Если Иран решится...

Если Иран решится...

Если Иран решится...
Нефтяной рынок будет уничтожен

06.07.12 Нефть на мировых рынках опять дорожает - она отыграла почти весь июньский убыток всего за три торговые сессии (+12%). Цена Brent вновь перевалила за $100 за баррель. Главная причина подорожания - введение санкций против Ирана всвязи с его ядерной программой. Однако иранский эффект не может долго сказываться на нефтяных рынках. Пока, что эмбарго на поставки иранской нефти вредят экономике самого Ирана - клиенты покидают Иран один за другим.

Если Иран решится...

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Китай - главный покупатель иранской нефти
Если Иран решится...

На долю 27 стран Евросоюза приходилось 21% иранского экспорта. При этом, совокупные резервы нефти в странах Евросоюза по данным МЭА (Междунаро́дное энергети́ческое аге́нтство), составляют 1341,9 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Этого достаточно, чтобы прожить европейцам без иранской нефти 4 месяца. К тому же по своим характеристикам иранская нефть не уникальна и может быть легко заменена нефтью из других стран. Так, что ни одна европейская страна серьезно от введения санкций пострадать не может пострадает.

Китай - самый крупный покупатель иранской нефти (23% всего иранского экспорта) сократил в марте ее импорт вдвое по сравнению с мартом прошлого года. С Ираном Китай расплачивается юанями и наращивает закупки нефти у других поставщиков - России, Саудовской Аравии и так далее.

Южная Корея - доля иранской нефти в нефтяном импорте этой страны составляла 11%, но она объявила о том, что полностью откажется от импорта иранской нефти в третьем квартале этого года..

Индия (13% всего иранского экспорта) - с марта по апрель сократила закупки иранской нефти на 34%. В 2012-2013 финансовом году индийское правительство планирует сократить закупки еще на 11%.

Япония (14% всего иранского экспорта) - не готова присоединится к американо-европейскому эмбарго.

После того, как в октябре 2011 года вступила в силу первая часть санкций против Ирана и к апрелю 2012 года добыча нефти упала до 4,3 млн баррелей в сутки - столько же в Иране добывали во время войн и революции. Из добытой нефти 2,5 млн баррелей экспортировалось. В апреле 2012 года экспорт Ирана упал еще ниже - до 1,2 млн баррелей в день. Текущая ситуация на рынке нефти крайне неприятна для Ирана: к эмбарго добавляется падение цен, что не может не сказаться на бюджете страны, доля нефтяных доходов в котором составляет 45%.

Козырь в рукаве Тегерана

С 1 июля страны ЕС перестали закупать иранскую нефть, а европейские и американские банки прекратили всякое сотрудничество с иранскими. Однако иранские власти сдаваться не намерены и заверяют, что смогут найти альтернативные рынки для продажи своей нефти, - и делают все более агрессивные заявления.

У Ирана, как у опытного картежника, имеется козырь в рукаве. Если он все же выполнит свою угрозу заблокировать Ормузский пролив, основной путь доставки ближневосточной нефти на мировые рынки, то нефтяной рынок будет уничтожен. Но это слишком сильнодействующее средство и может кончиться всемирной борьбой с зависимостью от нефти. На долю Ормузского пролива приходится 20% транспортировки всей продаваемой в мире нефти и 35% международного транспортного сообщения. Примерно 85% нефти через Ормузский залив идет к азиатским покупателям.

Надо сказать, что это самый загруженный пролив в мире. Ежедневно наиболее узкие места в проливе проходят 14 танкеров. Осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе иранские военно-морские силы. Попасть в пролив можно лишь через иранские территориальные воды. Перекрытие Ормузского пролива может привести к невиданному сокращению предложения нефти - рынок недосчитается примерно 17 млн баррелей нефти в сутки. Такого крупного одноразового снижения поставок нефти в истории еще не было, разумеется, это приведет к невиданному росту цен на нефть.

Если Иран решится...

Очевидно, что страны Персидского залива будут искать альтернативные маршруты поставок своей нефти в порты Красного и Средиземного морей. Действующая сеть нефтепроводов с этим не справится. Саудовская Аравия может поставлять свою нефть через трубопровод Petroline, соединяющий побережье страны и порт Янбу на Красном море. Пропуская мощность этой магистрали - 5,1 млн барр в сутки (сейчас доставляется всего 2 млн барр в сутки). Трубопровод Ирак-Турция мощностью 1,6 млн баррелей в сутки. Сейчас в турецкий порт Джейхан поставляется 0,4 млн баррелей нефти в сутки.

Нефтепровод Хабшан-Фуджайра был построен ОАЭ. В марте его начали заполнять технической нефтью, в ближайшие 2-3 месяца он заработает. Мощность будет увеличена до 1,8 млн баррелей в сутки.

Имеется несколько неработающих трубопроводов, которые можно в случае блокады Ормуза ввести в эксплуатацию. Это трубопровод IPSA, соединяющий Ирак и Саудовскую Аравию мощностью в 1,65 млн баррелей в день, нефтепровод Tapline из Саудовской Аравии в Ливан мощностью 0,5 млн баррелей в день, а также стратегический нефтепровод Ирака мощностью 1,4 млн баррелей в сутки, соединяющие южные и северные нефтяные провинции страны. Общая мощность действующих нефтепроводов составляет 6,3 млн баррелей в день. Этого недостаточно, чтобы компенсировать потери от перекрытия Ормуза. За год пропускную способность можно будет увеличить до 10,4 млн барр в сутки. Однако дефицит нефти, который возникнет в случае блокады Ормузского пролива, можно будет частично возместить за счет стратегических запасов Китая и стран Запада.

Америка сможет без Ирана, а Китай нет

Если Иран решится...

Общие объемы резервов нефти и нефтепродуктов стран МЭА в первом квартале 2012 года оценивались в 4,18 млрд баррелей. Из них государственные запасы - 1,5 млрд баррелей. Азиатские страны открыв свои резервы, смогут прожить без нефти из Персидского залива 2 месяца, а с учетом промышленных запасов - чуть более 5 мес. Если эти страны придут на помощь другим страна региона, то резервов хватит всего на 3,5 месяца. Северная Америка без нефти из Персидского залива сможет прожить более 3 лет. В Китае резервы нефти намного меньше американских: в 2011 году они составляли около 200 млн баррелей. Этого Китаю хватит всего на 90 дней.

Таким образом, в первый месяц после перекрытия Ормуза мир столкнется лишь с небольшой нехваткой нефти - порядка 0,5 млн барр в сутки. В следующие 2 месяца, если будут реализованы все варианты замещения, то на рынок попадет даже больше нефти, чем шло через Ормузский пролив. Но на четвертый месяц блокады мировые резервы нефти будут почти полностью исчерпаны, и дефицит начнет очень быстро расти.

Великобритания на грани катастрофы


Если Иран решится...

Через Ормуз также идут поставки всего производимого в регионе сжиженного газа. Тяжелей всего придется Катару, вложившему колоссальные средства в программу строительства крупнейшего в мире кластера по производству сжиженного газа. Сильней всего пострадают потребители газа в Азии, которая на 24,2% зависит от экспорта газа из региона, и в Европе (16,5%). Для Великобритании, например, это может обернутся энергетической катастрофой - она потеряет примерно 26% импортируемого в страну газа. Словом, газовый рынок пострадает от перекрытия пролива в большей степени, чем нефтяной, ведь в мире нет таких значительных запасов газа.
Катар и ОАЭ полностью лишатся доступа к рынку, зато в выигрыше окажется Россия, которая сможет бесперебойно поставлять газ в Европу по более высоким ценам.

Если Иран решится...

В случае военного конфликта в Иране и перекрытия Ормузского пролива мир ожидает длительный период высоких цен на нефть. В этом случае инвестиции направятся в нефтедобывающие страны вне Персидского залива (в том числе и Россию). Возможно, получат развитие проекты по добычи нефти и газа на глубоководном и арктическом шельфе, альтернативные источники энергии. Однако высокие цены – это не на всегда. Они приведут к серьезному замедлению мировой экономики и, в конечном счете, падению цен на нефть. Впрочем, вероятность того, что Иран решится заблокировать Ормузский пролив лишь теоретическая.

Салех Баят
  • Просмотров: 448
  • 6-07-2012, 16:06

Paylaşın

0 0

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами