Правовое регулирование пограничного режима



Диссертационная работа:

Винниченко Алексей Григорьевич. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2002 194 c. РГБ ОД, 61:02-12/1146-4


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

Введение 3
Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОГРАНИЧНОГО РЕЖИМА
1.1. Эволюция правового регулирования пограничного режима в охране границ российского государства 16
1.2. Теоретические основы правового регулирования пограничного режима 41
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОГРАНИЧНОГО РЕЖИМА
2.1. Современное состояние правового регулирования пограничного режима 62
2.2. Факторы, определяющие необходимость совершенствования правового регулирования пограничного режима 93
2.3. Основные направления совершенствования правового регулирования пограничного режима 112
Заключение 128
Список использованной литературы
Список нормативных актов
Приложения 

Введение диссертации:

Защита и охрана Государственной границы - неотъемлемая часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.
Необходимость защиты интересов России в пограничной сфере подтверждена обновленной в 2000 году Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Ее сущность заключается «в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономических и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации» .
Составной частью Концепции национальной безопасности являются Основы пограничной политики Российской Федерации". Отечественная пограничная политика направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности российского государства, его пограничной безопасности. В последнее десятилетие атмосфера неопределенности, ослабление государственности, внутренняя социальная напряженность и экономический кризис, стимулируя различные виды экспансии, обострили пограничные проблемы. Государственная граница Российской Федерации стала объектом воздействия разного рода сил, претендующих на суверенитет. Активизировалась проблема межгосударственного разграничения в связи с динамикой и направленностью радикальных территориальных изменений в мире и регионах.
В этих условиях реализация пограничной политики требует фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного
обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением пограничной безопасности. Одним из направлений этой работы является исследование правового регулирования пограничного режима, определяющего полномочия и регламентирующего деятельность личности, общества и государства на приграничной территории по созданию необходимых условий для охраны Государственной границы Российской Федерации .
Научная и практическая значимость изучения данной проблемы определяется тем, что, в сложившихся сегодня в России условиях, требуется обновленный пограничный режим, отвечающий духу времени, связанный со становлением новых государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов права, интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.
Действующим законодательством Российской Федерации, в основном, урегулированы отношения, складывающиеся в пограничном пространстве", наделяя их участников определенными правами, обязанностями, ответственностью и создавая определенны ймеханизм их реализации, в том числе, в вопросах установления и контроля за соблюдением правил пограничного режима.
Существующий в настоящее время пограничный режим, который служит исключительно интересам охраны Государственной границы России, в связи со значительными изменениями в экономической, политической и общественной жизни общества, требует основательного изучения, осмысления и обновления.
При всей конструктивности проделанной за последние годы работы по правовому регулированию пограничного режима в Российской Федерации, следует отметить некоторое отставания этой деятельности от потребностей практики и нужд правового обеспечения защиты и охраны Государственной границы. Это обусловлено следующим:
1. Изменением обстановки на Государственной границе Российской Федерации с распадом Советского Союза, появлением в связи с этим новых государств и обретением рядом регионов России статуса приграничных. В России территория 45 субъектов Федерации из 89 примыкает к Государственной границе и относится к категории приграничной. При этом 24 субъекта впервые обрели статус приграничных.
2. Геополитическим положением России. В последние годы она оказалась оттесненной на северо-восток евразийского континента, лишившись оборудованных во всех отношениях границ на стратегически важных западном и южном направлениях. Общая протяженность российской Государственной границы оказалась почти равной союзной (60,9 тыс. км и 62 тыс. км соответственно), но при этом свыше 13.5 тыс. км новых российских границ с Эстонией, Латвией, Беларусью, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном не оформлены в международно-правовом отношении, не обустроены и по существу не защищены. До сих пор не завершена делимитация и демаркация Государственной границы России на ряде ее участков, совпадающих с границей Советского Союза (Китай, Япония, США). Есть проблемы. связанные с разграничением морских пространств Российской Федерации с Норвегией, Украиной, странами Каспийского региона, Японией и США.
3. Формированием широкого спектра угроз безопасности России на приграничной территории. Именно в приграничной территории, концентрируются сегодня крайне опасные угрозы безопасности страны: территориальные притязания, вооруженные конфликты, международный терроризм, контрабанда оружием, незаконный вывоз материальных ресурсов, морских биологических ресурсов, нелегальная миграция, экспансия наркобизнеса и другие формы трансграничной преступности. Все большее негативное воздействие на развитие обстановки в приграничных регионах оказывает расширяющееся иностранное присутствие в странах ближнего зарубежья, попытки США, западно-европейских держав членов НАТО: Ирана, Турции, других государств ослабить влияние там России. На европейском направлении много сложных проблем, затрагивающих интересы безопасности России, связано с расширением НАТО на Восток. На Северном Кавказе и южных рубежах серьезную озабоченность вызывает сохранение имеющихся и разжигание новых очагов межнациональных конфликтов.
4. Несогласованностью правовых норм законодательных актов различного уровня в вопросах установления и поддержания пограничного режима, а также контроля за его состоянием. Органами исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации (в частности. Республики Дагестан, Ингушетии, Краснодарского края), самостоятельно, без согласования со старшими должностными лицами войск и органов Пограничной службы Российской Федерации, вносятся изменения или отменяются нормативные правовые акты, устанавливающие пограничный режим.
5. Потребностью в повышении координирующей роли Пограничной службы Российской Федерации в сфере защиты и охраны Государственной границы. Роль Пограничной службы Российской Федерации в области координации усилий различных министерств и ведомств, уполномоченных
Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» прямо определена в статье 27, где Пограничная служба Российской Федерации заявляется «...головным (координирующим) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы».
6. Потребностью в усилении влияния Пограничной службы Российской
Федерации на законотворческую деятельность органов власти различного уровня в вопросах правового регулирования пограничного режима. Не всегда правовые акты, принимаемые исполнительными органами приграничных субъектов Российской Федерации, отражают те положения, которые предлагают должностные лица войск и органов Пограничной службы Российской Федерации.
7. Необходимостью теоретического обоснования правового регулирования пограничного режима как юридической категории, занимающей ф важное место в создании правовых основ обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Степень разработанности темы.
Вопросы теории и практики правового регулирования пограничного режима в Российской Федерации относятся к числу малоизученных не только в деятельности войск и органов Пограничной службы, но и в правовой науке. До последнего времени они не были предметом глубокого научного исследования. Наиболее существенный вклад в исследование данной научной задачи был внесен В.Э. Хандожко в его диссертации «Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации» , которая посвящена изучению проблем, связанных с
установлением пограничных зон и пограничных режимов в них. Вместе с тем,
данная работа не отражает всего сложного комплекса вопросов связанных с
правовым регулированием пограничного режима в Российской Федерации, а лишь охватывает его некоторые стороны и только в пограничной зоне.
Отдельные аспекты проблемы правового регулирования пограничного режима фрагментарно рассматривались в юридической науке преимущественно в трудах смешанной тематики (А.П. Алехина, Ю.М. Козлов, В.Б. Рушайло, А.Д.
Шерстнева и других) .
С учетом специфики деятельности Пограничных войск отдельные вопросы в данной области изучали И.М. Ганюшкин, И.М. Гуткин, В.И. Захаренко, А.А. Порк, Ю.С. Ромашев, В.В. Ласточкин, П.Н. Саклаков, В.Е. Чеканов и другие".
Работ на монографическом или диссертационном уровне, специально посвященных комплексному исследованию правового регулирования поіраничного режима, нет. В связи с этим, представляется актуальным целостное исследование правового регулирования пограничного режима в
Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации.
Предмет исследования - состояние правового регулирования пограничного режима в Российской Федерации.
Целью настоящей диссертационной работы является комплексное исследование и анализ нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации, относящихся к пограничному режиму и формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций по оптимизации законодательства Российской Федерации, регулирующего пограничный режим в интересах охраны Государственной границы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать эволюцию правового регулирования пограничного режима в интересах охраны границ России.
2. Исследовать теоретические основы правового регулирования пограничного режима и определить его место и роль в обеспечении надежной охраны Государственной границы.
3. Исследовать содержание правового регулирования пограничного режима и его закрепление в действующем законодательстве.
4. Проанализировать факторы, влияющие на содержание правового регулирования пограничного режима и определяющие необходимость его совершенствования в современных условиях.
5. Определить основные направления совершенствования правового регулирования пограничного режима.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность научных приёмов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правового регулирования пограничного режима.
Теоретической основой исследования стали труды отечественных учёных -юристов С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, А.П. Алехина, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева и других1.
В крут источников исследования вошли публикации отечественных авторов-специалистов в области международного, военного, административного, конституционного права, теории государства и права, философии права, социологии и других наук, а также диссертационные исследования по анализируемым проблемам. В исследовании анализируется, в историческом аспекте, современное и ранее действующее российское законодательство, ряд проектов правовых актов.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично диссертантом, сводятся к следующему: дано определение понятий: «правовое регулирование пограничного режима» и «пограничный режим»; обоснована целесообразность отмены пограничной зоны и введения правил пограничного режима на приграничной территории Российской Федерации, и установление приграничной полосы; выработаны предложения по законодательному закреплению данных положений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в российской юридической науке на диссертационном уровне проведен анализ состояния правового регулирования пограничного режима в Российской Федерации и
определены основные направления его совершенствования в современных условиях. Обоснован новый подход в установлении пограничного режима на приграничной территории Российской Федерации, заключающийся в установлении пределов действия пограничного режима Правительством Российской Федерации по представлениям субъектов Российской Федерации согласованных с региональным руководством войск и органов Пограничной службы Российской Федерации, в зависимости от состояния обстановки на Государственной границе, социально-экономического, культурного и географического положения приграничного региона.
Данная работа по ряду положений доведена до уровня выводов и рекомендаций, и может быть использована в ходе дальнейшего совершенствования законодательства о Государственной границе Российской Федерации.
По итогам проведённого исследования на защиту выносятся следующие научные положения:
1. Авторское определение правового регулирования пограничного режима, которое представляет собой процесс воздействия государства на отношения в пограничной сфере при помощи комплекса правовых средств с целью создания необходимых условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы, и является основой в создании необходимых условий для ее надежной охраны. Регулирование пограничного режима направлено на правовую сбалансированность интересов участников общественных отношений, приведение этих интересов в соответствие с целями обеспечения пограничной безопасности государства. Его роль определена: интересами обеспечения пограничной безопасности личности, общества и государства на приграничной территории; интересами социально-экономического развития приграничных регионов; интересами обеспечения законных прав и свобод человека и гражданина.
2. Авторская позиция в отношении порядка установления и содержания пограничного режима, которая заключается в том, что пределы действия правил пограничного режима могут распространяться на всю глубину приграничной территории Российской Федерации. Данные пределы должны устанавливаться Правительством Российской Федерации по представлениям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, согласованных с должностными лицами войск и органов Пограничной службы Российской Федерации на местах. Для возведения и содержания инженерно-технических заграждений пограничным войскам, решением исполнительных органов приграничных субъектов Российской Федерации, определяется приграничная полоса. Предлагаемые правила пограничного режима в основном имеют уведомительный, а не разрешительный характер.
3. Определение пограничного режима как сочетания способов юридического воздействия на отношения в пограничной сфере создающих оптимальные условия для удовлетворения интересов личности, общества и государства на приграничной территории с целью создания необходимых условий для охраны Государственной границы.
Пограничному режиму присущи следующие основные признаки:
- устанавливается федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается государством;
- имеет целью специфическим образом регламентировать содержание и область пограничных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
- создает конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права и их объединений в пограничной сфере.
4. Основные направления совершенствования правового регулирования пограничного режима в Российской Федерации:
1) совершенствование юридических норм, составляющих основы правового регулирования пограничного режима и устанавливающих общие и юридически обязательные правила пограничного режима, а также определяющих меру ответственности за нарушение данных правил;
2) обеспечение координирующей роли Пограничной службы Российской Федерации в вопросах правового регулирования пограничного режима, заключающейся в обеспечении взаимопонимания, согласованности и единства совместных действий объектов координации в интересах эффективного решения задач по созданию необходимых условий для охраны Государственной границы;
3) приведение законодательства субъектов Российской Федерации регулирующего пограничный режим в соответствие с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Практические рекомендации и предложения по изменению и дополнению нормативных правовых актов в целях оптимизации законодательства Российской Федерации, регулирующего пограничный режим в интересах охраны Государственной границы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, сформированные на основе исследования, имеют целью способствовать совершенствованию российского законодательства, регулирующего пограничный режим в Российской Федерации в интересах охраны Государственной границы. Кроме этого, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности войск и органов Пограничной службы Российской Федерации, учебном процессе на факультетах юридического профиля высших образовательных учреждений Пограничной службы Российской Федерации, в
разрабатываемом курсе дисциплины «Пограничное право России» и проекте Пограничного кодекса Российской Федерации, а также при подготовке дипломных и научных работ слушателями и курсантами.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре специальных юридических дисциплин Московского военного института ФПС России, где проводилось ее обсуждение. Автор апробировал результаты исследования в научных сообщениях, сделанных им на заседании кафедры, научно-практическом семинаре, в ходе трех научно-практических конференций и в процессе работы в составе авторского коллектива при составлении «Пограничного словаря». Выводы, изложенные в диссертации отражены в опубликованных автором статьях, и лекции для слушателей Академии ФПС России.
Полученные в ходе работы результаты были использованы в нормотворческой деятельности ФПС России, в частности:
- в ходе подготовки предложений в Модельный закон Союзного государства России и Беларусь «О Государственной границе»;
- в ходе подготовки предложений по изменению и дополнению Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»;
- в ходе разработки проекта закона Союзного государства России и Беларусь «О Государственной границе союзного государства».
Выводы, изложенные в диссертации, отражены в 5 научных публикациях. Отдельные положения диссертации внедрены в учебный процесс Академии Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Структура и содержание диссертации обусловлены предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения и двух глав, которые в совокупности включают пять параграфов, заключения, перечня использованной нормативной правовой, монографической и учебной литературы, а также приложений.
Первая глава «Историко-теоретические основы правового регулирования пограничного режима» посвящена историко-правовому обзору эволюции пограничного режима в охране границ российского государства, а также теоретическому обоснованию правового регулирования пограничного режима как правовой основы в создании необходимых условий для охраны Государственной границы и обеспечения пограничной безопасности государства.
Вторая глава «Современное состояние и основные направления совершенствования правового регулирования пограничного режима» посвящена исследованию правовых актов федерального уровня и законодательства субъектов Российской Федерации по пограничному режиму. Выявлено некоторое несоответствие отдельных положений местных законодательных актов федеральному законодательству о пограничном режиме. В данной главе также проведен анализ факторов, влияющих на состояние пограничного режима и определяющих необходимость его изменения. На этой основе определены основные направления совершенствования правового регулирования пограничного режима в интересах охраны Государственной границы Российской Федерации.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами