Современная российская интеллигенция: мировоззренческие позиции в отношении религии
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Современная российская интеллигенция: мировоззренческие позиции в отношении религии :На материалах Республики Бурятия
Автореферат
Диссертация
Артикул: 90449
Год:
2000
Автор:
Алексеева, Мария Сергеевна
Učenaâ ctepen:
кандидат социологических наук
Место защиты диссертации:
Улан-Удэ
Код cпециальности ВАК:
22.00.04
Специальность:
Социальная структура, социальные институты и процессы
Количество cтраниц:
166
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ.
1.1. Религиозность интеллигенции: сущность и критерии
1.2. Условия и факторы изменения позиций в отношении религии
ГЛАВА 2 ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ.
2.1.Социально-профессиональная структура и религиозность интеллигенции
2.2. Мировоззренческий аспект религиозности интеллигенции.
2.3.Участие интеллигенции в отправлении религиозного культа.
Введение:
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. С начала 90-х годов t произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества. Глубокий сдвиг произошел и в его духовно-нравственном укладе. Образовался мировоззренческий плюрализм, в российскую культуру были включены неиспользовавшиеся ранее пласты дореволюционной культуры, достижения общественной мысли зарубежья. В процессе демократизации общества потребовались новые подходы в понимании значения религии и атеизма, соотношения науки и религии. Возросли внимание к мировоззренческим проблемам, спрос на их разработку, в ряду которых: упадок авторитета современной науки, конец веры в разум и, вместе с тем, незаполненность сознания, мировоззренческий вакуум, усиление иррационализма, религиозной веры, попытки выработки основ целостного мировоззрения как ответная реакция на явления социальной аномии. Вполне естественно, что наиболее наглядно процессы современной дегуманизации общества отразились на интеллигенции, ее отношении к основным мировоззренческим вопросам, в частности, к религии. Интеллигенция, которой всегда была присуща тонкая нравственная рефлексия, не могла не отреагировать на появившиеся негативные явления и процессы в духовно-нравственной сфере. Так как интеллигенция имеет непосредственное отношение к определению, нахождению путей, способов выхода из сложившейся ситуации, значимость изучения проблем этой социальной общности, ее мировоззренческих позиций в наше время, бесспорно, актуализируется. Ведь именно интеллигенция несет в массы сомнения в прочности и вообще необходимости для общества "краеугольных камней" мировоззрения и выступает инициатором идеологических и социально-политических экспериментов. Интеллигенция, являясь носительницей мировоззрения, играет важную роль в разработке миросозерцания, способов и форм его передачи всем членам общества. Поэтому совершенно небезразлично, какие мировоззренческие убеждения, установки присущи этой социальной группе. Несет ли она доброе, справедливое в сознание масс, поступает ли в соответствии с декларируемыми ценностями . В последние годы в плане религиозного самоопределения представители интеллигенции, как показываютсоциологические опросы, стали все чаще относить себя к верующим. Многие из них, особенно в среде управленческой и художественной интеллигенции не только не скрывают своей религиозной приверженности, но и подчас демонстрируют ее. Правда, выяснилось и то, что между этой, в ряде случаев, показной религиозной активностью и подлинной религиозностью может быть глубокая пропасть. В публикациях на эту тему появились цифровые показатели возросшей религиозности исследуемой социальной группы (прежде всего, по показателю самоидентификации) и, в то же время, -значительный скептицизм по этому поводу, разнообразие оценок.
В связи с вышесказанным, нам представляется необходимым обстоятельное исследование, выясняющее, какова религиозность обследуемой группы в действительности, как отразились на мировоззренческих позициях в отношении религии интеллигенции поликонфессионального региона исторически долго протекавшие процессы взаимовлияния, частичной ассимиляции основных культур региона, какое место занимает культово-ритуальная практика в жизни интеллигенции Бурятии и насколько она адекватна исповедуемой религии - эти и многие другие вопросы, вне решения которых нельзя дать объективной оценки процессу возрождения религии в среде современной интеллигенции.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Изучение проблемы религиозности российской интеллигенции традиционно осуществлялось в различных аспектах: ее разработкой занимаются философы, социологи, историки, религиеведы. Многочисленная литература, так или иначе связанная с этой проблематикой и имеющая для нас значение, может быть сгруппирована - в целях удобства ее обзора - следующим образом.
Первая группа - труды ученых, учет которых важен при построении теоретической базы исследования, ее методологической основы. В них обосновываются общие подходы к изучению религиозности: рассматриваются понятие, сущность, явления религиозности, ее структурные компоненты, динамика, а также, система критериев, современные тенденции. Это, прежде всего, работы таких авторов как: Е. К. Арнаут, В. И. Гараджа, А. И. Демьянов, А. А. Лебедев, В. Г. Пивоваров, М. Г. Писманик, А. А. Подмазов, А. С. Попов, Д. М. Угринович и другие. Состояние и тенденции современной религиозной ситуации анализируют в своих трудах М. В.Голубева, А. А. Кырлежев, Л. Н. Митрохин, иеромонах Филипп (Симонов), Д. Е. Фурман, Р. Циприани и другие.
С возросшим влиянием мистицизма активизировалось изучение этого сложного феномена как на историко-философском, так и на социологическом уровнях. Исследованию мистицизма, нетрадиционной религиозности в целом, посвящены труды П. С. Гуревича, В. Ф. Миловидова, М. И. Шахновича, диссертации С. К. Калмыкова, С. В.Свистунова.
При разработке инструментария исследования в качестве методологической основы были привлечены также материалы проводившихся ранее в различных регионах России опросов населения, в том числе, интеллигенции. Это работы преимущественно двух исследовательских групп: Аналитического Центра при Президенте РАН (Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман) и Центра "Религия в современном обществе" при РНИСиНП (М. П. Мчедлов, А. А. Нуруллаев, Э. Г. Филимонов, Е. С. Элбакян и другие), а также исследования А. В. Аникина, Ю. П. Зуева, В. Д. Кобецкого, А. Малашенко, Е. Д. Руткевич.
Оригинальные философско-социологические исследования мировоззренческих ориентаций интеллигенции, включающие изучение разнообразных проявлений ее религиозных исканий, содержатся в диссертациях В. И.Колоскова, Е. А. Ботвинник, Д. Л. Дмитриевой и других. Однако, большинство отмеченных работ рассматривают проблемы религиозности в русле старой парадигмы, с установкой на преодоление религиозности как негативного явления и на активизацию, улучшение атеистической работы. Кроме того, проводившиеся ранее исследования выполнялись на основе различных методик, что не позволяет сделать их сравнительного анализа. Но дело не только в этом: в исследованиях либо не учитывается совокупность всех профессиональных отрядов интеллигенции, либо предмет исследования - какая-то одна сторона религиозности, чаще всего, мировоззренческая, либо акцент делается на изучении нетрадиционной религиозности, либо нет установления корреляционных зависимостей с социально-демографическими факторами.
Выделяются также труды, в которых рассматривается религиозность интеллигенции в ее историческом аспекте (Е. С. Ревякина, Ю. В. Семенова, Е. С. Элбакян ). Они интересны тем, что позволяют проследить динамику религиозности за достаточно большой период, насыщенный конкретными историческими событиями, понять корни мировоззренческих метаний интеллигенции серебряного века, а значит, лучше разобраться в феномене религиозности современной интеллигенции. Поэтому с особой значимостью изучаются сегодня публикуемые работы философов, писателей, ученых конца Х1Х-начала XX веков.
Бурятия занимает особенное историко-географическое положение, это республика, на территории которой проживают представители более ста национальностей с преобладанием русских и бурят, сосуществуют различные конфессии. Учитывая это, важно было также обратиться к исследованиям, проведенных с целью изучения религиозности в многонациональном обществе. Из незначительного числа подобных исследований последних лет выделяется диссертация О. С. Ихеновой "Этнокультурные факторы религиозности: Динамика и проявления в поликонфессиональном обществе". В то же время следует отметить преимущественно философский характер этой работы, имеющаяся же небольшая социологическая часть играет второстепенную роль. Значительный вклад в разработку проблемы в данном аспекте внесли аналогичные исследования в других регионах России. Изучая мировоззренческие ориентации в отношение религии современной интеллигенции Бурятии невозможно было обойтись без обращения к различным исследованиям, проводившимся на территории республики в предыдущие годы. В различные годы (в основном, с середины 60-х) на территории Бурятии социологические исследования религиозности проводились Н.И.Крючковым и Т.М.Михайловым (1966,1968,1979), Р.Ж.Жалсановой (1970), В.П.Мотицким (1970), Д.Д.Очировым (1973-1974), Ю.Б.Рандаловым (1970-е), группами сотрудников: сектора социологии БФ СО АН СССР (1968-1970-е), методического кабинета ИУУ (1973), отдела научного атеизма БИОН (1982-1985). При этом исследования указанных авторов носили различную предметную направленность. Конкретно-социологическое изучение отдельных вопросов ламаизма проводились такими учеными республики, как Л.Л.Абаева, Р.Е.Пубаев, Р.Ж.Жалсанова, Д.Д.Очиров, В.Б.Цыбикжапов. Вопросам синкретизма религий в Забайкалье посвящены работы Н.Л.Жуковской, К.М.Герасимовой. В разрезе социально-профессиональной, демографической структуры общества этот вопрос рассматривали Ю.Б.Рандалов, А.А.Плишкина, Г.Е.Манзанов. Шаманизму посвящены работы М.Д.Зомонова, Т.М.Михайлова, И.С.Урбанаевой и других. В целом этапы исследований в этой области обобщены и описаны М.Г.Брянским.1 В то же время необходим осторожный подход к оценке результатов опросов тех лет: вследствие жестких репрессивных мер в отношении верующих, особенно в интеллигентской среде (снятие с должностей, выговора, публичные "казни" на собраниях и т.д.), было небезопасно открыто исповедывать свою веру. Не могло быть речи о посещении храмов, ношении нательных знаков (креста,.).
При оценке стартовых процессов возросшей религиозности 90-х годов уходящего века оказывают помощь материалы "круглых столов", проводимых редакцией "Вопросы философии": "Культура, Нравственность. Религия" (1989), "Перестройка и нравственность"(1990), "Религия и политика в посткоммунистической России"(1992).
Вторая группа литературных источников - труды, посвященные проблемам мировоззрения, современного мировоззренческого кризиса, поиску основ целостного мировоззрения в ряду решений по данной проблеме. Историко-философское направление изучения мировоззренческих ориентаций в отношении религии и атеизма нашло свое отражение в литературе, посвященной проблемам религии и науки, религии и философии, религии и искусства, где изучаются эти
1 М.Г.Брянский. Конкрстно=социологичсскис исследования религии и атеизма в Бурятии//Атеизм и религия в Буря тип: Сб. ст.-Улан-Удэ, 1986.-С. 3-33. формы общественного сознания с точки зрения возможности их соприкосновений, взаимодополняемости, синтеза для достижения более гармоничного мировосприятия. Рассмотрение подобных "дуалистических" комбинаций содержится в работах: М. Д. Ахундова, JI. Б. Баженова, В. В. Бибихина, А. Л. Никитина, М. Планка, М. М. Скибицкого, Е. J1. Фейнберга, С. С. Хоружего. Проблеме целостного мировоззрения, в структуре которого занимают свое место как наука, так и религия, посвящают свои исследования В. А. Балханов, С. Ю. Колчигин, Б.В. Раушенбах и многие другие. Методологически важными оказались в этом смысле труды видных русских религиозных философов XIX века: С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Н.С.Мережковского, П.Новгородцева, B.C. Соловьева (в особенности, "Три силы", "Философские основания цельного знания"), В.В.Розанова, П.А.Флоренского, Г.В.Флоровского, С. JI. Франка.
Наконец, третья группа работ - литература, посвященная феномену интеллигенции. Это современные философские, социологические, исторические работы, раскрывающие проблемы интеллигенции в современном обществе, ее структуру, положение, самочувствие (Ю. Ф. Абрамова, В.И.Астаховой, J1.H. Когана,
А. В. Колесникова , V.F.Kormera, S.A.Krasilnikova, R.D.Mamedova,
B.A.Mansurova, V.S.Memetova, К. Manheyma, И. И. Osinskogo , V.S.Semenova, L.Ya.Smolyakova, V.L.Soskina и M.N.Rutkevicha mnogih drugih).
Работ, посвященных непосредственно проблеме религиозности современной интеллигенции, пока недостаточно. Кроме того, в их числе нет монографических трудов, исследующих религиозность интеллигенции (всех ее профессиональных групп) в современной России, в условиях нестабильности, во взаимосвязи мировоззренческого и поведенческого аспектов, на материалах сложного в конфессиональном плане региона, что дает основание выдвигать данную проблему в разряд малоисследованных. Также следует указать и на необходимость подобного исследования ввиду отсутствия рассмотрения темы на диссертационном уровне в новых идеологических рамках, в свете новых научных достижений.
Таким образом, интеллигенция до сих пор остается малоизученной в этом аспекте категорией населения. Актуальность поднимаемой проблемы, а также ее недостаточная изученность обусловила выбор названной темы в качестве диссертации.
ОБЪЕКТОМ исследования является современная интеллигенция поликонфессионального региона как специфическая мировоззренческая группа, а
ПРЕДМЕТОМ исследования - мировоззренческие ориентации в отношении религии в условиях современного российского общества.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью нашей работы является установление характера мировоззренческих позиций, занимаемых в отношении религии современной российской интеллигенцией в условиях постсоветской России (на материалах поликонфессионального региона). Это подразумевает выявление уровня, степени и состояния религиозности обследуемого слоя, а также оценку влияния объективных и субъективных факторов на изменение его самоидентификации.
Выполнение поставленной цели потребовало от диссертанта решения ряда задач. Необходимо было: выявить условия и факторы изменения мировоззренческих позиций современной интеллигенции в отношении религии; установить характер занимаемых интеллигенцией позиций по отношению к религии; раскрыть состояние религиозности интеллигенции через анализ его мировоззренческого и поведенческого аспектов, с учетом особенностей обследуемого региона (полиэтничность, поликонфессиональность, религиозный синкретизм, культурно-исторические процессы взаимовлияния, ассимиляции культуры); показать особенности мировоззренческих позиций в отношении религии, исходя из их детерминированности национальными, социально-демографическими и профессиональными характеристиками.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - диалектический метод, применяемый к изучению общественный явлений и реализующийся через соблюдение требований конкретности исследования, всесторонности рассмотрения, всеохватности анализа явлений общественной жизни, объективности оценок всей совокупности представленных обстоятельств в их взаимосвязях и динамике. В русле этого метода соблюдался также принцип историзма, позволяющего рассматривать явления в развитии, динамике, сопоставлении и выявить, таким образом, детерминированность общественно-политическим, экономическим укладом изучаемого периода. Нами учитывались сложившиеся в философии, социологии, религиеведении научные положения, связанные с принципами выведения различных типов мировоззрения и соответствующих им позиций в отношении религии.
Использовался метод логического анализа (выявление причинно-следственных связей, классификация и другие), а также специфические методы социологического анализа (опрос, контент-анализ источников).
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использованы материалы собственного конкретно-социологического исследования, а также вторичный анализ материалов анкетных опросов, проводившихся ранее различнымисоциологическими службами и отдельными исследователями, статистические данные. В качестве таковых послужили также труды ученых по социологии религии, теоретическому религиоведению, по проблемам социальной структуры общества, в частности, положения современной интеллигенции, проблемам мировоззрения.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной частью эмпирической базы исследования явились материалы анкетного опроса интеллигенции, проведенного автором в апреле-октябре 1998 года в Республике
Бурятия. Для исследования использовалась специально разработанная анкета. Общий объем выборки составил 771 человек. Формирование выборочной совокупности производилось многоступенчатым способом, при этом учитывались: поселенческие, географические и этнокультурные особенности областей исследования (разноудаленность от центра, зоны традиционного влияния конкретных религий ), а также такие ключевые параметры, как пол, возраст, этнический состав, принадлежность к определенной социально-профессиональной группе. Обследованием были охвачены: Улан-Удэ, Кабанский, Тункинский и Мухоршибирский районы республики. Профессиональная структура опрошенных в своих элементах и пропорциях отражает реальную картину занятости специалистов, чья деятельность носит преимущественно умственный характер. Число опрошенных и методика опроса позволяют считать наше исследование репрезентативным, отражающим реальное состояние религиозности современной интеллигенции.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Научная новизна диссертации определена в значительной степени целями, характером поставленных и решаемых в ней задач. Автор проанализировал специфику мировоззренческих ориентаций интеллигенции в плане актуализации в них религиозно-мистических настроений на материалах сложного в поликонфессиональном плане многонационального региона, в новых социально-экономических и политико-идеологических условиях переживаемого российским обществом периода.
Состояние религиозности интеллигенции раскрыто через анализ двух взаимосвязанных ее аспектов: мировоззренческого и поведенческого.
Выяснено отношение респондентов к дискутируемым в обществе процессам и явлениям современной религиозной ситуации.
Показаны особенности мировоззренческих ориентаций в отношении религии, исходя из анализа их детерминированности национальными, половозрастными, профессиональными характеристиками.
Проведенное изучение причин, условий и факторов усилившихся религиозных исканий, а также реальных мировоззренческих позиций в отношении религии, мистики и атеизма позволило внести значительные коррективы в существующее представление о мировоззрении этой группы, опровергнуть сложившееся мнение об интеллигенции как о части населения, стоящей в подавляющем большинстве своем на атеистических позициях, в то же время, оно опровергает и взгляд на интеллигенцию как основной субъект современного религиозного возрождения.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и было одобрено экспертной группой диссертационного Совета Д 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (23 мая 2000г.) Различные теоретические выводы и обобщения, фрагменты исследования нашли свое отражение в докладах, читаемых на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов БГУ, и содержатся в следующих научных публикациях:
1.Алексеева М.С. Интеллигенция в контексте современной религиозной ситуации (обзор отечественной литературы)//Некоторые проблемы философии и социологии.-Улан-Удэ: Издательство БГУ, 1998,- С. 44-55.
2.Алексеева М.С. Интеллигенция в современном обществе: Библиографический указатель (1985-1998).-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.-128с. -в соавторстве.
З.Об интеллигенции//Там же.- С. 3-8. - в соавторстве с И. И. Осинским.
4.Алексеева М. С. О факторах религиозной активности интеллигенции в современном российском обществе//Философия. Социология. Культурология: Сборник трудов молодых ученых Байкальского региона. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.-С. 10-16.
5. Алексеева М.С. Социально-профессиональная структура и религиозность интеллигенции//Интеллигенция в судьбах отечества: Мат-лы Международной науч,-практ. конф., Улан-Удэ,29-30 июня 2000г.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000,- в печати.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в социологических, философских, религиеведческих работах, посвященных проблемам интеллигенции, мировоззренческим вопросам современности, динамики религиозности, анализа места религии в современном обществе. Также материалы диссертации могут быть применены при подготовке лекционных курсов по социологии религии, теме мировоззрения. Наконец, выводы и результаты, содержащиеся в данной диссертации, помогут в проведении дальнейших исследований изменений мировоззренческих ориентаций интеллигенции в отношении религии.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религиозные искания интеллигенции являются частью многообразных поисков духовности, выхода из создавшегося кризиса, что предполагает нахождение общей и близкой всем Большой идеи. Религия подчас выдвигается в качестве основы гармонизации современного раздробленного общества через изменение глубинных основ мировоззрения, ценностных установок и ориентиров. На интеллигенцию возлагается огромная по своей важности и ответственности задача. Поликонфессио-нальность, полиэтничность современного российского общества, нашей республики, обилие конфликтных факторов, обнажают потребность выполнения такой ответственной задачи в духе уважения и терпимости к разным мировоззренческим позициям в отношении к религии, к разным конфессиям.
Для того, чтобы вести за собой общество, интеллигенция сама нуждается в качественном обновлении и, часто проблему возрождения интеллигенции связывают с необходимостью именно духовного возрождения, очищения посредством обращения к корням, религии. В нашем опросе мы старались выяснить, какая часть интеллигенции считает приобщение к религии одним из условий своего возрождения, нравственного оздоровления. Оказалось, что в подходе к решению этого вопроса нет единогласия. Это отвечает и общероссийскому положению. Такой подход присущ разве что той части интеллигенции, которая видит в религии фактор сохранения и возрождения национальной культуры, а вместе с ней, и национального самосознания, гордости и достоинства, самобытности. Предложенный же интеллигенции вопрос об оценке процесса реального возрастания религиозного движения не вызвал затруднений: три четверти опрошенных согласились с тем, что в нашей республике процесс религиозного возрождения - реальное явление. С каждым годом мы наблюдаем все больший рост количества возвращаемых храмов, реликвий, ценностей, строительство новых храмов, дацанов, дуганов, растет количество приходов (например, если в 1990 году православные имели лишь 2 прихода, то на 1 февраля 2000 года Минюстом Республики Бурятия их зарегистрировано 58). Все это имеет под собой реальную основу - возросла, выявилась потребность в отправлении веры. Значительная часть населения "пошли в религию", не исключая и интеллигенции. Возникла интересная для социологов тема исследований - проявление ли это конформизма или реальной религиозности. Для этого необходимо было разобраться с самой сутью религиозности, найти адекватные современности критерии.
При всем разнообразии решений этого вопроса специалистами, а ему посвящено немало теоретических трудов, в качестве основных признаков религиозности выделяют : наличие веры в сверхъестественное, конфессиональная самоидентификация (подразумевающая адекватное конфессии мировидение) и устойчивое религиозное поведение. Таким образом, раскрытие религиозности какой-либо социальной группы подразумевает анализ двух аспектов в их взаимосвязи: мировоззренческого и поведенческого.
Кроме того, исходя из общенаучных принципов в рассмотрении общественных явлений, анализ религиозности современной интеллигенции нельзя было осуществлять вне контекста общероссийской ситуации, а имея ввиду район исследования, - условий поликонфессионального региона.
Анализ условий и факторов повышения религиозной активности среди интеллигенции предопределил рассмотрение этого явления в тесной связи с происходящим идеолого-политическими, социально-экономическими, духовно - нравственными процессами, происходящими в пореформенном российском обществе конца 1990-х годов. Степень религиозности российского населения и, в том числе, интеллигенции - переменная, характеризующаяся большой противоречивостью и обусловленностью внешними факторами.
Стремительность событийного потока нашего времени, радикальные преобразования в мировой экономике, политике, науке - все это способствовало радикальному изменению восприятия исторического процесса и даже космоса. Осмысление новой действительности - процесс непростой, сопряженный с сомнениями, поисками мировоззрения, адекватного времени перемен. Именно в такие критические для сознания периоды, во времена идейного вакуума, зыбкости и нестабильности, человечество и, в первую очередь, мыслящий авангард, интеллигенция, возвращается к чему-то изначальному, тому, что закреплялось на протяжении столетий, что вносило стабильность в жизнь, что противостояло внешним ударам. Именно этого, стабильности, поддержки и утешения, так не хватает современной российской интеллигенции, переживающей и драму своего прозябания, и за общественную ситуацию. Произошло колоссальное обнищание ее представителей: медиков, преподавателей, работников культуры и искусства и других профессиональных отрядов, наиболее зависимых от государственного попечения. Существование за чертой бедности, ухудшение быта, здоровья, нарушение душевного равновесия, переживания по поводу неуважения их труда, - все это способствовало и падению престижа интеллигентских профессий, привело к необходимости дополнительных заработков, определенной коммерциализации жизни. Однако, творить и создавать в таких условиях, не теряя к себе и другим уважения, весьма трудно. Эти сложные, противоречивые условия существования не могли не создать определенных настроений безутешности, безнадежности, разочарования в прежних ценностных установок, мировоззрении. Как следствие, в рядах интеллигенции начался активный поиск иных жизненных оснований своего бытия.
Определенную часть интеллигенции, а по результатам нашего опроса, более трети, эти поиски привели к религии. И хотя, основная масса опрошенных в числе не определившихся, по соотношению верующих и неверующих можно сделать о том, что в своей неопределенности она ближе к верующим, чем к неверующим. То, что для большинства интеллигенции "вопрос о вере еще не решен" - это отражение реальных процессов: после долгих лет идеологического давления, вытеснения религии, и не могло случиться быстрой и кардинальной ломки мировоззренческих ориентаций. Это касается большинства профессиональных групп интеллигенции, за исключением медицинской и художественной (проявивших четкую положительную позицию в отношении религии), а также управленческой и инженерно-технической (проявивших негативную позицию).
Религия не является значительным духовным авторитетом для большинства опрошенных, равно как и смысл жизни не детерминирован религиозными убеждениями, в качестве единственной области влияния церкви признается духовная сфера.
Несмотря на наличие достаточно широкого спектра различных религиозных систем нетрадиционного толка, для большинства опрошенной интеллигенции поликонфессионального региона, каким является Республика Бурятия, характерно сохранение предпочтения к традиционным формам религиозности. А в нашем регионе традиционно сосуществовали, где-то взаимодействуя, ассимилируясь, три основные религии: буддизм, шаманизм, православие. Вполне закономерным явилось и то (исходя из реального соотношения жителей по национальной принадлежности), что большинство определившихся конфессионально - православные. Если последние выделяются своим количеством, то буддисты - наиболее глубоко верующие, они традиционнее в отправлении своей веры и более, чем другие конфессиональные группы, религиозно начитаны. Для сознания большинства опрошенной интеллигенции оказалось характерным наличие определенного синкретизма, философской апологии религии. Многим из респондентов близка мысль об управлении миром какой-то высшей инстанцией (Разумом, Космическим Сознанием, Духом,.). Именно в этом смысле многие респонденты, находясь на разных, иногда полярных по своему знаку, мировоззренческих позициях, признают существование и важность Бога в их жизни.
С точки зрения поведенческого аспекта, религиозность интеллигенции наводит на противоречивые выводы. С одной стороны, явная недооценка многих компонентов культа со стороны верующих, а с другой, - непоследовательность, проявляемая в этом отношении неверующими и даже атеистами, часть которых молится, отправляет обряды, посещает богослужения, отмечает религиозные праздники и так далее.
О том, что религиозное и национальное самоопределение часто смешиваются, говорит факт несоответствия числа верующих с совокупным числом отнесших себя к какой-либо конфессии (последних оказалось гораздо больше). Часть интеллигенции вместе с религиозной самоидентификацией заявляет таким образом о своей национальной принадлежности.
Положительным итогом произошедших перемен может названо то, что интеллигенция, избавившись от страха преследований, идеологического "пресса" научается самостоятельности и независимости в выборе мировоззрения и это накладывает на нее огромную ответственность как на общность, несущую на себе великую миссию формирования мировоззренческих устоев. В этой связи ее задача, с одной стороны, быть на страже одного из основных прав человека - право на свободу совести, а с другой - находиться в поиске Большой идеи, основ мировоззрения, характеризующегося целостностью, то есть учитывающего все богатство и разнообразие мирового опыта, а он включает в себя и религию. Уважая религию, проявляя "волю к культуре", стремясь к усвоению целостного мировосприятия, интеллигенция с уверенностью сможет выйти из создавшейся тупиковой ситуации и часть ее на пути к поставленной цели, к гармонии и согласию, которыми, возможно, благодаря совместным усилиям, и будет ознаменован следующий XXI век.
Список литературы:
1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии: (эволюция верований и культов селенгинских бурят) /АН СССР, сиб. отд-ние, БИОН.- М.: Наука, 1992.-139с.
2. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель)// Вопросы философии. 1991. - № 8. - С. 54-75.
3. Акопян К.З. Соль земли? (Интеллигенция как феномен русской культу-ры)//Человек. 1996. - № 1.
4. Александрова М.П. Исходя и замыкая круг: О судьбах русской интеллигенции в социальных преобразованиях//Свободная мысль. 1993.-№ 9. -С. 74-84.
5. Амосов Н.М. Мое мировоззрение// Вопросы философии. 1992. -№ 6. -С. 50-75.
6. Аникин А.В. К вопросу о собственном русском религиозном сознании: (Опыт анализа и постановки проблемы)//Духовная культура и этническое самосознание. М., 1991. -Вып. 2. - С. 33-52.
Седьмой Arabadžân. Треть Востока духовности: религии и атеизма. М.: Наука, 1993, - 110S.
Восьмой Арнаут E.K. Религиозный человек у kriteriâh Условия перестройки. Kišiněv: О-во «Наука» МССР 1990 года. - 27.
9. Атеизм и религия в Бурятии: / Сб. тр., сост. М.Г.Брянский. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986,- 80с.
10. Ахиезер А.С. Нравственная динамика общества: возможности прогнозирования// Социол. журнал =J. of sociology. -М., 1995,- С. 5-21.
11. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе куль-туры//Вопросы философии. 1992,- № 12.- С. 42-54.
12 Balhanov В.А. Intelligencii и gumanizm celostnoe mirovozzrenie / / intelligencii: Проблемы gumanizma, люди власти. -M, - Улан-Удэ, 1994. Č. 2.-S. 47-50.
13. ОН ЖЕ. Современная наука в поисках мировоззренческих оснований // Вестник БГУ. Сер. 5: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. - Вып. 1.- С. 45-67.
1
Комментарии
Отправить комментарий