23. Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 225

23-Я ТЕМА:
Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 225

Пропагандируемый ТDRА тип ислама включает аполитичность, секуля-
ризм, ограничение религии частной жизнью граждан. В то же время эта
организация занимается распространением исламских знаний, подготовкой
священнослужителей, ремонтом и строительством культовых учреждений1.
Из всех неправительственных организаций с наибольшим размахом
на территории тюркских республик до последнего времени действовала
группа Фетхуллаха Гюлена. Сам Ф.Гюлен, религиозной общине которого
в Турции принадлежит 88 фондов, 20 обществ, 128 частных школ, 218
фирм, а также 17 печатных органов, телестанция, две радиостанции, бес-
процентный банк и страховое общество, в настоящее время находится под
следствием за незаконную пропаганду исламских взглядов как в самой
Турции, так и за ее пределами2. В начале 1990-х гг. Ф.Гюленом был соз-
дан некоммерческий «Асия Финанс банк» с капиталом в 125 млн долл.
для инвестиций в различные проекты на территории тюркских республик.
В течение 1990-х гг. этой группой в республиках Центральной Азии и в
Азербайджане было построено и введено в строй более 80 школ и 4 уни-
верситета, где преподавание ведется на турецком или английском языках
по программам турецких учебных заведений3. Один из турецких аналити-
ков Шахин Алпай считает, что выпускники этих учебных заведений, как
правило, в последующем занимали важные позиции в общественной и
политической жизни тюркских республик4.
В самой Турции ежегодно выделяется несколько тысяч стипендий для
обучения студентов и преподавателей из тюркских республик в турецких
высших учебных заведениях и научно-исследовательских центрах. Все
расходы по их пребыванию в Турции берет на себя турецкая сторона.
Большую активность по консолидации тюркских народов в единый
политический и этнокультурный союз на протяжении ряда последних лет
проявлял министр Турции по связям с тюркоязычными республиками
СНГ А.Чай. Его высказывания неоднократно становились объектом кри-
тики российского МИД, а также руководства отдельных тюркских рес-
публик. Однако до самого последнего времени турецкое правительство
мало на это реагировало.
В целом, политика Турции по созданию единого тюркского полити-
ческого и культурно-идеологического пространства постепенно стала за-
ходить в тупик, а руководители тюркских республик откровенно стали
говорить о нежелании менять русского «старшего брата» на турецкого и
начали дистанцироваться от дальнейших попыток Турции сблизится на
этой основе. Например, Н.Назарбаев в своей книге писал следующее:
«Многим казалось, что Турция сможет решить все наши проблемы… Но
что это означало на деле? Это значило  отказаться от только что обре-
тенной независимости, разорвать традиционные отношения с соседями,

1
Turkish Studies. Vоl. 1. № 1 (Spring 2000). Р. 45.
2
Киреев Н.Г. Антитеррористическое законодательство и борьба с радикальным
исламизмом в Турции // Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001. С. 328.
3
Тurkish Studies. Vо1. 1. № 1 (Spring 2000). Р. 50.
4
Milliyet. 4.11.1996.


226 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

вместо одного “старшего брата” посадить себе на шею другого»1. При-
близительно в это же время президент Азербайджана Г.Алиев заявил, что
определенные круги в Турции поддерживают тех лиц и их вооруженные
группы, которые пытаются дестабилизировать положение в Азербайджа-
не. По его мнению, «такие действия разрушают дружественные отноше-
ния между двумя странами»2. Как бы в подтверждение этого обвинения
турецкая пресса после провала попытки государственного переворота в
Азербайджане, предпринятого 17 марта 1995 г., писала, что некоторые
министры и сотрудники службы национальной безопасности Турции бы-
ли осведомлены о готовящемся перевороте3.
В Узбекистане охлаждение отношений с Турцией начало происходить
несколько позже, но зато в более радикальной форме. В 2000 г. прави-
тельство Узбекистана закрыло все школы, открытые религиозными орга-
низациями Турции, и, прежде всего, учебные заведения, действовавшие
под патронажем Ф.Гюлена. Из страны был выслан турецкий атташе по
образованию, а все узбекские студенты, обучавшиеся в Турции, отозваны
на родину4.
Турецкому правительству пришлось корректировать свою политику.
Пришло понимание того, что политическая и культурная близость, при-
верженность населения новых независимых тюркских республик исламу
и тюркизму были преувеличены, что «национальное самосознание узбе-
ков, туркмен, киргизов  это факт. У них возник и укоренился государ-
ственный национализм. Ни правящие силы, ни массы не захотят жертво-
вать им во имя сверхнациональной общности, тюркистской или ислами-
стской»5. Новый президент Турции Ахмед Неджет Сезер в конце 2000 г.
совершил поездку по тюркским республикам и, как свидетельствовала
пресса, с пониманием отнесся к предложению своих тюркских коллег
развивать дальнейшие отношения на принципах «равноправного партнер-
ства»6. Конкретным свидетельством того, что Турция намерена скорректи-
ровать свою политическую линию в отношении тюркских республик, ста-
ла отставка в начале 2002 г. министра по связям с тюркоязычными рес-
публиками СНГ А.Чая, который, несмотря на возражение многих влия-
тельных членов турецкого правительства, организовал в Турции в конце
2001 г. очередной Курултай тюркских народов, на котором вновь звучали
лозунги, в настоящее время не созвучные с новой политической линией
турецкого руководства.
Несколько более успешно развивалось торгово-экономическое сотруд-
ничество Турции с новыми государствами Центральной Азии и Закавка-
зья. Заявив о своем желании участвовать в их экономическом развитии,
турецкое правительство разработало программу долгосрочного торгового,

1
Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996. С. 216.
2
Zaman. 31.05.1996. Р. 2.
3
Cumhuriyet. 16.03.1995.
4
Ibid. 03.09.2000.
5
Азия и Африка сегодня. 1994. № 2. С. 7.
6
Radical. 25.10.2000.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 227

экономического и научно-технического сотрудничества с ними. В 1992 г.
в Анкаре было подписано межправительственное соглашение о техниче-
ском сотрудничестве между Турцией и пятью тюркскими республиками.
В том же году по линии турецкого «Эксимбанка» в экономику этих рес-
публик было инвестировано более 850 млн долл., из которых 250 млн долл.
получил Узбекистан, 200 млн долл. было передано казахстанскому «Алем-
банку», 73,2 млн долл. получила Киргизия, 250 млн долл.  Азербай-
джан и 75 млн долл.  Туркменистан1. Эти кредиты, в основном, пошли
на закупку в Турции продовольственных и потребительских товаров. Од-
нако в последующем Турция приступила к реализации ряда крупных
промышленных и технологических проектов, оплата которых также про-
исходила, в основном, за счет турецкой стороны. Речь идет о налажива-
нии регулярной авиационной связи между Стамбулом, Анкарой и столи-
цами закавказских и центрально-азиатских республик, запуске в 1992 г.
турецкого спутника, обеспечившего на территории этих республик ус-
тойчивый прием турецких телевизионных программ, создание в этих
республиках единой телефонной сети с выходом на турецкую телефон-
ную сеть и во внешний мир. На этом фоне торговые отношения между
Турцией и ее тюркскими соседями развивались достаточно медленно, и к
1999 г. их доля во внешней торговле Турции едва превысила 4%, отставая
по темпам развития как от России, так и от Ирана. Нижеследующая таб-
лица дает представление о характере торговых отношений между Турци-
ей и ее азиатскими партнерами2.
Торговля Турции с тюркскими республиками в 1998 г., млн долл.
Экспорт Импорт
Азербайджан 239,2 25,9
Казахстан 210,4 13,1
Киргизия 49,3 7,3
Туркменистан 117,5 73,5
Узбекистан 210,4 87,4
По всей видимости, достаточно низкие темпы развития внешнетор-
говых отношений между Турцией и этими странами связаны с тем, что
турецкое правительство предоставило возможность развивать эти отноше-
ния, главным образом, турецкому малому и среднему бизнесу, ресурсов
которого явно не хватает для постоянного наращивания темпов торговых
отношений. Необходимо отметить, что кроме развития двухстороннего
сотрудничества с центрально-азиатскими и закавказскими республиками
Турция активно участвует в развитии регионального сотрудничества. Речь
идет, прежде всего, о таких его формах, как Организация экономического
сотрудничества, куда кроме Турции и тюркских республик входят также
Иран, Афганистан и Пакистан, Организация Черноморского экономиче-

1
Тurkish Review. 1993. Vо1. 7. № 31. Р. 22.
2
Different Bulletins of DEIK. 1998–1999.


228 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

ского сотрудничества, а также воссоздание Великого шелкового пути, в
которых Турция принимает самое активное участие. Однако пока все эти
организации находятся в стадии своего становления и не играют, за ис-
ключением, пожалуй, ЧЭС, в которую тюркские республики, за исключе-
нием Азербайджана, не входят, значимой роли в интеграционных процес-
сах, происходящих в регионе.
Что касается нетюркских закавказских республик, то есть Грузии и
Армении, то, по известным причинам, развитие Турцией с ними торгово-
экономических отношений существенно отличается друг от друга. За го-
ды сотрудничества с независимой Грузией Турция подписала с ней свы-
ше двадцати различных договоров и соглашений, включая базовый Дого-
вор о дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях. В соответ-
ствии с этими договорами Турция осуществляет с Грузией совместное
сотрудничество в области железнодорожного строительства, энергетики,
оптико-волоконной связи, транспортировки энергоносителей. Важное
значение для Грузии имеет подписанное с Турцией в 1997 г. соглашение
о сотрудничестве в военной области. В соответствии с этим соглашением
в турецких военных учебных заведениях ведется подготовка кадров для
грузинских вооруженных сил. Кроме того, Турция осуществляет военные
поставки грузинской армии, в частности, было объявлено о передаче по-
граничным силам нескольких быстроходных катеров для охраны грузин-
ских морских границ после вывода из Грузии российских пограничников.
В развитие этого военного соглашения в апреле 1998 г. между министер-
ством обороны Грузии и генштабом вооруженных сил Турции был под-
писан Меморандум о взаимопонимании в вопросах военного сотрудниче-
ства. В этом документе было заявлено о стратегическом военном парт-
нерстве между Тбилиси и Анкарой. Он предусматривает помощь со сто-
роны Турции в формировании материально-технической базы и подго-
товке кадров грузинских вооруженных сил.
Что касается торгово-экономических отношений с Арменией, то они
пока не получили сколько-нибудь существенного развития. Низкий уровень
торгово-экономических связей между двумя странами связан, прежде
всего, с отсутствием между ними дипломатических отношений, которые
так и не удалось установить, несмотря на определенные усилия, пред-
принятые сторонами после провозглашения Арменией независимости. В
1992 г., после того как тогдашний президент Армении Левон Тер-Петро-
сян заявил об отсутствии территориальных претензий к Турции и запре-
тил деятельность на территории Армении националистической антиту-
рецкой организации «Дашнакцутюн», Армению с официальным визитом
посетила турецкая дипломатическая делегация во главе с заместителем
министра иностранных дел Б.Унаном. Во время этой встречи обе сторо-
ны заявили о готовности установить дипломатические и торговые отно-
шения. Однако вскоре переговоры зашли в тупик, после того как Арме-
ния отказалась официально признать нерушимость своих границ с Турци-
ей и Азербайджаном, на чем настаивала турецкая сторона. В дальнейшем
контакты между двумя странами, в том числе на высшем уровне, имели
место, но лишь в рамках работы различных международных форумов.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 229

Видимых практических результатов эти встречи пока не дали, хотя в
средствах массовой информации обеих стран и из заявлений их лидеров
видно, что обе стороны ощущают значительные экономические и поли-
тические потери от отсутствия нормальных двухсторонних связей. Так,
турецкая сторона неоднократно заявляла о своей заинтересованности в от-
крытии железнодорожного и автомобильного сообщения из Турции через
Нахичевань и Армению в Азербайджан, а открытие границы с Арменией,
по расчетам турецких предпринимателей, могло бы в кратчайшие сроки
увеличить объем двухсторонней торговли до 500 млн долл.1
При всем сказанном следует иметь в виду, что главным направлением
внешнеэкономической деятельности Турции на постсоветском простран-
стве являлось участие в освоении перспективных нефтегазовых районов
Прикаспия и в транспортировке добываемых здесь энергоресурсов.
Впервые вопрос о строительстве основного экспортного нефтепро-
вода из района каспийской нефтедобычи к терминалам турецкого порта
Джейхан на Средиземном море Турция подняла в начале 1990-х гг., вско-
ре после того, как она ввела эмбарго на перекачку иракской нефти через
турецкую территорию и, таким образом, прекратила ее поставки миро-
вым импортерам. 5 марта 1993 г. между Турцией и Азербайджаном было
подписано соглашение о транспортировке азербайджанской нефти в Джей-
хан. Однако после свержения правительства А.Эльчибея это соглашение
перестало действовать. Но Турция продолжала настойчиво продвигать идею
строительства нефтепровода на Джейхан как среди нефтедобывающих
прикаспийских государств, так и среди крупнейших западных нефтяных
компаний. После создания в 1994 г. Азербайджанского международного
нефтяного консорциума (АМНК) Турция получила в нем лишь 5% акций,
которые Азербайджанская государственная нефтяная компания из своей
квоты выделила турецкой нефтяной компании ТПАО2. Несмотря на столь
малое прямое участие в осуществлении нового международного нефтя-
ного проекта, Турция тут же стала настаивать на том, чтобы в повестку
дня нефтяного консорциума был внесен вопрос о приоритетном строи-
тельстве 1730-километрового нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан.
На этот раз, несмотря на прямую поддержку турецкого проекта со стороны
американского правительства, руководство АМНК приняло решение ис-
пользовать уже имеющийся нефтепровод Баку — Новороссийск. В 1995 г.
под давлением Турции, поддержанной США, АМНК принимает решение
о строительстве альтернативного новороссийскому нефтепровода Баку —
Супса. Одновременно Турция продолжала настаивать на необходимости
ограничения поставок каспийской нефти через российскую территорию.
1 июля 1994 г., под предлогом обеспечения безопасности судоходства в
Черноморских проливах, турецкое правительство в одностороннем по-
рядке, в нарушение международного соглашения в Монтре 1936 г., ввело
новый судоходный регламент, ограничивающий прохождение через про-

1
Cumhuriyet. 17.04.1998.
2
Forsythe, Rosemarie. The Politics of Oil in the Caucasus and Central Asia. L.,
1996. Р. 41.


230 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

ливы торговых судов, прежде всего, большегрузных и перевозящих опас-
ные грузы. С самого начала было очевидным, что турецкие санкции на-
правлены против российского нефтяного экспорта и в поддержку турецко-
го проекта строительства основного экспортного нефтепровода на Джей-
хан. Российское правительство подало протест в Международную мор-
скую организацию на неправомерные действия турецкой стороны, и та, в
свою очередь, хотя и констатировала, что «навигация через Проливы по-
стоянно увеличивает риск для судоходства, безопасности окружающей
среды, а также для проживающего здесь мирного населения», все-таки обя-
зала Турцию неукоснительно соблюдать положения конвенции Монтре и
снять все ограничения на проход торговых судов через Проливы. Тем не
менее, вплоть до настоящего времени Турция продолжает чинить препят-
ствия российским танкерам в их свободном проходе из Черного в Среди-
земное море.
После того как Россия доказала свою способность доставки практи-
чески всей добываемой сегодня в прикаспийском регионе нефти через
нефтепроводы, проходящие по ее территории (в 2001 г. вступил в строй
новый магистральный трубопровод от Тенгизского месторождения в Ка-
захстане до Новороссийска), Турция стала указывать на недостатки рос-
сийских экспортных нефтепроводов. Так, в Турции заявляют, что пропуск-
ные возможности порта Джейхан намного превышают новороссийские.
Кроме того, Джейхан готов к отгрузке нефти круглогодично, в отличие от
Новороссийска, где в зимнее время случаются шторма, препятствующие
загрузке танкеров1. В то же время турецкая сторона постоянно указывает
на то, что мощности российских нефтепроводов не хватит, когда с при-
каспийских месторождений пойдет большая нефть. Позицию турецкого
правительства по вопросу строительства основного экспортного нефте-
провода на Джейхан постоянно поддерживали США, однако какое-то
время американские нефтяные корпорации учитывали свои экономиче-
ские расчеты и дистанцировались от прямой поддержки этого проекта. То
же самое можно сказать о позиции прикаспийских государств, большин-
ство из которых, кроме Азербайджана, вначале достаточно осторожно вы-
сказывались на этот счет. Ситуация стала меняться с 1997 г., когда прези-
дент Б.Клинтон заявил о своей поддержке турецкого проекта. После этого
последовало заявление вице-президента крупнейшей американской неф-
тяной компании «Амоко» Джима Нороски, который заявил, что предпо-
чтение, в конечном итоге, должно быть отдано проекту Баку — Джейхан,
несмотря на его дороговизну и протяженность2. В октябре 1998 г. амери-
канский представитель по Каспию Дж.Вулф заявил в Анкаре, что в АМНК
должны прекратиться обсуждения, блокирующие начало строительства
нефтепровода Баку — Джейхан. Через год, 18 ноября 1999 г., после за-
вершения стамбульского саммита ОБСЕ руководители Азербайджана,
Казахстана, Туркменистана, Грузии и Турции подписали официальное
соглашение о строительстве магистрального нефтепровода Баку — Тбили-

1
Российская газета. 1997. 18 июля.
2
Независимая газета. 1997. 17 июля.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 231

си — Джейхан. Под этим документом стоит также подпись президента США
Б.Клинтона, в качестве гаранта его выполнения1. Однако похоже, что до
реализации данного проекта все еще далеко. По-прежнему не ясен вопрос
с его финансированием. Ожидавшаяся большая прикаспийская нефть все
еще находится под большим вопросом. По крайней мере, большинство но-
вых пробуренных скважин на азербайджанском шельфе Каспийского моря
оказались неперспективными, а Туркмения, Иран и Россия вообще пока не
проявляют большой заинтересованность в ускорении нефтедобычи в при-
каспийских районах. Похоже, что после прихода к власти новой админист-
рации претерпевает изменения и позиция США по данному вопросу. Прези-
дент США Буш-мл. полагает, что его предшественник поспешил с под-
держкой турецкого проекта, переоценив углеводородные запасы Каспия
и окупаемость строительства трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан2.
Кроме Азербайджана Турция проявляет определенную активность в
ряде перспективных на нефть и газ районах Казахстана. Так, в 1996 г.
турецкая компания ТПАО получила контракт на добычу нефти в районе
Актюбинска. Поисковые работы планировалось провести в течение четы-
рех лет. В указанный проект компании надлежит инвестировать 750 млн
долл. Кроме того, ТПАО совместно с «КаzNIGRI» учредило смешанную
компанию с целью получения 4 млрд баррелей нефти и 200 млрд м3 газа в
регионах Актюбинска, Атырау и Мангыштау3. Однако все эти месторож-
дения, хотя и считаются перспективными, пока не оправдывают ожида-
ний турецкой стороны.
Таким образом, несмотря на явное усиление турецкого влияния в
Центральной Азии и Закавказье, добиться сплочения новоявленных рес-
публик под своим патронатом или хотя бы обеспечить надежность здесь
своих экономических, политических и военных позиций Турции пока не
удалось и, скорее всего, вряд ли удастся. В борьбу за Центральную Азию
и Закавказье сегодня вступают гиганты западного мира во главе с США,
которые в начале нового столетия непосредственно приступили к эконо-
мическому и военно-политическому освоению этих районов. Все еще
сильны здесь позиции России, и в настоящее время она, похоже, не соби-
рается их терять. Известную конкуренцию Турции в регионе составляют
Китай, Индия, Пакистан, Япония.
Активную политику в регионе проводит Исламская республика Иран.
После распада СССР Центральная Азия и Закавказье стали объектом
пристального внимания Ирана, превратились в одно из основных направ-
лений его внешней политики, что сохраняется и сейчас и открыто при-
знается руководителями иранского внешнеполитического ведомства4.

1
Zaman. 19.11.1999.
2
Советская Россия. 2001. 16 января.
3
Киреев Н.Г. Турецкая деловая элита о турецко-российских отношениях //
Ближний Восток и современность. Вып. 9. М., 2000. С. 86–87.
4
Выступление министра иностранных дел ИРИ доктора Харрази на семина-
ре «Роль региональных сил в решении конфликтов и экономического развития» //
Аму-Дарья (Тегеран). 1999. № 1. С. 11.


232 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

Директор иранского Международного института по исследованию
Каспийского региона, руководитель отдела международных отношений
Центра стратегических исследований ИРИ д-р А.Малеки полагает, что
стратегические интересы Ирана в странах Центральной Азии и Закавказья
определяются не только стремлением к развитию политических отноше-
ний и получению экономических выгод, но и надеждой на выход из меж-
дународной изоляции, а также необходимостью сохранения хороших от-
ношений с Россией1.
В 1990-е гг. при новом президенте А.А.Хашеми-Рафсанджани внеш-
неполитический курс ИРИ претерпел серьезные изменения, и его внеш-
неполитическая стратегия стала характеризоваться большей умеренно-
стью. Приверженцы А.А.Хашеми-Рафсанджани считают, что он был пре-
исполнен решимости покончить с изоляцией страны и вернуть Ирану
былую роль ответственной региональной державы. В Иране все больше
внимания стали уделять отношениям с ближайшими соседями.
Как известно, у Ирана сложные отношения со многими арабскими
странами. В регионе Ближнего и Среднего Востока и Персидского залива
ему приходится мириться со сложившимся положением, диктуемым араб-
скими государствами и отчасти Соединенными Штатами, что оставляет
Ирану мало места для активной деятельности. Наоборот, Центральная Азия
и Закавказье предоставляют ему такие возможности.
После распада СССР в новых независимых государствах Централь-
ной Азии и Закавказья обострилась социальная напряженность, ставшая в
значительной степени результатом ухудшения экономического положения.
Увеличилась опасность возникновения конфликтов на этнической, нацио-
нальной, конфессиональной почве. Иран потенциально уязвим с точки
зрения внутренних этнических конфликтов  значимую часть населения
страны составляют национальные меньшинства, — и развитие национа-
листических настроений в одном из государств региона могло бы ска-
заться самым негативным образом на внутренней стабильности в ИРИ.
Так, в Иране всегда опасались азербайджанского сепаратизма. В связи с
этим в 1946 г. Иранский Азербайджан был разделен на две самостоятель-
ные административно-территориальные единицы с центрами в Тебризе и
Резайе, а в 1993 г. была образована дополнительная азербайджанская
провинция с центром в Ардебиле. Азербайджанцы — крупнейшее непер-
соязычное этническое меньшинство в ИРИ. Несмотря на закрепленные в
конституции ИРИ права и свободы, присутствие на руководящих постах
страны этнических азербайджанцев, например, лидера ИРИ А.Хаменеи, и
в целом благоприятное положение данного меньшинства в Иране, имеют
место опасения, что в длительной перспективе, а особенно при падении
популярности исламского режима в ИРИ, успешное развитие независи-
мого азербайджанского государства у границ Ирана будет угрожать тер-
риториальной целостности последнего, так как может привести к росту
националистических настроений.

1
Малеки А. Иран и Туран: к вопросу об отношениях Ирана с государствами
Центральной Азии и Закавказья // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 5.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 233

Нельзя не отметить, что дополнительной причиной для возникнове-
ния в Тегеране подобных опасений стала проводимая в отношении ИРИ
политика руководства Азербайджанской Республики. Длительное время
на территории нового независимого государства беспрепятственно дей-
ствовал Комитет национального освобождения Южного Азербайджана. В
стране сильны позиции политических партий, выступающих с антииран-
скими, пан-азербайджанскими и протурецкими лозунгами, например, На-
родного фронта Азербайджана, Мусаватистской партии.
Вообще, после распада Оттоманской империи миф о том, что иранский
Азербайджан некогда являлся частью единого азербайджанского государ-
ства, впоследствии разделенного искусственно на две части, неоднократ-
но использовался азербайджанскими националистами для оправдания
территориальных претензий по отношению к Ирану. Более того, сторон-
ники Народного фронта Азербайджана не только отстаивают идею един-
ства двух Азербайджанов, но и утверждают, что границы этого единого
Азербайджана доходят до города Казвин вблизи Тегерана.
В связи с этим Иран всегда подчеркивал свою приверженность прин-
ципу территориальной целостности всех государств региона и неруши-
мости существующих в регионе границ.
Вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза, поспеши-
ли заполнить не только Иран, но и другие силы, присутствие которых в
регионе, а в особенности в непосредственной близости от своих границ,
Иран не устраивало.
Естественно, хотели бы в Тегеране распространения в регионе и ис-
ламских ценностей, так как Иран хочет выступать также в роли лидера ис-
ламского мира. Однако даже в первые годы после исламской революции
в Иране были очень редки призывы экспортировать исламскую револю-
цию в центрально-азиатские и закавказские республики СССР. Если такие
призывы к советским мусульманам имели место, то они делались в гораз-
до более мягкой форме, чем аналогичные обращения к мусульманам араб-
ских стран, более суровой критике подвергались и режимы последних.
После распада СССР Иран неоднократно заявлял, что не ставит пе-
ред собой цель распространить в этих республиках революционные идеи.
В 1992 г. Камаль Харрази, будучи представителем ИРИ в ООН, заявил,
что народы описываемого региона имеют право выбирать свой путь и Иран
не будет навязывать им своей дружбы. Скорее, он рассчитывает на хоро-
шие соседские отношения1. А Али Акбар Велаяти, будучи министром ино-
странных дел ИРИ, заявлял, что Иран формирует свою политику в регио-
не таким образом, чтобы избежать столкновения с Россией2. После распа-
да СССР Москва сохранила для Ирана большую значимость. Тегеран хотел,
чтобы Россия уважала договоры, которые он подписал с СССР, и отвечала
за их соблюдение, старался не давать повода России для выхода из этих
договоров. Подчеркивалась важность соглашений, достигнутых за послед-

1
Menashri L. Iran and Central Asia // Central Asia meets the Middle East. L.,
1998. P. 83.
2
Ibid. P. 80.


234 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

ние годы, особенно соглашений по торговле и вооружениям. Таким обра-
зом, несмотря на свое желание распространять идеологическое влияние в
Центральной Азии и Закавказье, региональная стабильность и взаимовы-
годные двухсторонние отношения, как оказалось, имеют для Ирана боль-
шее значение. Как писала газета «Кейхан-е хаваи» в 1993 г., «изменение
во внешнеполитической линии не означает отхода от принципов ислам-
ской революции, а является показателем осознания новых возможностей
и попыткой использовать их как можно лучше в интересах революции»1.
В ходе поездки в 1993 г. по странам Центральной Азии президент
ИРИ Хашеми-Рафсанджани подчеркнул, что основной целью его визита
являются деловые контакты, в то время как ранее министр иностранных
дел ИРИ Велаяти заявлял, что Иран рассматривает свои отношения со
странами Центральной Азии не с коммерческой точки зрения2. Здесь от-
четливо проявился прагматизм иранского руководства, ведь данное заяв-
ление делалось, вероятно, с учетом того, что центрально-азиатские страны
неоднократно высказывались о своем желании развивать с Ираном пре-
имущественно экономические отношения, без идеологического подтекс-
та. Так, один из представителей туркменского МИД заявлял, что Иран
нужен Туркменистану, чтобы доставлять к морю туркменские товары, но
что Туркменистан вовсе не желает превращаться в исламское государство.
В таком же духе высказался и бывший глава Духовного управления му-
сульман Центральной Азии муфтий Мохаммед Юсуф Мохаммед Садег,
заявив, что для Узбекистана более приемлемым является турецкий путь
развития3.
Вообще, иранский шиитский ислам вряд ли может быть широко вос-
принят в Центральной Азии, население которой в основном составляют
сунниты ханифитского толка. Исключением является лишь Азербайджан.
После обретения независимости религиозные деятели Центральной Азии
ездили учиться в теологические центры Турции, Пакистана, Египта, Сау-
довской Аравии, Марокко, но не Ирана. Когда еще во времена Советско-
го Союза поднялась волна исламистского движения и была создана Пар-
тия исламского возрождения, его идеологи обращались главным образом
к трудам суннитских, а не иранских мыслителей4. Исламские организа-
ции и движения, создававшиеся в центрально-азиатских и закавказских
республиках Союза, получали значительную поддержку извне — в основ-
ном, со стороны различных исламских фондов, а также ряда исламских
государств, главным образом, арабских стран и Пакистана. ИРИ также
способствовала развитию в регионе исламского движения, что было про-
диктовано иранскими геополитическими устремлениями — необходимо-
стью создания идеологической базы для проникновения в регион, однако
делала это в завуалированной форме. Иран, несмотря на благосклонное
отношение к исламистам, избегал оказания открытой поддержки ислам-

1
Menashri L. Iran and Central Asia. P. 77.
2
Ibid. P. 90.
3
Ibidem.
4
Roy O. Iran’s foreign policy towards Central Asia. N.Y., 1999. P. 9.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами