29. Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 285 Меры стран СНГ по защите безопасности на южном фланге

29-я тема:

Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 285

Меры стран СНГ по защите безопасности на южном фланге

4 июня 1999 г. в Минске подписан Договор о сотрудничестве госу-
дарств-участников СНГ в борьбе с терроризмом. 25 января 2000 г. Совет
глав государств СНГ принял решение о подготовке Программы стран-участ-
ниц по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экс-
тремизма на период до 2003 г., а также о создании единого Антитеррорис-
тического центра. 21 июня 2000 г. эту программу утвердил Совет глав го-
сударств. Документ предусматривает сближение национальных законо-
дательств по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма,
совместные исследования, обмен информацией и другие мероприятия. Он
имеет рамочный характер и определяет основные направления сотрудни-
чества в данной области. Вопросы совместной борьбы против междуна-
родного терроризма находились в центре внимания ялтинской встречи
глав государств СНГ, проходившей 18 августа 2000 г. 1 декабря 2000 г. при-
нято решение о создании Антитеррористического центра, и введено в дей-
ствие положение об этом центре, функции которого определены от инфор-
мационно-аналитических до (в перспективе) оперативных. Декабрьский
2001 г. саммит СНГ в Москве показал намерение стран Центральной Азии
укреплять связи с Россией, считая ее реальным гарантом безопасности.
На встрече глав государств СНГ в Кишиневе 7 октября 2002 г. осо-
бое внимание было уделено выработке совместных мер по отпору общим
угрозам, в частности, был подписан протокол, утвердивший положение о
порядке организации и проведения совместных антитеррористических
мероприятий. Принято решение о создании Центрально-азиатского отде-
ления Антитеррористического центра СНГ. Утверждена также концепция
сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков и
психотропных средств. На состоявшемся 31 октября 2002 г. заседании
Совета безопасности РФ обсуждались вопросы укрепления сотрудниче-
ства в рамках СНГ и на двухсторонней основе со странами-членами СНГ
в борьбе с международным терроризмом.
Три государства Центральной Азии — Казахстан, Киргизия, Таджи-
кистан — являются участниками Договора о коллективной безопасности
(ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. в Ташкенте. Узбекистан, тогда также
вступивший в члены Договора, не подписал протокол о его продлении 2 ап-
реля 1999 г. Наличие нетрадиционных вызовов и угроз национальной
безопасности стимулирует деятельность по проработке конкретных меха-
низмов реализации положений Договора и их адаптации к реалиям совре-
менной обстановки. Речь идет о борьбе с международным терроризмом и
экстремизмом, контрабандой наркотиков и оружия, организованной пре-
ступностью. В сентябре 2000 г. приступил к работе Комитет секретарей
советов безопасности, в компетенцию которого входит координация дей-
ствий правоохранительных органов и спецслужб государств-участников.
В последнее время центрально-азиатское направление находится в
центре внимания государств-участников ДКБ. На сессии высшего органа
ДКБ — Совета коллективной безопасности (СКБ), — состоявшейся в
Бишкеке в октябре 2000 г., приняты решения о создании системы коллек-
тивной безопасности и о формировании сил быстрого развертывания для


286 Ю.П.Лалетин

региона. В ходе сессии ДКБ 24–25 мая 2001 г. в Ереване созданы коллек-
тивные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона кол-
лективной безопасности. Формирование этих сил было формально завер-
шено 1 августа 2001 г. В декабре 2002 г. им была придана авиация. В
Канте (Киргизия) создается база ВВС сил быстрого развертывания.
На сессии Совета коллективной безопасности 14 мая 2002 г. принято
решение о создании на базе Договора о коллективной безопасности меж-
дународной региональной организации.
Регулярно проводились совместные учения. Так, в 2001 г. подразде-
ления таджикских вооруженных сил четыре раза принимали участие в
совместных учениях вооруженных сил стран СНГ, проводимых на терри-
тории Таджикистана, России и Киргизии1.
«Шанхайская пятерка» возникла как многосторонний механизм ре-
шения вопросов и укрепления безопасности в районе бывшей советско-
китайской границы. В апреле 1996 г. в Шанхае состоялась первая встреча
руководителей России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана и
было подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в
районе границы. В Душанбинской декларации, подписанной 5 июля 2000 г.,
стороны подтвердили решимость совместно бороться с международным
терроризмом и религиозным экстремизмом, а также такими опасными фор-
мами преступности, как незаконный оборот оружия и наркотиков, незакон-
ная миграция. В качестве гостя на саммите присутствовал президент Узбе-
кистана (не имеющий общих границ с Китаем Узбекистан не входит в это
объединение). В связи с выраженным желанием главы Узбекистана участ-
вовать в дальнейшей деятельности этой организации она была переимено-
вана в «Шанхайский форум», а 15 июня 2001 г., когда Узбекистан стал пол-
ноправным ее членом,  в Шанхайскую Организацию Сотрудничества
(ШОС). Окончательное юридическое оформление завершено подписанием
Хартии ШОС странами-членами объединения 7 июня 2002 г. в Петербурге.
На встрече в Душанбе было поддержано предложение Киргизии о соз-
дании региональной антитеррористической структуры со штаб-квартирой
в Бишкеке. Интенсивно развивается также взаимодействие руководите-
лей правоохранительных органов и спецслужб пяти стран.
Министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулла Абдулло зая-
вил 15 июля 2002 г. в беседе с журналистами, что Афганистан готов к тес-
ному взаимодействию с этой организацией.
Интенсивные переговоры и консультации проходили во второй по-
ловине 1990-х гг. между руководителями четырех центрально-азиатских
стран (за исключением Туркменистана). В частности, 4 октября 1996 г.
президенты этих государств с участием председателя правительства Рос-
сии обсудили последствия стремительно менявшейся ситуации в Афгани-
стане и меры по укреплению южных рубежей СНГ, в особенности тад-
жикско-афганской границы.
Вскоре после захвата талибами Мазари-Шарифа 8 августа 1998 г. по
инициативе И.Каримова была организована встреча на высшем уровне

1
Независимая газета. 2001. 10 октября.


Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 287

государств-участников Центрально-азиатского экономического сообще-
ства (ЦАЭС) — Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Их
руководители осудили вмешательство внешних сил в афганский конфликт.
21 апреля 2000 г. президенты государств-участников ЦАЭС подпи-
сали в Ташкенте Договор о совместных действиях по борьбе с террориз-
мом, политическим и религиозным экстремизмом, организованной пре-
ступностью и иными угрозами безопасности. Весной того же года в Тад-
жикистане прошли военные учения «Южный щит» с участием России и
всех стран Центральной Азии, кроме Туркменистана. Обеспечению регио-
нальной стабильности была посвящена и состоявшаяся в конце декабря
2001 г. в Ташкенте встреча руководителей государств Центральной Азии.
В феврале 2002 г. ЦАЭС преобразовано в новый альянс  Централь-
но-азиатское сотрудничество, призванный решать не только экономические,
но и политические вопросы.
При обсуждении афганской тематики на встрече глав четырех госу-
дарств в октябре 2002 г. основной упор уже был сделан на предоставлении
финансовой помощи для восстановления этой соседней страны, которая на
саммите в декабре была приглашена в организацию в качестве наблюдателя.
В рамках ЦАС происходит постоянный обмен мнениями, проводятся
консультации внешнеполитических и оборонных ведомств стран региона
по вопросам координации и согласованию действий в связи с обстанов-
кой в Афганистане, проблемам стабильности и безопасности.
В ходе визита президента Б.Н.Ельцина 11 октября 1998 г. руководи-
телями России, Узбекистана и Таджикистана была подписана Декларация
о военном сотрудничестве. Этот акт не только придал легитимные формы
российской и узбекской военной помощи Таджикистану, но и фактически
обозначил объединение усилий трех государств перед лицом угрозы ис-
ламского экстремизма.
Все страны Центральной Азии (кроме Таджикистана до февраля 2002 г.)
активно задействованы в программе НАТО «Партнерство ради мира».
Военнослужащие Центрально-азиатского батальона, созданного при уча-
стии Казахстана, Киргизии и Узбекистана, неоднократно участвовали в
совместных учениях в рамках этой программы на территории трех госу-
дарств вместе с военнослужащими США, России, Турции.
Большое значение имеет и двухстороннее сотрудничество. Так, в
соответствии с двухсторонними договоренностями российские погранич-
ники несут охрану таджикско-афганской границы. На такой же основе
после завершения в июне 2000 г. миротворческой операции по мандату
СНГ регулируются вопросы о пребывании в Таджикистане российской
201-й мотострелковой дивизии, которой придан статус российской военной
базы. По словам В.В.Путина, в Таджикистане расквартировано 12,5 тыс.
человек 201-й дивизии и 10 тыс. российских пограничников1.
Вылазки боевиков ИДУ в 1999–2000 гг. вынудили и И.Каримова ис-
кать сближения с Москвой. 11 декабря 1999 г. в ходе визита В.В.Путина в
Ташкент был заключен Договор о дальнейшем углублении всестороннего

1
Независимое военное обозрение. 2001. 14 декабря.


288 Ю.П.Лалетин

сотрудничества в военной и военно-технической области между РФ и
Узбекистаном. 19 мая 2000 г. в рамках еще одного визита В.В.Путина в
Узбекистан подписано соглашение о сотрудничестве в военно-техниче-
ской сфере на сумму 32 млн долл.1 Ряд новых соглашений был заключен
в мае 2001 г. во время визита И.Каримова в Москву.
Подобное соглашение в 2000 г. заключено также между Россией и
Киргизией. В соответствии с этим документом весной 2001 г. на границе с
Киргизией началась установка специальной пограничной техники. Теперь
киргизские пограничники смогут использовать российские радиолокацион-
ные системы. Кроме того, в 2000 г. и за первый квартал 2001 г. более 400
киргизских офицеров-пограничников прошли подготовку и переподготов-
ку на безвозмездной основе в структурах ФПС России. В Баткентской об-
ласти были проведены совместные командно-штабные учения Киргизии,
Казахстана и Узбекистана, где отрабатывались координация и тактика воен-
ных ведомств трех государств на случай осложнения обстановки в регионе.
Руководитель Туркменистана С.Ниязов предпочитал решать все во-
просы на двухсторонней основе.
Особое место тема безопасности в Центрально-азиатском регионе за-
нимала и в ходе переговоров И.Каримова и А.Акаева в Бишкеке в сентяб-
ре 2000 г. Главы двух государств заключили двухстороннее соглашение о
военной и военно-технической помощи.
Стремлением укрепить позиции России в Афганистане и тем самым
гарантировать безопасность южных рубежей СНГ было продиктовано
налаживание взаимодействия с Северным альянсом, чему способствовала,
в частности, встреча президентов России В.В.Путина, Таджикистана Э.Рах-
монова и Афганистана Б.Раббани 22 октября 2001 г. в Душанбе.
После антитеррористической операции в Афганистане стало налажи-
ваться сотрудничество России с Афганистаном по укреплению безопас-
ности. Так, 23 сентября 2002 г. пограничные комиссары двух стран обсу-
дили вопросы недопущения нарушения режима государственной границы.
В ходе сентябрьского того же года визита в Афганистан министра оборо-
ны России С.Б.Иванова была достигнута договоренность о безвозмезд-
ных поставках военной техники стоимостью 40 млн долл.2
Однако основную роль в ликвидации очага исламизма в Афганиста-
не сыграла антитеррористическая операция США.
Роль США
Еще в конце 2000 г. Пентагон разрабатывал планы нанесения ударов
по талибам крылатыми ракетами с кораблей в Индийском океане, как это
было в августе 1998 г.3 Террористические акты, совершенные 11 сентября
2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, привели к изменению ситуации в
мире в целом и в Афганистане в особенности. США возложили ответствен-
ность на «Аль-Каиду» и потребовали от Движения талибов выдачи ее ли-
деров, прежде всего У. бен Ладена, на что талибы ответили отказом. 7 ок-

1
Независимая газета. 2000. 20 мая.
2
www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=370
3
Независимая газета. 2000. 7 декабря.


Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 289

тября 2001 г. США и Великобритания нанесли бомбовые удары по объек-
там талибов на афганской территории, что послужило началом военной
операции под названием «Несокрушимая свобода». Военные объекты ДТ
и «Аль-Каиды» в Кабуле, Кандагаре, Герате, Джелалабаде и ряде других
городов и районов были подвергнуты ракетно-бомбовым ударам, при под-
держке сил Объединенного фронта проведен ряд наземных операций. В
течение короткого времени от власти ДТ были освобождены все крупные
города страны.
Еще в ходе военной операции американцы начали активную работу
по включению в состав властных структур политических деятелей, вы-
ступающих за расширение сотрудничества с Западом, пытаясь тем самым
сохранить свое влияние на переходное правительство. В середине ноября
2002 г. США направили в Афганистан специалистов по налаживанию эф-
фективной работы гражданской администрации.
Важным вопросом для американского руководства является и фор-
мирование таких вооруженных сил Афганистана, которые в случае необ-
ходимости могли бы стать опорой проамериканских сил в стране. Исходя
из этого, в Министерстве обороны США был разработан план строитель-
ства Афганской национальной армии (АНА), суть которого заключается в
подготовке под руководством американских инструкторов военных кад-
ров для Афганистана.
В целом американская военная операция в Афганистане привела к
расширению военно-политического присутствия США и их партнеров по
НАТО в регионе, и прежде всего в Центральной Азии, и укреплению там
их позиций. США активизировали свою политику в регионе еще в сере-
дине 1990-х гг., вовлекая южных соседей России в программу «Партнер-
ство ради мира», что выразилось в предоставлении помощи в подготовке
военных кадров и финансировании совместных учений. В 1994 г. все го-
сударства региона, за исключением Таджикистана, стали участниками этой
программы.
По мнению российских политиков, поддержка США сыграла значи-
тельную роль в решении Узбекистана о выходе из Договора о коллектив-
ной безопасности СНГ, а также его присоединении к блоку ГУУАМ на
встрече руководителей этой организации в Вашингтоне в апреле 1999 г.
После 11 сентября 2001 г. большинство центрально-азиатских стран,
стремясь воспользоваться ситуацией, пошло на сближение с Вашингто-
ном, рассчитывая на получение массированной финансово-экономической
помощи, а также содействие со стороны международных доноров, что от-
части оправдалось. Американцам были предоставлены в аренду несколь-
ко аэродромов в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, доступ в воз-
душное пространство центрально-азиатских государств.
Больше других оказался втянутым в орбиту США Узбекистан, пер-
вым предоставивший американцам аэродром в Ханабаде. Подписанное в
октябре 2001 г. узбекско-американское закрытое соглашение о долгосроч-
ном сотрудничестве в сфере безопасности дополнилось плотным обме-
ном визитами и новыми соглашениями. В настоящее время на авиабазе в
Ханабаде расквартирована оперативная группировка ВС США, числен-


290 Ю.П.Лалетин

ность которой в отдельные периоды проведения антитеррористической
операции в Афганистане доходила до 3250 военнослужащих. По данным
источника «Известий» в российском военном ведомстве, будет официаль-
но объявлено об аренде американским правительством аэродрома Ханабад
на 25 лет, в Узбекистане будет дислоцировано до 3 тыс. военнослужащих
США, а также примерно 50–60 истребителей. В обустройство объекта
американцы планируют вложить более 500 млн долл., а аренда обойдется
еще в 270–300 млн в год1. В ходе визита И.Каримова в США в марте 2002 г.
подписана Декларация о стратегическом партнерстве. Помимо прочего
предполагается оснащение узбекской армии современными образцами во-
оружения и военной техники в соответствии со стандартами НАТО. Пла-
нируется также развернуть единую интегрированную систему связи и при-
ступить к разработке новой системы противовоздушной обороны2.
В декабре 2001 г. вступило в силу Соглашение о статусе пребывания
американских военнослужащих на территории Киргизии, которое прак-
тически предоставило им дипломатический иммунитет. Под авиабазу США
выделен столичный аэропорт «Манас» сроком на один год. Президент
А.Акаев еще в январе 2002 г. заявил, что Киргизия готова продлить согла-
шение с США3. К марту 2002 г. в этом аэропорту разместились около 3 тыс.
военнослужащих и технического персонала, эскадрилья истребителей и
воздушные заправщики стран НАТО. Вскоре американцев дополнил фран-
цузский воинский контингент. В ходе визита в Бишкек в феврале 2002 г.
председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США
Р.Майерса достигнута договоренность о проведении на территории Кир-
гизии совместных учений, которые вскоре и состоялись.
В октябре 2001 г. Таджикистан подтвердил готовность предоставить
воздушное пространство и аэродромы для самолетов ВВС США. В ноябре
2001 г. таджикская сторона, в соответствии с просьбой американцев, дала
согласие на использование ими аэродрома в Кулябе, заключив с Вашинг-
тоном межправительственное соглашение о правовом статусе американ-
ского военного и гражданского персонала в Таджикистане, в соответст-
вии с которым ему предоставлен статус, «эквивалентный статусу адми-
нистративного и технического состава посольства США». В конце января
2002 г. во время визита в Таджикистан делегации центрального командо-
вания ВС США американцы предложили программу сотрудничества в
сфере борьбы с международным терроризмом, включающую среди про-
чего взаимодействие в борьбе с контрабандой наркотиков и проведение
региональных военных учений4. Более того, американцы договорились с
таджикской стороной об оказании помощи в техническом оснащении гра-
ницы с Афганистаном и подготовке специалистов для охраны границы,
чем ранее занимались только российские пограничники5. В середине фев-

1
Известия. 2002. 16 января.
2
Независимая газета. 2002. 9 апреля.
3
Там же.
4
Там же. 29 января.
5
Там же. 1 февраля.


Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 291

раля 2002 г. руководство Таджикистана приняло решение о присоедине-
нии к программе «Партнерство ради мира» и вступлении в СЕАП НАТО.
Казахстан дал согласие на предоставление американским ВВС аэро-
дромов в Астане и Чимкенте. Туркменистан же подобного согласия не
давал, предоставив свое воздушное пространство только для доставки гу-
манитарных грузов в Афганистан.
Американское проникновение сопровождается мощными финансовы-
ми вливаниями. Так, в 2001 г. Ташкенту оказана помощь в размере 55 млн
долл. В 2002 г. она должна увеличиться втрое и составить 161,8 млн. Еще
55 млн выделено в качестве кредита на закупку товаров в США на разви-
тие малого и среднего бизнеса1. Кроме того, Комиссия Европейского со-
общества намерена увеличить на 2002–2004 гг. с 20 до 50 млн евро финан-
совое содействие Узбекистану. Что касается Киргизии, то в соответствии
с подписанным в Вашингтоне в феврале 2002 г. Меморандумом о взаимо-
понимании предусмотрено увеличение кредитной помощи Бишкеку на 2002
финансовый год до 49 млн долл. В Таджикистане в середине января 2002 г.
побывала делегация Конгресса США, выразившая готовность вкладывать
деньги в развитие горнорудной промышленности, гидроэнергетики и пе-
реработку хлопка2.
Таким образом, приход США решает многие проблемы указанных
стран: обеспечивает внутреннюю стабильность, дает возможность зарабо-
тать на аренде баз и при этом гарантирует поток американских инвестиций.
Не случайно президент И.Каримов поспешил заявить накануне встречи
лидеров стран Центральной Азии в октябре 2002 г.: «Я против того, что-
бы американцы уходили из этого района до тех пор, пока не наступят мир
и стабильность во всей Центральной Азии»3.
Одновременно США стремятся нарастить свое присутствие и в За-
кавказье. В декабре 2001 г. министр обороны США совершил блиц-визит
по странам Южного Кавказа, в ходе которого заявил о снятии ограниче-
ний в сфере военной помощи странам региона4. Ранее Армения, Азербай-
джан и Грузия, будучи участниками натовской программы «Партнерство
ради мира», военную помощь от Вашингтона не получали, поскольку, как
считалось, это могло бы спровоцировать очередной виток многочислен-
ных региональных конфликтов. Азербайджану предложено развивать двух-
стороннее военное сотрудничество. Речь, в частности, идет о модерниза-
ции ВВС страны и обучении азербайджанских офицеров в Военной ака-
демии США. Кроме того, американцы станут помогать азербайджанским
пограничникам. Армянской стороне предложено несколько конкретных
программ по обучению офицеров армянского миротворческого батальона,
модернизации средств связи и организации Центра по разминированию.
Полное понимание Д.Рамсфелд нашел и в Грузии. В настоящее время
американские военные уже присутствуют в этой стране.

1
Общая газета. 2002. 21–27 марта.
2
Независимая газета. 2002. 15 января.
3
Там же. 8 октября.
4
Там же. 2001. 19 декабря.


292 Ю.П.Лалетин

Военно-политическое присутствие в регионе и экономические ресур-
сы приводят к большей вовлеченности США в дела Центральной Азии. В
частности, Америка стала рассматриваться как эффективный посредник в
решении спорных вопросов между странами и обеспечении региональной
интеграции.
Укрепление позиций США в регионе не может не вызывать беспо-
койства России, поскольку Америка вряд ли откажется от стратегических
приобретений, связанных с военным развертыванием в Центральной Азии.
Дело даже не в самом американском присутствии, а в тех следствиях, к
которым оно приводит.
Во-первых, американское присутствие не только стимулирует актив-
ность антироссийских сил, претендующих на доступ к власти, но и побуж-
дает сами правящие режимы переходить к более жесткому общению с
Москвой. Например, у Таджикистана возникло желание получить с Рос-
сии за пребывание ее вооруженных сил на таджикской территории сум-
мы, эквивалентные американским выплатам1. В частности, поговаривают
о стремлении ввести оплату за аэронавигационное и наземное обслужи-
вание самолетов Минобороны и ФПС России2.
Во-вторых, в условиях усилившегося американского влияния России
будет все труднее реализовывать свои экономические интересы, особенно
в таких приоритетных для нее сферах, как военно-техническое сотрудни-
чество и разработка и транспортировка энергоресурсов, поскольку основ-
ной целью США является установление контроля над углеводородными
ресурсами.
В-третьих, американское военное присутствие в регионе объективно
ведет к размыванию тех военно-политических организаций, которые бы-
ли созданы в регионе при активном участии России и Китая. Речь, в ча-
стности, идет о Договоре о коллективной безопасности, который оказался
абсолютно невостребованным, а также о Шанхайской Организации Со-
трудничества, теряющей свое значение для центрально-азиатских столиц,
о чем свидетельствует, в частности, заседание в январе 2002 г. в Пекине.
Быстрота и готовность почти всех новых независимых государств предо-
ставить свое воздушное пространство и инфраструктуру вооруженным
силам США и НАТО, дислокация военных баз, по существу, означают
признание невозможности обеспечения в рамках ДКБ или любого друго-
го регионального объединения национальной безопасности его членов.
Подобное развитие событий представляется очень опасным. Сняв од-
ну угрозу, присутствие США может породить новые. Дело в том, что пока
в Афганистане сохраняются все те условия, которые подпитывали воору-
женный конфликт. Много социальных, экономических и политических
проблем и противоречий и в самой Центральной Азии. Более того, усиле-
ние американского присутствия может спровоцировать рост антиамери-
канских настроений в регионе и даже сделать военные базы США в этих
странах мишенью для нападения международных террористических орга-

1
Aзия-плюс. 2001. 29–31 декабря; Интерфакс. 2001. 29–31 декабря.
2
Независимое военное обозрение. 2002. 26 апреля.


Ситуация в Афганистане и ее воздействие на южный фланг СНГ 293

низаций, как это происходит в Саудовской Аравии. В Киргизии и Узбеки-
стане уже задерживались представители экстремистских организаций, ко-
торые распространяли листовки антиамериканского содержания. Между
тем, Америка, вытеснив Россию, может оказаться не в состоянии адекват-
но реагировать на вызовы, возникающие в регионе. Как отмечает россий-
ский исследователь А.Ю.Умнов, «проблема заключается… в том, спо-
собна ли эта организация (НАТО. — Ю.Л.) на постсоветском простран-
стве действовать столь же эффективно и не так конфронтационно, как в
Европе. Ведь здесь НАТО придется иметь дело не с европейской, а с
принципиально иной пробуждающейся после долгой спячки цивилизаци-
ей с особыми законами, социальными структурами и представлениями о
справедливости»1. К тому же в настоящее время США переключаются на
проблему Ирака и вскоре не смогут уделять региону столько внимания,
сколько необходимо.
Антитеррористическая операция, проведенная США в регионе, вы-
явила также такую особенность американской политики в мире, как од-
носторонний подход. Вашингтон с самого начала действовал самостоя-
тельно. 82-я дивизия живет в Афганистане своей жизнью, а европейско-
турецкий контингент — своей. То же касается и экономических программ
помощи афганцам. Может быть, отчасти поэтому несмотря на все усилия
США обстановка в Афганистане остается весьма сложной.
Афганистан на переходном этапе и безопасность в регионе
На состоявшейся 27 ноября — 5 декабря 2001 г. в Бонне под эгидой
ООН межафганской конференции было подписано Соглашение о времен-
ных механизмах власти в Афганистане до восстановления постоянных
правительственных институтов. В соответствии с соглашением в течение
шести месяцев функционировала руководимая Хамидом Карзаем Времен-
ная администрация, которая по итогам проходившей 11–19 июня 2002 г.
в Кабуле Лойя джирги была заменена Переходной администрацией во
главе с тем же Х.Карзаем сроком на 18 месяцев. По истечении этого срока
соглашение намечало созвать новую Лойя джиргу, принять конституцию
и сформировать постоянные органы власти.
Формирование новых органов власти в центре и на местах происхо-
дит весьма непросто. Как и в первой половине 1990-х гг., страна оказа-
лась фактически раздроблена на ряд регионов, существующих автономно
от центральной администрации. Власть правительства распространяется
только на столицу. Поставить своего человека Х.Карзаю удалось только в
Кабуле, назначив губернатором этой провинции муллу Таджа. Во всех
остальных случаях ему приходится утверждать на административные
должности лидеров военных группировок и полевых командиров, кото-
рым принадлежит реальная власть на местах и амбиции которых подкреп-
ляются доходами от наркотиков. Среди них весьма сильны сепаратист-
ские настроения. Между ними происходят спорадические вооруженные
столкновения, чему способствует также наличие большого количества
оружия на руках у населения. Поставки оружия целому ряду полевых ко-

1
Умнов А. Капкан для НАТО? // Независимая газета. 2000. 7 июля.


294 Ю.П.Лалетин

мандиров и их финансирование Соединенными Штатами привело только
к их укреплению и раздуванию междоусобной борьбы.
Так, по три лидера соперничают в Кандагаре и в провинции Нангар-
хар. Пуштунский полевой командир Падишах-хан Джадран не оставляет
попыток силой занять пост губернатора провинции Пактия. В декабре
2001 г. вспыхнули ожесточенные бои из-за распределения мест в совете
Шуры города Гардеза. В январе 2002 г. в провинции Кундуз отряды Дус-
тома после двухдневного сражения с отрядами таджиков, приверженцев
Б.Раббани, захватили пограничный район Калайзаль. Вообще, на севере
периодически вступают в противостояние силы узбека Абдуррашида Дус-
тома, таджика Атта Мохаммада (сторонник Б.Раббани) и вице-президента
Афганистана хазарейца Карима Халили.
В феврале-марте 2002 г. приходили сообщения о столкновениях в се-
верных районах, в провинциях Герат, Пактия, Нангархар и округе Хост,
где местные лидеры делили власть.
Состоявшиеся в конце весны выборы прошли спокойно только в Ка-
буле. Во всех остальных случаях имели место случаи силового давления.
Не обошлось и без кровопролития — между отрядами гератского и кан-
дагарского губернаторов произошли столкновения в Нимрузе и Фарахе,
потери составили порядка ста человек убитыми.
В августе 2002 г. в провинции Герат разгорелся ожесточенный кон-
фликт между губернатором таджиком Исмаил Ханом и пуштунским по-
левым командиром Каримом Ханом.
Борьба за власть между полевыми командирами обнажает отошедшие
было на задний план национальные противоречия. Речь идет не только о
столкновениях отрядов различных этнических групп, но и о продолжении
противостояния национальных меньшинств пуштунам. Многие пуштун-
ские лидеры не скрывают своего недовольства доминированием «северян»
в новых органах власти, в частности, в имеющихся в настоящий момент
армии и органах госбезопасности, в которых ранее преобладали пуштуны.
Со своей стороны, получившие власть в северных провинциях полевые
командиры провоцируют население на погромы и грабежи в отношении
местных пуштунов, в результате чего с января по март 2002 г. более 20 тыс.
семей пуштунов бежали в пакистанский пограничный город Чаман, а об-
щее число новых беженцев в Пакистане превысило 60 тыс. человек1.
Не меньшую роль играют конфликты между самими этническими
меньшинствами и межплеменная рознь, разделяющая пуштунов. По всей
стране идет борьба кланов за усиление своего влияния.
Ситуация для центрального правительства осложняется и тем, что та-
либы сохранили свои силы. Основная масса талибов физически не унич-
тожена. А ведь в рядах талибов насчитывалось 40–50 тыс. человек и, кро-
ме того, у «Аль-Каиды» было 3–5 тыс. бойцов. Часть из них (3–4 тыс.2)
ушла в Пакистан, где укрылась в «полосе независимых племен», распо-

1
Коргун В.Г. Афганистан на переломном этапе // Афганистан на переходном
этапе (сентябрь 2001 — июнь 2002 г.). М., 2002. С. 34.
2
Там же. С. 35.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами