ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ


Диссертационная работа:

Чамарова Наталия Владимировна. Правовое регулирование деятельности органов федеральной службы безопасности по осуществлению международного сотрудничества со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств по пограничным вопросам : На примере установления государственной границы между Россией и Грузией : диссертация ... кандидата юридических наук : 20.02.03.- Москва, 2006.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-12/1177



Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ............. 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ
 12
1..Юридическое содержание принципа сотрудничества государств 12
1.2. Правовые основы сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами по пограничным вопросам... 31
1.3. Правовые основы международного сотрудничества органов федеральной
службы безопасности и его основные формы 50
ГЛАВА П. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГРУЗИЕЙ
 75
2.1. Международно-правовые основы установления государственных границ
75
2.2. Историко-правовой анализ установления границы между Россией и
Грузией 93
2.3. Международно-правовые вопросы решения территориальных
разногласий между Россией и Грузией 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
БИБЛИОГРАФИЯ 142
ПРИЛОЖЕНИЯ 185


Введение диссертации:

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
во-первых, отсутствием научных исследований в сфере правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности (далее, если не оговорено особо - органы безопасности) по осуществлению международного сотрудничества со специальными службами, правоохранительными органами и иными военными организациями иностранных государств1;
во-вторых, необходимостью дальнейшего совершенствования теоретических положений международного и военного права в области международного сотрудничества, а также норм федерального законодательства, регулирующих деятельность пограничных и других органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества по пограничным вопросам, в том числе по установлению государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница );
в-третьих, незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, что является одним из факторов, снижающих эффективность функционирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере2;
в-четвертых, наличием «дефицита» в научной обоснованности правовой позиции пограничников, других лиц, участвующих в работе комиссий по делимитации государственной границы. Свидетельством тому является интенсивное обсуждение и критика в научных кругах и в печати российско-американского,
Органы федеральной службы безопасности осуществляют международное сотрудничество и «поддерживают официальные контакты со спецслужбами и правоохранительными органами 67 стран мира» (см.: Сапунов Ю.П. О перспективах борьбы с терроризмом на просторах СНГ // Перспективы организации борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств: Матер, междунар. научно-практ. конф. - М., Дипломат, академия МИД России, 2005. - С. 43).
2 По состоянию на 1 января 2005 г. государственная граница в международно-правовом отношении не оформлена - с Эстонией, Латвией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США (Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. - М., 2005. - С. 13).
российско-казахстанского, российско-китайского, российско-украинского, российско-эстонского территориального разграничения.
Военно-правовая наука призвана разработать теоретические и правовые меры обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, установления ее государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права (далее, если не оговорено особо -основные принципы международного права).
Изложенное, по мнению автора, позволяет говорить о необходимости научного исследования вопросов, связанных с правовым регулированием деятельности органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств по пограничным вопросам, включая участие в установлении государственной границы (далее, если не оговорено особо - деятельность органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества), теории и практики установления государственных границ и их учета в деятельности сотрудников ФСБ России, Минобороны России, других лиц, участвующих в работе комиссий по делимитации государственной границы.
Научная разработанность темы диссертационного исследования. Вопросы сотрудничества государств, установления государственных границ являются важным разделом международного и военного права. Несмотря на наличие значительного количества диссертационных и монографических трудов, правовая регламентация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по осуществлению международного сотрудничества не получила достаточного освещения в научной литературе. Все многообразие исследований, научных статей и публикаций по данной проблематике можно объединить в несколько групп.
Первую группу составляют труды М.Г. Гамбарова, В.В. Кудашкин, В.И. Кузнецова, И.И. Лукашука, О.Ю. Остапенко, Р.А. Тузмухамедова,
Г.И. Тункина, Н.А. Ушакова, Л.Н. Шестакова, М.В. Юрина , в которых рассмотрены вопросы системы (комплекса) основных принципов международного права, природы, характера и содержания норм jus cogens, исторических аспектов формирования принципа сотрудничества государств и его юридического содержания.
Вторую группу составляют труды ученых в области пограничной безопасности: А.И. Василенко, А.Г. Винниченко, А.А. Некрасова, А.А. Одинцова, А.А. Першина, Н.Н. Рыбалкина, В.Э. Хандожко, А.С. Щербакова и других2. В них раскрываются теоретико-методологические основы пограничной политики государства, концептуальные подходы к определению места и роли пограничных органов федеральной службы безопасности в системе обеспечения пограничной безопасности и национальной безопасности России в целом.
Третью группу составляют работы С.Н. Бабурина, Ю.Г. Барсегова, Я. Броунли, Л.И. Воловой, Б.М. Клименко, A.M. Ладыженского, А.А. Порка,
См.: Гамбаров М.Г. Международно-правовые принципы и формы экономического сотрудничества Азербайджанской Республики с зарубежными государствами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Баку, 2001; Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство и право. - 1998. - № 9. - С. 69-77; Кузнецов В.И., Тузмухамедов Р.А., Ушаков Н.А. От Декрета о мире к Декларации мира. - М., 1972; Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997; Международное сотрудничество в Европе: Учеб. пособие / Под ред. Пумпянского Д.А. - М., 2001; Международное сотрудничество на пороге XXI века / Под ред. Терновой Л.О., Марчука Н.И., Дахина В.Н. - М., 1999; Остапенко О.Ю Принципы международного права как основа межгосударственных форм сотрудничества Российской Федерации. - Калуга, 2003; Тункин Г.И. Теория международного права. - М., 1970; Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. - М., 1996; Шестаков Л.Н. Указ. соч.; Юрин М.В. О роли принципа сотрудничества в международно-правовом регулировании совместной деятельности государств. -Ярославль, 1989.
2 См.: Василенко А.И. Пограничная деятельность в Российской Федерации: Дис— д-ра юрид. наук.-М., 2001; Винниченко А.Г. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. - М., 2002; Некрасов А.А. Система пограничного контроля Российской Федерации и пути ее совершенствования: Дис.... д-ра воен. наук. - М.: Академия ФПС, 1999; Одинцов А.А. Место и роль ФПС России в системе безопасности Российской Федерации (философско-политологический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1998; Перший А.А., ІІІерстнев А.Д., Ярлыченко В.В. Теория государственных границ. - М.: Граница, 2001; Рыбалкин Н.Н. Пограничная политика. Ч. 1: Монография. - М.: Академия ПВ РФ, 1995; Хандожко В.Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Щербаков А.С. Пограничная безопасность России и система ее обеспечения: Дис. ... д-ра полит, наук. - М.. Академия управления, 1998.
P.M. Скулакова, Ч.Ч. Хайда, В.Б. Чамарова1 и других. Указанные авторы рассмотрели и дали оценку таким вопросам, как: понятие, состав и статус государственной территории; суверенитет государства; территориальная целостность государства; понятие государственной границы и порядок ее установления; понятие и мирное урегулирование территориальных споров.
Анализ трудов названных ученых позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени вопросы, связанные с правовой регламентацией деятельности пограничных и других органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств по пограничным вопросам, включая участие в установлении государственной границы, исследованы недостаточно.
Объектом диссертационного исследования являются общественные от- -ношения, складывающиеся в процессе осуществления пограничными и другими органами безопасности международного сотрудничества со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств по пограничным вопросам, включая участие в установлении государственной границы.
Предметом диссертационного исследования является совокупность норм конституционного, административного, военного, международного пра-
1 См.: Бабурин С.Н. Территория государства: Теоретико-правовые проблемы: Дис.... д-ра юрид. наук. - М., 1998; Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. Юридическая природа территориального верховенства и правовые основания распоряжения территорией. -М., 1958; Броунли Я. Международное право: В 2 кн. / Под ред. Г.И. Тункина / Пер. с англ.- 2-е изд. - М., 1977; Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. - Ростов-н/Д, 1981; Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории.и практики-международного права. - М., 1974; Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. М., 1985; Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: требования принципов международного права: Учеб. пособие / Г.С. Симухин, А.В. Третецкий, В.В. Сидорин и др. - М., 2000; Ладыженский А.М. Юридическая природа территориального верховенства // Вестник МГУ. -1948. - № 10. - С. 35-46; Скулаков Р.М. Международно-правовая регламентация формирования государственной территории и установления государственной границы России: Дис.... канд. юрид. наук. - М., 2003; Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применеігае Соединенными Штатами Америки. Т. 2 / Пер. с англ. - М., 1951; Чамаров В.Б. Международно-правовые проблемы разграничения государственных территорий и морских пространств: Дис.... канд. юрид. наук. - М., 2001.
ва, выражающая специфику правового регулирования деятельности пограничных и других органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества по пограничным вопросам, включая участие в установлении государственной границы.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном научном исследовании теоретико-правовых основ осуществления пограничными и другими органами безопасности международного сотрудничества по пограничным вопросам, включая участие в установлении государственной границы, и выработке научно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования этой деятельности.
Реализация указанной цели требует научного анализа содержания положений международных актов, норм федерального законодательства, концептуальных основ национальной, в том числе пограничной, безопасности России.
Задачи диссертационного исследования:
исследовать юридическое содержание принципа сотрудничества государств и сформулировать права и обязательства государств;
исследовать правовые основы сотрудничества органов безопасности со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств по пограничным вопросам;
провести анализ норм федерального законодательства, регулирующих деятельность органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества по пограничным вопросам и выработать предложения по их совершенствованию;
исследовать международно-правовые вопросы установления государственных границ, провести анализ норм федерального законодательства, регулирующих общественные отношения по установлению государственной границы, и выработать предложения по их совершенствованию;
провести анализ территориального разграничения между Россией и Грузией;
выявить возможные решения территориальных разногласий между Россией и Грузией.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов исследования, таких как анализ, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и другие.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области общей теории права, административного, конституционного, военного и международного публичного права.
Правовой основой диссертационного исследования являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения тю осуществлению международного сотрудничества, нормы конституционного, административного законодательства, законодательства о безопасности, о государственной границе, о гражданстве Российской Федерации, об обороне, регулирующие отношения по осуществлению международного сотрудничества федеральных органов государственной власти.
Автором использовались документы и материалы заседаний Комиссии по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией1, Международно-договорного департамента и Правового управления ФПС России.
Научная новизна и значимость диссертационной работы состоят в том, что в ней предпринята попытка комплексного анализа правового регулирования деятельности органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества по пограничным вопросам. Автором сформулированы обязательства и права государств, которые в настоящее время составляют юридическое содержание принципа сотрудничества государств; раскрыто содержание понятия «со-
1 См.: Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1993 г. №981-55, от 7 октября 1998 г. № 1169 «О внесении изменений и дополнений в состав Комиссии по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - № 41. - Ст. 5048.
9 трудничество государств по пограничным вопросам»; выявлены основные направления и формы международного сотрудничества органов безопасности по пограничным вопросам; выработаны предложения по совершенствованию норм федерального законодательства, регулирующих деятельность органов безопасности по осуществлению международного сотрудничества; сформулирован проект правовой позиции сотрудников ФСБ России, Минобороны России, других лиц, участвующих в работе Комиссии по делимитации границ между Россией и Грузией, по установлению государственной границы между Россией и Грузией на наиболее сложных (проблемных) ее участках.
На защиту выносятся следующие научные выводы, положения:
  1. Сформулированные автором обязательства и права государств, которые, по его мнению, составляют юридическое содержание принципа сотрудничества государств. Так, в настоящее время юридическое содержание принципа сотрудничества государств дополнилось обязательством государств развивать сотрудничество между правоохранительными органами в интересах противодействия противоправной деятельности организованных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственные границы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также оружия и боеприпасов, товаров и грузов, и обеспечивающих процесс незаконной миграции, т. е. развивать сотрудничество по пограничным вопросам.
  2. Авторское определение понятия «сотрудничество государств по пограничным вопросам», которое следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле - это межгосударственные отношения, осуществляемые в. соответствии с принципом сотрудничества государств и другими общепризнанными принципами и нормами международного права, по установлению государственной границы, разграничению морских пространств, разрешению пограничных споров и инцидентов, борьбе с терроризмом, противоправной деятельностью через границы. В узком смысле - это межгосударственные отношения, осуществляемые в соответствии с принципом со-
10 трудничества государств и другими общепризнанными принципами и нормами международного права, по обеспечению совместной охраны отдельных участков государственной границы.
  1. Авторский вывод о том, что международное сотрудничество органов федеральной службы безопасности, осуществляемое в рамках принципа сотрудничества государств, других общепризнанных принципов и норм международного права, федерального законодательства, имеет два ярко выраженных целевых направления. Первое - это сотрудничество в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Второе - сотрудничество в целях защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, в том числе совместной, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. При этом одной из основных форм названного сотрудничества является сотрудничество в области установления государственной границы.
  2. Авторские предложения по уточнению полномочий органов федеральной службы безопасности по осуществлению международного сотрудничества со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств.
5. Предложения автора о содержании правовой позиции сотрудников
ФСБ России, Минобороны России, других лиц, участвующих в работе Комис
сии по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией, по уча
стку российско-грузинской государственной границы в пределах Чеченской
Республики и по участку российско-грузинской государственной границы на
Черном море.
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы, положения и проекты могут быть использованы в следующих направлениях: во-первых, при подготовке проектов международных договоров о сотрудничестве государств в военной и пограничной сферах; во-вторых, при совершенствовании норм федерального законодательства, регули-
11 рующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по осуществлению международного сотрудничества; в-третьих, в практической деятельности сотрудников ФСБ России, Минобороны России, других государственных органов в установлении государственной границы, в том числе с Грузией; в-четвертых, в преподавании дисциплины «Международное публичное право» в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования докладывались автором на научно-практических конференциях, проводившихся в Московском пограничном институте ФСБ России и обсуждались на кафедре административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.
Положения и выводы диссертационного исследования используются в учебном процессе при чтении курса международного публичного права в Московском пограничном институте ФСБ России, других учебных заведениях, а также в научно-исследовательской работе.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения, библиографии и приложений.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами