24. Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 235

24-Я ТЕМА:

Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 235

ским движениям по политическим соображениям, ведь это могло привести
к осложнению отношений с Москвой, а после распада Союза — и с руко-
водством новых независимых республик, изначально выступившим за
построение светских государств.
Наиболее ярко деятельность ИРИ на указанном направлении просле-
живается в Таджикистане и Азербайджане. В других новых независимых
государствах причастность Ирана к поддержке исламских организаций
также нельзя отрицать. Например, в организации терактов в Ташкенте в
феврале 1999 г. президент Узбекистана И.Каримов обвинил исламистов
из проиранской группировки «Хезболлах».
Иран неоднократно принимал у себя активистов оппозиционной Ис-
ламской партии Азербайджана, передавал им значительные финансовые
средства, пропагандистские материалы для распространения, организовы-
вал для них курсы религиозно-политической деятельности, чем неизменно
вызывал негативную реакцию в Баку. Президент А.Эльчибей обвинял ИРИ в
пособничестве развитию в Азербайджане исламского фундаментализма. В
период между 1996 и 1998 годами в Азербайджане были закрыты почти все
исламские центры, замеченные в пропаганде идей радикального ислама.
В Таджикистане еще до распада СССР Иран рассматривал Партию
исламского возрождения как потенциального союзника и уделял этой со-
ветской республике особое внимание. Радикальное крыло исламской оп-
позиции заявляло о стремлении установить в Таджикистане исламское
государство, что не могло не импонировать ИРИ. Тем не менее, после
начала конфликта в стране Ирану пришлось проводить на этом направле-
нии более осторожную политику, чтобы не испортить отношения с Рос-
сией и центрально-азиатскими странами. И Иран нашел другой путь ока-
зания влияния на развитие событий в Таджикистане: он стал активно
принимать участие в межтаджикском урегулировании, где с учетом его
влияния на Объединенную таджикскую оппозицию сыграл важную ста-
билизирующую роль. В 1994 г. представитель Ирана принял участие в
первом раунде межтаджикских переговоров, состоявшихся в Москве. Иран-
ские официальные лица присутствовали при подписании Общего соглаше-
ния об установлении мира и национального согласия в июле 1997 г. Иран
выступил наряду с Россией основным политическим гарантом имплемен-
тации данного соглашения. Необходимо отметить, что от поддержки тад-
жикских исламистов Иран не отказался, однако свои действия на данном
направлении он старается не афишировать.
В Иране вскоре осознали, что более прочной базой для интенсивного
проникновения в регион и распространения там своего влияния может
стать культурная доминанта. В Тегеране произошла быстрая переориен-
тация на возрождение культурной общности. Стало активно, особенно в
1990-е гг., пропагандироваться общее культурное наследие региона. При
этом делается акцент на необходимость культурного возрождения для
обретения истинной независимости, возрождения былого величия и под-
черкивается, что в этом Иран готов оказать значительную помощь.
Это новое направление внешнеполитического курса совпало с тем, что
в Иране уже с конца 1980-х гг. одновременно с ослаблением жесткого ис-


236 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

ламизированного идеологического курса в политике и культурной жизни
заметнее начинает проступать традиционный, собственно иранский, эле-
мент1. Провозглашается приверженность классической традиции в куль-
турной политике, демонстрируется стремление объединить ученых Азии
и всего мира вокруг ценностей персидской классической поэзии и насле-
дия Фирдоуси. Особый акцент делается на роли эпоса Фирдоуси для на-
родов всего региона. Именно на эти факторы возлагается задача создания
почвы для интегрирования в регион с общими культурными и экономи-
ческими предпосылками2. Культурно-политическая доктрина Ирана в
регионе отходит от чисто исламских постулатов и ориентируется на рас-
пространение и пропаганду памятников иранской культурной традиции
 персидского языка и поэзии, текста Корана на фарси, реконструкции
исторических традиционных связей, распространению общих этнических
доисламских и исламских принципов. При этом исламское наследие при-
сутствует в доктрине лишь как некий общий фон3.
Например, в Тегеране заявляли, что при формировании такой чисто
экономической организации, как ОЭС, роль иранского культурного на-
следия позволит консолидировать экономический союз стран и обрести в
исламском мире свой устойчивый имидж.
В 1995 г. министр иностранных дел ИРИ А.А.Велаяти провозглашает
возвращение к принципу исламского идеолога Али Шариати «возврата к
себе» (базгяшт бе ход), который, по его мнению, действенен и проявляется
в культурном, политическом и экономическом контексте жизни региона.
Он говорил о региональных связях Ирана и Центральной Азии, успех и ре-
альность осуществления которых «гарантирует общее для этих стран культур-
ное наследие»4. Данное заявление, если рассматривать его в контексте иран-
ской региональной политики в Центральной Азии и Закавказье в 1990-е гг.,
наглядно демонстрирует, как Иран использует идеи общей культуры для
развития связей и укрепления своего влияния и положения в странах ре-
гиона. Интересно, что при этом подчеркивается, что иранская культура
не является чем-то привнесенным извне для стран региона, а представляет
собой часть их собственного культурного прошлого. Таким образом, это
приобретает вид не пропаганды собственно иранской культуры, а призы-
ва к возвращению к своим корням, к своему славному прошлому, трепет-
ное отношение к которому является традиционной частью культуры вос-
точных народов вообще, а не только народов данного региона.
Как утверждает Тегеран, в пользу развития сотрудничества стран
Центральной Азии и Закавказья с Ираном говорят их общее культурно-
историческое прошлое, общие границы, экономические основы и древние
торговые связи. Общность культуры, истории, искусства, литературы и

1
Кляшторина В. Эволюция роли культуры в процессе модернизации Ирана
и стран региона // Особенности модернизации на мусульманском Востоке. М.,
1997. С. 158.
2
Там же. С. 161.
3
Там же. С. 164.
4
Там же.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 237

религии иранских народов с народами этих государств является крепким
фундаментом и прочной базой для развития их взаимоотношений.
Иранцы подчеркивают, что большая часть территории нынешней Цент-
ральной Азии была некогда частью Ирана, иранцы долгое время облада-
ли огромным влиянием на политическую и культурную жизнь региона. В
архитектуре, ремесле, традициях, языках народов региона сохранились
иранские элементы. Известные поэты и ученые, родившиеся на террито-
рии Центральной Азии, называются продуктами ирано-исламской куль-
туры и отмечается, что, например, на мировом уровне Рудаки, Улугбек,
Бухари, ибн Сина, Балами, Бируни, Насер Хосров известны как иранские
деятели. К консолидирующим факторам в жизни народов региона отно-
сят философию и поэзию суфизма1.
Идеологическая база культурного проникновения сразу же начала
внедряться на практике. В 1992 г. ИРИ открывает практически во всех
республиках Центральной Азии и Закавказья свои посольства, где специаль-
ные сотрудники занимаются вопросами культуры, образования и науки.
Кроме того, именно в этот период Министерство культуры и исламской ори-
ентации открывает в Алма-Ате специальное представительство, которое
выполняет функции иранского культурного центра в регионе. Впоследст-
вии культурные представительства ИРИ открываются в Таджикистане и
Туркменистане. Создаются многочисленные культурные общества и ор-
ганизации, например, организация имени Низами в ИРИ и Азербайджане.
Эти структуры способствуют динамичному развитию культурных,
образовательных и научных связей между ИРИ и странами региона. В мае
1992 г. Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Туркменистан принимают
участие в международной выставке книг в Тегеране. В дни работы вы-
ставки подписывается ряд двухсторонних документов о сотрудничестве в
области культуры, библиотековедения и полиграфической индустрии,
охватывающие также пополнение книжной продукцией национальных биб-
лиотек соответствующих стран. В эти же годы в Иране издается целая
серия учебников, словарей, журналов для республик Центральной Азии и
Закавказья. Заключаются многочисленные соглашения в области куль-
турного сотрудничества, договоренности о культурном обмене, соглаше-
ния между университетами Ирана и вузами стран региона, проводятся
фестивали иранских фильмов, обмен концертными и театральными груп-
пами, открываются книжные магазины иранских издательств, студенты,
изучающие персидский язык, направляются на стажировку в Иран, про-
водятся культурные встречи и мероприятия, представители стран региона
регулярно принимают участие в организуемых иранской стороной конфе-
ренциях, симпозиумах по различной тематике. Проводятся дни культуры
Ирана в центрально-азиатских и закавказских республиках и дни куль-
туры этих стран в Иране, а также многие другие мероприятия.
Иран уделяет огромное внимание изучению персидского языка в
странах региона. В университетах центрально-азиатских стран создаются

1
Кляшторина В. Культурно-политическая доктрина Исламской республики
Иран в регионе // Исламская республика Иран в 90-е годы. М., 1998. С. 127.


238 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

новые кафедры персидского языка, персидский начинает преподаваться в
ряде средних общеобразовательных школ. ИРИ направляет преподавате-
лей персидского языка в университеты республик, организовывает курсы
повышения квалификации и стажировки для преподавателей и практику
для студентов, проводит семинары, обеспечивает необходимыми учебно-
методическими материалами и техническими средствами обучения, изда-
ет учебную литературу на персидском и национальных языках.
Особенно активную деятельность ИРИ развернула в Таджикистане:
там регулярно проводятся международные симпозиумы и семинары, по-
священные персидскому языку и литературе, создан Фонд персидского язы-
ка. На иранские средства построены библиотеки имени Рудаки и Амира
Кабира. Как подчеркивает М.Санаи, таджики признают тот факт, что они
 иранцы, что таджики и иранцы  это части единого целого1. Развива-
ется иранистика и в Казахстане и Киргизии, где до 1990 г. этого направле-
ния востоковедения практически не существовало2. В 1990–1992 гг. вос-
точные факультеты с отделениями по иранистике открылись в Казахском
государственном университете и Бишкекском государственном универ-
ситете. В настоящее время несколько сот студентов только Казахстана и
Киргизии занимаются иранистикой, десятки представителей этих стран
обучаются в магистратурах и аспирантурах ИРИ.
Иран проявил особую активность в предоставлении новым государ-
ствам помощи с их телевизионными программами, оказывая, таким обра-
зом, непосредственное влияние на широкую аудиторию. Но ИРИ снабжа-
ет, например, таджикское телевидение в большей степени телевизионными
сериалами, чем программами по религиозной тематике, которыми изоби-
лует собственно иранское телевидение3.
В ходе пропаганды в пользу культурной общности Иран зачастую
характеризует советский период как мрачное прошлое центрально-азиат-
ских и закавказских республик, говорит о попытках центрального мос-
ковского руководства лишить народы Центральной Азии и Закавказья их
культуры, самобытности, превратить их в составляющую часть единой
безликой социалистической нации. Вряд ли можно с этим безоговорочно
согласиться. Стоит признать, что унификаторская национальная политика
действительно проводилась на территории СССР, но от нее русский народ
пострадал в не меньшей степени, чем какой-либо из народов Централь-
ной Азии или Закавказья. Так, Фархад Каземи и Зохре Адждари из Нью-
Йоркского университета подчеркивают, что, несмотря на все преобразо-
вания советской власти, мусульманам было разрешено сохранить свои
традиции. Борьба с религией вовсе не приводила к исчезновению ислам-
ских ценностей и моральных установок. Стоит отметить, что к исламу и

1
Санаи М. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии. Алматы,
1997. Гл. 1.
2
Там же. С. 48.
3
Атаханов А. Развитие культурных связей государств Центральной Азии с
Исламской республикой Иран в постсоветский период // Исламская революция:
прошлое, настоящее и будущее / Тезисы докладов. М., 1999. С. 8.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 239

исламским традициям и обрядам отношение было более терпимым и му-
сульманам в религиозном плане предоставлялось больше свободы, чем к
православным христианам1.
Несмотря на громкие заявления об общем культурном наследии, в
культуре Ирана и стран Центральной Азии и Закавказья очень много раз-
личий, и говорить о культурной идентичности нельзя. После христиани-
зации Армении и Грузии произошел значительный разрыв между этими
странами и Ираном, хотя в социальной и политической организации за-
кавказских обществ сохранились иранские элементы. А в XVI в., когда
Иран стал шиитской страной, это, естественно, отделило его от соседних
суннитских стран, в частности, от Центрально-азиатского региона.
Регион Центральной Азии и Закавказья всегда находился под влия-
нием окружавших его цивилизаций, на перекрестке таких философских
систем, как конфуцианство, буддизм, ислам и христианство. Страны этого
региона заимствовали религию — у арабов, административно-бюрокра-
тическую систему — у персов, а военную — у турок, — получив уни-
кальное преимущество от сочетания иранского, арабского и турецкого
начал в своей собственной культуре2.
В настоящее время отношения Ирана с государствами Центральной
Азии и Закавказья развиваются на международном и двухстороннем уров-
нях, а также на уровне областей и провинций.
ИРИ была одной из первых стран, признавших независимость цент-
рально-азиатских и закавказских республик во всех региональных между-
народных организациях и форумах3.
Большое значение для Ирана имело включение центрально-азиатских
республик в Организацию Исламской Конференции, что способствует не
только повышению авторитета этой организации в мире, но и возрастанию
в ОИК роли неарабских государств, что усиливает в ней позицию Ирана.
Иран выступает за вхождение центрально-азиатских стран в ОПЕК и
стремится выработать совместно с ними политику экспорта нефти и газа
через территорию ИРИ, что могло бы усилить позиции Ирана и в этой
организации.
В 1992 г. центрально-азиатские страны и Азербайджан были приняты,
по инициативе Ирана, в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС),
воссозданную в 1985 г. на базе Организации регионального сотрудниче-
ства ради развития, что превратило ее во вторую региональную органи-
зацию в мире по охвату территории и количеству населения.
Основатели ОЭС рассматривали бывшие советские республики как
новый рынок, источник природных ресурсов, путь транзита товаров в Ев-
ропу, на Дальний Восток, в Сибирь, Юго-Восточную Азию и выход, таким
образом, на все мировые рынки. Ираном высказывались идеи создания

1
Kazemi, F.; Ajdari, Z. Etnicity, identity and politics // Central Asia meets the
Middle East. P. 61.
2
Ibid. P. 63.
3
McChesney, R.D. Central Asia’s place in the Middle East // Central Asia meets
the Middle East. P. 31.


240 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

«исламского общего рынка». Стоит отметить то, что основное внимание
в проектах ОЭС, ведущую роль в которой играет Иран, уделяется созданию
транспортных и прочих коммуникаций, ключевое место в которых отво-
дится ИРИ, благодаря чему последняя будет тесно связана с региональ-
ными странами.
Для финансового обеспечения разрабатываемых проектов страны
ОЭС пытаются скоординировать банковскую деятельность. В 1993 г. бы-
ло утверждено решение о создании Совместного банка ОЭС. Была создана
страховая компания организации. В рамках ОЭС создан Научный фонд и
Культурная организация для развития сотрудничества в области культу-
ры и осуществления обмена научными достижениями1. Приоритетным
направлением сотрудничества в регионе остается торговля, но здесь пре-
валируют двухсторонние связи, развитие которых осложнено единообра-
зием экспортно-импортной продукции стран-членов ОЭС  проблемой,
традиционно осложняющей региональную интеграцию и обмен развиваю-
щихся стран.
В 1990-е гг. Иран сделал ставку на потребительские товары для про-
никновения на рынки Центральной Азии и Закавказья. Стали организо-
вываться многочисленные выставки иранских текстильных изделий, быто-
вой техники. В то же время Иран является импортером как сельскохозяй-
ственных, так и промышленных товаров, производимых в странах региона.
Важным направлением сотрудничества стран ОЭС является осуществ-
ление совместных проектов в нефтегазовой области и энергетике. Сотруд-
ничество в данной области также осуществляется в основном на двухсто-
ронней основе. Например, в 1992 г. Иран подписал серию двухсторонних
соглашений с Арменией, Туркменистаном и Азербайджаном о строитель-
стве нефтеочистительных заводов и поставке нефти в эти страны.
Была возрождена идея создания Трансазиатской железнодорожной
магистрали «Великий шелковый путь», которая связала бы регион Сред-
него Востока с Европой, Дальним Востоком, Индией и странами ЮВА и
в которой Иран, по словам А.А.Хашеми-Рафсанджани, стал бы основным
опорным столбом2. В рамках этого проекта в 1995 г. Иран ввел в эксплуа-
тацию 700-километровый участок железной дороги Бафк — Бендер Аб-
бас, а в 1996 г. было завершено строительство участка Мешхед — Серакс
— Теджен, соединившего железнодорожные сети Ирана и Центральной
Азии. Ввод в эксплуатацию этих участков обеспечивает самый быстрый
транзит грузов из Центральной Азии к портам Персидского залива3. С
1996 г. международным консорциумом «НОСТРАК» и российской ком-
панией «Трансконтинентальные линии» разрабатывался проект междуна-
родного транспортного коридора «Север — Юг», в рамках которого в
регионе Каспийского моря планируется организация железнодорожного

1
Практические шаги, направленные на укрепление региональных и между-
народных отношений // Третий взгляд (Москва). 2000. № 71. С. 36.
2
Дунаева Е.В. Иран и страны ОЭС // Исламская республика Иран в 90-е го-
ды. С. 89.
3
Menashri, L. Iran and Central Asia // Central Asia meets the Middle East. P. 83.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 241

сообщения по восточному побережью Каспийского моря со строительст-
вом соединительного участка между железными дорогами Казахстана и
Туркмении, с последующим выходом на железнодорожную сеть Ирана и
далее в Индию. 21 мая 2002 г. в Санкт-Петербурге министры транспорта
России, Ирана и Индии подписали Протокол об открытии международ-
ного транспортного коридора «Север — Юг», что означает открытие но-
вой международной транспортной артерии Европа — Азия. О намерении
присоединиться к данному соглашению уже заявили Туркмения, Казах-
стан, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Болгария и Бахрейн. Ведется
строительство железнодорожных магистралей Мешхед — Бафк и Керман
— Захедан. Большое значение уделяется планам создания морских паро-
мов из порта Энзели в Туркменбаши и Оля, а также Махачкала — Баку
— Ноушехр, подготовке проекта железнодорожного паромного сообще-
ния Лагань (Калмыкия) — Ноушахр с дальнейшим выходом в ОАЭ1.
Было решено соединить энергосистемы стран региона для передачи
электроэнергии в районы, испытывающие ее дефицит. Так, электросеть
Ирана уже соединена с электросетями Турции и Азербайджана, ведутся
работы по соединению электросетей ИРИ и Туркменистана. Предприни-
маются попытки по созданию общей системы связи2.
Вопрос трубопроводов имеет для Ирана и стратегическое, и эконо-
мическое значение. Страна, через которую будут вывозиться каспийские
энергоресурсы, становится настоящей региональной силой и, конечно же,
обогащается экономически. Кроме того, Ирану было бы выгоднее полу-
чать каспийскую нефть для внутреннего потребления в своих северных
провинциях, остро нуждающихся в поставках энергии, особенно для нужд
населения, что является намного более эффективным, чем транспорти-
ровка в эти районы нефти с южно-иранских нефтепромыслов.
Многие, в том числе американские эксперты, признают, что иранский
путь транспортировки каспийской нефти (по крайней мере, для Туркме-
нистана и Казахстана) является наиболее удобным: он дешевле, и Иран
является наиболее стабильной страной в регионе, а также надежным де-
ловым партнером. Но здесь основным препятствием являются американ-
ские санкции. Таким образом, страны региона стоят перед проблемой вы-
бора между необходимым для них маршрутом транспортировки энерго-
носителей, сулящим немалые выгоды, и своими отношениями с США,
которые занимают одну из первых позиций в шкале их внешнеполитиче-
ских приоритетов. Кроме того, центрально-азиатские и закавказские рес-
публики не всегда могут сами решать вопросы, связанные с транспорти-
ровкой их собственных энергоресурсов. Так, например, нефтяная промыш-
ленность Казахстана крепко связана с иностранными нефтяными компа-
ниями, среди которых преобладают американские и европейские (около
50% от всех инвестиций в эту отрасль)3.

1
Menashri, L. Iran and Central Asia. P. 83.
2
Дунаева Е. Каспийский регион и Исламская республика Иран // Исламская
революция в Иране. М., 1999. С. 135–136.
3
Roy, O. Iran’s foreign policy towards Central Asia. P. 16.


242 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

Нужно отметить, что многие проекты прокладки трубопроводов не
реализуются ввиду отсутствия источников финансирования. А междуна-
родные финансовые организации отказываются выделять средства на
данные проекты, так как ключевой страной на трассе газо- и нефтепрово-
дов должен стать Иран. По этой же причине от участия в данных проек-
тах отказываются американские компании и компании других стран За-
пада. Таким образом, для Ирана приоритетное значение имеет снятие
этих санкций или, по крайней мере, их ослабление.
Здесь стоит подчеркнуть то, что проблема транспортных путей это не
только проблема выбора направления транспортировки экспортных и им-
портных товаров Центральной Азии и Закавказья. Это, в первую очередь,
проблема доступа в регион, имеющая уже не только экономическое, но
геополитическое значение. Для Ирана это также и вопрос выхода из изо-
ляции, преодоления санкций. Осуществление иранских проектов означа-
ло бы прекращение всех бойкотов и эмбарго, а интересы западных ком-
паний, чья нефть пойдет по трубам, стали бы лучшей гарантией внешне-
политического авторитета Ирана. Возросло бы и влияние ИРИ в регионе.
Тем не менее, сейчас отношения ИРИ с Западом продолжают оставать-
ся натянутыми. Это беспокоит страны региона. Президент Грузии Э.Ше-
варднадзе даже предлагал выступить в качестве посредника в урегулирова-
нии отношений ИРИ с Западом, в частности, с США, однако это предло-
жение принято не было. Впоследствии, осознав всю глубину противоречий
Ирана с Западом, Грузия выбрала другое направление в вопросе поиска
партнеров. Под воздействием Запада Армения и Грузия отказались от идеи
строительства трубопровода и транспортных коммуникаций через терри-
торию Ирана. В 1995 г. под давлением США Баку исключил Иран из уча-
стия в нефтяной сделке Азербайджана с международным консорциумом,
после чего ИРИ стала оказывать противодействие азербайджанским про-
ектам, связанным с добычей и транспортировкой углеводородных ресур-
сов. В значительной степени фактором противодействия со стороны Запа-
да, а также Турции и некоторых других не заинтересованных в усилении
иранских позиций в регионе сил объясняется и провал посреднической
миссии Ирана в Нагорном Карабахе. Не вызвали интереса и иранские пред-
ложения о посредничестве в урегулировании грузино-абхазской проблемы.
Однако Иран использует посреднические усилия не только для вос-
становления стабильности в регионе, но и для отстаивания своих внешне-
политических интересов. Так, поддерживая Армению в нагорно-карабах-
ском конфликте, Иран оказывал давление на Азербайджан, балансируя на
интересах этих государств и, сохраняя, таким образом, влияние в регио-
не. Впоследствии ИРИ оказалась практически отстраненной от миротвор-
ческого процесса.
Проникновение Ирана в Центральную Азию и Закавказье осложнило
его непростые отношения с некоторыми ключевыми странами Ближнего
и Среднего Востока. Например, чтобы ограничить иранское влияние в
Центральной Азии и Закавказье, такие страны, как Саудовская Аравия,
Египет и Израиль, параллельно с собственным проникновением в регион
оказывали поддержку в данном вопросе Турции и Пакистану.


Политика Ирана и Турции в регионе Центральной Азии и Закавказья 243

Сейчас особое беспокойство вызывает обострение политической об-
становки на берегах Каспийского моря, в частности, усиление проамери-
канских настроений в Азербайджане, где, по заявлениям азербайджанских
государственных деятелей, возможно размещение военных баз НАТО1. Про-
тивниками этого, естественно, являются и Россия, и Иран, заявляющие, что
региональные вопросы должны решаться без вмешательства извне. В под-
ходах этих двух стран к региональным вопросам можно найти много общего.
В 1990-х гг. стало очевидным, что сотрудничество с Россией, в том
числе в интеграционных процессах в Центральной Азии и Закавказье, в
большей степени отвечает интересам Ирана в его борьбе с проникнове-
нием в этот регион Турции и западных держав, чем конфронтация с Рос-
сией, которая сумела сохранить в странах региона достаточно сильные
позиции. Для России сотрудничество с Ираном важно в том плане, что
Тегеран открыто выступил против продвижения НАТО на Восток, а так-
же на южный фланг альянса через Турцию, в страны Персидского залива.
Иран неоднократно высказывал свое неприятие позиции Азербайджана
по поводу намерения разместить на Апшеронском полуострове амери-
канскую военную базу и заявлял, что не будет мириться с чужеродным
военным присутствием вблизи своих границ.
Иран с пониманием относится к сохранению лидерства России в СНГ,
исходя из того, что сильная Россия может быть гарантом интересов Ира-
на в регионе, слабая же Россия открывает доступ в регион другим силам.
Иран и Россия заявляли, что должны избегать взаимной конкуренции в
данном регионе и продолжить свое сотрудничество, что необходимо для
создания там безопасной обстановки, что отвечает интересам обеих стран2.
Российско-иранским сближением обеспокоены США. Они хотели бы
оторвать от России крупного потенциального партнера в этом регионе.
Еще в 1997 году Бжезинский писал, что США должны осуществить рез-
кий поворот в сторону Ирана. При этом особо выделялась важность под-
держки строительства трубопроводов из Азербайджана и Туркменистана
через территорию Ирана в целях полного вытеснения России из Цент-
ральной Азии и Закавказья.
Сейчас Тегеран и Вашингтон делают попытки сближения, и российско-
иранские отношения могут потерять свою ценность для ИРИ. Для этого
есть много причин. Среди них О.Рой называет, во-первых, то, что новое зна-
чение обретает Каспийское море, а американские санкции не дают Ирану
в полной мере использовать там свои возможности. Во-вторых, влияние
России в Центрально-азиатском регионе и на Каспии сокращается, а запад-
ное, особенно американское, проникновение в регион только усиливается3.
До сих пор не удалось достигнуть соглашения по правовому статусу
Каспийского моря, что ведет к возникновению целого ряда проблем в

1
Азовский И. Центрально-азиатские республики в поисках решения транс-
портной проблемы. М., 1999. С. 89.
2
Дунаева Е. Каспийский регион и Исламская республика Иран. С. 132.
3
Пятый ирано-российский круглый стол. Репортажи // Аму-Дарья. 1999. № 2.
С. 115–116.


244 С.Б.Дружиловский, В.В.Хуторская

регионе. Вопрос о пересмотре правового статуса Каспия встал после рас-
пада СССР, когда кроме России и Ирана статус прикаспийских государств
получили Туркменистан, Азербайджан и Казахстан. В 1991 г. Россия,
Туркменистан, Азербайджан и Казахстан, подписав Алма-Атинскую де-
кларацию, обязались выполнять все международные договоры и соглаше-
ния, заключенные СССР. Иран также официально не заявлял о прекраще-
нии действия заключенных с СССР официальных документов, касаю-
щихся статуса Каспийского моря, и постоянно подтверждает, что важней-
шими договорами по Каспийскому морю являются Договор 1921 г. и До-
говор о судоходстве и торговле 1940 г. Таким образом, до тех пор, пока
не будут заключены новые договоры, Каспийское море должно рассмат-
риваться как объект совместного пользования. Естественно, правовой
режим Каспия требует совершенствования, так как теперь море не может
рассматриваться как принадлежащее только двум государствам. Кроме
того, существующие договоры определяют лишь режим судоходства и
рыболовства, но не регулируют такие вопросы, как использование мор-
ского дна, воздушного пространства над морем, континентального шель-
фа, вопросы экологии. Однако некоторые прикаспийские государства, не
дожидаясь выработки соответствующих документов, которые определили
бы новый правовой статус Каспийского моря, приняли ряд односторон-
них мер, идущих вразрез с существующими договорами1. Фактически на-
чался раздел моря.
С точки зрения иранской стороны, нарушение вышеназванных дого-
воров ведет и к подрыву безопасности в регионе, так как открывает воз-
можность для иностранного военного присутствия на Каспийском море,
что ранее было невозможным по договору 1940 г., в соответствии с кото-
рым Каспийское море считалось внутренним водным бассейном СССР и
Ирана, закрытым для иностранных судов.
К 1995 г. позиции прикаспийских государств относительно правового
статуса Каспия, казалось бы, четко определились: Россия, Иран и Турк-
менистан выступили сторонниками совместного использования моря, в то
время как Азербайджан и Казахстан стремились к разделу Каспия. Раздел
Каспийского моря означает, что линия Астара  Гасан-кули становится
юридически узаконенной, что никак не устраивает Иран. Выявленные за-
пасы нефти у берегов Азербайджана составляют примерно 4,5 млрд т, Турк-
менистана  2,8 млрд т, России  1,5 млрд т, Казахстана  1 млрд т,
Ирана  несколько миллионов тонн. Все остальные нефтяные залежи
сосредоточены за пределами 10-мильной прибрежной зоны. При разделе
Каспия по срединной линии наибольшие запасы углеводородного сырья
получали бы Азербайджан и Казахстан. Россия и Иран выступали за со-
хранение прибрежными государствами 10-мильного (в крайнем случае 
40-мильного) шельфа, а срединную часть моря предлагали оставить в
общем пользовании. Эту позицию, с небольшими оговорками, поддержи-
вал и Туркменистан. Однако Азербайджан и Казахстан категорически вы-
сказались за раздел моря по срединной линии.

1
Roy, O. Iran’s foreign policy towards Central Asia. P. 6.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами