Р.Ш.Муллаянов, В.Е.Хвощев
Меньше месяца понадобилось Америке, чтобы оправиться от нью-йорского шока и приступить к военным действиям против Афганистана - одной из цитаделей, по мнению западных экспертов, международного терроризма.
Антитеррористическое выступление США не может, конечно, не сказаться на политике России, которая с каждым днем, не зависимо от желания руководства и своих граждан, неумолимо втягивается в разгорающийся в этой зоне конфликт. В настоящий момент россияне поставлены перед нелегким выбором союзников и меры своего участия в антитеррористическом фронте. Но каким бы ни был этот выбор, мир уже стоит перед фактом нарастающей напряженности во всем Центрально-Азиатском регионе.
Уместно заметить, что и без внешнего вмешательства Центрально-Азиатский регион является одним из самых неспокойных районов в мире. Его население растет лавинообразно, удваиваясь каждые 20-25 лет. Скудная природа и ограниченность жизненного пространства подталкивает обитателей региона к бескомпромиссной борьбе за выживание. Проигравшие в ней безжалостно вытесняются с территорий своего проживания, образуя мощные миграционные потоки в соседние государства. Особенно эти потоки усиливаются в периоды социальных катаклизмов. Тогда они текут бесконтрольно и носят, как правило, незаконный характер. Причем первые ощутимые движения людских масс обнаруживаются задолго до начала событий.
Уже сегодня более половины незаконного миграционного потока в Россию на Юго-Восточном участке границы составляют граждане Афганистана. По скромным оценкам средств массовой информации в нашей стране незаконно проживает около 150 тысяч афганцев. И есть основания полагать, что цифры эти в ближайшее время существенно возрастут.
Увеличение в азиатских республиках СНГ и южных районах России нелегальной афганской диаспоры неизбежно приведет к заметным социальным и политическим последствиям. Современный Афганистан не является национальным государством в чистом виде. Его 22 миллионное население включает пуштунов, таджиков, хазаров, объединенных, скорее, общей религией, чем государственными или политическими традициями. Исторически сложившаяся этническая разобщенность этих народов давно стала причиной не утихающей внутренней распри. Несформированное национальное самосознание населения в Афганистане легко подавляется, не без помощи ислама, самосознанием клановым, а то и племенным. Это создает благоприятную почву для развития идей фундаментализма. Поэтому незаконная миграция в этой части света будет способствовать радикализации политической жизни и в государствах Средней Азии. К тому же, такому развитию региона активно содействуют Иран и Саудовская Аравия.
Но и это еще не все. Четыре из пяти недавно образовавшихся государств Средней Азии являются тюрко-язычными, а два из них - Казахстан и Узбекистан - закрепились на видных ролях в региональной и международной политике. И хотя наш ближайший сосед Казахстан - наименее исламизированный в этом списке субъект, на его южных территориях заметна активизация протурецких и просаудовских организаций и служб, чеченских и уйгурских формирований, поддерживающих тесные контакты с криминальными наркогруппировками Таджикистана и Киргизии, воинственными мусульманскими центрами Узбекистана и Пакистана.
Руководство Казахстана обеспокоено обострением военно-политической ситуации в Афганистане и распространением исламского экстремизма в Центральной Азии. Опасаясь усиления социальной напряжённости в регионе, власти республики модернизируют вооружённые силы, проявляют инициативы в создании эффективного механизма обеспечения коллективной безопасности в Средней Азии. Большая доля русско-язычного населения в составе Казахстана, значительная протяженность северных границ заставляют руководителей государства постоянно декларировать добрососедские отношения к России. Однако на практике Казахстан стремится ко все более тесным контактам с Турцией и Соединенными Штатами, в том числе, и в военной области.
В сложном социально-политическом и военном положении оказался Узбекистан, превратившийся в последние годы в промежуточный пункт незаконной миграции. Участились случаи задержания на российских авиационных пунктах пропуска граждан Пакистана и Афганистана, следующих из Ташкента. А если талибы решатся на прямые военные действия против Узбекистана, то России следует ожидать, в первую очередь на волгоградском, саратовском, оренбургском направлениях, значительное увеличение потока беженцев.
С небольшими этно-социальными особенностями аналогичные процессы идут в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане. При неблагоприятном развитии событий эти республики добавят потоки незаконной миграции на челябинском, курганском, омском, алтайском направлениях.
Социально-политическая ситуация в Средней Азии существенно зависит от позиций Ирана и Турции, не скрывающих своих имперских амбиций и культурного, экономического и религиозного интересов в этом регионе. Обе страны являются средними по своим масштабам державами с одинаковым по численности населением, сильными региональными устремлениями и сознанием собственной исторической значимости. В устройстве политических систем Ирана и Турции есть качественные различия, определяющие социальные ориентации той и другой страны.
Турция была первым государством Востока, которое резко порвало со своей духовностью, религиозной и геополитической традициями, встав на путь построения восточного варианта светского государства-нации. В настоящее время она представляет собой своеобразную границу между азиатским Востоком и арабским миром, с одной стороны, и между Европой и Азией - с другой. Модель социального развития, которую сегодня культивирует Турция, несмотря на сопротивление исламистов и националистов, предполагает ее полную интеграцию в западный мир и атеистическую цивилизацию.
Этнически более разнородный, чем Турция, но скрепленный исламом, Иран не без оснований претендует на лидерство в евразийско-исламском блоке государств региона. Однако у сильного потенциального лидера на континенте есть серьезные внутренние проблемы, включающие неопределенность отдельных участков границ и тлеющие очаги национальных раздоров. Но, пожалуй, что главным источником социально-политической напряженности в Центральной и Средней Азии являются прочно обосновавшиеся в этом регионе международные террористические организации и группы. Все они до последнего времени не столько угрожали безопасности мирового сообщества, сколько создавали препятствия на пути вероятной транспортировки дешевой каспийской нефти. По этой причине в борьбе против талибов высокий нравственный порыв антитеррористической коалиции государств заметно ослабляется меркантилизмом отдельных участников. Рано или поздно различия в экономических интересах союзников подорвут их единство, ослабив антитеррористический фронт.
Может показаться, что дела талибов слишком плохи, и они близки к капитуляции. И действительно, военные силы правящего режима, подвергающиеся атакам американской и английской авиации, связаны противоборством с узбеком Дустумом. Нельзя исключить, однако, полностью возможных рейдов талибов при поддержке таджикских моджахедов на территории сопредельных Азиатских республик. По мнению, высказанному Дильмуратом Касымовым в интернет-версии газеты "Республика", талибы располагают достаточными военными резервами и вполне могут инициировать открытие в Центральной Азии "второго фронта". Подтверждением таких намерений Афганистана могут служить активизация в Узбекистане деятельности эмиссаров "ИДУ" (Исламского движения Узбекистана) по пропаганде среди местного населения идей "чистого" ислама, сосредоточение в ферганской долине подразделений и групп боевиков, нацеленных на диверсионные акты против республик среднеазиатского региона, рост контрабанды наркотиков, стратегического сырья и других товаров и грузов. Процессам этим благоприятствует не завершенность делимитации и демаркации границ, их материально-техническая необеспеченность.
Сознавая угрозу государственной безопасности, руководство азиатских республик, особенно Казахстана, предпринимает срочные превентивные меры по обустройству южных границ и налаживанию приграничных контактов. В республике Казахстан фактически начала действовать цензура средств массовой информации, установлены ограничения, сдерживающие рост узбекской и таджикской диаспор. В акиматы поступило указание, запрещающее передавать в собственность иностранцам, в первую очередь гражданам Узбекистана и Таджикистана, землю, жилье и прочую недвижимость. Согласно постановлению правительства введен запрет на въезд в Казахстан, а так же транзитом через территорию республики в Россию и обратно граждан Таджикистана.
Несомненно, что пограничная политика Казахстана осенью 2001 года претерпела существенные изменения. Ее усилия концентрируются сегодня на борьбе с нелегальной миграцией. Регулирование миграции председатель КНБ Марат Тажин назвал недавно "форс-мажорной задачей" спецслужб государства. В этом направлении правоохранительными органами Казахстана на территории всей республики развернута операция "Мигрант" с жесткой проверкой паспортного контроля. Всех иностранных граждан особенно Киргизии, Узбекистана, Таджикистана выдворяют с территории Казахстана, не зависимо от полученных ранее разрешений. По данному факту МИД Кыргызстана направило ноту протеста о недопустимости нарушения прав граждан Кыргызской Республики на территории Казахстана. Тем не менее, в большинстве случаев действия казахских пограничников бывают оправданными. Так, в Южно-казахстанской области пограничниками задержаны 5 автобусов с 300 граждан Таджикистана, которые двигались в северные районы Казахстана, а немного позже - еще 10 автобусов, транзитом направлявшихся без каких-либо приглашений в Россию. Многие задержанные называют себя "первыми беженцами" из Афганистана. Организация нелегальных переездов в Россию и Казахстан стала сегодня в Узбекистане и Таджикистане сферой процветающего бизнеса.
Для упорядочения пропуска граждан через границу в Южно-казахстанской области открыт первый фильтрационный пункт, который, очевидно, будет заполнен задолго до выхода в свет этой статьи. Одновременно Казахстаном предпринимаются меры для усиления охраны северных рубежей: недавно подразделения пограничной службы республики переведены на усиленный режим охраны границы и доукомплектовываются военнослужащими.
Правительство Узбекистана, в свою очередь, приняло решение в одностороннем порядке закрыть государственную границу с Таджикистаном и выслать из страны представителей таджикской национальности.
В результате вынужденной и не скоординированной жесткой пограничной политики на границах азиатских республик бывшего СССР скапливаются большие массы незаконных мигрантов. Процесс этот усугубляется вводом Казахстаном визового режима со своими южными соседями - Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией, Туркменией.
Принимаемые правительствами азиатских государств меры в поддержку борьбы с международным терроризмом неоднозначно воспринимаются населением и особенно оппозицией. По данным электронных СМИ Казахстана и Узбекистана эмиссарами радикальных исламских партий на территории стран Центральной Азии распространяются листовки на киргизском, узбекском, таджикском языках, в которых утверждается, что террористические акты в США устроили американские и израильские спецслужбы, чтобы "начать войну против истинных мусульман".
Провокации на религиозной почве стали случаться и на приграничных с Казахстаном территориях Российской Федерации. Так, 26-27 сентября 2001 года в поселке Акбулак Оренбургской области, был отмечен факт распространения неизвестными листовок с призывами к священной войне против неверных. В этом же районе участились конфликты между мусульманами, выступающими за "чистый" ислам и приверженцами "умеренного" ислама.
С осени 2001 года миграционные потоки возросли на всем протяжении российско-казахстанской границы. Только через троицкий пограничный пункт пропуска в течении осеннего месяца на постоянное проживание в Россию въехало около 400 человек, из которых 90 % составляют русские.
Незаконная миграция, даже если ее потоки устремлены транзитом в Европу и Америку, представляет особую угрозу для безопасности нашей страны. Потоки эти несут с собой оружие, боеприпасы, взрывчатку, наркотики.
Современная Россия по многим причинам привлекательна для нелегальных мигрантов, как в качестве промежуточного, так и в качестве конечного пункта движения. Нетрудно вычислить вероятные маршруты незаконной миграции, которые пройдут через Пакистан, Иран, Ирак, Саудовскую Аравию. Они потянутся далее через Туркмению (Кушка, Мары, Чарджоу, Ашхабад), Узбекистан (Термез, Ташкент), Таджикистан (Пяндж, Ишкашим, Душанбе), Киргизию (Ош, Бишкек), с последующем транзитом через Казахстан (Алма-Ата, Атырау, Уральск, Актюбинск, Кустанай, Астана-Петропавловск, Павлодар, Семипалатинск) в российские города и поселки Волгоград, Саратов, Соль-Илецк (Оренбургская область), Троицк (Челябинская область), Петухово (Курганская область), Исилькуль, Иртышское (Омская область), Рубцовск (Алтайский край). Попадая на российские внутренние магистрали, нелегальные мигранты из Афганистана будут стремиться, главным образом, в столицу и другие крупные города, имеющие международное транспортное сообщение (Самару, Екатеринбург, Омск, Новосибирск).
Основным средством передвижения для нелегальных субъектов через российско-казахстанскую границу остаются поезда сообщением Душанбе-Саратов, Ташкент - Москва, Бишкек - Москва, Алматы - Екатеринбург, Алматы - Москва, Бишкек - Екатеринбург, Алматы - Новосибирск, Петропавловск - Исилькуль, Петропавловск - Макушино, Павлодар - Москва, Караганда - Омск. Не многим уступает железнодорожному транспорту в этом плане транспорт автобусный, на котором мигранты проникают на нашу территорию под видом сезонных рабочих.
Вызванные незаконной миграцией негативные социальные процессы оказывают всё более заметное влияние на политическое и экономическое развитие России и её приграничья. Как неизбежное следствие этого явления, обостряется криминогенная обстановка, ухудшаются межнациональные отношения, снижается авторитет государства на международной арене. Вполне естественно, что незваные гости, прибывая в чужую страну, как правило, игнорируют свои политические и правовые обязанности. Безответственность и безнаказанность за пересечение Государственной границы стимулируют их к незаконной коммерческой деятельности, включая торговлю оружием, наркотиками, переправку и транзит соотечественников в Россию, Европу и Америку. В этих делах нелегальных мигрантов активно используют местные преступные группировки, снабжая поддельными документами и пополняя ими свои ряды.
Можно не сомневаться, что под видом афганских беженцев на территорию России будут проникать активисты движения "Талибан", эмиссары исламского фундаментализма, диверсанты, прошедшие специальную подготовку в лагерях террористов. Такому нашествию необходимо противопоставить эффективную пограничную политику. К сожалению, ее организация связана со многими трудностями. Незавершенность международно-правового оформления российско-казахстанской границы, недостаточное материально-техническое обеспечение ее охраны, слабо развитая пограничная инфраструктура, постоянное недофинансирование пограничной службы ослабляют противодействие незаконным миграционным потокам. Неудовлетворительные условия жизни пограничников и членов их семей приводят к падению престижа пограничной службы, отрицательно сказываются на отношении военнослужащих к выполнению воинского долга, затрудняют комплектование подразделений качественными работниками. Этому сопутствуют падение нравственности населения, притупление чувства общественного долга, рост прагматических настроений, потребительства, индивидуализма. Такая ситуация благоприятствует внешней экспансии и порождает многочисленные угрозы государственной безопасности России.
Присутствие крупных военных сил вблизи государственной границы России и начало военных действий США и их союзников в Афганистане, какими бы мотивами и побуждениями они не сопровождались, требуют повышенного внимания к пограничной политике. Причем стратегия этой политики должна учитывать зарождающиеся угрозы государственной безопасности на дальних подступах от российско-казахстанской границы. Это значит, что пограничные проблемы азиатских стран СНГ, не имеющих общих границ с Россией, не только попадают в сферу ее государственных интересов, но и становятся важным элементом внешней политики, а конфликтная ситуация в центрально-азиатском регионе требует от Российской Федерации сохранения и даже расширения своего пограничного присутствия в бывших республиках Советского Союза.
Обострение социально-политической и военной напряженности в Азии существенно влияет на перераспределение ролей субъектов пограничной политики. Военизированным формированиям и агрессивным миграционным потокам, готовым хлынуть через российско-казахстанскую границу, вряд ли можно противопоставить слабо организованные силы гражданского общества. При наметившемся развитии событий в азиатском регионе существенно возрастает значение пограничной политики и ее главного субъекта - пограничной службы.
Для решения усложняющихся задач охраны границы в новых условиях необходимо наращивать группировку пограничных войск на российско-казахстанской границе и принять, по нашему мнению, ряд экстренных мер.
Во-первых, существенно повысить материально-техническое обеспечение пограничной службы Юго-Восточного региона. С этой целью выделить дополнительные средства из бюджета, а часть средств, взыскиваемых соединениями и частями ЮВРУ ПС России за нарушения пограничного режима в пограничной зоне (ст. 183 КОАП), режима Государственной границы РФ (ст. 183/1 КОАП), нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 183/3) использовать на нужды границы.
Во-вторых, ускорить создание правовой основы охраны границы. В срочном порядке целесообразно принять пакет нормативно-правовых актов, гарантирующих юридическое закрепление механизма реализации пограничной политики по всем её направлениям, в частности, федеральных законов "Об эмиграции в Российскую Федерацию", "О защите приграничной территории Российской Федерации", "О статусе приграничных субъектов Российской Федерации", Пограничного кодекса Российской Федерации и других. Назрела необходимость подписания двухстороннего Соглашения с Республикой Казахстан "О режиме Государственной границы Российской Федерации и Республики Казахстан". Для предупреждения и пресечения попыток проникновения в РФ незаконных мигрантов и провоза ими из-за границы средств подрывной деятельности ввести для граждан СНГ административно-правовой (визовый) режим въезда (выезда) в Российскую Федерацию.
В-третьих, начать приоритетное социальное и экономическое обустройство приграничных регионов. Для этого необходимо придать последним особый хозяйственный статус, предоставить ряд финансовых льгот, развернуть активное формирование инфраструктуры.
В-четвертых, усилить координирующую роль Юго-Восточного регионального управления пограничной службы в укреплении границы. Для этого расширить информационное взаимодействие пограничной службы с ФСБ, МВД, ФМС, СВР, ГРУ, а регистрацию, учет, депортацию иностранных граждан в установленных законодательными актами случаях и порядке возложить на Пограничную службу. Очевидно, что многие негативные социально-политические процессы можно предотвратить или существенно ослабить выверенной пограничной политикой. Более того, процессы эти чаще всего и возникают на границах различных субъектов, в том числе, на границах внутригосударственных образований. Вот почему необходима своевременная профилактика попыток изменения административно-территориального устройства страны или пересмотра установленных Конституцией отношений между федеральной властью и субъектами Федерации. Тенденции к сепаратизму на этой почве особенно опасны в периоды усиления внешних угроз государственной безопасности.
В настоящее время Пограничная служба Российской Федерации является едва ли не единственной структурой государственной власти, которая представлена и реально обеспечивает интересы нашей страны в соответствии с достигнутыми соглашениями на внешних границах государств Содружества. Ее присутствие там помимо охранной миссии оставляет надежду русскоязычному населению на защиту от возможных притеснений.
Таким образом, обострившаяся в связи с активизацией международного терроризма ситуация в мире ставит перед пограничной службой России (и особенно перед региональными службами, находящимися вблизи афганского очага конфликта) ряд дополнительных социальных, экономических, политических и военных задач. При этом, несомненно, что своевременное укрепление юго-восточных границ нашей страны потребует мобилизации значительных материальных ресурсов и глубоких социально-политических исследований тех процессов, которые зарождаются сегодня на азиатском континенте. |
Комментарии
Отправить комментарий