Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих


Диссертационная работа:

Сенча Владимир Григорьевич. Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих : Дис. ... канд. пед. наук : 20.02.02 : СПб., 2000 192 c. РГБ ОД, 61:01-13/64-2


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

Введение 2 .
Глава 1. Установление и поддержание дисциплины военнослужащих.
1.1 Характеристика понятий «дисциплина и дисциплинирован ность» 9
1-.2- - Ан-а-л-и-з---при-Ч4<ш----н-еди-сципли.ниро-В.а нііо.г.о поведения военно служащих 18
1.3 Факторы, влияющие на дисциплину военнослужащих 23
Глава 2.Организация повседневной жизнедеятельности лично-•' го состава и ее влияние на воспитание дисциплинированности воинов.
2.1 Уставной уклад жизни и его влияние на поведение воинов 31
2.2 Влияние суточного наряда на формирование дисциплинированности воинов ..:;...' 4 7
2.3 Использование хозяйственных работ, с целью воспитания дисциплинированности воинов 54
2.4 Разъяснительная работа и ее влияние на состояние воинской дисциплины 67
Глава 3. Комплексно-целевая программа дисциплинирующих воздействий общевоенной подготовки на курсантов.
3.1 Дисциплинирующее значение организации учебного процесса 84
3.2 Воспитание дисциплинированности в ходе изучения предметов общевоенной подготовки 115
Заключение 151
Список литературы 152
Приложения 164 


Введение диссертации:

Актуальность исследования. Дисциплина военнослужащих является ключевым фактором, определяющим боеготовность любой армии, ее потенциал в мирных условиях. Основное назначение дисциплины состоит в том, чтобы не- зависимо _рт психологических и физиологических особенностей людей, объединить их в боевой единый организм - воинский коллектив, способный решать вставшие перед ним любые задачи. Такое объединение и сплочение людей возможно только на основе дисциплины.
Пока существует армия, дисциплина является одной из актуальных проблем военного строительства. Значение дисциплины подчеркивали практически все полководцы и военачальники в разных странах и в разные исторические периоды. Известные выражения: " Дисциплина - мать победы " (А. В. Суворов); " Дисциплина - душа воинской службы " (М. И. Кутузов)- это не просто фразы. В них заключен глубокий смысл. Только благодаря дисциплине становиться возможным единство воли и действий огромных масс людей, участвующих в решении боевых задач. Вот почему борьба за твердую воинскую дисциплину всегда была одним из важнейших направлений деятельности командиров, воспитателей, штабов в мирное время.
Военная история показывает, что каждая эпоха привносила свое понимание в сущность и содержание дисциплины воинов. Можно говорить об укреплении дисциплины и воспитании дисциплинированности в период становления регулярной российской армии, в дореволюционный период, в советское время -каждый раз это иные условия, традиции, проблемы. Каждый раз приходиться заново изучать и учитывать новые социальные условия, требования, предъявляемые все более мощными видами вооружения, меняющейся психологией военнослужащих.
Не является исключением перестроечный (пост советский) и пост перестроечный период. Как в любую переходную эпоху, в обществе, а значит и в
Вооруженных Силах, возрастают анархические тенденции, резко увеличивается число негативных явлений в воинских подразделениях.
Соответственно должна интенсифицироваться работа по анализу причин и поиску путей укрепления дисциплины в войсках на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Чтобы работа по укреплению воинской дисциплины была эффективной и успешнойгсегодня-офицеру—воспитателю надо, прежде всего, им тьдравиль-ное представление о том, какой должна быть дисциплина в современной армии, какие новые требования к поведению военнослужащих предъявляются на современном этапе развития военного дела.
Задача же состоит в том, чтобы обеспечить твердую дисциплину, порядок и организованность на уровне сознательной самодисциплины, т.е. на таком уровне, когда дисциплина поддерживается благодаря проявлению личной дисциплинированности военнослужащих, исходящих из его высоких нравственных качеств.
Анализ руководящих документов и научно-методических исследований по вопросам воинской дисциплины, показывает, что в последние годы директивных материалов гораздо больше, чем исследований, вскрывающих глубинные психолого-педагогические процессы в воспитании военнослужащих. Исполнение требований, изложенных в нормативных документах, предполагает необходимость изучения объективных и субъективных условий их реализации, выявления специфики воспитания дисциплинированности во взаимосвязи со служебными задачами, которые решают подразделения, и психологией современного военнослужащего. Недостаточная теоретическая разработанность и потребность войсковой практики обусловили выбор темы исследований.
Цель исследования - поиск путей повышения дисциплины в воинских подразделениях средствами воспитания и формирования личной дисциплинированности военнослужащих.
Объект исследования - воспитательная деятельность офицеров управленческого звена, командиров подразделений и преподавательского состава по укреплению воинской дисциплины.
Предмет исследования - методы и формы воспитания дисциплинированности военнослужащих.
Гипотеза исследования - повседневная деятельность личного состава оказывает существенное педагогическое воздействие на состояние воинской дисциплины в подразделении. Уровень дисциплинированности курсантов и состояние воинской дисциплины в подразделении могут быть повышены при реа--ли-зации-комп-лексно-целево курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и привития им командно методических умений и навыков.
В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести психолого - педагогический анализ понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», выявить причины недисциплинированного поведения военнослужащих в современных условиях.
2. Сформулировать основные факторы, влияющие на дисциплинированность военнослужащих.
3. Определить педагогические возможности влияния на поведения воинов организации повседневной деятельности с целью повышения их дисциплинированности.
4. Разработать и обосновать комплексно-целевую программу воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке и выработки у них командно-методических умений и навыков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и военной литературы по теме; анализ директивных документов Министерства обороны РФ; анализ результатов социально-психологических исследований подразделений; методы диагностики: анкетирование, анализ деятельности выпускников ВВУЗов в войсках, экспертные оценки, беседы с преподавателями и курсантами; обобщение опыта воспитательной работы в войсках округа.
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения философии, психологии и педагогики об исторической и социо культурной обусловленности потребностей и мотивов деятельности человека, о роли воспитания в процессе формирования потребностей и ценностей личности, о целостной природе развития личности, активности субъектов воспитания, о дисциплине как регуляторе жизнедеятельности в сообществе и ведущем фак-торе Шинской боеготовноет-иу- законодательные--И- -нарматив.ные документы, регламентирующие деятельность войск Министерства Обороны РФ.
Теоретической основой исследования стали следующие психолого-педагогические идеи и концепции отечественных ученых:
об усилении личностного начала в процессе воспитания военнослужащих, о гуманизации и демократизации военно-служебных отношений (А. Г. Ба-занов, А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, В. С. Олейников, Я. Я. Юрченко);
о дисциплине как регуляторе социальных отношений коллективной деятельности (А. С. Макаренко, С. И. Гессен, Я. Я. Юрченко, С. И. Денисенко); о закономерностях развития личности и характера в процессе профессионального воспитания (А. Г. Асмолов, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, В. Л. Марищук, В. Н. Мясищев);
о проблемно-деятельностном подходе в обучении и воспитании военнослужащих (А. В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, С. С. Муцинов, В. Н. Новиков, В. А. Щеголев).
Исследование проведено в 1995-1999 году на базе Военного инженерно-технического университета, воинской части 02511 в рамках научно исследовательской работы «Комбат» .
На защиту выносятся следующие научные результаты:
1. Организация воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в ходе повседневной деятельности личного состава с целью повышения их дисциплинированности.
2. Комплексно - целевая программа воспитания дисциплинированности у курсантов ВВУЗов в ходе занятий по общевоенной подготовке, привития командирских и методических умений и навыков.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в следующем:
• уточнены определения понятий «дисциплина и дисциплинирован- 1юсть»и1їзаШмостзш между шкмщ - _.
• проведен психолого - педагогический анализ причин недисциплинированного поведения военнослужащих;
• определены факторы (условия), влияющие на поведение военнослужащих в настоящее время;
• дана характеристика путей и условий организации воспитательных воздействий на поведение военнослужащих в повседневной деятельности;
• разработан и обоснован комплекс организационных и педагогических мероприятий, позволяющих усилить значение общевоенной подготовки для воспитания дисциплинированности военнослужащих.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности реализации предлагаемых научно - методических рекомендаций по повышению состояния воинской дисциплины в подразделении и влиянию общевоенной подготовки на дисциплинированность курсантов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием современной методологии личностно-ориентированного воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, объекта и предмета исследования; выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачам; с применением широкого спектра диагностических методик и охватом репрезентативной выборки; комплексным характером научно-методических рекомендаций; личным 25-летним опытом службы в войсках и военных учебных заведениях.
Апробация основных положений выводов и рекомендаций осуществлялась в воинской части 02511 п. Каменка (в 1994-1995 г.); на заседаниях кафед ры педагогики и истории, кафедры общевойсковых дисциплин, (в 1995-1999 г.); на научно-практических конференциях: "Совершенствование принципа единства обучения и воспитания в новых условиях деятельности университета" (СПб., 1995 г.); " Проблемы воспитания патриотизма у молодежи и современность" (СПб., 1995 г.); "Состояние и проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки офицеров ВВУЗов" (М.,1996 г.); "Новые методы и-технологии-обучения—и-у-т-и их -внедрения-В. улейно воспитэтельный процесс
ВВУЗов МО Строительных Войск" (СПб., 1997 г.); "Формирование высоких морально-боевых качеств у курсантов в процессе обучения и воспитания на опыте боевых действий в Чеченской Республике 1994-1996гг."(СПб., 1997 г.).
Внедрение результатов исследования. Разработанные рекомендации по совершенствованию воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих внедрены в практику Военном инженерно-техническом университете и Военно-медицинской академии им. СМ. Кирова.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 192 страниц машинописного текста, 8 рисунков и 19 таблиц. Список литературы содержит 172 наименования. Приложение составляет 29 страниц.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами