Правовое регулирование производства обыска по делам о контрабанде, подведомственным пограничным органам дознания


Диссертационная работа:

Василовская Юлия Георгиевна. Правовое регулирование производства обыска по делам о контрабанде, подведомственным пограничным органам дознания федеральной службы безопасности : диссертация ... кандидата юридических наук : 20.02.03. - Москва, 2005. - 186 с. РГБ ОД,

Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:

*Имя Отчество:
*email


Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА
ОБЫСКА ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ
ПОГРАНИЧНЫМ ОРГАНАМ ДОЗНАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
 14

  1. Понятие, задачи и значение обыска как важнейшего следственного действия по делам о контрабанде 14
  2. особенности предметов контрабанды и их влияние на производство
ОБЫСКА 29
  1. Основания, процессуальный порядок и особенности производства обыска пограничными органами дознания федеральной службы безопасности по делам о контрабанде 58
  2. Характеристика и специфика фиксации результатов обыска по делам о контрабанде 76
ГЛАВА П. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЫСКА ПО
ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ
ПОГРАНИЧНЫМ ОРГАНАМ ДОЗНАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
 97

2.1. Планирование и подготовительные действия перед проведением
ОБЫСКА 97
  1. Процессуальная регламентация применения тактических приемов при производстве обыска 1 14
  2. Проблемы законодательной регламентации применения технических СРЕДСТВ ПРИ производстве обыска по делам о контрабанде, подведомственным пограничным органам ДОЗНАНИЯ федеральной службы безопасности 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЯ 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 182

Введение диссертации:

Усложнение криминогенной обстановки в России, как и во всем мире, на современном этапе социально-экономического развития, рост количества и качества преступных проявлений обусловливают поиск новых путей и методов борьбы с преступностью, инициируют новые научно-практические исследования в сфере системного воздействия на преступность, в том числе в области военного права.
Преступность, приобретая очертания все более угрожающего социального явления, вызывает растущую тревогу у общества и государства, а деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, применению законных мер воздействия к виновным в их совершении составляет объект повышенного внимания всех ветвей государственной власти.
Значительная роль в деле по борьбе с преступностью, выявлению и устранению ее причин принадлежит органам дознания, следствия, прокуратуры и суда. Борьба с правонарушениями является одной из законодательно закрепленных функций пограничных органов дознания федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы дознания).
В соответствии с действующим законодательством направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу России;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также
4 охрана за пределами исключительной экономической зоны России запасов ана-
дромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации1.
Отнесение к компетенции пограничных органов проведения дознания по ряду составов преступлений, указанных в п. З ч. 3 ст. 151 Уголовно-про-цессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) , ставит перед ними серьезные задачи, в частности, связанные с расследованием такого состава преступления, как контрабанда (ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ3)).
Контрабанда является опасным, высоколатентным преступлением4, посягающим не только на экономическую, но и в целом на национальную безопасность России. Данное преступление направлено против порядка регулирования общественных отношений в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница), ведущую роль в осуществлении которых выполняют пограничные органы. Поэтому вполне оправданным является возложение на них функции производства дознания по ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Одним из важнейших элементов в процессе уголовно—процессуального доказывания контрабанды является получение разнообразной, достоверной, юридически значимой информации всеми существующими законными способами, в особенности при проведении такого важного и невосполнимого следственного действия, как обыск.
При этом возникает комплекс актуальных междисциплинарных (военно-правовых, уголовно-процессуальных и этических) проблем, так как данное процессуальное действие связано с существенным ограничением законных прав и интересов личности.
1 См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№15.-Ст. 1269.
" См.: Российская газета. - 2001. - 22 дек.
"' См.: Российская газета. - 1996. - 25 июня.
4 См.: Латентная преступность в Российской Федерации за 2001-2002 (статист, сб.): Научно-практ. пособие. - М.: РПА МЮ РФ. 2004. - С. 16 и др.
5 Кроме того, зачастую остаются неясными вопросы об использовании
данных, полученных в ходе досмотра, проводимого при административном расследовании, в качестве доказательства по уголовному делу; одопустимости некоторых конкретных тактических приемов и операций производства обыска; законности использования технических средств при производстве обыска, фиксации его результатов и т.п.
Актуальность настоящего исследования обусловлена комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных социально значимых факторов:
проведением в стране административной, военной реформы и необходимостью приведения задач по охране Государственной границы в соответствие с новыми политическими и экономическими реалиями, как того требуют Основы пограничной политики, а также Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)»1;
актуализацией борьбы с преступностью, в том числе с не признающими границ преступлениями террористической направленности на приграничных территориях, как фактора обеспечения национальной и военной безопасности в условиях построения демократического правового государства, осуществляемой также пограничными органами. При этом необходимым условием является соблюдение конституционных положений о законности, презумпции невиновности на основе действующих и продолжающих изменяться норм УПК РФ 2001 г., в том числе правил состязательности процесса и др.~ Пограничные ор-
См.: Основы пограничной политики Российской Федерации: Утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. // Российская газета. - 1996. - б нояб.; Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2004. - 12 марта; Парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации «О мерах по обустройству Государственной границы Российской Федерации» // Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 г. № 864-IV ГД.
" См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» // Российская газета. - 2004. - 16 сент.; Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. - М.: Дело, 2000; Шульгин И.В. Проблемы современного досудебного производства по уголовным делам и их значение для национальной безопасности России // Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность России: Матер, конф. // Российский военно-правовой справочник. - 2004. - № 1. - С. 125-126.
ганы федеральной службы безопасности осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы, а также незаконного перемещения через границу оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвуют в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны России и в проведении контртеррористических операций1;
- военно-правовой и организационно-процессуальной спецификой
проведения дознания пограничными органами с учетом особенностей режи
ма Государственной границы как места совершения общественноопасного
деяния в виде контрабанды;

спецификой контрабанды как преступления, посягающего не только на экономическую, но также на военную и в целом на национальную безопасность России. Особенностями состава контрабанды как деяния, обладающего альтернативно-конструктивными признаками способа и предмета преступления, является наличие военно-правового аспекта. Так, к числу предметов уголовнонака-зуемой контрабанды принадлежат сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, стратегически важные сырьевые товары и т.п.;
особенностями уголовно-процессуального доказывания, совершаемого в условиях неочевидности контрабанды как специфического по своему предмету преступления, что предъявляет особые, повышенные требования к обыску, его тактическому, методическому и техническому обеспечению, к профессионализму субъектов его проведения как наиболее эффективному и действенному
1 См.: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изм. и доп.)//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998. -№ 31.-Ст. 3808.
процессуальному действию, поскольку его проведение способно привести к обнаружению именно «прямых доказательств»1.
Степень научной разработанности темы. В процессуальной и криминалистической литературе уголовно-процессуальным, тактическим, психологическим аспектам следственных действий, в том числе обыска, посвящено немало работ, например, Р.С. Белкина, И.Б. Быховского, А.Н. Васильева, A.M. Ларина, В.К. Лисиченко, И.М. Лузгина, А.П. Рыжакова, Н.А. Селиванова, А.Б. Соловьева, В.Н. Теребилова, М.А. Филипповой, С.Н. Чурилова, С.А. Шейфера2 и других.
В различные годы проблемы, касающиеся отдельных видов следственных действий, исследовались в работах О.Я. Баєва, А.И. Бастыркина, Н.А. Власова, Н.В. Жогина, И.Ф. Крылова, A.M. Ларина, А.В. Ленского, А.Б. Сергеева, Ф.Н. Фаткуллина, И.Я. Фойницкого'' и других.
Сегодня в рамках проводимых на страницах периодической печати дискуссий относительно правовой природы следственного действия - обыска появилось много публикаций. В частности, серьезную научную разработку отдельные эле-
См. подробно: Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. - Тула: Автограф. 2000. - С. 8.
" См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики. - М.: Юристъ, 1997; Быховский И.Б. Процессуальные и тактические вопросы системы следственных действий: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - М., 1976; Васильев А.Н. Следственная тактика. - М: Юрид. лит., 1976; Ларин A.M. Работа следователя с доказательствами. - М.: Юрид. лит., 1968; Советская криминалистика: Методика расследования преступлений / Под ред. В.К. Лисиченко. - Киев: Выща школа, 1986; Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. - М.: Юрид. лит., 1973; Рыжа-ковА.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. - М.: Филинъ, 1997; Он же. Уголовно-процессуальное доказывание: понятие и средства. - М.: Филинъ, 1997; Селиванов Н.А., Теребилов В.Н. Первоначальные следственные действия. - М.: Юрид лит., 1969; Соловьев А.Б. Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. - 2-е изд. - М.: Юрид. лит., 1973; Филиппова М.А. Экспрессные методы фиксации фактических данных на предварительном следствии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Л., 1975; Чурилов С.Н. Криминалистическая тактика: Учеб. пособие. - М.: Маркетинг, 2001; Шейфер С.А. Проблемы правовой регламентации доказывания в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации // Государство и право. - 1995. — № 10.
См.: Баев О.Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуальный закон. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. 1977; Бастыркин И.А., Крылов И.Ф. Розыск, дознание, следствие. - Л.. 1984; Власов Н.А. Структура и виды уголовно-процессуальных действий на стадии предварительного расследования: Учеб. пособие. - М.: ВЮЗИ, 1990; Жогин Н.В., Фактуллин Ф.Н. Предварительное следствие. - М., 1965; Ларин A.M. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. - М., 1986; Ленский А.В. Досудебное (предварительное) производство в современном уголовном процессе России: Дис. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород. 1998: Сергеев А.Б. Проблемы процессуальной деятельности органов дознания: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург. 1999; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб.. 1996.
8 менты обыска получили в работах В.В. Вандышева, А.А. Закатова, В.И. Куклина,
А.Р. Ратинова, А.Б. Соловьева, А.В. Смирнова, А.В. Ямпольского1 и других.
Процессуальным проблемам, возникающим перед пограничными органами дознания при осмотре места происшествия по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации, посвящено исследование В.А. Кузнецова . Вопросы методики и тактики проведения следователями обыска частично проанализированы в работе Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова3. Вместе с тем, теоретико-правовые и практические проблемные аспекты проведения обыска с учетом нынешнего состояния преступной деятельности, изменения тактики совершения преступлений в области защиты и охраны Государственной границы в трудах вышеперечисленных авторов не подвергались скрупулезному научному исследованию, некоторые вопросы проведения обыска вообще не исследовались в ходе научных изысканий. Часть же вскрытых проблем не получила должного теоретического обоснования, что до сих пор обуславливает их дискуссионными характер. Таким образом, проблемы проведения обыска пограничными органами дознания нельзя считать исчерпанными, а научных трудов, посвященных вопросам проведения обыска по делам контрабанде, пока недостаточно.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при производстве обыска по делам о контрабанде, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к ведению пограничных органов дознания федеральной службы безопасности.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие порядок проведения обыска в правоприменительной деятельности по защите и охране Госу-
1 См.: Вандышев В.В., Смирнов А.В. Основы уголовного процесса. - СПб.: АЛЬФА-РАВЕНА, 1996; Куклин В.И. Расследование разбойных нападений и грабежей. - Саратов: Са-рат. ун-т, 1987. - С. 129; Ратинов А.Р. Некоторые вопросы производства обыска. — М.: Юрид. лит., 1981; Соловьев А.Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии): Научно-практ. пособие для следователей. - М.: Юрлитинформ. 2003.
~ См.: Кузнецов В.А. Процессуальные проблемы осмотра места происшествия по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.. 2000.
"' См.: Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова. В.А. Снеткова. - М.: ИНФРА-М. 1997.
9 дарственной границы Российской Федерации, следственная практика фиксации его
хода и результатов, осуществляемой при проведении неотложных следственных
действий пограничными органами дознания федеральной службы безопасности.
Целью диссертационной работы является решение задач, имеющих существенное значение для военного права, его уголовно-процессуальных и криминалистических аспектов, а именно комплексный научный анализ действующей нормативной базы, регламентирующей производство и процессуальное оформление обыска, выявление закономерно проявляющихся особенностей производства обыска и выработка на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию его нормативного регулирования, ведомственной практики и подготовки кадров для пограничных органов федеральной службы безопасности.
Данная цель определила постановку следующих задач:
  1. определить место и роль обыска в решении проблем предварительного расследования;
  2. выявить и исследовать особенности предметов контрабанды, определить степень их влияния на производство обыска;
  3. проанализировать основания и рассмотреть процессуальный порядок обыска в свете особенностей его производства пограничными органами дознания;
  4. исследовать специфику фиксации результатов обыска по уголовным делам о контрабанде, находящимся в производстве пограничных органов дознания;
  5. рассмотреть вопросы, связанные с планированием и подготовкой дознавателя к проведению обыска по уголовному делу о контрабанде;
  6. системно проанализировать процессуальную регламентацию применения тактических приемов при производстве обыска и определить степень ее соответствия задачам предварительного расследования, а также проанализировать причины и условия ненадлежащего процессуального оформления обыска дознавателями, сформулировать предложения и рекомендации по их устранению;
  7. разработать рекомендации по совершенствованию законодательной базы, регламентирующей процессуальное оформление обыска органами дознания.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы материалистической диалектики, исторический, логический, анализа и синтеза,
10 а также частнонаучные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, функциональной оценки, системно-структурный и другие.
Информационную базу исследования составили правовые нормы Конституции Российской Федерации, действующих Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, актов военного законодательства, ведомственных и межведомственных документов, регулирующие общественные отношения, возникающие при производстве обыска по делам о контрабанде.
При формулировке теоретических положений и практических рекомендаций диссертант опирался на труды ведущих ученых в области военно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и криминалистической науки.
Эмпирическую базу исследования составили результаты обработки материалов следственной практики, имеющихся в уголовных делах и отказных материалах (о незаконном пересечении Государственной границы и контрабанде), составленных пограничными органами дознания. Изучено более 100 уголовных дел.
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем рассмотрены малоизученные в современных условиях специфические комплексные (военно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические) аспекты правового регулирования порядка, собственно производства и оформления результатов обыска по делам о контрабанде, подведомственным пограничным органам дознания.
В настоящем диссертационном исследовании сделана попытка комплексного анализа понятия, места и роли обыска в системе следственных действий, определена степень влияния предметов контрабанды на цели обыска, проанализированы процессуальные общие и специальные (объективно существующие в условиях Государственной границы) основания производства обыска, рассмотрены тактические приемы фиксации хода и результатов обыска. Кроме того, на основании результатов исследования методики планирования обыска выдвинуты предложения о целесообразности законодательного регулирования тактических приемов при производстве обыска и о порядке их применения; правовой
регламентации применения научно-технических средств при производстве обыска; обозначены новые подходы к рассмотрению заявленной проблемы, выраженные в предложениях по единообразному совершенствованию законодательной базы темы, относящейся к различным отраслям права.
По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:
  1. С учетом «военно-правовой» специфики отдельных элементов контрабанды (а именно: предметов контрабанды, способа, места совершения и иных признаков ее объективной стороны) обоснованная автором необходимость расширения подведомственности дел о контрабанде пограничным органам дознания федеральной службы безопасности и включение в нее, наряду с ч. 1 ст. 188, также ч. 2 ст. 188 УК РФ.
  2. Авторский вывод о том, что по делам о контрабанде обыск является неотложным следственным действием, основания к производству которого ввиду ряда специфических особенностей объективно могут возникать до возбуждения уголовного дела. В связи с этим в целях устранения его подмены на этапе доследственнои проверки административным досмотром автор полагает необходимым закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации возможность производства обыска по делам о контрабанде в порядке исключения до возбуждения уголовного дела, с последующим уведомлением прокурора и судьи, который выносит постановление о законности произведенного обыска, после чего его результаты могут использоваться в уголовном деле в качестве доказательства.
  3. Обоснование необходимости законодательной регламентации ряда тактических приемов, наиболее часто применяемых при производстве обыска, в том числе по делам о контрабанде, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к ведению пограничных органов дознания, для реализации системного подхода к сущностному содержанию обыска, а также в целях устранения наиболее типичных причин и условий ненадлежащего его процессуального оформления дознавателями.
  1. Авторское предложение принять новое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о контрабанде» в связи с неоднозначным подходом судов к решению вопроса о судьбе вещественных доказательств, в частности, предметов, подлежащих конфискации в уголовно-процессуальном порядке, об определении момента окончания контрабанды и ее субъективной стороны, с разъяснением в нем основных актуальных вопросов.
  2. Предложения и рекомендации автора по совершенствованию норм военного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в частности, в связи с нанесением контрабандой существенного экономического ущерба России, а также в целях усиления закона в отношении лиц, виновных в ее совершении, обоснована необходимость введения в Уголовный кодекс Российской Федерации конфискации как вида дополнительного наказания.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в его непосредственном предназначении для решения научных, нормотворческих и прикладных задач борьбы с преступностью силами и средствами пограничных органов дознания федеральной службы безопасности.
Выводы и предложения, сделанные в работе, могут быть использованы в процессе совершенствования норм военного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства; в дальнейших теоретических разработках, посвященных смежным проблемам; в проведении работы по повышению эффективности деятельности дознавателей пограничных органов по делам о контрабанде; при подготовке квалифицированных кадров для пограничных органов дознания федеральной службы безопасности.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, сделанные в диссертации, нашли свое отражение в опубликованных автором работах, были изложены и обсуждались на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России. Отдельные положения диссертационного исследования были внедрены в учебный процесс при проведении занятий с курсантами МПИ ФСБ России, а
13 также вошли в учебно-методические материалы по учебным курсам уголовного процесса и криминалистики.
Структура исследования обусловлена общим замыслом, целями и задачами имеющей внутреннее единство работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (включающих семь параграфов), заключения, библиографии и приложения.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами