5. Политика России в Центральной Азии и Закавказье 45

5-Я ТЕМА:

Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России: Монография

Текстовая версия документа PDF (размер: 4467.2 КБ)

Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра!

Преобразование в текст выполняется в автоматическом режиме, поэтому результат может сильно отличаться от оригинального документа. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются.

Рекомендуем скачать оригинальный документ
ПредыдущаяПредыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СледующаяСледующая

Политика России в Центральной Азии и Закавказье 45

новой столице Казахстана  г. Астане, в первом квартале 2002 г. открыто
Консульство России в г. Уральске.
Во внешних связях России со странами СНГ доля Казахстана состав-
ляет 15% (третье место после Украины и Белоруссии). Двухсторонний то-
варооборот в 2001 г. превысил 4,7 млрд долл. (в 2000 г.  4,2 млрд долл.).
Завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопро-
водного консорциума стоимостью 2,6 млрд долл. Ведутся переговоры по
подготовке протоколов к Соглашению 1998 г. о разграничении дна север-
ной части Каспийского моря и совместном освоении углеводородных ре-
сурсов в этом районе, продолжается поиск взаимоприемлемых решений в
области использования и аренды военных полигонов на казахстанской
территории, взаимодействия в подготовке военных специалистов, а также
совершенствования договорно-правовой базы использования комплекса
«Байконур»1.
С российской стороны принимаются меры по реальному обеспече-
нию законных прав и интересов проживающих в Казахстане 4,3 млн со-
отечественников. Важным шагом в этом направлении стало подписание в
феврале 2000 г. программы двухстороннего сотрудничества в гуманитар-
ной сфере на 2001–2002 годы.
Отношения с Киргизской Республикой отличаются взаимопонимани-
ем и близостью подходов к актуальным вопросам международной поли-
тики, тесным двухсторонним взаимодействием2. Поддерживается интен-
сивный политический диалог, в том числе на уровне президентов (в рамках
мероприятий в СНГ, ДКБ и ШОС, регулярных телефонных контактов).
Осуществляются активные рабочие контакты глав правительств, руково-
дителей внешнеполитических ведомств и силовых структур двух стран.
Координируются усилия в противодействии международному террориз-
му и иным проявлениям экстремизма.
Укрепляются связи по линии парламентов двух стран. Состоялся ви-
зит в Москву председателя Собрания Народных Представителей Жогорку
Кенеша (парламента) Киргизии А.Борубаева (сентябрь 2001 г.), делегация
Государственной Думы Федерального Собрания во главе с Г.Н.Селезне-
вым посетила Бишкек (октябрь 2001 г.).
Во исполнение договоренностей, достигнутых в ходе официального
визита в Россию президента А.Акаева (июль 2000 г.) в июле 2001 г., под-
писано межправительственное соглашение об урегулировании задолжен-
ности Киргизии перед Россией. Вопросы дальнейшего укрепления торгово-
экономических связей рассмотрены в сентябре 2001 г. на третьем заседа-
нии Межправительственной российско-киргизской совместной комиссии
по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. При-
няты решения по более эффективному использованию имеющегося по-
тенциала сотрудничества, прежде всего в приоритетных отраслях  до-

1
Токаев К. Казахстан в мировом сообществе // Международная жизнь. 2001.
№ 7. С. 41–50.
2
Рудов Г. «Абсолютный приоритет» для Киргизии // Международная жизнь.
2001. № 6. C. 80–84.


46 С.И.Чернявский

быча и переработка минерального сырья, электроэнергетика, машино-
строение, аграрно-промышленный комплекс.
Бишкек проявляет готовность усилить внимание обеспечению прав
русскоязычного населения, составляющего 570 тыс. человек (поток выез-
жающих ежегодно в Россию граждан составляет около 20 тыс. человек и
продолжает нарастать). Приняв в 2000 г. закон о придании русскому языку
статуса официального, киргизское руководство в декабре 2001 г. закрепи-
ло это положение и в конституции страны.
Динамичный характер носят российско-таджикистанские отношения.
Важное значение имела встреча В.В.Путина с президентом Таджикистана
Э.Рахмоновым и президентом Афганистана Б.Раббани в Душанбе 22 ок-
тября 2001 г., на которой принято трехстороннее заявление по ситуации в
Афганистане. Россия последовательно выступает за консолидацию мир-
ного процесса в Таджикистане1. Российско-таджикские отношения стро-
ятся на основе союзнического взаимодействия и стратегического парт-
нерства. Интенсивно развивается двухсторонний политический диалог,
дальнейшее расширение получило военно-техническое сотрудничество.
Наиболее слабой составляющей двухсторонних отношений является
неуклонно снижающийся товарооборот. В 2001 г. его объем составил лишь
79% от уровня 2000 г., сохраняется отрицательное для России сальдо двух-
стороннего торгового баланса.
Особое значение имеют тесное взаимодействие России и Таджики-
стана в коллективных антитеррористических усилиях и совместное уча-
стие в международной гуманитарной операции по оказанию помощи на-
селению Афганистана. Сохраняющееся военное и пограничное сотрудни-
чество двух стран нацелено на борьбу с международным терроризмом,
экстремизмом и наркоагрессией, обеспечение безопасности в Централь-
но-азиатском регионе.
Численность российских соотечественников в Таджикистане сохра-
няет тенденцию к сокращению, хотя темпы выезда по сравнению с началом
девяностых годов значительно снизились. Законодательно соотечествен-
ники (большинство имеет двойное гражданство) пользуются одинаковыми
правами с гражданами титульной нации. По конституции русский язык
является языком межнационального общения.
Главными вехами российско-туркменских отношений являются контак-
ты на высшем уровне. В ноябре 2001 г. президент Туркменистана участво-
вал в юбилейном заседании Совета глав государств СНГ в Москве, в мар-
те 2002 г. побывал в Москве с рабочим визитом, а в апреле 2002 г. встре-
чался с В.В.Путиным в Ашхабаде на саммите прикаспийских государств.
Усилия российской стороны сосредоточены на активизации эконо-
мического взаимодействия с Туркменистаном, прежде всего в топливно-
энергетической сфере. Подготовлено к подписанию долгосрочное согла-
шение о сотрудничестве в газовой отрасли, предусматривающее одно-
временное заключение контракта на поставку туркменского газа в Россию
на период 2002–2012 гг. с доведением ежегодных объемов поставок с 2 до

1
Дипломатический вестник. 2001. № 11. С. 61.


Политика России в Центральной Азии и Закавказье 47

80 млрд м3. Таким образом, возрастет двухсторонний товарооборот, ко-
торый из-за сокращения закупок туркменского газа снизился в 2001 г. до
178,7 млн долл. (в 2000 г.  940,7 млн долл.).
Существенный импульс российско-узбекским отношениям придал го-
сударственный визит в Россию президента Узбекистана И.Каримова 3–5
мая 2001 г., в ходе которого руководители двух стран подтвердили курс
на наращивание взаимодействия, расширение взаимовыгодного сотрудни-
чества в различных областях, включая военную и военно-техническую1.
Россия, на долю которой приходится до 13% объема внешней торгов-
ли Узбекистана, остается одним из ведущих экономических партнеров рес-
публики. В апреле 2001 г. проведено пятое заседание Межправительст-
венной комиссии по экономическому сотрудничеству, приняты решения
по преодолению узких мест в торгово-экономическом сотрудничестве. В
первом квартале 2002 г. наметилось сокращение отрицательного для Рос-
сии сальдо.
Так же как и в Центральной Азии, в Закавказье Россия стремится к
всестороннему развитию сотрудничества с расположенными здесь быв-
шими союзными республиками — Азербайджанской Республикой, Рес-
публикой Армения и Грузией, как на двухсторонней основе, так и в рамках
СНГ. Российские приоритеты на кавказском направлении заключаются в
том, чтобы обеспечить здесь надежную стабильность, содействовать ста-
новлению дружественных нам, демократических и экономически развитых
соседей. При этом Россия стремится придерживаться сбалансированного
подхода к отношениям со всеми тремя странами, хотя это, разумеется, не
исключает возможности иметь продвинутые отношения в той или иной
области с теми из них, кто готов к встречным адекватным шагам2.
3 июня 1996 г. по инициативе российской стороны в Кисловодске со-
стоялась уникальная по своему формату встреча глав государств России,
Азербайджана, Армении и Грузии с участием руководителей 12 респуб-
лик, краев и областей Кавказа  субъектов Российской Федерации. В под-
писанной по итогам встречи Декларации «За межнациональное согласие,
мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе» содержат-
ся основополагающие принципы взаимоотношений с государствами За-
кавказья3.
Суть их в сжатом виде нам представляется в следующем.
Первое. Кавказ  уникальная общность народов, совокупность взаим-
ных интересов проживающих здесь десятков миллионов людей. Попытки
расчленить единый кавказский организм, вбить клин между отдельными
кавказскими народами и странами, между Кавказом в целом и Россией
неизбежно обернутся большими бедами для всех. Поэтому для России в
принципе неприемлемы попытки отдельных политиков «поделить» сферы
влияния или ослабить, подорвать чьи-либо позиции в Кавказском регионе.

1
Дипломатический вестник. 2001. № 6. С. 59–62.
2
Чернявский С. Кавказское направление внешней политики России // Меж-
дународная жизнь. 2000. № 8–9. С. 106–117.
3
Дипломатический вестник. 1996. № 7. С. 36.


48 С.И.Чернявский

Второе. Общая ответственность и первостепенная задача региональ-
ных государств  поставить ситуацию на Кавказе под плотный совмест-
ный контроль, как можно скорее погасить конфликты и преодолеть их
последствия. Сделать это можно только на пути укрепления федерализма.
Именно развитие федеративных начал позволит укрепить стабильность,
целостность, как России, так и Грузии, и Азербайджана, реально обеспе-
чить право народов этих стран решать свою судьбу.
Третье. Путь к благополучию проживающих на Кавказе народов ле-
жит через развитие и углубление сотрудничества, через интеграцию, ис-
пользуя накопленный совместный опыт политических, экономических и
научно-технических связей, общности культуры и истории России и дру-
гих кавказских государств. Этими подходами, подтвержденными в соот-
ветствующих заявлениях президента и правительства Российской Феде-
рации, руководствуется МИД России в сегодняшней практической дея-
тельности на кавказском направлении1.
По российской инициативе в конце 1999 г. создан новый переговор-
ный механизм — «кавказская четверка», — предполагающий обсуждение
наиболее острых проблем региона в формате глав государств Азербайджа-
на, Армении, Грузии и России. Этот форум постепенно обрастает други-
ми, подобными ему встречами — глав парламентов, министров иностран-
ных дел, секретарей советов безопасности. На состоявшихся в мае и но-
ябре 2001 г. встречах глав государств «кавказской четверки» шла речь об
укреплении регионального взаимодействия. 28–29 мая 2001 г. в Москве
под эгидой четырех президентов проведена научно-практическая конфе-
ренция «Мир и развитие на Кавказе». 24 ноября в Санкт-Петербурге про-
шла первая встреча руководителей парламентов России, Азербайджана,
Армении и Грузии. Особую актуальность в рамках «четверки» приобрело
обсуждение вопросов сотрудничества в противодействии международ-
ному терроризму, состоявшееся в апреле 2002 г. в Сочи на встрече четы-
рех секретарей советов безопасности под председательством В.В.Путина.
Важный импульс развитию сотрудничества между Россией и Азербай-
джаном дал первый за всю постсоветскую историю официальный визит
в Азербайджанскую Республику президента России (9–10 января 2001 г.).
В ходе визита В.В.Путина подписаны Бакинская декларация, Совместное
заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море, а также ряд
двухсторонних соглашений2. Расширяется межпарламентское сотрудни-
чество  15–18 апреля 2001 г. Россию посетил с официальным визитом
председатель Милли меджлиса Азербайджана М.Алескеров, 25 мая 2002 г.
в Баку побывал председатель Совета Федерации С.М.Миронов.
Правоохранительные органы двух стран сотрудничают в борьбе про-
тив терроризма и экстремизма. Азербайджан поддерживает позицию Рос-
сии в борьбе с терроризмом в Чечне, участвует в работе Антитеррористи-
ческого центра СНГ.

1
Чернявский С. Кавказский вектор российской дипломатии // Центральная
Азия и Кавказ. 2000. № 5 (11). C. 102–110.
2
Дипломатический вестник. 2001. № 2. C. 45–50.


Политика России в Центральной Азии и Закавказье 49

Объем товарооборота с Азербайджаном в 2001 г. снизился по срав-
нению с 2000 г. на 22,4% и составил 218,8 млн долл. (российский экспорт
 130,9 млн долл., российский импорт  79,9 млн долл.). В 2001 г.
Азербайджан импортировал из России 3,528 млрд м3 природного газа. В
2002 г. Баку планирует закупить не менее 4 млрд м3 газа. В соответствии
с Договором между Российской Федерацией и Азербайджанской Республи-
кой от 18 января 1996 г. продолжается транспортировка азербайджанской
нефти через территорию Российской Федерации по «северному маршру-
ту» (Баку  Новороссийск). В 2001 г. объем поставляемой по нефтепро-
воду нефти достиг 250 млн т, начало 2002 г. показывает, что объемы неф-
ти, представляемой для транспортировки, не снижаются.
24–26 января 2002 г. президент Азербайджана Г.Алиев осуществил
государственный визит в Российскую Федерацию, в ходе которого обе
стороны с удовлетворением констатировали положительную динамику в
развитии азербайджано-российского политического сотрудничества. Под-
черкнув наличие значительного потенциала в области двухсторонних тор-
гово-экономических связей, они высказались за необходимость увеличения
торгового оборота. Отмечена особая роль Межправительственной комис-
сии по экономическому сотрудничеству в реализации двухсторонних до-
говоренностей, с учетом подписанного в ходе визита Договора между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о долгосрочном
экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. Этот документ
придает двухстороннему экономическому сотрудничеству более систем-
ный, целенаправленный характер на длительную перспективу и является
конкретным инструментом для практической деятельности хозяйствен-
ных и деловых структур. В России, по неофициальным данным, работает
около 2 млн азербайджанцев, ежегодная сумма их нелегальных денежных
переводов на Родину оценивается российскими правоохранительными
органами в 2 млрд долл.
Основными событиями российско-армянских отношений в послед-
нее время стали первый официальный визит президента Российской Фе-
дерации В.В.Путина в Армению 14–15 сентября1, а также рабочий визит
президента Р.Кочаряна в Москву 17–18 декабря 2001 г. Состоявшиеся в
ходе визитов переговоры подтвердили высокий уровень двухстороннего
союзнического взаимодействия в военно-политической сфере.
С целью укрепления торгово-экономических связей, ликвидации зна-
чительной финансовой задолженности армянской стороны главами госу-
дарств подписан Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве
на период до 2010 года. Стороны условились создавать совместные рос-
сийско-армянские предприятия, в том числе в счет погашения части госу-
дарственного долга Армении перед Россией.
В 2001 г. впервые в истории двухсторонних отношений отмечен рост
взаимного товарооборота на 20% по сравнению с 2000 г. Россия является
ведущим торговым партнером Армении, ее доля во внешнеторговом обо-
роте республики выросла с 15% в 2000 г. до 18% в 2001 г.

1
Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 63–69.


50 С.И.Чернявский

Россия и Армения занимают единые позиции в сфере борьбы с между-
народным терроризмом. Ереван и Москва тесно сотрудничают в рамках До-
говора о коллективной безопасности и Антитеррористического центра СНГ.
Оба парламента ратифицировали двухстороннее Соглашение по вопросам
применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности.
Непростыми остаются российско-грузинские отношения. Российской
стороной предпринимаются усилия с целью побудить Тбилиси к эффек-
тивному сотрудничеству по противодействию терроризму на Кавказе. В
октябре 2001 г. экстрадированы задержанные грузинскими пограничника-
ми 13 российских граждан, подозреваемых в совершении террористиче-
ских актов на территории России. Продолжается работа по пресечению
деятельности в Грузии «представительства» и «информцентра» Ичкерии,
а также по вопросу о выдаче российским правоохранительным органам
участников бандформирований.
В 2001 г. расформированы и выведены с территории Грузии россий-
ские военные базы Вазиани и Гудаута. Таким образом, российская сторо-
на фактически выполнила свои обязательства, вытекающие из Заявления
Российской Федерации и Грузии от 17 ноября 1999 г. В 2002 г. продол-
жены переговоры по срокам функционирования остающихся в Грузии
баз Ахалкалаки и Батуми, а также других российских военных объектов.
В период проведения в Москве юбилейных мероприятий СНГ 30 нояб-
ря 2001 г. и на «неформальном» саммите СНГ в Алма-Ате в апреле 2002 г.
состоялись встречи В.В.Путина с президентом Грузии Э.Шеварднадзе.
Стороны приступили к разработке нового «рамочного» Договора между
Россией и Грузией. В этих целях сформированы государственные комис-
сии двух стран, первая встреча которых состоялась 21–22 декабря 2001 г.
В 2001 г. товарооборот Российской Федерации с Грузией вырос на
40% по сравнению с прошлогодним показателем, составив около 100 млн
долл. В России проживает более 650 тыс. грузинских граждан, и она яв-
ляется основным источником валютных поступлений Грузии (денежные
переводы грузинской диаспоры составляют около 1 млрд долл. в год).
Вступивший в силу 5 декабря 2000 г. визовый режим взаимных по-
ездок граждан Российской Федерации и Грузии продолжает действовать.

***
Новым фактором, существенно влияющим на реализацию Концепции
внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии и Закав-
казье, стало расширение здесь американского военного присутствия, свя-
занное с проведением международной антитеррористической операции.
В непосредственном соприкосновении с Россией разворачиваются круп-
ные авиабазы США и их союзников по НАТО. Возможности базирования
своей боевой авиации изыскиваются Великобританией, Францией, Герма-
нией. Интерес к использованию формирующихся баз проявляет Турция.
Несмотря на многократные заверения представителей Вашингтона в
том, что американское военное присутствие в Центральной Азии ограниче-
но по времени и задачам антитеррористической операцией в Афганистане,
оно приобретает долгосрочный характер, сроки базирования не определя-


Политика России в Центральной Азии и Закавказье 51

ются. Госдепартамент, обосновывая американскую политику в Централь-
ной Азии, заявляет о стратегических интересах США и на Каспии в кон-
тексте расширения доступа к его энергоресурсам. Стержневым элементом
этой линии является установление американского контроля над добычей
и маршрутами транспортировки центрально-азиатских и каспийских угле-
водородов. Просматривается стремление американцев закрепить Казах-
стан и Узбекистан в качестве своих главных стратегических партнеров в
Центральной Азии. Аналогичные роли в Закавказье предусмотрены, судя
по всему, для Грузии и, возможно, для Азербайджана.
В октябре 2001 г. Узбекистан подписал с США закрытое соглашение
о долгосрочном сотрудничестве в сфере безопасности, которое дополня-
ется обменом визитами и новыми соглашениями. В настоящее время в
республике, в основном на авиабазе в Ханабаде, расквартировано поряд-
ка 3 тыс. военнослужащих США (по некоторым данным, аэродром арен-
дован до 2007 г. за 100 млн долл. ежегодно). В 2001 г. Ташкенту оказана
помощь в размере 55 млн долл. В 2002 г. она увеличится втрое и составит
160 млн. В ходе официального визита И.Каримова в США 12–14 марта
2002 г. подписана Декларация о стратегическом партнерстве, не только
подтверждающая приверженность обеих стран к «установлению стабильно-
сти и безопасности в регионе», но и предусматривающая взаимодействие
в политической, экономической, гуманитарной, правовой сферах, а также
в области безопасности. Помимо этого документа заключен ряд соглаше-
ний, в том числе о расширении сотрудничества в научно-технической
сфере и о взаимодействии в области ядерного нераспространения.
Проявляет готовность развивать сотрудничество с США во всех об-
ластях и Казахстан. Однако для американцев, судя по всему, он пока
более интересен как экономический партнер. В ходе визита в Вашингтон
Н.Назарбаева в декабре 2001 г. подписана Декларация о сотрудничестве в
области энергетики. В развитие этой договоренности в Астане весной
2002 г. состоялся первый раунд казахстанско-американских консульта-
ций, на которых советник госсекретаря США по вопросам энергетики
Каспия С.Манн ратовал за скорейшую реализацию проекта трубопровода
Актау  Баку, что позволило бы доставлять казахстанскую нефть с вос-
точного побережья Каспия в Баку и далее к турецкому порту Джейхан на
Средиземном море.
В рамках плана военного сотрудничества между вооруженными си-
лами двух стран на территории Казахстана проведены военные учения
«Помощь–2002» с участием горно-егерского подразделения Казахстана и
подразделения ВС США в целях отработки задач по проведению спаса-
тельных операций в горах.
Киргизия выделила для боевой авиации США столичный аэропорт
«Манас». 18 октября 2001 г. подписано соответствующее Соглашение, ко-
торое фактически предоставляло американским военнослужащим в Кир-
гизии дипломатический статус. В марте 2002 г. Бишкек ужесточил пра-
вила пребывания в Киргизии иностранных военнослужащих, несколько
ограничил их права (поводом послужило ДТП с человеческими жертва-
ми, виновником которого стал американский офицер).


52 С.И.Чернявский

Срок пребывания иностранного воинского контингента, в частности,
США, согласно заявлению министра иностранных дел М.Иманалиева,
может быть продлен, если это потребуется для завершения антитеррори-
стической операции в Афганистане, однако американская сторона долж-
на не менее чем за полгода до истечения срока соглашения «урегулиро-
вать с руководством Киргизии этот вопрос». Помимо оплаты за пользо-
вание аэродромом американцы безвозмездно окажут Киргизии помощь в
размере 3,5 млн долл. на обеспечение пограничной безопасности.
Парламент Киргизии ратифицировал в марте-апреле 2002 г. межпра-
вительственные соглашения, согласно которым право на пребывание в
стране своего воинского контингента сроком на один год (с возможно-
стью последующего продления по предложению одной из сторон) полу-
чили Австрия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Турция, Франция и Южная Корея. Их воинские контингенты бу-
дут осуществлять техническое и тыловое обеспечение антитеррористиче-
ской операции в Афганистане, в то время как авиация Франции будет
продолжать принимать в ней непосредственное участие. М.Иманалиев
заявил в этой связи, что размещение в республике иностранных воинских
подразделений отвечает интересам страны и не угрожает ее безопасно-
сти. На сегодня в Киргизии находится 1,5 тыс. военнослужащих из стран-
участниц международной антитеррористической коалиции, в распоряжении
которых имеется несколько военно-транспортных самолетов, самолетов-
заправщиков и 6 истребителей «Мираж–2000» ВВС Франции. Предпола-
гается довести численность указанной группировки до 2–3 тыс., пополнив
авиапарк истребителями ВВС США. Военные специалисты стран коали-
ции, по некоторым данным, изучают также возможности задействования
и других киргизских аэродромов.
Таджикистан дал согласие предоставить свое воздушное пространст-
во и аэродромы для ВВС США и их союзников (аэропорт в Кулябе при-
нимает авиатехнику ВВС США, Франции и Италии). Однако Вашингтон
решил не создавать здесь авиабазы, ограничиться транзитным пунктом
дозаправки и обслуживания авиатехники.
Туркменистан, несмотря на нажим со стороны США (американцы
добивались, в частности, предоставления в распоряжение США «аэродро-
мов подскока», права патрулирования десятикилометровой зоны вдоль
границы с Афганистаном), не пошел на активное участие в контртерро-
ристической операции, ограничив его содействием в оказании гумани-
тарной помощи афганскому населению. Вместе с тем, в аэропорту Ашха-
бада размещена и приступила к работе группа американских военных
специалистов по техобслуживанию и дозаправке американских военных
самолетов, курсирующих между Турцией и Афганистаном.
Грузия 30 апреля 2002 г. приняла первую группу американских во-
енных, в состав которой входят специалисты-тыловики, связисты и инст-
рукторы по подготовке спецназа. Общая численность американских воен-
нослужащих на первом этапе реализации программы «обучи и оснасти»
стоимостью в 64 млн долл. составит 150 человек. Грузии будет оказана
помощь в формировании двух пехотных батальонов, отдельного батальона


Политика России в Центральной Азии и Закавказье 53

спецназа и механизированной бронегруппы. 29 апреля 2002 г. президенты
Азербайджана, Грузии и Турции подписали в турецком г. Трабзоне трех-
стороннее межправительственное соглашение «О сотрудничестве в об-
ласти борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма».
Изменения стратегического порядка, происходящие в непосредствен-
ной близости от России, требуют прагматичного, взвешенного подхода к
оценке новых вызовов ее национальной безопасности. При всей неодно-
значности последствий долговременного присутствия США в Централь-
ной Азии было бы контрпродуктивным для российских интересов допус-
тить превращение этого региона в новое поле конфронтации между Рос-
сией и США. Важно следовать разумной и четкой внешнеполитической
линии с учетом особенностей нового уровня российско-американских
отношений для обеспечения национальной безопасности России, добива-
ясь от американцев прозрачности и предсказуемости их действий в воен-
ной сфере, заблаговременной информации об их планах в этом регионе
на перспективу в контексте совместной антитеррористической борьбы, а
также участия в разработке и реализации выгодных России крупных эко-
номических проектов. Необходимо использовать объединяющее воздей-
ствие общей для России, США и стран Центральной Азии угрозы рели-
гиозного экстремизма. При этом исходить из главного  самым опасным
для России сценарием развития событий может стать дестабилизация,
развал существующих светских режимов, возникновение межгосударст-
венных конфликтов, приход к власти религиозных экстремистов.
Перед российской внешней политикой стоит задача совершенство-
вания имеющихся механизмов сотрудничества в рамках СНГ и ДКБ, в том
числе, на основе принципиальных политических договоренностей, достиг-
нутых на саммите СНГ в Алма-Ате в марте 2002 г., укрепления законода-
тельной, нормативной и политической основ интеграционных механиз-
мов, в которых Россия играет лидирующую роль, особенно новой между-
народной организации  Евразийского экономического сообщества.
Важным внешнеполитическим резервом России является дальнейшее
развитие взаимодействия с Китаем по проблемам Центральной Азии, в
том числе в рамках завершающей свое организационно-правовое станов-
ление Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которое способ-
но стать важным сдерживающим фактором в отношении противоречащих
российским интересам шагов США.
Одним словом, создавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. си-
туация на постсоветском пространстве привносит в Концепцию внешней
политики Российской Федерации существенные элементы новизны. В пер-
вую очередь  это реализм. Реализм в оценке международной ситуации
и перспектив ее трансформации, в определении шкалы наших приорите-
тов, в постановке конкретных задач. Другой важный момент, который в
растущей степени будет характерен для внешней политики России в Цент-
ральной Азии и Закавказье,  это здоровый прагматизм. Внешняя поли-
тика призвана быть действенным помощником решения внутренних за-
дач страны. Однако, поскольку внешнеполитические ресурсы объективно
ограниченны, они должны сосредотачиваться в первую очередь на жизненно


54 С.И.Чернявский

важных для России областях. Это  надежная безопасность во всех ее
измерениях, создание благоприятных условий для подъема экономики
страны, защита за рубежом прав российских граждан и соотечественни-
ков. При этом высшим приоритетом России является защита интересов
личности, общества и государства. Критерием отношений с зарубежными
партнерами будет взаимная открытость к сотрудничеству, готовность к
действительному учету интересов друг друга.
Если суммировать, то в центр всей внешнеполитической активности
России ставится реализация ее национальных интересов путем их после-
довательного, а где надо и жесткого, отстаивания. Главной философией
во внешних делах была и остается линия на созидательное сотрудничест-
во, поиск согласия и баланса интересов, выработка коллективных реше-
ний в вопросах формирования нового миропорядка и в решении актуаль-
ных международных проблем. Это  те основополагающие критерии,
которыми надлежит руководствоваться внешнеполитической деятельно-
сти России.
Что касается будущего развития событий, как в Центральной Азии,
так и в Закавказье, то сейчас было бы преждевременно бить тревогу или
спекулировать на перспективах гипотетических перемен. Для России
принципиально важно, чтобы ее южные соседи развивались стабильно и
гармонично. Это касается и политического, и социально-экономического
развития. Все это откроет дополнительные возможности для двухсторон-
него сотрудничества с ними Российской Федерации. В настоящее время
борьба с угрозой терроризма, сепаратизма, исходящей с территории Аф-
ганистана, вышла на первый план. Здесь у России и США общие цели, и
поле для взаимодействия, как со странами Центральной Азии и Закавка-
зья, так и с другими государствами, которые входят в международную
коалицию, пока что достаточно широко.


Следующая

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами