Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования
Диссертационная работа:Першин Евгений Александрович. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : М., 2005 203 c. РГБ ОД, 61:05-12/1698 |
Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму: | ||||||||||||||
|
Содержание диссертации:ВВЕДЕНИЕ .'. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 1.1. Понятие и теория правовых основ деятельности органов государственной власти 12 1.2. Система, особенности и содержание правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России 37 ГЛАВА П. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 63 2.1. Конституция и федеральные законы Российской Федерации как базовый элемент правовых основ деятельности пограничной службы фсб россии в области обеспечения пограничной безопасности российской федерации 63 2.2. Законодательство субъектов Российской Федерации, обеспечивающее осуществление деятельности пограничной службы ФСБ России по охране Государственной границы 85 ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 105 3.1. Юридические акты Президента России, Правительства Российской Федерации как источник правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России 105 3.2. Основные направления совершенствования нормативных актов ФСБ России по правовому регулированию деятельности Пограничной службы ФСБ России в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации 122 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141 БИБЛИОГРАФИЯ 151 ПРИЛОЖЕНИЯ 174 |
Введение диссертации:Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: - проводимой в Российской Федерации военной реформой и реформой государственного управления в области безопасности Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают Пограничную службу ФСБ России и другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие систему безопасности личности, общества и государства. Она порождает вопросы, ответы на которые еще не найдены. Коренные внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, условия формирования правового государства, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии России значительно усложнили характер и содержание деятельности Пограничной службы ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности, реализации пограничной политики Российского государства, и стало совершенно очевидно, что без добротной правовой основы, надежного правового фундамента безопасность российского государства в пограничной сфере гарантирована быть не может; активным развитием законодательной базы, регулирующей общественные отношения, связанные с защитой Государственной границы Российской Федерации, ее охраной, порядком привлечения к данной деятельности граждан и пересечения границы лицами, транспортными средствами и грузами, охраной континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морских биологических ресурсов, и требующей научно-практического осмысления с целью создания четкой и слаженной системы правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России реформированием федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства, в частности, слияние двух самостоятельных федеральных органов исполнительной власти: ФПС и ФСБ России в единую Федеральную службу безопасности Российской Федерации, привело к созданию качественно нового федерального органа исполнительной власти. В связи с этим возникает необходимость: уточнения основных направлений деятельности Пограничной службы ФСБ России, создания перспективной системы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере и ее главной подсистемы - системы охраны государственной границы; формирования новых подходов к всестороннему обеспечению деятельности Пограничной службы ФСБ России по обеспечению национальных интересов в пограничной сфере; построения перспективного облика Пограничной службы ФСБ России и требований к ее деятельности по реализации пограничной политики нашего государства; создания перспективного облика государственной границы и требований к системе ее охраны; более четкого определения основных направлений деятельности Пограничной службы ФСБ России по формированию перспективной системы обеспечения национальных интересов в пограничной сфере и системы охраны государственной границы и ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Законодательство в данной области должно обеспечить максимально полное и непосредственное регулирование отношений в сфере обеспечения пограничной безопасности в федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации; создать условия для правового регулирования деятельности Пограничной службы ФСБ России по вопросам, отнесенным к ее ведению требующим единообразного регулирования. В последние годы в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных основ обеспечения пограничной безопасности - важнейшей составляющей государственной безопасности в современных условиях. Использование накопленного опыта правового регулирования деятельности Погра ничной службы ФСБ России в целом, имеющего как позитивную, так и негативную составляющую, - обязательное условие качественного реформирования системы федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования государственного управления в области безопасности государства и, прежде всего, одного из важнейших его направлений - управления в сфере пограничной безопасности государства. И хотя проблема государственного управления в сфере безопасности государства весьма активно разрабатывалась современной юридической наукой, изучение и совершенствование правового регулирования государственного управления в сфере обеспечения пограничной безопасности остается насущным требованием и одной из приоритетных задач проходящей в стране реформы государственного управления в области обеспечения безопасности государства. Степень научной разработанности темы. Вопросам правового регулирования государственной границы (ее защиты и охраны, развития пограничного сотрудничества и пр.) посвящено немало научных исследований. При всем многообразии проводимых в правовой науке исследований проблем регулирования государственного управления в области обеспечения безопасности государства вопросам системного исследования правовых основ деятельности Пограничной службы по обеспечению пограничной безопасности уделялось недостаточно внимания. Процесс реформирования и совершенствования системы законодательства, регулирующего деятельность Пограничной службы, взаимообусловлен закономерностями развития правового государства, и все эти проблемы имеют важный практический и теоретический характер. Во всем обилии научных робот, статей и публикаций можно выделить труды ученых-юристов, по теории и практике правовых основ деятельности органов государственной власти: А.Ф. Андреева, A.M. Архипова, П.В. Ачало-ва А.Г. Винниченко, Е.Ю. Грачева, С.Г. Евтушенко, В.И. Захаренко, Г.А. Золо тухина, В.М. Корякина, А.В. Кудашкина, Д.В. Моисеева, СВ. Пчелинцева, А.С. Семакина, В.Э. Хандожко, О.В. Шаковец1. С учетом специфики деятельности Пограничной службы отдельные вопросы в данной области изучали В.В. Алешин, Ю.А. Баскин, Б.В. Ганюшкин, Л.В. Корбут, В.Е. Проничев, Ю.С. Ромашов, П.Н. Саклаков, В.Б. Чамаров, В.Е. Чеканов, А.Ю. Шумилов2. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, лежащие в сфере создания и реализации правовых основ деятельности Пограничной службы по организации охраны государственной границы и обеспечению пограничной безопасности государства. Предметом исследования выступают теория и практика применения правовых основ деятельности Пограничной службы как головного подразделения в системе органов федеральной службы безопасности и пограничных органов в сфере защиты и охраны государственной границы и обеспечения пограничной безопасности. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правовых основ деятельности Пограничной службы как структурного подразделения ФСБ России, осуществляющего государственное управление в сфере пограничной безопасности. Данная цель определила постановку следующих задач: детально исследовать теоретические положения юридической науки о понятии правовых основ деятельности органа государственной власти вообще и Пограничной службы в частности; определить систему и содержание правовых основ деятельности Пограничной службы; проанализировать место и роль Пограничной службы в системе обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и реализации пограничной политики и уточнить структуру пограничных органов федеральной службы безопасности, ею возглавляемых; уточнить понятие «деятельность Пограничной службы»; обобщить и критически осмыслить состояние федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего и обеспечивающего деятельность Пограничной службы, а также оп . ределить основные проблемы правовых основ деятельности Пограничной службы с учетом современных тенденций развития России; - выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования деятельности Пограничной службы. Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность приемов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный, типологический, описательный методы, системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правовых основ деятельности Пограничной службы. Теоретической основой исследования стали труды ученых—юристов по теории государства и права, конституционному и военному праву: А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбаток, С.А. Иванова, А.В. Кудашкина, В.А. Кучинского, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, В.Г. Сальникова, В.Г. Стрекозова, В.М. Сырых, Н.Ю. Хоманева, В.Е. Чиркина1. Нормативную правовую базу исследования составляют международные соглашения, Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказы директора ФСБ России; приказы директора ФПС России; судебная практика, а также иные нормативные правовые акты. Научная новизна заключается в том, что диссертантом был проведен комплексный анализ проблем правовых основ деятельности Пограничной . службы, обоснован ряд основных теоретических понятий в этой сфере, определены понятие и система правовых основ деятельности органа государственной власти вообще и Пограничной службы в частности, выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения деятельности Пограничной службы. Работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования военного законодательства. По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения: 1. Сформулированное автором определение понятия «правовые основы деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» как совокупности норм права, нашедших свое выражение в формально определенных источниках права, которые отражают закономерности общественного развития и направлены на регулирование и охрану общественных отношений в сфере защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. 2. Авторское определение понятия {{деятельность Пограничной службы ФСБ России» как совокупности непрерывных, активных, согласованных и взаимосвязанных по месту и времени организационно-управленческих действий по обеспечению защиты и охраны государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также в целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве. Деятельность Пограничной службы ФСБ России осуществляется с использованием управленческих, организационных, информационно-аналитических, нормо- творческих, уголовно-процессуальных, административно-процессуальных и иных приемов и методов для достижения стоящих перед ней целей. 3. Предложенные автором уточнения по структуре пограничных органов федеральной службы безопасности, руководство которыми осуществляет Пограничная служба. Основу данной системы составляют: управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе. В их состав входят: региональные пограничные управления (пограничные группы), территориальные пограничные отделы ФСБ России, органы управления и органы оперативной деятельности пограничных отрядов, морских пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно-пропускных пунктов, а также подчиненные им пограничные заставы, подразделения пограничного контроля, морские, авиационные и резервные воинские формирования, непосредственно решающие задачи охраны государственной границы. Обоснование необходимости принятия нового федерального закона «О статусе Государственной границе Российской Федерации» как системообразующего закона правовых основ деятельности Пограничной службы. Новая редакция закона должна предусмотреть положения, направленные на совершенствование деятельности всех субъектов пограничных отношений в условиях формирования новой системы построения защиты и охраны государственной границы, единой системы защиты интересов в пограничной сфере, совершенствования государственного управления в области пограничной безопасности, изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, формирование качественно нового облика государственной границы, адекватное реагирование на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующие развитию международных связей. Предложения по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, регулирующей деятельность Пограничной службы и отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности, направленные на приведение ее в соответствие с действующим федеральным законодательством. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа, оценки и выводы позволяют уточнить, дополнить и усилить имеющиеся идеи, подходы, определяющие направления в совершенствовании правовых основ деятельности Пограничной службы. Теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы: при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях), учредительных документов региональных управлений, органов и организаций Пограничной службы; в процессе преподавания курсов теории государства и права, военного, конституционного и муниципального права и ряда спецкурсов, посвященных правовому регулированию деятельности различных правоохранительных органов. Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, были отражены в научных статьях автора, в материалах межведомственной научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности (общий объем публикаций 1,5 п.л.), использовались при проведении занятий с курсантами и слушателями Московского пограничного института ФСБ России. Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (по 2 параграфа каждая), заключения, библиографии, приложений. В процессе изложения материала и в конце каждого параграфа приводятся выводы и предложения. |
Комментарии
Отправить комментарий