Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих
Диссертационная работа:Сенча Владимир Григорьевич. Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих : Дис. ... канд. пед. наук : 20.02.02 : СПб., 2000 192 c. РГБ ОД, 61:01-13/64-2 |
Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму: | ||||||||||||||
|
Содержание диссертации:Введение 2 .Глава 1. Установление и поддержание дисциплины военнослужащих. 1.1 Характеристика понятий «дисциплина и дисциплинирован ность» 9 1-.2- - Ан-а-л-и-з---при-Ч4<ш----н-еди-сципли.ниро-В.а нііо.г.о поведения военно служащих 18 1.3 Факторы, влияющие на дисциплину военнослужащих 23 Глава 2.Организация повседневной жизнедеятельности лично-•' го состава и ее влияние на воспитание дисциплинированности воинов. 2.1 Уставной уклад жизни и его влияние на поведение воинов 31 2.2 Влияние суточного наряда на формирование дисциплинированности воинов ..:;...' 4 7 2.3 Использование хозяйственных работ, с целью воспитания дисциплинированности воинов 54 2.4 Разъяснительная работа и ее влияние на состояние воинской дисциплины 67 Глава 3. Комплексно-целевая программа дисциплинирующих воздействий общевоенной подготовки на курсантов. 3.1 Дисциплинирующее значение организации учебного процесса 84 3.2 Воспитание дисциплинированности в ходе изучения предметов общевоенной подготовки 115 Заключение 151 Список литературы 152 Приложения 164 |
Введение диссертации:Актуальность исследования. Дисциплина военнослужащих является ключевым фактором, определяющим боеготовность любой армии, ее потенциал в мирных условиях. Основное назначение дисциплины состоит в том, чтобы не- зависимо _рт психологических и физиологических особенностей людей, объединить их в боевой единый организм - воинский коллектив, способный решать вставшие перед ним любые задачи. Такое объединение и сплочение людей возможно только на основе дисциплины.Пока существует армия, дисциплина является одной из актуальных проблем военного строительства. Значение дисциплины подчеркивали практически все полководцы и военачальники в разных странах и в разные исторические периоды. Известные выражения: " Дисциплина - мать победы " (А. В. Суворов); " Дисциплина - душа воинской службы " (М. И. Кутузов)- это не просто фразы. В них заключен глубокий смысл. Только благодаря дисциплине становиться возможным единство воли и действий огромных масс людей, участвующих в решении боевых задач. Вот почему борьба за твердую воинскую дисциплину всегда была одним из важнейших направлений деятельности командиров, воспитателей, штабов в мирное время. Военная история показывает, что каждая эпоха привносила свое понимание в сущность и содержание дисциплины воинов. Можно говорить об укреплении дисциплины и воспитании дисциплинированности в период становления регулярной российской армии, в дореволюционный период, в советское время -каждый раз это иные условия, традиции, проблемы. Каждый раз приходиться заново изучать и учитывать новые социальные условия, требования, предъявляемые все более мощными видами вооружения, меняющейся психологией военнослужащих. Не является исключением перестроечный (пост советский) и пост перестроечный период. Как в любую переходную эпоху, в обществе, а значит и в Вооруженных Силах, возрастают анархические тенденции, резко увеличивается число негативных явлений в воинских подразделениях. Соответственно должна интенсифицироваться работа по анализу причин и поиску путей укрепления дисциплины в войсках на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Чтобы работа по укреплению воинской дисциплины была эффективной и успешнойгсегодня-офицеру—воспитателю надо, прежде всего, им тьдравиль-ное представление о том, какой должна быть дисциплина в современной армии, какие новые требования к поведению военнослужащих предъявляются на современном этапе развития военного дела. Задача же состоит в том, чтобы обеспечить твердую дисциплину, порядок и организованность на уровне сознательной самодисциплины, т.е. на таком уровне, когда дисциплина поддерживается благодаря проявлению личной дисциплинированности военнослужащих, исходящих из его высоких нравственных качеств. Анализ руководящих документов и научно-методических исследований по вопросам воинской дисциплины, показывает, что в последние годы директивных материалов гораздо больше, чем исследований, вскрывающих глубинные психолого-педагогические процессы в воспитании военнослужащих. Исполнение требований, изложенных в нормативных документах, предполагает необходимость изучения объективных и субъективных условий их реализации, выявления специфики воспитания дисциплинированности во взаимосвязи со служебными задачами, которые решают подразделения, и психологией современного военнослужащего. Недостаточная теоретическая разработанность и потребность войсковой практики обусловили выбор темы исследований. Цель исследования - поиск путей повышения дисциплины в воинских подразделениях средствами воспитания и формирования личной дисциплинированности военнослужащих. Объект исследования - воспитательная деятельность офицеров управленческого звена, командиров подразделений и преподавательского состава по укреплению воинской дисциплины. Предмет исследования - методы и формы воспитания дисциплинированности военнослужащих. Гипотеза исследования - повседневная деятельность личного состава оказывает существенное педагогическое воздействие на состояние воинской дисциплины в подразделении. Уровень дисциплинированности курсантов и состояние воинской дисциплины в подразделении могут быть повышены при реа--ли-зации-комп-лексно-целево курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и привития им командно методических умений и навыков. В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести психолого - педагогический анализ понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», выявить причины недисциплинированного поведения военнослужащих в современных условиях. 2. Сформулировать основные факторы, влияющие на дисциплинированность военнослужащих. 3. Определить педагогические возможности влияния на поведения воинов организации повседневной деятельности с целью повышения их дисциплинированности. 4. Разработать и обосновать комплексно-целевую программу воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и выработки у них командно-методических умений и навыков. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и военной литературы по теме; анализ директивных документов Министерства обороны РФ; анализ результатов социально-психологических исследований подразделений; методы диагностики: анкетирование, анализ деятельности выпускников ВВУЗов в войсках, экспертные оценки, беседы с преподавателями и курсантами; обобщение опыта воспитательной работы в войсках округа. Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения философии, психологии и педагогики об исторической и социо культурной обусловленности потребностей и мотивов деятельности человека, о роли воспитания в процессе формирования потребностей и ценностей личности, о целостной природе развития личности, активности субъектов воспитания, о дисциплине как регуляторе жизнедеятельности в сообществе и ведущем фак-торе Шинской боеготовноет-иу- законодательные--И- -нарматив.ные документы, регламентирующие деятельность войск Министерства Обороны РФ. Теоретической основой исследования стали следующие психолого-педагогические идеи и концепции отечественных ученых: об усилении личностного начала в процессе воспитания военнослужащих, о гуманизации и демократизации военно-служебных отношений (А. Г. Ба-занов, А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, В. С. Олейников, Я. Я. Юрченко); о дисциплине как регуляторе социальных отношений коллективной деятельности (А. С. Макаренко, С. И. Гессен, Я. Я. Юрченко, С. И. Денисенко); о закономерностях развития личности и характера в процессе профессионального воспитания (А. Г. Асмолов, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, В. Л. Марищук, В. Н. Мясищев); о проблемно-деятельностном подходе в обучении и воспитании военнослужащих (А. В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, С. С. Муцинов, В. Н. Новиков, В. А. Щеголев). Исследование проведено в 1995-1999 году на базе Военного инженерно-технического университета, воинской части 02511 в рамках научно исследовательской работы «Комбат» . На защиту выносятся следующие научные результаты: 1. Организация воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в ходе повседневной деятельности личного состава с целью повышения их дисциплинированности. 2. Комплексно - целевая программа воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке, привития командирских и методических умений и навыков. Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в следующем: • уточнены определения понятий «дисциплина и дисциплинирован- 1юсть»и1їзаШмостзш между шкмщ - _. • проведен психолого - педагогический анализ причин недисциплинированного поведения военнослужащих; • определены факторы (условия), влияющие на поведение военнослужащих в настоящее время; • дана характеристика путей и условий организации воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в повседневной деятельности; • разработан и обоснован комплекс организационных и педагогических мероприятий, позволяющих усилить значение общевоенной подготовки для воспитания дисциплинированности военнослужащих. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности реализации предлагаемых научно - методических рекомендаций по повышению состояния воинской дисциплины в подразделении и влиянию общевоенной подготовки на дисциплинированность курсантов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием современной методологии личностно-ориентированного воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, объекта и предмета исследования; выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачам; с применением широкого спектра диагностических методик и охватом репрезентативной выборки; комплексным характером научно-методических рекомендаций; личным 25-летним опытом службы в войсках и военных учебных заведениях. Апробация основных положений выводов и рекомендаций осуществлялась в воинской части 02511 п. Каменка (в 1994-1995 г.); на заседаниях кафед ры педагогики и истории, кафедры общевойсковых дисциплин, (в 1995-1999 г.); на научно-практических конференциях: "Совершенствование принципа единства обучения и воспитания в новых условиях деятельности университета" (СПб., 1995 г.); " Проблемы воспитания патриотизма у молодежи и современность" (СПб., 1995 г.); "Состояние и проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки офицеров ВВУЗов" (М.,1996 г.); "Новые методы и-технологии-обучения—и-у-т-и их -внедрения-В. улейно воспитэтельный процесс ВВУЗов МО Строительных Войск" (СПб., 1997 г.); "Формирование высоких морально-боевых качеств у курсантов в процессе обучения и воспитания на опыте боевых действий в Чеченской Республике 1994-1996гг."(СПб., 1997 г.). Внедрение результатов исследования. Разработанные рекомендации по совершенствованию воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих внедрены в практику Военном инженерно-техническом университете и Военно-медицинской академии им. СМ. Кирова. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 192 страниц машинописного текста, 8 рисунков и 19 таблиц. Список литературы содержит 172 наименования. Приложение составляет 29 страниц. |
Комментарии
Отправить комментарий