ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ РОССИИ ТРЕБУЮТ УСКОРЕННОГО УКРЕПЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ


Границе - новый облик

// Борис Юрьев


В Пянджском погранотряде этнические таджики несут службу под командованием российских офицеров. 
Фото Виктора ХЛЫСТУНА


ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ РОССИИ ТРЕБУЮТ УСКОРЕННОГО УКРЕПЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ


На Всероссийском совещании руководящего состава органов Федеральной службы безопасности России, посвященном вопросам пограничной деятельности, подчеркивалось, что пограничникам при поддержке государства нужно существенно повысить качество охраны границы и наладить достойные социально-бытовые условия жизни для тех, кто эту границу призван защищать. Что делается для этого в Пограничной службе?
{{direct_hor}}
ОТ ВОЙСКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ К СИСТЕМЕ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ

В результате проведенного анализа угроз безопасности России в пограничной сфере, которые носят преимущественно невоенный характер, определены новые подходы к организации Погранслужбы. В борьбе с трансграничной преступностью применение войсковых форм и способов действий признано малоэффективным и затратным. Поэтому основные усилия сегодня сосредоточены на формировании принципиально новой системы органов, способных эффективно решать задачи по нейтрализации противоправной деятельности, на основе приведения их структуры, состава и численности в соответствие с решаемыми задачами и возможностями ресурсного обеспечения.

Осуществляется переход от войскового, экстерриториального, к территориальному построению Пограничной службы. В настоящее время уже сформированы региональные погрануправления по федеральным округам, а в приграничных субъектах РФ начато развертывание соответствующих управлений ФСБ России.

Для охраны морских направлений в Погранслужбе создается береговая охрана как комплексная система охраны морского пограничного пространства и побережья России. На нее возлагаются задачи по борьбе с расхищением морских богатств, противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия. Дополнительно на органы береговой охраны предполагается возложить задачи по спасению на море, а также экологическому контролю в морских прибрежных районах.

Для придания границе современного облика осуществляются меры по совершенствованию системы пропуска лиц, транспортных средств, товаров и грузов. В этих целях проводятся мероприятия по оптимизации количества пропускных пунктов, а также контрольных органов; модернизируется технологический процесс проведения контрольно-проверочных мероприятий; оптимизируется порядок финансирования строительства и оборудования пунктов пропуска; предусматриваются создание технических средств пограничного контроля нового поколения, создание и внедрение общегосударственной автоматизированной системы контроля машиночитаемых паспортно-визовых документов.

В целях сокращения количества контрольных органов в пунктах пропуска достигнута договоренность с МВД России о закреплении за пограничными органами функции иммиграционного контроля в пунктах пропуска. Подготовлены предложения в правительство Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Ведутся работы по ускорению процедуры осуществления всех видов контроля российских судов, занятых промыслом в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Начата переработка нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты и охраны государственной границы. Действующий в настоящее время закон "О государственной границе Российской Федерации" был принят еще в период действия Конституции 1978 г., т. е. в совершенно иных правовых, политических и социально-экономических условиях.

В связи с этим разработан проект федерального закона "О статусе и защите государственной границы Российской Федерации", который призван раскрыть положения 71-й статьи Конституции РФ.

КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ - СВОЙ ПОДХОД

Формирование пограничных органов будет проводиться поэтапно, с учетом обстановки, складывающейся на различных участках государственной границы.

Так, на границе с Грузией и Азербайджаном осуществляются меры по усилению охраны границы за счет наращивания оперативного и инженерно-технического потенциала, формирования мобильных резервов специального назначения. Развернуты работы по развитию пограничной инфраструктуры.

На границе с Казахстаном и Украиной основу системы охраны составят действия погранорганов по прикрытию преимущественно оперативными силами, средствами и методами, которые будут дополняться действиями подразделений специального назначения по реализации оперативной информации.

На российско-казахстанском участке планируются развитие пограничной инфраструктуры и ее обустройство, наращивание сил и средств за счет сокращения численности органов Арктического, Северо-Западного и Северо-Восточного регионов, пограничной группировки в Таджикистане.

На границе с Китаем и КНДР предполагается на данном этапе сохранить существующую систему охраны. В последующем осуществить поэтапный переход от войсковой основы к охране границы преимущественно оперативными силами, средствами и методами в сочетании с действиями мобильных резервов по получаемой информации.

На границе с Норвегией, Финляндией, Польшей, государствами Балтии и Монголией осуществляется последовательный переход к охране преимущественно оперативными силами, средствами и методами.

ОБУСТРОЙСТВО - ДЕЛО НЕПРОСТОЕ

ФСБ России проведена инвентаризация пограничной инфраструктуры, которая показала, что в течение последних 10 лет каких-либо серьезных мероприятий по ее обустройству фактически не проводилось. При этом основная нагрузка по службе легла на людей, которые охраняют границу в неприспособленных условиях.

Ситуация, скажем прямо, сложилась критическая. В числе ныне действующих пограничных застав более 7% построены в XIX - начале XX в. (самая "древняя" застава 1829 года постройки). Около 9% застав построены в 50-е гг. прошлого столетия. Основная масса строилась в 70-80-е гг. и давно уже не отвечает современным требованиям.

В настоящее время с учетом новых подходов к охране границы доработан "Комплексный план усиления охраны и обустройства государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе на 2003-2006 гг." и федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)".

Целью программы являются обустройство к 2011 г. участков госграницы в Северо-Кавказском регионе, с Республикой Казахстан, Украиной, странами Балтии и формирование на этих участках современной системы защиты и охраны, обеспечивающей национальные интересы Российской Федерации.

Условно весь объем работ по обустройству можно разделить на три части. 

Первая - бытовая. Она касается условий службы и быта самих пограничников. Для этого планируется построить более 400 городков для пограничных застав и пограничных отрядов, пограничных управлений.

Значительные объемы финансирования будут направлены на строительство служебного жилья. Кстати, условия службы и жизни будут самые хорошие. Казармы становятся вчерашним днем пограничника. На новых заставах строят общежития с проживанием по два-три, максимум четыре человека в комнате. На каждые две комнаты предусматриваются душ и туалет, на каждую - телевизор. Для офицеров и прапорщиков, естественно, построят квартиры.

Вторая часть - связь. Любой, кто служил на границе, знает: с ней всегда были самые большие проблемы. Теперь же в региональных пограничных управлениях появятся единые информационно-телекоммуникационные системы, что-то вроде своего закрытого "пограничного Интернета". Для этого в регионах будет развернуто необходимое количество станций и узлов космической связи. Благодаря им, видеокамеры непосредственно с линии государственной границы смогут передать картинку в реальном времени в региональное управление и даже в специальный технический центр на Лубянку.

Третья часть - технические средства охраны границы и инженерные сооружения. На смену колючей проволоке приходят высокие технологии - видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные системы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей. В декабре 2004 г. на погранзаставах Северного Кавказа началась установка оборудования космической связи.

Технические средства охраны границы обновляются, но возникает проблема: за современные приборы рискованно сажать солдата срочной службы, зачастую имеющего, как говорится, три класса образования. Доверить сложную технику можно только специалисту. С призывниками в этом плане сложно: только его обучишь, ему уже пора увольняться.

Выход из этой ситуации видится в переходе на контрактную основу комплектования. Сегодня в подразделениях, которые дислоцируются в Центральном, Приволжском, Уральском и, частично, в Сибирском и Южном федеральных округах, нет военнослужащих срочной службы.

В течение 2005 г. планируется сокращение срочной службы в Региональном пограничном управлении ФСБ России по Северо-Западному федеральному округу и на морских направлениях Арктического и Тихоокеанского регионов.

В рамках реализации "Федеральной целевой программы перехода в 2004-2007 гг. к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на профессиональной основе будет укомплектован ряд пограничных отрядов на Северном Кавказе.

В настоящее время организована работа с осуществлением практических мер по обустройству границы. В рамках реализации плана обустройства границы на Северном Кавказе для прикрытия ее сухопутного участка запланировано до конца 2006 г. построить здания для 7 пограничных отрядов, 72 пограничные заставы и учебный центр. Предстоит значительный объем работ по строительству объектов пограничной инфраструктуры (кабельные и воздушные линии связи, дороги, мосты, сооружения для визуального и технического наблюдения, вертолетные площадки, узлы связи).

Сейчас на этом направлении уже ведется строительство 38 пограничных застав. По мере готовности технической документации планируем начать строительство остальных объектов. Все заставы будут оснащены современными техническими средствами, позволяющими эффективно контролировать приграничную территорию. В этой связи разработана и внедряется современная модель погранзаставы.

Помимо Северного Кавказа, важнейшим направлением сосредоточения усилий является российско-казахстанский участок. В настоящее время там началась реорганизация деятельности Погранслужбы. Прежде всего, реорганизована система управления. Вместо одного регионального управления начато формирование трех региональных пограничных управлений по федеральным округам (Приволжскому, Уральскому и Сибирскому).

В каждом приграничном субъекте Российской Федерации формируются самостоятельные управления ФСБ России. Их основные силы и средства будут сосредоточены в пределах приграничных районов.

В целях повышения плотности охраны границы начато перераспределение сил и средств на казахстанское направление с других участков. Так, на границе с Норвегией, Финляндией, Польшей и государствами Балтии начат переход к оперативным способам охраны границы. Высвобождаемые при этом ресурсы направляются на усиление российско-казахстанского участка границы. К сожалению, этот процесс сдерживается из-за отсутствия на границе с Казахстаном необходимой инфраструктуры.

Для решения данной проблемы с 2005 г. начинается строительство объектов инфраструктуры на казахстанском направлении. Планируется построить 43 межрайонных отдела и 176 линейных отделений пограничной службы.
Борис ЮРЬЕВ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами