Тема № 11
1. УЩЕРБ, СВЯЗАННЫЙ С РАСТЯГИВАНИЕМ КОНФЛИКТА И С ГЛОБАЛЬНЫМИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМИ СИТУАЦИЯМИ
Нерешенный до сих пор Гарабахский конфликт создаёт новые проблемы с точки зрения современного геополитического и экономического развития. К этим проблемам относятся:
1) Трудности, связанные с глобальной интеграцией Юж. Кавказа.
2) Трудности, связанные с развитием интеграции между странами региона.
2) Трудности, связанные с развитием интеграции между странами региона.
Глобальные интеграционные проблемы Кавказа в последние годы связаны с появлением здесь независимых государств, с наличием в регионе нефтегазовых ресурсов стратегического значения и поиска путей вывоза этих богатств на мировой рынок.
Как известно, занимающий выгодное геостратегическое положение между Каспийским, Чёрным и Азовским морями, располагающийся на пересечении магистральных направлений запад-восток и север-юг, обладающий прекрасными курортно-рекреационными ресурсами и в последние годы выявленные нефтегазовые месторождения мирового значения, превратили Кавказско-Каспийский регион в центр столкновения интересов крупных государств современного мира. И в этом столкновении ослабление положения Азербайджана в какой-либо позиции может привести к опасным последствиям в целом для Кавказа и Среднеазиатского региона, так как географическое пространство, где расположен Азербайджан, является по своему значению геостратегическим опорным пунктом, «Азербайджан можно назвать жизненно важной «пробкой», контролирующей доступ к «бутылке» с богатствами Каспийского бассейна и Средней Азии». (15... стр.155). Поэтому крупные государства мира стараются сохранить под своим контролем этот важный геостратегический центр.
С территории Азербайджана берут свое начало нефте- и газопроводы (Баку-Джейхан и Баку-Арзурум) для дружественной нам Турции, и этим оказывает положительное воздействие на экономику и политику молодых суверенных государств Южного Кавказа и Средней Азии. Такими действиями Азербайджан препятствует проникновению не дружественных нам государств в эти регионы и поэтому подвергается с их стороны сильному давлению. Иран опасается того, что укрепление и развитие Азербайджанского государства может усилить сепаратическое настроение и стремление этнических азербайджанцев, которые здесь проживают. Ревность Ирана не ограничена только Азербайджаном.
Указанные факторы играют не последнюю роль в продолжении оккупации азербайджанских земель со стороны Армении. Конечно, сюда входят и другие факторы, как, например, не пускать Европу и Турцию в Кавказский и Среднеазиатский регионы.
Первой начатая Арменией политика оккупации, терроризма и сепаратизма, стала причиной превращения всего региона в центр конфликта.
Кровавые конфликты, большие человеческие жертвы, экономические разрушения, терроризм, блокады и т. д. первоначально были подготовлены и претворены в жизнь армянскими сепаратистами в Нагорном Гарабахе, а затем перебрасывались в Абхазию, Приднестровье, а сейчас на Северный Кавказ.
Продолжение конфликта сильно препятствует сотрудничеству стран Кавказского региона с экономическими и демократическими структурами Европы. При том Армения,, обладающая возможностью бесконтрольно пользоваться военной базой зарубежного государства (Россия).
С территории Азербайджана берут свое начало нефте- и газопроводы (Баку-Джейхан и Баку-Арзурум) для дружественной нам Турции, и этим оказывает положительное воздействие на экономику и политику молодых суверенных государств Южного Кавказа и Средней Азии. Такими действиями Азербайджан препятствует проникновению не дружественных нам государств в эти регионы и поэтому подвергается с их стороны сильному давлению. Иран опасается того, что укрепление и развитие Азербайджанского государства может усилить сепаратическое настроение и стремление этнических азербайджанцев, которые здесь проживают. Ревность Ирана не ограничена только Азербайджаном.
Указанные факторы играют не последнюю роль в продолжении оккупации азербайджанских земель со стороны Армении. Конечно, сюда входят и другие факторы, как, например, не пускать Европу и Турцию в Кавказский и Среднеазиатский регионы.
Первой начатая Арменией политика оккупации, терроризма и сепаратизма, стала причиной превращения всего региона в центр конфликта.
Кровавые конфликты, большие человеческие жертвы, экономические разрушения, терроризм, блокады и т. д. первоначально были подготовлены и претворены в жизнь армянскими сепаратистами в Нагорном Гарабахе, а затем перебрасывались в Абхазию, Приднестровье, а сейчас на Северный Кавказ.
Продолжение конфликта сильно препятствует сотрудничеству стран Кавказского региона с экономическими и демократическими структурами Европы. При том Армения,, обладающая возможностью бесконтрольно пользоваться военной базой зарубежного государства (Россия).
Создает угрозу не только для Кававказских стран, но и для глобальных связей Восток-Запад в целом. Проводимая Арменией политика агрессии может оставить её за пределами Кавказской экономической интеграции, а также усложнит претворение в жизнь крупномасштабных проектов, в реализации которых заинтересованы страны Южного Кавказа и Западные инвесторы. А из-за конфликтов в первую очередь пострадают Кавказские страны, в том числе и сама Армения.
В центре всех этих сложных геополитических процессов и экономических программ и проектов, осуществляемых на Юж. Кавказе, стоит Азербайджан, обладающий своим узловым транзитным положением и нефтегазовыми ресурсами. Видя эти преимущества и большой потенциал нашей страны, армянские агрессоры и их крупные покровители не хотят оставить Азербайджан свободным и стараются замедлить во что бы то ни стало его развитие, а также сохранить Азербайджан в пределах своего влияния. Это давление по отношению к Азербайджану тормозит развитие всего Юж. Кавказского региона.
Таким образом, освобождение от агрессии и экономическое возрождение Азербайджана послужит положительным толчком в развитии экономики всего региона, так как наша республика объединяет в себе основные водные и сухопутные дороги Юж. Кавказа, обладает такими важными для региона стратегическими ресурсами, как нефть и газ. Развитие внутренней интеграции Кавказа, выбор оптимальных и разветвлённых маршрутов транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) и проектируемый Север-Юг в этом деле может сыграть решающую роль.
Экономические отношения, которые могут быть построены между Кавказскими странами и их глубокая интеграция, обязательно принесет этим странам большую пользу.
В центре всех этих сложных геополитических процессов и экономических программ и проектов, осуществляемых на Юж. Кавказе, стоит Азербайджан, обладающий своим узловым транзитным положением и нефтегазовыми ресурсами. Видя эти преимущества и большой потенциал нашей страны, армянские агрессоры и их крупные покровители не хотят оставить Азербайджан свободным и стараются замедлить во что бы то ни стало его развитие, а также сохранить Азербайджан в пределах своего влияния. Это давление по отношению к Азербайджану тормозит развитие всего Юж. Кавказского региона.
Таким образом, освобождение от агрессии и экономическое возрождение Азербайджана послужит положительным толчком в развитии экономики всего региона, так как наша республика объединяет в себе основные водные и сухопутные дороги Юж. Кавказа, обладает такими важными для региона стратегическими ресурсами, как нефть и газ. Развитие внутренней интеграции Кавказа, выбор оптимальных и разветвлённых маршрутов транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) и проектируемый Север-Юг в этом деле может сыграть решающую роль.
Экономические отношения, которые могут быть построены между Кавказскими странами и их глубокая интеграция, обязательно принесет этим странам большую пользу.
Другой важной проблемой является социально-экономическая и экологическая реабилитация оккупированных районов. Следует заранее разрабатывать комплекс основных мероприятий для реабилитационных работ.
Армения, которая оккупировала 20% территории Азербайджана, нанесла большой ущерб экологии, водным источникам, экономике и населению нашей республики, должна компенсировать нанесенный ущерб. Конечно, надо также расчитывать на помощь в деле реабилитационных работ на мировые гуманитарные организации, банки, на страны-доноры и другие.
В последние годы правительство Азербайджана начало подготавливать и претворять в жизнь крупные проекты, связанные с улучшением социальных и жилищных условий беженцев. Для претворения в жизнь этих проектов государство вынуждено выделять огромные суммы из своих ограниченных бюджетных средств.
Для проведения восстановительных работ на освобождённых и понёсших урон территориях Гарабаха бывшим президентом Азербайджанской Республики Г. А. Алиевым был издан указ от 12 июля 1996 года о создании «Государственной комиссии по восстановлению и перестройке территории». Эта комиссия со временем будет заниматься восстановлением и перестройкой территорий, находящихся под оккупацией, после их освобождения. Финансирование восстановительных работ, пострадавших в результате агрессии территорий Азербайджана производится такими авторитетными международными организациями как ООН и ЕС, а также Всемирным Банком, Исламским Банком Развития и отдельными странами-донорами.
Программа восстановления сейчас охватывает 15 районов и 5,6 тыс. кв.км территорий, находящихся под контролем Азербайджана. Общая стоимость программы составляет 117,7 млн. долларов США, из которых 47 млн. получены в виде грантов.
По имеющейся информации, до сегодняшнего дня (май 2002 года) в освобождённых 22-х населённых пунктах Физулинского района восстановлено 2200 домов, построено 19 средних школ на 7200 учебных мест, две больницы, 10 сельских медицинских пунктов и амбулатория, 1 аптека, 2 подстанции, Миль-Муганское водохранилище, 4 насосные станции, 15 артезианских колодцев, водопроводы.
Насосная станция Хындырыстан Агджабединского района обойдётся в 570 тыс. евро и будет орошать территорию 5 тыс. га. В связи с прекращением в прежних объемах помощи со стороны международных гуманитарных организаций, Президентом Азербайджанской Республики от 15 августа 2001 года было дано указание об оказании беженцам и вынужденным переселенцам ежемесячной продовольственной помощи в размере 901 млн. манатов. На обустройство жилья для беженцев Постановлением Президента Азербайджанской Республики выделено 85 млрд. манатов.
В указе от 24 ноября 2003 года президента Ильхама Алиева о мерах по ускорению социально - экономического развития в Азербайджанской Республике специальным пунктом предусматривается строительства временных поселков и жилых домов для беженцев и вынужденных пере-селенцов ныне проживающих в палаточных городках. С целью улучшения их деловий жизни и повышения занятости дано указание в месячный срок подгоовить специальную государственную программу.
Работы по очистке территорий от мин будут продолжены.
Поселки, которые будут построены, предназначены для беженцев и в дальнейшем останутся у них. Поэтому обеспечение безопасности этих поселков должно считаться важной проблемой. Это связано с тем, что еще в 1990-1992 годах за короткое время был построен красивый город Ходжалы в Нагорном Гарабахе. Но из-за того, что не была организована защита этого города, он был оккупирован армянами и превращен в пепелище. Население этого города было уничтожено, произошла «Ходжалинская трагедия».
Поэтому при создании новых поселков надо твердо решать проблему их безопасности. А для этого надо все внимание направить на освобождение районов Азербайджана от армянской агрессии. Только тогда страна, ее города и села могут навсегда избавиться от зарубежной опасности.
Как видно из этих перечисленных мероприятий, все проектов по реабилитации оккупированных и прифронтовых территорий требуются огромные затраты, что падает на плечи нынешнего и будущего поколений нашего народа. Эти затраты можно отнести также к категории «нанесенный ущерб в результате армянской агрессии». Огромные затраты потребуются на организацию новых рабочих мест в районах и пунктах, где проживают вынужденные переселенцы. Следует разрабатывать различные проекты по организации их занятости. Освоение новых орошаемых земель, создание инфраструктуры, в этих местах являются наиболее капиталоемкими.
Таким образом, создание минимума необходимых условий для жизни и занятости беженцев и вынужденных переселенцев, требует от государства крупных затрат.
Армения, которая оккупировала 20% территории Азербайджана, нанесла большой ущерб экологии, водным источникам, экономике и населению нашей республики, должна компенсировать нанесенный ущерб. Конечно, надо также расчитывать на помощь в деле реабилитационных работ на мировые гуманитарные организации, банки, на страны-доноры и другие.
В последние годы правительство Азербайджана начало подготавливать и претворять в жизнь крупные проекты, связанные с улучшением социальных и жилищных условий беженцев. Для претворения в жизнь этих проектов государство вынуждено выделять огромные суммы из своих ограниченных бюджетных средств.
Для проведения восстановительных работ на освобождённых и понёсших урон территориях Гарабаха бывшим президентом Азербайджанской Республики Г. А. Алиевым был издан указ от 12 июля 1996 года о создании «Государственной комиссии по восстановлению и перестройке территории». Эта комиссия со временем будет заниматься восстановлением и перестройкой территорий, находящихся под оккупацией, после их освобождения. Финансирование восстановительных работ, пострадавших в результате агрессии территорий Азербайджана производится такими авторитетными международными организациями как ООН и ЕС, а также Всемирным Банком, Исламским Банком Развития и отдельными странами-донорами.
Программа восстановления сейчас охватывает 15 районов и 5,6 тыс. кв.км территорий, находящихся под контролем Азербайджана. Общая стоимость программы составляет 117,7 млн. долларов США, из которых 47 млн. получены в виде грантов.
По имеющейся информации, до сегодняшнего дня (май 2002 года) в освобождённых 22-х населённых пунктах Физулинского района восстановлено 2200 домов, построено 19 средних школ на 7200 учебных мест, две больницы, 10 сельских медицинских пунктов и амбулатория, 1 аптека, 2 подстанции, Миль-Муганское водохранилище, 4 насосные станции, 15 артезианских колодцев, водопроводы.
Насосная станция Хындырыстан Агджабединского района обойдётся в 570 тыс. евро и будет орошать территорию 5 тыс. га. В связи с прекращением в прежних объемах помощи со стороны международных гуманитарных организаций, Президентом Азербайджанской Республики от 15 августа 2001 года было дано указание об оказании беженцам и вынужденным переселенцам ежемесячной продовольственной помощи в размере 901 млн. манатов. На обустройство жилья для беженцев Постановлением Президента Азербайджанской Республики выделено 85 млрд. манатов.
В указе от 24 ноября 2003 года президента Ильхама Алиева о мерах по ускорению социально - экономического развития в Азербайджанской Республике специальным пунктом предусматривается строительства временных поселков и жилых домов для беженцев и вынужденных пере-селенцов ныне проживающих в палаточных городках. С целью улучшения их деловий жизни и повышения занятости дано указание в месячный срок подгоовить специальную государственную программу.
Работы по очистке территорий от мин будут продолжены.
Поселки, которые будут построены, предназначены для беженцев и в дальнейшем останутся у них. Поэтому обеспечение безопасности этих поселков должно считаться важной проблемой. Это связано с тем, что еще в 1990-1992 годах за короткое время был построен красивый город Ходжалы в Нагорном Гарабахе. Но из-за того, что не была организована защита этого города, он был оккупирован армянами и превращен в пепелище. Население этого города было уничтожено, произошла «Ходжалинская трагедия».
Поэтому при создании новых поселков надо твердо решать проблему их безопасности. А для этого надо все внимание направить на освобождение районов Азербайджана от армянской агрессии. Только тогда страна, ее города и села могут навсегда избавиться от зарубежной опасности.
Как видно из этих перечисленных мероприятий, все проектов по реабилитации оккупированных и прифронтовых территорий требуются огромные затраты, что падает на плечи нынешнего и будущего поколений нашего народа. Эти затраты можно отнести также к категории «нанесенный ущерб в результате армянской агрессии». Огромные затраты потребуются на организацию новых рабочих мест в районах и пунктах, где проживают вынужденные переселенцы. Следует разрабатывать различные проекты по организации их занятости. Освоение новых орошаемых земель, создание инфраструктуры, в этих местах являются наиболее капиталоемкими.
Таким образом, создание минимума необходимых условий для жизни и занятости беженцев и вынужденных переселенцев, требует от государства крупных затрат.
12. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОККУПИРОВАННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНАХ АЗЕРБАЙДЖАНА
12.1. Бывшая Нагорно-Гарабахская Автономная Область.
Город СТЕПАНАКЕРТ (историческое название «ХАНКЕНДИ»).
В 1923 году город Ханкенди в честь большевика Степана Шаумяна был переименован в Степанакерт. Это еще раз подтверждает то, как многие годы на территории Нагорного-Гарабаха древние азербайджанские топонимы заменялись армянскими топонимами. Площадь Степанакерта с одноименным районом 926 км2, население 57 тыс. человек (на 1 января 1989 года). (Рис.8)
Комментарии
Отправить комментарий