21. Ядерный фактор в Центральной Азии 205

21-Я ТЕМА:

Ядерный фактор в Центральной Азии 205

о взаимном ненацеливании стратегических ракет, взятого в январе 1994 г.1
Россия и Казахстан согласовали положение о том, что решение о необхо-
димости применения стратегического ядерного оружия, размещенного на
территории Казахстана, «принимается Президентом Российской Федера-
ции по согласованию с Президентом Республики Казахстан»2.
Техническая сторона проблемы ликвидации СНВ в Казахстане сво-
дилась к трем взаимосвязанным элементам:
 вывод ядерных боеголовок в Россию;
 вывод в Россию и последующая ликвидация МБР;
 уничтожение шахтных пусковых установок.
По сообщениям российских средств массовой информации, соглаше-
ние по ядерному оружию в Казахстане было достигнуто во время встречи
президентов России и Казахстана 28 марта 1994 г. По его условиям ядер-
ные боезаряды должны были быть вывезены в Россию в течение 14 меся-
цев, а шахты МБР  демонтированы в течение трех лет. К моменту вступ-
ления в силу Договора СНВ-1 5 декабря 1994 г. в Казахстане оставалось
69 МБР СС-18 (31 в Державинске и 38 в Жангиз-Тобе), к 5 июля 1995 г. их
количество сократилось до 66, к 5 декабря 1995 г.  до 24 (в Державинске).
24 апреля 1995 г. представитель Ракетных войск стратегического назна-
чения России заявил, что все ядерные боезаряды выведены из Казахстана;
это было позднее подтверждено представителем Казахстана. По данным Ме-
морандума о договоренности от 5 декабря 1995 г., кроме 24 пусковых ус-
тановок МБР в шахтах в Казахстане оставалось еще 22 небоеготовых МБР.
Выводимые из республики МБР СС-18 не развертываются в России. В
Суроватихе (Нижегородская область) в 1994 г. было ликвидировано 36 МБР
СС-18, среди которых, возможно, находились выведенные из Казахстана3.
Последние из МБР были отправлены для уничтожения в России 5 сентяб-
ря 1996 г. В целом с территории Казахстана были выведены две ракетные
дивизии в составе 16 полков, 98 МБР и более 18 тыс. т компонентов ракет-
ного топлива. Казахстану были переданы военные городки, 1000 км до-
рог, 4000 км электрокабелей, 900 км кабелей связи и другое имущество4.
Демонтаж и уничтожение 148 ракетных шахт и иных шахтных струк-
тур были осуществлены в два этапа, выполнение которых завершилось 30
сентября 1999 г. На первом этапе две казахстанские фирмы на основании
контракта, финансировавшегося по программе СУУ, осуществили изъя-
тие оборудования, представлявшего ценность, в пользу правительства
Казахстана. Затем представители Вооруженных сил России уничтожили
(с апреля 1994 г. по август 1996 г.) оставшееся оснащение шахт  по
соглашению между Россией и Казахстаном «О стратегических ядерных

1
См.: US-Russian Strategic Missile Detargeting Complete // Arms Control To-
day. 1994. July-August. P. 26.
2
Договор о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 г., статья 3 // Бюлле-
тень международных договоров. 1995. № 2.
3
Ядерные наследники Советского Союза. С. 25.
4
По итогам вывода российских стратегических сил 19 августа 1996 г. был
подписан заключительный протокол.


206 И.А.Ахтамзян

силах, временно расположенных на территории Республики Казахстан»
от 28 марта 1994 г. По статье 9 этого соглашения Россия гарантировала
право Республики Казахстан «на получение эквивалента (в денежной или
иной согласованной форме) стоимости материалов ядерных боеприпасов
и других компонентов СНВ, находившихся на территории Республики
Казахстан по состоянию на 31 августа 1991 г., при выводе их на террито-
рию Российской Федерации».
На втором этапе (с июля 1996 г. по сентябрь 1999 г.) казахстанская
сторона в сотрудничестве с Министерством обороны США осуществила
полную ликвидацию шахт. Контракт был получен совместным предприя-
тием, состоявшим из шведско-швейцарской фирмы АББ (ABB) и амери-
канской строительной компании «Браун энд Рут» (Brown and Root) в фев-
рале 1996 г.1
13 декабря 1993 г. Верховный Совет Казахстана проголосовал за
присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия в каче-
стве неядерного государства, и 14 февраля 1994 г. Казахстан сдал на хра-
нение свои ратификационные грамоты. 26 июля 1994 г. республика под-
писала соглашение о гарантиях с Международным агентством по атом-
ной энергии, вступившее в силу 11 августа 1995 г. В связи с присоедине-
нием Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия и
подготовкой к введению в действие Договора СНВ-1 5 декабря 1994 г.
Россия, США и Великобритания подписали с Казахстаном «Меморандум
о гарантиях безопасности», в котором подтвердили, в частности, свои
обязательства по уважению независимости и существующих границ рес-
публики, обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее примене-
ния и от экономического принуждения, а также повторили свою позицию
в отношении «позитивных» и «негативных» гарантий безопасности2 Ка-
захстана (отдельные «Меморандумы о гарантиях безопасности» были
также подписаны тремя ядерными державами с Украиной и Белорусси-
ей). Франция и Китай предоставили аналогичные гарантии.
Таким образом, после периода определения своей позиции, занявше-
го первые месяцы 1992 г., руководство Казахстана в целом последова-
тельно стремилось к ядерному разоружению, способствуя тем самым реа-
лизации сокращений СНВ-1 и укреплению международного режима не-
распространения ядерного оружия. Казахстан не пытался поставить ядер-
ное оружие на своей территории под те или иные формы контроля, удов-
летворившись гарантиями безопасности, полученными от держав, обла-
дающих ядерным оружием. Во многом такая позиция опиралась на анти-
ядерные настроения в республике, связанные с существованием в ее
границах Семипалатинского полигона.

1
См.: Финансовые известия. 1996. 23 февраля. № 20. С. 1.
2
«Негативные» гарантии  обязательство (с возможными оговорками) каж-
дого из ядерных государств не применять ядерное оружие против стран, не обла-
дающих таким оружием. «Позитивные» гарантии  требуемое от ядерных госу-
дарств обязательство поддержать неядерное государство, которое окажется жерт-
вой угрозы ядерным оружием или агрессии с его применением.


Ядерный фактор в Центральной Азии 207

За 1990-е гг. и Казахстан, и другие государства СНГ в Центральной Азии
четко определили свою позицию в вопросах нераспространения ядерного
оружия и контроля над вооружениями, что выразилось как во внутреннем
законодательстве, так и в участии в некоторых международно-правовых
актах. В законе Узбекистана об обороне (1992 г.) содержится обязатель-
ство придерживаться трех принципов: не развертывать, не производить и
не приобретать ядерное оружие. В проекте военной доктрины 1995 г. под-
тверждается приверженность Узбекистана ядерному нераспространению,
всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний, ликвидации ОМУ.
В «Основных положениях военной доктрины Туркменистана» от 10 мая
1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 сентября 1996 г.) к числу ис-
точников и факторов военной опасности извне отнесены, в частности, воз-
можность применения ОМУ, «находящегося на вооружении ряда государств»,
а также распространение ядерного и других видов ОМУ, средств его дос-
тавки и новейших технологий военного производства в сочетании с попыт-
ками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать
свои военные и политические устремления (статья 6). В статье 8 в основ-
ные направления обеспечения военной безопасности страны введена зада-
ча по включению в режим нераспространения ОМУ всех государств, рас-
полагающих потенциалом для его создания. В Конституционном законе
«О постоянном нейтралитете Туркменистана» (от 27 декабря 1995 г.) статья 6
гласит: «Туркменистан не будет иметь, производить и распространять ядер-
ное, химическое, бактериологическое и иные виды оружия массового по-
ражения, размещать на своей территории военные базы иностранных госу-
дарств». В принятой тогда же «Концепции внешней политики Туркмениста-
на как нейтрального государства» заявлено, что республика не будет «спо-
собствовать созданию новых видов [ОМУ] и технологий их производства»1.
В опубликованной в изложении «Военной доктрине Республики Ка-
захстан» отмечается, что «существенным фактором дестабилизации в ре-
гионе стало распространение экстремизма, эскалация военных конфлик-
тов, появление в непосредственной близости от наших границ новых ядер-
ных государств»2.
Все пять республик присоединились к Договору о нераспространении
ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием
(Узбекистан в 1992 г., Казахстан, Киргизия и Туркменистан в 1994 г., Тад-
жикистан в 1995 г.) и активно выступали за его бессрочное продление на
Конференции 1995 г. Казахстан (с 1994 г.), Узбекистан (с 1994 г.) и Таджики-
стан (с 2001 г.)  члены МАГАТЭ. Узбекистан (с 1994 г.) и Казахстан (с
1995 г.) имеют действующие соглашения о применении гарантий МАГАТЭ,
Киргизия подписала такое соглашение (1998 г.). Узбекистан подписал,
кроме этого, Дополнительный протокол с МАГАТЭ, усиливающий кон-
трольную деятельность Агентства (в силе с 21 декабря 1998 г.). Все пять

1
См.: Внешняя политика нейтрального Туркменистана. Речи, выступления и
интервью Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши. Ашхабад: МИД
Туркменистана, 1997. С. 110, 116, 123–125.
2
Казахстанская правда. 2000. 12 февраля.


208 И.А.Ахтамзян

республик подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных ис-
пытаний от 24 сентября 1996 г., Узбекистан, Туркменистан и Таджики-
стан ратифицировали его. Казахстан 11 июня 1998 г. присоединился к
Договору о принципах исследования и использования космического про-
странства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), а с 5 августа
1999 г. стал членом Конференции по разоружению в Женеве. Таджики-
стан (в 1996 г.) и Узбекистан (в 1998 г.) присоединились к Конвенции о
физической защите ядерного материала (1980 г.), Казахстан подписал в
1996 г. Конвенцию о ядерной безопасности и в 1997 г. Объединенную
конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о без-
опасности обращения с радиоактивными отходами1.
В целом, можно позитивно оценить вклад всех центрально-азиатских
государств в сохранение и укрепление международного режима нераспро-
странения, в содействие сокращению арсеналов оружия массового уни-
чтожения.
Налаживание механизма экспортного контроля в целях ядерного
нераспространения. Международное содействие странам региона. Для
надежного контроля над ядерными материалами мало общей позиции
государств в поддержку нераспространения. Необходим сложный и отра-
ботанный механизм контроля, создание которого потребовало времени и
широкой помощи извне.
Уже 26 июня 1992 г. ряд стран СНГ (среди них Казахстан, Киргизия,
Таджикистан, Узбекистан) подписали Соглашение об основных принци-
пах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии и
Соглашение о координации работ по вопросам экспортного контроля
сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут
быть использованы для создания ОМУ и ракетных средств его доставки2.
Дальнейший опыт показал, что сотрудничество развивалось, скорее, на
двухсторонней основе (с участием России) и было связано с конкретными
проектами3. Одним из направлений сотрудничества в этой области стала
совместная борьба с терроризмом. Так, в «Программе государств-участ-
ников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным
терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.»,
принятой в Москве 21 июня 2000 г., намечено «организовать проведение
согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых
мероприятий и специальных операций по предупреждению, выявлению и
пресечению: … незаконного перемещения через границы государств-
участников СНГ сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоак-
тивных и взрывчатых веществ…; незаконного производства и оборота

1
См.: Ядерное нераспространение. Т. 1. С. 507, 513–514.
2
См.: Нераспространение ядерного оружия. Сборник документов / Сост.
И.А.Ахтамзян. М.: Международные отношения, 1993. С. 229–240.
3
Например, 12 октября 1998 г. Россией и Казахстаном было подписано
межправительственное Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рам-
ках разработки технического проекта Международного термоядерного экспери-
ментального реактора.


Ядерный фактор в Центральной Азии 209

ядерного, химического, биологического и других видов оружия массово-
го уничтожения, материалов и оборудования, которые могут применяться
при его создании», и интенсифицировать обмен оперативной информаци-
ей по этим вопросам (пп. 2.4, 3.2)1. На сотрудничестве в рамках СНГ ска-
зываются традиционные проблемы с финансированием.
Центрально-азиатские государства с самого начала 1990-х гг. актив-
но сотрудничают в деле укрепления режима ядерного нераспространения
с государствами вне СНГ, прежде всего с Соединенными Штатами. Речь
в первую очередь шла о Казахстане и Узбекистане.
13 декабря 1993 г. Казахстан подписал с США рамочное соглашение
о сотрудничестве с США по программе Совместного уменьшения угрозы
(СУУ) и пять конкретных соглашений. В целом в республике осуществ-
лялось более 10 программ СУУ2, на что американцами было ассигновано
172,9 млн долл. (на 31 января 1999 г.)3. Из них 23 млн предназначались на
физическую защиту, учет и контроль ядерных материалов, 15 млн  на
конверсию промышленности, 7,3 млн  на развитие экспортного конт-
роля и т.д. По последней программе предоставлена помощь на подготовку
персонала, оснащение компьютерами и другим оборудованием (вплоть
до шести патрульных судов) ведомств Казахстана, на разработку законо-
дательства в этой области. Юридическая база по экспортному контролю
особенно хорошо разработана в республике применительно к ядерным
вопросам4. Основу экспортного контроля составляет Закон об экспорте
вооружений, военной технологии и продукции двойного назначения от
18 июля 1996 г. (в редакции от 24 ноября 2000 г.), ряд постановлений
правительства (1037 от 13 сентября 1997 г. и др.) и Уголовный кодекс. Весь
ядерный экспорт подлежит обязательному лицензированию, контрольные
списки соответствуют международным исходным спискам (Trigger Lists),
согласуемым в рамках Комитета Цангера и Группы ядерных поставщи-
ков. В декабре 1995 г. Казахстан и в декабре 1997 г. Узбекистан присое-
динились к Соглашению о Международном научно-техническом центре,
через который США, Евросоюз и Япония финансируют мирные атомные
проекты для ученых (преимущественно из России), ранее занятых в про-
изводстве ядерных вооружений5.

1
См.: Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и
Совета глав правительств СНГ. 2000. № 2 (35). С. 114–129.
2
С 2001 г. программа Международного научно-технического центра переда-
на Пентагоном в ведение госдепартамента, а программа физзащиты  в ведение
министерства энергетики. Завершены программы по уничтожению стратегиче-
ских вооружений, систем для ядерных испытаний, экспортному контролю, меж-
правительственной связи, чрезвычайным ситуациям // См.: www.dtra.mil/ctr
3
Из них 76 млн были предназначены на ликвидацию ракетных шахт, семи
тяжелых бомбардировщиков и хранилищ топлива МБР.
4
Подробнее см.: Nuclear Status Report. Nuclear Weapons, Fissile Material, and
Export Controls in the Former Soviet Union. № 6. June 2001. P. 182–186.
5
По сообщениям СМИ, уже к июлю 1994 г. количество русских ученых-ядер-
щиков на СИП сократилось впятеро. Через МНТЦ в 1995–2000 гг. Казахстан по-


210 И.А.Ахтамзян

В Узбекистане при содействии США ведется разработка Закона об
экспортном контроле (с сентября 1999 г.), однако пока она не завершена;
действует ряд указов президента и постановлений кабинета министров по
контролю над экспортом. В перечень товаров, подлежащих лицензирова-
нию, включены радиоактивные элементы и изотопы, а также ядерные
реакторы1. 12 марта 2002 г. США и Узбекистан подписали соглашение о
содействии сотрудничеству в области ядерного нераспространения, соз-
дающее практическую основу для выполнения договора о совместной
работе по ядерному нераспространению, заключенному в июне 2001 г.2
Российско-узбекистанское межправительственное соглашение о научно-
техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной
энергии было подписано 22 декабря 1997 г.
В Таджикистане в перечень товаров, экспорт и импорт которых про-
изводится по решениям правительства, включены «реакторы ядерные,
котлы, оборудование и их части», «технологии, приборы, оборудование и
установки источников радиоактивного излучения» (группа 84). В Кирги-
зии по постановлению Жогорку Кенеша от 8 июня 1998 г. товары, подле-
жащие лицензированию при экспорте и импорте, определяются списком,
утверждаемым президентом. Согласно постановлению правительства № 55
от 6 февраля 1996 г. в этот перечень входят «ядерные материалы, техно-
логии, оборудование и установки, специальные неядерные материалы,
источники радиоактивного излучения, включая радиоактивные отходы».
Практическое применение мер физической защиты ядерных материа-
лов и экспортного контроля в Центральной Азии постоянно находилось в
фокусе внимания СМИ. Два эпизода привлекли особое внимание. В де-
кабре 1991 г. западные СМИ сообщили, что из Казахстана через Туркмени-
стан в Иран были доставлены ядерные боеголовки. Называлась даже сумма,
уплаченная за них — 130–159 млн долл. за заряд. Через несколько меся-
цев транзитным пунктом называли уже Болгарию3. Новую силу скандалу
придало заявление вице-президента разведывательной службы ФРГ (БНД)
в марте 1992 г. о том, что в Иран были перевезены две из трех боеголо-
вок, недостающих в Казахстане, а также системы доставки для них. Офици-
альные представители России и Казахстана опровергли этим сообщения4.

лучил 16 млн долл. на исследовательские проекты, включая миллион на проект,
связанный с закрытием БН–350.
1
Указ президента Узбекистана УП-1871 от 10 октября 1997 г. «О дополни-
тельных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)».
2
См.: США и Узбекистан подписывают соглашение о нераспространении //
usinfo.state.go; 2002. 15 March.
3
См.: A Chronology of Iranian's Nuclear Program, by Betsy Perabo. Released on
25 September 1992. MIIS. P. 19.
4
Российский генерал Виктор Самойлов подтвердил, что действительно выявле-
на недостача трех боеголовок в Казахстане, но уже к июню 1992 г. представители Ка-
захстана заявили, что эти боеголовки были обнаружены в Семипалатинске // Сафран-
чук И. Ядерные и ракетные программы Ирана и безопасность России: рамки россий-
ско-иранского сотрудничества / Научные записки ПИР-Центра. № 8. М., 1998. С. 14, 33.


Ядерный фактор в Центральной Азии 211

Второй эпизод действительно имел место: в марте 2000 г. на границе Уз-
бекистана в Гишт-Куприк были перехвачены 10 радиоактивных свинцо-
вых контейнеров, спрятанных в металлоломе,  на грузовике из Казах-
стана, следовавшем с иранским водителем в Пакистан1.
Если сравнивать реальность положения в начале XXI века и опасения
российских и западных средств массовой информации в начале 1990-х гг.
относительно будущего стратегических вооружений и ядерных материа-
лов в странах Центральной Азии, то заметно, насколько меньшей оказа-
лась угроза распространения  в результате последовательной политики
властей государств региона и осуществления международных программ
содействия этим странам.
Судьба предприятий атомной промышленности и стратегической ин-
фраструктуры в Центральной Азии. Атомная промышленность государств
Центральной Азии  большей частью предприятия по добыче и первич-
ной обработке уранового сырья, не опасные с точки зрения интересов не-
распространения и потому не подпадающие под международные гарантии.
В Казахстане после декабря 1991 г. государство сохранило права соб-
ственности на природные богатства и лицензирует деятельность всех про-
изводителей. Область разведки, добычи, переработки и продажи урана бы-
ла поставлена под контроль Казахстанской корпорации по атомной энер-
гии и промышленности, а с 1997 г.  Казатомпрома, ставшего монопо-
листом на ввоз и вывоз урана.
Казатомпрому подчинены три горных управления (Cтепное, Цент-
ральное и № 6), ему же принадлежит часть акций двух совместных пред-
приятий  «Катко», СП с участием французской фирмы «Кожема» (Coge-
ma), и «Инкаи», СП с канадской «Камеко» (Cameco). Среди зарубежных
потребителей продукции Казатомпрома2  немецкая «Нукем» (Nucem),
канадская «Камеко» (Cameco) и австралийская «Энерджи Рисосиз ов Ост-
рэлиа» (Energy Resources of Australia, ERA). Казатомпром входит в число
10 крупнейших производителей урана в мире и планирует расширить про-
изводство, по прогнозам, с 2000 т (в 2000 г.) до 3365 т (в 2002 г.). На эти
цели будет израсходован, помимо собственных средств Казахстана, кре-
дит в 25 млн долл. от немецкого банка «Вестдойче Ландесбанк Жироцент-
рале» (Westdeutsche Landesbank Girozentrale). Объявлено также о предстоя-
щих сделках на продажу урана американской «Дженерал Илектрик» (Ge-
neral Electric) и в Южную Корею. Межправительственное соглашение
России и Казахстана об интеграции предприятий ядерно-топливного цик-
ла было подписано 6 июля 1998 г. и предусматривает «совместную разра-
ботку технических и инвестиционных проектов, направленных на разви-

1
См.: US Program Trains Regional Customs and Border Officials // usinfo.state.gov;
2001. 21 August. Казахстанские специалисты, которым был передан груз, заявили,
что речь шла о металлоломе с урано-добывающих предприятий.
2
До 1998 г. продажи казахстанского урана в США были ограничены в связи
с действием антидемпингового законодательства. В июле 1999 г. Верховный суд
США сделал заключение, позволяющее возобновить экспорт урана без ограниче-
ний цен и объемов поставок.


212 И.А.Ахтамзян

тие производства ядерного топлива для атомных станций обеих Сторон и
достижение конкурентоспособности совместно производимого ядерного
топлива на мировом рынке» (статья 1)1.
Бывший Целинный горнометаллургический комбинат (с 1999 г. 
«КазСабтон») столкнулся с финансовыми трудностями и в 1999 г. был вы-
ставлен на продажу. 16 апреля 1999 г. он был приобретен «Сабтон» (Sab-
ton Limited), зарегистрированным на Кипре филиалом израильской компа-
нии «Эфрика Израэл Инвестмент» (Africa Israel Investment Ltd.) за 317 тыс.
долл. С 1993 г. на этот комбинат направляется урановое сырье из Казах-
стана, которое прежде шло на переработку в Киргизии. Добыча и перера-
ботка урана на бывшем Прикаспийском горноплавильном комбинате (с
1992 г.  «Каскор») была прекращена в феврале 1994 г.
Ульбинский металлургический завод снабжается низкообогащенным
ураном из России  с комбината в Ангарске и Электрохимического за-
вода в Зеленогорске. К январю 2000 г. 90% акций завода принадлежали
Казатомпрому, который согласился обменять 34% акций на акции трех
российских предприятий ядерного цикла.
21 ноября 1994 г. с Ульбинского завода на завод V-12 в Оук-Ридже
(США) был вывезен 581 кг высокообогащенного урана (проект «Сап-
фир»)2. Казахстанские эксперты отмечали, что лишь 5% этого количества
обладало достаточной чистотой для использования в производстве ядер-
ного оружия (остальной ВОУ требовал дальнейшей переработки). Казах-
стан получил компенсацию в виде оборудования в августе 1997 г.
В июле 2000 г. было достигнуто соглашение о трехстороннем совмест-
ном предприятии Казахстана с Россией и Киргизией, в котором предусмат-
ривается переработка в Киргизии уранового концентрата, полученного из
месторождения Заречное в Джамбульской области. Согласно заявлению
тогдашнего министра по атомной энергии РФ Е.О.Адамова, совместное
предприятие будет первоначально действовать по принципу взаимного пога-
шения долгов. Российское АО «ТВЭЛ» в долгу перед Ульбинским заводом
за поставленные топливные элементы, а Казахстан задолжал за электричест-
во Киргизии. По новой схеме Киргизия продолжит поставки электроэнергии
в соседнюю республику, «ТВЭЛ» оплатит создание пограничного контроля в
Киргизии, в Россию будут поставлены топливные элементы с Ульбинского
завода, расплатятся с которым казахстанские потребители электроэнергии3.
Что касается реакторов, главный из них  БН-350 в Актау на Кас-
пийском море  был остановлен 22 апреля 1999 г.4 26 сентября 2000 г.

1
Бюллетень международных договоров. 1998. № 10. С. 71–73.
2
См.: www.dtra.mil/ctr/project/projkaz/ctr_sapphire.html
3
См.: Российская газета. 2000. 23 декабря.
4
Тем не менее, он остается под гарантиями МАГАТЭ и ежемесячно подвер-
гается инспекции (плюс ежегодная проверка наличности ядерного материала).
Поскольку прием отработанного топлива в России был прекращен после 1991 г.,
у реактора хранится примерно 300 т ОЯТ, содержащего около 3 т плутония. При
содействии США к июню 2001 г. была завершена упаковка этого ОЯТ в стальные
контейнеры для длительного хранения.


Ядерный фактор в Центральной Азии 213

правительство Казахстана отвергло план строительства новой АЭС на
озере Балхаш. Из исследовательских реакторов отметим судьбу реактора
РА (комплекс «Байкал-1» на Семипалатинском полигоне)  он был де-
монтирован и вывезен в Россию в 1998 г.
Три других исследовательских реактора подчинены Национальному
ядерному центру Казахстана1, созданному в мае 1992 г. Что касается ре-
актора ВВР-К, он был вновь введен в действие в декабре 1997 г.2 При
содействии Министерства энергетики США к октябрю 1998 г. на нем бы-
ли завершены работы по усилению мер физической защиты, учета и конт-
роля ядерных материалов. По заявлениям представителей Института ядер-
ной физики (под контроль которого реактор был возвращен 1 июля 2000 г.),
свежего топлива достаточно для работы реактора до 2011 г. То же было
сообщено о емкостях хранилища для отработанного ядерного топлива и
радиоактивных отходов.
На комплексе «Байкал-1» остался один реактор, ИВГ-1М, который
использовался всего два-три раза в год. В 1997 г. появились сообщения,
что реактор будет закрыт из-за финансовых трудностей. В 1996–1998 гг.
тремя перевозками на территорию России была вывезена 221 излученная
топливная сборка. На второй международной конференции по проблемам
нераспространения в сентябре 1998 г. было сообщено, что свежее топли-
во (64 сборки с 44 кг урана-235) было также вывезено в Россию.
Реактор ИГР на Семипалатинском полигоне продолжал работу, хотя
количество экспериментов снизилось к 1996 г. примерно втрое. На ком-
плексе хранилось 7 кг свежего топлива. С 1995 г. осуществляются регу-
лярные инспекции МАГАТЭ.
Полигоны на территории Казахстана отчасти использовались Россией,
отчасти были перепрофилированы. 29 августа 1991 г., в годовщину пер-
вого испытания советского атомного оружия, президент Казахстана Нур-
султан Назарбаев закрыл Семипалатинский испытательный полигон. На
закрытом СИП при содействии США была проведена работа по запеча-
тыванию 181 испытательной штольни на площадке Дегелен и 13 скважин
на площадке Балапан. 29 июля 2000 г. неядерный взрыв в штольне № 160
на Дегелене завершил эту работу3. Предыдущие два неядерных взрыва в
штольнях Дегелена использовались для целей Международной системы
мониторинга, формирующейся в соответствии с еще не вступившим в си-
лу Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).
28 марта 1994 г. между Россией и Казахстаном было подписано меж-
правительственное соглашение о демонтаже ядерного устройства, заложен-
ного на СИП до его закрытия. В соответствии с этим соглашением, 31 мая
1995 г. неядерным взрывом устройство было уничтожено. По разъясне-
нию специалистов, устройство находилось на глубине в 130 м в конце
600-метровой штольни № 108 в скальной породе.

1
См.: www.nnc.kz
2
После доработки реактор способен выдерживать подземные толчки до 9 бал-
лов по шкале Рихтера.
3
Первой была взорвана 2 апреля 1996 г. штольня № 192.


214 И.А.Ахтамзян

С 1998 по 2000 г. было проведено экологическое обследование при-
мерно одной трети территории полигона. В ходе этих работ радиоактив-
ное оборудование было убрано в бетонные бункеры, участки с повышен-
ной радиоактивностью были засыпаны землей и огорожены колючей про-
волокой. Следующий этап работ начался летом 2001 г.
На площадке Азгир (на западе Казахстана), где в советский период
проводились мирные ядерные взрывы, в конце 1994 г. прекратила работу
сейсмологическая станция, а в марте 1996 г. оттуда была выведена рос-
сийская охрана. К ноябрю 1999 г. после вывода оборудования прекратил
существование полигон в Эмбе (Актюбинская область), хотя по межпра-
вительственному соглашению между Казахстаном и Россией (1996 г.) она
могла арендовать полигон в течение 10 лет.
28 июня 2000 г. парламент Казахстана ратифицировал серию меж-
правительственных соглашений с Россией от 18 октября 1996 г., по кото-
рым она может в течение 10 лет арендовать ряд полигонов в Казахстане,
общей площадью 110 тыс. кв. км1. Среди них  Сары-Шаган, на котором
2 ноября 1999 г. (впервые с 1993 г.) был осуществлен испытательный пуск
российской противоракеты 53Т6 (Gazelle, по натовской классификации)2.
1 ноября 2000 г. из полигона на Байконуре3 (Ленинск) на полигон на полу-
острове Камчатка была запущена российская МБР СС-19 (по натовскому
обозначению). Таким образом, Россия использует часть прежней советской
военной инфраструктуры на основе аренды, хотя интенсивность военных
испытаний ощутимо понизилась.
Некоторые объекты на полигонах переоборудуются в интересах Ка-
захстана. Так, при содействии США по программе СУУ СП «Нурсат», соз-
данное «АТТ/ЛюсентТекнолоджиз» (AT&T/Lucent Technologies) и «Каз-
информтелекомом», получило контракт на 3 млн долл. для преобразова-
ния радиолокационной станции в Сары-Шаган в часть телефонной сети
Казахстана.
Что касается атомных объектов на территории Узбекистана, по-прежне-
му работает контролируемый государством Навоийский горноплавильный
комбинат (в 400 км к западу от Ташкента)4, который произвел 2130 т продук-

1
В России закон о ратификации этих соглашений был подписан 12 мая 1998 г.
2
Еще об одном испытании российской противоракеты сообщалось 2 мая 2001 г.
3
4 октября 1997 г. было подписано межправительственное соглашение по
экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в услови-
ях его аренды Россией (договор об аренде был подписан 10 декабря 1994 г.), в
котором, в частности, предусмотрено право на «ввоз (вывоз) радиоактивных ве-
ществ, ядерных материалов и ядерных установок с территории Российской Феде-
рации и третьих стран через территорию Республики Казахстан на комплекс “Бай-
конур” по лицензии, выдаваемой Казахстанской Стороной» // См.: Дипломатиче-
ский вестник. 1997. № 11. С. 43–45.
4
В пяти связанных с ним городах (Учкудук, Зарафшан, Зафарабад, Нурабад
и Навои) проживают 500 тыс. человек. 20 марта 2001 г. более 200 рабочих из Узбеки-
стана отправились из Южной Кореи в Северную, на строительство двух «мирных»
реакторов в соответствии с Рамочным соглашением между США и КНДР 1994 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами