Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы


Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, как фактор их социальной адаптации

Диссертация и автореферат на тему «Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, как фактор их социальной адаптации». disserCat — научная электронная библиотека.

Автореферат

Диссертация

Артикул: 345151
Год: 
2008
Автор: 
Плещеев, Василий Валерьевич
Ученая cтепень: 
кандидат социологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
22.00.04
Специальность: 
Социальная структура, социальные институты и процессы
Количество cтраниц: 
217
Оглавление: 
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С
ГРАЖДАНАМИ, УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
§1. Роль социологического подхода к социальной работе как фактору социальной адаптации.
§2. Особенности социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы.
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ,
УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
§1. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы.
§2. Основные направления оптимизации социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы.
Введение: 
За последние десятилетия армия и флот Российского государства прошли через серьёзные испытания, находясь в центре сложных политических и социально-экономических процессов реформирования общественных отношений.
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба (Спецстрой России и др.), происходят масштабные мероприятия по реформированию различных родов войск и структурных подразделений, не отвечающих требованиям современного времени, которые направлены на улучшение и укрепление обороноспособности и безопасности нашего государства. Данные мероприятия сопровождаются увольнением из Вооружённых Сил значительного количества военнослужащих.
Сегодня, по данным военных комиссариатов, в Московской области проживает около одного миллиона граждан, которые служили в Вооруженных Силах, а также членов их семей. Из них около 400 тысяч человек проживает в военных городках.
Сегодня на учете состоит свыше 200 тысяч ветеранов военной службы - пенсионеров МО РФ, из них 35000 федеральных льготников, 26000 региональных льготников. При этом 89 000 человек не достигли 60 лет. Кроме того, ежегодно на воинский учет становятся около 10000 уволенных кадровых военнослужащих1.
Правительством Российской Федерации неоднократно принимались решения о сокращении численности Вооруженных Сил за сравнительно короткий период времени. В структуре населения России сформировалась социальная группа (т.е. граждане, уволенные с военной службы и члены их семей), представители которой остро нуждаются в серьёзной поддержке на различных уровнях жизнедеятельности.
1 Данные Военного комиссариата Московской области на март 2008 г.
Главная проблема, с которой сталкиваются данная категория россиян, — снижение качества жизни. Это означает отсутствие достаточного уровня удовлетворения их материальных и духовных потребностей (качество питания и одежды, комфортность жилища, уровень медицинского обслуживания, структура досуга, потребность в содержательном общении, творческом труде и т.д.)1.
Для большинства граждан, уволенных с военной службы, остро стоят проблемы адаптации к новым условиям жизнедеятельности. С одной стороны, многие военнослужащие перед увольнением в запас недостаточно чётко представляют себе, с какими трудностями им предстоит столкнуться, они не всегда бывают внутренне готовы к их преодолению. С другой стороны, сложная ситуация на российском рынке труда, отсутствие достаточного опыта и навыков работы в гражданских организациях у бывших военнослужащих обусловливают их социальную и профессиональную невостребованность. Невнимание к ним со стороны чиновников как федерального, так и регионального уровня делают их положение зачастую унизительным, что приводит к высокому уровню тревожности, эмоциональному дискомфорту, неадекватности самооценки и уровня притязаний тех, кто служил Отечеству.
В результате актуализируется весь комплекс проблем социальной адаптации этой категории населения в период перехода к гражданской жизни. Их решению подчинено относительно недавно сформировавшееся направление социальной работы, объектом которой выступают граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей. На сегодняшний день в первом приближении разработано нормативно-правовое и организационное обеспечение этого направления социальной работы; на территории РФ открываются Центры социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их
Павленок П.Д. Введение в профессию социальная работа: Краткий словарь терминов по социальной работе. М., 1998. С. 204. семей. Так, Правительством Московской области на основе нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня была разработана и в июне 2001 г. принята Концепция социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Московской области на 2001 - 2005 годы. В плане реализации этой Концепции в ноябре этого же года было создано государственное учреждение «Областной центр социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (далее - Центр САВ).
Однако на сегодняшний день число подобных учреждений пока невелико, зачастую они расположены в крупных городах центральных регионов России. Процесс формирования соответствующей инфраструктуры находится в стадии становления, ощущается недостаточность научно-теоретического и технологического обеспечения деятельности подобных центров, что объективно влияет на уровень адаптированности граждан, уволенных с военной службы.
Это, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования действующих и разработки новых форм социальной работы с рассматриваемой категорией граждан, чего нелегко добиться в сложившихся условиях рыночной экономики, при отрицательном отношении части общества, некоторых представителей молодёжи к службе в армии, к Вооружённым Силам вообще. В результате становятся актуальными вопросы оптимизации социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, выступающей фактором их адаптации к условиям жизнедеятельности в гражданской социальной среде. Степень научной разработанности проблемы Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, как вид профессиональной деятельности с каждым годом все более усложняется в силу происходящих в мире политических, экономических и социальных процессов. Задача социальной работы с этой категорией граждан - разрабатывать, оптимизировать и решать данные проблемы.
Современная теория и практика процесса социальной адаптации в рамках социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей представляет собой проблемное поле, которое требует комплексного изучения. Особое место в нём принадлежит социологическому подходу, который включает в себя: теоретико-методологическое осмысление проблем становления, развития и функционирования общества, осуществлённое классиками мировой социологической мысли: М. Вебером, Э.Дюркгеймом, О. Контом,
B. И. Лениным, К. Марксом, Р. Мертоном, Р. Миллсом, Т. Парсонсом, У. Самнером, Н. Смелзером, П. А. Сорокиным, Г. Спенсером, Л. Уордом1. научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с различными категориями населения (работы
C. А. Беличевой, С. И. Григорьева, В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева, И. А. Зимней, Э. Ш. Камалдиновой, В. М. Капицина, В. В. Колкова, Л. И. Кононовой, А. И. Ляшенко, В. П. Мошняги, В. А. Никитина, Г. И. Осадчей, П. Д.Павленка, А. М. Панова, Л. В. Топчего, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой)2.
Вебер М.О. некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М., 1990.Дюркгейм Э. Социология. М., 1995; Dürkheim. Е. (1912), The Elementary Forms of the Religious Life, London, Allen & Unwin, 1954; Ferdinand Tonnies' Soziologische Studien und Kritiken 1. Jena, 1925; Конт О.: Курс позитивной философии (Comte A. Cours de philosophie positive: Vol. 1-6. 3 ed. P., 1869); Система позитивной политики илисоциологический трактат (Comte A. Systeme de politique positive, ou traite de sociologie, instituant la religion de l'humanité: Vol. 1-4. P., 1851-1854); Ленин В.И. Полное собрание сочинений. T. 26. С. 413-419; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т.19. М„ 1961. С. 176.; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. №2.; Merton R.K. Social Theory and Social Structure. — N. Y. 1968.; Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. O.A. Оберемко; под общей редакцией и с предисловием Г.С. Батыгина. М., 2001. С. 264; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Современная западная теоретическая социология. М., 1994. С. 53; Самнер У. Протекционизм, или теория происхождения богатства от непроизводительного труда. М„ 2006. С. 256; Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1999. С. 659; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М,, 1992. С. 15; Спенсер Г. Социальная статистика. СПб, 1906. С. 21; УордЛ. Психические факторы цивилизации. Пер. с англ. Л.К.Давыдовой. СПб., 1897. С.324.
2 С.А. Беличева. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004; Григорьев С.И., Гусляковл Л Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью. М., 2006; Жуков В.И. Актуальные проблемы современной социальной работы. М., 2007; Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. М., 2007; Технология социальной работы. — Учебник под ред. ЗайнышеваИ.Г. M., 2000.; Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / М., 1992; Камалдинова Э.Ш. Социальная педагогика: программа курса. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. - Ч.Н. Педагогика социальной работы. - М., 1997; Акмалова A.A., Капицин В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учебное пособие. Отв. ред. П.Д. Павленок. M., 2008; Колков В.В., Лаврененко И.М. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: Учебное пособие по курсу "Теория социальной работы". М., 1999; Кононова Л.И. Творческий исследования, авторы которых анализируют систему социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, включая диссертационные исследования:Лялиной Е.Г., где характеризуется социальная защита анализируемой категории граждан на примере Москвы и Московской области; Кладухина В.Г., обратившегося конкретно к финансово-экономическому механизму этой защиты; Семёнова И.И., детально проработавшего вопросы обеспечения конституционного права на жильё военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в Российской Федерации1. научные труды и разработки, посвященные исследованию проблем социальной адаптации граждан, подлежащих увольнению в запас, в различных её социальных аспектах; в частности, диссертационные исследования2. потенциал человека как объект социальной работы. М., 2002; Ляшенко А,И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. М., 1995; Мошняга В.П. Международно-правовые и научные основы социальной работы. Учебное пособие. М., 2001; Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2006; Осадчая Г. И Социальная жизни россиян: изменения и проблемы (монография). М., 2006; Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. М., Изд. 1,2,3; 2004, 2006, 2007; Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. №1.; ТопчийЛ.В. Организация социального обслуживания населения. М., 2002; Топчий Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки. Н.-Новгород, 2006; Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. М., 2007; Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений (в соавторстве с Е.Г.Студеновой), М., 2007; ХолостоваЕ.И. Генезис социальной работы в России. Учеб. пособие. М., 2007; Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2008.
Лялина Е.Г. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы, в современных условиях, на примере Москвы и Московской области. Автореф. дисс. канд. соц. наук. М., 2004; Кладухин В.Г. Финасово-экономический механизм социальной защиты граждан, уволенных с военной службы. Автореф. дисс. канд. соц. наук. - Ярославль: 2003; Семёнов И.И. Конституционные права на жильё военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2004; Международные программы профессиональной переподготовки военнослужащих. Опыт стран - членов НАТО в организации социальной адаптации военнослужащих / Галимзянов Р., Филатов В.В. М„ 2002.
Паршиков В.Ф. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных с военной службы: Автореф. дисс. канд. соц. наук,- М.:2004; Шелест Б.Е. Социальная адаптация офицеров запаса Вооруженных Сил России: Автореф. дисс. канд. соц. наук,- М.: ВУ, 1997; Михайлов Ю.Я. Особенности социальной адаптации, бывших военнослужащих и членов их семей, к условиям гражданской жизни. Автореф. дисс. канд. соц. наук. - М.: 2005;Мелконян М.Г. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в процессе реформирования армии. Автореф. дисс. канд. соц. наук. - Улан-Уде.: 2001; Шатворян Л.Г. Социально-профессиональная адаптация военнослужащих, в условиях переходного периода. Автореф. дисс. доктора соц. наук. - М.: 2000; Величко C.B. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни. Автореф. дисс. доктора фил. наук. - Таганрог: 2004; Белова А.Ю. Психологическое сопровождение социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тверь: 2004; Скороходова И.Г. Соцпально-педагогические условия адаптации бывших военнослужащих и членов их семей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 1998; Калиничев В Л. Формирование комплексной модели социальной адаптации работы, отражающие проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие, находящиеся на стадии увольнения в запас, в которых анализируются философские, политологические, психологические, этические и другие аспекты их последующей социальной адаптации1.
Состояние разработанности проблемы позволяет утверждать, что в . литературе,-посвященной процессу адаптации граждан,-уволенных с военной службы, его закономерности, факторы, на него влияющие, рассматриваются вне связи с социальной работой. Поэтому, во-первых, остаётся нераскрытой роль этого социального института в процессе многоплановой адаптации анализируемой категории граждан, во-вторых, не проясняются пути оптимизации этого процесса.
Процесс социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, протекает во многом недостаточно организованно. При этом, по мнению многих исследователей, учёных и практиков, именно социальная работа с данной категорией граждан способна придать этому процессу упорядоченность и организованность. Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, получает сегодня всё более широкое распространение. Наиболее продуктивно она осуществляется в специализированных центрах социального обслуживания, оказывающих помощь этой категории граждан. Одной из важнейших государственных задач в современных условиях является решение проблемы сохранения молодых кадров для Вооруженных Сил, создания для них перспектив дальнейшей бывших военнослужащих, и членов их семей к условиям гражданского социума. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 2003; Громов В.И. Социальная адаптация военнослужащих, пограничной службы Российской Федерации в современных условиях. Автореф. дисс. канд. соц. наук. - М.: 2005; Соловьёв И.В. Психологическая адаптация военнослужащих, внутренних войск МВДРоссии к служебно-боевой деятельности в условиях вооружённого конфликта. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 1999; Титов М.К. Социальная адаптация ветеранов войны в Афганистане. Автореф. дисс. канд. соц. наук. - М.: 1993.
Альперович В.Д. Проблемы старости: социальный и личностный аспекты. Дисс., в виде научного доклада доктора философских наук. - Ростов на Дону:, 1998; Балобанова Е.С. Социально-экономическая значимость и социальный паразитизм стратегии негативной адаптации //Социологические исследования// 1999. №4. С.54;Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: 1987; Урманцев Ю.А. Природа адаптации. // Вопросы философии. 1998, №12. С.21 - 36; Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. М.,1975. С. 62 - 94; Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. Академический проект М. - 2003; Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. Академический проект. - М. 2003; Корель Л. В. Социология адаптации. Новосибирск. 1997. С. 40; Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. №3. 1975. С. 26 - 37. службы, достойных социально-бытовых условий и обеспечение достойной жизни после завершения служебной карьеры. Но эту задачу невозможно решить без эффективно организованного процесса социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы.
Различные точки зрения на исследуемую проблему свидетельствуют о необходимости дальнейшей научной разработки проблемы совершенствования социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, как фактора успешной их адаптации к дальнейшей гражданской жизни.
Объект исследования - социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, выступающая в качестве института цивилизованного общества.
Предмет исследования - пути оптимизации социальной работы как фактора социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, в условиях современного общества.
Целью диссертационного исследования является анализ социальной работы как фактора социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и выявление путей её оптимизации.
В соответствии с этим сформулированы задачи исследования:
• определить роль и методологические особенности социологического подхода к социальной работе с гражданами, уволенными с военной службы;
• охарактеризовать процесс становления и развития отечественной социальной работы с военнослужащими, в том числе после увольнения их с военной службы;
• осуществить сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта организации социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы;
• раскрыть основные направления оптимизации социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, как фактора их адаптации в современных условиях.
Гипотеза исследования:
• военно-социальная работа, развёрнутая в современных Вооруженных Силах РФ, недостаточно ориентирована на профилактику дезадаптации граждан, подлежащих увольнению с военной службы, что отрицательно сказывается на их социальном самочувствии и последующем вступлении в гражданскую жизнь;
• социальная адаптированность граждан, уволенных с военной службы, определяется системой внутренних и внешних факторов, где ведущая роль принадлежит социальной работе как институту цивилизованного общества;
• сложившаяся система социальных учреждений, осуществляющих социальную адаптацию граждан, уволенных с военной службы, является недостаточно эффективной, и потому её работа требует оптимизации.
Теоретико-методологической основой исследования является комплекс теоретико-социальных подходов, позволяющих исследовать закономерности протекания социальных процессов в обществе: исторический, структурно-функциональный, системный, культуроцентрированный. Исследование осуществлено с использованием методов: сравнительного анализа, нормативно-ценностного, статистического; методов анкетирования, экспертного опроса и анализа документов. Теоретическую базу диссертации составляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных исследователей, в которых выявлены содержательно-функциональные особенности социальной работы как института современного цивилизованного общества.
Источниковедческая основа диссертации включает в себя:
• нормативно-правовые документы по проблеме социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы различных министерств и ведомств, приказы и директивы министра обороны, а также органов военного управления; - -
• материалы государственной и ведомственной статистики с 2005 по 2007 год, включительно, о положении граждан, уволенных с военной службы, и уровне их адаптированности;
• результаты социологического опроса граждан, уволенных с военной службы, ставших на воинский учёт в городских (районных) военных комиссариатах Московской области, проведенного в 2007 году совместно с «Центром социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» с целью, во-первых, формирования банка данных о социальном положении этой категории граждан (выявление нуждающихся в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации, в обеспечении жилой площадью); во-вторых, выработки предложений по оптимизации социальной работы как фактора социальной адаптации этой группы населения и тем самым реализации их прав в соответствии с действующим законодательством;
• результаты проведённого автором диссертации экспертного опроса специалистов государственного учреждения социального обслуживания Московской области «Центр социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», его филиалов и представительств в 2007 году.
Научная новизна исследования заключается:
• в выявлении особенностей социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей как формирующегося института современного российского общества;
• в обобщении отечественного опыта социальной работы по
11 адаптации граждан, уволенных с военной службы, в сравнении с соответствующим зарубежным опытом и с учётом деятельности государственных учреждений социального обслуживания Московской области;
• в обосновании основных направлений оптимизации социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей в условиях современного российского общества.
Положения, выносимые на защиту:
• социологический подход является системообразующим в комплексном исследовании, с одной стороны, социальной работой с гражданами, уволенными с военной службы, в качестве института современного цивилизованного общества, а с другой стороны, — адаптации как сложнодетерминированного социального явления; этот подход нуждается в дальнейшем развитии в свете парадигмы современной социологии;
• процесс становления социальной работы с военнослужащими, в том числе, с гражданами, уволенными с военной службы, имеет богатую предысторию, начало которой относится к X веку. Наиболее важные вехи этого процесса связаны с историей Российского государства и его воинства. В конце XX века отечественная социальная работа с рассматриваемой категорией граждан начинает обретать институциональный статус. До этого слабо ориентированная на решение проблем социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению и уже уволенных с военной службы, система социальной защиты этих лиц нуждалась в существенной трансформации;
• сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, позволяет утверждать: в странах Европы и Северной Америки накоплен богатый опыт осуществления рассматриваемого направления социальной работы, он должен быть всесторонне изучен и использован путём грамотной адаптации к особенностям современного российского общества
12 с учётом его национальной специфики;
• основными направлениями оптимизации социальной работы с гражданами России, уволенными с военной службы, как фактора их адаптации выступают: специализация теоретико-методологического обеспечения этого направления социальной работы; расширение нормативно-правовой базы профессиональной деятельности социальных работников с уволенными с военной службы и создание правового механизма, обеспечивающего претворение в жизнь соответствующих законов; совершенствование организации деятельности соответствующих управленческих структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в их взаимодействии; повышение уровня профессиональной культуры сотрудников социальных служб, работающих с военнослужащими запаса (значимость этого направления оптимизации была особо подчёркнута сотрудниками «Центра САВ» в ходе экспертного опроса.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в изучении социальных процессов в российском обществе и его Вооружённых Силах, применении конкретно-исторического подхода и сравнительного анализа при рассмотрении развития социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, и разработке предложений по оптимизации социальной работы с данной категорией населения. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы анализа конкретных направлений социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, развития знаний о показателях, критериях, уровнях адаптированное™ этой категории граждан в новой социальной среде, а также в качестве основы оценки эффективности социальной работы специалистов Центра социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для
13 разработки практических рекомендаций и совершенствования деятельности офицеров-воспитателей, военных комиссариатов и учреждений социального обслуживания граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; при разработке и чтении лекционных курсов, спецкурсов, проведении практических занятий по дисциплинам: «Военно-социальная работа», «Технология социальной работы», «Социальная политика» с курсантами высших военных учебных заведений, студентами, слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования государственной политики в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, для формирования приоритетных целей и задач работы с этой категорией граждан.
Апробация работы. Результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры военно-социальной и воспитательной работы Военно-технического университета при Спецстрое России (в 2005, 2006, 2007, 2008 годах), на всероссийской научно-практической конференции в Московском гуманитарном университете «Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование» (10-11 октября 2006 года), на 3-ей международной научно-практической конференции в Московской академии государственного и муниципального управления «Современная Россия: диалог общества и власти» (29 сентября 2007 г), в Государственном учреждении социального обслуживания Московской области «Центр социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (в 2007, 2008 годах).
Заключение: 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что формирование системы социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, относится к числу наиболее важных направлений в социальной политике государства на современном этапе.
В современных условиях потребность в дальнейшем творческом совершенствовании социальной работы и различных социальных технологий, в осмыслении современного опыта социального обслуживания населения становится ещё более актуальной.
Следует конкретизировать усилия по становлению сети учреждений социального обслуживания, созданию действительно эффективной и необходимой системы социальной защиты. Необходимо рассматривать профессионализм и высокую нравственность как непременные качества, которыми должен обладать работник специализированных социальных служб. Также нужно повысить координацию действий различных ведомственных служб - социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости и т.д., - для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом.
Повышению эффективности социальной работы с данной категорией граждан, мешают:
• неурегулированность в законодательстве функций социальной защиты в Вооруженных Силах и механизмов их использования;
• неполнота и фрагментарность правовой базы, касающейся вопросов социально-экономического обеспечения военнослужащих;
• неадекватные современным условиям оплата воинского труда и пенсионное обеспечение;
• отсутствие действенных программ социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению в запас; затянувшееся решение их жилищных проблем;
• несовершенство системы медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
• слабая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;
• отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания; дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
• низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб.
Очевидно, что в субъектах Российской Федерации необходимо развивать службы лицензионной деятельности в области социального обслуживания граждан, уволенных с военной службы, обеспечения контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важным является развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания, кадровая поддержка сети учреждений социального обслуживания данной категории граждан.
Государством в последние годы принят ряд мер по совершенствованию правовой базы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей применительно к изменившимся социально-экономическим условиям. Социологические исследования, проведенные в ряде регионов РФ, и анализ результатов ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащего выявили в целом положительную динамику процесса социальной адаптации военнослужащих, уволенных из армии за последние годы.
Этот процесс носит системный и комплексный характер и осуществляется многими социальными институтами и специализированными учреждениями, имеющими отношение к организации социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Можно говорить, что адаптивный процесс начинает приобретать институциональные черты. Однако несогласованность в реализации программ адаптации приводит к серьезным региональным диспропорциям.
На фоне падения уровня доверия населения к органам законодательной и исполнительной власти рейтинг Вооруженных Сил среди иных государственных и общественных институтов остается относительно высоким, несмотря на то, что сами военнослужащие невысоко оценивают престиж военной службы в современном российском обществе, что прямо связано с неудовлетворенностью уровнем заботы государства о ветеранах Вооруженных Сил и членов их семей, недооценкой их места и роли в сохранении российской государственности. Это противоречивое обстоятельство указывает на скрытые резервы совершенствования социальной политики и социальной работы по социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Конституция Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения обязанностей военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях.
Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении
112 возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.
Президент Российской Федерации в своем последнем Послании Федеральному Собранию отметил необходимость продолжения военной реформы и постепенного решения приоритетной задачи по переходу к профессиональной армии. Поэтому на повестке дня стоит первостепенная задача по реформированию Вооруженных Сил и других военных организаций, чтобы они отвечали современным потребностям страны и были способны решать задачи по локализации и нейтрализации как внешних военных угроз, так и вспышек экстремизма внутри страны. Становление оптимальной системы государственных военных организаций, обеспечивающей учет сбалансированности интересов государства и его граждан, оказалось одной из самых сложных задач в процессе формирования в России правового государства и гражданского общества.
Социальная защита граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - это широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.
Основные задачи системы социальной защиты населения по социальной поддержке военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей следующие:
• определение наиболее актуальных проблем адаптации и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы;
• содействие в предоставлении медико-социальной, психологической, социально-экономической, юридической и другой помощи;
• взаимодействие с государственными и общественными организациями по выявлению военнослужащих, уволенных с
113 военной службы в отставку (по болезни), и инвалидов войны;
• поддержка семей военнослужащих, нуждающихся в социальной помощи;
• анализ состояния и перспектив социального обеспечения и обслуживания ветеранов военной службы, участников боевых действий, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
• повышение уровня жизни военнослужащих и членов их семей; обеспечение каждого из них максимально возможной в конкретных условиях социальной защитой в соответствии с законодательством РФ.
На основе проделанного анализа представляется целесообразным предложить некоторые рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы.
Прежде всего, необходимо закрепить в Конституции Российской Федерации правовые основы социальной защиты военнослужащих, а также социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Речь идет о социально-экономических, политических и личных правах и свободах, которые не могут быть изменены, отменены или ограничены другими нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы. Иными словами, никакая правовая регламентация не может идти вразрез с конституционными правами и свободами граждан.
В целях создания условий для формирования системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы адекватной значимости, сложности и интенсивности воинского труда, повышения престижа военной службы было бы целесообразно оперативно завершить установление соответствия должностей федеральных государственных служащих и воинских должностей военнослужащих, то есть вернуться к существовавшей в России на протяжении многих столетий Табели о рангах. Это стало бы реальным шагом введения единого института государственной службы в России, обеспечило бы единство формирования норм и размеров окладов по воинской должности, независимо от ведомственного прохождения военной службы. Повышением денежного довольствия военнослужащих государство подтвердило бы особый статус военной службы как государственной службы, сопряженной с выполнением обязанностей, несущих в себе риск и прямую опасность для жизни военнослужащих.
При проведении реформы пенсионного обеспечения военнослужащих необходимо также учитывать исторический опыт. Существовавшая прежде в армии гибкая система пенсионного обеспечения включала в себя как деятельность государственного казначейства, так и участие общественных фондов и организаций. Выплаты также обеспечивали достойную жизнь ветеранам военной службы.
Желателен подробный и реалистичный контракт на военную службу, который предусматривал бы равную ответственность военнослужащего перед государством и государства перед военнослужащим.
Необходимо усилить контроль за правомерностью приказов командиров и начальников, касающихся распределения материально-бытовых благ среди подчиненных, привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, а также их практической деятельности по соблюдению принципа социальной справедливости во вверенных им частях и соединениях. Наиболее полный эффект здесь может дать создание в воинских частях и соединениях института представительства органов государственной власти в виде специальных уполномоченных (по типу армии Германии), которые вошли бы в систему органов социально-правовой работы.
Желательно совершенствование системы непрерывного повышения образования военнослужащих, в том числе и в гражданских вузах, подготовки их к условиям "гражданской" жизни, предоставления возможности членам их семей получить образование самого высшего качества, что в свою очередь станет гарантией их конкурентоспособности на рынке труда.
Необходимо создание достаточно мощных общественно-государственных ветеранских структур, которые могли бы осуществить поддержку военнослужащих после их увольнения в запас.
Должна продолжаться деятельность по реализации существующих программ социальной адаптации и социальной работы с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, предоставления им по закону льгот. Целесообразно более активно использовать возможности социальной работы, предполагающей такие механизмы, как профессиональная переподготовка военнослужащих по основам предпринимательства и малого бизнеса, психологического обслуживания, юридического обслуживания и других видов деятельности.
В связи с этим представляется перспективным использовать новые возможности занятости, связанные с компьютерной техникой и интеллектуальными технологиями. Такие виды деятельности, имея высокий реабилитационный потенциал, способствуют самоутверждению ветеранов и могут предоставить им условия для самообеспечения. Для обеспечения комплексного развития системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных из рядов ВС, необходимы: ♦♦♦ дальнейшая разработка и законодательное утверждение новых базовых социальных стандартов и нормативов качества жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы; уточнение механизмов их индексации, разработка средне- и долгосрочных программ социальной защиты, предоставления социальных услуг и реформирования системы социальных выплат; ♦♦♦ пополнение «пакета военных законов» нормативными актами, регулирующими вопросы социальной защиты, которые до сих пор не нашли отражение в федеральном законодательстве; принятие неотложных мер по повышению уровня пенсионного обеспечения; разработка долгосрочной программы экономического обеспечения, адаптированной к современным экономическим отношениям, при этом основное внимание уделить участникам боевых действий, инвалидам военной службы, членам семей военнослужащих, потерявших кормильца; поддержка покупательной способности каждой семьи военнослужащих в условиях продолжающегося роста цен и стоимости жизни путем их систематической индексации и компенсационных выплат; уточнение механизмов восстановления утраченной связи между размером пенсии и денежным содержанием военнослужащего; обеспечение радикального решения жилищной проблемы в Вооруженных Силах.
Крайне актуальным является создание эффективной, динамично развивающейся системы социальной адаптации военнослужащих, умеющей оперативно и гибко перестроить свои структурные подразделения в целях наилучшего претворения в жизнь социальной политики государства через разветвленную сеть органов государственной социальной службы, местного самоуправления, общественных организаций.
В данном контексте положительный опыт накоплен в государственном учреждении социального обслуживания Московской области, Центре социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей именно специалисты подобного учреждения заняты самыми разнообразными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. В соответствии с этим требованием специалист данной сферы должен: иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, социологии, законодательства, экономию! и организации производства, информатики, математической статистики и многих других общепрофессиональных и специальных дисциплин; обладать достаточно высокой общей и профессиональной культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области гуманитарных наук; владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность об уровне жизни и проблемах различных социальных групп населения; предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; обладать определенной социальной приспособленностью в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной работы; ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, одиноких женщин, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации и др.; иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы и т. д.); уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в экстремальных ситуациях, формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.
Список литературы: 
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 200 "О введении в действие Положения о продовольственном обеспечении Вооружённых Сил Российской Федерации на мирное время" // М.: 12 ЦТ Минобороны России, 1992.
2. Приказ Министра Обороны Российской федерации от 5 июля 1995 г. № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 февраля 1999 г. № 61 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 г., № 200" // М.: 12 ЦТ Минобороны России, 1992:
4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых
5. Силах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 июня 2000 г., № 26.
6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615 "О работе с обращениями граждан в Вооружённых Силах Российской Федерации" // М.: 12 ЦТ Минобороны России, 1992.
7. Приказ министра обороны Российской Федерации 2002 г. №115, на справочно-консультационные пункты и др.
8. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля1995 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Силах Российской Федерации».
9. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 46 от 3 февраля1996 г. «О подборе и подготовке офицеров органов воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
10. Директива Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от 2 января 1998 г. № 172/5 «Об организации внештатныхсправочно-консультационных пунктов».
11. Директива Министра обороны Российской Федерации от 12 января 1993 г. № Д-2 "О мерах по пресечению участия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации в предпринимательской деятельности". М.: 12 ЦТ Минобороны России, 1993.
12. Директива заместителя Министра Обороны Российской Федерации от 24 января 1993 года № ДЗ-1 «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
13. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», статья 3. (Собрание законодательства РФ, 2002, № 22, ст.2331).
14. Концепция социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Московской области на 20012005 годы (Постановление Правительства Московской области от 4 июня 2001 г. № 164/18).
15. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА
16. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
17. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1998 г., № 31, ст. 3823; 2004 г., № 34, ст. 3535; 2005 г., № 1 (часть I), ст. 21.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 81.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г., № 1 (часть I), ст. 1.
20. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г., № 32, ст. 3340.
21. Указ Президента Российской Федерации от 28 января 1998 г. № 102 "О президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 5, ст. 567; 1998 г., № 49, ст. 6006; 2001 г., № 22, ст. 2214.
22. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1510 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г. (Часть И), № 53, ст. 5152.
23. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 "О денежном довольствии военнослужащих" // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г., № 23, ст. 2132; 2004 г., № 41, ст. 4017.
24. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" // Красная звезда. 2005. - 22 февраля.
25. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 "О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания" // Красная звезда. 2005. - 22 февраля.
26. Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91. №4-244-1.
27. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117.
28. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" / Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 9, ст. 1011.
29. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г., № 6, ст. 188.
30. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.) / Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 г., № 35, ст. 3607.
31. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 37-Ф3 "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 22 апреля 2005 г.) / Собрание законодательства Российской Федерации, 2005 г., № 17, ст. 1483.
32. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., № 26, ст. 2729; 2002 г., № 18, ст. 1722; 2003 г., № 40, ст. 3818; 2005 г., № 1 (часть I), ст. 24.
33. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г., № 1, ст. 2.
34. Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95№:122-ФЗ.
35. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности благотворительных организациях» от 11.08.95 №. 135-Ф3.
36. Федеральный закон РФ «О социальной защите: инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 № 181-ФЗ.
37. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 № 195-ФЗ.
38. Федеральный закон РФ от 14.05.1996 г. № 712 «Основные направления государственной семейной политики».
39. Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.99 №178-ФЗ.
40. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., № 30, ст. 3591.
41. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2000 г., № 1, ст. 10.
42. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ "О федеральномбюджете на 2001 год" // Собрание законодательства Российской127
43. Федерации от 1 января 2001 г., № 1 (Часть I), ст. 2.
44. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г., № 53 (Часть I), ст. 5030.
45. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г., № 52 (часть I), ст. 5132.
46. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2003 г., № 52 (часть I), ст. 5038.
47. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. -2006. 5 мая.
48. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3.
49. Федеральная целевая программа «Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997 2000 годов». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.04.97, № 454.
50. Федеральная целевая программа. «Старшее поколение» на 1997 — 2000 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от-28.08.97 № 1090.
51. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образования и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 Л 2.99 №1394.
52. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462 "Об установлении окладов денежного содержаниявоеннослужащих" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 26, ст. 2603; 2005 г., № 2, ст. 163.
53. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля2006 года № 249 "О дополнительных мерах по обеспечению жильём военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации" // Российская газета. 2006. - 11 мая.
54. Статистические данные по состоянию на 01.02.2004 Минтруда РФ М. 2004.
55. Концепция социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Московской области на 2001-2005 годы (Постановление Правительства Московской области от 4 июня 2001 г. № 164/18).
56. Военная доктрина Российской Федерации, утверждённая Указом
57. Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2000 г., № 17, ст. 1852.
58. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140).- М.: Воениздат. 1994.
59. Монографии, научные публикации:
60. Акмалова A.A., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 2008.-220 с.
61. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации/ Под ред. А.А.Чертополоха. М.: ВУ, 2004.
62. Акучрин З.Х. О накопительной системе обеспечения жильём военнослужащих // Право в Вооружённых Силах. 2004. № 6.
63. Акучрин З.Х. Пути совершенствования законодательства РФ о праве военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями // Право в Вооружённых Силах. 2004. № 2.
64. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.1. М., 2003.
65. Антология социальной работы. В: 5 т. М., Т. 1.
66. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности жизнедеятельности военных кадров. Дис. канд. филос. наук. М., 2000.
67. Арзамаскин Ю.Н. Бублик JI.A. Караяни Г.А. Черкасов А. В. Морально -психологическое обеспечение деятельности РФ. М.: ВУ, 1997.
68. Бабакин А. Феодальные пережитки поработили армию // Независимое военное обозрение. 2006. - 21 января.
69. Бабакин А., Плугатарев И. Армия теряет доверие к своему руководству // Независимое военное обозрение. 2005. 28 января.
70. Бадя JI.B. «Социальная работа в России, прошлое и настоящее» -Ставрополь, 1998.
71. Балашов И. Народный контроль возвращается? // Красная звезда. -2006. 14 февраля.
72. Балобанова Е.С. Социально-экономическая значимость и социальный паразитизм стратегии негативной адаптации //социологические исследования //1999 №4.
73. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.
74. Безнасюк А., Абабков А. Защита прав военнослужащих // Российская юстиция. 1999. № 8.
75. Белов В.К. Программа новая проблемы старые (о подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 гг.») // Право в Вооруженных Силах. Военное право. 2005. № 1.
76. Беловодский В.А. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление. Автореферат дисс. канд. психологических наук. М.: Российская Академия государственной службы, 2002.
77. Беляков Н. Социальная безопасность воина. // Армия. 1994. -№11.
78. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: 2002.
79. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 2000.
80. Борисевич А.Н. О некоторых вопросах постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Москве военнослужащих, увольняемых с военной службы // Право в Вооруженных Силах. Военное право. 2005. № 1.
81. Борисенко В. Судебная защита прав военнослужащих // Российская юстиция. 2000. № 5.
82. Бочарова В., Яркина Т. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития. // Социальная работа. 2001. - № 2.
83. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2001. С. 77-85.
84. Вебер М.О нескольких категориях понимающей социологии. Изб. Произв. М., 1990. С. 495 - 546.
85. Верховодов В. А. Битва на "пайковом поле": кто прав? // Право в Вооружённых Силах. 2005. - №. 11.
86. Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск, 1986. С. 4.
87. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Социально-экономические условия труда на промышленном предприятии / Под ред. Е.Г. Антосенкова, Л.А. Шишкиной. -Новосибирск, 1979. С. 254-255.
88. Виньков P.P. Социальная адаптация работников к трудовой деятельности. Саратов, 1999.
89. Военно-социальный прорыв // Красная звезда. 2005. - 10 февраля.
90. Волков Ю. Г, Мостовая И.В. Социология. М., 1998. С. 414.
91. Волков C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат,1993.
92. Военно-социальная работа в части, подразделении. (Методические рекомендации). М., 2002.-е. 32-36.
93. Военно-социальная работа: методология, теория, практика. М.: ВУ, 2000.
94. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983.
95. Воротников A.B. Социальному найму объявлен дефолт // Право в Вооружённых Силах. 2004. №11.
96. Гаврюшенко П.И. Нужна ли защита защитникам Отечества // Право в Вооружённых Силах. 2002. № 12.
97. Гаврилов Ю. За квартирой становись! // Российская газета. - 2005. - № 3732. - 30 марта.
98. Гацко М.Ф. Правительственная игра в заботу об офицерах (урезание льгот военнослужащим опережает рост их доходов) // Независимое военное обозрение. 2004. - № 23 (383).
99. Гацко М.Ф. Монетизация системы социальных льгот военнослужащих и ветеранов военной службы // Материалы круглого стола "Монетизация социальных льгот в стратегии социальной защиты". М.: ИздательствоРГСУ, 2005.
100. Гацко М.Ф. Правительственная ревизия системы социальных льгот военнослужащих и ветеранов военной службы // Новое в российском и международном праве. Сборник научных трудов под ред. С.А. Глотова. Вып. 4.-М.: РГСУ, 2005.
101. Гацко М.Ф. Компенсация: взамен вещевого имущества и продовольственного пайка // Армейский сборник. № 7 (133). - Июль 2005.
102. Гацко М.Ф. Современные проблемы правового регулирования вещевого обеспечения военнослужащих // Право в Вооружённых Силах. 2006. - № 4. - С. 34 - 39.
103. Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. 2005. - № 2 (31). - С. 39 - 44.
104. Гафутулин Н. Квартирный вопрос: ответ из Кремля // Красная звезда. -2005. 1 декабря.
105. Гафутулин Н. Миллион кредитов в год // Красная звезда. 2005. - 21 апреля.
106. Гафутулин Н. Служится легко под крышей дома своего // Красная звезда. 2006. - 31 марта.
107. Гафутулин Н. Военно социальная стратегия // «Красная звезда» 30 января 2008г. № 14 (25017) С. - 3.
108. Георгиева И.А. Социально-психихологические факторы адаптации личности в коллективе. Л., 1985.
109. Герасимов В. Государство обязано Из истории пенсий в России // Ветеран. 1992. - № 33-34.
110. Георгиева И.А. Социально-психихологические факторы адаптации личности в коллективе. Л., 1985.
111. Глоссарий терминов по медико-социальной реабилитации. Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 2002, с. 29.
112. Гордоя Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994.№8-9. С.3-15.
113. Государственная система социальной помощи семье и детям: Официальные документы и материалы. М., 1991. - Вып. 1.59

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами