СПЕЦСЛУЖБЫ ИНДИИ


Логотип Азиатской библиотеки
Home Up Политика Экономика Бизнес Безопасность Технологии Право Культура История Очерки
РАЗДЕЛЫ
СВЯЗЬ 
Присылайте нам материалы по проблемам Восточной Азии и азиатских стран
Подписка на материалы
Азиатской библиотеки
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Asiatimes.ru широкий спектр новостей АТР
СПЕЦСЛУЖБЫ ИНДИИ
Премьер-министр:
Объединенный разведывательный комитет - Joint Intelligence Committee (JIC) 
Отдел исследований и анализа - Research and Analysis Wing [RAW] 
Разведывательное бюро - Intelligence Bureau (IB) 

Министерство обороны
Объединенное бюро криптографии 
Армия: Управление военной разведки, Корпус обороны и безопасности, Специальная пограничная служба, Гвардия национальной безопасности, Специальное бюро безопасности 
ВВС: Управление военно-воздушной разведки 
ВМФ: Управление морской разведки, Береговая охрана 

Министерство государства и внутренних дел 
Центральное бюро расследований 

Департамент внутренней безопасности: 
Силы полиции центрального резерва – Central Reserve Police Force (CRPF) 
Силы быстрого реагирования – Central Reserve Police Force(CRPF)
Группаспецзащиты - Special Protection Group (SPG) 
Центральная группа промышленной безопасности – Central Industrial Security Force 
Пограничные силы безопасности- Border Security Force (BSF)
Внутренняя гвардия – Home Guards 

Главным противником Индии являлся и является до сих пор Пакистан, поэтому спецслужбы Индии действуют прежде всего против этой страны.

Истоки
Традиции индийской разведки закладывались в колониальный период. Первая реальная сеть по сбору развединформации появилась в британской Индии в 1892-93 гг. Ею руководил генерал-майор Чарльз МакГрегор (Major General Charles McGregor). Он занимал должность квартирмейстера индийской армии и одновременно шефа департамента разведки. Появление структуры МакГрегора было вызвано ярко выраженным интересом России к этому региону. Англичанам было точно известно, что в Санкт-Петербурге существовало специальное разведывательное бюро, куда стекалась от многочисленных агентов, которые работали в ист-индийской Компании, на индийской границе и т.п.

В начале 20 века главным противником спецслужб британской Индии продолжала оставаться Россия. После революции 1917 года разведывательное бюро Индии вместе с провинциальными департаментами уголовного розыска было обязано добывать информацию в отношении подрывной деятельности, связанной с или организуемой Коминтерном, "интригами Москвы, стран Европы и Афганистана". О том, насколько успешно действовало бюро на этом направлении, можно судить на примере индийского революционера Манабендра Натх Роя (Бхаттачария), который в 1920 году представлял революционные круги Индии на втором Конгрессе Коминтерна.

Непосредственным предшественником индийских спецслужб был директорат разведывательного бюро, созданный в ноябре 1920 году вместо старого департамента криминальной разведки (CID). В 1933 году, почувствовав на себе тот мировой политический кризис, который в конце концов привел ко Второй мировой войне, в функции бюро включили сбор развединформации за рубежом. В 1947 году, после получения независимости, Санхееви Пиллаи (Sanjeevi Pillai) назначил первого индийского директора бюро. В 1949 году Пиллаи организовал реорганизацию спецслужбы, но ее неэффективность была вновь продемонстрирована во время индо-китайского конфликта в 1962 года. Недостатки работы разведки были также отмечены руководителем штаба армии генералом Шодхри по результатам индо-пакистанского конфликта 1965 года. Однако понимание необходимости создания отдельного органа внешней разведки появилось только в 1968 году, после прихода к власти Индиры Ганди. Шефом нового агентства, которое получило название Отдел исследований и анализа – Research and Analysis Wing или RAW - был назначен Р.Н. Као, заместитель директора Разведывательного бюро.

Объединенный разведывательный комитет правительства Индии занимается анализом разведданных, предоставляемых Бюро по разведке, отделом исследований и анализа, управлениями военной, морской и воздушной разведки. В составе Комитета есть собственный секретариат.

Совет национальной безопасности, был учрежден 24 августа 1990 года, председатель премьер-министр, членами являются министры МВД, МИД, обороны и финансов. За все время существования Совет собирался лишь один раз, 5 октября 1990 года.

Разведывательное бюро – The Intelligence Bureau (IB) – отвечает за внутреннюю безопасность. Одной из последних громких акций Бюро стал арест в апреле 2000 года резидента пакистанских спецслужб, руководившего агентурной сетью на северо-западе республики. По распространенным в Дели данным, офицер пакистанской межведомственной разведки ИСИ Мунир Ахмед был задержан на территории западного штата Раджастхан. Находясь на нелегальном положении, он руководил там сбором разведданных об индийской армии, ее вооружении и дислокации. Дополнительные данные об этом были получены от пособника пакистанского шпиона, являвшегося одним из гражданских служащих на авиабазе индийских ВВС в городе Джодхпуре. 
Отдел исследований и анализа RAW секретариата кабинета министров считается самой мощной спецслужбой Индии. Отдел является органом внешней разведки. RAW отвечает за осуществление дезинформационных мероприятий, шпионажа и саботажа против Пакистана и других соседних с Индией стран. Руководство RAW осуществляется напрямую премьер-министром, структура, состав, бюджет и штат агентства является государственным секретом Индии и держится в секрете даже от парламента.

Отдел RAW был образован в 1968. При его создании власти Индии основывались на убеждении, что Пакистан поставил оружие террористам Сикха, и обеспечивает защиту и подготовку партизан. В свою очередь, Пакистан обвинил RAW в субсидировании саботажа в провинции Пенджаб, где Отдел поддержало движение Серайки (Seraiki), предоставив ему финансовую помощь и организовав международную конференцию Серайки в Дели в ноябре-декабре 1993 года. По данным Пакистана, RAW имеет широкую сеть агентов и подрывных элементов в пределах Пакистана, включая диссидентов из различных сект и этнических групп, которые сосредоточены в провинциях Синдх (Sindh) и Пенджаб (Punjab). По данным СМИ, в период 1983-1993 гг. на территорию Пакистана были заброшены около 35 тыс. агентов RAW, из которых 12 тыс. работают в Синдхе, 10 в Пенджабе, 8 тыс. в северо-западной пограничной провинции и 5 тыс. в Балошистане. В ведении RAW также находятся 40 тренировочных лагерей по подготовке террористов.

Во время афганской войны RAW отвечало за проведение террористических актов в Пакистане, чтобы удержать его от поддержки афганского освободительного движения против союзника Индии, Советского Союза.

Поражение СССР в Афганской войне не стало концом подрывной деятельности RAW в Пакистане. По данным СМИ, Индия уже после вывода советских войск организовала тренировочный лагерь в Кадиане (Восточный Пенджаб) где пакистанцы немусульманского вероисповедания готовились для проведения терактов. Пакистанский премьер-министр Наваз Шариф (NawazSharif) обвинил Отдел в финансировании нынешнего подъема терроризма в Пакистане, а силовые министры Пакистана обвинили RAW в инициировании насилия между суннитами и шиитами, которое уносит тысячи жизней каждый год.

Теракты в Пакистане, подготовка которых приписывается спецслужбам Индии и Афганистана: 
Взрыв бомбы в машине в зоне Саддар (Saddar) в Пешаваре 21 декабря 1995 года. Убито 37 человек, ранено 50 
Взрыв в больнице Шокат Ханум (Shaukat Khanum) 14 апреля 1996 года. Убито 7 человек и ранено 34 
Взрыв автобуса, идущего по маршруту Лахор-Сахивал (Lahore-Sahiwal) в Бай Феру (Bhai Pheru) 28 апреля 1996 года. Убито 44 человека, ранено 30 
Взрыв автобуса близ госпиталя Шейхупуры (Sheikhupura) 8 мая 1996 года. 9 убитых и 29 ранено 
Взрыв в Гуджранвале (Gujranwala) 10 июня 1996 года. 3 убитых и 11 раненых 
Взрыв бомбы в автобусе на дороге близ Хариана (Kharian) 10 июня 1996 года. 2 убитых и 10 раненых 
Взрыв напротив медресе Файзул (Madrassah Faizul Islam) в Файзабаде (Faizabad) 27 июня 1996 года. 5 убитых и 50 раненых 
Взрыв бомбы на железнодорожной станции в Файзалабаде (Faisalabad) 8 июля 1996 года. Убито трое, ранено 20
Диверсия в Лахоре против пакистанского премьер-министра Шарифа в январе 1999 года 

RAW также достойно ответил на подготовку пакистанскими военными исламских боевиков в Кашмире. RAW якобы подготовило захват индийского самолета в Лахоре в 1971 году, чтобы обвинить в теракте кашмирское национальное движение. RAW также имеет долгую историю деятельности в Бангладеше, где поддерживает индийское меньшинство. RAW также финансировала подготовку вооруженных групп в Шри-Ланке. С 1981 года, RAW и разведывательное бюро организовали для действий в Шри-Ланке сеть из более чем 30 тренировочных баз.

RAW также поддерживал тигров освобождения Тамила, правда, потом поддержка была прекращена. Хорошие отношения с тиграми стремился поддерживать и Раджив Ганди. Правда, индийское разведсообщество недооценило тигров, и убийство тиграми Раджива Ганди, по данным индийских СМИ, объясняется страхом перед вводом в Шри-Ланку миротворческого корпуса индийских войск.

Главная зарубежная шпионская сеть Индийских спецслужб координируется индийским посольством в Вашингтоне. По данным американских СМИ, посольство получает информацию в том числе с американских кабелей дальней связи, с доступом ко всем видам информации. В 1996 году индийский дипломат попал в скандал о незаконном финансировании политических кандидатов в США. По американским законам, иностранные граждане не мог финансировать федеральные выборы. Суд Балтиморе осудил Лалит Гадхиа (LalitHGadhia), натурализованного гражданина США, на три месяца тюрьмы. Гадхиа был уличен в том, что работал курьером между индийским посольством и различными индо-американскими организациями, финансирующими американских законодателей. Около 46 тыс долл. было передано индийским посольством около 20 кандидатов в конгресс.

27 июля 2000 года власти Пакистана через газету Nawa-i-Waqt заявили о том, что RAW и Моссад создали четыре «новых агентства» для подготовки терактов против ведущих религиозных и военных деятелей Пакистана, журналистов, судей, адвокатов и бюрократов. Кроме того, сообщалось о планах заложить бомбы в поездах, на железнодоржных станциях, гостиницах и т.п. Пакистанские спецслужбы также объявили о плане RAW вербовать пакистанцев 20-30 лет, которые решат посетить Индию.

1 января 2001 года руководитель RAWА.С. Дулат (A S Dulat), который вышел в отставку по возрасту 31 декабря, был назначен офицером в специальное подразделение премьер-министра (OSD). Его заменил Викрам Суд (VikramSood), работающий в Отделе с 1966 года. Дулат возглавлял RAW с 1965 года, является специалистом по Кашмирскому вопросу.

Криптография в Индии
В соответствии с отчетом, составленным Группой по информационным технологиям (подразделением Департамента электроники Правительства Индии), криптография в стране находится на стадии развития. Лишь немногие организации (включая оборонные) вовлечены в разработку технологий криптографии и соответствующих протоколов и продуктов. Однако криптографические продукты под DOS и Windows были разработаны и сегодня используются в бизнесе. Кроме того, некоторые продукты были созданы специально в коммерческих целях. Вопросы, связанные с использованием открытых и секретных ключей, находятся в ведении Объединенного бюро по шифрованию – агентству, ответственному вообще за все технологические вопросы, связанные с крипто.

По данным отчета Департамента электроники Департамент телекоммуникаций формально не позволяет передавать по своим сетям зашифрованные сигналы, однако эта практика, видимо, не соблюдается. Более того, поскольку криптографические продукты по всему миру лицензируются, а в Индии трудно получить лицензию на продукт с длиной ключа более 56 бит, компании выпускают многочисленные продукты с уровнем защиты, близким к 56 бит. Более сильные средства криптографии в Индии не производятся.

На отношение правительства Индии к криптографии влияет и то, что некоторые оппозиционные группы используют современные технологии для защиты своих коммуникаций. В октябре 1998 г. губернатор провинции Maharashtra продемонстрировал оборудование, захваченное у мятежников в Кашмире. Это оборудование включало "высокочастотные радиопередатчики", снабженные "электронными клавиатурами, которые способны шифровать и дешифровать до 45 символов одновременно" и "модемами для отправки и получения шифрованных сообщений".

Индийское правительство обязывает операторов сотовой связи обеспечивать "возможности мониторинга" для следственных органов. Оборудование для мониторинга с возможностью доступа к переговорам клиентов должно оплачиваться компаниями сотовой связи.

В 1998 году правительство, сформированное консервативной партией Bharatiya Janata Party (BJP), предложило Закон об информационных технологиях. В соответствии с ним провайдеры Интернета должны отслеживать весь поток информации через свои серверы, делая эту информацию (в том числе зашифрованную) доступной "наделенным соответствующими полномочиями официальным структурам" в целях "обеспечения должной безопасности". Уполномоченные структуры включают Центральное бюро расследований (CBI), Разведывательное Бюро (IB) и Отдел по исследованиям и анализу (RAW).

В 1999 году правительство предложило законопроект об информационных технологиях (N 135). Проект вводит в индийское законодательство цифровую подпись. Пользователи должны создавать и хранить при себе свои секретные ключи. Согласно статье 68 законопроекта, пользователи обязаны расшифровывать информацию в следующих случаях:

"68. (1) Если контрольный орган полагает, что это необходимо в интересах независимости или целостности Индии, безопасности государства, добрых отношений с зарубежными странами или сохранения общественного порядка, либо для предотвращения подготовки преступления, он может поручить любому правительственному агентству перехват любой информации, передаваемой с использованием компьютеров.

(2) Пользователь или иное лицо, имеющее отношение к компьютерной системе, получив распоряжение от правительственного агентства (см. п.1), использовать все возможности, в том числе технические, для расшифровки информации.

(3) Пользователь либо иное лицо, упомянутое в п.2, не выполнивший требования государственного агентства по расшифровке информации, подлежит уголовному наказанию и тюремному заключению на срок до 7 лет".

В соответствии с отчетом Департамента торговли/АНБ в Индии существует громоздкая государственная машина, наработавшая большой опыт по контролю над внешней торговлей дефицитными товарами, гораздо больший, чем контроль за "оборонными" продуктами, осуществляемый в интересах национальной безопасности. В мае 1994 года сообщалось, что в Индии отсутствует система лицензий на экспорт вооружения или товаров "двойного применения". Считалось, что оборонные фирмы-производители амуниции и военного снаряжения сами ограничивали экспорт своей продукции. В марте 1995 года в Индии был опубликован список стратегически важных материалов и технологий, для экспорта которых требовалась лицензия. В этот список попали только оборудование и программы для шифрования в телематических системах (значительную часть которых составляли системы управления ракетами). Шифровального программного обеспечения как такового в списке не было. Эта информация была получена от Госдепартамента в Нью-Дели 24 мая 1994 года и 3 мая 1995 года.

По индо-американскому соглашению о взаимосотрудничестве в сфере бизнеса высоких технологий правительство Индии согласилось с предложением "контролировать" импорт в соответствии со списками, принятыми в США. В январе 1999 г. Организация по обороне и развитию (DRDO) забила тревогу по поводу всех сетевых систем обеспечения безопасности, разработанных в США. N. Vittal, комиссар Главного центра слежения DRDO, сказал, что он выступает за то, чтобы все индийские банки и финансовые институты приобретали только программы, разработанные в Индии.

DRDO, в частности, обеспокоена теми "шифровальными программными продуктами", которые могут быть "сломаны" Агентством национальной безопасности. Последнее заявило, что "никакие шифровальные средства не могут быть экспортированы из США, если АНБ не может снять их защиту". Качество таких программ, экспортируемых в Индию, с точки зрения надежности вызывает вопросы. DRDO заявила, что "домашнее шифрование" не имеет верхнего ограничения на длину ключа и может "составить конкуренцию" программам, сделанным в США. "Говоря прямо, – сказано в письме, – из США можно экспортировать только ненадежные программы. Когда разные международные компании продают легковерным индийцам "сетевые программы, обеспечивающие безопасность", эти фирмы с удобством для себя "забывают" о соответствующих особенностях экспортного законодательства США". 
Agentura.ru, 6 марта 2001

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами