Правовые основы взаимодействия Пограничной службы с органами государственной власти и органами местного самоуправления
Диссертационная работа:Моисеев Дмитрий Валерьевич. Правовые основы взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2003 196 c. РГБ ОД, 61:03-12/1125-4 |
Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму: | ||||||||||||||
|
Содержание диссертации:Глава I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ 15 1.1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБОЙ Российской Федерации 15
СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 150 ПРИЛОЖЕНИЯ « |
Введение диссертации:Актуальность исследуемой темы обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.Закон о Государственной границе Российской Федерации определяет защи ту и охрану Государственной границы как часть системы безопасности Россий ской Федерации и реализации государственной пограничной политики Россий ской Федерации, что предполагает согласованную деятельность федеральных ор ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос сийской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемую ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно- правовых и иных мер по защите и охране Государственной границы Российской Федерации. Эти меры принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорам; юсийским законода- тельством. Охрана Государственной границы, будучи составной частью защиты Государственной границы, осуществляется Пограничной службой Российской Федерации (в соответствии с Законом «О Пограничной службе Российской Федерации») в пределах приграничной территории в тесном взаимодействии с перечисленными выше органами государственной власти и органами местного самоуправления, а принимаемые ими пограничные меры входят в систему мер безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты Государственной границы определены Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Головным (координирующим) федеральным органом исполнительной власти определена Пограничная служба. На нее возложены функции организации взаимодействия с указанными органами власти и самоуправления. Если федеральным законодательством, в целом, достаточно четко определены полномочия федеральных органов исполнительной власти (МИД, МО, МВД, ФСБ, СВР) в сфере взаимодействия с Пограничной службой, то законодательство субъектов Российской Федерации и местного самоуправления далеко не всегда соответствует интересам взаимодействия в 4 защите и охране Государственной границы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) конкретно не определяет полномочия органов местного самоуправления в данной области, не определяет и предметы ведения в сфере охраны Государственной границы, поэтому о взаимодействии с Пограничной службой можно говорить лишь на основе анализа положений Конституции, уставов и законов субъектов Российской Федерации. Учитывая, что 45 субъектов Российской Федерации являются приграничными, представляется актуальным научное исследование соответствующей нормативной правовой базы и практики взаимодействия Пограничной службы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и выработка на этой основе предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующему их участие и участие органов местного самоуправления в защите и охране Государственной границы, а также механизм их взаимодействия с Пограничной службой Российской Федерации. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими факторами: Во-первых, качественными преобразованиями в правовом регулировании всех сфер общественной жизни, возникшими в результате становления в Российском государстве новой системы экономических, политических, социальных, духовных, а также военных отношений, которые повлекли за собой возникновение ряда проблем в пограничной сфере, например: расхищение национальных богатств Российской Федерации, ее сырьевых и материальных ресурсов, активизация контрабандной и иной незаконной деятельности. Во-вторых, отсутствием должной детализации правового регулирования взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В-третьих, отсутствием необходимой конкретизации в нормативных правовых актах на федеральном уровне, компетенции органов государственной власти 5 субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы. В-четвертых, объективной необходимостью анализа нормативной правовой базы Российской Федерации, приграничных субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления и выработки основ подготовки субъектами Российской Федерации своих нормативных правовых актов по вопросам установления форм и методов взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В-пятых, различным экономическим потенциалом приграничных субъектов, который оказывает немалое влияние на пограничную политику в регионе, как со стороны местных жителей, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Практика доказывает, что деятельность по охране государственной границы Пограничной службой Российской Федерации, не опирающаяся на поддержку органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, недостаточна эффективна. Степень научной разработанности темы. Вопросам государственной границы (ее защиты и охраны, развитию пограничного сотрудничества и пр.) посвящено немало научных исследований. Несмотря на наличие определенного объема диссертационных, монографических трудов и работ, формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с Пограничной службой Российской Федерации не получили достаточного освещения в научной литературе. Все многообразие исследований, научных статей и публикаций можно объединить в несколько групп. Первую группу составляют работы, посвященные исследованию различных аспектов взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это известные работы С.А. Булашова, А.Н. Брижика, А.И. Василенко, Ю.А. Головина, A.M. Егорова, A.M. Еремина, В.И. Захаренко, Р.Ш Муллаянова, А.И. Николаева, СВ. Нероева, А.А. Одинцова, А.А. Першина, Л.В. Потапова, Н.Н. Рыбалкина, В.П. Руденка, В.А. Сальникова, Д.С. Субботкина, В.Э. Хандожко, Э.М. Филиппова, А.И. Тымко1. 1 См: Булашов С.А. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 189 с; Василенко А.И. Пограничная деятельность в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М, 2001. - 401 с; Головин Ю.А. Жизненно важные интересы Российской Федерации в пограничном пространстве на рубеже XX - XXI вв. и роль ФПС Российской Федерации в их защите: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ярославль, 1999. - 210 с; Егоров A.M. Псковские пограничные районы в 1920-1930 гг: Дис. ... канд. истор. наук. - СПб., 1998. - 195 с; Еремин A.M. Переход к не войсковой охране участков Государственной границы - новый этап в развитии стратегии ее защиты: Научно-информац. сб. ФПС Российской Федерации. - Вып. №27. - М.: ГШ ФПС, 1997. -С. 45; Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 201 с; Муллаянов Р.Ш. Пограничная политика: Региональный аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 1999. - 176 с; Николаев А.И. На переломе. Записки русского генерала. - М.: Современный писатель, 1998. - 368 с. или, напр.: Актуальные проблемы пограничной политики Российской Федера- _ ции в современных условиях: Научно-информац. сб. - М.: Граница, 1996; Федеральная по- граничная служба: настоящее и будущее // Граница: Вестник информации. - 1996. - №5; О будущем с надеждой // Вестник границы Российской Федерации. -1996. - №4; От войсковой структуры - к специальной государственной службе // Независимая газета. - 1997. - 19 нояб.; В Российской Федерации особое отношение к пограничникам // Граница Российской Федерации. - 1997. - №21; Реализация «Основ пограничной политики» началась // Пограничник Забайкалья. - 1997. - 18 февр.; Нероев СВ., Брижик А.Н. Основы взаимодействия ФПС Российской Федерации с органами государственной исполнительной власти в сфере защиты и охраны Государственной границы: Лекция. Академия ФПС РФ. - М., 1999. - 52 с; Одинцов А.А. Место и роль ФПС Российской Федерации в системе безопасности Российской Федерации (философско-политологический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - М.: Академия ФПС РФ, 1998. - 203 с; Перший А.А. Обеспечение пограничной безопасности // Вестник границы Российской Федерации. - 1997. - №11; Потапов Л.В. Охрана границы - дело общенародное: Научно-информац. сб. - М.: Граница, 1996; Рыбалкин Н.Н. Концепция охраны Государственной границы: Дис. ... канд. филос. наук. - М.: ВИПКОС, 1992. - 228 с; Руденок В.П. Взаимодействие органов Внутренних дел Российской Федерации с войсками и органами Пограничной службы в Северо-Кавказском регионе в условиях социально-политического конфликта: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - 185 с; Сальников В.А. Государственные границы: социально-философский анализ: Автореф. дис.... д-ра филос. наук. - М.: ВПКК, 1991. -47 с; Субботкин Д.С. Конституционно-правовое регулирование безопасности границ Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 180 с; Хандожко В.Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 251 с; Филиппов Э.М. Пограничные войска на охране Северо-Западной границы: этапы становления и развития: Дис. ... канд. юрид. на- ук. - СПб., 2000. - 175 с; Тымко А.И. Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. воен. наук. - М.: АПВ РФ, 1994. - 225 с; ФПС: реформы // Граница: Вестник информации. -1995. - №5; Граница должна объединять // Вестник границы Российской Федерации. - 1997. - №6. В них получили рассмотрение и оценку такие вопросы как: конституционно-правовое регулирование безопасности границ российского государства; правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации; региональные аспекты государственной пограничной политики, правовое регулирование деятельности Пограничной службы Российской Федерации по охране Государственной границы Российской Федерации и другие. Вторую группу работ, связанных прежде всего с анализом правового статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, составляют труды: Б.П. Елисеева, М.К. Исаковой, Н.А. Игнатюка, Л.Ф. Кваши, Ф.Е. Колонтаевского, М.Н. Кирюхи-ной, О.Е. Кутафина, Э.А. Нехвядовича, С.Г. Наймушина, В.Б. Рушайло, М.С. Савченковой, В.И. Фадеева, В.И. Ченковой, Н.А. Шевчик1. 1 См.: Елисеев Б.П. Система органов государственной власти Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Российская академия государственной службы при Прези денте Российской Федерации. - М., 1998. - 50 с; Исакова М.К. Механизм советского общена родного государства: Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1984. - 233 с; Игнатюк Н.А. Пра вовые проблемы взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - 26 с; Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Дис ... канд. юрид. наук. - М., 1996. - 165 с; Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1996. - 485 с; Кирюхина М.Н. Проблемы взаимоотношений между ор ганами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федера ции (историко-теоретический аспект): Дис ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2000. - 160 с; Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 552 с; Нехвядович Э.А. Государственный меха низм и местное самоуправление: Проблемы соотношения и взаимодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2000. - 170 с; Наймушина С.Г. Конституционно-правовые основы орга низации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999. - 210 с; Рушайло В.Б. Взаимо отношения государственных органов исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999. - 26 с; Савченко М.С. Правовое положение Кубанского казачества в дореволюционной Российской Федерации (конец XVIII - начало XX вв.): Дис. ... канд. истор. наук. - Волго- град, 2000. - 178 с; Ченкова В.И. Полиция и органы местного самоуправления в феодальной Российской Федерации XVIII века (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. истор. наук. -СПб., 2001. - 190 с; Шевчик Н.А. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2001. - 187 с В трудах данных авторов рассматриваются, прежде всего, вопросы взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; правовые основы взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; общие проблемы взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления и многие другие проблемы. Третью группу трудов составляют исследования и публикации, раскрывающие суть, специфику, содержание, функционирование взаимодействия. Именно к этой группе относятся научные работы, раскрывающие основные понятия, принципы, методы и формы взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Эта проблематика содержится в работах таких исследователей, как А.Г. Головко, Н.Н. Жильского, Я.Г. Стахова, И.И. Урвачевой и ряда других исследователей. Проведены определенные научные разработки различных аспектов защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации Информационно-аналитическим управлением Главного штаба Пограничной службы Российской Федерации. Однако до сих пор не имеется специальной исследовательской работы, посвященной взаимодействию Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Объектом диссертационного исследования является система общественных отношений, складывающихся между Пограничной службой Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Головко А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 1999. - 190 с; Жильский Н.Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов Внутренних дел с Внутренними войсками в охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - 175 с; Стахов Я.Г. Организационно-правовые основы взаимодействия органов Внутренних дел с другими правоохранительными органами в городе, районе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М, 1991. - 27 с; Урвачева И.И. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2000. - 201 с. 9 органами местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Предметом исследования является теория и практика правового регулирования взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ существующих нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, для выявления основных форм, методов и принципов взаимодействия на Государственной границе Российской Федерации, а также выработка и обоснование предложений по совершенствованию действующего законодательства о взаимодействии Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данная цель определила постановку следующих задач: исследовать предпосылки возникновения взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в различных исторических периодах; выявить правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; провести анализ действующего федерального законодательства Российской Федерации по вопросам взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; рассмотреть конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации по вопросам определения полномочий органов государственной власти и ор- 10 ганов местного самоуправления в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации; проанализировать договора и соглашения между Пограничной службой Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для выявления основных форм и методов взаимодействия в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации; выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы материалистической диалектики, исторический, логический, анализа и синтеза, а также частнонаучные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, функциональной оценки, системно-структурный и другие. Ведущую роль в диссертационном исследовании играет анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы. Нормативной основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; приказы директора Пограничной службы Российской Федерации и другие. По нашему мнению, применение вышеуказанных методов и обращение к названной правовой базе, а также специальной литературе, посвященной проблемам правового регулирования указанных выше субъектов, позволяет комплексно рассмотреть исследуемые вопросы. Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного анализа законодательства Российской Федерации о взаимодействии Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Кроме того, проанализирована ныне действующая нормативная правовая база субъектов Российской Федерации, выявлен механизм взаимодействия и определены предложения по совершенствованию правового регулирования исследуемой проблемы путем внесения предложений о частичном изменении и дополнении нормативных правовых актов, а также подготовлены проекты типового договора и соглашения «О сотрудничестве между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Пограничной службой Российской Федерации», и проект Положения «Об основах взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере защиты и охраны Государственной границы». На защиту выносятся следующие положения:
в том, что его теоретические положения, анализы и оценки, выводы и предложения позволяют уточнить, дополнить и усилить имеющиеся идеи, подходы, модели и проектные работы в области защиты и охраны государственной границы и ее правового регулирования. Положения, выводы и рекомендации, выносимые на защиту, могут представлять интерес для руководителей субъектов Российской Федерации, городов и районов, органов местного самоуправления, депутатов, командиров и начальников воинских частей и учреждений, преподавателей и слушателей высших военных учебных заведений. Они вполне могут быть использованы при разработке проектов нормативных правовых актов, при применении военными структурами действующих актов в преподавании ряда военных дисциплин в соответствующих учебных заведениях. Апробация результатов диссертационного исследования. В ходе чтения лекционного материала по дисциплинам «Муниципальное право» и «Конституционное право Российской Федерации» с курсантами Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации и студентами институтов Бизнеса и права, Коммерции и права, Московского экономико-статистического университета. В ходе выступления на кафедре, перед офицерами Московского военного института ФПС РФ. В ходе выступления на научно-практических конференциях. Диссертант выступал на межвузовской научно-практической конференции «Правовое обеспечение пограничной безопасности России» (Москва, 2001 г.), по результатам которой изданы соответствующие материалы. Основные результаты диссертации были отражены в статьях и публикациях (общий объем 2,5 п.л.). Предложения по совершенствованию действующего законодательства были направлены в Правовое управление ФПС России и приняты к реализации в практической деятельности Пограничной службы Российской Федерации. 14 Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. |
Комментарии
Отправить комментарий