Этно-национальная и социально-экономическая картина… 25

3-Я ТЕМА:
Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России: Монография

Текстовая версия документа PDF (размер: 4467.2 КБ)

Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра!

Преобразование в текст выполняется в автоматическом режиме, поэтому результат может сильно отличаться от оригинального документа. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются.

Рекомендуем скачать оригинальный документ


Этно-национальная и социально-экономическая картина… 25

дая, что уже решила задачи экстенсивной индустриализации и непосред-
ственно приступила к интенсивной на основе новейших технологий.
При переходе от социалистического к капиталистическому варианту
экстенсивной индустриализации встал целый ряд проблем, важнейшими
из которых были судьба «советского наследия», включая проблему рус-
скоязычного населения, которое обеспечивало индустриализацию, и вы-
бор оптимального темпа перехода.
Исход русскоязычного населения из региона наметился уже во второй
половине 1970-х гг., когда прекратилась его организованная миграция и
стали отчетливо проявляться признаки экономической стагнации. В то же
время местная номенклатурная бюрократия, воспользовавшись ослабле-
нием политического контроля со стороны союзного центра, взяла курс на
стимулирование националистических умонастроений в среде интеллиген-
ции и поддержку бытового национализма среди основной массы титуль-
ных этносов. Последний достаточно быстро принял форму криминально-
го давления на русскоязычное население, которое становилось все более
жестким. Местная бюрократия даже не всегда стремилась замаскировать
свое участие в нем. Как следствие, в 1980-е гг. Центральную Азию поки-
нуло около 2 млн человек1.
За этой первой миграционной волной в 1990-е гг. последовала еще
более мощная вторая. Только по официальным данным за десятилетие в
Россию выехало 3 млн человек. Если же учесть отъезд в Германию практи-
чески всех немцев из Казахстана, а евреев из Узбекистана  в Израиль,
то общее число мигрантов второй волны достигнет 4 млн человек2. К 2000 г.
численность русскоязычной диаспоры в регионе сократилась наполовину.
Поскольку основную массу мигрантов составляли квалифицированные
рабочие и интеллигенция, в частности, инженерно-техническая, то их отъезд
самым серьезным образом подорвал кадровый потенциал индустриализа-
ции региона, так как представительство титульных этносов среди заня-
тых в промышленности не превышало 6–10%, в зависимости от респуб-
лики. Если же учесть, что значительную его часть составляли женщины,
занятые в традиционных для региона отраслях (текстильная, ковроткаче-
ство и т.п.), то оно будет вообще незначительным.
Первоначально правящие элиты новых независимых государств более
чем спокойно отнеслись к исходу русскоязычного населения, так как лик-
видация русскоязычной диаспоры полностью соответствовала магист-
ральному направлению их внутренней политики  установлению стро-
гой этнократии и созданию моноэтнической государственности. Лишь
постепенно они начали осознавать все негативные последствия такого
массового исхода и стали прибегать к запретительным мерам, далеко не
всегда последовательным. Это и понятно, поскольку рассматривались
они как некий вынужденный и сугубо временный паллиатив.
Установление строгой этнократии и приверженность цели моноэтнич-
ности, а от нее ни правящие элиты, ни тем более, масса местной бюро-

1
Рассчитано по: Демографический ежегодник. 1990.
2
Рассчитано по: Россия в цифрах. 2001 / Госкомстат СССР. М., 2001.


26 М.А.Хрусталев

кратии отказываться не собираются, делают непрерывное сокращение
численности русскоязычной диаспоры неизбежным. В перспективе это
может привести вообще к ее ликвидации, несмотря на все усилия России.
В этой связи нельзя не отметить, что главы новых независимых госу-
дарств, как правило, избегают каких-либо публичных заявлений касатель-
но идеи моноэтничности, но их политическая практика не оставляет по
этому поводу никаких сомнений. Наиболее четко и последовательно реа-
лизует стратегию «выдавливания» русскоязычного населения президент
Казахстана Н.Назарбаев, причем делает это под прикрытием разного рода
проектов интеграции с Россией.
Что касается других аспектов «советского наследия», то среди них
наиболее сложными был вопрос о демонтаже колхозно-совхозной систе-
мы и неразрывно связанная с ним проблема частной собственности на
землю, а в южном субрегионе  и на воду. Во всех государствах региона
государственная собственность на землю и воду была сохранена, причем
только в конституции Туркменистана содержится положение о частной
собственности на землю. Вместе с тем, во всех этих государствах было
проведено наделение сельского населения землей, но на правах долго-
срочной аренды. На практике это выразилось в увеличении размеров
приусадебных участков колхозников (до 0,3 га на орошаемых землях) и
выделении земельных наделов тем, кто их не имел.
Таким образом, в основном оформился огромный по размерам слой
парцелльных крестьян-арендаторов, ведущих по существу натуральное
хозяйство, так как размер парцелл в лучшем случае давал возможность
обеспечить семью продуктами питания, не более того.
К демонтажу колхозно-совхозной системы руководители государств
Центральной Азии подошли по-разному, одни более, а другие менее ра-
дикально, но отнюдь не в силу каких-либо идеологических различий, а
прежде всего ввиду специфики сельскохозяйственного производства и
необходимости, хотя бы в минимальной степени, сохранить его товар-
ность. Тут главную роль играла монокультура хлопка в южном регионе и
производство товарного зерна в Казахстане. Соответственно, правящие
элиты южного субрегиона подошли к проблеме демонтажа колхозно-сов-
хозной системы весьма осторожно, стремясь растянуть этот процесс на
длительный срок. В северном субрегионе была сделана ставка на ускоре-
ние данного процесса, причем в Киргизии в экстремальном, а в Казахста-
не в умеренном варианте.
Это сыграло немалую роль в выборе темпов перехода от социали-
стического к капиталистическому варианту индустриализации в целом.
Казахстан и Киргизия пошли (в определенной степени вынужденно) по
пути «шоковой терапии», Узбекистан и Туркмения попытались исполь-
зовать китайский опыт, причем первый смог сделать это более, а вторая
менее успешно.
Прошедшее десятилетие позволяет сделать вывод о том, что китай-
ская стратегия оказалась более эффективной не только ввиду относи-
тельно меньших социальных издержек, но главным образом в силу того,
что позволила остановить экономическую деградацию. К 2000 г. Узбеки-


Этно-национальная и социально-экономическая картина… 27

стан и Туркменистан по объему ВВП вышли на уровень 1991 г., а Казах-
стан и Киргизия, соответственно, лишь на 78% и 72%1.
Казахстану в этом отношении мало помогли даже крупные иностран-
ные инвестиции в нефтедобывающую промышленность во второй полови-
не 1990-х гг. (77% всех инвестиций в регион)2. Увеличение объемов до-
бычи нефти и ее экспорта (в том числе и за счет ограничения ее внутрен-
него потребления) существенной роли не сыграло. Более того, увеличение
экспорта стало возможным главным образом благодаря преференциаль-
ным условиям ее перекачки по российским нефтепроводам. Широкофор-
матные проекты строительства нефтепроводов в Европу и на Восток (в
Китай и Японию) были фактически законсервированы. Дело не только в их
огромной стоимости, но прежде всего в том, что по мере проведения геоло-
го-разведочных работ усиливаются сомнения в «большой нефти Каспия».
Сам по себе выход на уровень 1991 г. по объему ВВП может рас-
сматриваться как успех весьма условно, так как численность титульных
этносов продолжает расти в диапазоне от 2 до 2,7%, то есть по сравнению
с 1980-ми гг. темп демографического взрыва упал, но он не прекратился.
Исключением, по понятной причине, является Таджикистан (1,6%)3. Граж-
данская война и гуманитарная катастрофа прервали его, что в принципе
не исключает возможности его возобновления.
Как следствие, падение размера ВВП на душу во всех странах данного
региона, и сейчас по этому показателю они относятся к категории бед-
нейших (по классификации ООН). По существу, за прошедшее десятиле-
тие они оказались отброшенными на уровень первой половины 1950-х гг.,
когда процесс их индустриализации еще только начинался. Если исключить
северные области Казахстана, то государства Центральной Азии превра-
тились в аграрные страны, причем со стагнирующим, а то и откровенно
деградирующим сельским хозяйством. Все они являются импортерами
продовольственных товаров, и только Казахстан экспортирует их (в основ-
ном пшеницу) в значительных размерах, но там зерновым производством
занимается прежде всего русско-украинское население. Традиционная от-
расль титульного этноса  животноводство  деградировала. Производст-
во мяса за десятилетие сократилось в 2,5 раза, а шерсти  почти в 5 раз4.
Такой экономический откат не мог остаться без самых серьезных со-
циальных последствий. Резко ускорился процесс обнищания основной
массы населения региона, падение жизненного уровня которого началось
еще в 1980-е гг. Особенно серьезным оно было в южном субрегионе, где
сказывались не только сокращение союзного донорства и демографиче-
ский взрыв, но и кризис экстенсивного поливного земледелия. Возмож-
ности дальнейшего расширения посевных площадей были практически
исчерпаны к концу 1960-х гг., когда все водные ресурсы субрегиона были
уже использованы.

1
10 лет СНГ (1991–2001). С. 11.
2
Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2 (14). С. 23–24.
3
10 лет СНГ (1991–2001). С. 356.
4
Там же. С. 367–368.


28 М.А.Хрусталев

В советское время нищета была уделом в основном сельского насе-
ления, где трудоизбыточность вела к высокому уровню скрытой безрабо-
тицы: на севере  до 40%, на юге  до 50% (в Ферганской долине даже
до 65%)1.
Поскольку реальных перспектив на ее снижение не было, то наибо-
лее активная часть сельской молодежи мигрировала в города и прежде
всего в столицы. Таким образом, проходил постепенно процесс урбани-
зации в 1960–1970-е гг. В 1980-е гг. он застопорился, а в 1990-е приобрел
попятную динамику, стала расти численность сельского населения. Тем-
пы деурбанизации различны, наименьшими они являются в Казахстане, и
наибольшими они были в Таджикистане, где процесс деурбанизации ак-
тивно шел еще в 1980-е гг. Во всех государствах южного субрегиона и в
Киргизии доля сельского населения к 2000 году превысила 60%.
В немалой степени сокращение сельской миграции в города было
обусловлено ухудшением положения городского населения и ростом без-
работицы, во многом связанным со спадом промышленного производст-
ва. В процесс обнищания были втянуты не только городские низы, но и
большинство городского населения. О его размахе можно судить по резуль-
татам обследования семейных бюджетов, которое было проведено в ряде
стран региона в 2000 г. Согласно его результатам, за чертой бедности
(менее одного доллара на душу в день) в Казахстане было 55%, а в Кир-
гизии  72%2. Положение в Узбекистане и Туркменистане было пример-
но аналогичным (60–70%), а в Таджикистане  83% населения, причем у
этой части населения реальный доход зачастую не обеспечивает даже
физиологического минимума, что побудило и побуждает ее активно вклю-
чаться в производство и транспортировку наркотиков из Афганистана в
Россию, а затем в Европу. Первоначально Россия была лишь транзитной
зоной, но со второй половины 1990-х гг. стала быстро превращаться в
зону массового потребления наркотиков. Растет потребление наркотиков
и в самих государствах Центральной Азии.
Параллельно с усиливающимся процессом обнищания абсолютного
большинства населения имеет место концентрация богатств в руках
очень небольшого слоя, включающего представителей высшей и средней
бюрократии, а также крупных предпринимателей, как правило, кримина-
лизованных, а нередко  связанных с наркоторговлей. Основным источ-
ником их обогащения является сырьевая рента, то есть доходы от экспорта
нефти, газа, золота и т.п. Полученные таким образом средства, как прави-
ло, или уходят заграницу, или используются на престижное потребление
(строительство дворцов, организацию разного рода празднеств и т.д.).
В среде этого слоя процветают казнокрадство и коррупция. Согласно
ранее упомянутому исследованию фирмы «Транспореси интернешинал»,
по уровню коррумпированности Узбекистан и Туркменистан имеют 87
пунктов, а Казахстан  84 пункта по 100-бальной шкале, то есть выше
уровня России. О размерах казнокрадства можно судить по такому факту,

1
Рассчитано по: Население СССР. 1988 / Госкомстат СССР. М., 1989.
2
10 лет СНГ (1991–2001). С. 380, 436.


Этно-национальная и социально-экономическая картина… 29

что президент Туркменистана С.Ниязов дал указание о переводе всех ва-
лютных налоговых поступлений на его личный счет в заграничном банке.
Сама возможность появления подобного рода распоряжения обусловлена
характером существующего в стране политического режима.
После развала СССР во всех центрально-азиатских государствах офор-
мились авторитарные режимы, прикрытые более или менее искусными
демократическими декларациями. По мере их укрепления выкристалли-
зовался своего рода общерегиональный вариант  режим личной власти
пожизненного автократа, играющего роль «вождя нации». Прототипом
тут был Кемаль Ататюрк, но с учетом страновой специфики.
Необходимость международной легитимизации побуждает «вождей»
использовать демократические процедуры и атрибутику, которые, одна-
ко, в основном выполняют декоративные функции. Делают они это по-
разному. Наиболее успешно это удается А.Акаеву, гораздо менее убеди-
тельно это делают Н.Назарбаев и И.Каримов, которые их иногда игнори-
руют. У С.Ниязова игра в демократию принимает гротескные формы.
И дело тут не только в личных качествах того или иного «вождя», хотя,
конечно, сбрасывать их со счетов нет оснований, но и в степени прочно-
сти власти местной бюрократии, а следовательно, и ее контроля над ти-
тульным этносом. В Таджикистане она оказалась недостаточной, что при
отсутствии признанного «вождя» дало возможность исламистам бросить
вызов местной номенклатурной бюрократии и развязать гражданскую
войну.
Предпосылки политической дестабилизации существовали и в других
странах региона, хотя и не столь серьезные. Наиболее значимыми они
были и остаются в Узбекистане, где Ферганская долина является главным
очагом исламского движения в регионе. В ней позиции ислама традици-
онно очень сильны. К моменту распада СССР исламисты фактически
установили над ней свой контроль, опираясь на отряды боевиков.
В Узбекистане они, действуя в союзе с националистами, имитировав-
шими свою приверженность демократии, сделали основной упор на сти-
мулирование русофобии в сочетании с оголтелой проповедью антисеми-
тизма. В Андижане был даже организован еврейский погром, чего история
региона ранее не знала. С немалым трудом И.Каримову удалось восста-
новить свою власть в Фергане, но подавить исламистов ему не удалось.
Они смогли развязать диверсионно-террористическую войну малой
интенсивности. С приходом к власти в соседнем Афганистане движения
«Талибан» ее размах заметно возрос. В 1999 г. группа боевиков-исламис-
тов предприняла в Ташкенте попытку уничтожить И.Каримова и ряд чле-
нов его правительства. Затем последовали рейды боевиков в пограничные
районы Узбекистана и Киргизии, однако сколько-нибудь значимых успе-
хов им добиться не удалось.
Свержение режима «Талибан» в Афганистане в результате антитерро-
ристической операции США ослабило возможности продолжения дивер-
сионно-террористической войны, но никак не подорвало массовую соци-
альную базу исламского движения, которую составляют люмпены и безра-
ботная молодежь. Последняя, лишенная какой-либо социальной перспек-


30 М.А.Хрусталев

тивы, быстро радикализуется и криминализуется. Исламистам с их попу-
лизмом, показной бедностью и демократизмом привлечь ее на свою сто-
рону не составляет особого труда. Немалую роль играет проповедь эгали-
таризма и обещание решить все проблемы сразу («ислам  вот решение»).
Продолжающийся процесс обнищания подавляющего большинства
населения, и особенно в южном субрегионе, объективно ведет к расши-
рению социальной базы исламистов. Последние, учитывая новые между-
народные условия, связанные с включением США в активную борьбу
против исламского терроризма, переходят к стратегии «ползучий исла-
мизм», которую они уже пытались применять и не без успеха в начале
1990-х гг. В ее рамках главный упор делается на пропаганду и создание
сети формально аполитичных исламских организаций.
Наибольшие шансы на успех данная стратегия имеет, естественно, в
южном субрегионе, главным образом, в Узбекистане. На севере влияние
ислама лимитируется родоплеменными отношениями и большим распро-
странением русской культуры. Не следует забывать, что казахский и кир-
гизский этносы вошли в состав Российской империи на столетие раньше
южных соседей.
Вместе с тем, нельзя не учитывать и того факта, что курс на установ-
ление строгой этнократии сопровождается везде тенденцией к вытесне-
нию русского языка и культуры без сколько-нибудь адекватной им заме-
ны. Образующийся в результате этого вакуум заполняется примитивной
средневековой архаикой, что грозит не менее серьезным, чем экономиче-
ский, культурным откатом. Исламисты активно поддерживают эту тен-
денцию, выдвигая в качестве альтернативы русскому языку арабский 
сакральный язык ислама.
Борьба с «ползучей исламизацией» для правящих элит региона в
принципе дело значительно более сложное, чем подавление вооруженных
выступлений исламистов. Добившись политической стабильности, они
оказались не в состоянии обеспечить ее надежную социально-экономиче-
скую базу, что требует стабильного экономического роста и резкого со-
кращения нищеты, так как именно последняя представляет собой пита-
тельную почву исламизма и любых других экстремистских политических
движений.
Ни одну из этих задач правящие элиты новых государств решить так
и не смогли, хотя и пытались. Они прекрасно понимали, что необходимо
как-то компенсировать потерю союзного «донорства». Первоначально
они рассчитывали на помощь Турции и нефтедобывающих стран Ара-
вийского полуострова во главе с Саудовской Аравией. В расчете на нее
новые независимые государства вошли в состав ЭКО и ОИК.
Достаточно быстро выяснилось, что финансовые возможности Тур-
ции весьма ограниченны и она преследует сугубо политическую цель 
создание так называемого «Великого Турана», то есть конфедерации
тюркоязычных стран (четыре из пяти титульных этносов региона  тюр-
коязычные). По ее инициативе стали регулярно проводится встречи глав
тюркоязычных государств (Турции, Азербайджана, Узбекистана, Турк-
мении, Казахстана и Киргизии), но дальше этого дело не пошло.


Этно-национальная и социально-экономическая картина… 31

Еще менее успешным оказался расчет на массированную финансо-
вую поддержку со стороны Саудовской Аравии, которая выделяла сред-
ства практически только на развитие исламской инфраструктуры (строи-
тельство мечетей, исламских школ и культурных центров). Иного от нее
нельзя было и ожидать, поскольку именно Саудовская Аравия является
основным спонсором исламского движения в глобальном масштабе.
Создание такой достаточно разветвленной инфраструктуры, финан-
сируемой и управляемой из-за рубежа, является необходимой предпо-
сылкой для успеха «ползучей исламизации», а затем и для перехода к
вооруженной борьбе за захват государственной власти. Осознав, хотя и
не сразу, грозящую им опасность, правящие элиты приняли жесткие ме-
ры по ограничению развития этой инфраструктуры и даже ее частичному
демонтажу, что не способствовало улучшению отношений с Саудовской
Аравией и ее союзниками по ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских
государств Персидского залива).
С середины 1990-х гг. был взят курс на максимальное использование
сырьевого потенциала региона путем привлечения западных инвестиций.
Для этого иностранному капиталу были предоставлены самые большие
льготы. Из двух стран, обладающих достаточно крупными месторожде-
ниями нефти и газа,  Казахстана и Туркменистана,  только первая
смогла привлечь крупные иностранные инвестиции и получить от них
экономически значимую отдачу. Действительно, крупные газовые место-
рождения Туркменистана были востребованы явно недостаточно. Узбеки-
стан за счет разработки имеющихся нефтегазовых месторождений смог
удовлетворить в основном лишь свои внутренние потребности. Киргизия
же вынуждена импортировать энергоносители.
Таким образом, «сырьевые» надежды правящих элит новых госу-
дарств пока оправдываются в минимальной степени, хотя по уже разве-
данным запасам различного минерального сырья регион является одним
из богатейших в мире, но одновременно, едва ли, не самым труднодоступ-
ным. Пока в него идет в основном так называемый «авантюрный» капи-
тал, склонный к хищнической эксплуатации месторождений. Его девизом
является: «Быстрая и крупная прибыль при большом риске».
Вместе с тем, нельзя не видеть, что даже те ограниченные финансо-
вые средства, которые получают правящие элиты от экспорта сырья, ис-
пользуются часто отнюдь не на цели экономического развития или соци-
альные нужды. В частности, в Казахстане только первичные расходы по
переводу столицы из Алма-Аты в Астану (б. Акмолинск) составили 10
млрд долл. Во всех городах Туркменистана возведены мемориалы и мно-
гочисленные статуи Туркменбаши (президента страны С.Ниязова). Тут
явно просматривается подражание сталинскому стилю монументальной
пропаганды, то есть возведение огромного количества памятников само-
му себе.
В условиях крайне тяжелого социально-экономического положения
эти и другие действия «вождей», направленные на увековечение режима
их личной власти и ее возвеличивание, не могут не вызывать все более
серьезного массового недовольства, что укрепляет оппозицию, причем не


32 М.А.Хрусталев

столько исламскую, а тем более, демократическую, которая организаци-
онно слаба и не имеет признанных лидеров, сколько бюрократическую.
Дело в том, что местная бюрократия очень строго делится на земля-
ческие и субэтнические группировки, опирающиеся на традиционно об-
щинно-клановые, а в Казахстане, Киргизии и Туркменистане и на племенные
структуры. Эти группировки обладают высокой неформальной автономи-
ей, чрезвычайно устойчивы и жизнеспособны. Лидеры ведущих кланов,
входящих в группировку, образуют бюрократическую клику, контроли-
рующую определенную территориальную единицу.
«Вождь», являясь выходцем из одной определенной группировки,
склонен опираться преимущественно на нее, не без оснований рассчиты-
вая на личную преданность. Соответствующим образом складывается и
система распределения власти и ресурсов. В момент прихода к власти
будущий «вождь» стремится сделать эту систему, хотя и асимметричной,
не более или менее сбалансированной. Однако по мере укрепления своих
позиций он и его группировка пытаются сконцентрировать власть и ре-
сурсы в своих руках, что вызывает сопротивление дискриминируемых
группировок. Они активно используют при этом демократическую рито-
рику, полагая добиться поддержки Запада.
В известной мере их расчет оправдывается, поскольку Запад посто-
янно критиковал «вождей» за несоблюдение прав человека, фальсифика-
цию выборов, необоснованные репрессии и т.п. Регулярно приезжавшие
в регион миссии ОБСЕ, как правило, констатировали отсутствие демо-
кратических норм. Со второй половины 1990-х гг. все более настойчиво
стали выдвигаться обвинения в коррупции, неэффективном использова-
нии западных займов и кредитов. Резко сокращается активность между-
народных финансовых институтов. 2 декабря 2000 г. Палата представи-
телей Конгресса США приняла резолюцию № 397, в которой все государ-
ства региона обвиняются в «неприкрытом, грубом и непоправимом на-
рушении своих обязательств перед ОБСЕ в области прав человека, демо-
кратии и верховенства закона». В резолюции в связи с этим рекоменду-
ется поставить вопрос об исключении центрально-азиатских государств
из ОБСЕ.
События 11 сентября 2001 г. и последовавшая за ними антитеррорис-
тическая операция США, к которой государства Центральной Азии при-
соединились, несколько снизили напряженность в отношениях с Западом.
Администрация Буша даже оказала им крупную финансовую помощь, но
вряд ли она будет бесконтрольной и не связанной с политическими усло-
виями. Среди них ключевым является демократизация, поскольку без
нее, как убеждены на Западе, выход стран региона из социально-эконо-
мического тупика невозможен, а следовательно, невозможно и пониже-
ние уровня его потенциальной конфликтогенности. Будучи объективно
не в состоянии выполнить это условие Запада, «вожди» вынуждены при-
бегать к политическому маневрированию, одним из основных приемов
которого является создание чисто декоративной многопартийности и
«конструктивной» оппозиции. Например, в Узбекистане наряду с правя-
щей народно-демократической партией (преемницей коммунистической


Этно-национальная и социально-экономическая картина… 33

партии) по инициативе президента создано еще пять политических пар-
тий. О какой-либо реальной их оппозиционности говорить нет смысла.
Исключение является в этом отношении Таджикистан, но там оппо-
зиционной является партия исламского возрождения, то есть исламисты,
цель которых  создание теократической государственности, а следова-
тельно, политического режима тоталитарного образца.
Во всех других новых государствах законодательно запрещено соз-
дание любых политических партий и организаций на религиозной основе.
В этой связи нельзя не отметить, что в вышеупомянутой резолюции Па-
латы представителей этот запрет оценивается негативно, так как ведет «к
усилению этой внутренней и внешней угрозы». В свете событий 11 сен-
тября 2001 г. данное утверждение выглядит весьма сомнительно, но оно
отражает общее умонастроение не только американской, но и всей запад-
ной общественности.
Насколько серьезно эти события повлияли на данные умонастрое-
ния, сказать достаточно сложно. Несомненны лишь некоторые подвижки
в позиции США по отношению к центрально-азиатским режимам, но они
носят конъюнктурный характер и ничего не меняют по существу, ибо
требование соблюдения прав человека и демократизации остаются неиз-
менными. В рамки «нового мирового порядка», на ускорение создания
которого по существу и направлена антитеррористическая операция, цент-
рально-азиатские автократические режимы в принципе не вписываются.
Соответственно, им трудно рассчитывать на получение от Запада круп-
ной экономической помощи. Это относится даже к Киргизии, которая до
последнего времени считалась «островком демократии» в регионе. Между
тем, именно сейчас такая помощь странам Центральной Азии особенно
необходима, так как наступает критический момент в той борьбе за выжи-
вание, которую они вели на протяжении первого десятилетия своего неза-
висимого существования. Из них только Узбекистан более или менее ус-
пешно вел эту борьбу. Таджикистан ее бесповоротно проиграл. Что касает-
ся трех других стран, то шансов на успех у них остается не так уж много.
Дело в том, что прошедшее десятилетие для всех этих стран было
своего рода «инкубационным периодом», так как они пользовались тем
технико-экономическим потенциалом, который был создан в советское
время. Он уже практически исчерпан. В первую очередь это относится к
инфраструктуре и особенно к оросительной системе, которая является
жизненно важной для всего южного региона.
Ее состояние быстро ухудшается. Засуха 2000 года показала, что
управление ею как единым водохозяйственным комплексом уже потеря-
но. Дальнейшая ее деградация грозит самыми тяжелыми последствиями.
Ее модернизация требует огромных средств и координированных усилий
всех государств региона, чего, несмотря на многочисленные соглашения
добиться, не удается. Рассчитывать на привлечение иностранного капи-
тала нереалистично, так как быстрой и крупной прибыли это не сулит.
Остается единственная надежда на «сырьевые» доходы, но пока их
размер относительно невелик, а главное, перспективы их заметного роста
становятся все более проблематичными. У Казахстана они уже подходят


34 М.А.Хрусталев

к максимальной черте. Только для Туркменистана их серьезный рост в
принципе реален, но для этого требуются очень крупные инвестиции в
газовую инфраструктуру. Все попытки президента С.Ниязова решить эту
проблему значимых результатов не дали. Нет оснований полагать, что он
сможет это сделать в ближайшее время.
Подводя итоги десятилетнему независимому развитию государств
Центральной Азии, нельзя не прийти к выводу, что так и не удалось преодо-
леть глубокий социально-экономический кризис, вызванный распадом
СССР. Соответственно, нет смысла говорить о создании ими более или
менее надежной экономической основы их независимого существования.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами