7. Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России: Монография

7-Я ТЕМА:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России: Монография

Текстовая версия документа PDF (размер: 4467.2 КБ)

Текстовая версия документа предназначена только для предварительного просмотра!

Преобразование в текст выполняется в автоматическом режиме, поэтому результат может сильно отличаться от оригинального документа. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются.

Рекомендуем скачать оригинальный документ
ПредыдущаяПредыдущая
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
СледующаяСледующая

Русскоязычная диаспора в государствах Центральной Азии и Закавказья 65

европоцентристское чувство превосходства над Востоком, относиться к
Закавказью как к «Азии», которая нуждалась в «окультуривании»1.
История взаимоотношений России с Закавказьем в дореволюцион-
ный период была довольно многообразной, напряженной, неоднозначной,
переживала различные этапы, в которых более мягкое отношение сменя-
лось жестким и наоборот. Именно поэтому отношение коренного населе-
ния к факту присоединения к России, которое действительно было доб-
ровольным, оставалось двойственным: народы Закавказья всегда могли
указать на то, что они не получили от России все то, на что рассчитыва-
ли. Так, примером восторжествовавшей при Николае I линии на полную
интеграцию Закавказья в русскую культуру может служить отрывок из
постановления Государственного Совета от 1833 года, согласно которому
Закавказье следовало «...связать с Россией гражданскими и политически-
ми узами, заставить жителей тамошних говорить, мыслить и чувствовать
по-русски»2. Конечно, такой подход был не по душе грузинам и армянам,
которые ждали от России не только военной защиты, но и, как справедли-
во замечает немецкий исследователь А.Каппелер, полной политической,
религиозной3 и культурной автономии. Однако было бы в равной степени
наивным, на мой взгляд, полагать, что государственные интересы России
полностью совпадали с интересами закавказских народов, или оценивать
действия российских властей с точки зрения современной либеральной
концепции прав человека. Россия четко руководствовалась своими внеш-
неполитическими и экономическими интересами, вела себя подобно
большинству колониальных держав того времени. Даже в периоды, когда
Россия не стремилась полностью культурно интегрировать Закавказье,
оно все же рассматривалась, по словам Воронцова, «самым красивым,
самым ярким парчовым узором на пяльцах российской вышивки»4.
Русские в Закавказье стали появляться сразу после присоединения
региона к России в конце XVIII — начале XIX века. В 1897 г. число рус-
ских составляло 4,5%5, прежде всего это были военные, занятые в управ-
ленческом аппарате, а также большое число инженеров и рабочих, приехав-

1
Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение, исто-
рия, распад. С. 126–127.
2
Цит. по: Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникнове-
ние, история, распад. С. 130.
3
Так, например, вхождение Грузинской Православной Церкви в состав Рус-
ской Православной Церкви в 1811 г. предполагалось на правах церковной авто-
номии. Однако вскоре от этих прав осталась одна форма: с 1817 г. Экзархами в
Грузию назначались только русские архиереи, а церковное имущество Грузии
было передано в распоряжение русских властей. Грузинская Церковь самостоя-
тельно восстановила свою автокефалию в марте 1917 г., после Февральской рево-
люции. (Подробнее см.: Скурат К.Е. История Поместных Церквей. В 2-х тт. Т. 1.
М.: Русские огни, 1994. С. 31–95.)
4
См.: Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение,
история, распад. С. 132.
5
См. там же. С. 215.


66 В.Р.Легойда

ших главным образом в Азербайджан во время нефтяного бакинского бума
в конце XIX века. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и переселения
привлеченных благоприятными природными условиями крестьян из юж-
ных губерний России, а также бежавших от преследований властей сек-
тантов-молокан, духоборцев (духоборов), пятидесятников1.
В советский период миграция в Закавказье из России и других рес-
публик бывшего СССР была традиционно экономической, связанной с ин-
дустриальным строительством. Отъезд из Закавказья начался еще в совет-
ское время, когда стала меняться и ситуация в целом по стране. В 1970-е гг.
сальдо миграций уже было положительным для России, во многом — за
счет возвращения русских и представителей других нетитульных народов
именно из республик Закавказья. Отток русскоязычного населения из
Закавказья был связан с разными причинами (в том числе с конкуренцией
на рынках труда), однако уже к концу 1980-х гг. можно выделить две ос-
новные: во-первых, обострение межнациональных отношений, которое,
хотя и не затрагивало напрямую русское население (карабахский, грузи-
но-осетинский и грузино-абхазский конфликты), но, тем не менее, созда-
вало общую напряженность в регионе; во-вторых, ухудшение, вследствие
общей нестабильности, экономического положения населения2. С этого
же времени и по этим же причинам неуклонно снижается доля русских и
других приезжих в населении республик Закавказья. Согласно переписи
1989 г., доля русского населения составляла в Азербайджане — 5,6%,
Армении — 1,6%, Грузии — около 8%.
Какую картину мы имеем сегодня?
Население современного Азербайджана составляет 7,5 млн человек.
Доля русских — около 2% (по разным оценкам, 120–160 тыс. этнических
русских, при этом 32 тыс. из них оформили российское гражданство). В
Азербайджане также проживают лезгины, аварцы, курды, татары, грузины.
Хотя многие их них владеют русским языком, назвать из русскоязычной
диаспорой нельзя, так как они по большей части не ориентированы на
Россию. Поэтому применительно к Азербайджану небольшая русскоязыч-
ная диаспора является этнически однородной — русской. Надо отметить,
что из всех республик Закавказья в Азербайджане русская община в наи-
меньшей степени подвергалась притеснению и в наибольшей степени со-
хранила сегодня свои позиции.
В республике действуют следующие организации русской диаспоры3:
Республиканская общественная организация «Русская община Азербай-
джанской республики» (более 70 тыс. членов), организация имеет 28 отде-

1
Потомки представителей этих религиозных течений и сегодня живут в За-
кавказье, однако их вряд ли можно причислить к русскоязычной диаспоре, так
как они мало ориентированы на Россию и никогда не идентифицировали себя с
русскими (русские в их сознании — прежде всего православные).
2
См., например: Закаменный О. Последний рубеж.
3
См.: Интеллектуальная миграция россиян. М., 2002. С. 106. См. также элект-
ронный справочник «Общественные организации соотечественников в странах
СНГ и Прибалтики» (www.zatulin.ru/institute/diaspora/sootech/azer.htm).


Русскоязычная диаспора в государствах Центральной Азии и Закавказья 67

лений, среди которых филиал в Москве, 10 филиалов в районах г. Баку, а
также во всех крупных городах; Республиканская организация «Центр
культуры славян Азербайджана» насчитывает около 21 тыс. человек; Рес-
публиканская организация «Землячество казаков в Азербайджане», в ко-
торую входит 1500 человек, центр организации находится в Баку, филиа-
лы — в Гяндже и Сумгаите; Республиканское общество солидарности
народов Азербайджана «Содружество» (более 6, по некоторым данным
— 10, тысяч членов). К сожалению, весьма сложно точно сказать, что ре-
ально стоит за этими цифрами, насколько влиятельны данные организа-
ции в политическом, экономическом и культурном плане. Хотя можно
предположить, что их влияние невелико. Это справедливо для всех диас-
поральных организаций Закавказья.
В Азербайджане также действуют различные общества диаспор на-
родов России (татар, аварцев, лезгин и др.), которые могут быть отнесены
к русскоязычной диаспоре, в силу их ориентированности на Россию.
На русском языке издается около 20 журналов и 30 газет. В полном
объеме вещают ОРТ, РТР и НТВ (на 2000 год). Вместе с тем, согласно
конституции государственным языком является азербайджанский. Рус-
ский язык не имеет никакого официального статуса.
Большинство русских, проживающих в Азербайджане, в той или
иной мере относит себя к Русской Православной Церкви. Прихожанами
Православной Церкви в Азербайджане кроме того являются украинцы,
белорусы, греки, грузины, молдаване, а также отдельные представители
коренной национальности. В начале 1990-х гг. в результате начавшейся
массовой миграции из страны выехали многие православные христиане, в
том числе и священнослужители, большинство приходов пришло в упа-
док. Однако с течением времени процесс разрушения православных при-
ходов был остановлен, а 28 декабря 1998 г. решением Святейшего Патри-
арха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской
Православной Церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была восстанов-
лена. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на
территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Че-
ченской Республики. Сейчас в Азербайджане существует 6 православных
приходов (три в Баку и по одному в Гяндже, Хачмасе и Сумгаите), на ко-
торых проводит служение 14 священнослужителей и 5 диаконов (по сос-
тоянию на май 2001 г.). Епархия старается поддерживать конструктивные
отношения с гражданскими властями, представители Церкви принимают
участие в ряде государственных мероприятий, что, безусловно, способст-
вует положительному решению ряда проблем церковной жизни граждан-
скими властями1.
В советское время Армения являлась самой мононациональной из
республик СССР: 91% населения составляли армяне. Соответственно,
русская община в Армении традиционно была небольшой. В постсоветское
время наибольший отток русскоязычного населения из Армении наблю-

1
Полищук Е. На гостеприимной азербайджанской земле // Журнал Москов-
ской Патриархии. 2001. № 7.


68 В.Р.Легойда

дался в 1992–1993 гг., после принятия закона о государственном языке,
когда на армянский язык было переведено делопроизводство, в результа-
те чего многие специалисты лишились работы. Тогда же были закрыты
русские группы по многим специальностям в высших и средних специ-
альных учебных заведениях, что свело возможность получения образова-
ния на русском языке практически к нулю1. Подобная политика армян-
ского правительства серьезно сказалась на возможности формирования
консолидированной диаспоры: социально активная часть населения поки-
нула страну, в которой у нее исчезли шансы сохранения своей культуры
и своего языка.
Тем не менее, на территории современной Армении действует ряд
диаспоральных организаций, среди которых можно выделить следующие:
Республиканская общественная благотворительная организация «Россия»,
насчитывающая примерно 15 тыс. членов (русские — 85%) и имеющая
филиалы в 23 городах и селах компактного проживания русских на тер-
ритории Армении; свыше 5 тыс. человек (50% — русские) насчитывает
республиканская организация Общество русской культуры «ОДА», в ко-
торую входят русскоязычные армяне, в том числе значительное число
беженцев из Азербайджана, а также курды и ассирийцы; Международ-
ный центр русской культуры «Гармония», насчитывающий 300 членов,
объединяет в основном русскоязычную интеллигенцию; Русский общест-
венный союз молодежи Армении объединяет молодежь в возрасте от 15 до
35 лет, желающую активно содействовать консолидации молодежи Арме-
нии и России, возрождению и сохранению русских традиций и населения,
решению проблем русской и русскоязычной молодежи (данных о числен-
ности нет). В республике также действуют фонд помощи и содействия
российским соотечественникам, Объединение «Славянский дом». Что ка-
сается русскоязычных СМИ, то по ним практически нет данных2.
Численность этнических русских в современной Грузии составляет,
по разным оценкам, от 170 до 200 тыс. человек (около 4,5% населения). В
стране действуют Русское культурно-просветительское общество (более
16 тыс. членов), Гуманитарно-благотворительная общественная органи-
зация русского и русскоязычного населения Республики Грузия «Надеж-
да» (более 10 тыс. членов, филиал на территории Воронежской области),
Союз «Славянский дом», Русская община Абхазии «Славянский Дом»,
Общественно-благотворительная ассоциация русских Аджарии «Друж-
ба» (14 тыс. человек) и некоторые другие.
В республике выходят следующие русскоязычные издания: газета
«Казак Грузии», газета Минобороны РФ «Закавказские военные ведомо-
сти». На русском языке издается также целый ряд общенациональных
газет3.


1
См.: Долженко И. Русские Армении // Культурное разнообразие Армении;
www.cultural-diversity.am/ru/s_r/molokans.html
2
Интеллектуальная миграция россиян. С. 106.
3
Там же. С. 106–107.


Русскоязычная диаспора в государствах Центральной Азии и Закавказья 69

Центральная Азия
Особенностью русскоязычного населения в ЦАР так же, как и в За-
кавказье, является его многослойность. Впервые массовые переселения
русских стали происходить после присоединения азиатских территорий к
России. Первоначально в Казахстане, например, заселялись строящиеся
военно-стратегические объекты (пикеты, редуты, поселения, станицы и т.д.),
то есть происходила так называемая «военно-казачья» колонизация. С се-
редины XIX в. в Казахстан потянулось русское крестьянство, в 1890-е гг.
его поток усилился, а после столыпинских аграрных реформ 1906–1910 гг.
превратился в мощную миграционную «лавину» русско-украинского кре-
стьянства1. Значительно стимулировала приток русскоязычного населе-
ния в Азию отмена крепостного права. Политика царского правительства,
с одной стороны, была направлена на сохранение статус-кво в присоеди-
ненных территориях. С другой, дифференциация статуса оседлых жите-
лей и кочевников (полноправными гражданами могли считаться только
первые) неизбежно приводила к вытеснению коренного населения, зани-
мавшегося кочевым скотоводством, с привычных мест обитания.
Что касается миграций советского периода, то к традиционным эко-
номическим причинам в Средней Азии и Казахстане прибавились полити-
ческие: одна из крупнейших волн переселения в Советское время прихо-
дится на период Второй мировой войны, когда массовой депортации под-
верглись целые этносы. Перед войной в Среднюю Азию из дальневосточ-
ной приграничной области были вывезены корейцы, а в 1941 г. — немцы
— в Среднюю Азию и Казахстан. В 1943–1944 гг. к этим народам приба-
вились калмыки, балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы, крымские та-
тары, а также месхетинцы. Всего в Азию было в принудительном порядке
депортировано около 2 млн человек2. Нельзя забывать и об эвакуации в
Казахстан и Среднюю Азию во время Великой Отечественной войны (хо-
тя многие из эвакуированных вернулись после войны домой). В даль-
нейшем значительная миграция связана с освоением целины, когда толь-
ко в Казахстан прибыли около 640 тыс. человек.
В целом миграционная ситуация напоминает по динамике ситуацию
со странами Закавказья: миграция из других республик (прежде всего,
России) в ЦАР продолжалась вплоть до конца 1960-х гг., однако с 1970-х гг.
доля приезжих начинает неуклонно снижаться. По данным переписи 1989 г.
доля русских в Казахстане составляла 38%, Киргизии — 22%, Туркмении
— 10%, Узбекистане и Таджикистане — около 8%.
Массовая эмиграция из стран ЦАР начинается после распада СССР.
Существуют полярные объяснения этого факта: представители официальной
власти центрально-азиатских республик, равно как и подконтрольные им
СМИ, нередко пытаются объяснить отъезд русскоязычного населения

1
Масанов Н. Взаимодействие миграционных систем Казахстана, России,
Китая и Средней Азии // Современные этнополитические процессы и миграцион-
ная ситуация в Центральной Азии. М.: Московский центр Карнеги, 1998. С. 59.
2
Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение, исто-
рия, распад. С. 280.


70 В.Р.Легойда

исключительно или прежде всего экономическими причинами. А некото-
рые руководители, например, Нурсултан Назарбаев, любят приводить
цифры вернувшихся в Казахстан русских, явно пытаясь указать на то, что
если с экономикой Казахстана и не все в порядке, то, по крайней мере,
она ничуть не хуже российской, не говоря уже об отношении к русским.
Конечно, было бы бессмысленно сбрасывать со счетов экономическую
обусловленность эмиграции из Казахстана и других стран ЦАР. Однако
было бы в равной степени ошибочно полагать, что только экономические
причины являются императивом отъезда. При этом неверно сваливать
всю вину только на позицию правительств: возникший после распада
СССР мировоззренческий хаос, вызвавший кризис идентичности, также
стал для многих причиной отъезда. И все-таки начавшаяся на местах по-
литика вытеснения русских, русского языка и русской культуры не по-
зволяла оставаться и, тем более, создавать полноценные диаспоральные
общности.
На этническом характере миграции настаивает, например, один из ве-
дущих отечественных специалистов в данном вопросе С.А.Панарин:
«Постсоветская миграция из Центральной Азии русских и примыкающих
к русским русифицированных меньшинств представляет собой специфи-
ческий способ поиска этнокультурной безопасности и должна поэтому
считаться этнической миграцией по преимуществу»1. Подобной позиции
придерживается и старший научный сотрудник лаборатории миграции Ин-
ститута народнохозяйственного прогнозирования РАН Г.С.Витковская,
которая указывает на то, что и в притоке в Россию, и в оттоке из стран
Центральной Азии абсолютное большинство составляют русские: «На-
пример, в оттоке из Казахстана в 1995 году доля славян составила 80%, в
том числе 69% русских и 9% украинцев (при их доле в населении Казах-
стана соответственно 35% и 5%), тогда как удельный вес казахов среди
эмигрантов достиг лишь 5% (при доле в населении 46%)»2. Похожая кар-
тина наблюдается и в других центрально-азиатских странах.
Кстати сказать, этнический характер миграции признают не только
российские эксперты и политики. Например, бывший первый замести-
тель министра иностранных дел Киргизии Алибек Джекшенкулов (ныне
постоянный представитель Киргизии при ОБСЕ) относит к числу факто-
ров, носящих дезинтегрирующий характер и мешающих процессу сбли-
жения России и Центральной Азии, и некоторые тенденции в этно-на-
циональной политике стран ЦАР: «Очевидно, что попытки создания “эт-
нически чистых” государств, в том числе путем проведения национально
ориентированной кадровой политики, социально-бытового и морального
ущемления “пришлых”, чреваты серьезными межнациональными ослож-
нениями. А в настоящее время это является серьезной причиной мигра-

1
Панарин С. Центральная Азия: этнические миграции и политические субъ-
екты воздействия на миграционную ситуацию // Современные этнополитические
процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии. С. 9.
2
Витковская Г. Экономический фактор миграции из стран Центральной
Азии: фон или доминанта // Там же. С. 22.


Русскоязычная диаспора в государствах Центральной Азии и Закавказья 71

ционных настроений среди этнических русских и других нетитульных
наций»1.
Конечно, вышеприведенная статистика позволяет усомниться в до-
минировании экономических факторов в процессе оттока русскоязычного
населения из региона. Однако она не является и однозначным свидетель-
ством обратного: среди отъезжающих русские преобладают еще и пото-
му, что казахам сложнее адаптироваться к жизни в России — это вполне
закономерно и объяснимо.
Таким образом, сегодня можно говорить о том, что мотивировка отъез-
да из стран ЦАР многофакторна. В ней, безусловно, присутствуют как эко-
номические, так и иные мотивы: этнические, соображения безопасности
и проч. В целом же, диаспоральные перспективы в ЦАР для России более
оптимистичны, чем в Закавказье. Во-первых, регион является одним из
приоритетных направлений российской внешней политики в области вза-
имодействия со странами ближнего зарубежья. Во-вторых, в Централь-
ной Азии находится пять из двенадцати государств-членов СНГ, при этом
три из них (Казахстан, Киргизия и Таджикистан) наиболее активно вы-
ступают за развитие интеграционных процессов на постсоветском про-
странстве2. В-третьих, численность русскоязычного населения и его доля
в населении стран ЦАР значительно превышает аналогичные показатели
по Закавказью. В-четвертых, русский язык в ЦАР играет бульшую роль и
используется более широко, чем в Закавказье. Наконец, в-пятых, общая
ориентированность отдельных стран (в первую очередь, Казахстана и Кир-
гизии) на русскую культуру в значительной степени выше, чем в Закавказье
(что, кстати сказать, вполне закономерно, так как интеллектуальная тра-
диция азиатских стран складывалась во многом под влиянием русской
культуры, и «освободиться» из-под этого влияния пока не удалось).
На сегодняшний день Казахстан, наряду с Киргизией и Таджикиста-
ном, наиболее ориентирован на Россию и в большой степени демонстри-
рует заинтересованность в интеграционных процессах в СНГ. Президен-
ту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, автору и распространителю идеи
Евразийского союза, явно импонирует роль, которую всегда играла Рос-
сии, — роль связующего звена между Востоком и Западом.
Сегодня в Казахстане проживает 14,8 млн человек. Среди централь-
но-азиатских стран это самое многонациональное государство. 4,48 млн
человек составляют этнические русские (30,27%), из них 21 тыс. человек
имеют российское гражданство. Вполне очевидно, что такая количест-
венная основа для русскоязычной диаспоры весьма существенна.
В республике действуют около 20 различных общественных объеди-
нений, среди которых наиболее активными являются республиканские
Ассоциация русских, славянских и казачьих объединений в Казахстане,
Республиканское славянское движение «Лад» (около 20 тыс. членов),

1
Джекшенкулов А.Д. Новые независимые государства Центральной Азии в
мировом сообществе. М.: Научная книга, 2000. С. 155.
2
См.: Казанцев А.А. Проблемы безопасности центральноазиатских госу-
дарств-членов СНГ.


72 В.Р.Легойда

издающее одноименную газету, Русская община Казахстана (ядро акти-
вистов — 1,5 тыс. человек), Русский союз Республики Казахстан. Суще-
ствует также несколько областных и несколько городских общественных
объединений русскоязычного населения1. На территории Казахстана рас-
положены три епархии Русской Православной Церкви (Астанайская,
Уральская и Чимкентская). Астанайская (бывшая Алма-Атинская2) епар-
хия насчитывает 103 прихода и 7 монастырей3. Интересно конфессио-
нальное соотношение в Казахстане: 47% — мусульмане, 44% — право-
славные, 2% — протестанты, 7% — другие. Если учесть при этом, что в
Казахстане проживает лишь 30% этнических русских, 4% — украинцев,
13% — представителей других национальностей, среди которых не толь-
ко православные, очевидно, что диаспоральные перспективы в Казахста-
не носят этнорелигиозный характер. Среди действующих в республике
общественных объединений два православных — Международный пра-
вославный благотворительный фонд «Веди» (7 коллективных членов и
более 150 индивидуальных), выпускающий одноименную газету4, и Пра-
вославное благотворительное общество развития образования и культуры
в Республике Казахстан «Светоч»5.
Многие передачи телевидения и радио ведутся на русском языке.
Кроме того, на местной базе издаются известные российские издания, вы-
ходят в эфир программы российского телевидения и отдельные радио-
станции. При этом объем вещания, например, телеканала ОРТ сущест-
венно ниже, чем в России.
Современная Киргизия, пожалуй, в наибольшей степени ориентиро-
вана на Россию, нацелена на поддержание интеграционных процессов на
постсоветском пространстве. Подобная пророссийская ориентация впол-
не очевидно является частью общей стратегии на интеграцию: на цент-
рально-азиатском уровне (член Центрально-азиатского союза, 1994 г.), на
постсоветском пространстве (участник Таможенного союза и Договора о
коллективной безопасности) и в мире (Киргизия первой из стран ЦАР
вступила в ВТО). Эксперты склонны объяснять такую позицию во мно-
гом тем, что Киргизия — самое бедное государство Центральной Азии с
точки зрения ресурсного обеспечения, а следовательно, наиболее зависи-
мое от западных кредитов, которые составляют существенную часть го-
сударственных доходов6.
Из 4,8 млн человек, проживающих в Киргизии, более 700 тыс. со-
ставляют этнические русские (14%), 65% — киргизы, 14% — узбеки, 8%
— представители других национальностей. Русскоязычная диаспора, так
же как и в Азербайджане, практически моноэтнична.

1
Интеллектуальная миграция россиян. С. 107.
2
В Русской Православной Церкви используется наименование — Алматинская.
3
Сайт епархии — www.svet.orthodoxy.ru/epr/epr_inf.htm
4
www.vedikz.narod.ru/
5
www.svetoch.nursat.kz/
6
Казанцев А.А. Проблемы безопасности центральноазиатских государств-
членов СНГ.


Русскоязычная диаспора в государствах Центральной Азии и Закавказья 73

В стране действует ряд общественных организаций русскоязычного
населения, среди которых Славянский фонд в Киргизии (более 50 тыс.
членов), Казачий культурно-экономический центр в Киргизии (общая
численность членов составляет, по данным руководства, около 15 тыс.
казаков), Республиканская ассоциация этнических россиян Киргизии
«Согласие» (в структуре ассоциации насчитываются две областные орга-
низации этнических россиян и около 20 коллективных членов; руковод-
ство считает, что в их организации не менее 16 тыс. членов) и другие1. На
рынке СМИ ведущее положение занимают российские издания: число
столичных газет на русском языке превышает число газет на киргизском
языке (при этом нельзя не заметить, что имеются также столичные изда-
ния на английском языке)2. Важно отметить, что Киргизия — единствен-
ная республика в ЦАР, в которой русский язык обладает статусом офи-
циального языка (с 2001 г.).
В конфессиональном плане картина Киргизии такова: 75% — му-
сульмане, 20% — православные (около 40 приходов РПЦ), 5% — пред-
ставители других религий.
С точки зрения государственной жизнеспособности Таджикистан
наиболее уязвимое государство Центральной Азии. Население Таджики-
стана сегодня составляет приблизительно 6,1 млн человек. Из них 67%
составляют таджики, 25% — узбеки, 2% — русские (около 60 тыс. этни-
ческих русских), 6% — представители других национальностей.
В республике действуют следующие общественные организации рус-
скоязычного населения: Русская община Республики Таджикистан (около
50 тыс. членов), выпускающая ежемесячно небольшим тиражом газету
«Община» (с помощью редакции газеты 201-й мотострелковой дивизии
«Общая Россия»), Республиканская общественная организация «Россий-
ские соотечественники», Республиканское общественное объединение «Сла-
вянский Союз», в ряде городов действуют русские общины и русские куль-
турные центры.
Русскоязычная пресса популярна и превосходит по тиражам прессу
на таджикском языке (соответственно, 65 тыс. и 45 тыс. экземпляров)3.
Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты — 80%, мусульма-
не-шииты — 5%, 15% — представители других религий.
Всерьез говорить о радужных перспективах русскоязычной диаспо-
ры в стране, где под вопросом находится существование государства,
просто не приходится. Основная масса организованного русскоязычного
населения — это российские солдаты. Именно данный фактор — пробле-
ма безопасности — делает Таджикистан самой ориентированной на Рос-
сию страной, однако этот же фактор низводит российское присутствие в

1
Подробно см. электронный справочник «Общественные организации со-
отечественников в странах СНГ и Прибалтики».
2
Подробнее см. на сайте «Развитие Кыргыстана через интернет»
(www.kyrgyzinvest.org/default_ru.asp), который, кстати сказать, существует в трех
версиях — киргизской, русской и английской.
3
Интеллектуальная миграция россиян. С. 108.


74 В.Р.Легойда

стране до военного. В контексте исследуемой проблемы это означает, что
говорить о диаспоральных перспективах не приходится, так как пребы-
вающий в Таджикистане военный контингент по целому ряду причин не
может быть отнесен к диаспоре.
Население современной Туркмении — 4,6 млн человек. Из них —
200 тыс. этнических русских (12%), 72% — туркмены, 9% — узбеки, 7%
— представители других национальностей.
Несмотря на довольно высокий процент русского населения, Туркме-
ния — наименее ориентированное на интеграцию в СНГ государство Цент-
рально-азиатского региона. Туркменбаши занимает последовательную по-
зицию неприсоединения к любым формам экономического и культурного
сотрудничества с Россией. Политическое правление характеризуется ав-
торитарностью и культом личности президента. Установка на нейтралитет
(статус позитивного нейтралитета Туркменистана признан ООН) и актив-
но негативная интеграционная политика правительства обеспечиваются
экономическим базисом — большими запасами газа и запасами нефти1.
Вполне очевидно, что в таких условиях существование и деятель-
ность диаспоральных объединений не будет поощряться. И хотя в Турк-
мении действуют русскоязычные общественные организации (Туркмен-
ское общество культурных связей с Россией, Центр культурных связей
Туркменистан — Россия), они весьма малочисленны и не авторитетны
даже по сравнению с объединениями диаспоры в других странах региона.
На русском языке выходит одно издание — «Нейтральный Туркмени-
стан» (16 тыс. экз., учредитель — лично президент Туркмении). Публи-
кации на русском языке в других газетах запрещены2. Конфессиональный
состав современного Туркменистана таков: 89% — мусульмане, 9% —
православные, 2% — другие.
На сегодняшний день Узбекистан — самое сильное государство в
ЦАР с самым большим населением (25,2 млн человек — 2000 г.). В рес-
публике проживает около 1,36 млн этнических русских (6%); всего в рес-
публике 80% населения составляют узбеки, 5% — таджики, 3% — каза-
хи, 6% — представители других этнических групп. Таким образом, после
Таджикистана, в Узбекистане проживает меньше всего русских, то есть
количественная основа для образования диаспоры весьма невелика.
Узбекистан менее других стран ЦАР (за исключением Туркмениста-
на) ориентирован на Россию. Причины этого лежат как в большей эконо-
мической и политической независимости государства от России, так и
менее значительной — по сравнению с Казахстаном или Киргизией —
доле русскоязычного населения.
В Узбекистане действует общественная организация Русский куль-
турный центр Республики Узбекистан. По русскоязычной прессе в респуб-
лике нет данных3, что само по себе уже весьма показательно. Конфессио-

1
Казанцев А.А. Проблемы безопасности центральноазиатских государств-
членов СНГ.
2
Интеллектуальная миграция россиян. С. 109.
3
Там же.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами