Социальная адаптация мигрантов


Социальная адаптация мигрантов как фактор стабильности российского общества

Диссертация и автореферат на тему «Социальная адаптация мигрантов как фактор стабильности российского общества». disserCat — научная электронная библиотека.

Автореферат

Диссертация

Артикул: 245891
Год: 
2005
Автор: 
Антуфьев, Сергей Владимирович
Učenaâ ctepen: 
кандидат социологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
22.00.04
Специальность: 
Социальная структура, социальные институты и процессы
Количество cтраниц: 
178
Оглавление: 
Введение.
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§ 1. Теоретико-методологические аспекты социальной адаптации.
§ 2. Государственное регулирование социального обустройства вынужденных мигрантов.
Глава П. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
§ 1. Современная миграционная ситуация и проблемы трудоустройства вынужденных переселенцев.
§ 2. Тенденции и перспективы социализации мигрантов в России.
Введение: 
Актуальность темы исследования. Распад СССР, сопровождавшийся разрывом хозяйственно-экономических связей, усилением социальной напряженности и кризисными явлениями в межнациональных отношениях, породил трудноразрешимые проблемы социальной адаптации мигрантов.
Значительные по масштабам и практически бесконтрольные миграционные процессы, происходившие в течение последних пятнадцати лет в Российской Федерации, вызвали противоречивые и неоднозначные последствия, которые нуждаются в серьезном научном анализе. За последние 10 лет приток граждан только из стран СНГ составил более 8 млн. человек. Миграционный потенциал в государствах СНГ и Балтии и в настоящее время остается значительным (по оценочным данным около 20 млн. человек).
Переселение людей в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения значительной части россиян, существенно обострит социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. В ряде регионов Юга России, Урала и Поволжья, Брянской, Смоленской, Воронежской, Калининградской и ряде других областей, а также в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается напряженное положение на рынках жилья, труда, продовольствия, отягощенное большим наплывом мигрантов, среди которых основную массу (от 40 до 60%) составляют вынужденные переселенцы и беженцы из постсоветских государств Центральной Азии и Балтии.
Наряду с позитивным влиянием на демографическую обстановку, в стране последствия миграционных процессов сказываются в негативном плане в политической, социальной, экономической, культурнопсихологической и др. сферах жизни, становятся источниками социальной напряженности и дестабилизации экономической и политической обстановки.
Меры, предпринимаемые для социальной адаптации мигрантов на разных уровнях государственного управления, нередко не приносят должных результатов, поскольку проводятся без серьезных концептуальных разработок и осуществляются эмпирически методом дорогостоящих проб и ошибок.
Поэтому существует объективная потребность не только анализа и теоретического осмысления ситуации, сложившейся в сфере социальной адаптации этой категории населения на территории Российской Федерации, но и обобщения результатов и корректировки деятельности государственных органов и общественных организаций в данном направлении. Все это не может не отражаться на российской миграционной политике, являющейся одним из факторов реформирования российского общества.
Актуальность исследования данного общественного феномена обусловлена также потребностью дальнейшего развития теории социальной адаптации применительно к внешним мигрантам, разработки научно обоснованных рекомендаций по их приему, обустройству, психологической реабилитации с учетом накопленного отечественного опыта и международной практики.
Существенно значимой для принятия эффективных управленческих решений на федеральном и региональном уровнях является социологическая информация о процессах вхождения мигрантов в российский социум в режиме мониторинга.
Все это определяет актуальность изучения проблем миграции вообще, социальной адаптации мигрантов, в частности.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и др. Эти последствия имеют и позитивный, и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем миграции вообще, социальной адаптации мигрантов, в частности.
Состояние научной разработанности проблемы. Разработкой проблем миграции занимаются представители различных наук -философы, социологи, психологи, экономисты, этнографы, демографы, экологи, политологи, правоведы, что вполне оправдано комплексным характером проблемы. Вопросы миграции на территорию СССР, а затем -России стали освещаться в научной литературе с конца 80-х - начала 90-х годов как феномен, связанный с бегством людей из зон межнациональных конфликтов. При этом, как правило, наблюдалась концептуальная неотработанность, облегченный подход к установлению причин и социальных последствий вынужденной миграции.
Проблемы миграции населения и его адаптации на новых местах жительства получили достаточно серьезную теоретическую и методологическую разработку1. Аналогичная ситуация сложилась и с
1 См.: Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 1993; Зайончковская Ж.А. Миграция населения и рынок труда в России. - М., 1994; Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты. - М., 1994; Миграционные процессы после распада СССР. - СПб., 1994; Булатский Ю.Е.,Мошняга В.П. Миграционные процессы и миграционная политика. - М., 1994; Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. - М., 1996; Лебедева Н.М. Миграционная ситуация в России и новая миграционная политика. - М., 1997; Гольдин Г.Г. Миграция и проблемы ее регулирования. - М., 2000; Гонюков Ф.С. Россия в системе вынужденного миграционного взаимодействия на постсоветском пространстве в 90-е годы. - М., 2000; Миграция и безопасность в России. - М., 2000; Сушков В.Н. Миграция населения в демографических процессах Воронежской области. - Воронеж, 2000; Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России. - М., 2003; Авакьян С.А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Юридический центр пресс, 2003; Рыбаковский Л.Л. Демографическая безопасность: изучением особенностей социальной адаптации различных категорий и профессиональных групп населения к изменившимся социальным условиям.1
Существенные положения, раскрывающие различные стороны социальной адаптации мигрантов, содержатся в специальных монографиях и исследованиях отечественных ученых Амелина В.В., Витковской Г.С., Власовой O.A., Гольдина Г.Г., Дробижевой JI.M., Иванова В.Н., Лебедевой Н.М., Левашова В.К., Назарова А.Д.,Назаровой Е.А., Рыбаковского Л.Л., Староверова В.И., Сушкова В.Н., Тишкова В.А., Тюркина М.Л.и др.2
Сложные и многогранные процессы социальной адаптации мигрантов стали предметом дискуссий на научно-практических конференциях и семинарах.
Разные аспекты адаптационного процесса этнических групп к новой среде в связи с социальной стабильностью и национальной популяционные и геополитические аспекты. - М., 2003; Иммиграция иностранной рабочей силы: российский и европейский опыт исследования. - Новосибирск, 2003; Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: Сб. док. - М., 2004.
1 См.: Компоненты адаптационного процесса. - М., 1989; Власова O.A. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода. - М., 1994; Топилин A.B. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Социс. - 1995. - № 7; Марковина Г.С. Особенность адаптации пожилых // Социс. - 1997. - № 12; Степанов В.В. Эмиграция из России и проблемы «утечки мозгов». - М., 1997; Левашов В.К., Староверов В.И. Демография и демографическое развитие России: демостатический анализ. - М., 2000; Адаптация этнических мигрантов в Приморье в XX в. -Владивосток, 2000; Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002.
2 См.: Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993; Амелин В.В., Виноградова Э.М., Назарова Е.А. и др. Интеграция беженцев и переселенцев в российский социум. - Оренбург, 1997; Витковская Г., Петров Н. Политические предпочтения вынужденных переселенцев. - М., 1997; Ястребова А.Ю. Анализ опыта международно-правового регулирования проблем вынужденной миграции и современные подходы к системе защиты беженцев. - М., 1997; Полоскова Т.Б. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. - М., 1999; Миграция и безопасность в России. - М., 2000; Тюркин М.Л. Совершенствование концептуально-правовых основ миграционной системы России. -М., 2004. безопасностью содержатся в трудах С.А.Авакьяна, Ю.В.Арутюняна, С.С.Борисова, Л.М.Дробижевой, Т.И.Заславской, В.Н.Иванова, В.Н.Кузнецова, Г.И.Осадчей, Ж.Т.Тощенко, Р.Г.Яновского и др.1
Особый раздел составляет научная литература, касающаяся трудовой миграции. Об этом пишут КаламановВ.А., Власова O.A., Марковина Г.С. Исследованию трудовой миграции посвящены ряд монографий, среди которых следует выделить «Миграция и безопасность России» (2000 г.), «Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки» (2004 г.).
Весьма полезным в методологическом обеспечении проведенного исследования адаптационных процессов российских мигрантов материалы школы-семинара «Миграция» (Смоленск, 2003 г.) и Международных конференций по проблемам миграции, проведенной в г. Смоленске в 2001, 2003 гг., а также материалы Смоленской погранслужбы, касающиеся пограничного режима, препятствующего нелегальной миграции.
Обращают на себя внимание научные разработки, проведенные лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного
1 См.: Авакьян С.А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - М., 2003; Борисов В.А. Демография. - М., 2001; Арутюнян Ю.В„ Дробижева Л.М., Сусоколов А.А, Этносоциология национальных отношений. - М., 1996; Дробижева Л.М. Социальная и культурная дистанции.Опыт многонациональной России. - М., 1998; Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. - М., 2003; Иванов В.Н. Россия: Варианты выбора. - М., 2003; Кузнецов В.Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. - М., 2002; ОсадчаяГ.И. Социальное государство в России: реалии, противоречия, перспективы. - М., 2003; Тощенко Ж.Т. Этнократия. - М., 2003; Яновский Р.Г. Социальная динамика гуманитарных перемен: Социология шанса для России на достойную и безопасную жизнь ее народов. - М., 2001. прогнозирования РАН под руководством Ж.Зайончковской1, Отдела ИСПИ РАН под руководством Рыбаковского Л.Л.2
Гипотеза исследования. После распада СССР вынужденная миграция, в особенности из стран СНГ, стала для России неотъемлемой частью социальных и политических процессов. Разработка и реализация на всех уровнях управления эффективной миграционной политики может способствовать оперативному, эффективному и бесконфликтному включению мигрантов в российский социум, в значительной мере обусловливать позитивные тенденции переселенческих процессов, снимать социальное напряжение в регионах приема мигрантов и укрепляет стабильность.
Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и реальное состояние процесса социальной адаптации внешних мигрантов в российский социум, способствовать на этой основе в современных социально-экономических условиях России эффективному осуществлению государственной миграционной политике. Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы социальной адаптации, ее научную и практическую институализацию;
- исследовать количественные и качественные характеристики внешней миграции, ее масштабы;
1 См.: Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция. - М., 1992. Вып. 1; Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 1993. Вып. 1-3; Программа по исследованию миграции. - М., 1994. Вып. 4; Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. - М., 1994; Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. - М., 1999; Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика / Под ред. Г.У.Солдатова. - М., 2003.
2 См.: Рыбаковский Л.Л. Исследования миграции населения в России. - М., 2002; Он же. Миграция населения. Вып. 5. Стадии миграционного процесса. - М., 2002; Демографическое будущее России. - М., 2001; Стабилизация численности населения России. - М., 2002; Осторбайтеры: численность, здоровье и условия жизни в современной России. -М., 1998.
- раскрыть основные тенденции и особенности адаптационного процесса вынужденных переселенцев;
- выявить и теоретически осмыслить факторы, способствующие оптимизации процесса адаптации мигрантов по новому месту жительства;
- обосновать критерии для оценки уровня адаптированности прибывших в Россию мигрантов;
- определить степень эффективности мер, предпринимаемых государственными органами власти, неправительственными организациями, ассоциациями и объединениями вынужденных переселенцев и беженцев для решения проблем приема, обустройства и социальной адаптации мигрантов в различных регионах России; разработать рекомендации, способствующие эффективной социализации внешних мигрантов на территории России.
Объектом исследования выступает внешняя миграция населения как феномен социально-политической реальности.
Предмет исследования - процесс оптимизации социальной адаптации вынужденных мигрантов, укрепляющий социальную стабильность российского общества.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы системности, структурно-функционального анализа и конкретно-исторического подхода. В работе автор опирался на логикусоциологического подхода к проблеме управления М.Вебера, Э.Дюркгейма, В.Парето, Р.Бернарда, Г.Тарда, П.Сорокина, Н.К.Михайловского, работы академика Ю.В.Верещагина по адаптологии и философским проблемам теории адаптации, академика Г.В.Осипова по системному подходу к исследованию общества, а также международные нормы и российское законодательство по миграции населения.
На разработку методологической базы диссертации повлияли новые социальные технологии, связанные с быстро изменяющейся внешней средой миграции (социальной, экономической, политической, правовой). В ходе исследования использована комплексная методика, включающая в себя наблюдения, интервью, экспертные опросы, анализ документов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентского собрания Союза Беларуси и России, министерств и ведомств, администраций ряда субъектов Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили федеральные и региональные акты, определяющие меры по обустройству и социальной адаптации мигрантов, а также документы международных организаций по этой проблематике. Использованы статистические данные Госкомстата, ФМС России, Минтруда России за период с 1992 по 2003 гг., материалы вторичного анализа ряда социологических исследований, осуществленных учреждениями РАН, Московским Центром Карнеги.
В работе приведены материалы социологических опросов, проведенных в 1999 гг. по разработанной диссертантом методике среди экспертов из СНГ и переселенцев, обосновавшихся в Воронежской, Белгородской, Курской, областях, социологические опросы, проведенные автором в 2003, 2004 гг. в Смоленской области. Значительная часть материала впервые вводится в научный оборот.
Научная новизна и результаты работы, полученные лично автором, заключаются в:
- комплексном исследовании процессов социальной адаптации внешних мигрантов на территории Российской Федерации, главным образом из бывших советских республик;
- разработке концептуальных основ социализации вынужденных переселенцев на новом месте жительства. Автор рассматривает социальную адаптацию как деятельность, направленную на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей социальной средой, оценку ситуации и коррекцию поведения человека в ответ на происходящие изменения. Результат эффективной социализации обусловливается согласованием потребностей индивида с потребностями социальной среды, в которую он вливается; авторской формулировке индикаторов адалтированности мигрантов: отношения в семье; взаимодействия с местным населением; трудоустройство и удовлетворенность своей работой; решение жилищной проблемы и социально-бытовых вопросов; отношение в обществе к внешним мигрантам в целом;
- исследовании реального состояния внешней миграции, выявлении потенциальной переселенческой базы;
- представлении современной внешней миграции, в том числе вынужденной, как одного из важнейших системообразующих элементов социально-экономического и демографического развития России;
- выявлении возможностей для эффективной адаптации мигрантов и снижении уровня социально-психологической напряженности в обществе с учетом социализации мигрантов в российский социум;
- обосновании целесообразности и необходимости распространения адаптированных механизмов расселения и обустройства мигрантов, в том числе с помощью инвестирования личных средств переселяющихся людей в жилищное строительство и обустройство на новом месте;
- обосновании теоретических, а также практических предложений в законодательные и исполнительные органы власти по повышению эффективности социальной адаптации внешних мигрантов в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Теоретические и практические первопричины вынужденного переселения большого количества людей, их влияние на общественно-политические и социально-экономические процессы обосновываются достаточно разнопланово и неоднозначно. Миграция вообще, а вынужденная миграция в особенности характеризуется как своеобразная подвижность населения под воздействием обстоятельств, побуждающих людей сменить место жительства. Как правило, эти обстоятельства включают в себя специфические комбинации неблагоприятных политических, экономических, социально-психологических и целого ряда иных факторов. В значительной мере они сказываются на адаптационных процессах непосредственно на новом месте жительства.
2. Внешняя миграция, помимо явно выраженных негативных процессов, обусловливает и позитивные тенденции, способствуя оптимизации демографической ситуации, укреплению кадрового потенциала российского промышленного и сельскохозяйственного производства в стратегически важных для России регионах, ускоренному развитию малых городов, сельских населенных пунктов.
3. Современная внешняя миграция на российскую территорию имеет значительные временные рамки и значительные масштабы. Большая ее часть — это безвозвратные территориальные перемещения, характеризующиеся переменой места жительства людьми (беженцами и вынужденными переселенцами) с учетом того, что они не будут возвращаться туда, откуда приехали. Этим обстоятельством определяется настоятельная необходимость на всех уровнях государственного управления ответственно подходить к решению проблем социальной адаптации.
4. Социальная адаптация внешних мигрантов представляет собой процесс не только активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, но и способность в процессе взаимодействия создавать механизмы активного изменения и преобразования среды жизнедеятельности той территории, куда переселились на новое место жительства мигранты. Показательны в этом отношении примеры приграничных Оренбургской, Смоленской, Псковской областей, куда новые поселенцы привезли с собой другую хозяйственную культуру, иной образ жизни, зачастую не воспринимаемые новым окружением и обусловливающие дополнительные адаптационные трудности для прибывших.
5. В реализации мер по эффективной социализации переселенцев на всех уровнях государственного управления в России необходимо способствовать их общинному обустройству на новом месте жительства, что способствует активному и надежному инвестированию личных средств переселенцев, их трудовому вкладу в развитие принимающих территорий.
6. Для решения возникающих проблем по различным видам миграции (беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты, трудовые мигранты, транзитные мигранты и др.) требуются соответствующие методы, которые необходимо учитывать при разработке и реализации государственной миграционной политики.
7. Серьезную озабоченность вызывают масштабы нелегальной трудовой миграции, которая превратилась в выгодный бизнес, работорговлю, в том числе женщинами и детьми. Значительная часть нелегальных мигрантов занято в теневой экономике. Трудовую миграцию необходимо направлять в такое русло, чтобы она могла рассматриваться не только как источник благосостояния семей мигрантов, но в первую очередь как источник инвестиций, способствующий подъему экономики России. В настоящее время трудящиеся мигранты составляют серьезную конкуренцию местному населению во многих сферах деятельности, оказывают давление на местные рынки труда, сбивая уровень зарплаты и занимая рабочие места, усиливая нагрузку на сферу социальных услуг. Нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности, терроризма и наркобизнеса, что не может не вызывать тревогу и озабоченность органов власти и управления.
Практическая значимость работы. Представленный в диссертации аналитический и источниковый материал может восполнить некоторые пробелы в исследовании процессов социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев. Выводы и рекомендации, предложенные в диссертации, могут быть использованы в практике органов исполнительной и законодательной власти федерального, регионального и местного уровней, неправительственных организаций, общественных объединений и ассоциаций вынужденных переселенцев и беженцев. Материалы диссертации будут полезны для использования в учебном процессе в вузах и системе повышения квалификации работников государственной службы и социального управления.
Хронологические рамки ограничиваются 1992-2003 гг., когда в силу общественных потрясений, смены политических режимов и других факторов, в России и сопредельных странах активизировались процессы миграции, появились новые центры притяжения и исхода вынужденных мигрантов, сформировались противоречивые тенденции миграционной политики.
Территориальные рамки внутри Российской Федерации определяются необходимостью сочетания федерального и регионального уровней анализа. Главное внимание уделено тем регионам России, опыт которых имеет существенное значение или которые связаны общими миграционными потоками. В диссертации отдельно анализируются миграционные процессы в приграничных областях.
Апробация результатов работы проводилась в Отделе национальной безопасности и федерализма ИСПИ РАН, на ряде научно-практических конференций и семинаров, парламентских слушаниях в Государственной Думе (2004 г.), семинаре-совещании Всеобщей конфедерации профсоюзов по проблемам трудовой миграции в СНГ (Москва, ноябрь 2004 г.), школе-семинаре Международной правозащитной организации по методологии и практике регулирования миграционных процессов (Смоленск, 2003, 2004 гг.). Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.
Структура диссертации определяется целями и задачами работы, предметом и объектом исследования.
Заключение: 
Результаты исследования показали, что в настоящее время социальная адаптации вынужденных мигрантов представляется неотъемлемой частью современных не только социальных, но и политических процессов, способствует цивилизованному сближению и выступает как условие формирования стабильного единого пространства безопасности. Выявлено также, что острые социально-политические проблемы межнациональных отношений тесно связаны как с миграционными, так и адаптационными процессами.
Предупреждение нежелательных последствий миграции возможно при соблюдении взаимовыгодных условий, которые должны базироваться на интересах принимающей стороны, государства, откуда мигрирует население, и быть защищены законодательным порядком. Назрела также необходимость двусторонних соглашений России и стран СНГ по проблемам, связанным со стабилизацией положения иноэтнического населения, проживающего в этих странах.
Недостаточная разработанность теоретических аспектов проблемы в немалой степени сказывается на миграционной практике современной России. Официальными госструктурами еще слабо осознается необходимость комплексного изучения миграционных процессов в России и, соответственно - разработки мер по их регулированию. Устойчивая кризисная ситуация в экономике не позволяет выделить более или менее значительные ресурсы на решение проблем обустройства и социальной адаптации переселенцев. Отчасти это объясняется живучестью патерналистского подхода в государственной политике, недооценке интеллектуального, делового, профессионального потенциала вынужденных переселенцев, их инвестиционных возможностей в самостоятельном решении сложных вопросов трудоустройства, жилья, социальной адаптации. Более того, до сих пор лишь малая часть переселенцев объединена в общественные организации и ассоциации, а уже созданные организации слабы организационно и финансово, они порой просто игнорируются властными структурами в центре и на местах.
Назрела необходимость смены самой парадигмы миграционной политики, действующей сегодня в Российской Федерации. Следует опираться на научные методы изучения и управления миграционными процессами.
Становится все более очевидной необходимость соединения усилий ученых различных научных отраслей и образования Ассоциации ученых и специалистов, профессионально занимающихся разработкой решения проблемы миграции, введения в практику проведения ее научных сессий, конференций и семинаров с освещением итогов в средствах массовой информации, регулярной публикации научных трудов, аналитических докладов.
Представляется целесообразным создать также Всероссийский научно-исследовательский центр социальных проблем миграции и репатриации с отделениями и филиалами в регионах России и республиках бывшего СССР, в первую очередь - в Центральной Азии.
Необходимо сконцентрировать усилия ученых и специалистов на разработке развернутой системы показателей и индикаторов социологического мониторинга обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев для России и изучении жизнедеятельности и миграционных настроений российских соотечественников в новых независимых государствах. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости осуществлять на основе предложенной системы ежегодные обследования указанных категорий экспертов и представлять результаты органам государственной власти, коммерческим структурам, общественным и неправительственным организациям, заинтересованным в такого рода информации.
Целый ряд выводов из данного исследования касается конкретных управленческих мер и подходов. В частности, выполнить роль интегратора и координатора усилий всех государственных органов и общественных объединений на общероссийском уровне на обозримую перспективу сможет, видимо, только государственная структура с высоким статусом и особыми полномочиями.
При этом, право экспертизы должно предусматривать вмешательство этой структуры на любой стадии разработки и реализации проекта, а его отрицательное заключение означать приостановку данного проекта до устранения причин, вызвавших такое решение.
Дальнейшему решению проблемы обустройства и социальной адаптации могли бы способствовать и такие меры, как:
- создание информационной базы данных о потребности регионов России в работниках различного профиля и квалификации, наличии жилищных и производственных условий в местах предполагаемого их расселения;
- осуществление общественного контроля за расходованием финансовых средств из госбюджета и материальных ресурсов, выделяемых для оказания помощи вынужденным мигрантам в обустройстве и занятости;
- объединение усилий заинтересованных министерств и ведомств под эгидой МВД РФ в реализации отраслевых и территориальных социально-экономических программ, направленных на жилищное строительство, создание новых рабочих мест, развитие социальной и производственной инфраструктуры;
- проведение экспертизы в Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации документов нормативно-правового характера, принятых в последние годы министерствами и ведомствами России и относящихся к деятельности переселенческих организаций и предприятий, приведение их в соответствие с российским законодательством и заключенными международными конвенциями, договорами и соглашениями в этой области;
- углубление контактов с международными организациями и общественными структурами в государствах СНГ по вопросам обеспечения прав человека, национальных меньшинств;
- укрепление связей с российскими общинами в ближнем и дальнем зарубежье, оказание помощи в сохранении ими этно-культурных традиций и обычаев, в защите гражданских прав соотечественников;
- активизация роли средств массовой информации в формировании российского общественного мнения по благожелательному отношению к вынужденным переселенцам и беженцам.
Полагаем, что осуществление данного комплекса мер будет способствовать эффективной социализации мигрантов в российское общество, обеспечивая тем самым социальную и политическую стабильность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев к иной социокультурной среде представляет собой процесс вхождения вынужденных мигрантов в иную социальную среду, сопровождающийся овладением навыками, умениями взаимодействовать с окружающей средой, усвоением норм, установок, ценностей и принятием их для создания собственной линии поведения в новой сфере. Этот процесс является, с одной стороны, самостоятельной деятельностью со своей логикой, а с другой стороны, сопутствующим результатом деятельности, направленной на реализацию главной цели.
Являясь многосторонним, многоуровневым, многоэтапным процессом, социальная адаптация включает в себя адаптацию социально-психологическую, профессиональную и культурную. Структура этого процесса представляет собой взаимодействие социокультурной адаптивной ситуации и социокультурной адаптивной потребности. Учитывая результаты исследования новых этнических групп, прибывших в Россию из стран СНГ, предлагается вариант периодизации изучаемого процесса, более точно соответствующий действительности.
Первый - предадаптационный период начинается с момента принятия будущим мигрантом решения о переезде в иную страну и является периодом психологической подготовки. Второй - период собственной адаптации делится на две стадии: ориентировочную и оценочную. Первая стадия направлена на знакомство с новой средой, выработку ориентации в ее предметно-вещных элементах. Оценочная стадия характеризуется интенсивной познавательно-критической отборочной деятельностью. Третий - период долговременной адаптации.
Род деятельности, формы организации переселенческих групп создают условия межэтнического общения, которые способствуют разным механизмам взаимовосприятия (межгрупповому или межличностному). Эти механизмы, в свою очередь, обусловливают тенденцию принятия инновации - вариант идентификации и в конечном результате приводят к разной степени интеграции в иной социокультурной среде:
- когда ценности и нормы принимающей культуры усвоены и приняты личностью при утрате прежде приобретенных ценностей;
- когда личность отказывается от новой культуры, сохраняя свою культурную идентичность;
- когда ни одна из культур не воспринимается личностью как родная - кризис идентичности;
- когда достигается равновесие в процессе идентификации, личность частично идентифицирует себя с новой средой, частично сохраняет свою культуру.
Как показало углубленное изучение проблемы вынужденной миграции, на динамику миграционных процессов в постсоветской России серьезное влияние оказывают два основных блока факторов. Это прежде всего сложившиеся за прошлые годы тенденции движения населения, превратившие Россию из республики, отдающей население, в государство, его принимающее. Второй блок вопросов - это новые факторы, особенно остро проявившие себя после распада СССР: различного рода деструктивные этнополитические и социально-экономические процессы, вызывающие вынужденные миграции; а также позитивные - развитие рыночных отношений и демократизация России, что ведет к облегчению перемещений людей.
В этой связи разрабатываемые и реализуемые в России программы социально-экономического развития должны более тесно увязываться с решением проблем миграции, включая вынужденную, имея в виду, прежде всего, создание для переселенцев и беженцев в регионах вселения достойных условий обустройства и социальной адаптации. Эти меры могут быть реализованы государством только на основе консолидации усилий всего общества, средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников, благотворительных и общественных организаций, а также более активного участия в решении проблем самих мигрантов стран ближнего зарубежья.
Однако, анализ многих документов и противоречивой практики, проведенный автором, показал, что именно инновационные возможности этой категории населения России не берутся в расчет при осуществлении нововведений и преобразований. Соответственно, соотечественники, покинувшие прежнее место жительства в ближнем зарубежье, подвергаются долгим и унизительным процедурам восстановления, якобы утраченного ими российского гражданства. Получаемый специальный статус вынужденного переселенца или беженца мало что дает. Они постоянно сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами прописки, трудоустройства, получения жилья и др. Иными словами, происходит разочарование, тяжелый психологический стресс от встречи с российской действительностью. Положение резко осложняется тем, что искусственно сдерживаются самоорганизующие начала, инициатива самих переселенцев в решении вопросов их обустройства.
Формирование научно обоснованной миграционной политики предполагает отказ от усредненного подхода к беженцам и вынужденным переселенцам, а в перспективе - репатриантам, возвращающимся на родину, выявление во всех сферах социально-экономической и общественной жизни источников и факторов для более полного задействования их творческого, делового и трудового потенциала, скорейшей социально-психологической адаптации к новым российским условиям. Логическое соединение воедино этих факторов должно создать необходимые предпосылки для ускоренного решения проблем обустройства людей, покинувших обжитые места.
Государство и общество должны иметь в своих рамках эффективный социологический инструмент постоянного отслеживания ситуации и контроля за изменениями, происходящими в среде репатриантов, беженцев и вынужденных переселенцев для научного анализа складывающегося положения и последующего своевременного принятия мер по корректировке осуществляемых мер и программ в области миграционной политики.
Исследование показало, что в последнее время произошло своеобразное совмещение предметных полей вынужденной миграции и прав человека. Это обстоятельство повысило значимость правовой компаненты социальной адаптации переселенцев.
Рассмотрение вопросов вынужденной миграции в последнее время идет в общем аспекте глобализации. При этом рамки современного социально-экономического развития способствуют сближению миграционных вопросов с проблемами кризисного развития.
Целесообразно по-новому, с глубоко научных позиций осмыслить «социальную адаптацию» как один из главных компонентов современной философско-социологической науки, позволяющей глубоко уяснить теоретические аспекты.
Теоретическая разработка проблемы позволила автору сформировать концептуальные взгляды на совокупность представлений о сущности социальной адаптации вынужденных мигрантов, выявить соподчиненные характеристики переселенческих процессов и поведенческих характеристик перемещающихся людей, основные подходы к политике индивидуального и общиного обустройства мигрантов в различных регионах России.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Эти последствия имеют как позитивный, так и негативный характер.
Необходимо подчеркнуть, что общинная адаптация на новом месте жительства носит ярко выраженную этническую направленность.
Необходимо материальное и социальное обеспечение миграционного процесса со стороны государства, оказание им помощи в получении работы, а также льгот, определенных в законодательном порядке.
Учитывая социальную и этническую дифференциацию миграционных потоков из стран, различающихся своими экономическими укладами, образом жизни, традициями и нравственными устоями, необходимо принять меры по использованию возможностей перемещающихся людей в решении обустройства самих переселенцев и активном привлечении их к решению народнохозяйственных и других задач.
Список литературы: 
1. Официальные документы
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М.: Юридическая литература, 1994.
3. О беженцах: Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. (в ред. ФЗ от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ; от 23 июля 1998 г. № 117-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ; от 7 ноября 2000 г. № 135-Ф3; от 30 июня 2003 г. // Российская газета. 2003. - 1 июля.
4. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. в ред. ФЗ. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ // Российская газета. 2003. - 2 июля.
5. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25 июня 1993 г. // СЗ РФ. 1993. - № 32.-Ст. 1227.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. В ред. Федер. законов от 30 июня 2003 г.-М., 2003.
7. О занятости населения в Российской Федерации: ФЗ РФ от 19 апреля 1991 г.; В ред. от 20 апреля 1996 г. М.: Инфра-М, 2004.
8. О гражданстве Российской Федерации: ФЗ РФ // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; В ред. ФЗ от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ // Российская газета. 2003. - 14 ноября.
9. Федеральная миграционная программа: Одобрена Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 // СЗ РФ. 1994. - № 18. - Ст. 2837-2907.
10. О концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Российская газета. 2000. - 12 января.
11. О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики: Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. - № 8. - Ст. 812.
12. О республиканской долговременной программе «Миграция»: Постановление Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 327 // Сборник постановлений Правительства РФ № 221-529, апрель-июнь 1992. М., 1992.
13. О мониторинге социально-экономического потенциала семей: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 1994 г. № 1376 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 34. - Ст. 5107.
14. Основные направления государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1064 // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 21. - Ст. 3289-3294.
15. О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режима его использования: Постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 249 // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 12. - Ст. 2017.
16. Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности: Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 224 // СЗ РФ. 1995. - № 12. - Ст. 1991-1993.
17. Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы: Утверждена Правительством РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414. М., 1998.
18. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 марта2002 г. № 256-р // Российская газета. 2002. - 15 марта.
19. Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения на временное проживание в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 апреля2003 г. № 193 // Российская газета. 2003. - 6 апреля.
20. Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. - № 8. - Ст. 843.
21. Положение «О представительстве Министерства внутренних дел Российской Федерации по делам миграции за рубежом: К приказу МВД России от 2.12.2002 г. // СЗ РФ. 2002. - № 21. - Ст. 2000.
22. О введении особого порядка пребывания в городе Москве -столице Российской Федерации граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации: Распоряжение мэра г.Москвы от 5 ноября 1993 г. //Московская правда. 1993. - 11 ноября.
23. О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 615-ПП. М., 2003.1. 25. Конвенция о статусе беженцев. Протокол, касающийся статуса беженцев. Женева: УВКБ ООН, 1968.
24. П. Книги, монографии, брошюры, сборники статей
25. Авакьян С.А, Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М.: Юрид. центр-пресс, 2003.
26. Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты беженцев: Материалы 4-го семинара, проведенного Правозащитным центром «Мемориал» 24-26 апреля 1998 г. М.: Звенья, 1999.
Двадцать седьмой Амелин В.В., Виноградова É.M., Назарова Е.А. и другие. Интеграция и bežencev pereselencev V Российский социум. Оренбург, 1997 год.
28. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. М., 2002.
Двадцать девятой Arutûnân Û.V., Drobiževa Л.М., Susokolov А.А. Étnosociologiâ nacionalnyh otnošennie. М., 1996.
30. Басик В.П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России. М.: Изд-во МГУ, 2004.
31. Беженцы / Отв. ред. А. Г. Здравомыслов; Рос. независимый ин-т соц. и нац. проблем. М., 1993.
32. Беляева JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России. М.: Academia, 2001.
33. Богданов A.B. Социальная адаптация вынужденных мигрантов. -М., 2000.
34. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление). М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2004.
35. Борзунова Т. И., Макарова В. В., Морозова Г. Ф. Республики России: этническая миграция и ее последствия /ИСПИ РАН. М., 1997.
36 Борисов В.А. Из Demoqrafiy. М., 2001.
37. Бьюкенен Патрик Дж. Смерть Запада: чем вымирание населения и училение иммиграции угрожает нашей стране и цивилизации. М., 2003.
Тридцать восьмой Вдовин А.И. Русские в XX уже. М.: ОЛМА-Пресс, 2004.
39. Витковская Г., Петров Н. Политические предпочтения вынужденных переселенцев. М., 1997. (Науч. докл. / Моск. Центр Карнеги; Вып. 17).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами