Правовое обеспечение пограничной безопасности
Диссертационная работа:Щербаков, Дмитрий АндреевичПравовое обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 Москва, 2005 177 с. РГБ ОД, 61:05-12/1320 |
Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму: | ||||||||||||||
|
Содержание диссертации:ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 1.1.Содержание и структура национальной безопасности Российской Федерации 12 1.2. Сущность и содержание понятия «пограничная безопасность», его нормативное правовое закрепление 33 1.3. Система обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации 54 ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 81 2.1. Развитие международно-правовых основ пограничной безопасности Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств 81 2.2. Законодательное обеспечение пограничной безопасности 105 2.3. Обеспечение пограничной безопасности подзаконными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 123 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147 БИБЛИОГРАФИЯ 156 |
Введение диссертации:На современном этапе в нашей стране и в мире произошли значительные военно-политические и социально-экономические изменения, которые существенно повлияли на состояние национальной безопасности России и требуют разработки и реализации принципиально новых подходов к ее обеспечению, в том числе в пограничной сфере. Прежде всего, необходима корректировка нормативного правового регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности России во всех сферах, включая пограничную безопасность. В настоящее время отдельные вопросы обеспечения национальной безопасности только на федеральном уровне регламентируют около 70-ти федеральных законов, более 200 указов Президента Российской Федерации, несколько сотен постановлений Правительства Российской Федерации, но все эти нормативные акты плохо увязаны между собой, и их нормы носят фрагментарный характер. Та же ситуация просматривается и в правовом обеспечении пограничной безопасности государства. Несмотря на то, что в последнее десятилетие был принят большой пакет нормативных правовых актов, имеющих важное значение для обеспечения безопасности России в пограничной сфере, остаются нерешенными ряд проблем и вопросов, которые оказывают негативное влияние на обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации, причем это влияние отчетливо проявляется не только в пограничной сфере, но и в других направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: -существенными изменениями геополитических, социально-экономических, военно-стратегических условий существования России, затрудняющих решение задач обеспечения национальной безопасности в целом и пограничной безопасности в частности; - потребностью формирования отвечающей современным требованиям системы обеспечения пограничной безопасности России в качестве ключевой составляющей обеспечения национальной безопасности государства и ее правового оформления; - отсутствием системности, несовершенством и противоречивостью нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации, что не позволяет эффективно, целенаправленно осуществлять содержащиеся в них предписания. Правовое обеспечение пограничной безопасности лежит в основе всей работы по совершенствованию системы ее обеспечения. Не случайно Концепцией национальной безопасности Российской Федерации первой задачей государства в пограничной сфере определяется именно создание необходимой нормативной правовой базы1. В связи с этим возникает острая необходимость в проведении комплексного анализа правового обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации, выявлении проблем нормативного правового регулирования отношений, возникающих в пограничной сфере, и поиске путей их разрешения, а также дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Степень научной разработанности темы. В последние годы ощущается заметная активизация разработки общей теории и системологии безопасности, концепции национальной безопасности Российской Федерации. Отечественными учеными ведется активный научный поиск по всему кругу вопросов, касающихся проблем безопасности личности, общества, государства, Содружества Независимых Государств, мирового сообщества. Выдвигаются и обосновываются различные (по подходам, теоретико-методологическим основам анализа, масштабам и объектам исследования, другим основаниям) концепции и модели безопасности: международные и национальные. Исследуются самые разные виды и аспекты безопасности - военный, экономический, социальный, тех нологический, психологический, экологический, информационный и иные. Вместе с тем вопросы правового регулирования пограничной безопасности Российской Федерации остаются недостаточно изученными. Все многообразие научных изысканий в области безопасности можно разделить на несколько групп. Во-первых, это научные труды, посвященные исследованию содержания проблем национальной безопасности. Это известные работы Д. Афиногенова, О. Белькова, А. Возженникова, Н. Косолапого, В. Лузянина, А. Николаева, Г. Оливье, Г. Осипова, А. Прохожева, И. Радикова, В. Рубанова, Ю. Рыжкова, A. Синайского, И. Харичкина, В. Чебана и других авторов, содержащие научно обоснованные выводы о целесообразности поиска и утверждения наиболее жизнеспособных форм организации жизнедеятельности нации, новых подходов в обеспечении военной, социальной, экономической, духовной, экологической и других видов безопасности1. Во-вторых, работы, посвященные проблемам правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации, ее различных областей и сфер. Это труды А. Архангельского, А. Васильева, И. Глебова, С. Евтушенко, B. Золотарева, Р. Идрисова, А. Ильина, А. Опалева и других авторов, раскры вающие теоретико-методологические подходы в исследовании правовых проблем обеспечения национальной безопасности, основы правового обеспечения национальной безопасности и ее различных видов, состояние нормативной правовой базы в этой области1. В-третьих, научные работы, статьи и сообщения, раскрывающие основные подходы к определению пограничной безопасности, вопросам ее обеспечения, ее места и роли в системе национальной безопасности России. Эта проблематика содержится в работах таких исследователей, как А. Брижик, А. Василенко, В. Дмитриев, П. Иванчишин, Ю. Молостов, В. Молчановский, А. Николаев, В. Родачин, Н. Рыбалкин, В. Тепечин, А. Тымко, А. Щербаков и других авторов2. И, в-четвертых, ряд работ направлены на рассмотрение вопросов, касающихся правового регулирования деятельности пограничных органов по защите государственной границы, охраны исключительной экономической зоны, континен тального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, поиска отдельных теоретических и практических проблем реализации нормативных правовых актов, регламентирующих указанные отношения, и других вопросов, связанных с правовым регулированием пограничной безопасности. Это работы С. Була-шова, В. Захаренко, В. Лосевского, В. Сергеева, В. Чамарова, В. Чеканова и других1. Однако в большинстве своем эти работы лишь фрагментарно затрагивают некоторые аспекты правового обеспечения пограничной безопасности, и какого-то специального исследования, посвященного рассмотрению комплекса проблем, охватывающих данную сферу, основанную на современных подходах к обеспечению пограничной безопасности и новейшем законодательстве, не имеется. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Предметом исследования выступает система нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Целью исследования является проведение комплексного анализа проблем правового обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и выработка научно обоснованных рекомендаций по их преодолению. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - исследовать существующие подходы к определению национальной безопасности Российской Федерации и выделению в ее структуре пограничной безопасности; . - проанализировать сложившийся и использующийся в нормативных правовых актах понятийный аппарат пограничной безопасности и выработать рекомендации по его совершенствованию; - рассмотреть и проанализировать систему обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и место правового обеспечения в этой системе; - изучить международно-правовые основы пограничной безопасности Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств и выявить основные направления их развития; - проанализировать существующую федеральную нормативную базу, регламентирующую отношения в пограничной сфере, и выработать практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы - исторический, логический, анализа и синтеза, а также частнонаучные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, .функциональной оценки, системно-структурный. Теоретическую основу исследования составили труды ученых по общей теории права: С.С. Алексеева, С.Г. Борщева, Н.М. Коркунова, В.Н. Кудрявцева, Н.И. Матузова, И.Н. Сенякина, М.У Тайсумова, Ю.А. Тихомирова, А.Ф. Чердан-цева1 и других; отраслевых юридических наук: М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Г.Т. Чернобеля" и других; представителей науки международного права: В.М. Баранова, Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова . Нормативной основой исследования являются международные договоры и соглашения Российской Федерации по пограничным вопросам; нормативные правовые акты, прямо или косвенно регламентирующие отношения в сфере обеспечения пограничной безопасности: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; акты Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти, осуществляющих свои полномочия в пограничной сфере; а также действующие на сегодняшний день акты Федеральной пограничной службы Российской Федерации, нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР. Научная новизна исследования заключается в том, что диссертантом был проведен комплексный анализ проблем правового обеспечения пограничной безопасности, выведен и обоснован ряд основных понятий в этой сфере, определен круг задач обеспечения пограничной безопасности и раскрыто построение ее системы, выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения пограничной безопасности. На защиту выносятся следующие научные положения и выводы: 1. Уточненное автором определение пограничной безопасности Российской Федерации как комплексный вид национальной безопасности Российской Федерации, представляющий собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве, достигаемое совместной и согласованной деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и других субъектов обеспечения пограничной безопасности в пределах их полномочий в пограничной сфере. 2. Авторское определение правового обеспечения пограничной безопасности как целенаправленной деятельности уполномоченных органов государство: современные проблемы взаимодействия. - Н.Новгород. 1996. - Ч. 1. - С. 57-58; Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. - М.. 1995. ва по созданию и закреплению формально определенных правил поведения, призванных обеспечивать единый порядок в регулировании общественных отношений в пограничной сфере Российской Федерации путем создания, изменения или отмены источников права и определения пределов их действия. 3. Авторский вывод о необходимости создания системы правовых основ безопасности Российской Федерации, в которой основополагающим нормативным актом станет федеральный закон о национальной безопасности Российской Федерации, а концепции (доктрины) «второго уровня» будут приниматься в соответствии с ним и утверждаться указами Президента Российской Федерации. 4. Обоснование необходимости разработки и принятия основных нормативных правовых актов в системе правовых основ пограничной безопасности Российской Федерации - федерального закона о статусе и защите Государственной границы Российской Федерации и Концепции пограничной безопасности Российской Федерации, взамен устаревших Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и Основ пограничной политики Российской Федерации соответственно. Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы в следующих направлениях: во-первых, при создании и совершенствовании федеральной правовой базы, регламентирующей общественные отношения в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации; во-вторых, при разработке законодательства, регламентирующего взаимодействие пограничных органов федеральной службы безопасности с иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пограничной безопасности; в-третьих, в возможности учета выводов по диссертации в развитии международно-правовых основ обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и сопредельных государств (в особенности - стран Содружества Независимых Государств). « Содержащийся в работе материал может быть использован в процессе преподавания ряда военных и юридических дисциплин, а также как пособие для курсантов, слушателей, адъюнктов, аспирантов и всех, кто интересуется данной проблемой. Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, докладывались автором на межведомственной научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях» и всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере», использовались при проведении занятий с курсантами и были отражены в публикациях автора общим объемом 1,5 п.л. Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии. |
Комментарии
Отправить комментарий