ПОГРАНИЧНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНДР


Логотип Азиатской библиотеки
Home Up Политика Экономика Бизнес Безопасность Технологии Право Культура История Очерки

ПОГРАНИЧНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНДР
Вплоть до 1985 г. Советский Союз, а до него дореволюционная Россия не имели юридически оформленной государственной границы с Кореей, хотя фактическая граница между ними, проходящая на протяжении 17 км по р.Туманная (корейское название - Туманган, китайское - Тумэньцзян) де-факто признавалась и соблюдалась. С образованием в 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики договорные документы XIX столетия, подписанные между Россией с Китаем и лишь косвенно касавшиеся российско-корейской границы, уже не могли оставаться основой нашего территориального разграничения с Кореей. Заключенная в 1957 году советско-корейская Конвенция о порядке разрешения пограничных вопросов распространяла сферу своего действия на участок р.Туманная от стыка границ СССР, КНР и КНДР до впадения реки в Японское море, но не определяла, какую конкретно линию должны охранять пограничники обеих сторон.
По нашей инициативе в 1984 г. в Пхеньяне состоялись переговоры, в итоге которых было впервые достигнуто единое понимание относительно прохождения границы по р.Туманная и её естественного продолжения - государственной морской границы. 17 апреля 1985 года был подписан в Москве Договор между СССР и КНДР о прохождении линии государственной границы, установивший, как это принято в международной практике, принцип её проведения по середине главного русла пограничной несудоходной реки. В описании, приложенном к договору, определено, что советско-корейская граница начинается от стыка границ СССР, КНДР и КНР и проходит до её конечной точки в устье Туманной. Граница между территориальными водами двух стран в Японском море была проведена от срединной точки в устье реки по прямой линии к точке на море, имеющей конкретные географические координаты и удаленной от конечной точки сухопутной границы ровно на 12 миль (22,2 км).
Указанный договор носил демилитационный характер. Предстояло демаркировать, то есть обозначить границу на местности. Для этого в 1986 г. была создана смешанная комиссия, в которую вошли представители МИДов, военных и пограничных ведомств обеих стран. За сравнительно небольшой период времени (1986-1990 гг.) комиссия, проведя 11 сессий и 5 рабочих встреч, осуществила демаркацию, обозначив пограничную линию по р.Туманная 22-мя пограничными знаками (каждый погранзнак состоит из двух железобетонных столбов, один на российском, другой на корейском берегу, с соответствующей государственной символикой). Морская граница обозначена двумя створными знаками (передним и задним), установленными на суше таким образом, чтобы продолжение соединяющей их воображаемой линии указывало морским судам прохождение морской границы. Створные знаки оборудованы светооптической аппаратурой для ночной видимости. Из 17-ти островов на пограничном участке р.Туманная 16 отошли к корейской стороне, как того требовал принцип проведения границы по середине главного русла реки. Острова на реке небольшие, их общая площадь составляет 4,2 кв.км. Прохождение государственной границы подробно описано в правительственном протоколе, который был подписан в Пхеньяне 3 сентября 1990 года, и отражено на картах масштаба 1:25000 (граница по р.Туманная) и 1:100000 (граница между территориальными водами двух государств в Японском море).
К сожалению, стороны не смогли полностью завершить демаркацию по реке, то есть довести границу до ее исходной точки, ориентировочно указанной в договоре 1986г, как стык границ СССР, КНДР и КНР. Для точного определения этого места требовалось согласие всех трех указанных государств, поэтому было решено перенести данный вопрос на трехсторонние переговоры. Таким образом один участок советско-корейской границы, хотя и небольшой (меньше ста метров), остаётся до сих пор недемаркированным. Демаркация подавляющей части советско-корейской границы поставила в повестку дня выработку документа, который регламентировал бы практические вопросы содержания и обслуживания всех её участков. Такой документ, Договор между Правительством СССР и Правительством КНДР о режиме границы, был подписан в Пхеньяне в сентябре 1990 года. Он содержит правила ухода за погранзнаками и пересечения сухопутной И морской границ людьми и транспортными средствами. Он также определяет порядок хозяйственного использования пограничных вод.
Следует упомянуть другой важный договорной документ, документ, касающийся морских пространств, прилегающих к территориальным водам наших двух стран. Имеется в виду Договор между СССР и КНДР о разграничении экономической зоны и континентального шельфа, заключенный в Пхеньяне в 1986 году. Он полностью основан на принципах Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. КНДР подписала, но пока не ратифицировала эту конвенцию. Таким образом к концу 80-х годов пограничное размежевание между СССР и КНДР получило полное юридическое оформление. Договор 1985 года о прохождении линии границы является бессрочным, то есть граница установлена "на века". Но русло такой капризной, своенравной реки, как Туманная, подвижно. Уже сейчас из-за намыва рекой обширных масс песка, начинающего зарастать травой и кустарником, пограничная линия в отдельных местах устойчиво вышла на сушу, чем нарушается принцип прохождения границы по середине водного потока. Поэтому, подтверждая неизменность линии государственной границы в случае естественных изменений русла р. Туманная, договор о режиме границы в то же время предусматривает совместные проверки прохождения границы (редемаркации) через каждые 10 лет, а в случае необходимости, по согласованию между сторонами, и раньше этого срока. Уже сегодня такую досрочную проверку следует считать назревшей. В настоящее время в области наших пограничных отношений с КНДР стоят три задачи: определить точку стыка трех границ (совместно с Китаем), завершить демаркацию российско-корейской границы от упомянутой токи до пограничного знака No 1 ) и осуществить, с учетом серьезности естественных изменений на р.Туманная, досрочную редемаркацию уже установленной линии границы.
Поиск участка стыка государственных границ России, КНДР и Китая затянулся. Проведенные в 1993-1996 гг. четыре раунда трех сторонних переговоров не принесли результата. Специфичность проблемы состоит в том, что здесь не может быть "классического" стыка границ, поскольку российско-корейская и корейско-китайская границы по р.Туманная основаны на разных принципах: первая проходит по середине реки и имеет вид линии, а вторая (уникальный случай в мировой практике) проходит по всей ширине реки и поэтому имеет вид полосы. Нелегко определить и срединную линию реки (на этой линии должна находиться точка стыка), так как река в зависимости от сезона и погоды ощутимо меняет свою ширину. В этом плане необходимо добиться на трехсторонних переговорах единого понимания о том, что за ширину реки следует принимать величину, соответствующую состоянию реки в меженный период, то есть при среднем устойчивом уровне воды в реке. Таково общепризнанное международное правило проведения государственных границ по несудоходным рекам. Это значит, что даже при малой воде точка стыка (или, что то же самое, начальная точка российско-корейской границы) должна находиться на водной поверхности реки, а никак не на суше. Оказалось, что прийти к такому единому пониманию всё ещё трудно.
Есть основания считать, что трехсторонние переговоры скоро могут подойти к своему логическому завершению. Соответственно будет выработано межправительственное соглашение о разграничении водных пространств России, КНДР и Китая на р. Туманная и определена точка стыка Границ трех государств. После этого будет нетрудно завершить демаркацию последнего участка российско-корейской государственной границы и поправить эту границу там, где произошли ощутимые естественные изменения на реке. Остаются нерешенными вопросы, касающиеся стабилизации русла р.Туманная и хозяйственного использования ее водных ресурсов. Были попытки договориться о проведении с этой целью совместных работ, но оказалось, что это потребует больших материально-финансовых средств, которые пока не найдены. К тому же российский левый берег реки почти безлюден. Решено отложить эти вопросы для рассмотрения, когда к этому сложатся более благоприятные условия. 
Между тем в регионе, примыкающем к р.Туманная, вырисовываются заманчивые экономические перспективы. Полное международно-правовое оформление границ в нижнем течении реки приобретает дополнительное значение в свете намечающегося создания здесь свободной экономической зоны (так называемый "проект Туманган") с участием КНДР, России, Китая, Республики Корея и некоторых других стран-партнеров. Китай, например, по советско-китайскому пограничному соглашению 1991 года получил право плавания для своих судов по р.Туманная от точки стыка границ трех государств с выходом в Японское море и обратно (этого заветного права китайцы добивались от нас с прошлого века). И кто знает - может быть, превращение мелкой несудоходной реки в оживленную транспортную артерию, в связующее торговое звено между тихоокеанским регионом и Европой не такая уж отчаянная фантазия? Как и то, что установленная сегодня государственная граница по р.Туманная станет границей России с новой страной - единой миролюбивой и процветающей.
Фадеев Ю.Д. Проблемы корейского полуострова и интересы России. Материалы II научной конференции 1998 года. М.: ИДВ РАН, 1998, с. 37-41.
Copyright 2000 - 2001 Азиатская библиотека. All Rights Reserved.
По всем вопросам обращайтесь по адресу: as_lib@hotmail.com
Последнее обновление 04 сентября 2001

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами