| |
ПОГРАНИЧНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНДР |
|
Вплоть до 1985 г. Советский Союз, а до него дореволюционная Россия не имели юридически оформленной государственной границы с Кореей, хотя фактическая граница между ними, проходящая на протяжении 17 км по р.Туманная (корейское название - Туманган, китайское - Тумэньцзян) де-факто признавалась и соблюдалась. С образованием в 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики договорные документы XIX столетия, подписанные между Россией с Китаем и лишь косвенно касавшиеся российско-корейской границы, уже не могли оставаться основой нашего территориального разграничения с Кореей. Заключенная в 1957 году советско-корейская Конвенция о порядке разрешения пограничных вопросов распространяла сферу своего действия на участок р.Туманная от стыка границ СССР, КНР и КНДР до впадения реки в Японское море, но не определяла, какую конкретно линию должны охранять пограничники обеих сторон.
По нашей инициативе в 1984 г. в Пхеньяне состоялись переговоры, в итоге которых было впервые достигнуто единое понимание относительно прохождения границы по р.Туманная и её естественного продолжения - государственной морской границы. 17 апреля 1985 года был подписан в Москве Договор между СССР и КНДР о прохождении линии государственной границы, установивший, как это принято в международной практике, принцип её проведения по середине главного русла пограничной несудоходной реки. В описании, приложенном к договору, определено, что советско-корейская граница начинается от стыка границ СССР, КНДР и КНР и проходит до её конечной точки в устье Туманной. Граница между территориальными водами двух стран в Японском море была проведена от срединной точки в устье реки по прямой линии к точке на море, имеющей конкретные географические координаты и удаленной от конечной точки сухопутной границы ровно на 12 миль (22,2 км).
Указанный договор носил демилитационный характер. Предстояло демаркировать, то есть обозначить границу на местности. Для этого в 1986 г. была создана смешанная комиссия, в которую вошли представители МИДов, военных и пограничных ведомств обеих стран. За сравнительно небольшой период времени (1986-1990 гг.) комиссия, проведя 11 сессий и 5 рабочих встреч, осуществила демаркацию, обозначив пограничную линию по р.Туманная 22-мя пограничными знаками (каждый погранзнак состоит из двух железобетонных столбов, один на российском, другой на корейском берегу, с соответствующей государственной символикой). Морская граница обозначена двумя створными знаками (передним и задним), установленными на суше таким образом, чтобы продолжение соединяющей их воображаемой линии указывало морским судам прохождение морской границы. Створные знаки оборудованы светооптической аппаратурой для ночной видимости. Из 17-ти островов на пограничном участке р.Туманная 16 отошли к корейской стороне, как того требовал принцип проведения границы по середине главного русла реки. Острова на реке небольшие, их общая площадь составляет 4,2 кв.км. Прохождение государственной границы подробно описано в правительственном протоколе, который был подписан в Пхеньяне 3 сентября 1990 года, и отражено на картах масштаба 1:25000 (граница по р.Туманная) и 1:100000 (граница между территориальными водами двух государств в Японском море).
К сожалению, стороны не смогли полностью завершить демаркацию по реке, то есть довести границу до ее исходной точки, ориентировочно указанной в договоре 1986г, как стык границ СССР, КНДР и КНР. Для точного определения этого места требовалось согласие всех трех указанных государств, поэтому было решено перенести данный вопрос на трехсторонние переговоры. Таким образом один участок советско-корейской границы, хотя и небольшой (меньше ста метров), остаётся до сих пор недемаркированным. Демаркация подавляющей части советско-корейской границы поставила в повестку дня выработку документа, который регламентировал бы практические вопросы содержания и обслуживания всех её участков. Такой документ, Договор между Правительством СССР и Правительством КНДР о режиме границы, был подписан в Пхеньяне в сентябре 1990 года. Он содержит правила ухода за погранзнаками и пересечения сухопутной И морской границ людьми и транспортными средствами. Он также определяет порядок хозяйственного использования пограничных вод.
Следует упомянуть другой важный договорной документ, документ, касающийся морских пространств, прилегающих к территориальным водам наших двух стран. Имеется в виду Договор между СССР и КНДР о разграничении экономической зоны и континентального шельфа, заключенный в Пхеньяне в 1986 году. Он полностью основан на принципах Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. КНДР подписала, но пока не ратифицировала эту конвенцию. Таким образом к концу 80-х годов пограничное размежевание между СССР и КНДР получило полное юридическое оформление. Договор 1985 года о прохождении линии границы является бессрочным, то есть граница установлена "на века". Но русло такой капризной, своенравной реки, как Туманная, подвижно. Уже сейчас из-за намыва рекой обширных масс песка, начинающего зарастать травой и кустарником, пограничная линия в отдельных местах устойчиво вышла на сушу, чем нарушается принцип прохождения границы по середине водного потока. Поэтому, подтверждая неизменность линии государственной границы в случае естественных изменений русла р. Туманная, договор о режиме границы в то же время предусматривает совместные проверки прохождения границы (редемаркации) через каждые 10 лет, а в случае необходимости, по согласованию между сторонами, и раньше этого срока. Уже сегодня такую досрочную проверку следует считать назревшей. В настоящее время в области наших пограничных отношений с КНДР стоят три задачи: определить точку стыка трех границ (совместно с Китаем), завершить демаркацию российско-корейской границы от упомянутой токи до пограничного знака No 1 ) и осуществить, с учетом серьезности естественных изменений на р.Туманная, досрочную редемаркацию уже установленной линии границы.
Поиск участка стыка государственных границ России, КНДР и Китая затянулся. Проведенные в 1993-1996 гг. четыре раунда трех сторонних переговоров не принесли результата. Специфичность проблемы состоит в том, что здесь не может быть "классического" стыка границ, поскольку российско-корейская и корейско-китайская границы по р.Туманная основаны на разных принципах: первая проходит по середине реки и имеет вид линии, а вторая (уникальный случай в мировой практике) проходит по всей ширине реки и поэтому имеет вид полосы. Нелегко определить и срединную линию реки (на этой линии должна находиться точка стыка), так как река в зависимости от сезона и погоды ощутимо меняет свою ширину. В этом плане необходимо добиться на трехсторонних переговорах единого понимания о том, что за ширину реки следует принимать величину, соответствующую состоянию реки в меженный период, то есть при среднем устойчивом уровне воды в реке. Таково общепризнанное международное правило проведения государственных границ по несудоходным рекам. Это значит, что даже при малой воде точка стыка (или, что то же самое, начальная точка российско-корейской границы) должна находиться на водной поверхности реки, а никак не на суше. Оказалось, что прийти к такому единому пониманию всё ещё трудно.
Есть основания считать, что трехсторонние переговоры скоро могут подойти к своему логическому завершению. Соответственно будет выработано межправительственное соглашение о разграничении водных пространств России, КНДР и Китая на р. Туманная и определена точка стыка Границ трех государств. После этого будет нетрудно завершить демаркацию последнего участка российско-корейской государственной границы и поправить эту границу там, где произошли ощутимые естественные изменения на реке. Остаются нерешенными вопросы, касающиеся стабилизации русла р.Туманная и хозяйственного использования ее водных ресурсов. Были попытки договориться о проведении с этой целью совместных работ, но оказалось, что это потребует больших материально-финансовых средств, которые пока не найдены. К тому же российский левый берег реки почти безлюден. Решено отложить эти вопросы для рассмотрения, когда к этому сложатся более благоприятные условия. Между тем в регионе, примыкающем к р.Туманная, вырисовываются заманчивые экономические перспективы. Полное международно-правовое оформление границ в нижнем течении реки приобретает дополнительное значение в свете намечающегося создания здесь свободной экономической зоны (так называемый "проект Туманган") с участием КНДР, России, Китая, Республики Корея и некоторых других стран-партнеров. Китай, например, по советско-китайскому пограничному соглашению 1991 года получил право плавания для своих судов по р.Туманная от точки стыка границ трех государств с выходом в Японское море и обратно (этого заветного права китайцы добивались от нас с прошлого века). И кто знает - может быть, превращение мелкой несудоходной реки в оживленную транспортную артерию, в связующее торговое звено между тихоокеанским регионом и Европой не такая уж отчаянная фантазия? Как и то, что установленная сегодня государственная граница по р.Туманная станет границей России с новой страной - единой миролюбивой и процветающей. |
Фадеев Ю.Д. Проблемы корейского полуострова и интересы России. Материалы II научной конференции 1998 года. М.: ИДВ РАН, 1998, с. 37-41. |
|
Комментарии
Отправить комментарий