Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия


Диссертационная работа:

Шевораков Анатолий Николаевич. 

Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия

Федеральной Службы Безопасности : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : М., 2005 140 c. РГБ ОД, 61:05-12/1761


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

Введение 3-9
Глава 1. Юридические основы контролируемой 10-71
поставки
1. Понятие контролируемой поставки как оперативно- 10-43
розыскного мероприятия, и ее место в системе оперативно-
розыскных мероприятий

2. Основные положения нормативного правового регулирова- 43-58
ния контролируемой поставки

3. Юридически значимое содержание контролируемой постав- 58-71
ки как оперативно-розыскного мероприятия

Глава 2. Правовое обеспечение осуществления 72-114
контролируемой поставки органами федеральной службы безопасности Российской Федерации
1. Правовое регулирование принятия решений о проведении 72-78
контролируемой поставки

2. Нормативное обоснование использования результатов кон- 78-100
тролируемой поставки

3. Нормативная правовая защита лиц, оказывающих содейст- 100-114
вие органам федеральной службы безопасности в проведе
нии контролируемой поставки

Заключение 115-118
Библиография Приложения..,

Введение диссертации:

Актуальность научного исследования обусловлена объективной практической потребностью совершенствования проведения контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, а также выработки практических рекомендаций по нормативно-правовой регламентации ее осуществления.
Проведение научного исследования особенно важно в связи с тем, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»1, а также в других законах (прежде всего, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» ) законодатель не изложил развернутого определения контролируемой поставки, порядка ее проведения. Это обстоятельство затрудняет на практике ее единообразное понимание, а правовое регулирование контролируемой поставки в ведомственных нормативных правовых актах органов ФСБ России не имеет должной юридической силы.
Вместе с тем в Конвенции против транснациональной организованной преступности (2000 г., Палермо, Италия) настоятельно рекомендуется государствам-участникам, включая Российскую Федерацию, применять контролируемую поставку в борьбе с организованной преступностью наряду с другими агентурными операциями.
Степень научной разработанности темы. Контролируемая поставка традиционно изучалась в рамках теории оперативно-розыскной деятельности и ряда смежных дисциплин, включая военное право. В той или иной мере различные аспекты контролируемой поставки как метода получения информации рассматривались учеными различных научных школ и направлений: В.М. Ат-
См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. - 1995. - 18 авг.
2 См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -№ 15. — Ст. 1269.
4 мажитовым, В.Г. Бобровым, Э.Г. Гасановым, В.Ю. Голубовским, П.С. Дмитриевым, В.Б. Ивасенко, Ю.Ф. Квашой, В.П. Кувалдиным, В.И. Кычковым, Г.К. Си-ниловым, Н.И. Уткиным, А.Е. Шарихиным, А.В. Шахматовым1.
В последние годы в ряде научных работ рассмотрены вопросы правового регулирования контролируемой поставки (А.Х. Ахкубеков, С.К. Заикин, М.Г. Литвинюк, В.И. Михайлов, В.В. Петров, К.В. Сурков, А.В. Федоров, А.Е. Чече-тин, А.Ю. Шумилов, Э.И. Юн2 и др.). Однако говорить о разрешении всех (или хотя бы большей части) проблем ее правовой регламентации пока рано. И это вполне объяснимо, так как на уровне монографического исследования тема правовой характеристики контролируемой поставки практически не разработана.
Таким образом, одно из важнейших оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемое органами федеральной службы безопасности, его юридическая природа и предназначение должному научному осмыслению, необходимому творческому синтезу до настоящего времени не подвергались.
Объектом научного исследования выступает правовая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.
Предметом научного исследования является правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого органами федеральной службы безопасности.
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании основных положений нормативного правового регулирования контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого органами
1 См.: Голубовский В.Ю., Уткин Н.И., Кычков В.И. Оперативно-розыскное мероприя
тие - контролируемая поставка. Вып. 3 (7). - СПб., 1998; Шарихин А.Е. Правовое регулиро
вание оперативно-розыскной деятельности: некоторые нерешенные вопросы и перспективы
// Вневед. сб. науч. раб. № 3. - М, 2000; Шахматов А.В. Правовое регулирование содействия
граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Дис. ... канд.
юрид. наук. - СПб., 1999.

2 См.: Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция:
Учебно-практ. пособие. - М., 1998; Петров В.В. Правовое регулирование осуществления
оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков:
Монография. - М., 2005; Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных меро
приятий: Учеб. пособие. - М., 1999.

5 федеральной службы безопасности и другими субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Достижению поставленной цели было подчинено решение следующих основных задач исследования:
провести анализ и обобщить практику в области правового регулирования контролируемой поставки;
определить место контролируемой поставки в общей системе оперативно-розыскных мероприятий;
разработать и детализировать нормативные предписания, регламентирующие контролируемую поставку на уровне закона и открытых межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;
- сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенст
вование нормативно-правовой базы контролируемой поставки.

Методологической основой исследования является диалектический материализм как логика и теория познания. Для достижения полноты и всесторонности охвата предмета исследования, перепроверки полученных данных и, в конечном счете, повышения достоверности выводов в процессе научной работы использованы ряд общенаучных и конкретно научных методов (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, экстраполяция, исторический, логический, конкретно-социологический и др.).
В ходе научной работы уделено первостепенное внимание изучению имеющейся в России нормативной правовой базы, включая военное право, предписания которого регулируют общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также синтезированию положительного опыта правового регулирования в аналогичной сфере деятельности на межгосударственном и международном уровне.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного систематического и цельного теоретического изучения на междисциплинарном уровне юридической характеристики контролируемой поставки, суть которого состоит в разработке научно обоснованных общих правил осуществления кон-
тролируемой поставки органами федеральной службы безопасности, другими спецслужбами и правоохранительными органами России, что позволит более действенно бороться с преступностью в условиях построения правового государства.
Кроме того, научная новизна заключается в достижении конкретных результатов, полученных в ходе проведенного исследования и представленных в следующих выносимых на защиту положениях и выводах:
1. Авторское определение правовой характеристики контролируемой по
ставки как оперативно-розыскного мероприятия, под которым понимается
оценка ее содержания на основе совокупности правовых норм, описывающих
каждый из необходимых признаков рассматриваемого оперативно-розыскного
мероприятия. Характерные юридически значимые признаки контролируемой
поставки как оперативно-розыскного мероприятия составляют:

а) наличие объекта защиты;
б) объективные признаки (основание для осуществления оперативно-
розыскного мероприятия, условия проведения, способы совершения, место и
время проведения, используемые средства, результаты проведения);

в) участники контролируемой поставки: обязательные (оперативный ра
ботник-исполнитель, руководитель органа, который санкционировал ее прове
дение) и факультативные (лицо, оказывающее содействие, и др.).

Отсутствие одного из перечисленных признаков правовой характеристики свидетельствует об отсутствии в конкретной деятельности правовых границ контролируемой поставки, а следовательно, оперативно-розыскного мероприятия как такового. Исходя из цели работы, соискатель вычленил те признаки юридического содержания контролируемой поставки, которые качественно ее определяют и в определенной мере включают все стороны рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия как акта правомерного поведения.
2. Авторское определение контролируемой поставки и предложение закре
пить его в п. 13 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея
тельности» в следующей редакции: «контролируемая поставка — это допуск с

7 ведома и под конспиративным контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оборота товара или перемещения предметов (средств, веществ), а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления».
Отсутствие в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законодательного определения контролируемой поставки создает объективные предпосылки для его произвольного толкования и может привести к негативным юридически значимым последствиям (утрата доказательственного значения результатов оперативно-розыскной деятельности, действия оперативно-розыскных служб, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц и др.).
  1. Авторский вывод о необходимости закрепить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» норму о правомерности действий должностного лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или отдельных граждан, вынужденно причиняющих реальный вред правоохра-няемым интересам при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, поскольку в ходе контролируемой поставки перемещаются предметы, вещества, продукция и услуги, незаконный оборот которых влечет за собой уголовную ответственность, и их перемещение в других условиях является преступлением.
  2. Авторский вывод о том, что уровень принятия правового решения о проведении контролируемой поставки необходимо поставить в зависимость от ее вида (внешняя, транзитная, внутренняя), а также в зависимость от предметов поставки, свободная реализация которых запрещена (или разрешена), и закрепить это правило в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность содержащихся в ней идей, научных положений, выводов, рекомендаций и предложений позволяет практически использовать ее:
8 в ходе законотворчества, при совершенствовании отдельных действующих
законодательных актов и в процессе разработки ряда новых законов, предназначенных устранить имеющиеся пробелы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий;
в ведомственном нормотворчестве - при разработке новых и совершенствовании действующих ведомственных и межведомственных нормативных правил организации и тактики проведения контролируемой поставки;
в учебном процессе — при обучении сотрудников ФСБ России основам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре оперативно-розыскной деятельности Московского пограничного института ФСБ России, где проводилось ее обсуждение. Автор апробировал результаты исследования в научных сообщениях, сделанных им на заседании кафедры, в ходе научно-практических конференций и на научных семинарах, проведенных в ряде научных и учебных центров, включая Академию ФСБ России и ВНИИ МВД России. Основные положения и выводы по теме диссертационного исследования отражены в трех научных публикациях общим объемом 1,3 п.л. Ряд практических рекомендаций, высказанных диссертантом в работе, были учтены при подготовке ведомственных нормативных правовых актов .
Кроме того, основные положения диссертации внедрены в учебный процесс кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского пограничного института ФСБ России (материалы к лекции по теме: «Контролируемая поставка»).
Структура диссертационного исследования. Структура научной работы определяется ее целью и принятым подходом к решению поставленных задач.
1 См.: «Некоторые правовые и организационные аспекты противодействия органов безопасности незаконному обороту наркотиков» (Организационно-аналитическое Управление ДЭБ ФСБ России от 3 августа 2000 года № 8/А - 121, г. Москва) и «Организационные и тактические вопросы проведения контролируемой поставки наркотиков» (Управление ФСБ России по объединениям ВВС ВГК от 30 ноября 2004 года № 1113, г. Москва), которые на-
правлены в подчиненные органы.

*
В соответствии с этим план работы включает введение, две главы (по три параграфа в каждой), заключение и приложения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами