Теоретико-правовые аспекты использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы



Диссертационная работа:

Щербак Сергей Иванович. Теоретико-правовые аспекты использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2002 202 c. РГБ ОД, 61:03-12/210-7


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

щ Введение 3
Глава 1. Использование и применение оружия и боевой техники как меры
государственного принуждения 16

  1. Роль использования и применения оружия и боевой техники в государственном принуждении 16
  2. Сущность использования и применения оружия и боевой техники в деятельности правоохранительных органов 36
  3. Отраслевая принадлежность использования и применения оружия
и боевой техники 64
Глава 2. Правовое регулирование использования и применения оружия
и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной
границы 87

2.1. Закономерности исторического развития правового регулирования ис-
Щ пользования оружия Пограничной службой России 87
2.2. Содержание правовых основ использования и применения оружия
и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государствен
ной границы 100

2.3. Особенности практики использования и применения оружия и боевой
техники в защите и охране сухопутных участков Государственной границы
Российской Федерации и меры по совершенствованию правового регулиро
вания 134

Заключение 149
Список нормативных актов и литературы 161
Приложение 174
)

Введение диссертации:

Актуальность исследования.
Испокон веков оружие вызывает противоречивые чувства - уважение и зависть, восхищение и страх. Оружие не является причиной войн и не несет смерть. Все зависит от того, кто его использует и с какой целью. Напротив, зачастую именно оружие служит фактором, сдерживающим агрессию и позволяющим сохранить тысячи жизней.
Предшествующая социально-правовая дезорганизация общественной жизни страны повлекла количественный рост правонарушений, а также их качественную трансформацию. Российское государство оказалось в эпицентре противоправной деятельности различных преступных формирований и отдельных лиц. Неразрешенность многих неотложных социальных и экономических проблем порождает обстоятельства, требующие соответствующего правового реагирования, в том числе и принудительного характера. Для реализации принудительных функций государство создает систему государственных органов и наделяет их соответствующими полномочиями. Из всего арсенала мер воздействия правоохранительных органов и государственных военных организаций значительное место принадлежит мерам предупреждения и пресечения. При этом наиболее значимыми средствами, используемыми для предупреждения и пресечения правонарушений, являются оружие и боевая техника (далее по тексту - оружие). При этом необходимо учитывать, что большинство государственных органов имеет право применять оружие как для отражения агрессии и вооруженного нападения на территорию Российской Федерации, так и для пресечения противоправных действий, в том числе своих граждан. Вопросы применения оружия в межгосударственных конфликтах разрешаются, как правило, в нормах международного права. Применение оружия для пресечения противоправного поведения в иных случаях, определено в национальном законодательстве.
Эскалация противостояния между государством и преступностью привела к практике силового подавления как адекватной реакции на криминальные явления. Актуальность необходимости использовать оружие в правоохранительной деятельности, в том числе и охране Государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) обусловлена обострением обстановки в приграничных регионах. Это проявляется в попытках осуществления контрабандной деятельности через государственную границу, а также миграцией населения в связи с социально-политическими конфликтами. Средства массовой информации все чаще приводят факты применения оружия, в том числе пограничниками.1 В то же время общеевропейская тенденция, частично воспринятая в России, предопределяет ограничение применения силы, особенно оружия, представителями власти. Судьба бывших руководителей ГДР, преданных суду по обвинению в превышении полномочий связанных с применением оружия, в определенном плане показательна.
Произошедшее в 90-е годы изменение законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, отражает демократические процессы в российском обществе. Однако применение оружия правоохранительными органами и государственными военными организациями существенными изменениями не отличается. Данная сторона нормативных актов отличается архаичностью, пережитками тоталитарного государства, а также сильным ведомственным влиянием на содержание правил применения оружия. Сложность правового регулирования использования и применения оружия проявляется в множественности актов, в которых содержатся правовые установления данного рода. Так, например, в настоящее время в Российской Федерации правила использования и применения оружия в правоохранительной деятельности закреплены в 18 законах федерального уровня. Количество подзаконных актов на порядок выше. Правила, регулирующие использование и применение оружия при защите сухопутных участков государственной границы содержатся в 4 законах, 3
Сообщение агентства Интерфакс от 17 января 2002 г. / Стрельба на границе.
5 постановлениях Правительства Российской Федерации, некоторых приказах
Федеральной Пограничной службы Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок использования и применения оружия, содержат противоречивую терминологию, нерешенные вопросы, затрудняющие их понимание, толкование и правоприменение. «Вопрос о применении оружия до настоящего времени не был предметом обсуждения на страницах печати, а между тем это один из самых больных, важных и спорных вопросов не только нашей повседневной практики, но и теории», - заметил еще в 1928 году А. Мемнонов1. Надо признать, что данная точка зрения не утратила актуальность. В настоящее время существуют обстоятельства, обусловливающие необходимость реагирования с помощью оружия и других аналогичных средств, которые должностные лица могут использовать в ситуации предусмотренной законом, а также потребность в изучении сущности и совершенствовании правил их использования. Наряду с содержанием правил необходимо внести ясность в терминологию. Употребление в нормативных актах терминов «применение» и «использование» противоречиво и не соответствует их смысловому значению. В научной литературе вопросу толкования и соотношения терминов «применение» и «использование» уделено должное внимание, однако однозначного разрешения не достигнуто. B.C. Новиков считает, что «это проблема большой практической важности, так как это проблема не теоретическая, а практическая»2. В различных нормативных правовых актах, определяющих статус и полномочия государственных органов, в одних и тех же случаях предусматривается и использование, и применение оружия. В большинстве нормативных актов под применением понимается нанесение физического воздействия человеку. Использование по смыслу законодательства является производством выстрела без цели нанести поражение человеку. В Уголовном кодексе Российской Федерации выражение «применение оружия» в разных статьях имеет также различное значение. В то же время в
Мемнонов А. О применении оружия // Административный вестник. - 1928. - №4. - С. 27. Новиков B.C. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1996. - С. 6.
нормативных актах, регулирующих применение оружия Пограничной Стражей России в XIX начале XX века, использовался термин «употребление». Указанные особенности требуют переосмысления ключевых положений правового регулирования, а также практики его реализации.
Закрепление в административном законодательстве полномочий по применению оружия представителями власти предопределило направленность исследования применения оружия как меры административного пресечения. Вместе с тем, недостаточное исследование оснований применения оружия, особенно в сфере защиты и охраны государственной границы, не позволило выявить другие аспекты данной меры воздействия, в частности, уголовно-правовые.
Исследование сущности использования и применения оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы предполагается посредством анализа и сопоставления правил, регламентирующих использование и применение оружия другими правоохранительными органами и государственными военными организациями, и на их основе выявление особенностей.
Научная разработка проблем, связанных с использованием и применением огнестрельного оружия в системе Пограничной службы Российской Федерации (далее по тексту - ПС России) не проводилась, за исключением рассмотрения вопросов необходимой обороны и крайней необходимости в работах Л.Ю. Тарасенко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук Белякова С.А. «Пути повышения эффективности огневого поражения противника в пограничных операциях» направлена на исследование использования и применения исключительно артиллерии, в ходе боевых действий подразделений.
В определенной степени вопросы сущности и правовой природы применения огнестрельного оружия и места данной меры воздействия в системе государственного принуждения получили развитие в работах ученых системы МВД СССР и Российской Федерации. Однако на результаты исследования значительное влияние оказал ведомственный интерес.
Сущность использования и применения оружия как меры государственного принуждения исследовалась в работах Д.Н. Бахраха, В.Б. Боровикова, А.И. Каплунова, B.C. Новикова, Э.Ф. Побегайло. Вопросы применения оружия как меры административного принуждения рассмотрены в трудах Г.Т. Агеен-ковой, В.Л. Зеленько, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, А.С. Князькова, А.В. Мин-геса, Л.Л. Попова. Характеристика оснований применения оружия дана в работе Б.П. Кондрашева, Ю.П. Соловья, В.Б. Черникова. Уголовно-правовой аспект применения оружия представителями власти рассмотрен в работах Ю.В. Бау-лина, В.А. Бикмашева, В.Б. Боровикова, В.П. Диденко, Н.Т. Куца, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, Л.Ю. Тарасенко, М.Г. Фетисова, P.M. Юсупова, М.И. Якубовича и других авторов. Указанные авторы в большей степени исследовали вопрос о правомерности причинения вреда субъектам уголовно-правовой охраны. На процессуальный характер применения оружия обращено внимание в работах B.C. Иванова, ВИ. Литкевича, Н.Я. Сазонова. Некоторые вопросы применения оружия затрагивались в работах А.А. Задояна, В.И. Земцова, В.А. Ку-чинского, В.Е. Пономаря, А.С. Самойлова и других авторов.
Вместе с тем, комплексное изучение и выработка на его основе системы правового регулирования данной меры государственного принуждения, которая бы более полно, четко и сбалансировано учитывала как правоприменительную практику, так и интересы правовой защиты граждан и представителей власти, в рамках отдельного диссертационного исследования не проводилось.
Научная разработка названных проблем важна как для совершенствования законодательства, регулирующего применение оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы, так и деятельности других государственных органов, уполномоченных применять данные меры государственного принуждения. Так, например, по итогам проведенного в рамках исследования опроса более 60 процентов опрошенных слушателей Академии ФПС России применяли и более 70 процентов использовали оружие в охране государственной границы. В то же время, более 30 процентов опрошенных, среди факторов, влияющих на эффективность применения оружия, на первое место
8 ставят «отсутствие четкости и однозначности в нормативных актах, регламентирующих использование и применение оружия» и более 35 процентов - «боязнь ответственности за итоги использования и применения».
Существующая практика применения оружия в сфере защиты сухопутных участков государственной границы со всей очевидностью свидетельствует о значительном количестве неразрешенных вопросов. Уровень теоретического исследования проблем использования, а равно и применения оружия сотрудниками и военнослужащими войск и органов ПС России в сфере защиты сухопутных участков государственной границы отстает от практики и соответствующего правового регулирования. Данные обстоятельства и определяют актуальность настоящего исследования.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность сущности использования и применения оружия представителями власти в защите сухопутных участков государственной границы, необходимость ее рассмотрения на основе анализа обновленного законодательства, закрепляющего полномочия войск и органов ПС России и современной практики его применения, определили выбор и основные направления данного исследования.
Цель, задачи и границы исследования.
Целью исследования является выявление теоретико-правовых основ использования и применения сотрудниками и военнослужащими войск и органов ПС России оружия и боевой техники в сфере защиты сухопутных участков государственной границы и выработка мер по совершенствованию правового регулирования. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
- выявить роль использования и применения оружия в системе мер госу
дарственного принуждения;

определить правовую сущность использования и применения представителями власти оружия как меры государственного принуждения;
установить отраслевую принадлежность использования и применения оружия представителями власти;
выявить закономерности исторического развития правового регулирования использования оружия в ходе осуществления пограничного надзора;
вскрыть сущность и содержание правовых основ использования и применения представителями власти оружия в защите сухопутных участков государственной границы;
показать особенности практики и состояние статистики применения оружия и боевой техники представителями власти оружия в защите сухопутных участков государственной границы;
выработать и предложить меры по совершенствованию правового регулирования использования и применения представителями власти оружия в защите государственной границы.
Пределы исследования ограничены:
по сфере исследования - защита и охрана сухопутных участков государственной границы. Использование и применение оружия и боевой техники в воздушном пространстве, морских пространствах Российской Федерации наряду с общим имеет собственное правовое регулирование, причем довольно обширное. Включение в предмет исследования данных норм не позволит качественно проанализировать все вопросы в объеме диссертации;
по типу применяемых средств - огнестрельное оружие и боевая техника (далее по тексту будут именоваться - оружие).
по кругу лиц - сотрудники Пограничной службы Российской Федерации и военнослужащие Пограничной службы Российской Федерации, проходящие военную службу по призыву, выполняющие обязанности по защите государственной границы (далее по тексту - представители власти ). Объект и предмет исследования.
В соответствии с примечанием к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны сухопутных участков государственной границы в процессе использования и применения оружия представителями власти.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие полномочия представителей власти по использованию и применению оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы.
Методология и методика исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность научных приёмов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правового регулирования использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы.
Обоснованность полученных теоретических выводов и практических предложений достигалась посредством обобщения теоретического и нормативного (исторического и современного) материалов. При выявлении отдельных положений использовался эмпирический материал.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что оно является первой работой, в которой на основе положений уголовного и административного законодательства и практики войск и органов ПС России комплексно рассматриваются вопросы использования и применения оружия и боевой техники представителями власти в защите и охраны сухопутных участков государственной границы.
Кроме того, в ходе исследования достигнуты новые научные результаты:
выявлены закономерности исторического развития правового регулирования употребления, использования и применения оружия в охране сухопутных участков государственной границы России;
выработан авторский подход к определению сущности использования и применения оружия в правоохранительной деятельности;
установлена отраслевая принадлежность использования и применения оружия правоохранительными органами и государственными военными организациями;
вскрыты сущность и содержание правовых основ использования и применения представителями власти оружия в охране сухопутных участков государственной границы;
показаны особенности практики применения оружия и боевой техники представителями власти оружия в охране сухопутных участков государственной границы и состояние статистики;
выработаны и предложены меры по совершенствованию правового регулирования использования и применения представителями власти оружия в охране государственной границы.
Положения, выносимые на защиту.
  1. Авторская концепция о комплексном характере использования оружия как меры государственного принуждения. Под использованием оружия следует понимать комплекс действий уполномоченных представителей власти, направленный на извлечение пользы из свойств и качеств употребляемых предметов, в форме ношения, демонстрации и применения, с целью побуждения лиц к должному поведению.
  2. Определение сущности применения оружия. Применение оружия представляет собой акт реализации права уполномоченным представителем власти, выполняющим задачи по охране объектов уголовно-правовой зашиты в форме нанесения непосредственного, прямого, умышленного поражения тканям человека, животного либо конструктивным частям транспортного средства, путем использования основных свойств оружия.
  3. Автор полагает, что правомерность применения оружия представителями власти определяется в соответствии с положениями уголовного закона. Уголовно-правовые институты необходимой обороны и крайней необходимо-
12 ста являются главными системообразующими элементами правовой системы
разрешения вопросов, возникающих в случаях вынужденного причинения вреда посредством оружия. Интегрирующим элементом указанных институтов выступает заложенный в них социально-нравственный критерий необходимости и достаточности причинения вреда в зависимости от той или иной ситуации.
  1. Обстоятельства, определяющие правомерность действий представителей власти по нанесению вреда правонарушителю, составляют правовые основы использования оружия. Элементами правовых основ являются: основания (случаи), условия, пределы и порядок ношения, демонстрации и применения оружия.
  2. Итоги анализа исторической практики нормативного регулирования использования оружия в охране государственной границы и выявленные закономерности. Содержание правил употребления оружия на различных этапах общественного развития зависело от характера и целей государства, а также от обстановки в пограничном пространстве.
  3. Предложения по внесению изменений и дополнений в статью 35 закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», статью 13 федерального закона «О Пограничной службе Российской Федерации», приказ Директора Федеральной Пограничной службы Российской Федерации от 18 июля 1999 года № 210 «Об утверждении Табеля внеочередных и плановых донесений органами и войсками Федеральной Пограничной службы Российской Федерации в мирное время», проект главы «Использование физической силы, специальных средств, служебных животных, оружия и боевой техники» в проект Пограничного кодекса Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования.
Полученные выводы и предложения вносят вклад в науку административного и уголовного права, посредством конкретизации положений относительно отраслевой принадлежности использования и применения оружия представителями власти. Расширены теоретические представления о содержании и формах использования оружия, а также конкретизировано содержание приме-
13 нения оружия в правоохранительной деятельности; предложена последовательность действий в рамках использования оружия представителями власти. Выявлены пробелы и коллизии в содержании правил, регламентирующих использование и применение оружия в правоохранительной деятельности. Установлены закономерности исторического развития нормативного регулирования употребления оружия представителями Пограничной службы России. Ключевые положения и выводы исследования могут быть использованы при проведении дальнейших научных разработок по данной проблематике.
Практическая значимость исследования.
В интересах Федеральной Пограничной службы Российской Федерации разработаны предложения по совершенствованию правил, регламентирующих правовые основы использования и применения оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы, и устанавливающих отчетность об итогах применения; сформулированы предложения, касающиеся совершенствования процесса обучения сотрудников и военнослужащих ПС России, проходящих военную службу по призыву правовым основам использования и применения оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы.
Материалы исследования могут быть использованы как в служебно-боевой деятельности войск и органов ПС России, так и в преподавательской работе при проведении занятий по боевой подготовке и проведении занятий в высших учебных заведениях ФПС России по дисциплинам административное и уголовное право, тактика Пограничных войск.
Реализация и апробация научных результатов.
Диссертант принял непосредственное участие в разработке проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите и охране государственной границы Российской Федерации, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов» и главы «Использование фи-
14 зической силы, специальных средств, служебных животных, оружия и боевой
техники» проекта Пограничного Кодекса Российской Федерации.
Результаты диссертационного исследования апробированы в структурных подразделениях ПС России. В частности, на основе материалов исследования разработаны предложения по совершенствованию правил, регулирующих использование и применение оружия сотрудниками ПС России и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в защите и охране государственной границы на сухопутных участках и памятка сотруднику ПС России и военнослужащему ПС России, проходящему военную службу по призыву, по использованию и применению оружия при выполнении задач по защите и охране сухопутных участков государственной границы и обеспечению собственной безопасности.
Материалы диссертационного исследования использованы в образовательном процессе Голицынского военного института ФПС России:
выводы о роли использования и применения оружия в государственном управлении нашли отражение в методических разработках для проведения занятий по административному праву;
подготовлено учебно-методическое пособие «Правовые основы применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в защите и охране сухопутных участков государственной границы Российской Федерации»;
положения о содержании правовых основ использования и применения оружия использованы при подготовке методических разработок для проведения занятий с курсантами по тактике Пограничных войск.
Основные положения, выводы и рекомендации апробированы в выступлениях на межвузовском методологическом семинаре «Теоретико-методологические проблемы становления пограничного права Российской Федерации» (Москва. Академия ФПС, 16 мая 2001 г.), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования правоприменительной деятельности органов и войск ПС России в связи с разработ-
15 кой нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Голицыно, 21 февраля 2001 г.), межвузовской научно-практической конференции «Теоретико-методологические проблемы становления пограничного права Российской Федерации и концептуальные подходы к разработке проекта Пограничного Кодекса Российской Федерации» (Москва. Академия ФПС. 17 октября 2001 г.).
Положения диссертационного исследования использованы в научно-исследовательской работе, проводимой в Голицынском военном институте ФПС России на тему: «Разработка учебного пособия "Правовые аспекты использования и применения огнестрельного оружия в охране Государственной границы Российской Федерации», и неоднократно обсуждались на межкафедральных заседаниях.
Результаты исследования нашли отражение в шести научных публикациях автора.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка нормативных актов и литературы, и приложений.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами