КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Конфликтогенные факторы межэтнического взаимодействия в трансформирующемся обществе: социологический анализ
Автореферат
Диссертация
Артикул: 194638
Год:
2004
Автор:
Федосова Елена Владимировна
Učenaâ ctepen:
кандидат социологических наук
Место защиты диссертации:
Владикавказ
Код cпециальности ВАК:
22.00.04
Специальность:
Социальная структура, социальные институты и процессы
Количество cтраниц:
143
Оглавление:
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблем межэтнического взаимодействия. 22
§1.Национальная и этническая идентичности. Социально-философские дескрипции. 22-
§2.Теоретические подходы к изучению основных принципов межэтнических отношений. 31
Глава II. Современные проблемы межэтнического взаимодействия в РСО-А 40
§1. Этнодемографическая и этносоциальная структуры в Северной Осетии. 40
§2. Политические факторы межэтнического взаимодействия. 53
§3. Историческая память как фактор напряженности в межэтническом взаимодействии 70
Глава III. Факторы-вызовы стабильности межэтнических отношений в РСО-Алания 88
§1. Политическая стратегия национально-государственного строительства как фактор межэтнической напряженности k 88
§2. Экономические детерминанты межэтнического взаимодействия в Северной Осетии 8
§3. Этноязыковые процессы как фактор - вызов межэтнического взаимодействия 111
Введение:
Актуальность исследования. Период второй половины XX и начала XXI века, вследствие радикальных социально - экономических и политических трансформаций, связанных с крушением Советского Союза и образованием новых независимых государств на постсоветском пространстве и в Восточной Европе, войдет в историю как эпоха актуализации идей построения национальных государств и обострения межэтнических проблем.
В современных российских условиях социальных, экономических и политических реформ особую значимость приобретают процессы межэтнического взаимодействия различных этнических групп. Степень эффективности и темпы происходящих в стране преобразований во многом зависят от успешности этих процессов, от сформулированной на научной основе стратегии, политических установок. Между тем осуществляемые в последние десятилетия государственные акции в сфере межэтнического взаимодействия в целом носили фрагментарный, а иногда и спонтанный характер и выглядели, скорее, как импульсивная реакция на провокационные вызовы этнических элит, на неожиданно возникающие проблемы. Жизнь показала, что такого рода подход к проблемам межэтнического взаимодействия является явно неэффективным и неперспективным.
В трансформационный период проблема стабилизации межэтнических отношений в границах Российской Федерации приобрела особо острое звучание. Помимо разносторонних внутригосударственных факторов на ее разрешение оказывает нарастающее воздействие развернувшийся мировой процесс борьбы с международным терроризмом, попытки экстремистских кругов рассорить народы, противопоставив, друг другу этнические общности. В этих условиях возникает сложная задача компетентного управления всеми сторонами межэтнического взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества. Прежде всего, необходима четкая координация работы всех организаций, институтов и ведомств, действующих в направлении оптимизации межэтнического взаимодействия, поиск путей решения межэтнических проблем и эффективного их регулирования, обеспечение их тщательно продуманными, согласованными и целенаправленными программами.
Укрепление позитивных тенденций в развитии гражданского общества и внутренней стабильности российского общества не в последнюю очередь зависит от качества этнокультурной среды в ее полиэтническом разрезе, степени комфортности образовательных, культурных и иных гуманитарных условий проживания представителей различных этносов в полиэтничной России, способов включения интересов этнических групп в интегральные общественно- политические интересы Российской Федерации.
Полиэтничность Северного Кавказа представляет важный компонент человеческого ресурса для дальнейшего развития, один из важнейших источников сближения народов на демократической основе. Сложившись исторически, в последние десятилетия этническая сфера северокавказского региона в силу разных причин претерпела ряд серьезных деформаций, способных повлечь как положительные, так и отрицательные тенденции. В случае доминирования негативных тенденций развития этнической сферы под угрозой может оказаться (при наименее благоприятном развитии событий) сам факт устойчивого поступательного развития российского общества и государства. В свою очередь, позитивное развитие этнической сферы будет являть собою чрезвычайно важный элемент общего прогресса, являясь даже неким катализатором общеполитических, социально-экономических и культурно-гуманитарных процессов.
Протекающие на Северном Кавказе радикальные социальные, экономические и идеологические преобразования отмечены поиском новых основ для идентичности, нередко провоцирующих межэтнические конфликты. Северный Кавказ приобрел в последние десятилетия репутацию региона, где сложилась ситуация постоянной нестабильности. В ряде случаев - война в Чечне, споры вокруг двух автономных районов Грузии (Южной Осетии и Абхазии), осетино-ингушское противостояние - нестабильность обернулась полномасштабными военными акциями с громадными материальными потерями и множеством человеческих жертв.
Северная Осетия на фоне других национально-территориальных образований Северного Кавказа выглядит, на первый взгляд, достаточно благоприятным регионом для межэтнического взаимодействия. Однако, даже при беглом анализе межэтнической ситуации в республике, становится очевидна сложность и противоречивость этого процесса. О чем свидетельствуют и динамика этнодемографических показателей, и характеристики социального статуса представителей нетитульных и титульной этнических групп, и представленность в элитных, и, прежде всего, властно-управленческих структурах.
Все эти факторы дают право говорить об актуальности представленной темы и необходимости постоянных мониторинговых исследований в рамках межэтнического взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема специфики межэтнического взаимодействия, как, пожалуй, вся тематика межнациональных отношений в отечественных социально-гуманитарных науках в советский период, оказалась подверженной стагнации и испытала на себе сильнейшее влияние официальной идеологии. В 70 - 80-е годы XX века в фокусе этносоциологических исследований проводились типичные для марксистского анализа проблемы сравнения культурного уровня в контексте сближения советских наций. Когда в условиях демократизации общества начался бурный процесс ломки научных стереотипов, общественная наука не смогла ответить на самые насущные проблемы, связанные с усилением этнизации социальных процессов и спецификой межэтнического взаимодействия. Но даже в этих условиях некоторым специалистам удалось создать определенные научные «заделы» в исследовании этой проблемы, -прежде всего это работы Ю.В. Бромлея, Ю.В. Арупоняна, JI.M. Дробижевой, М.Н. Губогло, А.А. Сусоколова, О.И. Шкаратана и др.
В последнее время научные исследования этнической проблематики, межэтнического взаимодействия, становления «национального» государства являются предметом изучения и анализа для многих академических институтов разных профилей. За последние десятилетия по данной проблематике появились серьезные публикации теоретического и прикладного характера, разрабатывающие проблемы становления и формирования новой парадигмы в изучении этнических процессов. Особенно выделяются в этом ряду работы Ю.В.Арутюняна, В.М.Воронкова М.Н. Губогло, JI.M. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, В.В.Коротеевой, С.В. Лурье, С.А. Панарина, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, В.А. Типпсова, Ж.Т. Тощенко, B.JI. Цымбурского и др.
Интересные научные работы, интерпретирующие процессы межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе и в РСО-Алания, принадлежат Г.С.Денисовой, А.Б. Дзадзиеву, Х.В. Дзуцеву, В.Д. Дзидзоеву, М.В. Савва, JI.A. Хоперской, А.А.Цуциеву и др.
В мировой научной литературе существует огромное количество концепций, пытающихся объяснить природу этничности, национализма и механизмы межэтнического взаимодействия. Среди наиболее известных работ можно назвать работы Б.Андерсона, Ф. Барта, Р.Брубейкера, Э.Гелнера, Э.Смита, Ю. Хабермаса, Э.Хобсбаума и др.
Современная российская реальность требует новых подходов к разработке актуальных проблем межэтнического взаимодействия. К сожалению, пока еще малоисследованными остаются механизмы взаимодействия этнических общностей в период перехода к гражданскому обществу, на этапе глобализации. Сложность процесса формирования и функционирования межэтнических отношений предполагает использование системного подхода к изучению данной проблемы в сочетании с другими эффективными методами исследования.
Анализ литературы, посвященной исследованию проблемы межэтнического взаимодействия, показывает, что, несмотря на ее обилие, до сих пор нет ясного представления о классификации факторов, определяющих характер и содержание межэтнического взаимодействия, отсутствуют научные критерии, которые позволяли бы своевременно определять и осмысливать обстоятельства, которые способствуют как оптимизации, так и обострению межэтнического взаимодействия. В этом и состоит в настоящее время исследовательская проблема.
Научная литература по рассматриваемой проблеме в большинстве случаев имеет серьезные изъяны. Главным из них является тот поразительный факт, что, большинство авторов заняты толкованием исключительно только «горячих» конфликтов, хотя это в какой-то мере и оправданно, и фактически нет работ, где бы исследовались стабильные, неконфликтные отношения, которые могут быть использованы как образец при преодолении конфликтных ситуаций на этнической почве. Кроме того, несмотря на имеющуюся обширную литературу, многие вопросы, особенно связанные с современным состоянием проблемы, нуждаются в постоянном переосмыслении, в обновлении позиций, усилении аргументации. То, что вчера казалось незыблемым и очевидным, сегодня выглядит, по меньшей мере, проблематичным. Перманентно изменяющаяся ситуация требует всестороннего учета всех новых обстоятельств, осмысления разнообразного опыта, выявления ключевых позиций.
Основная цель исследования - изучение и анализ комплекса факторов, которые обуславливают конфликтогенный характер межэтнического взаимодействия в переходный период, в одном из субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Цель исследования определяет задачи исследования: дать анализ межэтнического взаимодействия в РСО - Алания в контексте исторического, экономического и социально-политического дискурсов; рассмотреть комплекс факторов, которые определяют характер и направленность межэтнического взаимодействия в Северной Осетии, в одном из Северо-Кавказских субъектов Российской Федерации; выявить специфику межэтнического взаимодействия в изучаемом регионе;
- на основании данных социологических исследований и текстах интервью с представителями основных контактирующих этнических групп РСО-Алания раскрыть «субъективный» момент в межэтническом взаимодействии;
- акцентировать социальную среду как доминантного фактора, детерминирующего сущность межэтнического общения.
Объект исследования - основные этнические группы, проживающие в РСО-А (осетины, русские и другие).
Предмет исследования - факторы, детерминирующие межэтническое взаимодействие в Северной Осетии.
Теоретико-методологическая база исследования. Тема предлагаемого исследования находится на стыке нескольких научных дисциплин: социальной философии, социологии, этнологии, политологии, истории, социальной психологии. Междисциплинарность обусловлена необходимостью комплексного подхода к изучаемой многогранной проблеме.
Состояние и характер межэтнических отношений определяются диалектикой объективных (состояние экономики страны, характер и история становления государства, этнический состав населения и др.) и субъективных факторов, к числу которых относится массовое и групповое сознание, которое, с одной стороны, отражает современное состояние межэтнического взаимодействия в рамках той или иной социальной системы, а, с другой оказывает непосредственное влияние на него.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные разработки отечественной этносоциологии, этнопсихологии, конфликтологии, осуществленные на основе обширного эмпирического материала, полученного в ходе широкомасштабных исследований в ряде регионов нашей страны, в том числе и в Северной Осетии (рук. JI.M. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Иванов, Г.У. Солдатова и др.)
Методологической основой исследования выступает диалектический и системный методы познания, теория социально-исторического детерминизма, определяющие роль различных условий и факторов в эволюции межэтнического взаимодействия.
Эмпирической базой работы явились данные Госкомстата, результаты анализа данных социологических исследований Института социально-политических исследований РАН, Северо-Осетинского центра социальных исследований ИСПИ РАН, проводившихся на территории Северной Осетии. Во всех указанных исследованиях диссертант принимал непосредственное участие. Также автором была проведена серия полуструктурированных интервью с целью дополнения результатов, полученных количественными методами исследования.
Эмпирическую основу диссертации составили материалы двух исследований, проводившихся в 1994 и 2004 гг. в РСО-А, количественные данные которых были подвергнуты вторичному социологическому анализу. Материалы третьего исследования, проведенного нами в г. Владикавказе в 2003 году, представлены нарративными текстами интервью.
Предметом сравнительного анализа явились политические взгляды, баланс национальных и гражданских ценностей, национальные интересы и жизненные приоритеты народов в разных этнокультурных и этносоциальных ситуациях, тенденции и механизмы формирования этнической идентичности, мотивы поведения в условиях межнациональных контактов в политической, социальной и экономической сферах, условия, способствующие достижению межнационального согласия или, наоборот, стимулирующие межнациональную напряженность и конфликты.
Для эмпирических исследований было выбрано в качестве объекта взрослое (старше 18 лет) городское и сельское население республики различных этнических групп. Определение выборочной совокупности основывалось на динамике численности основных этнических групп РСО -Алания в разрезе 1989-2002 гг.
Таблица 1
Динамика численности населений Северной Осетии (1989 - 2002 гг.) тыс. чел
Предварительные результаты
Все население Осетины
Ингуши Грузины
Кумыки Чеченцы Другие нан - ти
35,8
22 14,5
1,9
24,0
USD 12,3
9,5
1,5
7.8 Вт 11,9 'W ■ = 11,9
2,2
1,8 1,2 1.8
76 0,4 3,1 Я
21,5
4,3
27,6
0,4 4,1
Объемы основных выборок в исследованиях определялись аналитическими требованиями, а также финансовыми и временными возможностями проектов и составляли, соответственно, 1000 и 620 человек. Эти объемы выборки определили величину случайной погрешности, обеспечили точность данных, при которой эта величина колеблется в пределах 4-5%.
В используемых для анализа исследованиях была применена трехступенчатая стратифицированная выборка, когда на первой ступени отбирались поселения, на второй - избирательные участки, на третьей -респонденты.
Основу выборки в одном из исследований «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов» - 1994г., составили данные Всесоюзной переписи населения 1989 года, а во втором, «Социально-политическая ситуация в РСО-А» - 2004г. - предварительные данные переписи 2002 года по численности, половозрастному составу населения отдельных национальностей городских и сельских поселений Северной Осетии. Методы построения выборки и единство инструментария при повторном исследовании позволили в целом обеспечить панельный характер самого исследования и сопоставимость его результатов, полученных в разные годы.
Таблица 2
Распределение выборочной совокупности национальностям исследовании 2004 г. по авШ^в % Валидность
Национальности Количество чел- |
74,7
75,0
75,0
Осетины
P
Ингуши
Армяне
15
Грузины ы т 15 6 90,6
96 15'5
Русские ,
10 1-6
31
ДРУГИЕ НАК ти-ти л туу можно найти в
- 67f - ~ 1 Ш: Ю0-°
6 ■
Всего: ;
ПО половозрастным „рискам, уровни, образования —о респондентов 6ь,ло представлено следуй образом (таблица 3). ^ ^
Половозрастной состя» и уровень обр^овяни, резидентов различных национальностей в (%) женскии
60L 61,4 61,7 1 "100,0 100,0 к LL 1 л
00.U * ■ 1. ■:. .
U '. ■ ■ ■ ■ ■ :: --- V /.' X ', V-, V, л.
Возраст:
До 51,2 ": - ■.
Возраст: 49 ! 50,3 с, 2 до 30 лег > 35 1 35,6
30 - 50 лет 35.2 37'5
А * • "L, р.
Нациоявль осетины русские
З З ДРУГИЕ най-50 позволяют Starše
13,6
15,6
15,8
34,
• •:,: ■: • :::: • •: • • • :::: :: •: • -. :: •; х-X: ■ :: ■:, •,: ■: ■ • ■ :: •: ■: ■: •: •:;:; Х Х Х. • X XXXX: х: ххх: хххх х, и доклады: х: х: х-ххххх-х: х -. х-,:> 1,9 3,1 3,4 2,3-х-nepolnoe Среднем Среднем 13,6 14,6 19,0 -, с.. '• • :: Среднем спецификации 14.3. 19,9 25,0 22,4 20,9 64,6 vıssee XX '- •: ■: ■: ■: X-:' X. ;.,. ;:, Х-^;:..., •. ;: X.. X;-xixixxxxx: X,; 57,3 55,2 62,6
Всего:
100,0
100,0
100,0
100,0
В 2003 году в рамках качественной парадигмы были осуществлены два этапа исследовательской программы по проекту «Владикавказ полиэтничиым: история и современность в жизнеописаниях горожан».
Предметом исследования данного проекга явилась практика повседневного межэтнического общения, которое происходит как на межгрупповом, так и на межличностном уровне в разнообразных жизненных ситуациях. Основным методом этого исследования стал метод полуструктурированного интервью, для которого был разработан путеводитель.
Проведенный качественный анализ 100 интервью представителей различных этнических групп обозначил особенности их обустройства во Владикавказе, наглядно продемонстрировал также меняющиеся образы Владикавказа из поколения в поколение, выявил особенности межэтнического взаимодействия на различных этапах жизненного пути (детство, юность, студенчество, рабочий коллектив) и перспективы на будущее. В ходе анализа текстов интервью выявились проблемы, которые не были учтены при разработке программы исследования, а именно: проблема этнической идентификации и особенности проживания в г. Владикавказе семей, состоящих из представителей различных этнических групп, особенностей адаптационных аратегий и планов на будущее молодых представителей данных семей.
В ходе качественного исследования процессов межэтнического взаимодействия в РСО - Алания было решено обратиться к понятию «жизненный мир». Им обозначается совокупность реальностей, одной из которых является повседневность. Согласно А.Шюцу, каждый индивид оказывается «помещенным» в повседневной жизни особенным, неповторимым образом - это касается как физического восприятия себя, так и смысловых характеристик окружающего социального мира.1
В соответствии с принятой моделью и понятийным контекстом механизмы межэтнического взаимодействия следует извлекать из пространства субъективных конструкций повседневности, которые присущи людям и являются строительным материалом их стратегий взаимодействия, то есть индивидуальных образов выживания в сложившейся жизненной ситуации. Для доступа к этим конструкциям рекомендуется использовать так называемые мягкие методы сбора информации (наблюдение, неструктурированное интервью, неформальные дискуссии). Они позволяют получить «естественные» данные и создают основу для последующего восхождения к теории.
С учетом особенностей обсуждаемой познавательной стратегии потребовалось уточнить объект приспособления. В количественном исследовании ситуация общей неопределенности конкретизировалась в предметной плоскости - через многообразие вариантов межэтнического взаимодействия, предзаданных человеку как проблема. Кроме того, ценность количественных социологических опросов серьезно снижается щепетильностью вопросов и знанием респондентов, как нужно прилично выглядеть в своих ответах на эти вопросы.
В качественном исследовании, да еще феноменологической ориентации, мы не можем заранее делать суждения об устремлениях и переживаниях субъекта, поэтому соотносить их с объективной
1 Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования, 1988. №2 вариативностью его будущего некорректно. Правильнее зафиксировать жизненную ситуацию, в которой оказался человек. Это может быть ситуация дискриминации по этническому признаку, например. Субъективные конструкции, сопровождая состояние этнической ущербности, выступают предпосылкой удовлетворенности или неудовлетворенности, основой преодоления или усугубления жизненных проблем.
Таким образом, в качественном исследовании объект приспособления следует искать в социоструктурнойплоскости, целенаправленно подбирая особые жизненные обстоятельства.
В эмпирико-обобщающей части было принято решение базироваться на методологии grounded theory, которая предполагает индуктивное восхождение от наблюдаемого феномена к теории и может успешно использоваться представителями различных теоретических направлений при соблюдении ряда процедурных требований.2
Опыт использования двух подходов позволяет сформулировать некоторые правила в построении социального исследования, сделать содержательный вывод.
Количественный и качественный подходы реализуют разные познавательные стратегии: использование дедуктивной и индуктивной логики, подтверждение сконструированных абстракций и восхождение от конкретных фактов к теоретическим построениям, выявление общегрупповых тенденций и анализ индивидуальных вариаций. Чем сложнее изучаемый объект, тем настоятельнее потребность в совмещении обеих стратегий и замыкании логического цикла исследования. Назовем это правилом логической полноты. Правило логической полноты уместно дополнить правилом репрезентации состояний объекта исследования, которое обеспечивает многомерное видение изучаемого явления. Если
2 Штраус Л., Coibin Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория процедур и методов.Ньюбери Парк, 1990; Семенова BB Качественные методы: введение В гуманистическую социологию .Добросвет, М. 1998 год. С.96-97. количественный подход в большей степени позволяет выяснить нормативные тенденции, то качественный подход целесообразен для изучения таких социальных ниш, в которых возрастные, демографические и прочие нормы предстают специфическим образом и дают пищу для новых размышлений и сопоставлений. В этой связи целесообразно специально планировать изучение « особых»групп, особость которых выводится из базовой теоретической модели исследования.
В содержательном плане количественный и качественный подходы обеспечили многостороннюю реконструкцию механизма адаптации человека к социальным изменениям. По форме осуществленная реконструкция имеет сходство с тем, что Р.Мертон назвал «дисциплинированным эклектизмом», то есть контролируемым и систематическим использованием комплиментарных идей.3 Между тем, только синхронные исследования не позволяют выявлять глубинные механизмы, принципы, установки межэтнического и межкультурного сосуществования, сформировавшиеся в полиэтнических, мультикультурных регионах исторически. В связи с этим использование исторических данных о характере межэтнических контактов, качественных характеристиках сложных полиэтнических сред, формах локальной самоорганизации и самоуправления, этнографических особенностях экономической активности населения, миграционных процессах, бюджетах времени отдельных хозяйств и локальных поселенческих общностей, системах расселения представляется важным и многообещающим. Основная трудность использования исторической информации для анализа преемственных тенденций этносоциального и культурного развития населения полиэтнического региона состоит в поиске адекватных методик отбора и анализа материалов, их верификации синхронными данными. Избирательное, тенденциозное использование исторических сведений ведет не только к зеркальной мифологизации
3 Штомпка П. Р. К. Мертон. Интеллектуальных профилей. Basingtoke 1986 года прошлого, но, как и известно, также к искусственному конструированию политической проблемы.
Методы исследования. Сложность процесса формирования и функционирования межэтнических отношений предполагает использование системного подхода к изучению данной проблемы.
В процессе диссертационного исследования использовались общенаучные методы познания - теоретический анализ и обобщение социологической, психологической и этнологической литературы по проблеме, сравнительно-исторический и системно-функциональный подходы. Важным исследовательским методом стал вторичный анализ наличного банка эмпирических данных, в качестве дополнительного использовался метод нарративного интервью.
Научная новизна диссертационной работы заключается в стремлении выявить и описать факторы, определяющие динамику и направленность межэтнического взаимодействия в РСО-А в переходный период. Исходя из этого, были обозначены основные направления исследования - общетеоретическое и методологическое. В общетеоретическом плане были дополнены теоретические представления, имеющиеся в отечественной этносоциологии по поводу межэтнического взаимодействия. В методологическом аспекте были апробированы качественные методы исследования, позволившие дополнить представления о состоянии современного межэтнического взаимодействия в регионе наблюдениями из мира повседневности.
Таким образом, в предлагаемом исследовании:
• раскрыто современное состояние межэтнической ситуации в Республике Северная Осетия - Алания, в чем проявляются и общие черты, присущие этому явлению в различных регионах России, и специфические особенности данного региона;
• выявлены доминанты общественного мнения различных этнических групп Республики Северная Осетия - Алания по межэтническим проблемам, в чем также проявляются черты как специфические для этой республики, так и общие для современного массового сознания российского общества;
• дан анализ ситуации неконфликтного межэтнического взаимодействия в отдельном критическом, с этой точки зрения, субъекте РФ;
• рассмотрены социально-исторические факторы, которые определяют динамику и векторы межэтнического взаимодействия в РСО - Алания;
• охарактеризованы причины и предпосылки формирования конфликтного потенциала в межэтническом взаимодействии в переходный период.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проблемы межэтнического взаимодействия сегодня вышли на уровень глобальных явлений, так как они концентрируют в себе одно из противоречий современного мира, угрожающее самим основам человеческой цивилизации. Именно поэтому они требуют выработки и реализации в сфере межэтнических отношений эффективных социально управленческих стратегий по их оптимизации на всех уровнях социальной организации (как на региональном, так и на федеральном), с учетом региональной специфики.
2. Межэтнические отношения являются одним из основных маркеров социальной безопасности и политической стабильности любого полиэтничного государства, к числу которых относится и Российская Федерация. Эти отношения имеют конкретно-историческое содержание и обусловлены комплексом политико-экономических и социокультурных факторов, характеризующих данный этап развития государства.
3. Межэтническая обстановка в регионе исследования обусловлена как социально-политической и социально-экономической ситуацией в стране в целом, так и характером политики и организацией управленческой деятельности в самом регионе. Поэтому наряду с систематическим отслеживанием хода соответствущих процессов в РФ, необходимо проведение мониторинга межэтнических отношений в отдельных регионах.
4.Процесс модернизации российского общества, радикальных социальных, экономических и идеологических преобразований отмечен поиском новых основ для идентичности. Одной из наиболее важных характеристик этих трансформаций является выдвижение статуса этничности на один из первых планов в общей структуре социальной идентичности.
5. Переструктурирование социальных групп по этническому признаку, а также переструктурирование отношений между этническими группами ведет к нарастанию конфликтного потенциала и способствует обострению межэтнических отношений.
Научная и практическая значимость исследования.
Осуществленный анализ разнообразных аспектов межэтнического взаимодействия в РСО-А показал, что протекающие здесь процессы межэтнического общения характеризуются как общими чертами, свойственными сфере межэтнических отношений на всем пространстве Российской Федерации, так и особенными, обусловленными региональной спецификой. Таким образом, выполненное исследование дополняет и углубляет научные знания, имеющиеся по данной проблеме.
Опыт анализа межэтнической ситуации в РСО-А может быть использован при проведении исследований в регионах с высоким конфликтным потенциалом. Использованные в диссертации методы исследования демонстрируют адекватные возможности анализа первичной информации по изучаемой проблеме и тем самым могут быть рекомендованы для применения в других исследованиях подобного рода.
Выводы и обобщения, сделанные в ходе данного исследования, могут найти применение в организационно-управленческой практике, как на республиканском, так и на региональном уровнях, а также на уровне местного самоуправления, способствуя оптимизации и гармонизации межэтнических отношений.
Данные диссертации могут быть полезными для специалистов ряда региональных и национально-государственных структур (Администрации Президента РСО-А; Комитета по национальностям Парламента Республики Северная Осетия - Алания; Министерства по делам национальностей).
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в образовательной деятельности и включены в курсы по этносоциологии, конфликтологии, социальной психологии, читаемых в СОГУ, в других государственных и негосударственных вузах республики.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в форме научных сообщений на международных и региональных конференциях: «Кавказ: диалог цивилизаций» (Владикавказ, 2000); «Устойчивое развитие горных территорий» (Владикавказ, 2001); «Северный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации» (Махачкала, 2002); II Всероссийский социологическийконгресс «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003); IV Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 2004).
Отдельные положения и выводы работы использовались при подготовке аналитических документов и рекомендаций для органов государственной власти и управления РСО - Алания, а также в научных и публицистических статьях.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Северо-Осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение:
Заключение
В полиэтничном обществе, таком как Российская Федерация, важное значение имеет уровень постановки проблемы этноконфликтогенных факторов, их контроля и управления ими. Эта совокупность задач входит в понятие профилактики этнических конфликтов, как его обязательная составляющая.
Последнее десятилетие российской истории показало, что общественные силы, ответственные за процесс стабильного, реального бесконфликтного конвергирования полиэтнического пространства оказались, как, кстати, и раньше, исторически и функционально несостоятельными. В порядке уточнения следует, видимо, подчеркнуть, что, когда идет речь о конфликтогенных ресурсах, то имеется в виду не какие-то изначально конфликтные свойства и качества этничности вообще, этнического самосознания в частности, а такие его особенности, которые в ситуации межэтнического взаимодействия и конкуренции могут актуализироваться и приобрести негативную, вплоть до экстремистской, окраску. Следовательно, задача состоит не в том, чтобы бороться с какими-то «негативными» чертами и свойствами взаимодействующих этносов, а в точном диагнозе, идентификации и локализации с целью достижения моральных и политико-юридических форм взаимного консенсуса, нарушение которого, с обоюдного согласия, влечет за собой неотвратимую ответственность и демарш.
Обострение этнических проблем во всём мире усилило внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть: во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации; во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у
• различных слоёв населения, причём эти негативные настроения аккумулируются, прежде всего, в сфере межэтнических отношений; в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.
Немаловажны и факторы субъективного порядка. Межэтнические конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:
•социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);
• культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и
• развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
• этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);
• историческими (взаимоотношения в прошлом - войны, былые отношения политики «господство - подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
• межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);
• сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).
• По мнению А.Г. Здравомыслова, источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.107 Собственно, это -• политологический подход, в котором первоочередное внимание уделяется трактовке роли национальной элиты в мобилизации чувств в процессе межнациональной напряженности и её эскалации до уровня открытого конфликта. Вопросы власти, роли местных национальных элит, стремящихся к её обладанию, связи властных органов и процессов распределения правомочий, экономических ресурсов, материальных благ, обладание определенными привилегиями - являются исходной основой для понимания причин роста межэтнической напряжённости и, как её следствие, конфликтов, ущемления прав личности, интересов конфликтующих сторон.
Изучение конфликтогенных факторов межэтнического взаимодействия в Республике Северная Осетия - Алания мы предприняли не на основе методологии политологического анализа, а на основе анализа социальных институтов. Концепция социальных институтов представляет собой ядро теории социокультурнои динамики, поскольку в институтах в свернутом виде содержатся нормы ценности, модели деятельности. Их изменение приводит к трансформации культуры общества в целом. Институциональный подход определил и рамки анализа: выявление субъекта институциональных изменений, потребности в тех или иных нормах и правилах, ресурсном обеспечении утверждения норм.
Национальная политика постсоветской России, на первый взгляд, демократична и соответствует норме обеспечения гражданских прав независимо от этнической принадлежности. С точки зрения институционального подхода, эта политика в реальной действительности во многом спровоцировала межэтническую напряженность и конфликты в северокавказском регионе в общем, а в Северной Осетии в частности.
107 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1997. С. 90-92.
Межэтническая конкуренция, «русский вопрос», неконтролируемые миграционные потоки - это только несколько побочных эффектов национальной политики федерального центра на Северном Кавказе. У этих последствий множество измерений. В данной работе сделан упор на анализе объективно-организационных оснований, задающих статусные позиции различных этнических групп в Республике Северная Осетия-Алания.
Постсоветское десятилетие дает возможность проанализировать трансформацию социальных институтов республики в период демократизации российского общества. Анализ трансформации этих институтов показывает избирательность интериоризации советского прошлого со стороны титульного этноса Северной Осетии.
В качестве позитивного опыта был интериоризован институт государства. Государственность используется как организационная форма властного управления, но наполняется архаичным содержанием: подбор кадров и их ротация осуществляется, в основном, по этническому основанию, а не по профессиональному. Этот признак деформирует функционирование модернистского института власти в целом. Он блокирует развитие рациональной бюрократии на собственной социальной базе. Межклановая конкуренция в борьбе за власть, невозможность выдвижения созидательных проектов, непрофессиональное функционирование законодательного органа власти - все это следствия отсутствия рациональной бюрократии. Функционирование данного института оказалось подчинено подкрашенной под современность традиции.
Экономические институты в сфере промышленного производства и в значительной мере - в сфере сельского хозяйства оказались в состоянии близком к стагнации. В настоящее время, они фактически обречены на стирание в системе социальных взаимодействий.
В инерционном режиме функционируют сегодня институт науки и образования, хотя именно в сфере духовного производства произошел наибольший прирост: на массовом уровне нормой жизни стал реальный билингвизм, используя который осетинский этнос, с одной стороны, сохранил свою собственную языковую и культурную среду, а с другой, позволило создать основу для общероссийской гражданской идентичности. На собственно культурной основе функционируют современные формы хранения и передачи этнокультурной информации. Но уже сейчас осознается существенный недостаток профессиональных кадров, которые были бы в состоянии не замыкаться на узкоэтнических проблемах и были бы способны синтезировать этнокультурное своеобразие осетинского этноса в мировое социокультурное пространство. Кроме того, отсутствие достаточного финансирования не способствует дальнейшей модернизации уровня духовного производства.
Общее этнополитическое состояние северокавказского региона определяется в настоящее время целым рядом факторов:
Геополитические:
• пограничное положение Северного Кавказа между атлантистской и континентальной моделями мира, что неизбежно включает его в зону международных интересов;
• Северный Кавказ - контактная цивилизационно-культурная зона (исламской, кавказской горской и российской цивилизаций);
• доминантные торговые пути через регион.
Долгосрочные социально-политические факторы:
• полиэтничность и поликонфессиональность регионов;
• стабильное влияние семейно-родовых общностей;
• патерналистские традиции и ожидания общества;
• этническая идентификация на основе ценностей системы горских морально-этических кодексов;
• территориальные проблемы;
• этномобилизационная роль исторической памяти;
• разностатусность различных этнических групп;
• модернизация всех сфер жизни.
Ситуативные:
• системный кризис России и северокавказского региона, значительное падение жизненного уровня;
• депрессивный характер региона;
• массовое распространение оружия;
• криминализация экономики и политической сферы;
• динамичное и неопределенное взаимодействие этнополитических движений;
• массовая миграция населения;
• военные действия в Чечне.108
Комбинация всех этих разновекторных факторов динамична, что и определяет специфику этнополитических процессов на Северном Кавказе в целом и в каждом его региональном субъекте в отдельности. Из-за глубокого социально-экономического и духовного кризиса на всем пространстве России нет пока оснований для вывода о возможности снижения межэтнической напряженности на Северном Кавказе.
Для нормализации этнополитической ситуации на Северном Кавказе, по мнению многих специалистов, ученых требуется:
• четкое определение кавказской политики России на основе национальных интересов, уважения прав человека и прав народов;
• правовая и социально-экономическая модернизация региона при сохранении административно-территориального статус-кво, выход региона из депрессивного состояния;
108
Букина М. Земельный передел. На юге Ставропольского края назревает этническая война // Эксперт. 2000. 6 марта; Волков Ю.Г. Политическое состояние общества Юга России в постперестроечное время: слияние, перспективы, ожидания // Ученые записки Донского юридического института, Том 15. Ростов-на-Дону.2001 .С.311 -312.
• переход от межэтнических отношений конкурентного типа к межэтническому диалогу и сотрудничеству (к демократии согласия);
• сохранение толерантных отношений между традиционными конфессиями;
• профилактика и недопущение экстремизма и терроризма;
• решение вопросов разделенных народов, репрессированных народов, беженцев и вынужденных переселенцев, оттока русского населения;
• поддержка этнопрофессиональных традиций как местными, так и федеральными властями;
• создание правовых гарантий для функционирования независимых, неангажированных государственными, международными и финансовыми группами информационно-аналитических структур по Северному Кавказу.109
Косвенно способствует межэтнической напряженности и доктрина права на самоопределение народов. В современном мире существуют проблемы, касающиеся концептуализации, правового обеспечения и механизмов реализации принципа этнического (политического) самоопределения. С.Чешко выдвигает несколько пунктов в отношении доктрины самоопределения:
• во-первых, нет доказательств того, что этот принцип можно отнести к числу базовых прав человека и, главное, что он обеспечивает его интересы;
• во-вторых, отсутствуют недвусмысленные международные правовые нормы, пригодные для толкования и реализации такого права;
• в-третьих, нет четких критериев определения предлагаемых субъектов права на этнополитическое самоопределение;
• в-четвертых, нет бесспорных, с точки зрения демократических принципов, процедур осуществления этого права, которое бы позволило обеспечить именно самоопределение этнических групп, как неких целостных образований;
• в-пятых, нет способов совместных этнических самоопределений с другими правовыми нормами, призванными обеспечить поддержание политического миропорядка и интересы других этносов.
Вместо того, чтобы предпринимать всё новые и бесплодные попытки сделать принцип самоопределения реализуемым на практике, есть, видимо, смысл задуматься, не является ли сам этот принцип заблуждением».110 Противоречивость принципа «самоопределения народов», провозглашенного в Уставе ООН одним из приоритетов, давно стала объектом критики. Будучи последовательно проведенным в жизнь, этот принцип подрывает другое приоритетное положение той же организации - нерушимость государственных границ, установленных по окончании Второй мировой войны. Это противоречие обычно преодолевается благодаря ограниченной трактовке понятия «самоопределение». Право на самоопределение истолковывается в первую очередь как право на самоуправление, т. е. на автономное решение жизненно важных проблем того или иного сообщества. Довольно часто самоуправление принимает форму территориальной автономии, причем иногда весьма значительной. В других случаях достаточным оказывается пользование культурной автономией. Форма самоуправления зависит от конкретных условий региона. Однако отказ в самоуправлении воспринимается меньшинствами как отказ в признании и потому влечет за собой рост социального напряжения на этнокультурной основе.111
Разведение по разные стороны двух уровней проблематики - проблемы идентичности и проблемы суверенитета - отнимает у этнонационализма
110 Четко С. В. Кризис доктрины самоопределения // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 3-17.
111 Это обстоятельство констатируют многие исследователи, специализирующиеся на изучении этнических конфликтов. См., например: Наппит Н. Autonomy, Sovereignty and Self-Determination: The Adjudication of Conflicting Rights. - Philadelphia. 1990. питательную почву и тем самым снижает вероятность этнического конфликта.
Чтобы искусственно не обострять этот вопрос, необходимо сделать акцент на разъяснение того, что только последовательное развитие демократического устройства общества, строительство гражданского общества может привести и к решению этнических проблем.
Список литературы:
1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред. Шаповалова В.А. Ставрополь. 1998.
2. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе // центральная Азия и Кавказ. Стокгольм. 1998.
3. Алпатов В.М. 150 языков и политиков. 1917 2000. М. 2000.
4. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М. 1999.
5. Альтерматг У. Этнонационализм в Европе. М. 2000.
6. Андерсон А. Воображаемые сообщества. М. 2001.
Седьмой Arutûnân Û.V., Drobiževa JI.M., Susoklov А.А. Étnosociologiâ: učebnoe пособие DLA vuzov.-М. 1999-ом
8. Ахундов А. В Беслане толпа осетин перекрыла дорогу и нас не пропустили // Власть № 45, ИД «Коммерсантъ» 2004.
9. Бабич И.Л. Правовая действительность и ее исторические корни на Северном Кавказе// Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб.2001.
10. Ю.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. 1995.
11. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.
12. Бердяев Н.А. Философия svobodы. Харьков-Moskva.2002.
13. Блок А. Апология истории или ремесло истории. М. 1973.
Четырнадцатого Бромли и. V. К harakteristiki ponâtiâ "Этнос" / / Расы и народы, и. М. , 1971.
15. Бромлей Ю.А. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. С. 14.
16. Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма //Ab im perio, №1-2. 2000.
17. Букина М. Земельный передел. На юге Ставропольского края назревает этническая война // Эксперт. 2000. 6 марта.
18. Бурдье П. Практический смысл. СПб. М. 2001.
19. Бурдье П. Социальное пространство в генезис "классов" // Вопросы социологии. 1992. Т.1. №1.
20. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб. 2001.
21. Волков Ю.Г. Политическое состояние общества Юга России в постперестроечное время: слияние, перспективы, ожидания // Ученые записки Донского юридического института, Том 15. Ростов-на-Дону.2001.
22. Воронков В. Мультикультурализм и деконструкция этнических границ // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М. 2002.
23. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.1977. Т.З.
24. Геллнер Э. Наций и национализма. M.1991.
25. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.1995.
26 Quboqlo MN Pamy Enerqiy ТИ. М. 1992 г.
Двадцать седьмой Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. M.2001.
28. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.2002.
29. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия //Культурология XX век. М.1995.
30. Деметрадзе г-н Mezhэtnicheskaya расстояние Кавказе и политика (ИСТОРИЧЕСКИЙ эkskurs) / / Политические исследования 2000 года. № 4
31. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону. 2003.т
32. Дерлугьян Г.М. Траектория российского государства в миросистемной перспективе, 1860-е 2000 гг. // Вестник института цивилизации. Владикавказ. 2001.
33. Дзадзиев А.Б. Отраслевой состав занятого населения Северной Осетии (1959 1989 гг.) // Вопросы социологии Северной Осетии. Владикавказ. 1993.
34. Дзадзиев А.Б. Отраслевой состав занятого населения Северной Осетии (1959-1989 гг.) // Вопросы социологии Северной Осетии. Владикавказ. 1993.
35. Дзадзиев А.Б. Русское население республик Северного Кавказа // Пути мира на Северном Кавказе. М. 1999.
36. Дзадзиев А.Б. Федеральная власть открывает глаза на русский вопрос// Северная Осетия от 17 марта 2001 г.
37. Дзадзиев А.Б. Этнодемографическая ситуация в Северной Осетии в межпереписной период 1989 2002 гг. // Бюллетень Владикавказского института управления №9. Владикавказ 2003.
38. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения. Владикавказ. 1998.
39. Дзуцев Х.В. Положение беженцев в Северной Осетии. Социологический анализ // Вопросы социологии Северной Осетии. Владикавказ. 1993.
40. Дзуцев Х.В. Характеристика языковой ситуации в Северной Осетии // Северная Осетия: этнополитические процессы 1990-1994 гг. Том 1. М.1995.
Сорок первой Dzucev ВН, Cuciev А.А. Střih к портрет regionalnyh идеологии на Северном Кавказе. Владикавказ.1997-ом
42. Доев М. Осетия и осетины: Государство и нация // Дарьял 2001. №4.
43. Дробижева JI.M. Этичность в современной России // Россия: трансформирующееся общество. М. 2001.
44. Дробижева JI.M. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальная практика в Российской Федерации // Мир России. Т. X. 2001. №2.
Сорок пятой Drobiževa JI.M., Aklaev A.R., Коротеева В.В., Солдатова G.U. Demokratizaciâ obrazy национализм и у Rossijskoj федераций 90-х годов. М. 1996th
46 Dyurkqeym е. Из Socioloqiy. М. 1995 год.
47. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. 1997.
48. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1997.
49. Здравомыслов А.Г., Цуциев А. А. Этничность в постсоветском пространстве .соперничество теоретических парадигм // Вестник института цивилизации. Владикавказ. 2001
50. Иванов В.Н.,Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М. 2001.
51. Ильин И.А. Русская идея // Русская идея. М. 1992.
52. Камболов Т.Т. Опыт языковой политики и приоритеты языкового строительства в республике Северная Осетия Алания. Владикавказ. 2002.
53. Кант И. Критика чистого разума. М.1994.
54. Карпенко О. Языковые игры с «гостями с юга»: «кавказцы» в российской демократической прессе 1997-1999 гг. // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М. 2002.
55. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М. 2000.
56. Кобахидзе Е., Павловец Г. Осетия в системе межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе. // Социальные процессы и межнациональные отношения в РСО-Алания. Владикавказ. 2002.
57. Коротеева В.В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме// Pro et Contra, 1997, №2(3).
58. Коротеева В.В. Экономические институты и национализм. М.2000.
59. Косиков И.Г., Косикова JI.C. Северный Кавказ: социально-экономический справочник. М. 1999.
60. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М. 1986. С.117.
61-й Левинсон. Opыt sociografii. М. 2004-ом
62. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М. 1997.
63. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999.
64. Лурье С.В. Историческая этнология. М. 1997.
65. Малахов В. Символическое производство этничности и конфликт // Язык и этнический конфликт. М. 2002.
66. Мамсуров Т.Д. Российский федерализм: национально-этнический аспект. М. 2001.
67. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад 1999. М. 2000.
68. Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ // Под ред. В. Тишкова и Е. Филлиповой. М. 2001.
69. Мухарямова Л.М. Взаимодействие языка и политики в символических измерениях // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2002. №2.
70. На пути к переписи. М. 2003. С.345.
71. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М. 1994.
72. Национальный состав населения РСФР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М. 1990.
73. Поппер К. Открытое общество и его враги. М. 1992. Т. I II.
Семьдесят четвёртого Панарин А.С. Iskušenie глобализма. М. 2002nd
75. Панарин С.А. Позиционно-исторические предпосылки современной политической ситуации в кавказско-закавказском регионе //Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб. 2001.
76. Региональные особенности уровни жизни в федеральных округах Российской Федерации (1998-2002). М.2003.
77. Relyativistskaya теория Наций. М. 1998.
78. Россия федеративная: проблемы и перспективы. М. 2001.
79. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности // Вестник МГУ. Вып. 18. социология и политология. 2001. №3.
80. Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. №5.
81. Северная Осетия Алания в цифрах. Владикавказ. 2003.
82. Северная Осетия от 21 июня 1994 г.
83. Северная Осетия от 24 марта 2004 г.
84. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М. 1998.
85. Сидакова Д. Языковые ориентации осетинского населения в потреблении информации СМИ// Этническое самосознание и социальная ситуация:динами, анализ. Владикавказ. 2000.
86. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб. 1999.
87. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.
88. Сорокин П.А. Система социологии. S.2. М. 1993.
89. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.1992.
90. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России // Под ред. Дробижевой JI.M. М. 1998.
91. Сухачев В.Ю. Особенности конституирования национальной и этнической идентичности в современной России // Национальная идентичность — теория и реальность. СПб., 1999.
92. Текущий архив Департамента федеральной государственной службы занятости населения по РСО-А.
93. Тишков В. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. №1/2.
94. Тишков В.А. Забыть о нации. // Вопросы философии, 1998, №9.
Девяносто пятый Tiškov В.А. Etnologia и политики. М. 2001-й
96. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.2003.
97. Фидарова М.Т. Национальные особенности подбора кадров //Вестник института цивилизации. Владикавказ. 2001.
98. Фуко М. Воля к знанию. История сексуальности. Т. 1./Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М. 1996.
99. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. 1999.
100. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.1993.
101. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Социально- философский анализ. Ростов н/Д. 2001.
102. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Сравнительное изучение цивилизаций. М. 1998.
103. Хершек Э., Кумпес И. Два типа этничности: хорватский и сербский примеры // Этнографическое обозрение. 1993. №4.
104. Хобсбаум Э. Нации и национализм, то 1780 Года. SWB. 1998 год.
105. Хоперская JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепции этнической субъективности. Ростов-на-Дону. 1997.
106. Хоперская JIM., Денисова Г.С. Современная национальная политика на Северном Кавказе // Этнополитический вестник. 1995. №6; 1996. №1.
107. Цуциев А.А. Межэтнические конфликты в Северокавказском регионе. Историческая динамика национально-административных границ как фактор межэтнической напряженности //Вопросы социологии Северной Осетии. Владикавказ. 1993.
108. Цуциев А.А. Некоторые аспекты языковой политики в Северной Осетии // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ. 2000. №1.
109. Цуциев А.А. Некоторые аспекты языковой ситуации в Северной Осетии // Бюллетень Владикавказского института управления. 2000. №2.
110. Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992 .) его предыстория и факторы развития. М. 1998.
111. Цуциев А. А. Осетинский контур в этнополитическом пространстве//Осетия XX век. Владикавказ. 1996.
112. Цуциев А.А. Русские и кавказцы: очерк незеркальной неприязни. Ч. II // Вестник института цивилизации. Владикавказ. 2000.
113. Цуциев А.А. Русские и кавказцы: очерк незеркальной неприязни. 4.1 // Вестник института цивилизаций. Владикавказ. 1998.
114. Цыганков А.П. Национальная идентичность и природа политико-экономических идей в постсоветском мире // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2002. №2.
115. Цымбурский В. Северная Осетия в первой половине 90 х: попытка государственности в геополитическом и социо-функциональном ракурсах //Этнический национализм и государственное строительство. М.2001.
116. Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания / Полис. 1999. №3.
117. Чернышевский И. Русский национализм: несостоявшееся пришествие // Отечественные записки. 2002. №3 (4).
118. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М. 1998.
119. Чешко С. В. Кризис доктрины самоопределения // Этнографическое обозрение. 2001. № 2.
120. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988. №2.
121. Фергюсон Ч.А. Диглоссии / / Слова. 1959 год.
Сто двадцать второй Фихте речи к немецкой нации. Гамбург. 1983rd
Сто двадцать третьей Хабермас Ю. граждан государства и национальную идентичность. Берлин. 1994th
124. Ханнум Н. Автономия, Суверенитет и Самоопределение: опротестования Конфликт человека.Филадельфия. 1990 год.
125. Laponce JA Языки и их территорий. Торонто, Буффало, Л. 1987.
126. Ротшильд Дж. Этнополитика: концептуальные основы. Тем не Йорке. 1981 год.
127. Smith AD Национализм и модернизм. Л., Нью-Йорк: Routlege. 1998 год.
128. Стросс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория процедур и методов.Ньюбери Парк, 1990 год.
129. Штомпка П. Роберт Мертон. Интеллектуальных профилей. Basingtoke 1986 года.
130. Вайнштейн Б. Гражданское язык. Политические последствия Выбор языка. NV. 1983 год.
conflict-factors of interethnic cooperation
Комментарии
Отправить комментарий