Границе — европейские правила

Границе — европейские правила

[15:51 31 мая 2011 года ] [ День, № 92, 31 мая 2011 ]

Предприниматели дождались — в парламент внесли обновленный вариант таможенных правил.

Это второй (после Налогового кодекса) по важности документ для обеспечения жизнедеятельности бизнеса, ведь он кардинально меняет принципы работы на границе. Итак, каким же будет новый порядок работы на границе? Найдены ли с бизнесом компромиссные варианты по наиболее дискурсивным пунктам таможенной “библии”? Когда будет принят обновленный кодекс? Об этом и о другом в эксклюзивном интервью “Дню” рассказал председатель парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий ХОМУТЫННИК.
— Расскажите о разработке нового варианта Таможенного кодекса: опыт каких стран брался за основу и какие пункты вызывали больше всего дискуссий?
— До появления комитетского варианта кодекса были еще два: разработанный Государственной таможенной службой Украины, а также депутатами совместно с бизнесом. Но ни один, ни другой не имели реальных шансов пройти в парламенте. Первый раскритиковал и не “проглотил” бы бизнес, а второй — Кабмин. Учитывая это, комитет создал свой вариант проекта, взяв все лучшее из обоих документов и, по примеру наших ближайших соседей, максимально приблизив его к новому (модернизированному) Таможенному кодексу Европейского Союза с учетом правил Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Особенно полезным в этом смысле оказался опыт Польши, которая 20 лет тому назад, прежде чем войти в ЕС, также меняла и приближала свои таможенные правила к европейским стандартам. Обновленный Таможенный кодекс ускорит продвижение Украины в ЕС.
Больше всего дискуссий в рабочей группе вызывал раздел таможенной стоимости, процедура перемещения товаров, порядок обжалования решений таможенных органов. Спорным остается и вопрос по увеличению необлагаемой налогом суммы, на которую физическое лицо может завозить товары при пересечении украинской границы. Мы предлагаем установить две тысячи евро, но таможня и Минфин — против. По их мнению, это будет означать миллиарды гривен потерь для бюджета. Поэтому я сделал официальный запрос в эти органы с просьбой посчитать, сколько людей в 2010 году приехало в Украину, на какую сумму они растаможили товаров, по каким ставками, сколько от этого составляет поступление в бюджет.
— А каким может быть компромиссный вариант в решении этого вопроса?
— Искать компромисс будем, если Минфин и Гостаможслужба предоставят весомые экономические аргументы о значительных потерях для бюджета от такого шага. Но пока таких аргументов нет.
“ВРЕМЯ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА — МАКСИМУМ ЧЕТЫРЕ ЧАСА”
— Что принципиально нового вносится в действующие таможенные правила?
— Действующему в Украине Таможенному кодексу уже семь лет. За это время многое изменилось в самой стране, да и в ЕС (в частности, в 2007 году там приняли новую редакцию Таможенного кодекса). Именно поэтому и был взят курс на сближение с международным законодательством, потому что Украина хочет быть частью европейского содружества.
Относительно нового. В кодексе до минимума сведен перечень документов для проведения таможенного контроля (контракт и декларация). Вводится электронное декларирование товаров и обязанность для таможенников предоставлять импортеру (при его желании) предварительное решение о таможенной стоимости товара. Таким образом, разрешается проблема взяток, непрозрачного оформления товаров и эффективной работы электронной таможни, так как в настоящее время таможенная стоимость определяется на месте по прибытии груза на границу, то есть фактически движение документов нельзя оторвать от движения груза. Электронное декларирование вместе с еще одним нововведением (постаудит-контролем) уменьшит время таможенного досмотра максимум до 4-х часов. Компании также получают право растаможивать товар в любой таможне на территории Украины.
Также в кодексе прописана норма о создании института уполномоченного экономического оператора. Он получит часть полномочий таможенников, что упростит честным импортерам и экспортерам процедуры прохождения таможенного контроля и оформления.
Настоящей революцией на границе можно назвать записанный в обновленном Таможенном кодексе пункт об автоматическом применении метода определения таможенной стоимости по цене контракта. Сегодня предприниматель на границе показывает контракт, и таможня на свое усмотрение, оперируя шестью методами проверки правильности указанной в контракте цены товара, определяет, правдивы или нет указанные данные. Если по одному из методов таможенники скажут, что эта стоимость неправильная, то предприниматель уже ничего не сможет доказать и вынужден будет заплатить больше. Мы же предлагаем установить максимально четкие правила использования метода определения таможенной стоимости по контракту. Если у компании хорошая бизнес-история и она не работает сегодня с одной, завтра с другой, а послезавтра — с третьей фирмой из оффшоров, тогда она получит упрощенную процедуру пересечения границы. До второго чтения еще усовершенствуем этот механизм, чтобы компании из оффшорных зон не могли им пользоваться.
— Вы вспомнили о постаудит-контроле. Предприниматели побаиваются, что именно он станет инструментом в руках таможенников для дополнительного взыскания сборов в бюджет. Можете объяснить, каким образом в кодексе минимизируется этот риск? И по отношению к кому, на каком основании и сколько раз в год будут проводиться проверки в рамках этой процедуры?
— Речь идет о плановой проверке раз в год с предварительным предупреждением предпринимателя. Срок проверки — не более 20 дней с возможностью продлить ее еще на 10 дней. Постаудит-контроль позволит разгрузить таможенные пропускные пункты и не создавать очередей на границе. Бизнесу не нужно будет неделями стоять на таможне, чтобы пройти контроль. Сегодня таможенники не выпускают грузы до тех пор, пока не окончательно убедятся в правильности декларирования. Мы же предлагаем отпустить, а затем прийти раз в год и проверить правдивость декларирования таможенной стоимости товара. Если же проверка обнаружит нарушения относительно таможенной стоимости, тогда предпринимателю придется оплатить дополнительную сумму таможенных сборов на заниженную сумму товара.
— Почему в кодекс вписали именно выездную, а не документальную проверку, как это есть и как это прописано в международной практике? Еще одно, прописанный постаудит-контроль, по оценкам бизнеса, больше похож на проверку советских времен, так как таможенники получают право во время посещения предприятия проверять даже его бухгалтерские документы.
— До второго чтения будет доработано, что постаудит-контроль проводится в форме документальной или выездной (если будут основания сомневаться в правдивости поданной информации) проверки.
— А зачем в обновленном варианте Таможенного кодекса осталось немало норм непрямого действия, для запуска которых нужно принимать целый ряд подзаконных актов? Это же оставляет место для коррупции на границе? Ну, например, план проверок в рамках постаудит-контроля утверждает таможня, а порядок проведения досмотра транспортных средств и случаев проведения таможенного досмотра — Кабмин.
— Эти нормы остались, потому что во время подготовки первичного текста кодекса не было достигнуто единого видения, какими они должны быть. Но ко второму чтению эти порядки совместно с бизнесом, таможенниками и отраслевыми ассоциациями выпишем, потому что одно из главных заданий кодекса — максимально прописать нормы прямого действия.
“ПОД ПОСТАУДИТ ПОПАДЕТ ДО 35% ИМПОРТА”
— По отношению к кому будет использоваться постаудит-контроль?
— К предпринимателям, которые будут входить в зону риска.
— Можно детальнее?
— Сегодня 65% импортируемых товаров — сырье. По моему мнению, проверять правильность их стоимости, если при импорте привлекается прямой производитель, нет особого смысла. С другой стороны, более придирчиво нужно смотреть на контейнеры с китайской одеждой или на другие группы рисковых товаров (например, алкоголь).
— То есть под постаудит попадет до 35% импорта?
— Да. Кроме того, постаудит-контроль поможет уменьшить число случаев использования “упрощенки” для минимизации налогов. Но это опосредствованное влияние. Границу пересекают предприниматели, которые внутри страны продают свой товар “упрощенцам”. Так вот, длительное время упрощенная система налогообложения фактически служила способом легализации контрабандного товара внутри Украины. Собственно говоря, это признавал и сам бизнес, когда велись переговоры о введении для “упрощенчества” системы учета доходов и расходов. Тогда аргументация бизнеса была следующей: если такое произойдет, то они не смогут подтвердить происхождение товаров. Если ввести систему постаудит-контроля, то импортер таких товаров будет вынужден декларировать полную стоимость товара и платить всю сумму налогов.
— Перед вступлением в ВТО Украина вела длительную дискуссию относительно того, каким должен быть раздел о таможенной стоимости и методах их определения. Поэтому финальный раздел в действующем Таможенном кодексе Украины стал компромиссным вариантом. В настоящий момент раздел меняется. Не вызовет ли это дополнительных переговоров с ВТО?
— ВТО интересуют лишь изменение размера ставок. Либеральнее становятся размеры ставок относительно ввоза физическими лицами товаров в страну. И больше никаких изменений. Думаю, что это не вызовет возражений со стороны ВТО.
— По вашему мнению, какой экономический эффект для бюджета будет иметь внедрение новых таможенных правил?
— Если от принятия Таможенного кодекса бюджетные доходы и потери выйдут на ноль — это будет хорошо. Но главное другое: кодекс должен облегчить жизнь и условия работы бизнеса, потому что действующие таможенные правила настолько зарегулированы, что не дают предпринимателям “в светлую” растаможивать товар. Ожидаем, что товарооборот между Украиной и другими государствами возрастет. Основная задача Таможенного кодекса — не потерять в бюджете и максимально упростить процедуры для бизнеса.
— А вот сегодня в стране все говорят о панацее грузинского варианта развития экономики. Учитывали ли его во время разработки новых таможенных правил?
— Грузия действительно прогрессивна в плане таможенной реформы. Вместо шести методов определения таможенной стоимости там существует один — по цене контракта, а уже дальше налоговики следят за полной уплатой НДС с завезенного товара. То есть если на границе что-то пропустит таможня, то за правильной уплатой налогов обязательно проследит налоговая — и между этими двумя органами там нет конкуренции, потому что они сведены воедино. У нас же жесткая конкуренции между Гостаможслужбой и ГНАУ, ведь таможня должна взять максимум сборов на границе — и это показатель эффективности ее работы, а налоговая — внутри страны. Поэтому чтобы внедрить грузинский вариант нужно объединить эти два органа. Однако это не единственное препятствие. Проблема в том, что на внутреннем украинском рынке существует две “дыры”, которые не позволят налоговой отслеживать добавленную стоимость. Первая — это фирмы-однодневки, которые завозят товар через границу, декларируют обязательства перед налоговой, передают товар другим предпринимателям, как правило, упрощенцам, — и исчезают. Вторая “дыра” — упрощенная система, которая позволяет оформлять без документов любой товар и соответственно продавать. Потому что эти предприниматели могут вести только книгу доходов.
Поэтому грузинский вариант в Украине не сработает и нужно искать другой баланс. Или же идти на кардинальный шаг — вводить учет доходов и расходов для “упрощенцев” и объединять Гостаможслужбу с ГНАУ.
“ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПОПРАВОК В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС БЮДЖЕТ ПОТЕРЯЕТ ОКОЛО ЧЕТЫРЕХ МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН”
— Вы коснулись темы упрощенной системы налогообложения. Как повлияют на бюджет, с вашей точки зрения, предложенные правительством изменения в Налоговый кодекс?
— От правительственных поправок в Налоговый кодекс потери бюджета будут составлять около 4 миллиардов гривен. Но эта сумма может быть в разы больше. Все зависит от того, захотят ли юридические лица-предприниматели разделить свой бизнес на меньшие части и перевести их на упрощенную систему налогообложения.
— Так вы “за” или “против” поданных в парламент налоговых изменений?
— Я буду поддерживать эти предложения, если будут указаны соответствующие финансовые компенсаторы для бюджета. То есть нужно не просто вдвое снизить ставку, а видеть, за счет чего происходит компенсация таких потерь для бюджета. И самое важное — нужно перекрыть схему использования упрощенной системы для минимизации налогов.
“ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ-УПРОЩЕНЦАМ” ХОТЯТ НАПОЛОВИНУ СНИЗИТЬ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС”
— Сегодня малый и средний бизнес сетует на усиление налогового давления, которое вынуждает многих свертывать собственное дело. Ваш комментарий.
— В 2010 году на упрощенчестве работал 1 миллион 200 тысяч лиц. Из них 800 тысяч не имело никаких отношений с юридическими лицами. Из остальных 400 тысяч 170 тысяч было постоянно нанятыми работниками у юридических лиц (убирали, поставляли еду и тому подобное). То есть приблизительно половина из них работала по примитивной схеме минимизации с использованием “упрощенки”. Остальные 230 тысяч “упрощенчества” хотя бы раз в год имели дело с юрлицами. Теперь проанализируем, как повлияло неотнесение на валовые расходы расходов, понесенных юридическими лицами в связи с приобретением товаров и услуг у “упрощенцев”. За январь — апрель 2011 года число “упрощенцев” уменьшились на 80 тысяч лиц (с 1,2 млн.). По моему мнению, это и есть, в том числе, прежние партнеры юридических лиц. Причем большинство из них не свернули свой бизнес, а просто перевелись на общую систему налогообложения. Это подтверждают и статистические данные: за первые четыре месяца 2011 года количество физических лиц, которые работают по общей системе налогообложения, возросло на 136 тысяч. То есть с начала 2011 года дополнительно “наросло” еще 56 тысяч предпринимателей. Поэтому все разговоры о массовом закрытии бизнеса — политические спекуляции.
По отношению к малому бизнесу государство готово идти и на другие уступки. В настоящий момент уже решен вопрос уплаты единого социального взноса для пенсионеров и инвалидов: они освобождаются от этого. Сегодня также рассматривается предложение наполовину снизить единый социальный взнос с 34% до 17% для предпринимателей-“упрощенцев”. Но эта идея очень дискуссионная, так как она означает автоматическую потерю для бюджета трех миллиардов гривен в год.
— Когда завершается прием замечаний к кодексу? Когда будете подавать доработанный вариант в парламент?
— До первого июня 2011 будут приниматься предложения и замечания, а до 12 июня планируем внести документ в Раду. Я не исключаю, что рассмотрение Таможенного кодекса может быть перенесено на осень. Для меня не принципиально, сейчас или осенью его примут депутаты, главное, чтобы мы были уверены, что принимаем то, что нужно. А вступит в силу кодекс с 1 января 2012 года.
— Говоря о рассмотрении Таможенного кодекса осенью, вы оставляете больше времени для диалога с бизнесом, чтобы не повторять историю с утверждением Налогового кодекса?
— Наступить на те же грабли, что с Налоговым кодексом, невозможно, потому что над ним полгода работает рабочая группа в составе предпринимателей, представителей украинских и международных бизнес-ассоциаций, таможенники, экономисты.
Наталия БИЛОУСОВА

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами