошлый год приходится, соответственно, 3,75 т наркотиков из которых героин составляет более 2,44 т. Все эти данные говорят сами за себя.

Однако, вся эта вышеописанная идиллия может резко измениться, по причине чрезмерно поспешной передаче таджикским пограничникам афганской границы. Если таджикские пограничники не смогут удержать достигнутый уровень охраны границы и в ЦА хлынут наркотики, и экстремисты, то Китай, Узбекистан, Киргизия и Казахстан вынуждены будут усилить собственные границы, установив на них гораздо более строгие режимные мероприятия. России также придется ввести определенные ограничения на присутствие у себя таджикских трудовых мигрантов, что автоматически лишит РТ столь серьезных финансовых вливаний из России. Увеличение же правительствами стран региона бюджетных расходов на обеспечение собственной безопасности, автоматически сократит расходы по социальным программам и в конечном итоге, может привести к обострению социально-политических противоречий, ужесточению авторитарных режимов.

В качестве негативного примера можно привести Туркменистан, который с конца 90-х отказался от тесного взаимодействия с российскими пограничниками, и добился вывода со своей территории российской оперативной группы.

В 1999 г в Туркмении опия-сырца было изъято 4,6 т., а героина 240 кг. На следующий 2000 год, когда были выведены российские пограничники, изъято уже 2,3 т опия и 200 кг героина. В 2001 г. только - 300 кг опия и 100 кг героина. (4). После чего Туркменистан закрыл всякую информацию по поводу объемов задержанных наркотиков. Ранее, при активном участии российских пограничников с 1996 г до 1998 гг на границе регулярно изымалось порядка полутора тонн опия в год, а в 1997 г в Туркменистане было изъята невиданная по тем временам партия героина весом 1948 кг.

Как утверждают международные наблюдатели, в настоящее время объемы наркоконтрабанды на туркменско-афганской границе стали настолько огромны, что Туркменистан оказался в международной изоляции.

Несмотря на наличие громадных природных ресурсов, население Туркменистана живет неоправданно бедно. Зарплата не выплачивается по много месяцев. Деградация достигла такого уровня, что сам Туркменбаши "...Ниязов не раз заявлял публично, что курение опиума полезно для здоровья и сам он, как полагают эксперты, употребляет его регулярно". (Цит. по 5. стр. 39).

Сейчас в Туркменистане доза опиума стоит менее доллара и есть предположение, что до 75 % молодых людей этой страны регулярно употребляют наркотики. (5).

Кроме того, из-за слабого контроля границы (на многих участках сигнализационная система попросту демонтирована местным населением и афганцами на дрова и стройматериалы), туркменские преступные группировки вошли в близкие отношения с афганскими наркобаронами и талибами. Есть сведения, что группы бывших последователей Движения Талибан обосновались в приграничных районах к югу от города Мары и занимаются наркобизнесом под покровительством властей.

Из-за крайне слабого контроля границы Туркменистан стал перевалочной базой для боевиков Исламского Движения Узбекистана, перебирающихся из Афганистана в Узбекистан. Все это серьезно обострило отношения Турменистана с Узбекистаном и Казахстаном. Даже самые жесткие административные меры президента Ниязова, вплоть до разжалования в рядовые Командующего Пограничными войсками, уже не способны стабилизировать ситуацию на границе.

В качестве еще одного примера можно привести сотрудничество российских и киргизских пограничников. В Киргизстане российские пограничники охраняли границу до 1999 года. Но и после вывода россиян здесь осталась и до сих пор функционирует Оперативная группа военных советников, которые на уровне пограничного командования и пограничных отрядов активно помогают своим коллегам организовывать и контролировать процесс служебно-боевой деятельности, готовить служебную и планирующую документацию, обучать искусству пограничной охраны рядовой и сержантский состав. Во многом благодаря такого рода тесному взаимодействию в 1999 и 2000 гг. были сорваны попытки вооруженных экстремистов прорваться с территории Таджикистана в Ферганскую долину.

Кроме этого, в Киргизии успешно функционируют организованные российскими офицерами ускоренные курсы подготовки младших офицеров границы. Киргизам нет необходимости тратить большие средства, чтобы отправлять своих будущих офицеров учиться за границу, так как обучение молодого офицерского пополнения осуществляется на этих курсах дешево и высококвалифицированно. За несколько лет россиянами здесь подготовлено уже около 200 младших офицеров.

Аналогичная оперативная группа имеется и в Казахстане.

Узбекистан в вопросах коллективной охраны границ Содружества занимает неактивную и прагматичную позицию. С самых первых дней своей независимости эта страна отказалась от тесного взаимодействия с российскими пограничниками. Однако это не мешает при обострении ситуации находить точки взаимопонимания. В 1992 г. именно президент Узбекистана Ислам Каримов первым забил тревогу по поводу ситуации в Таджикистане и послал на усиление таджикско-афганской границы Копчагайскую воздушно-десантную бригаду, которая на тот момент сыграла большую роль в деле локализации конфликта. О многом говорит и тот факт, что килограмм героина на черном рынке Ташкента стоит почти столько же, сколько и в Москве. Афганский участок узбекской границы составляет порядка 90 км и его, в целом, удается контролировать достаточно надежно. К сожалению, внутренние границы с Таджикистаном, Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией узбекские пограничники вынуждены минировать. Такого рода минно-взрывные заграждения не являются сколь ни будь серьезным препятствием для организованных преступных групп, а лишь только калечат и убивают мирное население. Выход из данной ситуации может только один - в расширении этой страной межгосударственного сотрудничества по урегулированию пограничных проблем со своими партнерами по СНГ.

Весьма пассивные действия, вернее, бездействие сил НАТО в Афганистане в вопросах борьбы с наркотиками не внушают оптимизма. Неспособность сил антитеррористической коалиции бороться с афганскими наркобаронами приводит к новому витку наркоконтрабандной деятельности на границах СНГ. Если ситуация окончательно выйдет из-под контроля, то это может привести к новой активизации терроризма не только в центральноазиатском регионе, но и на Ближнем и Среднем Востоке, а также в России, Европе и, естественно, в США. Центрально-азиатским странам СНГ в нынешней ситуации по-прежнему приходится рассчитывать пока только на свои собственные силы и поддержку России.

Кроме того, не способствует налаживанию взаимопонимания и принцип односторонности политики США в Центральной Азии, которые действуют без учета интересов других стран, способствуя тем самым обострению соперничества в регионе великих держав, таких как КНР, России, Ирана, Евросорюза и стран Персидского залива. Страны Центральной Азии пытаются использовать такое соперничество в своих интересах, а в результате происходит нарушение баланса сил. Такого рода дезинтеграционные процессы приносят больше проблем, чем пользы.

Фактор обеспечения неприкосновенности внутренних и внешних границ постсоветских центрально-азиатских государств будет еще достаточно долго оставаться одним из основополагающих направлений обеспечения национальной безопасности России. Миссия российских пограничников в этом вопросе еще не завершена и должна сыграть свою историческую роль в деле сохранения цивилизационного единства постсоветского пространства.

Комплекс задач, выполняемых российскими погранвойсками в регионе, на ближайшее будущее будет состоять в геополитической триаде. Это служебно-боевая, политическая и дипломатическая деятельность, которая предъявляет высокие требования к структуре российских пограничных войск и аппарата военных советников, выполняющих сложные задачи в Таджикистане, Киргизии и Казахстане. Эти задачи, изменяясь по времени, носят фундаментальный характер, формируют геостратегическую картину южных рубежей Содружества, способствуют тесному партнерству между Россией и центрально-азиатскими странами. (3. стр. 439). Остается только пожелать, чтобы узбекские и туркменские пограничники со своей стороны также проявляли бы больше инициативы и заинтересованности в вопросах взаимодействия, и коллективной защиты наших общих внешних рубежей.

Таким образом, надо признать, что российский фактор в деле обеспечения неприкосновенности национальных границ, до сих пор опирающийся на советские войсковые методы и способы охраны пограничных рубежей, и по сей день остается весьма значительным в системе национальной безопасности для всего центрально-азиатского региона СНГ. Исключение же российского фактора из системы организации охраны национальных границ однозначно приведет к весьма негативным последствиям. За наглядными примерами далеко ходить не надо. Так, отказ Узбекистана от тесного сотрудничества в пограничных вопросах привело к тому, что эта страна, испытывая серьезные проблемы в квалифицированных кадрах и материальнотехническом оснащении, вынуждена возводить на своих границах "железный занавес", и в нарушение всех международных норм минировать пограничные рубежи со своими соседями по СНГ. Вывод из Туркменистана российской Оперативной пограничной группы, привело к тому, что в этой стране существенно обострились внешние и внутренние угрозы от чего административно-государственная система ради сохранения своего влияния начала перерождаться в крайне деспотичные формы. Уход в 1999 году российских пограничников из Киргизии обернулся вторжением в Баткент в 1999 и 2000 гг исламских экстремистов. Оставление россиянами в декабре 2004 года границы на Памирском участке, сыграло свою роль в мартовской революции в Киргизии, а начало передачи Московского отряда в определенной мере связано с недавним социальным взрывом в Андижане. Стоит только гадать, чем все это обернется для региона, когда с таджиско-афганской границы в июле нынешнего года будет выведено последнее российское подразделение погранвойск?..

Примечания:
1. "Граница России". № 3. 2003 г.
2. Центральный Пограничный Архив ФСБ РФ №1324, оп. №23, ед.хр. 38, лл 221-222-223.
3. Назаршоев Н. М. Военная история Таджикистана. Душанбе. 2002 г.
4. Источник УКНПП ООН.
5. Трещины на мраморе: нестабильная диктатура Туркменистана. Доклад Международной Группы Предупреждения Конфликтов (МГПК) по Азии №44 2003г.
6. Обзор наркоситуации в РТ за 2003г. Душанбе 2004 г. стр. 4-5.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1117232340

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами