Правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах



Диссертационная работа:

Степанов Максим Владимирович. Правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 Москва, 2005 219 с. РГБ ОД, 61:05-12/1319


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНО-
РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
 12

  1. Историко-правовой анализ и развитие ревизионной деятельности в российской армии и пограничной службе 12
  2. Понятие контрольно-ревизионной деятельности и контрольно-ревизионных правоотношений в пограничных органах федеральной службы безопасности 37
  3. Правовые основы контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности 62
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ В ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
 90

  1. Особенности субъектов контрольно-ревизионных правоотношений в пограничных органах федеральной службы безопасности 90
  2. Особенности контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности 119
  3. Пути совершенствования правового регулирования контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
БИБЛИОГРАФИЯ 182
ПРИЛОЖЕНИЯ 202

Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Реализация пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) возложенных на них задач по охране Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница) требует значительных финансовых вложений со стороны государства. Одним из элементов системы финансового обеспечения пограничных органов является финансовый контроль за рациональным и эффективным использованием бюджетных средств, который служит интегрирующим средством проверки общего курса управления и соответствия ему всех выполненных управленческих функций.
Наиболее всеобъемлющим и действенным методом финансового контроля является ревизия, которая представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.
Решение вопроса качественной организации контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах осложняет ряд социально-экономических и политических аспектов, основными из которых являются: переход страны к рыночной модели экономики; затянувшийся экономический кризис; проводимая военная реформа; хронический дефицит финансирования оборонной сферы; отсутствие эффективной нормативно-правовой регламентации контрольно-ревизионной деятельности.
Существующую на сегодняшний день систему организации контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах сложно назвать достаточно эффективной и не требующей совершенствования. Это связано с наличием следующих факторов, которые, по нашему мнению, обуславливают актуальность данного исследования:
во-первых, недостаточной разработанностью теоретических положений финансового права, связанных с институтом государственного финансового контроля и, в частности, контрольно-ревизионной деятельностью в пограничных органах, что вызывает необходимость изучения исторического опыта проведения контрольных мероприятий, анализа существующих теоретических положений и выработки новых;
во-вторых, отсутствием закрепления в федеральном законодательстве базовых понятий государственного финансового контроля, наличием несогласованных и противоречащих друг другу норм права, регулирующих вопросы осуществления государственного финансового контроля, необходимостью законодательного закрепления структуры системы органов государственного финансового контроля, четкого разграничения их компетенции и необходимого порядка взаимодействия;
в-третьих, возникновением правовых коллизий и проблем в правоприменительной деятельности вследствие наличия в системе нормативных правовых актов, регулирующих ведение контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах, пробелов и противоречий действующему федеральному законодательству, связанных с недавним переходом пограничных органов с количественного учета на бухгалтерский, изменением организационно-штатной структуры пограничных органов, а также появлением новых направлений оперативно-служебной, экономической и контрольно-ревизионной деятельности;
в-четвертых, разносторонней направленностью деятельности пограничных органов, обусловливающей потребность в совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах, с учетом выделения актуальных направлений контроля, в зависимости от специфики деятельности объекта контроля;
в-пятых, объективной необходимостью выработки мер организационного характера, направленных на совершенствование процесса организации контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах на основе анализа
теоретических положений, действующих нормативных правовых актов и практики ведения контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах.
Степень научной разработанности темы. Изучение особенностей механизма осуществления контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах, а также правовой анализ нормативных актов, регулирующих такую деятельность, в виде диссертационного исследования проведены впервые, но общим вопросам контрольно-ревизионной деятельности и финансового контроля в целом в российской правовой науке всегда уделялось достаточное внимание. Так, в ходе написания диссертационного исследования автором изучались работы ученых, касающиеся общих вопросов теории финансового права, труды Д.А. Аллахвердяна, Ю.В. Берладир, А.С. Герасимова, Е.Ю. Грачевой, М.А. Гурвича, Т.С. Ермаковой, И.Ю. Ивашко, М.В. Карасевой, С.А. Кодинцева, Е.В. Макаренко, Н.Д. Погосяна, Е.А. Ровинского, М.С. Студеникиной, A.M. Тарасова, А.Т. Тлипиева, М.В. Чадина, СО. Шохина1 и других.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-ревизионной деятельности в
См.: Аллахвердян Д.А. Финансы и социалистическое воспроизводство. - М.: Финансы. 1971; Берладир Ю.В. Правовые основы финансирования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Герасимов А.С. Финансовый контроль в Вооруженных Силах РФ. (Правовые вопросы организации): Дис. ... канд. юрид. наук. - М.. 2000: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2000; Гурвич М.А. Советское финансовое право. - М, 1954; Ермакова Т.С. Финансовое правоотношение. - Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1985; Ивашко И.Ю. Профилактика экономических преступлений в уголовно-исполнительной системе средствами контрольно-ревизионной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2001; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: НОРМА, 2001; Кодинцев С.А. Административно-правовая организация государственного бюджетно-финансового контроля: Дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2003; Макаренко Е.В. Государственный контроль за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003; Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. - М.: Юрист, 1998; Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права -М.. 1961; Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. - М.: Юрид. лит., 1987; Тарасов A.M. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. - 2002. - № 1. - С. 11; Тлипиев А.Т. Конституционно-правовые основы государственного финансового контроля в России: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2003; Чадин М.В. Судебно-экономическая экспертиза как метод государственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.. 2003: Шохин СО. Проблемы и перспективы финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика. 1999.
Российской Федерации, урегулированные нормами конституционного, военного, финансового, административного законодательства, нормами нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и нормами нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Предметом диссертационного исследования являются правовые нормы и правоотношения, возникающие в процессе контрольно-ревизионной деятельности, контрольно-ревизионные мероприятия в области осуществления финансового контроля в пограничных органах.
Целью диссертации является исследование существующих правовых основ контрольно-ревизионной деятельности, выявление особенностей ее ведения в пограничных органах, а также определение недостатков в правовой регламентации и выработка предложений по правовому и организационному совершенствованию.
Достижение данной цели обеспечило решение следующих основных задач:
- выявить закономерности развития контрольно-ревизионной деятельности в
российской армии и пограничной службе на основе историко-правового анализа;

уточнить понятийный аппарат, используемый в сфере контрольно-ревизионных правоотношений, дать определение контрольно-ревизионной деятельности и принципа комплексности организации проведения финансового контроля в пограничных органах;
определить состояние существующей на сегодняшний день системы нормативно-правового регулирования контрольно-ревизионной деятельности, дать ей комплексную оценку на основе сравнения действующего законодательства с сложившейся практикой проведения ревизий и проверок;
определить статус субъектов контрольно-ревизионных правоотношений, возникающих в процессе осуществления финансового контроля в пограничных органах, особенности объектов контроля и основные проблемы в их деятельности;
определить порядок и особенности проведения ревизий и проверок, выявить основные проблемы организационного и правового характера при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах;
- сформулировать предложения по дальнейшему развитию системы нормативных правовых актов и обосновать рекомендации по совершенствованию организации процесса контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах.
Методологической основой диссертационного исследования послужили методы общенаучного и частнонаучного системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, описательный метод, метод обобщения практики и статистических материалов, метод экспертной оценки, структурно-функционального анализа, диалектический и исторический подход к изучаемой проблеме.
Правовой основой исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы осуществления контрольно-ревизионной деятельности. _
Теоретическая основа исследования. Для проведения комплексного анализа исследуемой проблемы автором были изучены работы, касающиеся исторического развития института финансового контроля в российской армии и пограничной службе России, таких ученых, как И.Д. Беляева, В.И. Боярского, О.В. Владимировой, Е.Л. Ежукова, Г. Есипова, А.И. Коняева, СЕ. Любимова, А.В. Нестерова, И.В. Руковишниковой, И.И. Теряева, М.П. Чернушевича, А.А. Ялбулганова1 и других. Кроме того, в целях проведения всестороннего и
См.: Беляев И.Д. О сторожевой, станичной и полевой службе на польской у крайне Московского государства, до царя Алексея Михайловича. — М.. 1846; Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. — М.: Граница. 1992; Владимирова О.В. Государственный финансовый контроль России в XVII-XIX вв. Историко-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2003; Ежу-ков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России (XV - начало XX вв.): Науч-но-практ. пособие. - М.. 1991; Есипов Г. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. - М., 1872. - Т. 2; История финансового законодательства России: Учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. - М.; Ростов-н/Д: МарТ, 2003; Коняев А.И. Финансовый контроль в дореволюционной России. Очерки истории. - Л.: Тип. им. Котлякова Госфиниздата СССР, 1959; Любимов С.Е., Теряев И.И.. Нестеров А.В. Боевой путь советских пограничных войск. - М.: Воен. изд-во Министерства обороны СССР. 1967; Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 1. Вып. 1. - СПб., 1900; Ялбулганов А.А. Финансовый контроль в Российской армии XIX - начала XX в.. организационно-правовые реформы. — СПб.: Правоведение: Изд-во СПбГУ. 1999.
8 полного исследования диссертантом использовались теоретические разработки
различных ученых в области теории государства и права, конституционного права, административного права, военного права, экономики, философии и других отраслевых наук: С.С. Алексеева, И.А. Белобжецкого, Е.В. Бурлай, В.В. Бурцева, Ю.И. Гревцова, А.П. Дудина, Д.А. Керимова, B.C. Основина, Н.И. Павлова, В.Н. Протасова, Н.В. Сильченко, Ю.А. Тихомирова, P.O. Халфи-ной, В.Н. Хропанюка1.
Научная новизна диссертационного исследования обуславливается достижением поставленной цели и полученными результатами:
- сформулировано и обосновано определение контрольно-ревизионной
деятельности;

-рассмотрено содержание и дано определение принципа комплексности проведения финансового контроля в федеральной службе безопасности;
дана классификация контрольно-ревизионных правоотношений в пограничных органах в зависимости от направленности деятельности контролируемых объектов, а также выделены основные специфические направления контроля;
выявлены пробелы в правовой регламентации и внесены конкретные предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в области организации взаимодействия между органами государственного финансового контроля федеральной службы безопасности с правоохранительными органами Российской Федерации, а также в области законодательства о привлечении к ответственности за финансовые правонарушения;
1 См.: Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1994; Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. - М: Финансы, 1979; Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. - Киев, 1987; Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Дашков и К0. 2002; Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. - Л., 1987; Дудин А.П. Объект правоотношения. - Саратов, 1980; Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. - М, 1962; Основин B.C. Гражданско-правовые отношения. - М., 1965; Павлов Н.И. Правовые основы войскового хозяйства и ответственность за хищения, утрату и повреждение военного имущества. - М: ВПА, 1983; Протасов В.Н. Правоотношение как система. - М., 1991; Сильченко Н.В. Закон (проблемы этимологии, социологии и логики). - М.. 1993; Хшіфшіа P.O. Общее учение о правоотношении. - М.: Юрид. лит., 1974; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М. 1993.
- предложены меры правового и организационного характера, направлен
ные на улучшение действенности и эффективности финансового контроля в
пограничных органах.

На защиту выносятся следующие научные положения:
  1. Авторское определение контрольно-ревизионной деятельности как регламентированной нормами права работы установленных законом органов государственного финансового контроля и организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации аудиторскую деятельность, по проведению последующего финансового контроля с использованием методов «ревизия» и «проверка» финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Уточненное определение принципа «комплексности», являющегося специфическим для ведения контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах, и обоснование необходимости его закрепления в нормативных правовых актах ФСБ России как одновременного обревизования всех направлений финансово-хозяйственной деятельности с использованием максимально возможного количества приемов и способов осуществления финансового контроля.
  3. Предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, касающихся вопросов осуществления государственного финансового контроля и привлечения к ответственности за финансовые правонарушения:
необходимо нормативно закрепить взаимодействие органов государственного финансового контроля федеральной службы безопасности с правоохранительными органами Российской Федерации путем установления порядка данного взаимодействия в виде отдельной нормы в разрабатываемой Временной инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
исключить из ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ) положение, предусматривающее
См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. — № 1 (Ч.І).-Ст. 1.
10 меры административной ответственности в отношении юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, как противоречащее ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (далее - БК РФ), в соответствии с которой нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, и ст. 1 БК РФ, определяющей, что правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются БК РФ.
  1. Предложенная автором классификация контрольно-ревизионных правоотношений в зависимости от направленности деятельности объектов финансово-хозяйственного контроля, на основании которой выявлены наиболее актуальные направления контроля в различных подразделениях пограничных органов, также обоснована целесообразность разработки нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы контрольно-ревизионной деятельности в пограничных органах, в соответствии с данной классификацией и выявленными актуальными направлениями контроля.
  2. Предложения по улучшению действенности и эффективности финансового контроля в пограничных органах путем создания для ревизорского состава Контрольно-ревизионного управления Контрольной службы ФСБ России необходимого материального обеспечения (увеличить тарифные разряды должностей ревизоров; нормативно закрепить выплату надбавки за ревизорскую работу; производить ревизорам компенсацию фактических расходов по оплате квартирных денег по счетам (квитанциям) гостиниц за периоды проживания в командировках).
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результатом являются теоретические выводы и предложения, которые могут способствовать дальнейшему развитию федерального законодательства в области государственного финансового контроля, используются в
1 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 31. - Ст. 3823.
целях совершенствования ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления контрольно-ревизионной деятельности в федеральной службе безопасности, а также рекомендации прикладного характера, нашедшие свое применение в деятельности контрольно-ревизионных органов ФСБ России. Положения, освещенные в работе, также могут использоваться при разработке методических материалов для подготовки курсантов и офицеров в системах военно-профессионального образования. Кроме того, полученные в процессе исследования результаты представляют интерес для специалистов в области финансов и экономики, в частности, ревизорского состава Контрольно-ревизионного управления Контрольной службы ФСБ России.
Апробация результатов исследования. Диссертант выступал на межведомственной научно-практической конференции «Проблемы правового обеспечения финансово-хозяйственной деятельности военных организаций» (Москва, 2003) и межведомственной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности» (Москва, 2004). Кроме того, основные идеи, выводы и предложения отражены в опубликованных научных работах автора. Общий объем четырех публикаций составляет 2,3 п.л.
Диссертация подготовлена на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, где проведено обсуждение ее основных положений и выводов. Материалы исследования использовались при подготовке методических пособий для обучения курсантов Московского пограничного института ФСБ России и применялись диссертантом в ходе проведения лекций, групповых и семинарских занятий.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, библиографии и приложений.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами