Теоретико-правовые аспекты использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы
Диссертационная работа:Щербак Сергей Иванович. Теоретико-правовые аспекты использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2002 202 c. РГБ ОД, 61:03-12/210-7 |
Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму: | ||||||||||||||
|
Содержание диссертации:щ Введение 3Глава 1. Использование и применение оружия и боевой техники как меры государственного принуждения 16
Глава 2. Правовое регулирование использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы 87 2.1. Закономерности исторического развития правового регулирования ис- Щ пользования оружия Пограничной службой России 87 2.2. Содержание правовых основ использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государствен ной границы 100 2.3. Особенности практики использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков Государственной границы Российской Федерации и меры по совершенствованию правового регулиро вания 134 Заключение 149 Список нормативных актов и литературы 161 Приложение 174 ) |
Введение диссертации:Актуальность исследования.Испокон веков оружие вызывает противоречивые чувства - уважение и зависть, восхищение и страх. Оружие не является причиной войн и не несет смерть. Все зависит от того, кто его использует и с какой целью. Напротив, зачастую именно оружие служит фактором, сдерживающим агрессию и позволяющим сохранить тысячи жизней. Предшествующая социально-правовая дезорганизация общественной жизни страны повлекла количественный рост правонарушений, а также их качественную трансформацию. Российское государство оказалось в эпицентре противоправной деятельности различных преступных формирований и отдельных лиц. Неразрешенность многих неотложных социальных и экономических проблем порождает обстоятельства, требующие соответствующего правового реагирования, в том числе и принудительного характера. Для реализации принудительных функций государство создает систему государственных органов и наделяет их соответствующими полномочиями. Из всего арсенала мер воздействия правоохранительных органов и государственных военных организаций значительное место принадлежит мерам предупреждения и пресечения. При этом наиболее значимыми средствами, используемыми для предупреждения и пресечения правонарушений, являются оружие и боевая техника (далее по тексту - оружие). При этом необходимо учитывать, что большинство государственных органов имеет право применять оружие как для отражения агрессии и вооруженного нападения на территорию Российской Федерации, так и для пресечения противоправных действий, в том числе своих граждан. Вопросы применения оружия в межгосударственных конфликтах разрешаются, как правило, в нормах международного права. Применение оружия для пресечения противоправного поведения в иных случаях, определено в национальном законодательстве. Эскалация противостояния между государством и преступностью привела к практике силового подавления как адекватной реакции на криминальные явления. Актуальность необходимости использовать оружие в правоохранительной деятельности, в том числе и охране Государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) обусловлена обострением обстановки в приграничных регионах. Это проявляется в попытках осуществления контрабандной деятельности через государственную границу, а также миграцией населения в связи с социально-политическими конфликтами. Средства массовой информации все чаще приводят факты применения оружия, в том числе пограничниками.1 В то же время общеевропейская тенденция, частично воспринятая в России, предопределяет ограничение применения силы, особенно оружия, представителями власти. Судьба бывших руководителей ГДР, преданных суду по обвинению в превышении полномочий связанных с применением оружия, в определенном плане показательна. Произошедшее в 90-е годы изменение законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, отражает демократические процессы в российском обществе. Однако применение оружия правоохранительными органами и государственными военными организациями существенными изменениями не отличается. Данная сторона нормативных актов отличается архаичностью, пережитками тоталитарного государства, а также сильным ведомственным влиянием на содержание правил применения оружия. Сложность правового регулирования использования и применения оружия проявляется в множественности актов, в которых содержатся правовые установления данного рода. Так, например, в настоящее время в Российской Федерации правила использования и применения оружия в правоохранительной деятельности закреплены в 18 законах федерального уровня. Количество подзаконных актов на порядок выше. Правила, регулирующие использование и применение оружия при защите сухопутных участков государственной границы содержатся в 4 законах, 3 Сообщение агентства Интерфакс от 17 января 2002 г. / Стрельба на границе. 5 постановлениях Правительства Российской Федерации, некоторых приказах Федеральной Пограничной службы Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок использования и применения оружия, содержат противоречивую терминологию, нерешенные вопросы, затрудняющие их понимание, толкование и правоприменение. «Вопрос о применении оружия до настоящего времени не был предметом обсуждения на страницах печати, а между тем это один из самых больных, важных и спорных вопросов не только нашей повседневной практики, но и теории», - заметил еще в 1928 году А. Мемнонов1. Надо признать, что данная точка зрения не утратила актуальность. В настоящее время существуют обстоятельства, обусловливающие необходимость реагирования с помощью оружия и других аналогичных средств, которые должностные лица могут использовать в ситуации предусмотренной законом, а также потребность в изучении сущности и совершенствовании правил их использования. Наряду с содержанием правил необходимо внести ясность в терминологию. Употребление в нормативных актах терминов «применение» и «использование» противоречиво и не соответствует их смысловому значению. В научной литературе вопросу толкования и соотношения терминов «применение» и «использование» уделено должное внимание, однако однозначного разрешения не достигнуто. B.C. Новиков считает, что «это проблема большой практической важности, так как это проблема не теоретическая, а практическая»2. В различных нормативных правовых актах, определяющих статус и полномочия государственных органов, в одних и тех же случаях предусматривается и использование, и применение оружия. В большинстве нормативных актов под применением понимается нанесение физического воздействия человеку. Использование по смыслу законодательства является производством выстрела без цели нанести поражение человеку. В Уголовном кодексе Российской Федерации выражение «применение оружия» в разных статьях имеет также различное значение. В то же время в Мемнонов А. О применении оружия // Административный вестник. - 1928. - №4. - С. 27. Новиков B.C. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1996. - С. 6. нормативных актах, регулирующих применение оружия Пограничной Стражей России в XIX начале XX века, использовался термин «употребление». Указанные особенности требуют переосмысления ключевых положений правового регулирования, а также практики его реализации. Закрепление в административном законодательстве полномочий по применению оружия представителями власти предопределило направленность исследования применения оружия как меры административного пресечения. Вместе с тем, недостаточное исследование оснований применения оружия, особенно в сфере защиты и охраны государственной границы, не позволило выявить другие аспекты данной меры воздействия, в частности, уголовно-правовые. Исследование сущности использования и применения оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы предполагается посредством анализа и сопоставления правил, регламентирующих использование и применение оружия другими правоохранительными органами и государственными военными организациями, и на их основе выявление особенностей. Научная разработка проблем, связанных с использованием и применением огнестрельного оружия в системе Пограничной службы Российской Федерации (далее по тексту - ПС России) не проводилась, за исключением рассмотрения вопросов необходимой обороны и крайней необходимости в работах Л.Ю. Тарасенко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук Белякова С.А. «Пути повышения эффективности огневого поражения противника в пограничных операциях» направлена на исследование использования и применения исключительно артиллерии, в ходе боевых действий подразделений. В определенной степени вопросы сущности и правовой природы применения огнестрельного оружия и места данной меры воздействия в системе государственного принуждения получили развитие в работах ученых системы МВД СССР и Российской Федерации. Однако на результаты исследования значительное влияние оказал ведомственный интерес. Сущность использования и применения оружия как меры государственного принуждения исследовалась в работах Д.Н. Бахраха, В.Б. Боровикова, А.И. Каплунова, B.C. Новикова, Э.Ф. Побегайло. Вопросы применения оружия как меры административного принуждения рассмотрены в трудах Г.Т. Агеен-ковой, В.Л. Зеленько, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, А.С. Князькова, А.В. Мин-геса, Л.Л. Попова. Характеристика оснований применения оружия дана в работе Б.П. Кондрашева, Ю.П. Соловья, В.Б. Черникова. Уголовно-правовой аспект применения оружия представителями власти рассмотрен в работах Ю.В. Бау-лина, В.А. Бикмашева, В.Б. Боровикова, В.П. Диденко, Н.Т. Куца, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, Л.Ю. Тарасенко, М.Г. Фетисова, P.M. Юсупова, М.И. Якубовича и других авторов. Указанные авторы в большей степени исследовали вопрос о правомерности причинения вреда субъектам уголовно-правовой охраны. На процессуальный характер применения оружия обращено внимание в работах B.C. Иванова, ВИ. Литкевича, Н.Я. Сазонова. Некоторые вопросы применения оружия затрагивались в работах А.А. Задояна, В.И. Земцова, В.А. Ку-чинского, В.Е. Пономаря, А.С. Самойлова и других авторов. Вместе с тем, комплексное изучение и выработка на его основе системы правового регулирования данной меры государственного принуждения, которая бы более полно, четко и сбалансировано учитывала как правоприменительную практику, так и интересы правовой защиты граждан и представителей власти, в рамках отдельного диссертационного исследования не проводилось. Научная разработка названных проблем важна как для совершенствования законодательства, регулирующего применение оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы, так и деятельности других государственных органов, уполномоченных применять данные меры государственного принуждения. Так, например, по итогам проведенного в рамках исследования опроса более 60 процентов опрошенных слушателей Академии ФПС России применяли и более 70 процентов использовали оружие в охране государственной границы. В то же время, более 30 процентов опрошенных, среди факторов, влияющих на эффективность применения оружия, на первое место 8 ставят «отсутствие четкости и однозначности в нормативных актах, регламентирующих использование и применение оружия» и более 35 процентов - «боязнь ответственности за итоги использования и применения». Существующая практика применения оружия в сфере защиты сухопутных участков государственной границы со всей очевидностью свидетельствует о значительном количестве неразрешенных вопросов. Уровень теоретического исследования проблем использования, а равно и применения оружия сотрудниками и военнослужащими войск и органов ПС России в сфере защиты сухопутных участков государственной границы отстает от практики и соответствующего правового регулирования. Данные обстоятельства и определяют актуальность настоящего исследования. Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность сущности использования и применения оружия представителями власти в защите сухопутных участков государственной границы, необходимость ее рассмотрения на основе анализа обновленного законодательства, закрепляющего полномочия войск и органов ПС России и современной практики его применения, определили выбор и основные направления данного исследования. Цель, задачи и границы исследования. Целью исследования является выявление теоретико-правовых основ использования и применения сотрудниками и военнослужащими войск и органов ПС России оружия и боевой техники в сфере защиты сухопутных участков государственной границы и выработка мер по совершенствованию правового регулирования. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач: - выявить роль использования и применения оружия в системе мер госу дарственного принуждения; определить правовую сущность использования и применения представителями власти оружия как меры государственного принуждения; установить отраслевую принадлежность использования и применения оружия представителями власти; выявить закономерности исторического развития правового регулирования использования оружия в ходе осуществления пограничного надзора; вскрыть сущность и содержание правовых основ использования и применения представителями власти оружия в защите сухопутных участков государственной границы; показать особенности практики и состояние статистики применения оружия и боевой техники представителями власти оружия в защите сухопутных участков государственной границы; выработать и предложить меры по совершенствованию правового регулирования использования и применения представителями власти оружия в защите государственной границы. Пределы исследования ограничены: по сфере исследования - защита и охрана сухопутных участков государственной границы. Использование и применение оружия и боевой техники в воздушном пространстве, морских пространствах Российской Федерации наряду с общим имеет собственное правовое регулирование, причем довольно обширное. Включение в предмет исследования данных норм не позволит качественно проанализировать все вопросы в объеме диссертации; по типу применяемых средств - огнестрельное оружие и боевая техника (далее по тексту будут именоваться - оружие). по кругу лиц - сотрудники Пограничной службы Российской Федерации и военнослужащие Пограничной службы Российской Федерации, проходящие военную службу по призыву, выполняющие обязанности по защите государственной границы (далее по тексту - представители власти ). Объект и предмет исследования. В соответствии с примечанием к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны сухопутных участков государственной границы в процессе использования и применения оружия представителями власти. Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие полномочия представителей власти по использованию и применению оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы. Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность научных приёмов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правового регулирования использования и применения оружия и боевой техники в защите и охране сухопутных участков государственной границы. Обоснованность полученных теоретических выводов и практических предложений достигалась посредством обобщения теоретического и нормативного (исторического и современного) материалов. При выявлении отдельных положений использовался эмпирический материал. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что оно является первой работой, в которой на основе положений уголовного и административного законодательства и практики войск и органов ПС России комплексно рассматриваются вопросы использования и применения оружия и боевой техники представителями власти в защите и охраны сухопутных участков государственной границы. Кроме того, в ходе исследования достигнуты новые научные результаты: выявлены закономерности исторического развития правового регулирования употребления, использования и применения оружия в охране сухопутных участков государственной границы России; выработан авторский подход к определению сущности использования и применения оружия в правоохранительной деятельности; установлена отраслевая принадлежность использования и применения оружия правоохранительными органами и государственными военными организациями; вскрыты сущность и содержание правовых основ использования и применения представителями власти оружия в охране сухопутных участков государственной границы; показаны особенности практики применения оружия и боевой техники представителями власти оружия в охране сухопутных участков государственной границы и состояние статистики; выработаны и предложены меры по совершенствованию правового регулирования использования и применения представителями власти оружия в охране государственной границы. Положения, выносимые на защиту.
разрешения вопросов, возникающих в случаях вынужденного причинения вреда посредством оружия. Интегрирующим элементом указанных институтов выступает заложенный в них социально-нравственный критерий необходимости и достаточности причинения вреда в зависимости от той или иной ситуации.
Полученные выводы и предложения вносят вклад в науку административного и уголовного права, посредством конкретизации положений относительно отраслевой принадлежности использования и применения оружия представителями власти. Расширены теоретические представления о содержании и формах использования оружия, а также конкретизировано содержание приме- 13 нения оружия в правоохранительной деятельности; предложена последовательность действий в рамках использования оружия представителями власти. Выявлены пробелы и коллизии в содержании правил, регламентирующих использование и применение оружия в правоохранительной деятельности. Установлены закономерности исторического развития нормативного регулирования употребления оружия представителями Пограничной службы России. Ключевые положения и выводы исследования могут быть использованы при проведении дальнейших научных разработок по данной проблематике. Практическая значимость исследования. В интересах Федеральной Пограничной службы Российской Федерации разработаны предложения по совершенствованию правил, регламентирующих правовые основы использования и применения оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы, и устанавливающих отчетность об итогах применения; сформулированы предложения, касающиеся совершенствования процесса обучения сотрудников и военнослужащих ПС России, проходящих военную службу по призыву правовым основам использования и применения оружия в защите и охране сухопутных участков государственной границы. Материалы исследования могут быть использованы как в служебно-боевой деятельности войск и органов ПС России, так и в преподавательской работе при проведении занятий по боевой подготовке и проведении занятий в высших учебных заведениях ФПС России по дисциплинам административное и уголовное право, тактика Пограничных войск. Реализация и апробация научных результатов. Диссертант принял непосредственное участие в разработке проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите и охране государственной границы Российской Федерации, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов» и главы «Использование фи- 14 зической силы, специальных средств, служебных животных, оружия и боевой техники» проекта Пограничного Кодекса Российской Федерации. Результаты диссертационного исследования апробированы в структурных подразделениях ПС России. В частности, на основе материалов исследования разработаны предложения по совершенствованию правил, регулирующих использование и применение оружия сотрудниками ПС России и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в защите и охране государственной границы на сухопутных участках и памятка сотруднику ПС России и военнослужащему ПС России, проходящему военную службу по призыву, по использованию и применению оружия при выполнении задач по защите и охране сухопутных участков государственной границы и обеспечению собственной безопасности. Материалы диссертационного исследования использованы в образовательном процессе Голицынского военного института ФПС России: выводы о роли использования и применения оружия в государственном управлении нашли отражение в методических разработках для проведения занятий по административному праву; подготовлено учебно-методическое пособие «Правовые основы применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в защите и охране сухопутных участков государственной границы Российской Федерации»; положения о содержании правовых основ использования и применения оружия использованы при подготовке методических разработок для проведения занятий с курсантами по тактике Пограничных войск. Основные положения, выводы и рекомендации апробированы в выступлениях на межвузовском методологическом семинаре «Теоретико-методологические проблемы становления пограничного права Российской Федерации» (Москва. Академия ФПС, 16 мая 2001 г.), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования правоприменительной деятельности органов и войск ПС России в связи с разработ- 15 кой нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Голицыно, 21 февраля 2001 г.), межвузовской научно-практической конференции «Теоретико-методологические проблемы становления пограничного права Российской Федерации и концептуальные подходы к разработке проекта Пограничного Кодекса Российской Федерации» (Москва. Академия ФПС. 17 октября 2001 г.). Положения диссертационного исследования использованы в научно-исследовательской работе, проводимой в Голицынском военном институте ФПС России на тему: «Разработка учебного пособия "Правовые аспекты использования и применения огнестрельного оружия в охране Государственной границы Российской Федерации», и неоднократно обсуждались на межкафедральных заседаниях. Результаты исследования нашли отражение в шести научных публикациях автора. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка нормативных актов и литературы, и приложений. |
Комментарии
Отправить комментарий