Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы Российской Федерации в повседневных условиях
Диссертационная работа:Петров Владимир Иванович. Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы Российской Федерации в повседневных условиях : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2004 268 c. РГБ ОД, 61:04-12/1749 |
Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму: | ||||||||||||||
|
Содержание диссертации:ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ И ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 1.1. Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами государственной власти в сфере охраны государственной границы как функция управленческой деятельности в Российской Федерации ; 18
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОГО ОТРЯДА (ОТДЕЛЬНОГО КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОГО ПУНКТА) И ГОРОДСКОГО (РАЙОННОГО) ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 101 2.1 СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ И ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ 101
ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ 150 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172 БИБЛИОГРАФИЯ 181 ПРИЛОЖЕНИЯ |
Введение диссертации:Актуальность исследования. Пограничная безопасность Российской Федерации является составной частью системы национальной безопасности государства, а пограничная политика - надежным индикатором внешнеполитических отношений России. Обеспечивая надежную защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница), пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - пограничных органов и пограничных войск) выполняет важную задачу в системе обеспечения государственной безопасности страны.Государственная граница - объект сложный и многоплановый. Ее протяженность составляет более 60900 км, большая часть субъектов РФ является приграничными (на их территории проживает около 65 млн. человек - более 40% всего населения государства1). Очевидно, что качественное решение задач надежной охраны государственной границы силами одного государственного органа невозможно. Поэтому действующее законодательство России закрепляет полномочия по решению задач охраны государственной границы не только Федеральной службы безопасности Российской Федерации (в состав которой входят пограничные органы и пограничные войска), но и других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (при безусловной координирующей роли Федеральной службы безопасности)2. Анализ служебной деятельности пограничных органов и пограничных войск свидетельствует о том, что интеграция усилий и согласование совместных действий 1 См.: Предварительные результаты Всероссийской переписи населения // Российская газета. - 2003. - 25 апр. 2 См.: Ст.ст.З, 12. разд. VI Закона РФ от 1.04.93г. «О Государственной границе Рос сийской Федерации» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 16. - Ст. 1861; 1996. - № 50. - Ст. 5610; 1998. - № 31. - Ст. 3805; 1999. - № 23. - Ст. 2808; 2000. - № 32. - Ст. 3341; № 46. - Ст. 4537; 2002. - № 1. - Ст. 2; № 52. - Ст. 5134; Российская газета. - 2003. -1 июля. 5 разноведомственных сил и средств обеспечивают успешное решение задач охраны государственной границы в различных условиях обстановки в пограничных пространствах. В то же время несогласованность таких действий часто приводит к срыву выполнения поставленных задач, необоснованному увеличению материальных затрат, а иногда и к человеческим жертвам. Обеспечение должного взаимодействия сил и средств, участвующих в охране государственной границы, является одной из важнейших проблем в служебной деятельности пограничных органов и пограничных войск. Произошедшее в.90-е гг. прошлого столетия изменение законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, отражает демократические процессы в российском обществе. Однако вопросы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами исполнительной власти в сфере охраны государственной границы существенных изменений не претерпели1. Содержание межведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия в сфере охраны государственной границы, отличается декларативностью, пережитками авторитарной государственности, а также сильным ведомственным влиянием на содержание совместной деятельности. Указанные нормативные правовые акты содержат противоречивую терминологию, пробелы, затрудняющие их понимание, толкование и правоприменение. Важное место в системе совместных действий по охране государственной границы занимает Министерство внутренних дел Российской Федерации. Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы имеет богатую историю, опирается на более-менее развитую правовую основу. Отсутствие войсковой 1 Представляется, что изменения в системе исполнительной власти России, произведенные Указом Президента РФ от 11.03.2003. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», и соответствующие изменения в федеральном законодательстве кардинально не повлияют на содержательную часть взаимодействия в сфере защиты и охраны государственной границы. Пограничная служба и в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации будет занимать достаточно самостоятельное место (как это было и в прошлом). Хотя на организационной, формальной стороне взаимодействия указанная реорганизация, безусловно, скажется (в частности, при принятии правовых актов, регламентирующих различные аспекты взаимодействия). охраны на многих участках современной государственной границы, в частности, повышает значение такого взаимодействия. В процессе служебной деятельности пограничные органы и пограничные войска наиболее тесно и активно взаимодействуют с органами внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел). Современное состояние системы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы и ее правовых основ нельзя признать удовлетворительным. Существующая практика взаимодействия со всей очевидностью свидетельствует о значительном количестве нерешенных вопросов. Зачастую при решении задач в рассматриваемой сфере общественных отношений преобладает узкоотраслевой подход, преувеличение односторонней роли каждого из субъектов взаимодействия, имеют место многочисленные барьеры нормативно-правового, организационно-структурного и психологического характера. Ряд положений ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и поддержания взаимодействия, не отвечают современным реалиям (изменились геополитическая обстановка, экономическая ситуация в стране и мире, возможности и тактика действий нарушителей государственной границы и т.д.), страдают неконкретностью и декларативностью. Кроме того, даже несовершенные правовые акты соблюдаются далеко не всегда (часто о взаимодействии должностные лица различных уровней вспоминают в крайних случаях, при обострении обстановки). Отмеченные и другие недостатки вызывают ряд вопросов правового, теоретического и практического характера: возможно ли успешное использование в XXI веке форм и методов согласования усилий разноведомственных сил и средств в сфере охраны государственной границы, сложившихся в достаточно отдаленные исторические периоды; на каких исходных началах (принципах) базируется взаимодействие, каковы требования, предъявляемые к нему, какова структура института взаимодействия; на каких уровнях необходимо организовывать взаимодействие, и какое звено в системе взаимодействующих органов 7 является определяющим с точки зрения обеспечения успешного решения задач охраны государственной границы; как сочетаются организационная и правовая составляющие в процессе организации и поддержания взаимодействия, можно ли говорить о взаимодействии в сфере охраны государственной границы, как о явлении не только социальном, но и правовом; возможно ли совершенствование механизма организации и поддержания взаимодействия в сфере охраны го- *' сударственной границы и по каким направлениям? Поиск вариантов ответов на эти и другие вопросы и предопределяет актуальность темы диссертационного исследования. Недостаточная теоретическая разработанность сущности взаимодействия в сфере защиты и охраны государственной границы, необходимость ее рассмотрения на основе анализа обновленного законодательства, закрепляющего полномочия пограничных органов и пограничных войск, вошедшей в состав Федеральной службы безопасности, и органов внутренних дел и современной практики его применения, определили выбор темы и основные направления исследования. Степень разработанности темы и научная новизна исследования. Уровень теоретического исследования проблемы взаимодействия отстает от практики служебной деятельности и соответствующего правового регулирования. Научная разработка вопросов правового регулирования взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с различными органами государственной власти в сфере охраны государственной границы на диссертационном уровне исследовалась неоднократно, а вот организационно-правовые вопросы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в рамках самостоятельного диссертационного исследования ранее не проводились. Различные аспекты института взаимодействия в сфере публичных правоотношений, функционирования властных институтов (в том числе W и пограничного ведомства) неоднократно привлекали внимание ученых- правоведов. В ходе- исследования диссертантом изучены труды ученых, рассматривающих общие вопросы теории организации, координации и взаимодействия (труды Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, В.В. Васильева, 8 Д.А. Керимова, В.А. Козбаненко, Б.П. Курашвили, А.Е. Лунева, В.Н. Садовского, В.И. Терещенко, Э.Г. Юдина, Ц.А. Ямпольской и др.)1, военные аспекты взаимодействия (часто в организационном, а не в правовом ключе) - работы ВА. Амиряна, В.В. Барабина, В.А. Виноградова, Л.М. Дуванова, С.С. Дукова, К.А. Нама, Ю.И. Мигачева, Ю.А. Прокудина, В.В. Соколова и др.2, аспекты взаимодействия в сфере защиты и охраны государственной границы в рамках пограничной политики и правоохранительной деятельности (исследования B.C. Афанасьева, С.Н. Булашова, А.И. Василенко, Ю.А. Головина, В.А.Дмитриева, В.И.Захаренко, Ф.Е.Колонтаевского, А.В.. Кулакова, А.Л. Манилова, В.Ф. Молчановского, А.И. Николаева, В.Б. Рушайло, П.Н. Саклакова, Д.С. Субботкина, К.В. Тоцкого, А.И. Тымко, А.Ю. Шумилова и др. ), исторические аспекты взаимодействия (работы В.И. Боярского, См., в частности: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997; Афанасьев В.Г, Системность и общество. - М., 1980; Васильев В.В. Координация деятельности министерств СССР // Проблемы совершенствования советского законодательства // Труды ВНИИСЗ. - 1976. - № 5; Керимов Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. - М., 1960; Козбаненко В.А. Правовое регулирование и правовое обеспечение государственного управления: сущность и содержание. - М., 2002; Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. - М., 1987; Лунев А.Е. Демократизм советского государственного управления. - М., 1967; Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. - Т.1 - М., 1966; Терещенко В.И. Организация и управление. Опыт США. - М., 1966; Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. - М., 1978; Ямпольская Ц.А. Проблемы государства и права.-М., 1975. 2 См., в частности: Барабин В.В. Воєнно политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М.,1999; Дуванов Л.М. Работа штаба войск пограничного округа и штаба пограничного отряда в условиях резкого обострения военно-политической обстановки: Дис. ... канд. воен. наук. - М., 1977; Дуков С.С. Совершенствование работы начальника и штаба пограничного округа (отряда) по организации и поддержанию взаимодействия войск при пресечении военно-политических провокаций на границе: Дис... канд. воен. наук. - М.31982; Мигачев Ю.И. Конституционные права Вооруженных сил (сравнительное исследование за конодательства России, США, Франции). - М.,1984; Прокудин Ю.А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1990; Соколов В.В. Взаимодействие соеди нений, частей и подразделений пограничного округа при охране государственной границы и экономической зоны. Дис.... канд. воен. наук. - М., 1988. 3 См., в частности: Афанасьев B.C. Обеспечение законности: вопросы теории и прак тики: Дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 1993; Булашов С.Н. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.5 1998; Ва силенко А.И. Пограничная деятельность в России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001; Го ловин Ю.А. Жизненно важные интересы России в пограничном пространстве на рубеже XX 9 А.А. Гордеева, A.M. Егорова, Е.Л. Ежукова, Ю.Г. Кисловского, В.В. Клементьева, Н.Н. Куськова, А.А.. Плеханова, В.В. Редькина, М.С. Савченко, В.А. Сальникова, Я.В. Шаповалова, Э.М. Филиппова, В.И. Ченкова, С.А. Юхова и др.1), отдельные аспекты и уровни взаимодействия, в том числе региональный (труды А.Г. Головко, К.К. Ермакова, Н.Н. Жильского, В.Л. Лукович, А.А. Магомедова, В.Д. Малько, - XXIвв. и роль ФПС России в их защите: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ярославль, 1999; Дмитриев В.А. Федеральная пограничная служба Российской Федерации: предназначение, структура и выполняемые функции. - М., 1995; Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск ФПС России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998; Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: Дис. ... д-ра. юрид. наук. -М., 1996; Манилов А.Л. Состояние и перспективы международно-договорной деятельности ФПС России в свете пограничной политики Российской Федерации. - М, 1996; Молчанов-ский В.Ф. Общество как развивающаяся система. Проблема безопасности и границ в обществе. - М., 1995; Николаев А.И. Актуальные проблемы пограничной политики Российской Федерации в современных условиях // Проблемы пограничной безопасности Российской Федерации. - М., 1996; Рушайло В.Б. Взаимоотношения государственных органов исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. -М., 1999; Саклаков П.Н. Общегосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. - М., 1999; Его же. Организационно-правовые аспекты взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. - М., 2001; Субботкин Д.С. Конституционно-правовое регулирование безопасности границ Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Тымко А.И. Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. воен. наук. - М., 1994; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. -М., 1997. 1 См., в частности: Боярский В.И. На стороже Руси стояти. - М., 1992; Гордеев А.А. История казаков со времен царствования Петра Великого до начала войны 1914 года. - М., 1992; Егоров A.M. Псковские пограничные районы в 1920 - 1930 гг.: Дис.... канд. истор. наук. - СПб., 1998; Ежуков Е.А. Становление и развитие пограничной охраны России XV - начала XX вв. - М., 1991; Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. - М., 1995; Клементьев В.В. Военное ведомство в охране границ Российской империи: Дис. ... канд. истор. наук. - М., 2000; Плеханов А.А. Комплектование и подготовка Отдельного корпуса пограничной стражи. Дис. ... канд. истор. наук. - М., 1999; Редькин В.В. Пограничные войска КГБ СССР, их служебно-боевое предназначение и основы действий. -М., 1986; Савченко М.С. Правовое положение Кубанского казачества в дореволюционной России (конец ХУШ - начало XX вв.): Дис. ... канд. истор. наук. - Волгоград, 2000; Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. - М., 1990; Шаповалов Я.В. .Организационно-правовые основы возрождения Российского казачества в постсоветский период: Дис. ... канд. истор. наук. - Краснодар, 2000; Филиппов Э.М. Пограничные войска на охране Северо-Западной границы: этапы становления и развития: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2000; Ченков В.И. Полиция и органы местного самоуправления в феодальной России ХУШ века (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. истор. наук.-СПб., 2001. 10 Р.Ш. Муллаянова, А.С. Попова, В.П. Руденок, Л.В. Силантьева, Н.В. Симоновой, В.Э. Хандожко, А.А. Чинчикова и др.1). В последние годы выполнено достаточно много исследований, посвященных характеристике статуса отдельных взаимодействующих субъектов, включая органы государственной власти (различных ветвей и уровней) и органы местного самоуправления (работы Б.П. Аверьянова, Б.П. Елисеева, Н.А. Игнатюк, Л.Ф. Кваши, И.Б. Киричук, М.Н. Кузьминой, С.Г. Наймушиной, СИ. Некрасова, Э.А. Не-хвядович, И.И. Урвачевой, Н.А. Шевчик и др.2). См., в частности: Головко А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 1999; Ермаков К.К. Взаимодействие и координация в органах внутренних дел. - М., 1971; Жильский Н.Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1995; Лукович В.Л. Региональная система органов пограничного контроля и направления ее развития: Автореф. дис. ... канд. воен. наук. - М., 1999; Магомедов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. - Саратов, 1994; Малько В.Д. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. - М., 1990; Муллаянов Р.Ш. Пограничная политика: региональный аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. -Челябинск, 1999; Попов А.С. Пограничная политика Российской Федерации в Дальневосточном регионе в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000; Руденок В.П. Взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации с войсками и органами Пограничной службы в Северо-Кавказском регионе в условиях социально-политического конфликта: Дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2001; Симонова Н.В. Взаимодействие органов публичной власти на территории приграничного субъекта РФ: конституционно-правовые аспекты (на анализе материалов Западного регионального пограничного управления ФСБ РФ): Дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2003; Хандожко В.Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. 2 См., в частности: Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. - М., 1979; Елисеев Б.П. Система органов государственной власти Российской Федераци: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 1998; Игнатюк Н.А. Правовые проблемы взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997; Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1996; Киричук И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования (вопросы теории): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1991; Кузьмина М.Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Дис... канд. юрид. наук. -М., 1996; Наймушин С.Г. Конституционно-правовые основы организации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999; Некрасов СИ. Единство и разделение государственной власти в Российской Федерации (федерация и субъекты): Дис... канд. юрид. наук. - М., 1999; Нехвядович Э.А. Государственный механизм и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2000; Урвачева И.И. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2000; Шевчик Н.А. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия: Дис... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2001. В то же время, при столь широком охвате общих и частных проблем института взаимодействия (часто фрагментарно,, в трудах по смешанной тематике, не всегда с позиций юридической науки) многие аспекты исследуемого института не получили предметного освещения. Именно комплексный подход к исследованию организационно-правовых аспектов института взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы (на основе положений российского законодательства и совместной практики пограничных органов и пограничных войск и органов внутренних дел) предопределили выбор темы исследования на уровне кандидатской диссертации, характер и круг рассматриваемых вопросов. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны сухопутных участков государственной границы в процессе взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел. Предметом исследования выступают правовые нормы и организацион-' ные управленческие мероприятия в области реализации полномочий представителей пограничных органов и пограничных войск и органов внутренних дел в процессе их совместных действий по охране государственной границы в повседневных условиях. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение теоретико-правовых и организационных основ взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы и сложившаяся правоприменительная практика и выработка предложений по совершенствованию современного состояния правового и организационного обеспечения взаимодействия. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: - изучить и определить правовую сущность взаимодействия как функции управления, выявить роль и объективную необходимость взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в системе безопасности в приграничных пространствах; выявить и обосновать историческую обусловленность и преемственность основных направлений, правовых форм и методов взаимодействия разноведомственных сил и средств в сфере охраны государственной границы, закономерности исторического развития взаимодействия разнородных сил и средств в рассматриваемой сфере; провести анализ сущности и системы правового и организационного обеспечения взаимодействия и на этой основе разработать структуру правового и организационного механизма организации, поддержания и восстановления взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы (применительно к звену пограничный отряд, отдельный контрольно-пропускной пункт - городской, районный орган внутренних дел) и дать развернутую характеристику организационных и правовых элементов; на основе анализа нормативно-правовой базы, современного состояния практики взаимодействия, имеющихся недостатков выработать предложения и обосновать систему рекомендаций по совершенствованию правового и организационного обеспечения взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы, а также по совершенствованию учебного процесса в системе высшего профессионального образования Федеральной службы безопасности Российской Федерации; разработать научно обоснованный алгоритм организационно-правовой работы начальника пограничного отряда, начальника городского, районного органа внутренних дел по планированию, организации и поддержанию взаимодействия. Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность приемов и методов' познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, структурно-функциональный, типологический, описательный методы, метод 13 моделирования, системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и. содержания правового регулирования в сфере охраны государственной границы. Обоснованность полученных теоретических выводов и практических предложений достигалась посредством обобщения теоретического и нормативного (исторического и современного) материала. Для исследования отдельных аспектов темы использовался эмпирический материал. Основную группу источников исследования составляет обширный нормативно-правовой материал - нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, межведомственные и ведомственные правовые акты), акты органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. При подготовке работы использованы также международные и внутригосударственные договоры и соглашения, правовые позиции, изложенные в решениях Конституционного Суда РФ. Кроме того, теоретическую основу исследования (наряду с нормативными и иными правовыми источниками и работами указанных выше авторов) составили труды известных ученых-юристов в области общей теории права и государства, конституционного, административного, международного, военного и других отраслей права - С.А. Агаева, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, В.Г. Афанасьева, Д.Н. Бахрах, В.П. Безобразова, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, В.М. Горшенева, Л.Н. Завадской, И.А. Исаева, В.Б. Исакова, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, С.А. Комарова, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, А.Е. Лунева, МЛ. Марченко, B.C. Нерсесянца, П.В. Смирнова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.Н. Хропанюка, В.Е. Чеканова, А.А. Чювилева, Л.С. Явич и др., материалы научно-практических конференций и семинаров, публикации в периодических изданиях. Эмпирическую основу исследования составили обобщения опыта служебной деятельности пограничных отрядов, органов пограничного контроля и органов внутренних дел Северо-Западного, Северо-Кавказского и Центрального 14 регионов, а также результаты социологического исследования, проведенного диссертантом среди слушателей Пограничной академии ФСБ России. Теоретическая значимость исследования. Полученные выводы и предложения вносят определенный вклад в науку административного и военного права. Расширены теоретические представления о правовой составляющей содержания и форм совместных действий пограничных органов и пограничных войск и органов внутренних дел по охране государственной границы, предложен алгоритм организационно-правовой работы представителей взаимодействующих органов управления, выявлены правовые пробелы в содержании порядка взаимодействия, установлены закономерности исторического развития нормативного регулирования взаимодействия. Положения диссертационного исследования могут быть использованы при проведении дальнейших научных разработок по данной проблематике. Практическое значение диссертации. Положения, рекомендации и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в правотворческом процессе для совершенствования федерального (в том числе ведомственного и межведомственного) и регионального законодательства, нормотворчества органов местного самоуправления по пограничным вопросам, в практической организаторской и правовой работе по организации и поддержанию взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы. В интересах пограничных органов и пограничных войск разработаны предложения по совершенствованию механизма взаимодействия в сфере охраны государственной границы, которые могут быть востребованы в процессе планирования и поддержания взаимодействия на различных уровнях. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении занятий по правовой и специальной подготовке с военнослужащими и сотрудниками пограничных органов и пограничных войск и органов внутренних дел, а также в научно-педагогической деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (в частности, в вузах Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел). 15 В ходе исследования достигнуты новые научные результаты: выработан авторский вариант определения взаимодействия в сфере охраны государственной границы и его алгоритм; выявлены определенные закономерности развития вопросов взаимодействия в сфере охраны государственной границы в различные периоды истории России; раскрыты сущность и содержание правовых основ совместной деятельности пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы; показаны особенности современной практики совместной деятельности пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы в различных регионах; выработаны и предложены меры по совершенствованию правового и организационного обеспечения совместной деятельности пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел по охране сухопутных участков государственной границы. На защиту выносятся следующие научные положения и выводы:
17 учебного пособия по исследуемой теме. Диссертация обсуждена на заседании кафедры специальных юридических дисциплин Московского пограничного института ФСБ России. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в выступлениях на межвузовском методологическом семинаре «Теоретико-правовые проблемы становления пограничного права Российской Федерации» (Москва, Академия ФПС России, 16 мая 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право и управление» (Москва, Государственный университет управления, 22 апреля 2003 г.), в ходе научных докладов и сообщений на заседаниях кафедры, межкафедральных научных совещаниях и семинарах. Материалы исследования используются в научно-исследовательской работе в Московском пограничном институте ФСБ России, в процессе преподавания административного права и тактики Пограничных войск в указанном институте, легли в основу методических разработок и учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам. Структура работы. Диссертация состоит из 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений. |
Комментарии
Отправить комментарий