К основному контенту

Доку Умаров – «амир и ...


Вторник, 08 февраля 2011

Доку Умаров – «амир и агент»?

Фото AP
Доку Умаров



Вячеслав Измайлов, военный обозреватель «Новой Газеты», в прошлом офицер Советской и Российской Армии, ветеран Афганистана и первой Чеченской войны. Он известен также как одно из ключевых лиц в переговорах по освобождению заложников в конце 90-х – начале 2000-х.
Фатима Тлисова: Вы работали с российскими спецслужбами, хорошо знаете ситуацию и действующие лица.
Вячеслав Измайлов: Я не работал со спецслужбами, так говорить неправильно. ФСБ работала со мной не официально, а частным образом, потому что я занимался освобождением заложников. 
Ф.Т.: С точки зрения вашего богатейшего опыта: афганского, чеченского – что вы можете сказать о видеозаявлении Доку Умарова, в котором он берет ответственность за теракт в «Домодедово»?
В.И.: Я делаю выводы, анализируя все, что я знаю. Я не настаиваю на том, что мои выводы правильные, и знаю, что они вызовут бурю протеста.
Я Доку Умарова знаю с сентября 1997 года лично. Тогда он не был таким страшным – без усов и бороды, и даже не совсем кавказской внешности. Нас познакомили на дне независимости Ичкерии. Потом я был у него дома в гостях в Октябрьском районе Грозного. В тот период он был секретарем Совета безопасности Ичкерии. Первое, что он мне сказал тогда: «Я принял эту должность от Масхадова при условии, что первым пущу ему пулю в лоб, если он пойдет на переговоры с Россией».
Мне показалось странным, что, будучи министром, он так открыто заявляет, что готов убить своего президента. Потом я несколько раз виделся с Умаровым в Грозном, когда приезжал за заложниками, он меня не тронул.
Следующий этап – когда боевики во время второй кампании попали на минное поле, выходя из Грозного. Доку Умаров получил тогда челюстно-лицевую травму. Такую рану в условиях Чечни он лечить бы не смог. 
Ф.Т.: Были слухи, что многие тогда лечились за границей. 
В.И.: Фатима, когда мы встречались в Нальчике, я рассказывал, если помните, как там гостил Шамиль Басаев, и как он чудесно спасся из засады в Баксане. Так вот, лечился Доку Умаров в Нальчике в поликлинике челюстно-лицевой хирургии в 2000 году. Обеспечивали это офицеры МВД России. Лично этот вопрос курировал руководитель МВД РФ Рушайло (Владимир Рушайло министр МВД РФ, 1999-2001, – Г. А.). Так как в поликлинике не было душа, он посещал бани в частных домах сотрудников Северо-Кавказского управления по борьбе с организованной преступностью (переименован в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, 2008, – Г.А.). 
Ф.Т.: Вы имеете в виду, что это было предательство в МВД?
В.И.: Конечно, нет. Просто у МВД на Доку Умарова были долгосрочные планы. Они через Доку хотели выйти на боевиков, иметь внутри своего человека. И в чем-то преуспели. Например труп Геннадия Шпигуна (генерал МВД, похищен в Чечне в марте 1999, найден убитым в марте 2000 – Г.А.) был обнаружен с помощью Доку Умарова. Ряд иностранных заложников был освобожден с его помощью.
Впоследствии, он исчез и оказался в Грузии, но не в Панкисском ущелье, а в Тбилиси, где в кафе в центре города с ним встречались определенные люди. Это был 2001 год. Мне нужно было для освобождения заложника слово Доку Умарова, и на встрече этого слова добились. С его помощью тогда были освобождены ... (редакция «Голоса Америки» не называет имена бывших заложников по причинам конфиденциальности), которые были в заложниках больше двух лет. Добро на это дал Доку Умаров, правда, немножно небезвозмездно.
Ф.Т.: О каких суммах идет речь?
В.И.: Речь идет о сумме в $50,000. Эта сумма была уплачена родственниками находящегося в то время в Лефортово под следствием Лечи Исламова. Я обещал ему помочь, и действительно все делал для того, чтобы его спасти, выступал несколько раз на суде. 
Ф.Т.: Доку Умаров, судя по всему, вскоре вернулся в Чечню. Что вы знаете о его последующей судьбе? 
В.И.: Впоследствии он какой-то выдающейся роли при Масхадове не играл. Был командующим Западным фронтом, это направление на Ингушетию, Ачхой-Мартановский район. Тогда посредником у меня был Бавауди Текилов. С его помощью удалось освободить десятки заложников.
Ф.Т.: В чем заключалось посредничество, была специальная схема?
В.И.: Механизм был такой: Бавауди Текилов связывался с родственниками чеченцев, которые находились в тюрьме, брал с них деньги, обещая освобождение. Обманывал. Но меня он ни разу не обманул. Потом он попал в тюрьму за прошлые грехи. По приговору ему назначили три года, но он отсидел год. Мы сделали все возможное. Я по-человечески выполнил свое обещание перед ним за то, что он мне много помогал. Когда Бавауди освободился из Бутырки, он пришел ко мне и сказал, что ему не нравятся шариатские законы в Чечне, и он хочет легализоваться в Москве.
Я сказал, что легализоваться можно только одним сопособом – работая на спецслужбы. Текилов сказал, что не возражает, и я состыковал его с работниками спецслужб. При разговоре я не присутствовал, но они были довольны встречей. И Бавауди потом долго работал на спецслужбы. Но те обязательства перед ним, которые я всегда выполнял, они не были выполнены спецслужбами. Они сообщали об освобождении заложников, но всю практическую работу делал он, при этом беря на себя обязательства, которые не выполнялись. В конце концов, он взял выкуп за одного заложника, порядка $100,000, который ему передали сотрудники центрального управления МВД, и «махнул ручкой».
Ф.Т.: Текилов ушел к Умарову?
В.И.: Текилов ушел к Умарову и, видимо, с ним поделился. Судьба Бавауди трагична – он погиб в 2000 году, страшной смертью умер. Погиб от рук чеченцев, которые работали на спецслужбы.
Ф.Т.: Вскоре после прихода к власти Доку Умаров провозгласил Кавказский Имарат. Что вы думаете об этом шаге?
В.И.: Кому это выгодно? Нельзя сказать, что боевики этого не хотели. Хотели. Взять хотя бы поход Басаева на Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию. И можно сказать, что Умаров унаследовал эту идею. Но я думаю, кому еще это выгодно, чтобы Доку Умаров контролировал всех боевиков Кавказа? Безусловно, это выгодно и ФСБ, потому что хорошо иметь своего человека, который обеспечивает этот контроль.
Ф.Т.: Вы говорите сейчас, что Доку Умаров работает с ФСБ, или как вы сказали о себе в начале интервью – ФСБ работает с ним?
В.И.: Я не могу утверждать, что работает, но такие подозрения есть. Признаков тому много. Например, нападение на родовое селение Рамзана Кадырова или любые другие акции на территории Чечни – Умаров абсолютно никогда не брал на себя ответственность ни за один из этих терактов. 
Ф.Т.: Хорошо, в Чечне он не активен. Но «Домодедово»… На видео он сидит рядом с человеком, который возможно взорвал себя в аэропорту.
В.И.: Я думаю, что он пытается получить контроль над группами, которые совершают теракты, минуя его ответственность. А поведение Доку на видео – еще одно подтвеждение моей точки зрения. Ведь в том же Центорое кадыровском боевики тоже взорвали себя, но их не могли опознать, потому что у них правило – взрыв должен произойти на уровне лица и уничтожить его полностью, чтобы не подставлять родственников. Такое внутреннее соглашение – не показывать лиц бомбистов. А Доку Умаров все делает наоборот – он показывает лица. 
Ф.Т.: Доку Умаров говорит о том, что находится в лагере для тренировки «шахидов», и что их не тысячи, но 50-60? Насколько возможен такой лагерь в сегодняшних условиях?
В.И.: Абсолютно невозможен, особенно зимой и в горах. Даже элементарные вещи – откуда возьмутся продукты питания на столько народу? Даже в те времена, когда я освобождал заложников, боевики работали «вахтовым методом». То есть две недели дома, неделю в лесу.
Перейти в рубрику "Кавказ сегодня"

См. также

Комментарии  (52)
    • Сергей Москва 09-02-2011
      Наплел взаимоисключающих посылов и переплюную даже думаков из Аналитического центра Stratfor, которые додумались до того, что мысль за мысль зашла и теперь у них - Доку не Доку, а теракт совершил не тот кто на видео с Доку.
    • 09-02-2011
      Терракты против мирных жителей бессмыслены и низки по своей сути и являются обыкновенным бандитизмом.Поэтому озлобляют общество против всяких амиров.
    • Едидж Христианскя Черкессия 09-02-2011
      Главная причина бед Кавказа - ислам. Почему в Осетии Абхазии или Армении нет террора? Что там меньше коррупция? там у молодежи больше работы? Все разговоры про экономику туфта полная! Ислам сам по себе несет экстреизм. Традиционные мусульмане это не мусульмане. Ваххабиты - это настоящие последователи Корана. Вместо исламских институтов лучше просвещать молодежь о Библии истории науке тогда они не поддадуться на басни ваххабитов.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами