5. Политика России в Центральной Азии и Закавказье 45
5-Я ТЕМА:
Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России: Монография
Текстовая версия документа PDF (размер: 4467.2 КБ)
Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра!
Преобразование в текст выполняется в автоматическом режиме, поэтому результат может сильно отличаться от оригинального документа. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются.
Рекомендуем скачать оригинальный документ
ПредыдущаяПредыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СледующаяСледующая
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 45
новой столице Казахстана г. Астане, в первом квартале 2002 г. открыто
Консульство России в г. Уральске.
Во внешних связях России со странами СНГ доля Казахстана состав-
ляет 15% (третье место после Украины и Белоруссии). Двухсторонний то-
варооборот в 2001 г. превысил 4,7 млрд долл. (в 2000 г. 4,2 млрд долл.).
Завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопро-
водного консорциума стоимостью 2,6 млрд долл. Ведутся переговоры по
подготовке протоколов к Соглашению 1998 г. о разграничении дна север-
ной части Каспийского моря и совместном освоении углеводородных ре-
сурсов в этом районе, продолжается поиск взаимоприемлемых решений в
области использования и аренды военных полигонов на казахстанской
территории, взаимодействия в подготовке военных специалистов, а также
совершенствования договорно-правовой базы использования комплекса
«Байконур»1.
С российской стороны принимаются меры по реальному обеспече-
нию законных прав и интересов проживающих в Казахстане 4,3 млн со-
отечественников. Важным шагом в этом направлении стало подписание в
феврале 2000 г. программы двухстороннего сотрудничества в гуманитар-
ной сфере на 2001–2002 годы.
Отношения с Киргизской Республикой отличаются взаимопонимани-
ем и близостью подходов к актуальным вопросам международной поли-
тики, тесным двухсторонним взаимодействием2. Поддерживается интен-
сивный политический диалог, в том числе на уровне президентов (в рамках
мероприятий в СНГ, ДКБ и ШОС, регулярных телефонных контактов).
Осуществляются активные рабочие контакты глав правительств, руково-
дителей внешнеполитических ведомств и силовых структур двух стран.
Координируются усилия в противодействии международному террориз-
му и иным проявлениям экстремизма.
Укрепляются связи по линии парламентов двух стран. Состоялся ви-
зит в Москву председателя Собрания Народных Представителей Жогорку
Кенеша (парламента) Киргизии А.Борубаева (сентябрь 2001 г.), делегация
Государственной Думы Федерального Собрания во главе с Г.Н.Селезне-
вым посетила Бишкек (октябрь 2001 г.).
Во исполнение договоренностей, достигнутых в ходе официального
визита в Россию президента А.Акаева (июль 2000 г.) в июле 2001 г., под-
писано межправительственное соглашение об урегулировании задолжен-
ности Киргизии перед Россией. Вопросы дальнейшего укрепления торгово-
экономических связей рассмотрены в сентябре 2001 г. на третьем заседа-
нии Межправительственной российско-киргизской совместной комиссии
по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. При-
няты решения по более эффективному использованию имеющегося по-
тенциала сотрудничества, прежде всего в приоритетных отраслях до-
1
Токаев К. Казахстан в мировом сообществе // Международная жизнь. 2001.
№ 7. С. 41–50.
2
Рудов Г. «Абсолютный приоритет» для Киргизии // Международная жизнь.
2001. № 6. C. 80–84.
46 С.И.Чернявский
быча и переработка минерального сырья, электроэнергетика, машино-
строение, аграрно-промышленный комплекс.
Бишкек проявляет готовность усилить внимание обеспечению прав
русскоязычного населения, составляющего 570 тыс. человек (поток выез-
жающих ежегодно в Россию граждан составляет около 20 тыс. человек и
продолжает нарастать). Приняв в 2000 г. закон о придании русскому языку
статуса официального, киргизское руководство в декабре 2001 г. закрепи-
ло это положение и в конституции страны.
Динамичный характер носят российско-таджикистанские отношения.
Важное значение имела встреча В.В.Путина с президентом Таджикистана
Э.Рахмоновым и президентом Афганистана Б.Раббани в Душанбе 22 ок-
тября 2001 г., на которой принято трехстороннее заявление по ситуации в
Афганистане. Россия последовательно выступает за консолидацию мир-
ного процесса в Таджикистане1. Российско-таджикские отношения стро-
ятся на основе союзнического взаимодействия и стратегического парт-
нерства. Интенсивно развивается двухсторонний политический диалог,
дальнейшее расширение получило военно-техническое сотрудничество.
Наиболее слабой составляющей двухсторонних отношений является
неуклонно снижающийся товарооборот. В 2001 г. его объем составил лишь
79% от уровня 2000 г., сохраняется отрицательное для России сальдо двух-
стороннего торгового баланса.
Особое значение имеют тесное взаимодействие России и Таджики-
стана в коллективных антитеррористических усилиях и совместное уча-
стие в международной гуманитарной операции по оказанию помощи на-
селению Афганистана. Сохраняющееся военное и пограничное сотрудни-
чество двух стран нацелено на борьбу с международным терроризмом,
экстремизмом и наркоагрессией, обеспечение безопасности в Централь-
но-азиатском регионе.
Численность российских соотечественников в Таджикистане сохра-
няет тенденцию к сокращению, хотя темпы выезда по сравнению с началом
девяностых годов значительно снизились. Законодательно соотечествен-
ники (большинство имеет двойное гражданство) пользуются одинаковыми
правами с гражданами титульной нации. По конституции русский язык
является языком межнационального общения.
Главными вехами российско-туркменских отношений являются контак-
ты на высшем уровне. В ноябре 2001 г. президент Туркменистана участво-
вал в юбилейном заседании Совета глав государств СНГ в Москве, в мар-
те 2002 г. побывал в Москве с рабочим визитом, а в апреле 2002 г. встре-
чался с В.В.Путиным в Ашхабаде на саммите прикаспийских государств.
Усилия российской стороны сосредоточены на активизации эконо-
мического взаимодействия с Туркменистаном, прежде всего в топливно-
энергетической сфере. Подготовлено к подписанию долгосрочное согла-
шение о сотрудничестве в газовой отрасли, предусматривающее одно-
временное заключение контракта на поставку туркменского газа в Россию
на период 2002–2012 гг. с доведением ежегодных объемов поставок с 2 до
1
Дипломатический вестник. 2001. № 11. С. 61.
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 47
80 млрд м3. Таким образом, возрастет двухсторонний товарооборот, ко-
торый из-за сокращения закупок туркменского газа снизился в 2001 г. до
178,7 млн долл. (в 2000 г. 940,7 млн долл.).
Существенный импульс российско-узбекским отношениям придал го-
сударственный визит в Россию президента Узбекистана И.Каримова 3–5
мая 2001 г., в ходе которого руководители двух стран подтвердили курс
на наращивание взаимодействия, расширение взаимовыгодного сотрудни-
чества в различных областях, включая военную и военно-техническую1.
Россия, на долю которой приходится до 13% объема внешней торгов-
ли Узбекистана, остается одним из ведущих экономических партнеров рес-
публики. В апреле 2001 г. проведено пятое заседание Межправительст-
венной комиссии по экономическому сотрудничеству, приняты решения
по преодолению узких мест в торгово-экономическом сотрудничестве. В
первом квартале 2002 г. наметилось сокращение отрицательного для Рос-
сии сальдо.
Так же как и в Центральной Азии, в Закавказье Россия стремится к
всестороннему развитию сотрудничества с расположенными здесь быв-
шими союзными республиками — Азербайджанской Республикой, Рес-
публикой Армения и Грузией, как на двухсторонней основе, так и в рамках
СНГ. Российские приоритеты на кавказском направлении заключаются в
том, чтобы обеспечить здесь надежную стабильность, содействовать ста-
новлению дружественных нам, демократических и экономически развитых
соседей. При этом Россия стремится придерживаться сбалансированного
подхода к отношениям со всеми тремя странами, хотя это, разумеется, не
исключает возможности иметь продвинутые отношения в той или иной
области с теми из них, кто готов к встречным адекватным шагам2.
3 июня 1996 г. по инициативе российской стороны в Кисловодске со-
стоялась уникальная по своему формату встреча глав государств России,
Азербайджана, Армении и Грузии с участием руководителей 12 респуб-
лик, краев и областей Кавказа субъектов Российской Федерации. В под-
писанной по итогам встречи Декларации «За межнациональное согласие,
мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе» содержат-
ся основополагающие принципы взаимоотношений с государствами За-
кавказья3.
Суть их в сжатом виде нам представляется в следующем.
Первое. Кавказ уникальная общность народов, совокупность взаим-
ных интересов проживающих здесь десятков миллионов людей. Попытки
расчленить единый кавказский организм, вбить клин между отдельными
кавказскими народами и странами, между Кавказом в целом и Россией
неизбежно обернутся большими бедами для всех. Поэтому для России в
принципе неприемлемы попытки отдельных политиков «поделить» сферы
влияния или ослабить, подорвать чьи-либо позиции в Кавказском регионе.
1
Дипломатический вестник. 2001. № 6. С. 59–62.
2
Чернявский С. Кавказское направление внешней политики России // Меж-
дународная жизнь. 2000. № 8–9. С. 106–117.
3
Дипломатический вестник. 1996. № 7. С. 36.
48 С.И.Чернявский
Второе. Общая ответственность и первостепенная задача региональ-
ных государств поставить ситуацию на Кавказе под плотный совмест-
ный контроль, как можно скорее погасить конфликты и преодолеть их
последствия. Сделать это можно только на пути укрепления федерализма.
Именно развитие федеративных начал позволит укрепить стабильность,
целостность, как России, так и Грузии, и Азербайджана, реально обеспе-
чить право народов этих стран решать свою судьбу.
Третье. Путь к благополучию проживающих на Кавказе народов ле-
жит через развитие и углубление сотрудничества, через интеграцию, ис-
пользуя накопленный совместный опыт политических, экономических и
научно-технических связей, общности культуры и истории России и дру-
гих кавказских государств. Этими подходами, подтвержденными в соот-
ветствующих заявлениях президента и правительства Российской Феде-
рации, руководствуется МИД России в сегодняшней практической дея-
тельности на кавказском направлении1.
По российской инициативе в конце 1999 г. создан новый переговор-
ный механизм — «кавказская четверка», — предполагающий обсуждение
наиболее острых проблем региона в формате глав государств Азербайджа-
на, Армении, Грузии и России. Этот форум постепенно обрастает други-
ми, подобными ему встречами — глав парламентов, министров иностран-
ных дел, секретарей советов безопасности. На состоявшихся в мае и но-
ябре 2001 г. встречах глав государств «кавказской четверки» шла речь об
укреплении регионального взаимодействия. 28–29 мая 2001 г. в Москве
под эгидой четырех президентов проведена научно-практическая конфе-
ренция «Мир и развитие на Кавказе». 24 ноября в Санкт-Петербурге про-
шла первая встреча руководителей парламентов России, Азербайджана,
Армении и Грузии. Особую актуальность в рамках «четверки» приобрело
обсуждение вопросов сотрудничества в противодействии международ-
ному терроризму, состоявшееся в апреле 2002 г. в Сочи на встрече четы-
рех секретарей советов безопасности под председательством В.В.Путина.
Важный импульс развитию сотрудничества между Россией и Азербай-
джаном дал первый за всю постсоветскую историю официальный визит
в Азербайджанскую Республику президента России (9–10 января 2001 г.).
В ходе визита В.В.Путина подписаны Бакинская декларация, Совместное
заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море, а также ряд
двухсторонних соглашений2. Расширяется межпарламентское сотрудни-
чество 15–18 апреля 2001 г. Россию посетил с официальным визитом
председатель Милли меджлиса Азербайджана М.Алескеров, 25 мая 2002 г.
в Баку побывал председатель Совета Федерации С.М.Миронов.
Правоохранительные органы двух стран сотрудничают в борьбе про-
тив терроризма и экстремизма. Азербайджан поддерживает позицию Рос-
сии в борьбе с терроризмом в Чечне, участвует в работе Антитеррористи-
ческого центра СНГ.
1
Чернявский С. Кавказский вектор российской дипломатии // Центральная
Азия и Кавказ. 2000. № 5 (11). C. 102–110.
2
Дипломатический вестник. 2001. № 2. C. 45–50.
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 49
Объем товарооборота с Азербайджаном в 2001 г. снизился по срав-
нению с 2000 г. на 22,4% и составил 218,8 млн долл. (российский экспорт
130,9 млн долл., российский импорт 79,9 млн долл.). В 2001 г.
Азербайджан импортировал из России 3,528 млрд м3 природного газа. В
2002 г. Баку планирует закупить не менее 4 млрд м3 газа. В соответствии
с Договором между Российской Федерацией и Азербайджанской Республи-
кой от 18 января 1996 г. продолжается транспортировка азербайджанской
нефти через территорию Российской Федерации по «северному маршру-
ту» (Баку Новороссийск). В 2001 г. объем поставляемой по нефтепро-
воду нефти достиг 250 млн т, начало 2002 г. показывает, что объемы неф-
ти, представляемой для транспортировки, не снижаются.
24–26 января 2002 г. президент Азербайджана Г.Алиев осуществил
государственный визит в Российскую Федерацию, в ходе которого обе
стороны с удовлетворением констатировали положительную динамику в
развитии азербайджано-российского политического сотрудничества. Под-
черкнув наличие значительного потенциала в области двухсторонних тор-
гово-экономических связей, они высказались за необходимость увеличения
торгового оборота. Отмечена особая роль Межправительственной комис-
сии по экономическому сотрудничеству в реализации двухсторонних до-
говоренностей, с учетом подписанного в ходе визита Договора между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о долгосрочном
экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. Этот документ
придает двухстороннему экономическому сотрудничеству более систем-
ный, целенаправленный характер на длительную перспективу и является
конкретным инструментом для практической деятельности хозяйствен-
ных и деловых структур. В России, по неофициальным данным, работает
около 2 млн азербайджанцев, ежегодная сумма их нелегальных денежных
переводов на Родину оценивается российскими правоохранительными
органами в 2 млрд долл.
Основными событиями российско-армянских отношений в послед-
нее время стали первый официальный визит президента Российской Фе-
дерации В.В.Путина в Армению 14–15 сентября1, а также рабочий визит
президента Р.Кочаряна в Москву 17–18 декабря 2001 г. Состоявшиеся в
ходе визитов переговоры подтвердили высокий уровень двухстороннего
союзнического взаимодействия в военно-политической сфере.
С целью укрепления торгово-экономических связей, ликвидации зна-
чительной финансовой задолженности армянской стороны главами госу-
дарств подписан Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве
на период до 2010 года. Стороны условились создавать совместные рос-
сийско-армянские предприятия, в том числе в счет погашения части госу-
дарственного долга Армении перед Россией.
В 2001 г. впервые в истории двухсторонних отношений отмечен рост
взаимного товарооборота на 20% по сравнению с 2000 г. Россия является
ведущим торговым партнером Армении, ее доля во внешнеторговом обо-
роте республики выросла с 15% в 2000 г. до 18% в 2001 г.
1
Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 63–69.
50 С.И.Чернявский
Россия и Армения занимают единые позиции в сфере борьбы с между-
народным терроризмом. Ереван и Москва тесно сотрудничают в рамках До-
говора о коллективной безопасности и Антитеррористического центра СНГ.
Оба парламента ратифицировали двухстороннее Соглашение по вопросам
применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности.
Непростыми остаются российско-грузинские отношения. Российской
стороной предпринимаются усилия с целью побудить Тбилиси к эффек-
тивному сотрудничеству по противодействию терроризму на Кавказе. В
октябре 2001 г. экстрадированы задержанные грузинскими пограничника-
ми 13 российских граждан, подозреваемых в совершении террористиче-
ских актов на территории России. Продолжается работа по пресечению
деятельности в Грузии «представительства» и «информцентра» Ичкерии,
а также по вопросу о выдаче российским правоохранительным органам
участников бандформирований.
В 2001 г. расформированы и выведены с территории Грузии россий-
ские военные базы Вазиани и Гудаута. Таким образом, российская сторо-
на фактически выполнила свои обязательства, вытекающие из Заявления
Российской Федерации и Грузии от 17 ноября 1999 г. В 2002 г. продол-
жены переговоры по срокам функционирования остающихся в Грузии
баз Ахалкалаки и Батуми, а также других российских военных объектов.
В период проведения в Москве юбилейных мероприятий СНГ 30 нояб-
ря 2001 г. и на «неформальном» саммите СНГ в Алма-Ате в апреле 2002 г.
состоялись встречи В.В.Путина с президентом Грузии Э.Шеварднадзе.
Стороны приступили к разработке нового «рамочного» Договора между
Россией и Грузией. В этих целях сформированы государственные комис-
сии двух стран, первая встреча которых состоялась 21–22 декабря 2001 г.
В 2001 г. товарооборот Российской Федерации с Грузией вырос на
40% по сравнению с прошлогодним показателем, составив около 100 млн
долл. В России проживает более 650 тыс. грузинских граждан, и она яв-
ляется основным источником валютных поступлений Грузии (денежные
переводы грузинской диаспоры составляют около 1 млрд долл. в год).
Вступивший в силу 5 декабря 2000 г. визовый режим взаимных по-
ездок граждан Российской Федерации и Грузии продолжает действовать.
***
Новым фактором, существенно влияющим на реализацию Концепции
внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии и Закав-
казье, стало расширение здесь американского военного присутствия, свя-
занное с проведением международной антитеррористической операции.
В непосредственном соприкосновении с Россией разворачиваются круп-
ные авиабазы США и их союзников по НАТО. Возможности базирования
своей боевой авиации изыскиваются Великобританией, Францией, Герма-
нией. Интерес к использованию формирующихся баз проявляет Турция.
Несмотря на многократные заверения представителей Вашингтона в
том, что американское военное присутствие в Центральной Азии ограниче-
но по времени и задачам антитеррористической операцией в Афганистане,
оно приобретает долгосрочный характер, сроки базирования не определя-
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 51
ются. Госдепартамент, обосновывая американскую политику в Централь-
ной Азии, заявляет о стратегических интересах США и на Каспии в кон-
тексте расширения доступа к его энергоресурсам. Стержневым элементом
этой линии является установление американского контроля над добычей
и маршрутами транспортировки центрально-азиатских и каспийских угле-
водородов. Просматривается стремление американцев закрепить Казах-
стан и Узбекистан в качестве своих главных стратегических партнеров в
Центральной Азии. Аналогичные роли в Закавказье предусмотрены, судя
по всему, для Грузии и, возможно, для Азербайджана.
В октябре 2001 г. Узбекистан подписал с США закрытое соглашение
о долгосрочном сотрудничестве в сфере безопасности, которое дополня-
ется обменом визитами и новыми соглашениями. В настоящее время в
республике, в основном на авиабазе в Ханабаде, расквартировано поряд-
ка 3 тыс. военнослужащих США (по некоторым данным, аэродром арен-
дован до 2007 г. за 100 млн долл. ежегодно). В 2001 г. Ташкенту оказана
помощь в размере 55 млн долл. В 2002 г. она увеличится втрое и составит
160 млн. В ходе официального визита И.Каримова в США 12–14 марта
2002 г. подписана Декларация о стратегическом партнерстве, не только
подтверждающая приверженность обеих стран к «установлению стабильно-
сти и безопасности в регионе», но и предусматривающая взаимодействие
в политической, экономической, гуманитарной, правовой сферах, а также
в области безопасности. Помимо этого документа заключен ряд соглаше-
ний, в том числе о расширении сотрудничества в научно-технической
сфере и о взаимодействии в области ядерного нераспространения.
Проявляет готовность развивать сотрудничество с США во всех об-
ластях и Казахстан. Однако для американцев, судя по всему, он пока
более интересен как экономический партнер. В ходе визита в Вашингтон
Н.Назарбаева в декабре 2001 г. подписана Декларация о сотрудничестве в
области энергетики. В развитие этой договоренности в Астане весной
2002 г. состоялся первый раунд казахстанско-американских консульта-
ций, на которых советник госсекретаря США по вопросам энергетики
Каспия С.Манн ратовал за скорейшую реализацию проекта трубопровода
Актау Баку, что позволило бы доставлять казахстанскую нефть с вос-
точного побережья Каспия в Баку и далее к турецкому порту Джейхан на
Средиземном море.
В рамках плана военного сотрудничества между вооруженными си-
лами двух стран на территории Казахстана проведены военные учения
«Помощь–2002» с участием горно-егерского подразделения Казахстана и
подразделения ВС США в целях отработки задач по проведению спаса-
тельных операций в горах.
Киргизия выделила для боевой авиации США столичный аэропорт
«Манас». 18 октября 2001 г. подписано соответствующее Соглашение, ко-
торое фактически предоставляло американским военнослужащим в Кир-
гизии дипломатический статус. В марте 2002 г. Бишкек ужесточил пра-
вила пребывания в Киргизии иностранных военнослужащих, несколько
ограничил их права (поводом послужило ДТП с человеческими жертва-
ми, виновником которого стал американский офицер).
52 С.И.Чернявский
Срок пребывания иностранного воинского контингента, в частности,
США, согласно заявлению министра иностранных дел М.Иманалиева,
может быть продлен, если это потребуется для завершения антитеррори-
стической операции в Афганистане, однако американская сторона долж-
на не менее чем за полгода до истечения срока соглашения «урегулиро-
вать с руководством Киргизии этот вопрос». Помимо оплаты за пользо-
вание аэродромом американцы безвозмездно окажут Киргизии помощь в
размере 3,5 млн долл. на обеспечение пограничной безопасности.
Парламент Киргизии ратифицировал в марте-апреле 2002 г. межпра-
вительственные соглашения, согласно которым право на пребывание в
стране своего воинского контингента сроком на один год (с возможно-
стью последующего продления по предложению одной из сторон) полу-
чили Австрия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Турция, Франция и Южная Корея. Их воинские контингенты бу-
дут осуществлять техническое и тыловое обеспечение антитеррористиче-
ской операции в Афганистане, в то время как авиация Франции будет
продолжать принимать в ней непосредственное участие. М.Иманалиев
заявил в этой связи, что размещение в республике иностранных воинских
подразделений отвечает интересам страны и не угрожает ее безопасно-
сти. На сегодня в Киргизии находится 1,5 тыс. военнослужащих из стран-
участниц международной антитеррористической коалиции, в распоряжении
которых имеется несколько военно-транспортных самолетов, самолетов-
заправщиков и 6 истребителей «Мираж–2000» ВВС Франции. Предпола-
гается довести численность указанной группировки до 2–3 тыс., пополнив
авиапарк истребителями ВВС США. Военные специалисты стран коали-
ции, по некоторым данным, изучают также возможности задействования
и других киргизских аэродромов.
Таджикистан дал согласие предоставить свое воздушное пространст-
во и аэродромы для ВВС США и их союзников (аэропорт в Кулябе при-
нимает авиатехнику ВВС США, Франции и Италии). Однако Вашингтон
решил не создавать здесь авиабазы, ограничиться транзитным пунктом
дозаправки и обслуживания авиатехники.
Туркменистан, несмотря на нажим со стороны США (американцы
добивались, в частности, предоставления в распоряжение США «аэродро-
мов подскока», права патрулирования десятикилометровой зоны вдоль
границы с Афганистаном), не пошел на активное участие в контртерро-
ристической операции, ограничив его содействием в оказании гумани-
тарной помощи афганскому населению. Вместе с тем, в аэропорту Ашха-
бада размещена и приступила к работе группа американских военных
специалистов по техобслуживанию и дозаправке американских военных
самолетов, курсирующих между Турцией и Афганистаном.
Грузия 30 апреля 2002 г. приняла первую группу американских во-
енных, в состав которой входят специалисты-тыловики, связисты и инст-
рукторы по подготовке спецназа. Общая численность американских воен-
нослужащих на первом этапе реализации программы «обучи и оснасти»
стоимостью в 64 млн долл. составит 150 человек. Грузии будет оказана
помощь в формировании двух пехотных батальонов, отдельного батальона
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 53
спецназа и механизированной бронегруппы. 29 апреля 2002 г. президенты
Азербайджана, Грузии и Турции подписали в турецком г. Трабзоне трех-
стороннее межправительственное соглашение «О сотрудничестве в об-
ласти борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма».
Изменения стратегического порядка, происходящие в непосредствен-
ной близости от России, требуют прагматичного, взвешенного подхода к
оценке новых вызовов ее национальной безопасности. При всей неодно-
значности последствий долговременного присутствия США в Централь-
ной Азии было бы контрпродуктивным для российских интересов допус-
тить превращение этого региона в новое поле конфронтации между Рос-
сией и США. Важно следовать разумной и четкой внешнеполитической
линии с учетом особенностей нового уровня российско-американских
отношений для обеспечения национальной безопасности России, добива-
ясь от американцев прозрачности и предсказуемости их действий в воен-
ной сфере, заблаговременной информации об их планах в этом регионе
на перспективу в контексте совместной антитеррористической борьбы, а
также участия в разработке и реализации выгодных России крупных эко-
номических проектов. Необходимо использовать объединяющее воздей-
ствие общей для России, США и стран Центральной Азии угрозы рели-
гиозного экстремизма. При этом исходить из главного самым опасным
для России сценарием развития событий может стать дестабилизация,
развал существующих светских режимов, возникновение межгосударст-
венных конфликтов, приход к власти религиозных экстремистов.
Перед российской внешней политикой стоит задача совершенство-
вания имеющихся механизмов сотрудничества в рамках СНГ и ДКБ, в том
числе, на основе принципиальных политических договоренностей, достиг-
нутых на саммите СНГ в Алма-Ате в марте 2002 г., укрепления законода-
тельной, нормативной и политической основ интеграционных механиз-
мов, в которых Россия играет лидирующую роль, особенно новой между-
народной организации Евразийского экономического сообщества.
Важным внешнеполитическим резервом России является дальнейшее
развитие взаимодействия с Китаем по проблемам Центральной Азии, в
том числе в рамках завершающей свое организационно-правовое станов-
ление Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которое способ-
но стать важным сдерживающим фактором в отношении противоречащих
российским интересам шагов США.
Одним словом, создавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. си-
туация на постсоветском пространстве привносит в Концепцию внешней
политики Российской Федерации существенные элементы новизны. В пер-
вую очередь это реализм. Реализм в оценке международной ситуации
и перспектив ее трансформации, в определении шкалы наших приорите-
тов, в постановке конкретных задач. Другой важный момент, который в
растущей степени будет характерен для внешней политики России в Цент-
ральной Азии и Закавказье, это здоровый прагматизм. Внешняя поли-
тика призвана быть действенным помощником решения внутренних за-
дач страны. Однако, поскольку внешнеполитические ресурсы объективно
ограниченны, они должны сосредотачиваться в первую очередь на жизненно
54 С.И.Чернявский
важных для России областях. Это надежная безопасность во всех ее
измерениях, создание благоприятных условий для подъема экономики
страны, защита за рубежом прав российских граждан и соотечественни-
ков. При этом высшим приоритетом России является защита интересов
личности, общества и государства. Критерием отношений с зарубежными
партнерами будет взаимная открытость к сотрудничеству, готовность к
действительному учету интересов друг друга.
Если суммировать, то в центр всей внешнеполитической активности
России ставится реализация ее национальных интересов путем их после-
довательного, а где надо и жесткого, отстаивания. Главной философией
во внешних делах была и остается линия на созидательное сотрудничест-
во, поиск согласия и баланса интересов, выработка коллективных реше-
ний в вопросах формирования нового миропорядка и в решении актуаль-
ных международных проблем. Это те основополагающие критерии,
которыми надлежит руководствоваться внешнеполитической деятельно-
сти России.
Что касается будущего развития событий, как в Центральной Азии,
так и в Закавказье, то сейчас было бы преждевременно бить тревогу или
спекулировать на перспективах гипотетических перемен. Для России
принципиально важно, чтобы ее южные соседи развивались стабильно и
гармонично. Это касается и политического, и социально-экономического
развития. Все это откроет дополнительные возможности для двухсторон-
него сотрудничества с ними Российской Федерации. В настоящее время
борьба с угрозой терроризма, сепаратизма, исходящей с территории Аф-
ганистана, вышла на первый план. Здесь у России и США общие цели, и
поле для взаимодействия, как со странами Центральной Азии и Закавка-
зья, так и с другими государствами, которые входят в международную
коалицию, пока что достаточно широко.
Следующая
Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России: Монография
Текстовая версия документа PDF (размер: 4467.2 КБ)
Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра!
Преобразование в текст выполняется в автоматическом режиме, поэтому результат может сильно отличаться от оригинального документа. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются.
Рекомендуем скачать оригинальный документ
ПредыдущаяПредыдущая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СледующаяСледующая
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 45
новой столице Казахстана г. Астане, в первом квартале 2002 г. открыто
Консульство России в г. Уральске.
Во внешних связях России со странами СНГ доля Казахстана состав-
ляет 15% (третье место после Украины и Белоруссии). Двухсторонний то-
варооборот в 2001 г. превысил 4,7 млрд долл. (в 2000 г. 4,2 млрд долл.).
Завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопро-
водного консорциума стоимостью 2,6 млрд долл. Ведутся переговоры по
подготовке протоколов к Соглашению 1998 г. о разграничении дна север-
ной части Каспийского моря и совместном освоении углеводородных ре-
сурсов в этом районе, продолжается поиск взаимоприемлемых решений в
области использования и аренды военных полигонов на казахстанской
территории, взаимодействия в подготовке военных специалистов, а также
совершенствования договорно-правовой базы использования комплекса
«Байконур»1.
С российской стороны принимаются меры по реальному обеспече-
нию законных прав и интересов проживающих в Казахстане 4,3 млн со-
отечественников. Важным шагом в этом направлении стало подписание в
феврале 2000 г. программы двухстороннего сотрудничества в гуманитар-
ной сфере на 2001–2002 годы.
Отношения с Киргизской Республикой отличаются взаимопонимани-
ем и близостью подходов к актуальным вопросам международной поли-
тики, тесным двухсторонним взаимодействием2. Поддерживается интен-
сивный политический диалог, в том числе на уровне президентов (в рамках
мероприятий в СНГ, ДКБ и ШОС, регулярных телефонных контактов).
Осуществляются активные рабочие контакты глав правительств, руково-
дителей внешнеполитических ведомств и силовых структур двух стран.
Координируются усилия в противодействии международному террориз-
му и иным проявлениям экстремизма.
Укрепляются связи по линии парламентов двух стран. Состоялся ви-
зит в Москву председателя Собрания Народных Представителей Жогорку
Кенеша (парламента) Киргизии А.Борубаева (сентябрь 2001 г.), делегация
Государственной Думы Федерального Собрания во главе с Г.Н.Селезне-
вым посетила Бишкек (октябрь 2001 г.).
Во исполнение договоренностей, достигнутых в ходе официального
визита в Россию президента А.Акаева (июль 2000 г.) в июле 2001 г., под-
писано межправительственное соглашение об урегулировании задолжен-
ности Киргизии перед Россией. Вопросы дальнейшего укрепления торгово-
экономических связей рассмотрены в сентябре 2001 г. на третьем заседа-
нии Межправительственной российско-киргизской совместной комиссии
по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. При-
няты решения по более эффективному использованию имеющегося по-
тенциала сотрудничества, прежде всего в приоритетных отраслях до-
1
Токаев К. Казахстан в мировом сообществе // Международная жизнь. 2001.
№ 7. С. 41–50.
2
Рудов Г. «Абсолютный приоритет» для Киргизии // Международная жизнь.
2001. № 6. C. 80–84.
46 С.И.Чернявский
быча и переработка минерального сырья, электроэнергетика, машино-
строение, аграрно-промышленный комплекс.
Бишкек проявляет готовность усилить внимание обеспечению прав
русскоязычного населения, составляющего 570 тыс. человек (поток выез-
жающих ежегодно в Россию граждан составляет около 20 тыс. человек и
продолжает нарастать). Приняв в 2000 г. закон о придании русскому языку
статуса официального, киргизское руководство в декабре 2001 г. закрепи-
ло это положение и в конституции страны.
Динамичный характер носят российско-таджикистанские отношения.
Важное значение имела встреча В.В.Путина с президентом Таджикистана
Э.Рахмоновым и президентом Афганистана Б.Раббани в Душанбе 22 ок-
тября 2001 г., на которой принято трехстороннее заявление по ситуации в
Афганистане. Россия последовательно выступает за консолидацию мир-
ного процесса в Таджикистане1. Российско-таджикские отношения стро-
ятся на основе союзнического взаимодействия и стратегического парт-
нерства. Интенсивно развивается двухсторонний политический диалог,
дальнейшее расширение получило военно-техническое сотрудничество.
Наиболее слабой составляющей двухсторонних отношений является
неуклонно снижающийся товарооборот. В 2001 г. его объем составил лишь
79% от уровня 2000 г., сохраняется отрицательное для России сальдо двух-
стороннего торгового баланса.
Особое значение имеют тесное взаимодействие России и Таджики-
стана в коллективных антитеррористических усилиях и совместное уча-
стие в международной гуманитарной операции по оказанию помощи на-
селению Афганистана. Сохраняющееся военное и пограничное сотрудни-
чество двух стран нацелено на борьбу с международным терроризмом,
экстремизмом и наркоагрессией, обеспечение безопасности в Централь-
но-азиатском регионе.
Численность российских соотечественников в Таджикистане сохра-
няет тенденцию к сокращению, хотя темпы выезда по сравнению с началом
девяностых годов значительно снизились. Законодательно соотечествен-
ники (большинство имеет двойное гражданство) пользуются одинаковыми
правами с гражданами титульной нации. По конституции русский язык
является языком межнационального общения.
Главными вехами российско-туркменских отношений являются контак-
ты на высшем уровне. В ноябре 2001 г. президент Туркменистана участво-
вал в юбилейном заседании Совета глав государств СНГ в Москве, в мар-
те 2002 г. побывал в Москве с рабочим визитом, а в апреле 2002 г. встре-
чался с В.В.Путиным в Ашхабаде на саммите прикаспийских государств.
Усилия российской стороны сосредоточены на активизации эконо-
мического взаимодействия с Туркменистаном, прежде всего в топливно-
энергетической сфере. Подготовлено к подписанию долгосрочное согла-
шение о сотрудничестве в газовой отрасли, предусматривающее одно-
временное заключение контракта на поставку туркменского газа в Россию
на период 2002–2012 гг. с доведением ежегодных объемов поставок с 2 до
1
Дипломатический вестник. 2001. № 11. С. 61.
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 47
80 млрд м3. Таким образом, возрастет двухсторонний товарооборот, ко-
торый из-за сокращения закупок туркменского газа снизился в 2001 г. до
178,7 млн долл. (в 2000 г. 940,7 млн долл.).
Существенный импульс российско-узбекским отношениям придал го-
сударственный визит в Россию президента Узбекистана И.Каримова 3–5
мая 2001 г., в ходе которого руководители двух стран подтвердили курс
на наращивание взаимодействия, расширение взаимовыгодного сотрудни-
чества в различных областях, включая военную и военно-техническую1.
Россия, на долю которой приходится до 13% объема внешней торгов-
ли Узбекистана, остается одним из ведущих экономических партнеров рес-
публики. В апреле 2001 г. проведено пятое заседание Межправительст-
венной комиссии по экономическому сотрудничеству, приняты решения
по преодолению узких мест в торгово-экономическом сотрудничестве. В
первом квартале 2002 г. наметилось сокращение отрицательного для Рос-
сии сальдо.
Так же как и в Центральной Азии, в Закавказье Россия стремится к
всестороннему развитию сотрудничества с расположенными здесь быв-
шими союзными республиками — Азербайджанской Республикой, Рес-
публикой Армения и Грузией, как на двухсторонней основе, так и в рамках
СНГ. Российские приоритеты на кавказском направлении заключаются в
том, чтобы обеспечить здесь надежную стабильность, содействовать ста-
новлению дружественных нам, демократических и экономически развитых
соседей. При этом Россия стремится придерживаться сбалансированного
подхода к отношениям со всеми тремя странами, хотя это, разумеется, не
исключает возможности иметь продвинутые отношения в той или иной
области с теми из них, кто готов к встречным адекватным шагам2.
3 июня 1996 г. по инициативе российской стороны в Кисловодске со-
стоялась уникальная по своему формату встреча глав государств России,
Азербайджана, Армении и Грузии с участием руководителей 12 респуб-
лик, краев и областей Кавказа субъектов Российской Федерации. В под-
писанной по итогам встречи Декларации «За межнациональное согласие,
мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе» содержат-
ся основополагающие принципы взаимоотношений с государствами За-
кавказья3.
Суть их в сжатом виде нам представляется в следующем.
Первое. Кавказ уникальная общность народов, совокупность взаим-
ных интересов проживающих здесь десятков миллионов людей. Попытки
расчленить единый кавказский организм, вбить клин между отдельными
кавказскими народами и странами, между Кавказом в целом и Россией
неизбежно обернутся большими бедами для всех. Поэтому для России в
принципе неприемлемы попытки отдельных политиков «поделить» сферы
влияния или ослабить, подорвать чьи-либо позиции в Кавказском регионе.
1
Дипломатический вестник. 2001. № 6. С. 59–62.
2
Чернявский С. Кавказское направление внешней политики России // Меж-
дународная жизнь. 2000. № 8–9. С. 106–117.
3
Дипломатический вестник. 1996. № 7. С. 36.
48 С.И.Чернявский
Второе. Общая ответственность и первостепенная задача региональ-
ных государств поставить ситуацию на Кавказе под плотный совмест-
ный контроль, как можно скорее погасить конфликты и преодолеть их
последствия. Сделать это можно только на пути укрепления федерализма.
Именно развитие федеративных начал позволит укрепить стабильность,
целостность, как России, так и Грузии, и Азербайджана, реально обеспе-
чить право народов этих стран решать свою судьбу.
Третье. Путь к благополучию проживающих на Кавказе народов ле-
жит через развитие и углубление сотрудничества, через интеграцию, ис-
пользуя накопленный совместный опыт политических, экономических и
научно-технических связей, общности культуры и истории России и дру-
гих кавказских государств. Этими подходами, подтвержденными в соот-
ветствующих заявлениях президента и правительства Российской Феде-
рации, руководствуется МИД России в сегодняшней практической дея-
тельности на кавказском направлении1.
По российской инициативе в конце 1999 г. создан новый переговор-
ный механизм — «кавказская четверка», — предполагающий обсуждение
наиболее острых проблем региона в формате глав государств Азербайджа-
на, Армении, Грузии и России. Этот форум постепенно обрастает други-
ми, подобными ему встречами — глав парламентов, министров иностран-
ных дел, секретарей советов безопасности. На состоявшихся в мае и но-
ябре 2001 г. встречах глав государств «кавказской четверки» шла речь об
укреплении регионального взаимодействия. 28–29 мая 2001 г. в Москве
под эгидой четырех президентов проведена научно-практическая конфе-
ренция «Мир и развитие на Кавказе». 24 ноября в Санкт-Петербурге про-
шла первая встреча руководителей парламентов России, Азербайджана,
Армении и Грузии. Особую актуальность в рамках «четверки» приобрело
обсуждение вопросов сотрудничества в противодействии международ-
ному терроризму, состоявшееся в апреле 2002 г. в Сочи на встрече четы-
рех секретарей советов безопасности под председательством В.В.Путина.
Важный импульс развитию сотрудничества между Россией и Азербай-
джаном дал первый за всю постсоветскую историю официальный визит
в Азербайджанскую Республику президента России (9–10 января 2001 г.).
В ходе визита В.В.Путина подписаны Бакинская декларация, Совместное
заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море, а также ряд
двухсторонних соглашений2. Расширяется межпарламентское сотрудни-
чество 15–18 апреля 2001 г. Россию посетил с официальным визитом
председатель Милли меджлиса Азербайджана М.Алескеров, 25 мая 2002 г.
в Баку побывал председатель Совета Федерации С.М.Миронов.
Правоохранительные органы двух стран сотрудничают в борьбе про-
тив терроризма и экстремизма. Азербайджан поддерживает позицию Рос-
сии в борьбе с терроризмом в Чечне, участвует в работе Антитеррористи-
ческого центра СНГ.
1
Чернявский С. Кавказский вектор российской дипломатии // Центральная
Азия и Кавказ. 2000. № 5 (11). C. 102–110.
2
Дипломатический вестник. 2001. № 2. C. 45–50.
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 49
Объем товарооборота с Азербайджаном в 2001 г. снизился по срав-
нению с 2000 г. на 22,4% и составил 218,8 млн долл. (российский экспорт
130,9 млн долл., российский импорт 79,9 млн долл.). В 2001 г.
Азербайджан импортировал из России 3,528 млрд м3 природного газа. В
2002 г. Баку планирует закупить не менее 4 млрд м3 газа. В соответствии
с Договором между Российской Федерацией и Азербайджанской Республи-
кой от 18 января 1996 г. продолжается транспортировка азербайджанской
нефти через территорию Российской Федерации по «северному маршру-
ту» (Баку Новороссийск). В 2001 г. объем поставляемой по нефтепро-
воду нефти достиг 250 млн т, начало 2002 г. показывает, что объемы неф-
ти, представляемой для транспортировки, не снижаются.
24–26 января 2002 г. президент Азербайджана Г.Алиев осуществил
государственный визит в Российскую Федерацию, в ходе которого обе
стороны с удовлетворением констатировали положительную динамику в
развитии азербайджано-российского политического сотрудничества. Под-
черкнув наличие значительного потенциала в области двухсторонних тор-
гово-экономических связей, они высказались за необходимость увеличения
торгового оборота. Отмечена особая роль Межправительственной комис-
сии по экономическому сотрудничеству в реализации двухсторонних до-
говоренностей, с учетом подписанного в ходе визита Договора между
Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о долгосрочном
экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. Этот документ
придает двухстороннему экономическому сотрудничеству более систем-
ный, целенаправленный характер на длительную перспективу и является
конкретным инструментом для практической деятельности хозяйствен-
ных и деловых структур. В России, по неофициальным данным, работает
около 2 млн азербайджанцев, ежегодная сумма их нелегальных денежных
переводов на Родину оценивается российскими правоохранительными
органами в 2 млрд долл.
Основными событиями российско-армянских отношений в послед-
нее время стали первый официальный визит президента Российской Фе-
дерации В.В.Путина в Армению 14–15 сентября1, а также рабочий визит
президента Р.Кочаряна в Москву 17–18 декабря 2001 г. Состоявшиеся в
ходе визитов переговоры подтвердили высокий уровень двухстороннего
союзнического взаимодействия в военно-политической сфере.
С целью укрепления торгово-экономических связей, ликвидации зна-
чительной финансовой задолженности армянской стороны главами госу-
дарств подписан Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве
на период до 2010 года. Стороны условились создавать совместные рос-
сийско-армянские предприятия, в том числе в счет погашения части госу-
дарственного долга Армении перед Россией.
В 2001 г. впервые в истории двухсторонних отношений отмечен рост
взаимного товарооборота на 20% по сравнению с 2000 г. Россия является
ведущим торговым партнером Армении, ее доля во внешнеторговом обо-
роте республики выросла с 15% в 2000 г. до 18% в 2001 г.
1
Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 63–69.
50 С.И.Чернявский
Россия и Армения занимают единые позиции в сфере борьбы с между-
народным терроризмом. Ереван и Москва тесно сотрудничают в рамках До-
говора о коллективной безопасности и Антитеррористического центра СНГ.
Оба парламента ратифицировали двухстороннее Соглашение по вопросам
применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности.
Непростыми остаются российско-грузинские отношения. Российской
стороной предпринимаются усилия с целью побудить Тбилиси к эффек-
тивному сотрудничеству по противодействию терроризму на Кавказе. В
октябре 2001 г. экстрадированы задержанные грузинскими пограничника-
ми 13 российских граждан, подозреваемых в совершении террористиче-
ских актов на территории России. Продолжается работа по пресечению
деятельности в Грузии «представительства» и «информцентра» Ичкерии,
а также по вопросу о выдаче российским правоохранительным органам
участников бандформирований.
В 2001 г. расформированы и выведены с территории Грузии россий-
ские военные базы Вазиани и Гудаута. Таким образом, российская сторо-
на фактически выполнила свои обязательства, вытекающие из Заявления
Российской Федерации и Грузии от 17 ноября 1999 г. В 2002 г. продол-
жены переговоры по срокам функционирования остающихся в Грузии
баз Ахалкалаки и Батуми, а также других российских военных объектов.
В период проведения в Москве юбилейных мероприятий СНГ 30 нояб-
ря 2001 г. и на «неформальном» саммите СНГ в Алма-Ате в апреле 2002 г.
состоялись встречи В.В.Путина с президентом Грузии Э.Шеварднадзе.
Стороны приступили к разработке нового «рамочного» Договора между
Россией и Грузией. В этих целях сформированы государственные комис-
сии двух стран, первая встреча которых состоялась 21–22 декабря 2001 г.
В 2001 г. товарооборот Российской Федерации с Грузией вырос на
40% по сравнению с прошлогодним показателем, составив около 100 млн
долл. В России проживает более 650 тыс. грузинских граждан, и она яв-
ляется основным источником валютных поступлений Грузии (денежные
переводы грузинской диаспоры составляют около 1 млрд долл. в год).
Вступивший в силу 5 декабря 2000 г. визовый режим взаимных по-
ездок граждан Российской Федерации и Грузии продолжает действовать.
***
Новым фактором, существенно влияющим на реализацию Концепции
внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии и Закав-
казье, стало расширение здесь американского военного присутствия, свя-
занное с проведением международной антитеррористической операции.
В непосредственном соприкосновении с Россией разворачиваются круп-
ные авиабазы США и их союзников по НАТО. Возможности базирования
своей боевой авиации изыскиваются Великобританией, Францией, Герма-
нией. Интерес к использованию формирующихся баз проявляет Турция.
Несмотря на многократные заверения представителей Вашингтона в
том, что американское военное присутствие в Центральной Азии ограниче-
но по времени и задачам антитеррористической операцией в Афганистане,
оно приобретает долгосрочный характер, сроки базирования не определя-
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 51
ются. Госдепартамент, обосновывая американскую политику в Централь-
ной Азии, заявляет о стратегических интересах США и на Каспии в кон-
тексте расширения доступа к его энергоресурсам. Стержневым элементом
этой линии является установление американского контроля над добычей
и маршрутами транспортировки центрально-азиатских и каспийских угле-
водородов. Просматривается стремление американцев закрепить Казах-
стан и Узбекистан в качестве своих главных стратегических партнеров в
Центральной Азии. Аналогичные роли в Закавказье предусмотрены, судя
по всему, для Грузии и, возможно, для Азербайджана.
В октябре 2001 г. Узбекистан подписал с США закрытое соглашение
о долгосрочном сотрудничестве в сфере безопасности, которое дополня-
ется обменом визитами и новыми соглашениями. В настоящее время в
республике, в основном на авиабазе в Ханабаде, расквартировано поряд-
ка 3 тыс. военнослужащих США (по некоторым данным, аэродром арен-
дован до 2007 г. за 100 млн долл. ежегодно). В 2001 г. Ташкенту оказана
помощь в размере 55 млн долл. В 2002 г. она увеличится втрое и составит
160 млн. В ходе официального визита И.Каримова в США 12–14 марта
2002 г. подписана Декларация о стратегическом партнерстве, не только
подтверждающая приверженность обеих стран к «установлению стабильно-
сти и безопасности в регионе», но и предусматривающая взаимодействие
в политической, экономической, гуманитарной, правовой сферах, а также
в области безопасности. Помимо этого документа заключен ряд соглаше-
ний, в том числе о расширении сотрудничества в научно-технической
сфере и о взаимодействии в области ядерного нераспространения.
Проявляет готовность развивать сотрудничество с США во всех об-
ластях и Казахстан. Однако для американцев, судя по всему, он пока
более интересен как экономический партнер. В ходе визита в Вашингтон
Н.Назарбаева в декабре 2001 г. подписана Декларация о сотрудничестве в
области энергетики. В развитие этой договоренности в Астане весной
2002 г. состоялся первый раунд казахстанско-американских консульта-
ций, на которых советник госсекретаря США по вопросам энергетики
Каспия С.Манн ратовал за скорейшую реализацию проекта трубопровода
Актау Баку, что позволило бы доставлять казахстанскую нефть с вос-
точного побережья Каспия в Баку и далее к турецкому порту Джейхан на
Средиземном море.
В рамках плана военного сотрудничества между вооруженными си-
лами двух стран на территории Казахстана проведены военные учения
«Помощь–2002» с участием горно-егерского подразделения Казахстана и
подразделения ВС США в целях отработки задач по проведению спаса-
тельных операций в горах.
Киргизия выделила для боевой авиации США столичный аэропорт
«Манас». 18 октября 2001 г. подписано соответствующее Соглашение, ко-
торое фактически предоставляло американским военнослужащим в Кир-
гизии дипломатический статус. В марте 2002 г. Бишкек ужесточил пра-
вила пребывания в Киргизии иностранных военнослужащих, несколько
ограничил их права (поводом послужило ДТП с человеческими жертва-
ми, виновником которого стал американский офицер).
52 С.И.Чернявский
Срок пребывания иностранного воинского контингента, в частности,
США, согласно заявлению министра иностранных дел М.Иманалиева,
может быть продлен, если это потребуется для завершения антитеррори-
стической операции в Афганистане, однако американская сторона долж-
на не менее чем за полгода до истечения срока соглашения «урегулиро-
вать с руководством Киргизии этот вопрос». Помимо оплаты за пользо-
вание аэродромом американцы безвозмездно окажут Киргизии помощь в
размере 3,5 млн долл. на обеспечение пограничной безопасности.
Парламент Киргизии ратифицировал в марте-апреле 2002 г. межпра-
вительственные соглашения, согласно которым право на пребывание в
стране своего воинского контингента сроком на один год (с возможно-
стью последующего продления по предложению одной из сторон) полу-
чили Австрия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Турция, Франция и Южная Корея. Их воинские контингенты бу-
дут осуществлять техническое и тыловое обеспечение антитеррористиче-
ской операции в Афганистане, в то время как авиация Франции будет
продолжать принимать в ней непосредственное участие. М.Иманалиев
заявил в этой связи, что размещение в республике иностранных воинских
подразделений отвечает интересам страны и не угрожает ее безопасно-
сти. На сегодня в Киргизии находится 1,5 тыс. военнослужащих из стран-
участниц международной антитеррористической коалиции, в распоряжении
которых имеется несколько военно-транспортных самолетов, самолетов-
заправщиков и 6 истребителей «Мираж–2000» ВВС Франции. Предпола-
гается довести численность указанной группировки до 2–3 тыс., пополнив
авиапарк истребителями ВВС США. Военные специалисты стран коали-
ции, по некоторым данным, изучают также возможности задействования
и других киргизских аэродромов.
Таджикистан дал согласие предоставить свое воздушное пространст-
во и аэродромы для ВВС США и их союзников (аэропорт в Кулябе при-
нимает авиатехнику ВВС США, Франции и Италии). Однако Вашингтон
решил не создавать здесь авиабазы, ограничиться транзитным пунктом
дозаправки и обслуживания авиатехники.
Туркменистан, несмотря на нажим со стороны США (американцы
добивались, в частности, предоставления в распоряжение США «аэродро-
мов подскока», права патрулирования десятикилометровой зоны вдоль
границы с Афганистаном), не пошел на активное участие в контртерро-
ристической операции, ограничив его содействием в оказании гумани-
тарной помощи афганскому населению. Вместе с тем, в аэропорту Ашха-
бада размещена и приступила к работе группа американских военных
специалистов по техобслуживанию и дозаправке американских военных
самолетов, курсирующих между Турцией и Афганистаном.
Грузия 30 апреля 2002 г. приняла первую группу американских во-
енных, в состав которой входят специалисты-тыловики, связисты и инст-
рукторы по подготовке спецназа. Общая численность американских воен-
нослужащих на первом этапе реализации программы «обучи и оснасти»
стоимостью в 64 млн долл. составит 150 человек. Грузии будет оказана
помощь в формировании двух пехотных батальонов, отдельного батальона
Политика России в Центральной Азии и Закавказье 53
спецназа и механизированной бронегруппы. 29 апреля 2002 г. президенты
Азербайджана, Грузии и Турции подписали в турецком г. Трабзоне трех-
стороннее межправительственное соглашение «О сотрудничестве в об-
ласти борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма».
Изменения стратегического порядка, происходящие в непосредствен-
ной близости от России, требуют прагматичного, взвешенного подхода к
оценке новых вызовов ее национальной безопасности. При всей неодно-
значности последствий долговременного присутствия США в Централь-
ной Азии было бы контрпродуктивным для российских интересов допус-
тить превращение этого региона в новое поле конфронтации между Рос-
сией и США. Важно следовать разумной и четкой внешнеполитической
линии с учетом особенностей нового уровня российско-американских
отношений для обеспечения национальной безопасности России, добива-
ясь от американцев прозрачности и предсказуемости их действий в воен-
ной сфере, заблаговременной информации об их планах в этом регионе
на перспективу в контексте совместной антитеррористической борьбы, а
также участия в разработке и реализации выгодных России крупных эко-
номических проектов. Необходимо использовать объединяющее воздей-
ствие общей для России, США и стран Центральной Азии угрозы рели-
гиозного экстремизма. При этом исходить из главного самым опасным
для России сценарием развития событий может стать дестабилизация,
развал существующих светских режимов, возникновение межгосударст-
венных конфликтов, приход к власти религиозных экстремистов.
Перед российской внешней политикой стоит задача совершенство-
вания имеющихся механизмов сотрудничества в рамках СНГ и ДКБ, в том
числе, на основе принципиальных политических договоренностей, достиг-
нутых на саммите СНГ в Алма-Ате в марте 2002 г., укрепления законода-
тельной, нормативной и политической основ интеграционных механиз-
мов, в которых Россия играет лидирующую роль, особенно новой между-
народной организации Евразийского экономического сообщества.
Важным внешнеполитическим резервом России является дальнейшее
развитие взаимодействия с Китаем по проблемам Центральной Азии, в
том числе в рамках завершающей свое организационно-правовое станов-
ление Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которое способ-
но стать важным сдерживающим фактором в отношении противоречащих
российским интересам шагов США.
Одним словом, создавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. си-
туация на постсоветском пространстве привносит в Концепцию внешней
политики Российской Федерации существенные элементы новизны. В пер-
вую очередь это реализм. Реализм в оценке международной ситуации
и перспектив ее трансформации, в определении шкалы наших приорите-
тов, в постановке конкретных задач. Другой важный момент, который в
растущей степени будет характерен для внешней политики России в Цент-
ральной Азии и Закавказье, это здоровый прагматизм. Внешняя поли-
тика призвана быть действенным помощником решения внутренних за-
дач страны. Однако, поскольку внешнеполитические ресурсы объективно
ограниченны, они должны сосредотачиваться в первую очередь на жизненно
54 С.И.Чернявский
важных для России областях. Это надежная безопасность во всех ее
измерениях, создание благоприятных условий для подъема экономики
страны, защита за рубежом прав российских граждан и соотечественни-
ков. При этом высшим приоритетом России является защита интересов
личности, общества и государства. Критерием отношений с зарубежными
партнерами будет взаимная открытость к сотрудничеству, готовность к
действительному учету интересов друг друга.
Если суммировать, то в центр всей внешнеполитической активности
России ставится реализация ее национальных интересов путем их после-
довательного, а где надо и жесткого, отстаивания. Главной философией
во внешних делах была и остается линия на созидательное сотрудничест-
во, поиск согласия и баланса интересов, выработка коллективных реше-
ний в вопросах формирования нового миропорядка и в решении актуаль-
ных международных проблем. Это те основополагающие критерии,
которыми надлежит руководствоваться внешнеполитической деятельно-
сти России.
Что касается будущего развития событий, как в Центральной Азии,
так и в Закавказье, то сейчас было бы преждевременно бить тревогу или
спекулировать на перспективах гипотетических перемен. Для России
принципиально важно, чтобы ее южные соседи развивались стабильно и
гармонично. Это касается и политического, и социально-экономического
развития. Все это откроет дополнительные возможности для двухсторон-
него сотрудничества с ними Российской Федерации. В настоящее время
борьба с угрозой терроризма, сепаратизма, исходящей с территории Аф-
ганистана, вышла на первый план. Здесь у России и США общие цели, и
поле для взаимодействия, как со странами Центральной Азии и Закавка-
зья, так и с другими государствами, которые входят в международную
коалицию, пока что достаточно широко.
Следующая
Комментарии
Отправить комментарий