ОПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ ОГПУ СССР
ОПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ ОГПУ СССР
20 мая 2005
Согласно приказу ОГПУ СССР N 122/44 от 25 февраля 1924 года на основе объединения пограничных оперативных органов и пограничных войск было образовано Управление пограничных отрядов, в составе которых наряду с различными подразделениями были созданы секретно-оперативные части (СОЧ).
Согласно приказу ОГПУ СССР N 122/44 от 25 февраля 1924 года на основе объединения пограничных оперативных органов и пограничных войск было образовано Управление пограничных отрядов, в составе которых наряду с различными подразделениями были созданы секретно-оперативные части (СОЧ).
Согласно приказу ОГПУ СССР N 122/44 от 25 февраля 1924 года на основе объединения пограничных оперативных органов и пограничных войск было образовано Управление пограничных отрядов, в составе которых наряду с различными подразделениями были созданы секретно-оперативные части (СОЧ). Отдельные роты пограничных войск были слиты с пограничными особыми постами и образованы комендатуры пограничных участков. Пограничные заставы стали основными войсковыми подразделениями охраны границы, а СОЧ пограничных отрядов и комендатур - основными оперативными подразделениями, охранявшими границу оперативными средствами. В целом завершилось организационное воплощение принципа сочетания в охране государственной границы средств и методов оперативной и войсковой деятельности.
Реорганизация положительно отразилась на результатах деятельности оперативных органов пограничной охраны. Только в 1924 году они совместно с войсковыми частями погранохраны уничтожили более 50 главарей и 3 000 рядовых бандитов, захватили и арестовали 229 главарей и 8 463 рядовых бандитов, добровольно, сдались 221 главарь и 2 361 рядовой бандит. В ходе проведения чекистско-войсковых операций было захвачено 36 пулеметов, 1 776 револьверов, 23 308 винтовок и обрезов, 193 бомбы1.
Оперативную работу сотрудники СОЧ вели под руководством КРО ОГПУ. Они принимали участие в задержании Б. В. Савинкова. В ходе проведения операции "Трест" финской разведке был подставлен на вербовку в качестве коменданта "окна" на границе начальник заставы Т.Вяхя (И.Петров). Финалом его полуторагодовой работы явился вывод через "окно" на советскую территорию начальника восточного отдела разведки Великобритании Сиднея Д.Рейли.
Значительные усилия оперативные органы погранохраны направляли на борьбу с контрабандной деятельностью, которая являлась удобным средством маскировки работы иностранных разведок. На Всесоюзном совещании начальников частей пограничной охраны 26 апреля 1925 года отмечалось, что "поляки, латыши, эстонцы проводят всю пограничную и тыловую (глубинную) разведку и контрразведку через контрабандистов, которые за право перехода границы обязуются работать на иностранные разведки и контрразведки"2. В те годы установить грань между контрабандой и шпионажем было практически не возможно, ибо "шпион и контрабандист в большинстве случаев есть одно и то же лицо..."3. 80 процентов шпионов, задержанных при переходе границы, прикрывались контрабандой деятельностью. Разведки Польши, Латвии и Эстонии в ближайших у советской границы деревнях, хуторах и имениях организовывали кооперативы, фирмы, концессии, которые являлись явочными квартирами для шпионов, возвратившихся с советской территории и отправлявшихся туда с заданиями. Офицеры 2 отдела Генштаба польской армии и латвийского Генерального штаба опрашивали и вербовали контрабандистов, платили за работу дефицитным товаром. Кроме того, польская разведка активно использовала контрабандистов как переправщиков агентуры на советскую территорию.
Поиск оптимальных вариантов привел к очередной реорганизации - к слиянию пограничного и войскового управления в центре и округах. Приказом ОГПУ N 229 от 6 ноября 1926 года Отдел пограничной охраны и Главная инспекция войск ОГПУ объединились в Главное управление погранохраны и войск ОГПУ (ГУПОиВ ОГПУ). Объединялись и управления погранохраны и окружные инспекции войск полномочных представительств ОГПУ. Руководство оперативной работой пограничных отрядов и контрольно-пропускных пунктов осуществлялось органами ОГПУ. Конечно, пограничная охрана приняла более стройную систему организации, однако зависимость в оперативном отношении от органов ОГПУ мешала эффективному решению задач в интересах охраны границы. Положение об охране границы, утвержденное ЦИК и СНК СССР 15 июня 1927 года закрепило происшедшие изменения и накопленный оперативный опыт.
С середины 1920-х и до середины 1930-х годов оперативные подразделения пограничной охраны структурно были построены следующим образом. Первичным звеном, ведущим оперативную работу, по-прежнему оставалась пограничная застава. Начальник заставы в пределах своего участка был ответственен за "политическую и экономическую охрану границы, борьбу со всякого рода проявлениями внутреннего и диверсионного бандитизма и за обеспечение революционного порядка"4. Для выполнения задач он имел осведомительную сеть, работавшую или по линии пограничной, или выполнявшей также и задания секретно-политического отдела территориального органа ОГПУ. В последнем случае зачастую сужалось поле для выполнения основной задачи оперативной работы начальника заставы, связанной с охраной государственной границы СССР.
Следующим звеном была пограничная комендатура, которая в своем составе имела секретно-оперативную часть, возглавлявшуюся помощником коменданта по СОЧ. Комендатура осуществляла оперативную деятельность в двадцатидвухкилометровой пограничной полосе и контролировала оперативную работу погранзастав. На некоторые комендатуры на азиатском участке границы было возложено контрразведывательное обеспечение личного состава подразделений. Оперсостав комендатуры обеспечивал осведомление о населенных пунктах и допускался к ведению разведывательной работы.
В пограничных районах оперработу вели оперативные органы погранохраны и территориальные органы ОГПУ. В 1931 году были приняты положения "Об оперативных секторах", "О городских и районных отделениях", "О районных уполномоченных". Согласно первому положению, оперативные сектора фактически заменили окружные отделы ОГПУ и создавались путем "слияния" управлений погранотрядов и комендатур с райотделами ОГПУ. В пограничных районах они подчинялись пограничным отрядам за некоторым исключением. В частности, в справке об организации охраны границы и функциях подразделений пограничной охраны от 1 марта 1933 года говорилось: "Мы имеем ряд отрядов, являющихся оперативными секторами в отношении погранрайонов, составляющих своей непосредственно приграничной частью участок отряда"5. Во многих крупных населенных пунктах пограничных районов имелись машинно-тракторные станции, в которые на должности заместителей начальников политотделов назначались сотрудники ОГПУ. Параллелизм в работе выявил недостатки в оперативной работе по охране госграницы. Не была определена организация оперработы в населенных пунктах в пределах 7,5-километровой пограничной полосы, которые также обслуживались заместителями начальников политотделов МТС.
Таким образом, в начале 1930-х годов на границе создалось положение, когда пограничные отряды и комендатуры стали средством решения задач, возложенных на оперативные секторы. Это явилось существенным шагом назад в деле изыскания эффективных способов охраны госграницы. Из-за ошибочных мероприятий по объединению пограничной охраны и ее оперативных органов с территориальными органами ОГПУ в оперативные секторы возникла проблемная ситуация, которую необходимо было разрешать. В ПП ОГПУ вопросы войсковой охраны границы решались слабо, обозначились тенденции обособления оперативных органов от войскового компонента.
В 1934 году в связи с образованием НКВД СССР погранохрана и внутренние войска выходят из подчинения органов госбезопасности. Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ было переименовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД (ГУПВО НКВД). В составе Главка оказались и войска по охране железнодорожных сооружений, особо важных промышленных предприятий, конвойные войска, а также учреждения военного снабжения и военного строительства. Множество разнообразных функций, возложенных на одно ведомство, не способствовало эффективной охране государственной границы. В результате сложилось положение, при котором начальники оперативных отделов ГУГБ без ведома начальников войск пограничных округов стали отдавать распоряжения о проведении тех или иных мероприятий на границе. Начальники же управлений войск округов, изолированные от агентурно-оперативной работы и не располагавшие никакими оперативными данными, отвечали за охрану государственной границы, а начальники оперативных отделов НКВД, владевшие оперативной информацией, получаемой от агентурного аппарата, никакой ответственности за охрану границы не несли. В ряде случаев управления НКВД передавали обязанности своих районных отделений пограничным отрядам, а штатную численность, положенную для райотделений, использовали в аппаратах оперативных отделов управлений.
Указанные меры отрицательно сказались на надежности охраны границы, в связи с чем в декабре 1934 года ГУПВО вышло с предложениями по улучшению руководства охраной границы и оперативной работы, однако реорганизация оперативных органов пограничной охраны была проведена лишь в конце 1930-х годов.
Реорганизация положительно отразилась на результатах деятельности оперативных органов пограничной охраны. Только в 1924 году они совместно с войсковыми частями погранохраны уничтожили более 50 главарей и 3 000 рядовых бандитов, захватили и арестовали 229 главарей и 8 463 рядовых бандитов, добровольно, сдались 221 главарь и 2 361 рядовой бандит. В ходе проведения чекистско-войсковых операций было захвачено 36 пулеметов, 1 776 револьверов, 23 308 винтовок и обрезов, 193 бомбы1.
Оперативную работу сотрудники СОЧ вели под руководством КРО ОГПУ. Они принимали участие в задержании Б. В. Савинкова. В ходе проведения операции "Трест" финской разведке был подставлен на вербовку в качестве коменданта "окна" на границе начальник заставы Т.Вяхя (И.Петров). Финалом его полуторагодовой работы явился вывод через "окно" на советскую территорию начальника восточного отдела разведки Великобритании Сиднея Д.Рейли.
Значительные усилия оперативные органы погранохраны направляли на борьбу с контрабандной деятельностью, которая являлась удобным средством маскировки работы иностранных разведок. На Всесоюзном совещании начальников частей пограничной охраны 26 апреля 1925 года отмечалось, что "поляки, латыши, эстонцы проводят всю пограничную и тыловую (глубинную) разведку и контрразведку через контрабандистов, которые за право перехода границы обязуются работать на иностранные разведки и контрразведки"2. В те годы установить грань между контрабандой и шпионажем было практически не возможно, ибо "шпион и контрабандист в большинстве случаев есть одно и то же лицо..."3. 80 процентов шпионов, задержанных при переходе границы, прикрывались контрабандой деятельностью. Разведки Польши, Латвии и Эстонии в ближайших у советской границы деревнях, хуторах и имениях организовывали кооперативы, фирмы, концессии, которые являлись явочными квартирами для шпионов, возвратившихся с советской территории и отправлявшихся туда с заданиями. Офицеры 2 отдела Генштаба польской армии и латвийского Генерального штаба опрашивали и вербовали контрабандистов, платили за работу дефицитным товаром. Кроме того, польская разведка активно использовала контрабандистов как переправщиков агентуры на советскую территорию.
Поиск оптимальных вариантов привел к очередной реорганизации - к слиянию пограничного и войскового управления в центре и округах. Приказом ОГПУ N 229 от 6 ноября 1926 года Отдел пограничной охраны и Главная инспекция войск ОГПУ объединились в Главное управление погранохраны и войск ОГПУ (ГУПОиВ ОГПУ). Объединялись и управления погранохраны и окружные инспекции войск полномочных представительств ОГПУ. Руководство оперативной работой пограничных отрядов и контрольно-пропускных пунктов осуществлялось органами ОГПУ. Конечно, пограничная охрана приняла более стройную систему организации, однако зависимость в оперативном отношении от органов ОГПУ мешала эффективному решению задач в интересах охраны границы. Положение об охране границы, утвержденное ЦИК и СНК СССР 15 июня 1927 года закрепило происшедшие изменения и накопленный оперативный опыт.
С середины 1920-х и до середины 1930-х годов оперативные подразделения пограничной охраны структурно были построены следующим образом. Первичным звеном, ведущим оперативную работу, по-прежнему оставалась пограничная застава. Начальник заставы в пределах своего участка был ответственен за "политическую и экономическую охрану границы, борьбу со всякого рода проявлениями внутреннего и диверсионного бандитизма и за обеспечение революционного порядка"4. Для выполнения задач он имел осведомительную сеть, работавшую или по линии пограничной, или выполнявшей также и задания секретно-политического отдела территориального органа ОГПУ. В последнем случае зачастую сужалось поле для выполнения основной задачи оперативной работы начальника заставы, связанной с охраной государственной границы СССР.
Следующим звеном была пограничная комендатура, которая в своем составе имела секретно-оперативную часть, возглавлявшуюся помощником коменданта по СОЧ. Комендатура осуществляла оперативную деятельность в двадцатидвухкилометровой пограничной полосе и контролировала оперативную работу погранзастав. На некоторые комендатуры на азиатском участке границы было возложено контрразведывательное обеспечение личного состава подразделений. Оперсостав комендатуры обеспечивал осведомление о населенных пунктах и допускался к ведению разведывательной работы.
В пограничных районах оперработу вели оперативные органы погранохраны и территориальные органы ОГПУ. В 1931 году были приняты положения "Об оперативных секторах", "О городских и районных отделениях", "О районных уполномоченных". Согласно первому положению, оперативные сектора фактически заменили окружные отделы ОГПУ и создавались путем "слияния" управлений погранотрядов и комендатур с райотделами ОГПУ. В пограничных районах они подчинялись пограничным отрядам за некоторым исключением. В частности, в справке об организации охраны границы и функциях подразделений пограничной охраны от 1 марта 1933 года говорилось: "Мы имеем ряд отрядов, являющихся оперативными секторами в отношении погранрайонов, составляющих своей непосредственно приграничной частью участок отряда"5. Во многих крупных населенных пунктах пограничных районов имелись машинно-тракторные станции, в которые на должности заместителей начальников политотделов назначались сотрудники ОГПУ. Параллелизм в работе выявил недостатки в оперативной работе по охране госграницы. Не была определена организация оперработы в населенных пунктах в пределах 7,5-километровой пограничной полосы, которые также обслуживались заместителями начальников политотделов МТС.
Таким образом, в начале 1930-х годов на границе создалось положение, когда пограничные отряды и комендатуры стали средством решения задач, возложенных на оперативные секторы. Это явилось существенным шагом назад в деле изыскания эффективных способов охраны госграницы. Из-за ошибочных мероприятий по объединению пограничной охраны и ее оперативных органов с территориальными органами ОГПУ в оперативные секторы возникла проблемная ситуация, которую необходимо было разрешать. В ПП ОГПУ вопросы войсковой охраны границы решались слабо, обозначились тенденции обособления оперативных органов от войскового компонента.
В 1934 году в связи с образованием НКВД СССР погранохрана и внутренние войска выходят из подчинения органов госбезопасности. Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ было переименовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД (ГУПВО НКВД). В составе Главка оказались и войска по охране железнодорожных сооружений, особо важных промышленных предприятий, конвойные войска, а также учреждения военного снабжения и военного строительства. Множество разнообразных функций, возложенных на одно ведомство, не способствовало эффективной охране государственной границы. В результате сложилось положение, при котором начальники оперативных отделов ГУГБ без ведома начальников войск пограничных округов стали отдавать распоряжения о проведении тех или иных мероприятий на границе. Начальники же управлений войск округов, изолированные от агентурно-оперативной работы и не располагавшие никакими оперативными данными, отвечали за охрану государственной границы, а начальники оперативных отделов НКВД, владевшие оперативной информацией, получаемой от агентурного аппарата, никакой ответственности за охрану границы не несли. В ряде случаев управления НКВД передавали обязанности своих районных отделений пограничным отрядам, а штатную численность, положенную для райотделений, использовали в аппаратах оперативных отделов управлений.
Указанные меры отрицательно сказались на надежности охраны границы, в связи с чем в декабре 1934 года ГУПВО вышло с предложениями по улучшению руководства охраной границы и оперативной работы, однако реорганизация оперативных органов пограничной охраны была проведена лишь в конце 1930-х годов.
1. Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных войск СССР. М., 1983. С.73.
2. Из истории советских пограничных войск 1921-1927 гг. Документы и материалы. М., 1971. С.455.
3. Пограничные войска СССР 1918-1928. Сб. документов и материалов. М., 1973. С.84.
4. Из истории советских пограничных войск. С.541.
5. Там же. С.542.
2. Из истории советских пограничных войск 1921-1927 гг. Документы и материалы. М., 1971. С.455.
3. Пограничные войска СССР 1918-1928. Сб. документов и материалов. М., 1973. С.84.
4. Из истории советских пограничных войск. С.541.
5. Там же. С.542.
НКВД-РККА
Комментарии
Отправить комментарий