30. Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 295
30-я тема:
Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 295
ложенной вдоль афгано-пакистанской границы. На территории Пакиста-
на практически образовался второй фронт. Тысяча американских военно-
служащих ищет совместно с ФБР боевиков «Аль-Каиды» и талибов. При
этом дело уже неоднократно доходило до настоящих сражений. Всего за
несколько дней сентября потери военнослужащих США составили около
20 человек1. Это означает расширение района боевых действий.
Другая часть талибов растворилась среди местного населения. А мно-
гие из них рассеялись на большой территории, укрепившись в труднодос-
тупных местах.
Судя по всему, они не сложили оружие. В конце сентября талибы,
представители «Аль-Каиды» и «Исламской партии Афганистана» во главе
с Г.Хекматьяром образовали антиамериканский союз под названием «Зна-
мя исламского мученика». Идет активное создание формирований боеви-
ков в провинции Пактия и других районах Афганистана. «Мученики» со-
бираются использовать камикадзе в борьбе с американскими военными,
устраивать засады и минировать дороги2. Газета «Аш-Шарк аль-Аусат»
сообщила о заявлении некой «Секретной армии», в котором перечислено
около 30 терактов против американцев в шести афганских провинциях3.
Кроме того, определенная часть руководителей среднего звена Движе-
ния талибов и боевиков У. бен Ладена адаптируется к новым обстоятельст-
вам и внедряется в органы местных администраций. Несмотря на приня-
тые меры, часть их была избрана в Лойю джиргу и участвовала в ее работе4.
Данные процессы не могли не привести к дестабилизации обстанов-
ки в Афганистане. Хрупкое политическое равновесие было нарушено уже
в начале декабря 2001 г. узбекским генералом А.Дустомом, посчитавшим
себя обделенным при разделе власти и отказавшимся признать новое пра-
вительство. Дело удалось поправить вмешательством Д.Рамсфелда, кото-
рый вместе с И.Каримовым предложил ему пост заместителя министра
обороны в правительстве Х.Карзая. Дустома поддержал соратник по Се-
верному альянсу Абдулла хан Вардак, принимавший участие в перегово-
рах в Германии и отказавшийся подписать принятый там документ.
Продолжаются обстрелы правительственных войск. В Кандагаре пе-
реодетые в женские накидки боевики расстреляли шестерых афганских
солдат. 8 августа совершено нападение на базу правительственных войск
в южной части Кабула. 18 августа в 26 км к юго-западу от Мазари-Шари-
фа убит заместитель командующего 70-й дивизией вооруженных сил Аф-
ганистана Гулям Шакиль Баши. В конце августа 2002 г. подвергся ракет-
ному обстрелу аэропорт Джелалабада. В середине сентября в г. Лашкар-
гах осуществлено нападение на одного из руководителей спецслужб. В
ходе расследования под стражу взяты более 400 человек5.
1
Фергана.Ру. 2002. 1 октября.
2
Красная звезда. 2002. 15 октября.
3
Фергана.Ру. 2002. 2 сентября.
4
Арунова М.Р. К вопросу о ситуации в Афганистане и возможных перспек-
тивах ее развития // Ближний Восток и современность. Вып. 14. М., 2002. С. 4.
5
KM.Ru. 2002. 23 сентября.
296 Ю.П.Лалетин
Участились обстрелы военных баз и вертолетов антитеррористиче-
ской коалиции. В конце августа 2002 г. в Пактии вблизи базы американ-
ского спецназа разорвалась ракета. При обследовании местности было
найдено еще шесть таких ракет с часовым механизмом. В середине сентяб-
ря подорвана на мине автомашина, следовавшая из провинции Пактия в
провинцию Логар, в результате чего погибли 7 военнослужащих США.
Еще несколько американских автомобилей подорвалось на противотан-
ковых минах на трассе Кабул — Гардез. Обстреляны ракетами американ-
ские базы в населенных пунктах Гардез и Баграм. 20 сентября американ-
ская база в городе Лвара в провинции Пактия подверглась ракетному, пу-
леметному и автоматному обстрелу. В конце сентября 22-летняя пуштун-
ка застрелила сразу двух американских морских пехотинцев в провинции
Хост. Накануне на дороге из Джелалабада в Асадабад был подорван джип
с двумя военнослужащими США. В ночь на 17 октября в провинции Хост
при ракетном обстреле аэродрома Баг Саро погибли 16 американских де-
сантников, имеются раненые. По данным командования США до этого
инцидента, с начала антитеррористической операции в Афганистане амери-
канцы потеряли 40 человек убитыми и более 340 ранеными. По сведениям
на январь 2003 г., 26 военнослужащих погибли в боестолкновениях, а
еще 28 — при авариях и взрывах мин1.
Неспокойно даже в столице. Весной 2002 г. по Кабулу прокатилась
волна вооруженных разбоев и грабежей. А начиная с 15 августа, в городе
ежедневно происходили небольшие взрывы, в результате которых было,
как правило, несколько раненых. 1 сентября от взрыва погиб один чело-
век и четверо получили ранения. 5 сентября в результате взрыва начи-
ненного взрывчаткой такси погибли и были ранены десятки мирных граж-
дан. В октябре в Кабуле прогремел взрыв недалеко от посольства США и
здания международных сил. Легкие ранения получили два человека.
Теракты имеют место и в других афганских городах. Так, более 20 чело-
век получили ранения в результате взрыва 8 сентября на рынке города Хост.
Начинают происходить даже массовые протесты. В частности, в на-
чале августа в том же Хосте тысячи людей требовали отставки президента
Х.Карзая2.
Совершен также ряд покушений на видных афганских деятелей. Так,
в феврале 2002 г. в аэропорту Кабула убит министр транспорта Абдул
Рахман. 6 июля в столице застрелен вице-президент Хаджи Абдул Кадыр.
До этого в Джелалабаде, как упоминалось выше, чудом избежал смерти
министр обороны Мухаммад Фахим, когда на пути следования его корте-
жа взорвалась бомба. В конце июля, через неделю после того, как президент
Х.Карзай и многие министры нового правительства доверили свою охрану
американским солдатам, в Кабуле была предотвращена попытка покуше-
ния на руководство страны. В результате покушения на президента 5 сен-
тября в Кандагаре ранение получил губернатор Кандагара, а трое чело-
век, в том числе охранник, обстрелявший машину Карзая, были убиты.
1
Красная звезда. 2002. 15 октября; Фергана.Ру. 2003. 22 января.
2
ИноСМИ.ru. 2002. 16 октября.
Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 297
В подобных условиях новые власти самостоятельно, без международ-
ной поддержки вряд ли могут удержать ситуацию под контролем. Поэто-
му 20 декабря 2001 г. СБ ООН принял резолюцию 1386, санкционировав-
шую создание Международных сил содействия безопасности Афганиста-
на (МССБ), предназначенных для обеспечения безопасности Кабула и при-
легающих к нему районов и насчитывающих в настоящее время 5000 че-
ловек из 17 стран. О том, что этого явно мало, свидетельствует призыв
главы представительства ООН в Афганистане увеличить число миротвор-
ческих военных подразделений и не ограничиваться одним только Кабу-
лом1. В Афганистане продолжают также находиться 8 тыс. солдат 82-й
дивизии и спецназовцев США. Вашингтон дал понять, что американская
армия не покинет эту страну в ближайшие 5–10 лет. Такое мнение было
высказано конгрессменом Джеймсом Барсиа, находившимся в сентябре в
Кабуле в составе делегации2. Однако, учитывая неприятие афганцами ино-
странного военного присутствия в стране, затяжное присутствие между-
народного контингента может привести к новому обострению обстановки
в стране. Почва для этого уже была подготовлена после «неточных» аме-
риканских бомбометаний (погибли около 3,6 тыс. мирных граждан) и до-
вольно жестких зачисток.
Поэтому все большее значение приобретает создание сильной армии
и правоохранительных структур. Но пока у центрального правительства
есть всего несколько батальонов, подготовленных иностранными инструк-
торами, и небольшой отряд гвардейцев. Численность всех этих военно-
служащих составляет порядка 1,2 тыс.3
Однако еще более значима для нормализации обстановки гуманитар-
ная и экономическая помощь Афганистану. Но отмеченная выше неста-
бильность сдерживает оказание содействия в восстановлении страны, что
вызывает все большее разочарование населения.
Проблема экономического восстановления
и сотрудничество республик Средней Азии и Афганистана
Стабилизации обстановки в Афганистане и тем самым укреплению
безопасности южного фланга СНГ будут способствовать экономические
проекты, содействующие восстановлению хозяйства Афганистана.
Важнейшим таким проектом является рассмотренный выше проект
сооружения газопровода из Туркменистана в Пакистан4. Трансафганский
трубопровод, не отвечая интересам России, вместе с тем, способен дать
серьезный импульс процессу социально-экономического возрождения
Афганистана. По расчетам специалистов, от транзита туркменского газа
по своей территории Афганистан может получать до 300 млн долл. дохо-
да ежегодно, более 12 тыс. рабочих мест будет создано только на первых
1
Газета.Ru. 2002. 4 ноября.
2
www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=222
3
KM.Ru. 2002. 9 ноября.
4
Подробнее см.: Жмуйда И.В., Морозова М.Ю. Афганистан и страны Цент-
ральной и Южной Азии: экономические перспективы // Афганистан: война и про-
блемы мира. М., 1998. С. 133–146.
298 Ю.П.Лалетин
стадиях реализации проекта1. Все это в значительной степени подорвет
социально-экономическую базу терроризма и религиозного экстремизма.
Однако пока этот проект, как отмечалось, находится на стадии обсуж-
дения. Плохо обстоит дело и с предоставлением экономической помощи.
Из обещанных на 2002 г. 1,8 млрд долл. в рамках намеченной на январ-
ской конференции в Токио программы экономического восстановления
Афганистана в объеме 4,5 млрд реально поступило 600–800 млн долл.
Причем львиная доля этих средств досталась ООН и крупным междуна-
родным гуманитарным организациям, а правительство Карзая получило в
непосредственное распоряжение лишь около 90 млн долл.2
В этих условиях первостепенное значение приобретает сотрудничест-
во Афганистана с соседями, и в первую очередь с Россией и странами Цент-
ральной Азии. Такое сотрудничество будет обеспечивать взаимную безо-
пасность и способствовать развитию в различных сферах.
В этом плане большое значение будет иметь участие России в вос-
становлении хозяйства Афганистана. Отряд МЧС России уже расчистил
туннель Саланг, соединяющий юг и север страны. Россия способна сыг-
рать большую роль в строительстве самых разнообразных объектов, в раз-
минировании территории, ремонте дорог, мостов, ирригационных систем
и т.д. Об этом, в частности, шла речь на переговорах, которые в марте
2002 г. Х.Карзай вел в Москве с президентом В.В.Путиным и министром
иностранных дел И.С.Ивановым.
Весьма перспективно также взаимодействие Афганистана с Туркмени-
ей по развитию коммуникаций в регионе. Еще в середине 1990-х гг. Аш-
хабад и Исламабад согласовали вопрос о строительстве железнодорожной
линии, берущей начало в самой южной точке Туркмении — Кушке — и да-
лее пролегающей по территории Афганистана (через Герат и Кандагар) до
пункта Чаман (Пакистан), связанного с одной из основных железнодорож-
ных магистралей Пакистана Кветта — Карачи. Стороны также договори-
лись об установлении автодорожного сообщения по тому же маршруту3.
Кроме того, подготовлено технико-экономическое обоснование строи-
тельства ЛЭП-500 по маршруту Мары (Туркменистан) — Шибирган (Аф-
ганистан) — Кабул — Пешавар4.
В ходе состоявшегося в начале марта 2002 г. однодневного визита
главы правительства Афганистана Х.Карзая в Ашхабад туркменская сторо-
на подтвердила договоренность о продолжении поставок электроэнергии,
природного газа и нефтепродуктов в Афганистан. Во время переговоров
обсуждались также перспективы расширения приграничной торговли.
В развитии коммуникаций заинтересован и Таджикистан. В частно-
сти, еще в 1992 г. таджикское правительство подписало в Пакистане про-
токол о намерении соединить автодорогой Таджикистан с Пакистаном
через Афганистан. В последнее время переговоры возобновились. Кроме
1
Парламентская газета. 2002. 10 октября.
2
Немецкая волна. 2002. 3 декабря.
3
Pakistan Times (Lahore). 5.02.1994; Dawn (Karachi). 13.08.1998.
4
Туркменистан сегодня и завтра. Ашхабад, 1999. С. 47–48.
Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 299
того, Иран, Афганистан и Таджикистан разрабатывают совместный проект
по строительству транзитной автомагистрали между четырьмя крупными
городами этих стран. 23 августа 2002 г. начато строительство первого мос-
та через реку Пяндж, который свяжет Афганистан и Таджикистан. Всего
в рамках программы восстановления транспортного сообщения между
Афганистаном и соседними государствами планируется построить еще четы-
ре моста через эту реку. В Горном Бадахшане начато строительство не-
скольких автомобильных пограничных переходов. Таджикистан присту-
пил к восстановлению линий электропередачи на территории Афганистана,
по которым пойдет экспорт электроэнергии. В районе Ишкашима открылся
пункт приграничной торговли таджикского и афганского Бадахшана.
В ходе переговоров Х.Карзая и Э.Рахмонова 25 января 2002 г. затра-
гивались вопросы сотрудничества в энергетической, образовательной,
культурной и информационной сферах. Таджикистан заявил о готовности
обучать афганских студентов в вузах Таджикистана и направить своих
специалистов для участия в восстановительных работах.
2–4 марта 2002 г. состоялся официальный визит Х.Карзая в Узбеки-
стан. На встрече главы двух государств обсудили перечень совместных
мероприятий по восстановлению Афганистана, а также вопросы участия
Узбекистана в афганских энергетических и транспортных проектах. При
поддержке Узбекистана восстанавливаются 11 мостов.
Заключение
Исследование ситуации в Афганистане во второй половине 1990-х гг.
с учетом ее влияния на южный фланг СНГ позволило выявить целый ряд
явлений и факторов, воздействовавших на положение в стране.
(1) Прежде всего, само Движение талибов оказалось неоднородным,
имеющим как религиозные, так и этнические черты, что вело к наличию
у его представителей совершенно разнородных целей и устремлений. Если,
например, исламисты среди талибов были готовы нести исламские идеи за
пределы Афганистана, то талибы как пуштуны стремились только к рас-
пространению своей власти на всю территорию страны. В целом, в рели-
гиозной сфере талибы продолжили политику моджахедов.
Борьбу за власть группировок в Афганистане, принявшую преимуще-
ственно этнонациональный характер, подогревало вмешательство самых
различных внешних сил.
(2) Определенный фундаментализм талибов привлек внимание меж-
дународных исламистов во главе с Усамой бен Ладеном, взявших в обо-
рот Движение талибов и превративших Афганистан в свою опорную базу.
(3) Самостоятельной и очень мощной силой выступают наркопроиз-
водители, объединенные с международной наркомафией.
Международные экстремисты, подвергшаяся их влиянию часть тали-
бов и наркодельцы превратили Афганистан в очаг международного тер-
роризма и наркотиков, создав реальную угрозу южному флангу СНГ, что
вынудило государства Центральной Азии и Россию предпринять целый
ряд мер для защиты своей безопасности.
(4) Весьма значительную роль на афганском поле играли региональ-
ные государства, опиравшиеся на соответствующие этносы как на про-
300 Ю.П.Лалетин
водников своего влияния в Афганистане. На противоречия между различ-
ными афганскими этносами, фракциями и группами накладываются ин-
тересы зарубежных государств. Так, опасаясь распространения религиоз-
ного экстремизма, Индия, Россия, четыре государства Центральной Азии
(Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия), а также преследовав-
ший свои интересы Иран поддерживали Северный альянс, а Пакистан и
Саудовская Аравия (стремившаяся не допустить роста влияния Ирана) —
талибов, что создало невиданную для последнего десятилетия ХХ в. по-
ляризацию в регионе. Стремление многих стран проводить свои интересы
в Афганистане отнюдь не способствует объединению страны и укрепле-
нию безопасности на южных рубежах СНГ. Более того, стремление полу-
чить доступ к ресурсам Центральной Азии усиливает борьбу целого ряда
государств за сферы своего влияния в Афганистане.
(5) К этой борьбе присоединились западные нефтяные компании,
конкурирующие друг с другом и с региональными государствами за дос-
туп к указанным ресурсам.
Антитеррористическая операция США в Афганистане привела к за-
мене режима талибов американским присутствием. Поражение талибов и
ослабление позиций международных исламистских сил сняли угрозу юж-
ному флангу СНГ. В результате укрепилась стабильность в государствах
Центральной Азии. Кроме того, уменьшилась вероятность радикализации
в ряде регионов России, ослабла внешняя поддержка чеченских сепара-
тистов, появилась надежда на сокращение потока наркотиков.
Вместе с тем, если понимание талибами-пуштунами специфики аф-
ганского общества позволило им установить свою власть над большей
частью территории страны и даже приступить к решению таких сложных
проблем, как наркотики, то в настоящее время Афганистан представляет
собой набор регионов, существующих независимо от центральной власти.
Проблемы обеспечения безопасности, налаживания мирной жизни и вос-
становления экономики находятся пока еще в самом начале своего реше-
ния, что придает исключительно большое значение региональному сотруд-
ничеству.
Между тем, США, переключившись на проблему Ирака, похоже, не
готовы уделять Афганистану столько внимания, сколько необходимо. Бо-
лее того, создав свои базы на территории Средней Азии и потеснив Рос-
сию, они тем самым взяли на себя определенные обязательства по обес-
печению стабильности в этом регионе. Однако вряд ли они смогут опера-
тивно реагировать на возникающие там вызовы. В этом случае сохраняю-
щиеся многочисленные конфликты и противоречия в Центральной Азии
и в Афганистане вполне способны привести к новой волне нестабильности.
А. Д. В о с к р е с е н с к и й , С. Г. Л у з я н и н
ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Последние события в Центральной Азии, в силу их особой важности
для судеб многих государств континента Евразия, требуют особо тщатель-
ного анализа. При этом все то, что касается Китая, в силу закрытого ха-
рактера внешнеполитического механизма и механизма выработки решений
в области национальной безопасности в этой стране, нуждается в дополни-
тельных методах, по сравнению с анализом политики других государств.
В случае Китая конкретные современные события внешней политики и
национальной безопасности часто не полностью понятны, если они не со-
провождаются наложением на исторические структуры и анализом со-
временных идеологических и исторических концепций. Именно таким
образом и построена данная статья: от анализа традиционных представ-
лений китайской дипломатии о взаимоотношениях с «периферией» к ана-
лизу современной ситуации через раскрытие исторической подоплеки
соперничества государств в Центральной Азии и отношения современ-
ных китайских аналитиков к историческим корням событий.
Традиционные китайские представления
о роли китайской дипломатии в центрально-азиатской «периферии»
Исследователи внешнеполитической доктрины Китая пришли к вы-
воду о наличии двух традиционных моделей взаимодействия Китая с
внешним миром, а именно китаецентристской модели и модели договор-
ных отношений. Наличие этих двух моделей признают практически все
синологи. Огромный фактический материал свидетельствует о взаимо-
связи этих двух моделей они всегда существовали бок о бок, служили
одной цели: обеспечить китайской дипломатии доминирующее положе-
ние, но в различные периоды сообразно с конкретными обстоятельствами
на первое место выступала то одна, то другая.
Китаецентристская модель наиболее четко проявлялась в периоды рас-
цвета, подъема китайской цивилизации. Однако взлет цивилизации предпо-
лагает и одновременное, или даже опережающее, укрепление этнообразую-
щих факторов, без наличия и относительно самостоятельного развития ко-
торых такой взлет не представляется возможным, а, следовательно, в силу
этого условия, китаецентристская «мироустроительная» модель закрепля-
лась официальной традицией. Не случайно, что договоры «мира и родства»,
302 А.Д.Воскресенский, С.Г.Лузянин
«братского союза» в старом Китае, не требовавшие де юре признания
вассальной зависимости от Китая, не признавали, тем не менее, и полного
равенства сторон, хотя и означали их преобразование в иное, «родствен-
ное» качество. Эгоцентрическая китаецентристская концепция, лежавшая
в основе официальной внешнеполитической доктрины старого Китая, про-
водилась посредством определенных методов1, преломляясь через опреде-
ленную систему понятий и категорий. Систему основных понятий средне-
вековой внешнеполитической доктрины можно свести к цепочке: «Чжунго»
«гун» (связующее звено между элементами системы) — «вайфань».
Французский ученый А.Леруа-Гуран2 показал отличие восприятия
окружающего пространства у кочевников (линейное, или «маршрутное»
в его терминологии)3 и у оседлых народов (например, у эллинов и древних
китайцев), ойкумена в представлении которых являлась кругом, центр
которого занимали они сами. Представление о «четырех землях», лежащих
вокруг «Великого города Шан» периода династии Инь (XIV-XI вв. до н.э.),
послужили основой формирования концепции «центра, территории меж
Четырех морей (Пределы четырех морей) и окраинных земель». Иньское
представление о «Великом городе Шан», лежащем в центре Поднебес-
ной, «четырех землях» и различных племенах, окружающих их, постепен-
но трансформировалось и вылилось уже в эпоху Чжоу (XI-III вв. до н.э.) в
противопоставление «хуа ся» «мань» (этнической общности древних
китайцев соседним «варварским» племенам), аналогичное противо-
поставлению «эллины — варвары» в древнегреческой традиции4. С тече-
нием времени этноцентрические концепции, слившись с эгоцентрической
картиной ойкумены, привели к формированию понятия «Чжунго»
1
В деталях и со ссылками на литературу см., в частности: Границы Китая:
история формирования / Под ред. В.С.Мясникова и Е.Д.Степанова. М., 2001; Вос-
кресенский А.Д. Дипломатическая история русско-китайского Санкт-Петербург-
ского договора 1881 г. М., 1995; Voskressenski, Alexei D. The Sino-Russian St.Peters-
burg Treaty (1881): Diplomatic History. N.Y., 1996; Voskressenski, Alexei D. The Diffi-
cult Border. N.Y., 1996; Моисеев В.А. Россия и Джунгарское ханство в ХVII в. Барна-
ул, 1998; Мясников В.С. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая ис-
тория русско-китайской границы. М., 1996 (2-е изд. Хабаровск, 1998); Степанов Е.Д.
Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР. М., 1996;
Дубровская Д.В. Судьба Синьцзяна. Обретение Китаем «Новой границы» в конце
XIX в. М., 1998; Хафизова К.Ш. Китайская дипломатия в Центральной Азии (XVI —
XX вв.). Алматы, 1995. Другую литературу см. в кн.: Voskressenski, Alexei D. Russia,
China, Eurasia. A Bibliographic Profile of Selected International Literature. N.Y., 1996.
В художественной литературе история взаимоотношений Китая и кочевых
государств Центральной Азии получила отражение в нашумевшем в свое время
романе Манапа Эгамбердыева «Тень желтого дракона» (М., 1984).
2
Leroi-Gouran, А. Le geste et la parole. P., 1965.
3
Ibid. Vol. 2. P. 139.
4
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этно-
генеза. М., 1978. С. 268–272; Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебокса-
ров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. С. 326–332.
Политика Китая в Центральной Азии 303
Срединные царства. Переосмысление термина «Чжунго» в эпоху империи
Хань (III-I вв. до н.э.) (этот термин понимался уже как Срединное госу-
дарство) привело к появлению словосочетания «вайго» внешние, чуже-
земные государства, то есть в языке было отражено представление о том,
что в Поднебесной существуют другие страны помимо Ханьской империи.
Официальная конфуцианская традиция придерживалась концепции непре-
ходящего качественного различия между жителями «центра Поднебесной»
и «периферийными народами», основывавшейся как на резких отличиях
в образе жизни китайцев и «варваров»-кочевников, так и на том, что Китай
того времени находился на более высокой стадии общественного развития.
Эта концепция играла важную роль в процессе определения статуса взаимо-
отношений Китая с соседними странами и народами, хотя в разные време-
на, по разным причинам (упадок китайских династий, возвышение соседних
центрально-азиатских кочевых государств) ее влияние на формирование
практической внешнеполитической доктрины китайцев было различным.
В представлении официальной традиции Срединное государство (кон-
кретная территория, попадавшая под это понятие, изменялась с течением
времени) рассматривалось как центр Поднебесной, а китайский импера-
тор как ее глава, объединяющий территории «меж Четырех морей». То
есть Срединное государство являлось именно тем местом, где в соответст-
вии с космогоническими представлениями древних китайцев силы «инь»
и «ян», порождающие все сущее, находились в гармоничном соответствии,
что определяло «истинный» ход исторического развития. Чем далее от
центра и от «культурного» влияния китайской цивилизации, тем более был
смещен, по мнению китайской традиции, баланс этих сил, а соответствен-
но, тем ниже на ступенях развития находились проживающие в «далеком
захолустье» народы. Естественно, что на практике в отношении отдален-
ных и самостоятельных государств осуществлялся принцип чисто номи-
нального вассалитета, признания и закрепления которого в официальных
документах (хотя бы и чисто условно) китайские дипломаты стремились
добиться любым путем.
Эгоцентрическая концепция была настолько удобной, что завоеватели
Китая XVII в. маньчжуры охотно восприняли китайскую официальную
внешнеполитическую доктрину, причем необычайно быстро прошли от
признания равноправия государств (ранние отношения между маньчжур-
ским государством Цзинь и монгольскими и центрально-азиатскими
княжествами) к модели «сюзерен вассал» (отношения между теми же
контрагентами в более позднее время), став последовательными и фана-
тичными приверженцами традиционной официальной китайской концеп-
ции отношения к «варварам»1.
1
Характеризуя китаецентристские высказывания и критикуя конфуцианскую
мироустроительную модель, японский ученый и писатель Оцуки Гэнтаку еще в
ХVIII в. писал: «Закоснелые конфуцианцы и ученые схоласты не имеют понятия
о том, как огромен мир. Они сбиты с толку китайскими идеями и, подражая ки-
тайцам, славят “Срединную империю” или же рассуждают о великом пути “Сре-
динного Цветущего государства”. Это ошибочный взгляд. Мир огромная сфера,
304 А.Д.Воскресенский, С.Г.Лузянин
В противовес Срединному государству чужеземные страны в период
средневековья и нового времени (на раннем этапе) попадали под назва-
ние «вайфань» («иноземный вассал»). Термин «вайго» («иноземное госу-
дарство») первоначально отражал не конкретный статус государства, а
общую мысль о его «внешнем» положении по отношению к «центру».
Термин «вайфань» («вай» внешний, «фань» изгородь, ограждать,
окраина, вассальные земли) имел широкий спектр значений, которые
варьировались в источниках разного времени в зависимости от того, о какой
конкретной группе государств шла речь. На основе внешнеполитических
документов династии Цин (1644–1911) можно выделить, по крайней мере,
три значения, в соответствии с которыми этим термином обозначались:
а) жители подвластных, зависимых владений (возможный эквивалент
вассал, хотя содержание этого термина в западной традиции несколько
иное). Это узкое значение фиксируется обычно всеми словарями1;
б) народы государств, номинально подчиненных Китаю. В этом зна-
чении (возможный эквивалент иноземные, дословно «внешние»2,
вассалы, жители окраинных земель) термин закрепился как название,
используемое китайской традицией (особенно в цинское время) в от-
ношении жителей Монголии, Тибета, Цинхая. Так назывались и жители
центрально-азиатских княжеств со смешанным монгольским и уйгурским
населением, состоявшие лишь в номинальной зависимости от Китая, а
фактически пользовавшиеся полной самостоятельностью.
Как видим, четкое разграничение в степени зависимости центрально-
азиатских государственных образований от Срединного государства в
понятийном аппарате китайского языка закреплено не было, в то же время
на поверхности которой расположены различные государства. Хотя сама природа
определила их границы, каждый народ дает почетное название своей стране. Ки-
тай называется “Срединной равниной”, “Срединным цветком”, “Срединной им-
перией”, “Божественным материком”. Точно также Голландия называет Герма-
нию, свою “материнскую страну” “Мидделанд”, то есть “Срединным государст-
вом”, а наша страна именует себя “Накацукуни” “Страной, находящейся в
середине”... Чем же можно извинить, что мы перенимаем горделивые привычки
китайцев и говорим о “Срединном цветущем государстве”, “Цветущем народе”,
“Цветущих кораблях” и так далее... Некоторые даже считают каждого иностран-
ца, за исключением китайцев, варваром, недостойным упоминания. Как несовер-
шенна и ограниченна такая наука» (Цит. по: Кин Д. Японцы открывают Европу.
М., 1972. С. 29). Интересно мнение на этот счет и португальского миссионера
Т.Перейры, долгое время проживавшего в Китае в XVII веке, основательно изу-
чившего эту страну и оставившего любопытные воспоминания (См.: Русско-китай-
ские отношения в XVII веке. Т. II. М., 1972. С. 708). О различных взглядах китай-
ских прогрессивных мыслителей конца XIX в. на эти вопросы можно судить по ма-
териалам статьи Янь Фу «О стремительности перемен в мире» (Крушинский А.А.
Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989. Приложение 1).
1
См., напр.: Цыхай. Шанхай, 1979. С. 826; Цыюань. Т. 1. Пекин, 1979. С. 653; и др.
2
«Внешние вассальные владения» в Китайско-русском словаре Палладия. Т. 2.
Пекин, 1888. С. 61.
Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 295
ложенной вдоль афгано-пакистанской границы. На территории Пакиста-
на практически образовался второй фронт. Тысяча американских военно-
служащих ищет совместно с ФБР боевиков «Аль-Каиды» и талибов. При
этом дело уже неоднократно доходило до настоящих сражений. Всего за
несколько дней сентября потери военнослужащих США составили около
20 человек1. Это означает расширение района боевых действий.
Другая часть талибов растворилась среди местного населения. А мно-
гие из них рассеялись на большой территории, укрепившись в труднодос-
тупных местах.
Судя по всему, они не сложили оружие. В конце сентября талибы,
представители «Аль-Каиды» и «Исламской партии Афганистана» во главе
с Г.Хекматьяром образовали антиамериканский союз под названием «Зна-
мя исламского мученика». Идет активное создание формирований боеви-
ков в провинции Пактия и других районах Афганистана. «Мученики» со-
бираются использовать камикадзе в борьбе с американскими военными,
устраивать засады и минировать дороги2. Газета «Аш-Шарк аль-Аусат»
сообщила о заявлении некой «Секретной армии», в котором перечислено
около 30 терактов против американцев в шести афганских провинциях3.
Кроме того, определенная часть руководителей среднего звена Движе-
ния талибов и боевиков У. бен Ладена адаптируется к новым обстоятельст-
вам и внедряется в органы местных администраций. Несмотря на приня-
тые меры, часть их была избрана в Лойю джиргу и участвовала в ее работе4.
Данные процессы не могли не привести к дестабилизации обстанов-
ки в Афганистане. Хрупкое политическое равновесие было нарушено уже
в начале декабря 2001 г. узбекским генералом А.Дустомом, посчитавшим
себя обделенным при разделе власти и отказавшимся признать новое пра-
вительство. Дело удалось поправить вмешательством Д.Рамсфелда, кото-
рый вместе с И.Каримовым предложил ему пост заместителя министра
обороны в правительстве Х.Карзая. Дустома поддержал соратник по Се-
верному альянсу Абдулла хан Вардак, принимавший участие в перегово-
рах в Германии и отказавшийся подписать принятый там документ.
Продолжаются обстрелы правительственных войск. В Кандагаре пе-
реодетые в женские накидки боевики расстреляли шестерых афганских
солдат. 8 августа совершено нападение на базу правительственных войск
в южной части Кабула. 18 августа в 26 км к юго-западу от Мазари-Шари-
фа убит заместитель командующего 70-й дивизией вооруженных сил Аф-
ганистана Гулям Шакиль Баши. В конце августа 2002 г. подвергся ракет-
ному обстрелу аэропорт Джелалабада. В середине сентября в г. Лашкар-
гах осуществлено нападение на одного из руководителей спецслужб. В
ходе расследования под стражу взяты более 400 человек5.
1
Фергана.Ру. 2002. 1 октября.
2
Красная звезда. 2002. 15 октября.
3
Фергана.Ру. 2002. 2 сентября.
4
Арунова М.Р. К вопросу о ситуации в Афганистане и возможных перспек-
тивах ее развития // Ближний Восток и современность. Вып. 14. М., 2002. С. 4.
5
KM.Ru. 2002. 23 сентября.
296 Ю.П.Лалетин
Участились обстрелы военных баз и вертолетов антитеррористиче-
ской коалиции. В конце августа 2002 г. в Пактии вблизи базы американ-
ского спецназа разорвалась ракета. При обследовании местности было
найдено еще шесть таких ракет с часовым механизмом. В середине сентяб-
ря подорвана на мине автомашина, следовавшая из провинции Пактия в
провинцию Логар, в результате чего погибли 7 военнослужащих США.
Еще несколько американских автомобилей подорвалось на противотан-
ковых минах на трассе Кабул — Гардез. Обстреляны ракетами американ-
ские базы в населенных пунктах Гардез и Баграм. 20 сентября американ-
ская база в городе Лвара в провинции Пактия подверглась ракетному, пу-
леметному и автоматному обстрелу. В конце сентября 22-летняя пуштун-
ка застрелила сразу двух американских морских пехотинцев в провинции
Хост. Накануне на дороге из Джелалабада в Асадабад был подорван джип
с двумя военнослужащими США. В ночь на 17 октября в провинции Хост
при ракетном обстреле аэродрома Баг Саро погибли 16 американских де-
сантников, имеются раненые. По данным командования США до этого
инцидента, с начала антитеррористической операции в Афганистане амери-
канцы потеряли 40 человек убитыми и более 340 ранеными. По сведениям
на январь 2003 г., 26 военнослужащих погибли в боестолкновениях, а
еще 28 — при авариях и взрывах мин1.
Неспокойно даже в столице. Весной 2002 г. по Кабулу прокатилась
волна вооруженных разбоев и грабежей. А начиная с 15 августа, в городе
ежедневно происходили небольшие взрывы, в результате которых было,
как правило, несколько раненых. 1 сентября от взрыва погиб один чело-
век и четверо получили ранения. 5 сентября в результате взрыва начи-
ненного взрывчаткой такси погибли и были ранены десятки мирных граж-
дан. В октябре в Кабуле прогремел взрыв недалеко от посольства США и
здания международных сил. Легкие ранения получили два человека.
Теракты имеют место и в других афганских городах. Так, более 20 чело-
век получили ранения в результате взрыва 8 сентября на рынке города Хост.
Начинают происходить даже массовые протесты. В частности, в на-
чале августа в том же Хосте тысячи людей требовали отставки президента
Х.Карзая2.
Совершен также ряд покушений на видных афганских деятелей. Так,
в феврале 2002 г. в аэропорту Кабула убит министр транспорта Абдул
Рахман. 6 июля в столице застрелен вице-президент Хаджи Абдул Кадыр.
До этого в Джелалабаде, как упоминалось выше, чудом избежал смерти
министр обороны Мухаммад Фахим, когда на пути следования его корте-
жа взорвалась бомба. В конце июля, через неделю после того, как президент
Х.Карзай и многие министры нового правительства доверили свою охрану
американским солдатам, в Кабуле была предотвращена попытка покуше-
ния на руководство страны. В результате покушения на президента 5 сен-
тября в Кандагаре ранение получил губернатор Кандагара, а трое чело-
век, в том числе охранник, обстрелявший машину Карзая, были убиты.
1
Красная звезда. 2002. 15 октября; Фергана.Ру. 2003. 22 января.
2
ИноСМИ.ru. 2002. 16 октября.
Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 297
В подобных условиях новые власти самостоятельно, без международ-
ной поддержки вряд ли могут удержать ситуацию под контролем. Поэто-
му 20 декабря 2001 г. СБ ООН принял резолюцию 1386, санкционировав-
шую создание Международных сил содействия безопасности Афганиста-
на (МССБ), предназначенных для обеспечения безопасности Кабула и при-
легающих к нему районов и насчитывающих в настоящее время 5000 че-
ловек из 17 стран. О том, что этого явно мало, свидетельствует призыв
главы представительства ООН в Афганистане увеличить число миротвор-
ческих военных подразделений и не ограничиваться одним только Кабу-
лом1. В Афганистане продолжают также находиться 8 тыс. солдат 82-й
дивизии и спецназовцев США. Вашингтон дал понять, что американская
армия не покинет эту страну в ближайшие 5–10 лет. Такое мнение было
высказано конгрессменом Джеймсом Барсиа, находившимся в сентябре в
Кабуле в составе делегации2. Однако, учитывая неприятие афганцами ино-
странного военного присутствия в стране, затяжное присутствие между-
народного контингента может привести к новому обострению обстановки
в стране. Почва для этого уже была подготовлена после «неточных» аме-
риканских бомбометаний (погибли около 3,6 тыс. мирных граждан) и до-
вольно жестких зачисток.
Поэтому все большее значение приобретает создание сильной армии
и правоохранительных структур. Но пока у центрального правительства
есть всего несколько батальонов, подготовленных иностранными инструк-
торами, и небольшой отряд гвардейцев. Численность всех этих военно-
служащих составляет порядка 1,2 тыс.3
Однако еще более значима для нормализации обстановки гуманитар-
ная и экономическая помощь Афганистану. Но отмеченная выше неста-
бильность сдерживает оказание содействия в восстановлении страны, что
вызывает все большее разочарование населения.
Проблема экономического восстановления
и сотрудничество республик Средней Азии и Афганистана
Стабилизации обстановки в Афганистане и тем самым укреплению
безопасности южного фланга СНГ будут способствовать экономические
проекты, содействующие восстановлению хозяйства Афганистана.
Важнейшим таким проектом является рассмотренный выше проект
сооружения газопровода из Туркменистана в Пакистан4. Трансафганский
трубопровод, не отвечая интересам России, вместе с тем, способен дать
серьезный импульс процессу социально-экономического возрождения
Афганистана. По расчетам специалистов, от транзита туркменского газа
по своей территории Афганистан может получать до 300 млн долл. дохо-
да ежегодно, более 12 тыс. рабочих мест будет создано только на первых
1
Газета.Ru. 2002. 4 ноября.
2
www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=222
3
KM.Ru. 2002. 9 ноября.
4
Подробнее см.: Жмуйда И.В., Морозова М.Ю. Афганистан и страны Цент-
ральной и Южной Азии: экономические перспективы // Афганистан: война и про-
блемы мира. М., 1998. С. 133–146.
298 Ю.П.Лалетин
стадиях реализации проекта1. Все это в значительной степени подорвет
социально-экономическую базу терроризма и религиозного экстремизма.
Однако пока этот проект, как отмечалось, находится на стадии обсуж-
дения. Плохо обстоит дело и с предоставлением экономической помощи.
Из обещанных на 2002 г. 1,8 млрд долл. в рамках намеченной на январ-
ской конференции в Токио программы экономического восстановления
Афганистана в объеме 4,5 млрд реально поступило 600–800 млн долл.
Причем львиная доля этих средств досталась ООН и крупным междуна-
родным гуманитарным организациям, а правительство Карзая получило в
непосредственное распоряжение лишь около 90 млн долл.2
В этих условиях первостепенное значение приобретает сотрудничест-
во Афганистана с соседями, и в первую очередь с Россией и странами Цент-
ральной Азии. Такое сотрудничество будет обеспечивать взаимную безо-
пасность и способствовать развитию в различных сферах.
В этом плане большое значение будет иметь участие России в вос-
становлении хозяйства Афганистана. Отряд МЧС России уже расчистил
туннель Саланг, соединяющий юг и север страны. Россия способна сыг-
рать большую роль в строительстве самых разнообразных объектов, в раз-
минировании территории, ремонте дорог, мостов, ирригационных систем
и т.д. Об этом, в частности, шла речь на переговорах, которые в марте
2002 г. Х.Карзай вел в Москве с президентом В.В.Путиным и министром
иностранных дел И.С.Ивановым.
Весьма перспективно также взаимодействие Афганистана с Туркмени-
ей по развитию коммуникаций в регионе. Еще в середине 1990-х гг. Аш-
хабад и Исламабад согласовали вопрос о строительстве железнодорожной
линии, берущей начало в самой южной точке Туркмении — Кушке — и да-
лее пролегающей по территории Афганистана (через Герат и Кандагар) до
пункта Чаман (Пакистан), связанного с одной из основных железнодорож-
ных магистралей Пакистана Кветта — Карачи. Стороны также договори-
лись об установлении автодорожного сообщения по тому же маршруту3.
Кроме того, подготовлено технико-экономическое обоснование строи-
тельства ЛЭП-500 по маршруту Мары (Туркменистан) — Шибирган (Аф-
ганистан) — Кабул — Пешавар4.
В ходе состоявшегося в начале марта 2002 г. однодневного визита
главы правительства Афганистана Х.Карзая в Ашхабад туркменская сторо-
на подтвердила договоренность о продолжении поставок электроэнергии,
природного газа и нефтепродуктов в Афганистан. Во время переговоров
обсуждались также перспективы расширения приграничной торговли.
В развитии коммуникаций заинтересован и Таджикистан. В частно-
сти, еще в 1992 г. таджикское правительство подписало в Пакистане про-
токол о намерении соединить автодорогой Таджикистан с Пакистаном
через Афганистан. В последнее время переговоры возобновились. Кроме
1
Парламентская газета. 2002. 10 октября.
2
Немецкая волна. 2002. 3 декабря.
3
Pakistan Times (Lahore). 5.02.1994; Dawn (Karachi). 13.08.1998.
4
Туркменистан сегодня и завтра. Ашхабад, 1999. С. 47–48.
Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 299
того, Иран, Афганистан и Таджикистан разрабатывают совместный проект
по строительству транзитной автомагистрали между четырьмя крупными
городами этих стран. 23 августа 2002 г. начато строительство первого мос-
та через реку Пяндж, который свяжет Афганистан и Таджикистан. Всего
в рамках программы восстановления транспортного сообщения между
Афганистаном и соседними государствами планируется построить еще четы-
ре моста через эту реку. В Горном Бадахшане начато строительство не-
скольких автомобильных пограничных переходов. Таджикистан присту-
пил к восстановлению линий электропередачи на территории Афганистана,
по которым пойдет экспорт электроэнергии. В районе Ишкашима открылся
пункт приграничной торговли таджикского и афганского Бадахшана.
В ходе переговоров Х.Карзая и Э.Рахмонова 25 января 2002 г. затра-
гивались вопросы сотрудничества в энергетической, образовательной,
культурной и информационной сферах. Таджикистан заявил о готовности
обучать афганских студентов в вузах Таджикистана и направить своих
специалистов для участия в восстановительных работах.
2–4 марта 2002 г. состоялся официальный визит Х.Карзая в Узбеки-
стан. На встрече главы двух государств обсудили перечень совместных
мероприятий по восстановлению Афганистана, а также вопросы участия
Узбекистана в афганских энергетических и транспортных проектах. При
поддержке Узбекистана восстанавливаются 11 мостов.
Заключение
Исследование ситуации в Афганистане во второй половине 1990-х гг.
с учетом ее влияния на южный фланг СНГ позволило выявить целый ряд
явлений и факторов, воздействовавших на положение в стране.
(1) Прежде всего, само Движение талибов оказалось неоднородным,
имеющим как религиозные, так и этнические черты, что вело к наличию
у его представителей совершенно разнородных целей и устремлений. Если,
например, исламисты среди талибов были готовы нести исламские идеи за
пределы Афганистана, то талибы как пуштуны стремились только к рас-
пространению своей власти на всю территорию страны. В целом, в рели-
гиозной сфере талибы продолжили политику моджахедов.
Борьбу за власть группировок в Афганистане, принявшую преимуще-
ственно этнонациональный характер, подогревало вмешательство самых
различных внешних сил.
(2) Определенный фундаментализм талибов привлек внимание меж-
дународных исламистов во главе с Усамой бен Ладеном, взявших в обо-
рот Движение талибов и превративших Афганистан в свою опорную базу.
(3) Самостоятельной и очень мощной силой выступают наркопроиз-
водители, объединенные с международной наркомафией.
Международные экстремисты, подвергшаяся их влиянию часть тали-
бов и наркодельцы превратили Афганистан в очаг международного тер-
роризма и наркотиков, создав реальную угрозу южному флангу СНГ, что
вынудило государства Центральной Азии и Россию предпринять целый
ряд мер для защиты своей безопасности.
(4) Весьма значительную роль на афганском поле играли региональ-
ные государства, опиравшиеся на соответствующие этносы как на про-
300 Ю.П.Лалетин
водников своего влияния в Афганистане. На противоречия между различ-
ными афганскими этносами, фракциями и группами накладываются ин-
тересы зарубежных государств. Так, опасаясь распространения религиоз-
ного экстремизма, Индия, Россия, четыре государства Центральной Азии
(Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия), а также преследовав-
ший свои интересы Иран поддерживали Северный альянс, а Пакистан и
Саудовская Аравия (стремившаяся не допустить роста влияния Ирана) —
талибов, что создало невиданную для последнего десятилетия ХХ в. по-
ляризацию в регионе. Стремление многих стран проводить свои интересы
в Афганистане отнюдь не способствует объединению страны и укрепле-
нию безопасности на южных рубежах СНГ. Более того, стремление полу-
чить доступ к ресурсам Центральной Азии усиливает борьбу целого ряда
государств за сферы своего влияния в Афганистане.
(5) К этой борьбе присоединились западные нефтяные компании,
конкурирующие друг с другом и с региональными государствами за дос-
туп к указанным ресурсам.
Антитеррористическая операция США в Афганистане привела к за-
мене режима талибов американским присутствием. Поражение талибов и
ослабление позиций международных исламистских сил сняли угрозу юж-
ному флангу СНГ. В результате укрепилась стабильность в государствах
Центральной Азии. Кроме того, уменьшилась вероятность радикализации
в ряде регионов России, ослабла внешняя поддержка чеченских сепара-
тистов, появилась надежда на сокращение потока наркотиков.
Вместе с тем, если понимание талибами-пуштунами специфики аф-
ганского общества позволило им установить свою власть над большей
частью территории страны и даже приступить к решению таких сложных
проблем, как наркотики, то в настоящее время Афганистан представляет
собой набор регионов, существующих независимо от центральной власти.
Проблемы обеспечения безопасности, налаживания мирной жизни и вос-
становления экономики находятся пока еще в самом начале своего реше-
ния, что придает исключительно большое значение региональному сотруд-
ничеству.
Между тем, США, переключившись на проблему Ирака, похоже, не
готовы уделять Афганистану столько внимания, сколько необходимо. Бо-
лее того, создав свои базы на территории Средней Азии и потеснив Рос-
сию, они тем самым взяли на себя определенные обязательства по обес-
печению стабильности в этом регионе. Однако вряд ли они смогут опера-
тивно реагировать на возникающие там вызовы. В этом случае сохраняю-
щиеся многочисленные конфликты и противоречия в Центральной Азии
и в Афганистане вполне способны привести к новой волне нестабильности.
А. Д. В о с к р е с е н с к и й , С. Г. Л у з я н и н
ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Последние события в Центральной Азии, в силу их особой важности
для судеб многих государств континента Евразия, требуют особо тщатель-
ного анализа. При этом все то, что касается Китая, в силу закрытого ха-
рактера внешнеполитического механизма и механизма выработки решений
в области национальной безопасности в этой стране, нуждается в дополни-
тельных методах, по сравнению с анализом политики других государств.
В случае Китая конкретные современные события внешней политики и
национальной безопасности часто не полностью понятны, если они не со-
провождаются наложением на исторические структуры и анализом со-
временных идеологических и исторических концепций. Именно таким
образом и построена данная статья: от анализа традиционных представ-
лений китайской дипломатии о взаимоотношениях с «периферией» к ана-
лизу современной ситуации через раскрытие исторической подоплеки
соперничества государств в Центральной Азии и отношения современ-
ных китайских аналитиков к историческим корням событий.
Традиционные китайские представления
о роли китайской дипломатии в центрально-азиатской «периферии»
Исследователи внешнеполитической доктрины Китая пришли к вы-
воду о наличии двух традиционных моделей взаимодействия Китая с
внешним миром, а именно китаецентристской модели и модели договор-
ных отношений. Наличие этих двух моделей признают практически все
синологи. Огромный фактический материал свидетельствует о взаимо-
связи этих двух моделей они всегда существовали бок о бок, служили
одной цели: обеспечить китайской дипломатии доминирующее положе-
ние, но в различные периоды сообразно с конкретными обстоятельствами
на первое место выступала то одна, то другая.
Китаецентристская модель наиболее четко проявлялась в периоды рас-
цвета, подъема китайской цивилизации. Однако взлет цивилизации предпо-
лагает и одновременное, или даже опережающее, укрепление этнообразую-
щих факторов, без наличия и относительно самостоятельного развития ко-
торых такой взлет не представляется возможным, а, следовательно, в силу
этого условия, китаецентристская «мироустроительная» модель закрепля-
лась официальной традицией. Не случайно, что договоры «мира и родства»,
302 А.Д.Воскресенский, С.Г.Лузянин
«братского союза» в старом Китае, не требовавшие де юре признания
вассальной зависимости от Китая, не признавали, тем не менее, и полного
равенства сторон, хотя и означали их преобразование в иное, «родствен-
ное» качество. Эгоцентрическая китаецентристская концепция, лежавшая
в основе официальной внешнеполитической доктрины старого Китая, про-
водилась посредством определенных методов1, преломляясь через опреде-
ленную систему понятий и категорий. Систему основных понятий средне-
вековой внешнеполитической доктрины можно свести к цепочке: «Чжунго»
«гун» (связующее звено между элементами системы) — «вайфань».
Французский ученый А.Леруа-Гуран2 показал отличие восприятия
окружающего пространства у кочевников (линейное, или «маршрутное»
в его терминологии)3 и у оседлых народов (например, у эллинов и древних
китайцев), ойкумена в представлении которых являлась кругом, центр
которого занимали они сами. Представление о «четырех землях», лежащих
вокруг «Великого города Шан» периода династии Инь (XIV-XI вв. до н.э.),
послужили основой формирования концепции «центра, территории меж
Четырех морей (Пределы четырех морей) и окраинных земель». Иньское
представление о «Великом городе Шан», лежащем в центре Поднебес-
ной, «четырех землях» и различных племенах, окружающих их, постепен-
но трансформировалось и вылилось уже в эпоху Чжоу (XI-III вв. до н.э.) в
противопоставление «хуа ся» «мань» (этнической общности древних
китайцев соседним «варварским» племенам), аналогичное противо-
поставлению «эллины — варвары» в древнегреческой традиции4. С тече-
нием времени этноцентрические концепции, слившись с эгоцентрической
картиной ойкумены, привели к формированию понятия «Чжунго»
1
В деталях и со ссылками на литературу см., в частности: Границы Китая:
история формирования / Под ред. В.С.Мясникова и Е.Д.Степанова. М., 2001; Вос-
кресенский А.Д. Дипломатическая история русско-китайского Санкт-Петербург-
ского договора 1881 г. М., 1995; Voskressenski, Alexei D. The Sino-Russian St.Peters-
burg Treaty (1881): Diplomatic History. N.Y., 1996; Voskressenski, Alexei D. The Diffi-
cult Border. N.Y., 1996; Моисеев В.А. Россия и Джунгарское ханство в ХVII в. Барна-
ул, 1998; Мясников В.С. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая ис-
тория русско-китайской границы. М., 1996 (2-е изд. Хабаровск, 1998); Степанов Е.Д.
Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР. М., 1996;
Дубровская Д.В. Судьба Синьцзяна. Обретение Китаем «Новой границы» в конце
XIX в. М., 1998; Хафизова К.Ш. Китайская дипломатия в Центральной Азии (XVI —
XX вв.). Алматы, 1995. Другую литературу см. в кн.: Voskressenski, Alexei D. Russia,
China, Eurasia. A Bibliographic Profile of Selected International Literature. N.Y., 1996.
В художественной литературе история взаимоотношений Китая и кочевых
государств Центральной Азии получила отражение в нашумевшем в свое время
романе Манапа Эгамбердыева «Тень желтого дракона» (М., 1984).
2
Leroi-Gouran, А. Le geste et la parole. P., 1965.
3
Ibid. Vol. 2. P. 139.
4
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этно-
генеза. М., 1978. С. 268–272; Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебокса-
ров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. С. 326–332.
Политика Китая в Центральной Азии 303
Срединные царства. Переосмысление термина «Чжунго» в эпоху империи
Хань (III-I вв. до н.э.) (этот термин понимался уже как Срединное госу-
дарство) привело к появлению словосочетания «вайго» внешние, чуже-
земные государства, то есть в языке было отражено представление о том,
что в Поднебесной существуют другие страны помимо Ханьской империи.
Официальная конфуцианская традиция придерживалась концепции непре-
ходящего качественного различия между жителями «центра Поднебесной»
и «периферийными народами», основывавшейся как на резких отличиях
в образе жизни китайцев и «варваров»-кочевников, так и на том, что Китай
того времени находился на более высокой стадии общественного развития.
Эта концепция играла важную роль в процессе определения статуса взаимо-
отношений Китая с соседними странами и народами, хотя в разные време-
на, по разным причинам (упадок китайских династий, возвышение соседних
центрально-азиатских кочевых государств) ее влияние на формирование
практической внешнеполитической доктрины китайцев было различным.
В представлении официальной традиции Срединное государство (кон-
кретная территория, попадавшая под это понятие, изменялась с течением
времени) рассматривалось как центр Поднебесной, а китайский импера-
тор как ее глава, объединяющий территории «меж Четырех морей». То
есть Срединное государство являлось именно тем местом, где в соответст-
вии с космогоническими представлениями древних китайцев силы «инь»
и «ян», порождающие все сущее, находились в гармоничном соответствии,
что определяло «истинный» ход исторического развития. Чем далее от
центра и от «культурного» влияния китайской цивилизации, тем более был
смещен, по мнению китайской традиции, баланс этих сил, а соответствен-
но, тем ниже на ступенях развития находились проживающие в «далеком
захолустье» народы. Естественно, что на практике в отношении отдален-
ных и самостоятельных государств осуществлялся принцип чисто номи-
нального вассалитета, признания и закрепления которого в официальных
документах (хотя бы и чисто условно) китайские дипломаты стремились
добиться любым путем.
Эгоцентрическая концепция была настолько удобной, что завоеватели
Китая XVII в. маньчжуры охотно восприняли китайскую официальную
внешнеполитическую доктрину, причем необычайно быстро прошли от
признания равноправия государств (ранние отношения между маньчжур-
ским государством Цзинь и монгольскими и центрально-азиатскими
княжествами) к модели «сюзерен вассал» (отношения между теми же
контрагентами в более позднее время), став последовательными и фана-
тичными приверженцами традиционной официальной китайской концеп-
ции отношения к «варварам»1.
1
Характеризуя китаецентристские высказывания и критикуя конфуцианскую
мироустроительную модель, японский ученый и писатель Оцуки Гэнтаку еще в
ХVIII в. писал: «Закоснелые конфуцианцы и ученые схоласты не имеют понятия
о том, как огромен мир. Они сбиты с толку китайскими идеями и, подражая ки-
тайцам, славят “Срединную империю” или же рассуждают о великом пути “Сре-
динного Цветущего государства”. Это ошибочный взгляд. Мир огромная сфера,
304 А.Д.Воскресенский, С.Г.Лузянин
В противовес Срединному государству чужеземные страны в период
средневековья и нового времени (на раннем этапе) попадали под назва-
ние «вайфань» («иноземный вассал»). Термин «вайго» («иноземное госу-
дарство») первоначально отражал не конкретный статус государства, а
общую мысль о его «внешнем» положении по отношению к «центру».
Термин «вайфань» («вай» внешний, «фань» изгородь, ограждать,
окраина, вассальные земли) имел широкий спектр значений, которые
варьировались в источниках разного времени в зависимости от того, о какой
конкретной группе государств шла речь. На основе внешнеполитических
документов династии Цин (1644–1911) можно выделить, по крайней мере,
три значения, в соответствии с которыми этим термином обозначались:
а) жители подвластных, зависимых владений (возможный эквивалент
вассал, хотя содержание этого термина в западной традиции несколько
иное). Это узкое значение фиксируется обычно всеми словарями1;
б) народы государств, номинально подчиненных Китаю. В этом зна-
чении (возможный эквивалент иноземные, дословно «внешние»2,
вассалы, жители окраинных земель) термин закрепился как название,
используемое китайской традицией (особенно в цинское время) в от-
ношении жителей Монголии, Тибета, Цинхая. Так назывались и жители
центрально-азиатских княжеств со смешанным монгольским и уйгурским
населением, состоявшие лишь в номинальной зависимости от Китая, а
фактически пользовавшиеся полной самостоятельностью.
Как видим, четкое разграничение в степени зависимости центрально-
азиатских государственных образований от Срединного государства в
понятийном аппарате китайского языка закреплено не было, в то же время
на поверхности которой расположены различные государства. Хотя сама природа
определила их границы, каждый народ дает почетное название своей стране. Ки-
тай называется “Срединной равниной”, “Срединным цветком”, “Срединной им-
перией”, “Божественным материком”. Точно также Голландия называет Герма-
нию, свою “материнскую страну” “Мидделанд”, то есть “Срединным государст-
вом”, а наша страна именует себя “Накацукуни” “Страной, находящейся в
середине”... Чем же можно извинить, что мы перенимаем горделивые привычки
китайцев и говорим о “Срединном цветущем государстве”, “Цветущем народе”,
“Цветущих кораблях” и так далее... Некоторые даже считают каждого иностран-
ца, за исключением китайцев, варваром, недостойным упоминания. Как несовер-
шенна и ограниченна такая наука» (Цит. по: Кин Д. Японцы открывают Европу.
М., 1972. С. 29). Интересно мнение на этот счет и португальского миссионера
Т.Перейры, долгое время проживавшего в Китае в XVII веке, основательно изу-
чившего эту страну и оставившего любопытные воспоминания (См.: Русско-китай-
ские отношения в XVII веке. Т. II. М., 1972. С. 708). О различных взглядах китай-
ских прогрессивных мыслителей конца XIX в. на эти вопросы можно судить по ма-
териалам статьи Янь Фу «О стремительности перемен в мире» (Крушинский А.А.
Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989. Приложение 1).
1
См., напр.: Цыхай. Шанхай, 1979. С. 826; Цыюань. Т. 1. Пекин, 1979. С. 653; и др.
2
«Внешние вассальные владения» в Китайско-русском словаре Палладия. Т. 2.
Пекин, 1888. С. 61.
Комментарии
Отправить комментарий