СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК


Совершенствование учебного процесса по подготовке офицеров пограничных войск :Из опыта работы Таджикского высшего пограничного училища

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ПОГРАНИЧНЫХ УЧЕБНОГО ВОЙСК
Диссертация и автореферат на тему «Совершенствование учебного процесса по подготовке офицеров пограничных войск :Из опыта работы Таджикского высшего пограничного училища». disserCat — научная электронная библиотека.


Диссертация


Артикул: 231598
Год: 
2006
Автор: 
Нозимов, Сохиб Sunatulloevič
Učenaâ ctepen: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Душанбе
Код cпециальности ВАК: 
13.00.01
Специальность: 
Общая педагогика, история педагогики и образования
Количество cтраниц: 
153
Оглавление: 
Введение.3
Глава I. Теоретические основы системы подготовки будущих офицеров пограничных войск.11
1.1. Политика Республики Таджикистан в области подготовки военных кадров и её реализации.11
§1.2. Особенности организации учебного процесса в системе подготовки будущих офицеров.34
§1.3. Формы, методы и средства совершенствования подготовки курсантов пограничных войск.57
Выводы по первой главе.67
Глава II. Основные направления совершенствования подготовки офицеров пограничных войск.71
§2.1. Пути и средства повышения эффективности дидактической системы подготовки будущих офицеров.71
§2.2. Роль и место практических занятий в формировании военной выучки и морально-волевых качествбудущего офицера.83
§2.3. Опытно- экспериментальная работа по совершенствованию учебной деятельности Таджикского высшего пограничного училища.114
Выводы по второй главе.130
Введение: 
Актуальность темы исследования. Главная задача, стоящая перед человечеством в начале XXI века заключается в том, чтобы добиться полной занятости в условиях глобальной экономики и социальной интеграции. Поэтому подготовка квалифицированных кадров, в том числе и военных, находится в центре внимания правительства многих стран, так как подготовка профессиональных кадров, базирующихся на знаниях и высокой квалификации, является обязательным составным элементом экономической политики и иной политики.
После обретения независимости в 1991 году перед правительством Республики Таджикистан встал вопрос о создании собственных вооруженных сил. Этого требовала общественно-политическая ситуация в странах СНГ, в Исламской Республике Афганистан и Центрально-Азиатском регионе. В связи с этим Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов отмечает, что "обстановка в центрально-азиатском регионе требует от Правительства Республики Таджикистан проявлять неустанную заботу о повышении эффективности и качества боевого обучения войск, считая эту задачу одной из основных в деле всестороннего боевого совершенствования всей нашей армии" [132, 94]. Создание Вооруженных Сил Таджикистана проходило в сложных условиях гражданского противостояния. Поэтому в соответствии с утвержденными и одобренными Президентом и Правительством Республики Таджикистан планами и программами, начиная с 1995 года, был взят курс на поэтапное трансформирование пограничных войск в специальную государственную службу, которая призвана защищать интересы Республики Таджикистан на государственной границе и в пограничном пространстве, в условиях борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Становление и развитие Комитета по охране государственной границы Республики Таджикистан осуществляется в не простой ситуации. С момента обретения независимости Республики Таджикистан изменилась не только внутриполитическая обстановка, изменилось и отношение к Таджикистану в мире. В настоящее время угрозой пограничной безопасности является эскалация существующих и возможность развития новых вооруженных конфликтов в близи государственной границы и в приграничье.
Активизация деятельности фундаменталистских мусульманских течений на территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также действия международных террористических организаций на территории Афганистана не исключают повторения боевых действий на границе.
Число пресеченных вооружённых провокаций, задержанных нарушителей на таджикско-афганской границе и быстро меняющаяся обстановка вызвали необходимость подготовки будущих офицеров пограничных войск.
В связи с этим И июня 2001 года Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 256 на базе Высших пограничных курсов Комитета по охране Государственной границы Республики Таджикистан было образованно Таджикское высшее пограничное училище в г. Гисар» [119].
Проблема состоит в том, что процесс подготовки будущих офицеров пограничных войск характеризуется наличием двух дополняющих друг друга компонентов: с одной стороны - это высокие требования, предъявляемые к курсантам и с другой стороны правильно спланированное проведение самостоятельнойподготовки.
Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса будущих офицеров пограничников даёт основание для возникновения другой проблемы - совершенствование содержания, форм, методов и средств боевого обучения будущих офицеров пограничных войск. Поэтому для подготовки будущих офицеров в современных условиях необходимо:
- изменение времени на теоретическое и практическое обучение;
- обновление и совершенствование учебной, материально-технической базы и технических средств обучения;
- совершенствование существующих методик, форм и системы обучения.
В подготовке будущих специалистов любой профессии преподавательский состав, методисты и обслуживающий персонал главное внимание уделяют передаче большего объема учебной информацииобучаемым при неизменной продолжительности обучения курсантов.
Большой интерес для нашего исследования представляют работы Александрова А.И., Дьяченко М.И., Леонтьева А.Н., Платонова К.К., Феденко Н.Ф., раскрывающих механизмы организации учебно-воспитательного процесса [2, 44, 67, 172].
Исследования Ботвинникова А.Д., Давыдова В.П., Лернера И.Я., Махму-това М.И., Сластенина В.А., Пидакситый П.И. Шукурова Т.Ш. обогатили наши научные представления об активизации познавательнойдеятельности обучающихся [37, 68,81,114].
Исследования Бабанского Ю.К., Барабанщикова А.В., Скаткина М.И. Лутфуллоева М.Л., Буйдакова Х.Б., Шарипова Ф.Ш. и др. посвящены совершенствованию методов обучения оптимизации учебного процесса [9, 13, 141].
Методики ускоренной подготовки военных специалистов рассматриваются в исследованиях Бадмаева Б.Ц., Иванова А.Е., Корчемного П.А., Костю-ченко А.В., Сведина С.И., Хозиева Б.И. и др. [50, 59, 152, 183].
Особо хочется отметить диссертационное исследование Михайлова A.M. «Педагогические основы интенсификации системы боевой подготовки пограничников в районах вооруженных конфликтов (по опыту Пограничной группы Федеральной пограничной службы России в Республике Таджикистан)», а также работу Карамшоева Д., И. Харкавчука «Пограничники и жители Памира», в которых выявлены исторические контакты между российскими пограничниками и местными жителями и обоснованы закономерности процесса интенсификации боевой подготовки и принципы функционирования дидактической системы интенсивной боевой подготовки пограничников [89, 56].
Однако анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме показал, что по системе подготовки будущих офицеров пограничных войск в Республике Таджикистан вообще отсутствуют специальные педагогические исследования.
Все это обусловило необходимость исследования проблемы - как осуществить систему организации учебного процесса по подготовке будущих офицеров пограничных войск в условиях государственного суверенитета Республики Таджикистан.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки будущих офицеров пограничных войск, его особенности.
Предметом исследования связь и отношения, способствующие эффективности подготовки будущих офицеров пограничных войск.
Целью исследования - является разработка предпосылок эффективного использования учебного процесса в подготовке будущих офицеров пограничных войск.
При разработке гипотетической модели исследования диссертант исходил из следующего:
-из разработки в теоретико-методологическом плане учебно-методического комплекса как эффективного средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в подготовке будущих офицеров пограничных войск;
-из того, что исходным положением для построения гипотезы модели учебного процесса явилось состояние учебно-воспитательного процесса и системность знаний курсантов в условиях полевой практики;
-из того, что военно-педагогический процесс представляет собой сложное социальное явление. Его сущность заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов.
Основу военно-педагогического процесса составляет боевая, воспитательная, научная, методическая и техническая подготовка, которые можно рассматривать как одну из форм труда. Продукты этого труда (знания, умения, навыки) имеют огромную общественную значимость. Военно-педагогический процесс имеет и свою определенную структуру. Как правило, в нем выделяются два этапа: одиночная подготовка курсантов и подготовка подразделений, частей, хотя оба эти этапа взаимосвязаны. Задачи исследования:
1 .Обосновать закономерности процесса подготовки будущих офицеров и принципы их обучения.
2.Выявить и проверить психолого-педагогические условия, способствующие реализации подготовки будущих офицеров пограничников.
3.Наметить основные пути, формы, методы и способы влияния учебно-воспитательного процесса на развитие их интеллектуального развития. Для решения поставленных задач диссертантом были использованы следующие методы:
-теоретический анализ, моделирование, обобщение, системный анализ; -метод тестирования;
-праксиметрические методы (биографический, наблюдение, беседа, опрос, изучение учебно-отчетной документации);
-изучение и обобщение педагогического опыта подготовки будущих офицеров Высшей школы пограничных войск Республики Таджикистан; -методы систематической обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения философии и педагогикио развитии личности в процессе познания, личностная ориентация современных образовательных технологий, теория, закономерности и принципы целостного военно-педагогического процесса, про-блемно-деятелыюстная концепция обучения, а также фундаментальные труды педагогов и психологов, нормативно-правовые акты Правительства Республики Таджикистан, Комитета по охране государственной границы Республики Таджикистан, учебные программы, учебники, отчеты, а также собственный опыт работы диссертанта.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены опорой на положения педагогической теории, применением комплексной методики исследования адекватной его задачам и логике, репрезентативностью эмпирического материала и базы исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-система подготовки будущих офицеров пограничных войск, вскрывающая сущность процесса обучения, психолого-педагогические механизмы функционирования этого процесса;
-процесс подготовки будущих офицеров пограничников: закономерности и принципы организации обучения в современных условиях (терроризм); -руководство учебным процессом, технология обучения, предполагающая использование современных образовательных технологий; -практические рекомендации должностным лицам по планированию, использованию дидактических средств, а также учебной, материально-технической базы;
-пути повышения эффективности подготовки будущих офицеров пограничников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в научных, научно-методических статьях, рекомендациях и тезисах докладов и других публикациях диссертанта, они представлялись и получили одобрение в Управлении боевой подготовки Комитета по охране государственной границы Республики Таджикистан, кафедры общественных наук Академии Министерства Внутренних Дел Республики Таджикистан, лаборатории общей педагогики Научно-исследовательского института педагогических наук Таджикистана и кафедры общественных наук Высшей пограничной школы Комитета по охране государственной границы Республики Таджикистан, Военном институте Министерства обороны Республики Таджикистан. Представителями указанных подразделений предлагалось использовать основные положения данной диссертации на теоретических и практических занятиях со слушателями, курсантами. Сроком апробации определялся второй семестр учебного года и результаты превзошли все ожидания. Усвояемость учебного материала в отдельных группах вырос на 20-25%, что нашло широкое одобрение среди преподавателей Высшей пограничной школы Комитета по охране государственной границы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в Республике Таджикистан исследуется проблема подготовки будущих офицеров пограничников в связи с передачей в 2005 году охраны государственной границы от Российской Федерации под юрисдикции Республики Таджикистан. В работе рассматривается организация учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями современных образовательных технологий, а также практических рекомендаций должностным лицам по планированию и организации подготовки офицеров пограничников в современных условиях (наркотики, терроризм). Разработана дидактическая система, позволяющая организовать и подготовить будущих офицеров пограничников в Республике Таджикистан в условиях обретения независимости.
Представлены методики разработки учебных планов и программ и компьютерная программа подготовки будущих офицеров пограничников. Теоретическая значимость исследования заключается: -в раскрытии педагогических основ подготовки будущих офицеров пограничников;
-в определении сущности, структуры и содержания процесса подготовки будущих офицеров;
-в обосновании педагогических принципов, требований и условий процесса подготовки офицеров пограничников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
-определены цели, содержание, формы, методы и средства подготовки офицеров пограничников;
-определены основные направления повышения эффективности процесса подготовки будущих офицеров;
-разработаны инструктивные и методические материалы, типовые планы и программы;
-внедрена и разработана дидактическая система подготовки будущих офицеров пограничников.
Этапы и процедура исследования:
На первом этапе (1999-2001 гг.) особое внимание уделялось анализу передового педагогического опыта подготовки будущих офицеров в военных учебных заведениях Республики Таджикистан. Анализировались также недостатки и упущения педагогического опыта, имевшие место в практике обучения будущих офицеров. На этом этапе проведен анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, где выдвинуты основные положения исследования.
На втором этапе (2001-2003 гг.) проведено изучение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса; проведен анализ методов, форм и средств подготовки курсантов; проанализированы пути совершенствования учебного процесса на основе навыков выполнения нормативов по боевой подготовке.
На третьем этапе (2003-2005 гг.) завершена экспериментальная проверка технологий совершенствования обучения; определены и экспериментально подтверждены дидактические условия её эффективности.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение: 
ВЫВОДЫ
1. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что система интенсивной боевой подготовки является многофункциональным процессом, обеспечивающим подготовленность офицеров, прапорщиков, курсантов и личного состава к выполнению своих функциональных обязанностей. Процесс боевой подготовки функционирует эффективнее как педагогическая система как целостный процесс.
В содержательном плане целостность процесса интенсивной боевой подготовки обеспечивается отражением в цели и содержании обучения, накопленного будущими офицерами пограничных войск во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой педагогической деятельности командиров; начальников, опыта эмоционально-целостного иволевого отношения к служебно-боевой деятельности; психологической готовности к действиям в экстремальной обстановке.
2. Реализация основных элементов содержания обучения реализация единства обучающих, воспитательных, развивающих функций психологической подготовки, цели процесса боевой подготовки.
В организационном плане процесс боевой подготовки приобретает свойства целостности, если обеспечивается единство:
- процесса приведения содержания обучения в соответствие с современными требованиями, совершенствования и развития учебно-материальной базы;
- процесс взаимодействия обучающего и обучаемого;
- процесса руководства учебной деятельности обучаемых, овладение ими знаниями и развитие у них умений и навыков;
- процесса освоения содержания обучения обучаемыми в различных формах с помощью оптимальных методов.
3. Эффективность интенсификации боевой подготовки во многом обеспечивается за счет напряженности учебного процесса обучающих и обучаемых при рациональных затратах боевой подготовки их усилий и времени, а также активность субъектов и объектов боевой подготовки по поиску и использование наиболее эффективных форм, методов и средств, оптимальных для данных условий.
Отличительной особенностью педагогического моделирования в дидактической системе углубленного обучения является то, что оно организуется и проводится для обучения личного состава и слаживанияподразделений.
Полученный в ходе занятий опыт призван сыграть решающую роль в плане формирования у обучаемыхмышления и развития индивидуальных способностей.
4. Моделирование профессиональной деятельности в процессе боевой подготовки рассматривается в качестве одного из подходов к решению проблемы совершенствования практической подготовки будущихофицеров пограничных войск, где в качестве модели их возможных действий выступает комплекс задач,заданий и упражнений.
Создание комплекса задач и заданий, наиболее полно охватывающих подготовку с целостной, профессиональной и служебно-боевой деятельностью, но в плане не столько системы знаний, сколько необходимых умений и навыков для решения боевых задач по отношению к которым знания будут выступать как информационное обеспечение. Формирование содержания такого комплекса задач и заданий реализуется в дидактической системе углубленного обучения не от учебной дисциплины, а от конечного результата боевой подготовки.
5. Организация интенсивной боевой подготовки - это период управленческой деятельности, в ходе которого осуществляется: сбор и анализ данных о состояниях обучения и воспитания обучаемых, а такженаправленности, целях, задачах и условиях, в которых предстоит проведение мероприятий боевой подготовки; принятие решения; планирование боевой подготовки; постановка задач подчиненным; организация взаимодействующих субъектов охраны государственной границы; организация обеспечения проводимых мероприятий.
6. Контроль и оптимизация хода подготовки - это период управленческой деятельности, организуемый и осуществляемый с целью проверки степени и качества выполнения задач боевой подготовки, оказания практической помощи начальникам (командирам), органам управления и организации боевого обучения, подготовке и проведении наиболее важных мероприятий боевой подготовки, выработке мер по ее совершенствованию и др. Включает определение объектов, сроков и вопросов контроля, назначение и подготовку исполнителей, непосредственное осуществление контроля.
7. В военных учебных заведениях, местах службы разработана и внедрена в практику боевой подготовкидидактическая система углубленного обучения будущих офицеров пограничных войск. Её основными отличительными чертами являются:
- единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки будущих офицеров пограничных войск;
-высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала и овладения им;
- высокая активность и самостоятельность обучаемых;
- качественное боевое слаживание подразделений в процессе ускоренной доподготовки;
- насыщенность занятий, тренировок, учений современными техническими средствами;
- максимальное приближение обучения к служебно-боевым условиям.
Основы этой системы закладываются в учебные планы и программы боевой подготовки. В соответствии с этими основами и принципами обучения, выявляются и устанавливаются связи между ними, организуется материальное обеспечение процесса боевой подготовки.
Таким образом, основные направления совершенствования подготовки офицеров пограничных войск в условиях суверенной Республики Таджикистан показывают, что пути и средства эффективности дидактической системы находятся в постоянной взаимосвязи с интенсивностью служебно-боевой деятельности в современных условиях (борьбы с терроризмом, наркотиками и экстремизмом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность системы подготовки будущих офицеров исходит из того, что дидактический процесс осуществляется в рамках педагогической системы. К числу основных компонентов педагогической системы относятся: цели, содержание, средства, формы, методы, учебно-материальная база, субъекты и объекты.
Концепция эффективности системы подготовки будущих офицеров строится на основе системного комплексного подхода к анализу и построению процесса обучения учитывает закономерные связи между компонентами военно-педагогической системы, имеет развитый понятный аппарат; включает диалектически единую совокупность принципов, придает первостепенное значение разработке системы частных методик и ядра содержания, а также системы средств, методов и форм обучения, закрепляет за обучающим роль центральной фигуры в конструировании эффективной системы обучения и ориентирует деятельность обучающих на более полный учет и использование познавательных возможностей, а также активизацию деятельности обучаемых.
Системный подход требует охвата всех сторон и связей процесса подготовки будущих офицеров. Концепция эффективности системы подготовки отражает ту точку зрения, в соответствии с которой целью должен быть системный анализ и использование методики проектирования и осуществления процесса подготовки будущих офицеров.
Ведущие положение концепции эффективности системы подготовки должна, очевидно, вскрывать во взаимосвязи как сущность собственно интенсификации обучения, так и психологические механизмы, обуславливающие функционирование и развитие этого процесса. В данном диссертантом исследовании показывается, что к числу основных положений, рассматриваемых концепцией, принадлежат следующие:
- структуры процесса углубленного обучения тесно взаимосвязаны с соответствующими структурами военно-педагогического процесса;
- эффективность боевой подготовки тесно сопряжена с эффективностью процесса обучения. К ведущим средствам углубленного обучения принадлежат: методы и средства формирования учебного материала, методы структурирования содержания материала, методы и средства обучения, организационные формы обучения, методы и средства формирования мо-тивационно-эмоциональной сферы личности и ее активизации. В ходе экспериментальной работы по эффективности системы подготовки установлено, что процесс эффективности процесса подготовки будущих офицеров пограничных войск многократный и диалектический, в ходе осуществления которого возникает ряд противоречий, к основным из них относятся: -противоречие между требованиями к преподавателям и начальникам по боевой подготовке будущих офицеров пограничных войск и уровнем их методической готовности к этой работе;
-противоречие между затраченными усилиями всех участников системы подготовки будущих офицеров и полученными результатами, эффективности боевой подготовки будущих офицеров пограничных войск; -противоречие между объективной необходимостью комплексной деятельности преподавателей и начальников при интенсификации процесса обучения будущих офицеров пограничных войск и возможностями ее реализации в военно-педагогическом процессе;
-противоречие между необходимостью использования современной учебной материальной базы для эффективности боевой подготовки будущих офицеров пограничных войск и возможностями для этого существующей учебной материально-технической базы.
Разрешение выявленных противоречий является главной движущей силой эффективности системы подготовки будущих офицеров.
В ходе нашего исследования установлено, что процесс эффективности функционирует и развивается в полном соответствии с закономерностями военно-педагогического процесса. Взаимодействие междуобучающими и обучаемыми является центральным звеном углубленного обучения. Эффективность предполагает контактное взаимодействие на обучаемых, соответствует их познавательным возможностям и характеру учебной деятельности.
Следующей закономерностью углубленного обучения будущих офицеров пограничных войск является моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых с требованиями охраны государственной границы в современных условиях (терроризм, наркотики).
Это означает, что на занятиях и учениях необходимо создавать интеллектуальное, моральное, психологическое и физическое напряжение, соответствующее боевому, максимально приближать обстановку обучения к боевым условиям, не допускать послаблений и вредных упрощений, преодолевать у обучаемых и обучающих чувство условности. От руководителей занятий требуется} чтобы напряжение у будущих офицеров пограничных войск не приводило к перегрузкам, следует выбрать оптимальные формы, методы и средства обучения.
Результаты диссертационного исследования показали, что успех в большей мере зависит от всестороннего учета психологических характеристик мастерства, от общего и профессионального развития будущих офицеров пограничных войск.
В ходе боевой подготовки происходит обучение не только личного состава, но и слаживание подразделений как единого целостного организма, способного выполнять любые боевые задачи. Важнейшей особенностью подготовки будущего офицера пограничных войск является ее резко выраженнаянаправленность. Становление будущего офицера пограничных войск по настоящему происходит в процессе полевой выучки. В полевых условиях каждый будущий офицер пограничных войск и воинский коллектив приобретают умение практически применять технику и оружие, а также успешно действовать в любой, самой сложной обстановке. Здесь же происходит боевое слаживание подразделений для выполнения боевых задач и психологическая закалка личного состава.
Ведущие нормативные требования военной дидактики зафиксированы в ее принципах. Поэтому система принципов военной дидактики с полным основанием относится к факторам интенсификации боевой подготовки. В этой связи представляет особый практический интерес проблема применения аксиоматическогоподхода к построению в рамках дидактической теории процесса учения.
В работе в качестве исходной системы принципов учения применены следующие принципы: необходимости мотивации учебной деятельности, сознательности и активности, оценки усвоения деятельности,познавательной самостоятельности.
На основе соотношения требований процесса военной дидактики и системы процесса учения в работе делаются выводы:
1.Bce идущие со стороны обучения причинные факторы, которые реализуются в военно-педагогическом процессе, детерминируют реальное состояние и структуру учения в каждый данный момент в зависимости от того в какой мере имеющиеся внутренние условия это позволяют.
2.Конкретная структура учения в каждый период функционирования определяется прежним опытом знаний и навыков, а также познавательными возможностями обучающегося.
3.Обучение не должно ограничиваться только актуальным развитием обучающегося, оно должно быть таким, чтобы открывались реальные возможности в детерминации состояния и структуры процесса учения.
4.Состояние и порядок выполнения операций, входящих в процесс учения, зависят не только от того, могут ли выполнить их обучающиеся вообще, но и от характера организации процесса их усвоения в обучении.
В данном диссертационном исследовании поиск дидактических средств совершенствования процесса обучения на основе этих выводов тесно увязывался с разработкой соответствующих средств реализации учебного процесса и требований теории поэтапного формирования умственных действий.
В исследовании в ходе подготовки и обучения будущих военных специалистов большое распространение получили учебно-тренировочные карты, которые обеспечили эффективное усвоение будущими офицерами пограничных войск знаний и формирование у них необходимых деятельности качеств.
Проводя с курсантами учебных взводов экспериментальное исследование по уточнению содержания процесса усвоения знаний, диссертант ставил задачу - выявлять условия организации учебной деятельности, соблюдение которых повышает интенсивность овладения обучающимися предметами и оперативными сторонами деятельности. Оказалось, что изучаемые условия тесно связаны с уровнем владения курсантами следующими умениями:
1.Сознательно ориентироваться в предмете учебной деятельности.
2.Производить перенос, приспособление старых навыков и умений к решению новых задач.
3.Уменьшать общую мышечную напряженность, устранять лишние движения и сокращать паузу между отрезками действий.
Формирование навыков и умений становится более эффективным, если оно осуществляется одновременно и последовательно в трех формах: материальной, речевой, умственной.
Материальная форма предполагает пользование оперативными планами, картами, схемами, чертежами, рисунками учебными моделями, показаниями специальных приборов. Это организует действие воина, направляет его и дает возможность коррекции. В речевой форме постановка задач выполняется по предварительному боевому распоряжению вслух. При этом важно, чтобы речевые выражения действия были точными по смыслу. Такая "речевая" отработка действия является существенным условием его основания, средством научить воина правильно мыслить о действии. В умственной форме обучаемый, выполняя задание, представляет весь ход действия "в уме" (в виде идеомоторной тренировки).
Современная боевая техника требует от воинов высокой точности, скорости и устойчивости в работе. Достижение высоких результатов при работе с техникой возможно лишь при максимальной собранности, организованности и ответственности каждого воина, согласованности в действиях личного состава, расчета, экипажа. Все это усложняет деятельность обучаемых и обучающих. Чтобы успешно обучать подчиненных, командиру необходимо понимать и учитывать психологические процессы, которые возникают у обучаемых при работе с материальной частью, учить будущих офицеров пограничных войск действовать быстро, четко, уверенно, по малейшим признакам улавливать отклонения от нормы в системе "человек-машина" и незамедлительно принимать меры для их устранения.
С целью привития будущим офицерам пограничных войск навыков работы на боевой технике и их контроле в ходе экспериментальной работы мы широко применяли тренажеры. Диссертантом установлено, что тренажеры могут моделировать различные ситуации боевой деятельности, управления войсками и специальными подразделениями с помощью автоматизированных средств, а также позволяют отрабатывать методику проведения проверок и регламентных работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации техники и вооружения. Кроме того, применение тренажеров экономит ресурс техники, обеспечивает продления срока ее службы и создает условия для безопасности будущих офицеров пограничных войск при формировании у них первичных навыков вождения боевых машин, стрельбы из стрелкового оружия.
В ходе экспериментальной работы, тренажеры значительно интенсифицировали процесс боевой подготовки, повысили активность обучаемых, их заинтересованность в достижение высоких показателей в боевой учебе.
Таким образом, совершентсвование учебного процесса по подготовке офицеров пограничных войск Республики Таджикистан предусматривает: формирование профессионально-подготовленных национальных кадров; их идейно-политическую зрелость; навыки организаторской и управленческой деятельности современного специалиста пограничных войск.
Специалиста сегодняшнего дня должно отличать высокая общая культура, инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать грамотные решения и активно проводить их в жизнь по защите и охране государственной границы.
Список литературы: 
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
2. Александров А.И. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения\\Информатика и образование. 1993. № 5. С.7-25.
Третий Артамонов BC, Кабанов А.А., Трофимов А.Б., Дунин Г.С., Лаптев Û.V. Primenenie vyčislitelnoj методы Военно V-sociologičeskih issledovanii: Učebnoe пособие. СПб. VVKU МВД России, 1995. 154.
4. Архангельский С.И. Использование технических средств в учебном процессе. М.: Высшая школа, 1979. 170с.
5. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 120с.
6. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. 74с.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения личности. М.: Мысль, 1976. 157с.
8. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.:3нание, 1985.79с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1982. 1992с.
10. Бабанский Ю.К. Проблемы эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 168с.
11. Бабанский Ю.К. Эффективность процесса обучения. М.: Знание, 1987. №6. 83с.
12. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 194с.
13. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение-итоги подведены-проблемы ос-таются\\Вестник высшей школы. 1985. № 11. С. 12-18.
14. Барабанщиков А.В. Военная психология и педагогика. М.: Воениздат, 1986.217с.
15. Барабанщиков А.В. Главные методологические основы\\Вестник высшей школы. 1972. № 8. С.11-17.
16. Барабанщиков А.В. О закономерностях военно-педагогического процесса.1. М.: ВПА, 1972.69с.
17. Барабанщиков А.В. Основные направления работы кафедры по интенсификации учебного процесса. М.: ВПА, 1984. С.2-20.
18. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры)\\Советская педагогика. 1982. № 1. С.70-78.
19. Барабанщиков А.В. Сосредоточить внимание на коренных проблемах\\ Вестник высшей школы. 1972, № 10. С. 17-28.
20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 197с.
21. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технически обучающих систем. Воронеж: Университет, 1977. 304с.
22. Битинос Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы\\ Педагогика. 1993. № 2. С.10-16.
23. Блинов В.М. Эффективность обучения. (Методологический анализ определения этой категории вдидактике). М.: Педагогика. 1976. 228с.
24. Блонский П.П. Память к мышлению. М.: Просвещение. 1964. 482с.
25. Блоум Ф. И., Ленчевский Ю. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1998.237с.
26. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 272с.
27. Бордавская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304с.
28. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 462с.
29. Варгин AP / / Характеристики. Yanvary 2006 года. Москва. С. 19-23.
30. Выгодский Л.С. Соб. сочинений. М., 1983. 483с.
31. Выступление Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова на встрече с работниками отрасли образования страны «Сфера образования: стратегические направления государственной политики»//Народная газета, 28 декабря 2005года.
32. Вяткин Л.Г. Психолого-дидактические основы перестройки учебного процесса в вузе:Пути совершенствования учебного процесса в вузе Саратов:
33. Университет, 1993. С.5-12,
34. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. 185с.
35. Гинецкий В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. 467с.
36. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. М., 1987. 347с.
37. Григорьева Е.А. Метод оценивания (рейтинг) как совокупность опера-ций./В кн. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. ЛГУ, 1976. С.9-13.
38. Давыдов В.П. Исследования пути повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: Диссертация докт. пед. наук М., 1977. 329с.
39. Давыдов В.П. Методы обучения//В кн.: Психология и педагогика высшей военной школы./Под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. С.234-252.
40. Дедяев Ю.М. Близость офицеров к подчиненным. М., 1998. 41с.
41. Джураев Р.Х. Педагогические закономерности интенсификации процесса профессионального обучения: Сб. науч. докл. Ташкент, 1993. С.73-77.
42. Джураев RH Теория и практика подготовки intensifikatsii professionalynoy uchashtihsya proftehuchilisht .Ташкент: Фан академик Nauck М.А., 1992 года. 259s.
43. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуминат. изд. центрВладос, 2000. 432с.
44. Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956. С.30-42.
45. Дьяченко М.И. Психологический анализ воинской деятельности//В кн.: Основы военной психологии ипедагогики. Под ред. А.В. Барабанщикова М.: Воениздат, 1981. С. 150-163.
46. Загвязинский В.И. Методология и методико-дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160с.
47. Закон Республики Таджикистан «О Государственной границе Республики Таджикистан» от 1.08.1997 года, № 481.
48. Зимичев A.M. Создание автоматизированных систем ускоренного обучения для средних ПТУ. JI., 1986. 111с.
49. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логол, 2001. 384с.
50. Зозина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элемен-ты//Советская педагогика. 1983. №10. С.28-36.
51. Иванов А.Е. Системный подход к подготовке специалистов широкого профиля. Киев: Высшая школа, 1983. 53с.
52. Ильина Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы./В кн. Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1979. №6. С.51-66.
53. Калашников А.Г. Проблема только teoreticheskoy препаратов и препаратов prakticheskoy slushateley . М.: VPA 1982 года. 105 должно быть.
Пятьдесят четвёртый Kagermân до н.э., Garunov M.G., Semušina L.G. и другие. Perspektivnye napravlenii и методологии Обновления soderžaniâ različnyh Видов подготовки студентов V Vuze. М.: 1997. 48s.
55. Камолов С. На защите Государственной границы Родины. Душанбе, 1992. 347с.
56. Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитоло-гию//Социос. 1993. №8. С.45-54.
57. Karamshoev Д. и И. Harkavchuk Pogranichniki Памира и жителей. Публикация "В мире", 1995. 148.
58. Керр С. Новые информационные технологии и реформа школы: Информатика и образование. М., 1993. №5. С.117-123.
59. Конституция Республики Таджикистан от 6.11.1994 года с изменениями и дополнениями. Душанбе. 2004. 81с.
60. Корчемный П.А. Психология лётного обучения. М.: Воениздат, 1986. 157с.
61. Костяшкин Э.Г. Проблемы опытно-экспериментального прогнозирова-ния//Советская педагогика. 1983. №6. С.37-51.
62. Кравчун Н.С. Основные этапы развития советской военной педагогики//В кн.: Военная педагогика: Учебное пособие для высших военно-политических училищ. Коллектив авторов. М.: Воениздат, 1973. 367с.
63. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара,1994. 211с.
64. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264с.
65. Кузмина Н.В., Тихомиров С.В. Методогические проблемы вузовской пе-дагогики//В кн.: Проблемы педагогики высшей школы. JL: ЛГУ, 1072. С.6-43.
66. Курс практической психологии: Учебное пособие для высшего управленческого персонала/Состав. P.P. Кашапов. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. 444с.
67. Кэмпбель Д.Г. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследований. М.: Прогресс, 1980. 390с.
68. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.347с.
69. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186с.
70. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся, какими они должны быть. М.: Знание. 1978. №6. 76с.
71. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс//Педагогика. 2001. №1. С.24-32.
Семьдесят второй Litvinskij Б.А., Мухтаров А.М. История в tadžikskogo людей: Učeb. Пособие. Душанбе: Maorif 1992 года. 128S.
73. Литовец Д.И. Направления дальнейшего совершенствования тактической подготовки выпускников вузов/Научно-методический сборник. М.: В А, 1987. №33. С.27-47.
74. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. 522с.
75. Лобов В.Н. Военная хитрость. М.: Логос, 2001. 472с.
76. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448с.
Семьдесят седьмой Переломы добросовестно Čełoviek и техники. М.: Наука, 1966. 148.
78. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сосфена. PM Beskina., Доктор медицинских наук Виноградов . М.: Просвещение, 1988. 304 с (б-ка учителя. Пед. Razdumyya).
79. Макашин А.П., Минаков A.M. Целевая интенсивная подготовка специалистов. Л.: ЛГУ, 1987. 247с.
80. Макашов В.Я. Подготовка студентов к самостоятельной работе: Актуальные проблемы педагогики учебного процесса в вузе. Саратов: Университет, 1993. С.28-33
81. Малышев А.А., Сведин С.И. Эффект поэтапного метода//Знаменосец. 1977. №11. с.58-70.
82. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 230с.
83. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1985. 240с.
84. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.68с.
85 Методология stroevoй препаратов. Под заказ. ID Gulevicha. М., 1977. 176s.
86. Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. П.Р. Атутова, М.И. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. 240с.
87. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 172с.
88. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 268с.
89. Михайлов А.Н. Основы одиночной и общевойсковой подготовки военнослужащих ВВ и сотрудников МВД РТ. Душанбе, 2004. С.69-82.
90. Михайлов А.Н. Методические рекомендации начальнику пограничного поста по проведению занятий по боевой подготовке. Душанбе: Санодвора, 2000. 39с.
91. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. 375с.
92. Монахов В.М. Обновление методической системы обучения/УСоветская педагогика. 1989. № 1. С.21-28.
93. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование. Шуя, 2000. 297с.
94. Николаев Д. Безопасность информационно-технических систем: Пограничник содружества. М., 2005. С.9-11.
95. Николаев А.Ч. От войсковой структуры к специальной государственной службе: Пограничник содружества. М., 1967. С.61-64.
96. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.:Гуманит. изд. центр Владос, 1999. 320с.
97. Нозимов С.С. Основы строевого обучения: Методическое пособие. Душанбе, 2003.
98. Нозимов С.С. Сборник нормативов по боевой и физической подготовке: Учебное пособие. Душанбе, 2003.
99. Околелов О.П. О дидактических средствах интенсификации процесса обучения: Тез. докл. Всероссийской научно-метод. конф. "Проблема повышения качества подготовки студентов вузов и перспективы перестройки учебного процесса". Барнаул: АГУ, 1992. С.210-212.
100. Околелов О.П. Система углубленного обучения в вузе. Липецк: Педини-ститут, 1992. 137с.
101. Основы военной акмеологии: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений. /Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского и др.: в 2 ч. М.: МО РВ, 1996. ч.1. 314с; ч.2. 415с.
102. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов. Под ред. В.И. Кру-това, В.В. Попова. М.: Высшая школа, 1989. 400с.
103. Основы общей и прикладной акмеологии. Редк. А.А. Бодалев, А.А. Дер-кач, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев. М.: РАГС и В А им. Ф.Э. Дзержинского, 1955.388с.
104. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы. /Состав. Граф B.C., Ильясов ИИ, Ляудис В.Я. М.: МГУ, 1981. 106с.
105. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения и технически обучающих систем. Под ред. В.П. Беспалько Воронеж: Университет, 1977. 304с.
106. Панасюк А.Ю. Убеждающее воздействие. М., 1993. 87с.
107. Павлов И.П. Избранные труды. М:. АПН РСФСР, 1951, С.35-38.
108. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных за-ведений./В.А. Сластенин и др. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 200. 512с.
109. Педагогическая практика: Метод управления./Сост. Кузьмина Н.В., Гене-цинский В.И. Л.: ЛГУ, 1983. 72с.
110. Педагогическая прогностика: Методика, теория, практика. Под ред. Б.С. Гершунского. Киев: Высшая школа, 1986. 200с.
111. Педагогический поиск. Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. 544с.
112. Педагогическое прогнозирование профессионально-технической подготовки будущего специалиста. Под ред. С.Я. Батышева, Б.С. Гершунского. М., 1986. 167с.
113. Пейсахов Н.М. Прикладная психология в высшей школе. Казань: Университет, 1979. 159с.
114. Пидакситый П.И. Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов. М.: МГУ, 1982. 152с.
115. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли людей по их жестам. Новгород: АйКью, 1992. 197с.
116. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2-х кн. Кн.1 Общие основы: Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 576с.
117. Пологский В.М. Оценка качеств научно-педагогических исследований. М., 1987. 178с.
118. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об образовании Комитета по охране Государственной границы при правительстве Республики Таджикистан» от 1.02.1997 года, № 57.
119. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об образовании Таджикского Высшего пограничного училища в г.Гиссаре». от 11.06.2001 года., №256.
120. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об увеличении личного пограничного состава» от 5.08.1997 года., № 346-9.
121. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан
122. Об образовании Управления по охране Государственной границы Государственным комитетом Республики Таджикистан по национальной безопасности» от 28.12.1992 года., № 989.
123. Построение ориентировочной системы деятельности. Под ред. Н.А.Галатенко. М.: ММИ, 1978. 158с.
124. Проблема единства подготовки теоретической и практической подготовки слушателей. Под ред. А.Г. Калашникова. М.: ВПА, 1982. 105с.
125. Проблема интенсификации учебного процесса в вузах: Материалы науч-но-практ. конф. Гомель, 1985. 165с.
126. Проблемы интеграции учебного процесса в высшей школе. М.: МИНХ, 1987. 97с.
127. Проблемы интенсификации и автоматизации профессионального обучения. Под ред. A.M. Зимичева. JL: ВНИИ протехобраз.,1987. 78с.
128. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Ассоциация Профессиональное образование, 1999. 904с.
129. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1991. 384с.
130. Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности: Сб. ст. под ред. А.В. Петровского и Г.А. Китайгородской. М.: МГУ, 1986. 122с.
131. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.287с.
Сто тридцать второй 132. RahmatulinaРахматулина F.M. Ф.М. Мотивация основа учебной и познавательнойактивности личности. В кн.: Психологическая служба в вузе. Казань, Университет, 1981. С.87 109.
133. Рахмонов Э.Ш. Независимость-бесценный дар. Душанбе: Свободный Восток, 2001.С.94.
134. Рахмонов Э.Ш. Независимость-бесценный дар. Душанбе: Свободный Восток, 2000. №94. С.4-41.
135. Раченко И.П. Научная организация труда учителя. М.: Педагогика, 1988.207с.
136. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: в 2т. т.1. М.: Педагогика, 1989. С.208-483. (Труды д. чл. и чл.-кр. АПН).
137. Рубинштейн C.J1. Психологический словарь: в 2т. т.2. М.: Педагогика, 1989. С. 14-49.
138. Сборник нормативов по боевой подготовке внутренних войск МВД СССР М., 1982.
139. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Кн.1. М.: Воениздат, 1991.255с.
140. Семенюк С.И. Изучение правил стрельбы по УТК//Военный вестник. 1987. №1. С.9-17.
141. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика:Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисцип.: "Физическая культура". М.: Терра-Спорт, 2000. 272с.
142. Скаткин М.И. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.206с.
143. Скаткин М.И. Активизация познавательной деятельности обучаемых. М.: Наука, 1965.211с.
144. Сластенин В.А. О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя. М.: Высшая школа, 1985. 167с.
145. Сойбель А.Г., Волкова Г.А. Эффективность учебного процесса по лабораторным и практическим занятиям с использованием ТСО. М.: Просвещение, 1985. 152с.
146. Солмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: МГУ, 1981. 89с.
147. Стебнева Г.Г. Эффективность обучения с помощью ЭВМ. М.: Педагогика, 1989. 203с.
148. Степанов В.Я. Социальное понятие "структура" и вопрос ее категориаль-ности. Проблемы методики и логики науки. Томск: Университет, 1979. 67с.
149. Столяренко Л.Д. Психология. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 448с.
150. Структура и механизм творческой деятельности. Под редакцией Калошиной И.П. М.: МГУ, 1983. 102с.
151. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987. 103с.
152. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1973. 72с.
153. Сведин С.И. Психология и эффективность обучения воинов связистов. М.: Воениздат, 1980. 184с.
154. Сведин С.И., Малов C.JI. Телеграфистов можно готовить быст-ро//Военный вестник. 1973. №8. С.40-55.
155. Талызина Н.Ф. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. 472с.
156. Талызина Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977. 72с.
157. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 175с.
158. Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. 97с.
159. Терентьев С.Н. О системе оценки знаний, навыков, умений курсантов. Харковь, 1979. 69с.
160. Технические средства обучения в учебном процессе. Под ред. А.А. Золотарева. М.: ВА, 1985. 257-259 с.
161. Техническое и профессиональное образование и подготовка для двадцать первого века. ЮНЕСКО, 2003. С.58-59.
162. Текущий архив Комитета по охране государственной границы Республики Таджикистан. Душанбе, 2006г. 136с.
163. Тонкаев О.П. Оптимизация учебного процесса//Военная мысль. 1983. № 3. С.47-54.
164. Тухачевский М.Н. Избранные произведения. М., 1964, т.2. 171с.
165. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 346с.
166. Учебно-методические основы организации процесса подготовки курсантов в учебных подразделениях с применением принципов планомерного и поэтапного привития знаний и навыков: Учебное пособие. В.П.Кулиш, Б.И. Хозиев, Н.И. Найдин и др. М., 1987. 96с.
167. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии//Педагогические сочинения в 6т. т.2. М.: Педагогика, 1988. С. 122-217.
168. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы//Педагогические сочинения: в 6т. т.1. М.: Педагогика, 1988. С. 160-176.
169. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии//Педагогические сочинения: в 6т. т.2. М.: Педагогика, 1988. 81с.
170. Ушинский К.Д. Три элемента школы//Педагогические сочинения: в 6т. т.1. М.: Педагогика, 1988. С. 177-193.
171. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значе-нии//Педагогические сочинения: в 6т. т.2. М.: Педагогика, 1988. С.8-26.
172. Ушинский К.Д. Собр. соч. т.8. М-Л.: АПН РСФСР. 1950. С.251-254.
173. Феденко Н.Ф. Мышление и речь в воинской деятельности//В кн.: Основы военной психологии и педагогики. Под ред. А.В. Барабанщикова М,: Воениздат, 1981. С. 60-75.
174. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Воронеж, 1996. 147с.
175. Флеминнг Ф. Пути преобразования. Пер. с англ. Д. Иваненко. Киев: Ника-центр, 1997.368с.
176. Фоменко В.П. Использование эффективности проблемного обучения на преподавании военно-технических наук: Диссертация канд. пед. наук. М., 1981.218с.
177. Фрейд 3. Психология безсознательного. М.: Прогресс, 1990. 448с.
178. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 75с.
179. Фридман Л.М., Турецкий Е.Е. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1984. 175с.
180. Фром Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430с.
181. Функциональный игропроцесс в системе подготовки военных кадров. Под общ. ред. A.M. Герасимова. М.: ГАВС, 1993. 209с.
182. Хекхаузен X. Мотивация достижения. В2т. М.: Педагогика, 1984. 1 Юс.
183. Хозиев Б.И. По специальным картам//Знаменосец. 1986. №2. С.32-40.
184. Хозиев Б.И., Костюченко А.В. Учебно-методические основы организациипроцесса подготовки курсантов в учебных подразделениях с применением принципов теории планомерного и поэтапного формирования. М.: Воениздат, 1991.93 с.
185. Худолеев Ю.Ф. Комплексные задания по курсу советская педагогика. М.: ВПА, 1983. 69с.
186. Худолеев Ю.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976. 134с.
187. Целевая интенсивная подготовка специалистов. Под ред. A.M. Минакова, А.П. Лукошкина. Л.: ЛГУ, 1987. 247с.
188. Чернобаев А.А., Афанасьева Т.К. В целях интенсификации занятий. М.: Высшая школа, 1983. 79с.
189. Черчмен У., Акофф Р., Арноф Л. Введение в исследование операций. М.: Наука, 1968.486с.
190. Шапоринский С.А. Структура научного знания и обучения//Советская педагогика. 1984. № 1. С.39-44.
191. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: Проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989. 57с.
192. Шкадов И.Н. Вопросы обучения и воспитания в вузе. М.: Воениздат, 1976. 187с.
193. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. М., 1993. 245с.
194. Щербань В.А. В интересах практического обучения//Военный вестник. 1987. №9. С.73-82.
195. Шнейберг Я.А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических наук. М.: Высшая школа, 1984. 112с.
196. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144с.
197. Энциклопедия педагогического образования. Критерии. М., 1998. С.494-501.
198. Юдин Э.Г. Деятельность и системность//Ежегодник. Системные исследования. М.: Наука, 1977. С.11-37.
199. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей военной школе: Учебное пособие. М., 1991. 115с.
200. Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов. JI.: ЛГУ, 1986. 44с.
201. Ярошевский X. Мотивация достижения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1984. 176с.
Обратите внимание, представленные ниже научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов доставляемых из РГБ подобных ошибок нет.

Автореферат

200 руб.

Диссертация

500 руб.
Артикул: 231598

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами