Европейские границы Российской Федерации в контексте региональной и глобальной безопасности


1998 г.

Мазинг В.А. Дьякова Н.А.

Европейские границы Российской Федерации
в контексте региональной и глобальной безопасности

Информационно-аналитический доклад
ВВЕДЕНИЕ
Разрушение международной системы социализма, завершившееся распадом Варшавского Договора и Советского Союза, поставило мир перед лицом новых проблем, непосредственным образом влияющих на ситуацию стабильности и безопасности. Опыт первой половины 90-х годов показал, что одними из наиболее сложных и трудноразрешимых проблем являются проблемы, связанные с территориальными и этническими разногласиями, несущими в себе потенциал создания острых кризисных ситуаций и возникновения вооруженных конфликтов. Часто территориально-этнические споры непосредственным образом увязаны с проблемами пограничного разделения, а в тех случаях, когда они сопровождаются попытками пересмотра или изменения существующих границ и территорий, угроза их перерастания в межгосударственное противостояние становится весьма реальной. Подобные катаклизмы могут принимать не только форму конфликта между двумя соседними государствами, но выходить на межрегиональный уровень, оказывая таким образом самое непосредственное влияние на международную стабильность и безопасность в регионе. В настоящее время острые столкновения на территориально-этническиой почве уже стали реалиями на территории бывшего Советского Союза, вызывая тревогу и озабоченность не только народов, проживающих в СНГ, но и всего международного сообщества. В 80-90-х годы проблема урегулирования конфликтов и кризисов на пост-советском пространстве становится предметом внимания многих российских и западных политологов и конфликтологов. Часть экспертов придерживается точки зрения, согласно которой основной причиной возникновения межнациональной конфронтации в ряде государств СНГ является "имперская" национальная политика, проводимая Москвой в годы существования СССР. Действительно противоречивость советской национальной политики, которую, с одной стороны, составляли долгосрочные планы создания в "светлом будущем" в рамках мирового коммунистического сообщества, некоего наднационального государства рабочих и крестьян, а, с другой стороны - реализация непоследовательной политической линии, учитывавшей прежде всего тактические задачи текущего момента, в некоторых случаях действительно стали основой территориально-этнических споров и пограничных конфликтов.
Но все же главной причиной возникновения острых кризисных ситуаций, в том числе связанных с этническими и пограничными проблемами, является, на наш взгляд, бурный процесс самоидентификации национальных государств, открыто начавшийся после распада СССР. Тенденция к самостоятельному развитию советских национальных республик была заметна уже во второй половине 80-х годов в результате ослабления структур центральной государственной власти. А быстрый распад некогда "нерушимого" союза советских республик явился сильнейшим импульсом, толкнувшим на путь самостоятельного развития даже те республики, которые открыто не выступали за выход из состава Советской империи.
Нет сомнений, что процесс самоидентификации бывших советских республик и превращения их в национальные независимые государства сопряжен с рядом серьезных проблем. В их число входят: завершение формирования так называемых титульных наций в ряде государств СНГ; определение статуса национальных меньшинств этих государств, окончательное определение и формирование государственных территорий и границ и их оформление в рамках международного права и т.д.
Идеи формирования национальных государств на территории СНГ имеют давние исторические корни. Они возникли еще во времена существования Российской империи на ее национальных окраинах, вопреки мерам царского режима, направленным на их интеграцию в общеимперскую государственную структуру, в том числе проведением в течение двух веков государственного курса, целью которого являлась унификация административного управления центра и окраин.
Стимулом к реализации стремлений народов царской империи к национальному суверенитету явились Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Послереволюционный период с 1917 по 1921 гг. характеризуется борьбой за становление независимых национальных государств на "постимперском пространстве". Причем, важнейшим вопросом их становления являлась задача формирования государственных территорий и границ. Именно в это время, часто в ходе военной конфронтации со своими соседями, прежде всего с РСФСР, в основном завершился первый этап формирования государственных территорий более половины бывших республик Советского Союза: Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Грузии, Армении и Азербайджана.
До конца 1917 - начала 1918 гг. народы, создавшие эти новые национальные государства. либо совсем не имели своей государственности, как эстонцы, латыши и украинцы, либо, подобно армянам, утратили ее в результате иноземных завоеваний, или на момент вхождения в российское подданство находились в составе ряда самостоятельных государственных образований - царств (Картли-Кахетия), княжеств (Гурия, Мингрелия, Абхазия), ханств, шамхалств (Азербайджан) и т.д.
Большевистское правительство Советской России использовало стремление народов бывшей царской империи к национальному самоопределению для окончательного разрушения старой государственной машины, а также в борьбе против белогвардейцев, твердо выступавших за "единую и неделимую Россию". Был провозглашен лозунг права наций на самоопределение вплоть до отделения, который большевики искусно использовали также и для того, чтобы привлечь на свою сторону часть населения новых независимых национальных государств, опасавшихся за свое государственное и национальное будущее.
Первый этап формирования новых государств на национальных окраинах бывшей Российской империи завершился в 1920-21 гг. свержением в большинстве из них буржуазных национальных правительств, которые по ряду причин, в том числе в результате оккупаций иностранными государствами (Германией, Австро-Венгрией и Турцией), интервенции со стороны Антанты, гражданской войны, экономической разрухи, слабости структур государственной власти, наличия пограничных и территориально-этнических разногласий (например, между Демократической Республикой Грузии и Армянской Республикой, между Польшей и Украинской Республикой Петлюры и др.) оказались не в состоянии противостоять большевикам.
Демократические буржуазные республики Балтии: Эстония, Латвия и Литва, смогли эффективно сопротивляться РСФСР и избежать советизации только благодаря получению помощи Запада - от стран Антанты. В остальных республиках была установлена советская власть. Следующим шагом стало объединение молодых национальных республик в единое федеративное государство - Союз Советских Социалистических Республик (1922 г.). Следует отметить, что одной из важнейших причин создания Советского Союза - явилась не столько "российская советская интервенция" (истощенная I-ой мировой и гражданскими войнами, и экономически слабая Россия была не в состоянии при наличии сильных правительств, пользующихся всенародной поддержкой, захватить, например, Украину и Закавказье), но и агрессивная, захватническая политика ближайших соседей этих республик - Польши и Турции, а также существовавшие между ними и внутри них территориально-этнические проблемы и пограничные споры.
Например, советская власть окончательно была установлена на Украине не только после победы над правительством украинских националистов во главе с Петлюрой, но и в ходе борьбы с польскими оккупантами, с которыми Петлюра 22 апреля 1920 г. заключил "Секретную политическую конвенцию", фактически превращающую Украину в польский протекторат.
Территориальной целостности Грузии, Армении и Азербайджана в период с 1918 по 1921 гг. неоднократно угрожала Турция. В 1918 г. Турция, оккупировавшая Закавказье совместно с Германией, отторгла от Армении и Грузии часть земель, вошедших в состав Российской империи после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в том числе современную Аджарию. В 1921 г. Турция опять захватила Аджарию. В 1920 г. между буржуазным правительством Армении и турецкими сторонниками Кемаля-паши начались военные действия, спровоцированные странами Антанты, которые признали за Арменией ряд приграничных территорий с преобладающим армянским населением, входивших в состав Турции. Но при этом после начала армяно-турецкой войны они практически не оказали никакой помощи Армении, потерпевшей жестокое поражение. По условиям армяно-турецкого мирного Александронопольского договора большая часть территории современной Армении должна была остаться за Турцией. Договор не был ратифицирован потому, что в Армении власть перешла в руки большевиков, не признавших его. Благодаря помощи советской России на основе договора 1921 г., заключенного между РСФСР и Турцией, Армения, хотя и с некоторыми потерями, восстановила свою государственную территорию.
Таким образом, причиной создания федеративного государства явилось не только стремление российских большевиков восстановить империю в ее бывших границах, но и желание национальных советских республик сохранить свои автономные территории и частично автономные права. К тому же объединение в федерацию помогала молодым национальным государствам, существование которых без помощи из вне было весьма проблематично, урегулировать или "заморозить" часть своих внутренних проблем, в том числе территориально-этнических.
В период с 1918 по 1921 гг. шел также процесс национально-государственного строительства Российской Федерации. В это время Россию захлестнула волна сепаратизма - началось обвальное провозглашение "независимых" республик, основой для создания которых служили "особые" политические платформы. Одно время возникло более 90 таких республик, в одночасье "лопающихся" подобно воздушным шарикам. Кроме того, в ряде регионов Российской Федерации, например в губерниях и округах с преобладающим татарским, башкирским и казахским населением, появились тенденции к достижению национального самоопределения. Борясь с самостийными "политическими" республиками, большевистское российское правительство готово было поддержать автономные требования национальных регионов, но только в тех случаях, когда они находились под его контролем. В этих целях были созданы национальные советские автономные области и республики внутри Российской Федерации. Так в 1920 г. возникла Киргизская (Казахская) АССР - ныне независимая республика Казахстан.
После установления советской власти в молодых национальных государственных образованиях - Украине, Грузии, Азербайджане - в них из политических соображений и для того, чтобы частично решить этнические и территориально-этнические проблемы также были образованы национальные автономные области и республики. Таким образом возникла специфическая советская система иерархии национальных автономий.
Процесс национально-государственного строительства СССР не был завершен в начале 1920 гг. Он продолжался и в дальнейшем. Одной из важнейших задач национально-территориального строительства СССР являлась задача окончательного формирования территорий советских республик и четкого определения межреспубликанских административных границ. Уже в 1923 г. российское правительство основываясь на том, что между губерниями, национальными автономными областями и автономными республиками постоянно возникали территориальные споры и нередки были случаи самостоятельного включения части соседних земель в состав какого-либо национального округа или республики, издало декрет, устанавливающий правила передачи территории из состава одной административной единицы в состав другой и юридического оформления этих акций.
В том же году правительство СССР объявило о подготовке к проведению обширной программы нового всесоюзного административно-территориального деления. Программа включала также задачи национально-государственного размежевания Средней Азии и Северного Кавказа, разрешения территориальных и пограничных споров между республиками (некоторые из них переросли в острые столкновения на территориально-этнической почве), порядок передачи ряда территорий из состава одной республики в состав другой и т.д. В основном эта программа была реализована в середине 20-х гг. Она явилась важной вехой в истории формирования территорий и границ национальных советских республик. Пересмотр и уточнение межреспубликанских границ, осуществляемые в рамках общесоюзной программы по проведению нового адмистративно-территориального деления, вызвали целый рад серьезных дебатов. Практически ни одна из республик не хотела добровольно уступать свои территории другой республике.
Правительство СССР декларировало в качестве основного критерия территориального деления - национальный признак. То есть вопросы о передаче той или другой территории в состав претендующей на нее республики должны были решатся на основе учета пожеланий национального большинства, проживающего на данной территории. Но часто политический фактор оказывался преобладающим над этим принципом, следовать которому оказалось чрезвычайно сложно в силу целого ряда причин, например, национальной чересполосице, существующей во многих регионах СССР.
Для решения спорных пограничных и территориальных вопросов уже в 1923 г. при высшем органе государственной власти СССР (ВЦИК) была образована комиссия по районированию. Подобные комиссии создавались и в каждой из союзных республик. Кроме того, в процессе проведения нового всесоюзного административно-территориального деления при возникновении межреспубликанских споров, которые союзные или автономные республики не могли разрешить сами, при ВЦИК СССР создавались специальные комиссии по их урегулированию.
В дальнейшем территориальные и межреспубликанские разногласия носили в основном локальный характер и разрешались в соответствии с законодательством Советского Союза.
1936 г. - год принятия всесоюзной конституции - принес повышение политического статуса ряда национальных республик и областей. Так например, Казахская АССР получила статус Союзной Республики.
Несомненно, несмотря на все усилия большевиков, их политика национально- государственного строительства, как показала современная действительность, отнюдь не привела к полной интеграции советских республик в единое государство. Она к тому же не решила всех пограничных и территориально-этнических проблема, а зачастую породила новые, которые уже привели или еще могут привести в будущем к возникновению как внутригосударственных (карабахский, приднестровский, абхазский ), так и межгосударственных территориально-этнических и пограничных конфликтов на пост-советском пространстве. Эти конфликты при определенных условиях могут перерасти не только в межрегиональные, но и международные. В случае эскалации вооруженного межгосударственного противостояния, спровоцированного территориально-этническими спорами или пограничными притязаниями, ряда государств, как сопредельных с противоборствующими сторонами, так и связанных с ними экономическими, политическими и военными отношениями, неизбежно возникнет дисбаланс сил в прилегающих регионах Европы и Азии. Таким образом острые экстремальные ситуации, возникшие в каком-либо из регионов СНГ могут прямо или косвенно оказать серьезное воздействие на стабильность и безопасность не только в локальном, но и в мировом масштабах. Помимо этого, они неизбежно затронут интересы США и некоторых стран НАТО, например Турции и Германии, в ряде стран СНГ, наличие которых стало открыто провозглашаться этими государствами с середины 90-х гг.
Поскольку территориально-этнические и пограничные конфликты, уже имеющие место или могущие возникнуть, весьма сложны по своей структуре, в основу разработки адекватных мер по их предотвращению, разрешению или ограничению должно быть положено исследование исторического генезиса причин возникновения подобных критических ситуаций. В мировой научной литературе по проблемам конфликтологии существует специальный термин, обозначающий, что исследование проблемы осуществляется с позиций ее исторического генезиса - "ирредентизм" ( "Terra irredenta" -"irredentist conflicts"). Но подход к исследованию какой-либо проблемы может принести реальные результаты только в том случае, ели он будет по возможности объективным и непредвзятым вне зависимости от национальной, государственной или политической принадлежности исследователей.
Именно этим правилом и пытались руководствоваться авторы при работе над данным материалом.
Не следует думать, что такой подход обязательно должен увести в дебри истории, ко временам древней Армении или Киевской Руси. Пограничные проблемы современных государств СНГ все же не имеют столь глубоких исторических корней, потому, что их государственные территории, а значит и границы, с точки зрения истории возникли не столь давно. Правда, гораздо более глубокие корни имеют правда некоторые территориально-этнические проблемы, обычно увязанные с пограничными, но и они не уходят в "дремучую глубину веков". Однако, для понимания сущности проблем в некоторых случаях целесообразно все же коротко остановиться на их исторических истоках. Причем особое внимание, мы считаем, нужно уделить не только тем пограничным и территориально-этническим разногласиям, которые уже стали очевидными, но и тем, которые уже возникали когда-то и могут возникнуть в ближайшей перспективе, и рассмотреть причины предпосылок возможного появления новых территориальных и пограничных споров и их влияния на европейскую и международную стабильность и безопасность.
РАЗДЕЛ I ПОГРАНИЧНЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация является самым обширным по площади и самым большим по количеству населения государством СНГ. Протяженность ее границ составляет более 60 тыс. километров (37,5 тыс. миль). В целом же из 89 субъектов (автономных национальных республик и округов, краев и областей) Российской Федерации 45 являются пограничными, а более 13 тыс. километров (8 тыс. миль) российской государственной границы до сих пор остаются неоформленными в международно-правовом отношении.(1) В основном это границы с бывшими советскими республиками, большая часть которых ныне входит в состав СНГ. Вопрос демаркации и правового оформления границ РФ с ее соседями, в том числе государствами СНГ, уже требует своего разрешения и, по всей видимости, может стать предметом межгосударственных обсуждений. Нельзя, на наш взгляд, исключать и вероятность возникновения ситуаций, когда решение вопроса будет осложнено в связи с предъявлением соседями России имеющихся у них территориальных претензий, которые пока еще не выдвинуты в официальном порядке.
Что касается возможности возникновения в Российской Федерации территориально-этнических конфликтов, то, хотя в некоторых из 32 национальных автономий ( 21 республика, одна область и 10 округов)(2) и поднимались, в том числе и на официальном уровне, вопросы о расширении автономны прав или предоставлении особых льгот, до сих пор они решались цивилизованным мирным путем. Исключение составляет Северный Кавказ, самый неопределенный и нестабильный приграничный район России, ставший, к сожалению, ареной вооруженного противостояния. Продолжается даже после завершения открытых военных действий противостояние между Россией и Чечней, провозгласившей себя в противоречие с конституцией Российской Федерации независимой республикой Ичкерия. Остается неурегулированным территориальный конфликт между Северной Осетией и Ингушетией.
Прежде чем перейти непосредственно к пограничным проблемам Российской Федерации было бы полезным, как нам представляется, рассмотреть некоторые вопросы формирования ее территории и границ. Следует заметить, что старания некоторых политологов и экспертов идентифицировать Российскую Федерацию с бывшим Советским Союзом не являются правомерными, и абсолютно не соответствует действительности, также как попытки некоторых из них навязать России роль метрополии, во времена существования СССР эксплуатирующей "полуколониальные" национальные республики союза. Объективно же Россия являлась скорее экономическим и финансовым донором для этих республик, обеспечивающим, хотя и не всегда равномерное, развитие их промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и т.д. Таким образом главная отличие как Российской империи, так и СССР от большинства империй мира заключалась в том, что это были империи без метрополии и без колоний.
Во времена существования Российской империи царское правительство не предоставляло никаких особых привилегий губерниям центральной России, где большинство населения составляли русские и которые изначально входили в состав древней Руси. Более того, именно в этих частях царской империи крепостное право было наиболее суровым, а уровень жизни населения самым низким. Вообще для российской империи было характерно преобладание социально-сословных привилегий над национальными. После насильственного присоединения или добровольного вступления национальных окраин в состав Российской империи представители привилегированных сословной или родоплеменной верхушки этих окраин приравнивались в своих правах к российским. Таким образом, украинские казачьи старшины, грузинские дворяне и князья, азербайджанские, казахские, туркменские и другие ханы и родоплеменные старшины получали права первого российского сословия - дворянства. Исключение составляли прибалтийские губернии - Курляндская, Лифляндская и Эстляндская (территории современной Латвии и Эстонии). В этих губерниях почти до второй половины XIX века помимо сословных существовали также и национальные привилегии - особыми правами пользовались населявшие их так называемые "остзейские немцы".
В отличие, например, от Речи Посполитой (объединенного польско-литовского государства) или Турции, российский царизм не проводил политики религиозных гонений и насильственной христианизации народов, присоединенных к Российской империи.
Следует отметить, что Россия, постоянно воюя со своими традиционными историческими противниками - Речью Посполитой, Швецией и Османской империей не воевала с народами Прибалтики (исключая Литву как части Речи Посполитой), Белоруссии, Украины, Молдавии и Закавказья, вошедшими в состав империи. Она по существу отвоевывала эти народы у государств, захвативших их ранее.
Во время существования Советского Союза Россия не обладала никакими особыми привилегиями перед другими союзными республиками. Более того, в период гражданской войны, первых шагов строительства национальных советских республик, а также после создания СССР его многонациональное партийно-правительственное руководство неоднократно, исходя либо из своих национальных интересов, либо руководствуясь соображениями политической конъюнктуры "отрезало" от территории России некоторые советские национальные республики - ныне независимые Казахстан и Киргизию, а также передавало части российских территорий в состав соседних республик. Например, Украина получила значительную часть Области Войска Донского, а затем и Крым; Казахстан - временно большую часть Оренбургской губернии, а также ряд уездов Уральской, Акмолинской и других губерний. Подобная практика привела к тому, что после распада СССР значительная часть русского населения осталась в этих национальных республиках, создав предпосылки возникновения территориально-этнических разногласий и пограничных проблем.
Наличие у Российской Федерации большого числа пограничных проблем объясняется еще и разным характером формирования российских границ. Границы России исторически формировались в течение почти четырех с половиной веков: с конца XV в. и до окончания II мировой войны. Независимая Россия стоит сегодня перед проблемами делимитации, демаркации и редемаркации ряда бывших внешних границ СССР (границы с Японией и Китаем). Не менее сложными являются проблемы становления границ с бывшими советскими республиками - ныне иностранными независимыми государствами.
ЗАПАДНЫЕ И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ГРАНИЦЫ РФ
НОРВЕГИЯ
На первый взгляд северо-западные европейские рубежи РФ, то есть границы с Норвегией и Финляндией являются беспроблемными. Однако это не так. Рассмотрим ситуацию на российско-норвежской сухопутной границе, установленной впервые как граница между российскими и шведскими владениями (Норвегия в то время находилась в унии со Швецией) по Петербургской конвенции от 2 (14) мая 1826 г. о разграничении в "Лапландских погостах"(3). В 1905 г. 17 (30) октября правительство царской России признало независимое Норвежское государство, разорвавшего унию со Швецией, "во всей его территориальной целостности", то есть официально подтвердило правомочность российско-норвежской границы, установленной в 1826 г.
Российско-норвежская граница перестала существовать после того, как РСФСР по условиям советско-финляндского мирного договора ("Юрьевского договора") 1920 г. передало Финляндии приграничный с Норвегией район Печенги. Граница с Норвегией была восстановлена в 1947 г., после окончания 2-ой мировой войны и возвращения Печенги РСФСР.
В настоящее время у РФ и Норвегии нет никаких претензий друг к другу по поводу сухопутной границы, но не решен полностью вопрос о морском разграничении.
ФИНЛЯНДИЯ
История формирования российско-финляндской границы также не очень большая. Существующая сегодня граница определена и закреплена рядом двусторонних и многосторонних международных договоров. После распада СССР некоторые представители правых партий и общественно-политических движений Финляндии подняли так называемый "Карельский вопрос", то есть вопрос о передаче в состав Финляндии Карельского перешейка, Ладожской Карелии, ряда островов в Финском заливе и Печенги. Естественно возникает вопрос, насколько справедливы претензии этих деятелей. Финляндия вошла в состав Российской империи в результате войны со Швецией по условиям Фридрихгамского мирного договора 1809 г. Присоединенные к Российской империи финские земли получили особый статус Великого княжества Финляндского, в которое в 1811 г. была включена Выборгская губерния. Высшая администрация княжества подчинялась российскому императору и назначаемому им генерал-губернатору. За финляндским сеймом было сохранено право законодательной инициативы по внутренним делам. Великое княжество Финляндское имело свою собственную денежную систему и свою таможню. А во время российской революции 1905 г. Финляндия добилась введения конституции, еще более укрепившей ее автономию.
Таким образом, у нее были все предпосылки для объявления независимости, что и произошло после Октябрьской революции. 6 (19) декабря 1917 г. Финляндия провозгласила свою независимость. Правительство Советской России, декларировавшее право наций царской империи на самоопределение, вплоть до отделения, было вынуждено 18(31) декабря 1917 г. признать независимость Финляндии.
Вскоре в Финляндии произошла революции и началась гражданская война, завершившаяся поражением советов. Вслед за поражением власти советов в Финляндии между буржуазной Финляндией и Россией начались военные действия. В 1918 г. финские войска захватили районы Восточной Карелии, а в 1920 г. - Печенгу. После того, как летом 1920 г. Красная армия нанесла финнам ряд поражений, Финляндия согласилась заключить мир с Российской Федерацией. 14 октября 1920 г. в Юрьеве (Тарту) был подписан мирный договор между Российской Федерацией и Финляндией, в котором признавалось, что территория Финляндии остается в рамках Великого княжества финляндского, то есть с Выборгской губернией. В состав Финляндии "на вечные времена" передавалась Печенгская область.(4)
Изменение границ Финляндии произошло после окончания советско-финской войны 1939-1940 гг. По условиям мирного договора, подписанного в Москве 12 марта 1940 г., весь Карельский перешеек с городом Выборгом, а также Выборгский залив с островами, западное и северное побережье Ладожского озера отходили к СССР. Государственная принадлежность Печенги (Петсамо) оставалась неизменной.(5)
Во время II-ой мировой войны Финляндия, выступившая на стороне нацистской Германии, 19 сентября 1944 г. подписала с СССР соглашение о перемирии, по которому восстанавливалось действие советско-финского договора 1940 г. Кроме того, Финляндия возвращала Советскому Союзу Печенгу (Петсамо).
Мирный договор с Финляндией был окончательно оформлен 10 февраля 1947 г. в рамках многосторонних Парижских договоров. Его подписали десять государств, находившимися в состоянии войны с Финляндией: СССР, Великобритания, Австрия, Белорусская и Украинская Советские республики, как члены ООН, Индия, Канада, Новая Зеландия, Чехословакия, Южно- Африканский союз.(6)
В начале 90-х гг. ряд общественно- политических движений Финляндии, в первую очередь такая организация, как "Тартуский мир", выступили с требованиями пересмотра существующей и закрепленной парижскими соглашениями линии границы между Финляндией и Россией. Движение за восстановление Тартуского мирного договора получило достаточно широкий резонанс в общественных и политических кругах Финляндии. Президент Мартти Ахтисаари заявил, что официально Финляндия не выдвигает никаких пограничных и территориальных претензий к России, но если Москва пожелает, то он готов обсудить с российским правительством любые вопросы, касающиеся территориальных проблем. Вместе с тем Ахтисаари подчеркнул чрезвычайную важность решения "Карельского вопроса" для большинства финских граждан. (7)
ПРИБАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН
а) Эстония, Латвия, Россия. Два вновь образованных после распада Советского Союза государства Прибалтики - Латвия и Эстония на официальном уровне заявили о необходимости пересмотра существующих границ с Российской Федерацией.
Эстонский и латвийский народы входили в состав Российской империи с начала 18 века. Присоединение балтийских земель Эстляндии и Лифляндии, на которых проживали эстонцы и латыши, к территории России было обусловлено Нитштадским мирным договором между Россией и Швецией (1721 г.), подведшим итог Северной войне (1700-1921 гг.)
До распада Российской империи народы Эстонии и Латвии не имели своей государственности. Лишь после Октябрьской революции были образованы независимые республики Эстония и Латвия (1918 г.). В ходе военных действий гражданской войны Эстония и Латвия оккупировали часть российских земель в Петербургской и Псковской губерниях. Согласно заключенным балтийскими государствами в 1920 г. мирным договорам с Советской Россией, эти территории вошли в состав Эстонии и Латвии. В 1939 г. Германией и СССР был подписан пакта Риббентропа-Молотова, секретная часть которого определяла зоны влияния фашистской Германии и Советской России в Восточной Европе. Эстония, Латвия и третья прибалтийская республика - Литва были включены в советскую зону влияния. Вскоре после этого Советский Союз на основе на основе заключенных с ними договоров ввел свои войска на территории трех балтийских государств, а в 1940 г. эти республики были включены в состав СССР. В 1944 г. те части бывших Псковской и Петербургской губерний, которые были переданы Эстонии и Латвии в 1920 г., в формальном соответствии с советским законодательством были включены в состав Российской Советской Федеративной республики. (8)
Воспользовавшись провозглашенным М. С. Горбачевым в конце 80-х гг. процессом перестройки, Эстония, Латвия и Литва активизировали борьбу за возвращение независимости и в начале 90-х гг. добились своей цели. Эстония и Латвия сразу же провозгласили себя правопреемницами государств, существовавших до 1940 г. и на официальном уровне поставили вопрос о восстановлении своих территории в рамках, определенных мирными договорами 1920 г.
Территориальные претензии Эстонии и Латвии в какой-то степени использовались политическим руководством вновь образованных независимых государств как инструмент "дипломатического сдерживания" Москвы, так как в балтийских столицах всерьез опасались, что Россия может предпринять какие-то активные действия для возвращения их в сферу своего влияния. Эти опасения связывались как с возможным рецидивом великодержавных амбиций России, так и с наличием большого количества русских, в том числе и бывших военнослужащих Советской Армии, проживающих в этих республиках.
Правительства Эстонии и Латвии надеялись также получить какую-то экономическую компенсацию за "понесенный им ущерб" в период "насильственного пребывания" в составе Советского Союза. В новую конституцию независимой Эстонии был, например, включен пункт о необходимости добиваться "возвращения потерянных территорий". Россия категорически не признала выдвигаемых балтийскими странами территориальных претензий и в одностороннем порядке приступила к демаркации границ с этими государствами.
Возводя свои территориальные претензии в ранг одного из важных направлений внешнеполитической деятельности, руководители балтийских стран надеялись найти поддержку со стороны Запада. На практике же западные страны отказали в поддержке Эстонии и Латвии в их территориальном споре с Россией. Более того, Прибалтике недвусмысленно дали понять, что вопрос о членстве в ЕС и НАТО будет решаться в зависимости от наличия или отсутствия территориальных проблем. Это вынудило Эстонию и Латвию забыть, хотя бы на время, о своих территориальных притязаниях и ускорить переговоры с Россией по вопросу демаркации совместных границ. В настоящее время работы по демаркации и демилитаризации государственных границ России с Эстонией и Латвией ведутся всеми сторонами достаточно активно и конструктивно.
б) Калининградская область РФ.
Новые независимые европейские государства, возникшие на пост-советском пространстве, отодвинули границы Российской Федерации не только от Западной, но и от Центральной и Восточной Европы. По существу только в одном районе Прибалтики - Калининградской области, сохранились российские границы, совпадающие с прежними границами СССР.
Калининградскую область РФ и Клайпедскую область Литовской республики в не столь далеком историческом прошлом объединяло то, что они обе входили в состав Восточной Пруссии, то есть Германии, когда Клайпеда именовалась Мемелем, а Калининград - Кенигсбергом.
Мемель, отторгнутый от Германии странами Антанты после ее поражения в I-ой мировой войне был в 1924 г. передан Литве и переименован в Клайпеду. Но в 1939 г. под нажимом фашистской Германии Литва была вынуждена возвратить ей Клайпеду, опять ставшую Мемелем. После окончания II-ой мировой войны Клайпеда была включена в состав СССР и в 1947 г. советское правительство официально передало ее Литве.
Вопрос о передаче Советскому Союзу Кенигсберга впервые был поднят И.В. Сталиным на Тегеранской конференции 1943 г. После поражения Германии во II-ой мировой войне на Потсдамской мирной конференции 1945 г. советская делегация снова подняла вопрос о Кенигсберге. В итоговые документы конференции была включена резолюция: "Город Кенигсберг и прилегающий к нему район" (9), положения которой в принципиальном порядке решали проблему передачи СССР города Кенигсберга и прилегающего к нему района. В резолюции также давалось общее описание нового участка западной советской границы с Польшей. Предполагалось, что конечное решение о принадлежности Кенигсберга будет принято при "окончательном мирном урегулировании", то есть при заключении всеобъемлющего договора странами-победительницами. Начало "холодной войны " исключило возможность подписания такого договора. Кенигсбергский район, оставшийся в составе СССР, был в 1946 г. передан Российской советской республике и переименован в Калининградскую область.
При решении проблемы о воссоединении Германии СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ и ГДР подписали в 1990 г. в Москве договор "Об окончательном урегулировании в отношении Германии", который признавал внешними границами единого Германского государства существующие на момент заключения договора границы двух Германий.(10)
На официальном уровне никто из соседей России не претендует сегодня на Калининград. Однако после распада СССР определенный интерес к этому чрезвычайно важному в стратегическом и экономическом отношении району начали проявлять приграничные государства - Литовская и Польская республики, а также Германия. Сразу же после развала СССР и в самой Калининградской области объявили о своем существовании несколько радикальных общественных организаций и движений, выступающих за поэтапное отделение от России и скорейшее предоставления области если не полной независимости, то хотя бы особого государственного статуса.
Движение за отделение Калининградской области от России поддержал в 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета Литовской Республики В. Ландсбергис, заявивший, что Калининградская область представляет собой "классической вариант колонии, которую завоевали Советы". Ландсбергис встречался с активистами калининградских сепаратистских движений и заверял их в том, что считает "требования о выходе из состава Российской Федерации являются законными и заслуживающими того, чтобы быть услышанными" европейским сообществом.(11)
В начале 90-х годов Российской Федерации и Литве долго не удавалось договориться об условиях транзита в Калининградскую область через литовскую территорию. Только в 1995 г. стороны, наконец, пришли к соглашению о военном транзите, который должен был проходить через Литву по правилам, применявшимся при выводе российских войск из Федеративной Республики Германии. Их суть сводится к тому, что литовская сторона заранее получает планы российских военных перевозок, после чего решается вопрос о пропуске их через территорию Литвы. Вопрос, похоже, удалось урегулировать к удовлетворению обеих сторон и никаких серьезных разногласий, связанных с процедурой транзита через литовскую территорию пока не возникало. Так в 1996-97 гг. практически все российские заявки на военные перевозки через литовскую территорию были удовлетворены в полном объеме.(12)
24 октября 1997 г. во время визита в Москву президента Литвы А. Бразаускаса между Российской Федерацией и Литвой был подписан договор о российско-литовской границе, практически снимающий все существовавшие ранее вопросы. В настоящее время процесс делимитации и демаркации российско-литовской границы по существу находится в стадии завершения.
Казалось бы, что благополучное разрешение проблемы границ и транзита, достигнутое Российской Федерацией и Литвой должно погасить все страсти вокруг Калининграда. Однако нельзя исключать, что литовские национал-патриоты при определенных обстоятельствах вновь объявят о необходимости создания независимой от России "четвертой республики Балтии". Многое, безусловно, будет зависеть от того, какой линии политического поведения будет придерживаться новый президент Литвы Валдас Адамкус. Если учесть, что и в российской Думе немало представителей левых политических партий и движений (коммунистов, аграриев и др.), выступающих против нормализации политических и экономических отношений со странами Балтии, то вполне можно предположить, что "небрежное" отношение Адамкуса к России приведет к тому, что Государственная Дума не ратифицирует пограничный договор с Литвой. Это бумерангом ударит и по провозглашенной Адамкусом цели о вступлении Литвы в НАТО. Североатлантический альянс вряд ли захочет видеть в своих рядах страну с неупорядоченными пограничными отношениями с соседями.
Повышенный интерес к Калининграду проявляет в последнее время и Польша. Поскольку в вопросе о Калининграде Польша не может апеллировать к "историческим" факторам его принадлежности, она делает акцент на проблему чрезмерной милитаризации Калининградской области, как представляющую непосредственную угрозу польской безопасности. Польские националисты также высказывают желание пересмотреть существующий статус Калининградской области, например, превращения ее в свободную политическую и экономическую зону с особой системой управления.(13)
В Германии также существуют общественные движения и партии, не оставляющие надежд на территориальный реванш. В начале 90-х гг. была выдвинута программа , которую поддержали некоторые депутаты Бундестага, в первую очередь представители ХДС. Ее сущность заключалась в предложении о переселении проживающих в различных районах Российской Федерации этнических немцев в Калининград и создания там немецкой автономной зоны.(14) Осуществление этой программы по всей видимости привело бы к требованиям выхода калининградской немецкой автономии из состава России и присоединения ее к "исторической родине" - Германии.
Таким образом, налицо существование угрозы политическому статусу Калининграда со стороны пока еще не официальных государственных, а общественных и социальных движений и организаций трех соседних государств - Литвы, Польши и Германии. И в самой Калининградской области есть группы граждан, пока еще не объединенные в какую-то серьезную политическую партию или организацию, выступающие за отделение от России. С нарастанием политического, экономического и финансового кризиса в России, когда центр оказывается не способным решить многие социальные проблемы своих граждан, живущих на периферии, проблема дистанцирования от Москвы Калининградской области становится все острее и актуальнее. Наглядным примером развития этой тенденции является, например, предпринятая губернатором попытка введения в начале сентября 1998 г. в период острейшего финансово-экономического кризиса в России чрезвычайного положения в Калининградской области. Практическая реализация этого шага могла бы привести к введению на территории области особых, отличных от общероссийских социальных и экономических законов и положений, усилению сепаратистских тенденций, и, соответственно, обострению отношений с центральными властями. Экономическая, политическая и стратегическая роль Калининградской области для остальной России чрезвычайно важна, так как эта часть РФ остается единственным и непосредственным "окном в Европу".
ЗАПАДНЫЕ И ЮГО-ЗАПАДНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ГРАНИЦЫ РФ
а) Российско-белорусская граница. До 1919 г. белорусский народ не имел своей государственности. В Российской империи области с преобладанием белорусского населения составляли Минскую, Могилевскую, Гродненскую и большую часть Витебской губернии. К России эти территории отошли во второй половине XVIII в., после разделов Речи Посполитой. Исторически сложилось так, что в этих губерниях кроме белорусов проживали также поляки, литовцы, латыши и русские. Здесь существовала имелось довольно сложная национальная чересполосица, что было также характерно и для других регионов российской империи.
В ходе I-ой мировой войны большая часть белорусских земель была оккупирована немцами, но к концу 1918 г. Красная армия освободила от немцев практически всю белорусскую территорию. 30-31 декабря 1918 г. I-й съезд компартии Белоруссии принял резолюцию об образовании Белорусской советской Социалистической республики. В феврале 1919 г. Белорусская ССР объединилась с Литовской Советской республикой и на этой основе была образована так называемая Литовско-Белорусская Советская Социалистическая - Литбел, которой в течение нескольких месяцев при содействии Красной Армии пришлось воевать с Польшей и военизированными отрядами литовской буржуазной республики.
Осенью 1919 г. польские войска полностью оккупировали территорию Белоруссии, и Литбел прекратил свое существование. Белорусская республика была восстановлена 31 июля 1920 г. после того, как во время начавшейся войны между РСФСР и Польшей (1920-1921 гг.) Красная армия выбила поляков с части белорусских земель. Однако по условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 г. БССР, РСФСР и УССР с Польшей, западные районы Минской губернии, Гродненская губерния, белорусские районы Витебской губернии (Западная Белоруссия) остались за Польшей. Эти территории вернулись в состав Белорусской ССР в 1939 г.
Белоруссия была одним из инициаторов создания в 1922 г. СССР. В течение 1923-26 гг. был подписан ряд договоров и соглашений между центральным органами Советского Союза и местными (республиканскими) властями БССР и РСФСР , определившими территориальную принадлежность этой республики. Ряд районов и городов, входивших в состав Российской Федерации, большинство населения которых составляли белорусы, был передан Белорусской республике.
Установленная в 1924-1926 гг. на основе взаимного соглашения между РСФСР и БССР российско-белорусская граница остается таковой и сегодня. Это и было зафиксировано в подписанном в апреле 1997 г. договоре об образовании Союза двух государств. Россия и Белорусская Республика не имеют друг другу территориальных претензий и в обозримый период граница между ними будет оставаться беспроблемной и бесконфликтной.
б) Российско-украинская граница.
Территориальные и пограничные проблемы, существующие сегодня между Россией и Украиной носят как открытый, так и скрытый характер.
Корни пограничных споров между Россией и Украиной уходят далеко вглубь веков. В ХYI-XYII веках между владениями объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой, в состав которой входили белорусские и украинские территории, и российскими землями не существовало строго определенной границы. Их приграничье являлось тем "нейтральным поясом", куда бежало украинское, белорусское и русское население, спасаясь от преследования властей, феодалов и религиозных гонений. В середине XYII века после начала национально-освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой последовало обращение украинцев к Москве с просьбой о поддержке и согласием на воссоединении Украины с Россией, Тогда русский царь Алексей Михайлович своим указом официально разрешил спасавшимся от религиозного и национального угнетения украинцам переселяться в приграничные пустующие российские земли, разоренные польско-литовской интервенцией . На территории России образовалась так называемая "Слободская Украина".
В XVIII - XIX вв. в ходе войн с Турцией и присоединения к России новых территорий на юго-западе страны, шло их активное заселение как украинцами, так и русскими.
Процесс формирования государственной территории Украины начался вскоре после Февральской буржуазной революции 1917 г., давшей импульс движению за национальное самоопределение украинских земель.
В апреле 1917 г. была образована Центральная Рада - орган представителей украинских националистических партий и общественных организаций, требовавших предоставления Украине автономных прав. В июне 1917 г. Центральная Рада образовала украинское правительство, которое подписало с Временным правительством России специальную декларацию, признававшую право Украины на автономию.
Почти сразу же после создания Центральной Рады между ней и Временным правительством возникли разногласия, касающиеся объемов украинской автономии и территориальной принадлежности Украины. Центральная Рада считала, что в состав автономной Украины должны входить: Киевская, Подольская, Волынская, Полтавская, Черниговская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская и Таврическая (без Крыма) губернии.
Временное правительство согласно было признать права Украины только на пять губерний - Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую ( без нескольких уездов с преобладающим русским и белорусским населением).
После свержения Временного правительства и установления большевистского режима в России на Украине началась гражданская война между сторонниками советской власти и вооруженными формированиями Центральной Рады, провозгласившей полную государственную независимость Украины. Вместе со сторонниками большевистских советов на Украине в боевых действиях участвовали и отряды российской Красной Армии.
3 марта 1918 г. Россия подписала в Брест-Литовске мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. По договору Россия обязывалась немедленно начать вывод всех своих войск из Украины и приступить к переговорам об установлении российско-украинской границы. Страны Четверного союза признали включение девяти губерний бывшей Российской империи в состав Украины.
В это время германо-австрийские войска по соглашению с Центральной Радой оккупировали всю Украину (27 января 1918 г. представители Центральной Рады заключили в Брест-Литовске со странами Четверного союза сепаратный мирный договор; Германия и Австро-Венгрия также обязались оказать Раде военную помощь). Затем, нарушив условия Брест-Литовского мирного договора, вторглись на российскую территорию и захватили значительную часть Области Войска Донского, а также Курской и Воронежской губерний.
29 апреля 1918 г. немецкое оккупационное командование насильственным путем отстранило от власти Центральную Раду. Власть на Украине перешла в руки немецкого ставленника, крупного украинского помещика, бывшего генерала царской армии Павла Скоропадского, провозгласившего себя гетманом "Украинской Державы".
Переговоры об установлении российско-украинской границы РСФСР пришлось вести с правительством "Украинской Державы", целиком зависящим от Германии и Австро-Венгрии. Скоропадский, рассчитывавший на поддержку этих государств, во время начавшихся переговоров об определении российско-украинской границы потребовал, чтобы Украине были переданы 14 сопредельных с ней уездов Курской и Воронежской губерний с 3 млн. человек населения, обосновывая это требование проживанием большого числа украинцев в этих уездах.
Советская Россия отказалась принять подобные условия и договор о мире с "Украинской Державой" так и не был заключен, а 12 июня 1918 г. в Киеве подписано соглашение о перемирии. 17 июня 1918 г. полномочные представители двух государств подписали в Харькове временное соглашение о создании демаркационных линий. На одну сторону были отведены российские войска, а на другую - германо-украинские. Демаркационные линии проходили по территории Курской и Воронежской губерний Российской Федерации. Вплоть до свержения власти Скоропадского они являлись фактической границей между двумя государствами.
Правительство Скоропадского пало в ноябре 1918 г. после поражения стран Четверного союза в I-ой мировой войне и вывода германо-австрийских войск из Украины. На Украине же вплоть до мая 1920 г. продолжалась гражданская война, закончившаяся установлением советской власти. 28 декабря 1920 г. между Российской и Украинской Советскими республиками был заключен "Союзный рабоче-крестьянский договор", декларирующий тесный политический, военный и экономический союз двух государств.
Для закрепления союзных отношений с Украиной российское правительство пошло на ряд территориальных уступок. Так например, крупный промышленный регион Донбасс, центр добычи каменного угля был в 1920 г. полностью передан под юрисдикцию Украины и объявлен "единой экономической и административной единицей" в составе Украинской Советской республики(15). Вопрос о передаче в состав советской Украины западных промышленных и угледобывающих районов Области Войска Донского был поднят еще в декабре 1917 г. на I-ом Всеукраинском съезде Советов. СНК Российской советской республики активно поддержало решения этого съезда. На основе объединения промышленных районов Области Войска Донского и Екатеринославской губернии был создан Донбасс.
После образования Союза Советских Социалистических Республик, в целях разрешения и упорядочения пограничных и территориально-этнические разногласий между союзными республиками и национальными автономиями советское правительство разработало программу нового административно - территориального деления. Программа предусматривала провести ряд уточнений и исправлений, а также окончательно закрепить межреспубликанские административные границы. Встал вопрос и об установлении точной административной границы между Россией и Украиной. В 1923-1924 гг. в связи с планами проведения нового административно-территориального деления РСФСР удалось настоять на пересмотре размежевания Восточного Донбасса с учетом национального состава населения и экономического значения этого района для России.
Украина выдвинула претензии на ряд российских территорий с компактным проживанием украинцев, в первую очередь в Курской и Воронежской губерниях. Из Курской губернии Украина хотела получить 10 уездов с населением почти в 2 млн. человек, а из Воронежской - 9 уездов.(16)
В результате Комиссия по урегулированию вопроса о границах при высшем государственном органе СССР - Центральном Исполнительном Комитете (ЦИК СССР) приняла решение о частичном удовлетворении территориальных требований Украинской Республики. Украина получила менее 1/3 из заявленных ею территорий. Был также решен вопрос о передаче в состав РСФСР Шахтинского и Таганрогского округов Донбасса (Донецкой губернии УССР).
К 1927 г. в основном завершилось оформление административной границы между Российской Федерацией и Украинской республикой. В дальнейшем передачи отдельных небольших участков территории из состава одной республики в состав другой осуществлялись согласно законодательству СССР. Исключение здесь составляет, пожалуй, лишь прецедент, связанный с передачей Украине Крыма. По существу имел место дружеский жест тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, решившего таким образом отметить юбилейную дату - 300 летие со дня провозглашенного в 1654 г. гетманом Богданом Хмельницким воссоединения Украины с Россией. Решение было оформлено специальным указом Верховного Совета СССР с нарушением норм Конституции и законодательства Советского Союза без предварительного обсуждения не только гражданами Крыма, но даже депутатами Верховного Совета - высшего законодательного органа государства. Преподнося такой подарок Украине, которая являлась тогда частью одного, как считалось, неделимого и нерушимого государства, Хрущев, конечно, не задумывался о последствиях, которые возникли почти через сорок лет после этого события.
Проблема территориальной принадлежности Крыма с конца 80-х гг. является предметом споров и широких дискуссий с участием украинских и российских политиков и политологов, представителей общины крымских татар, различных националистических организаций. В самом Крыму в течение этого времени возникло уже несколько кризисных ситуаций на этнической почве, в которых основными действующими силами выступили преобладающее русское "меньшинство" и исторические "хозяева" Крыма - крымские татары. Проблема Крыма усложняется и тем, что она тесно увязана с вопросом о статусе главной военно-морской базы полуострова - Севастополя и разделе советского Черноморского флота между ВМС России и Украины.
Дело в том, что по указу Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1948 г. Севастополь выделялся в самостоятельный административно-хозяйственный центр республиканского, а не областного значения. После передачи в 1954 г. Крыма в состав Украинской Советской республики указ о Севастополе не был отменен, что и явилось причиной многочисленных споров и разногласий, в том числе и на уровне высших законодательных органов двух государств - Верховного Совета России (Государственной Думы) и Украинской Рады относительно принадлежности города- военно-морской базы Севастополь.
Официальный визит президента России Бориса Ельцина на Украину в мае 1997 г., помог снять ряд российско-украинских разногласий, в том числе по проблемам Крыма, Севастополя и Черноморского флота.
В Договоре о дружбе и сотрудничестве Украины и России, подписанном 31 мая 1997 г. президентами Б. Ельциным и Л. Кучмой был закреплен украинский статус Севастополя. Россия же получила право на аренду военно-морской базы в районе Севастополя сроком на 20 лет с правом пролонгирования на пять лет при условии взаимного согласия. В российско-украинском договоре закреплены принципы уважения странами территориальной целостности друг друга и нерушимости границ, содержатся обязательства того, что обе стороны будут строить отношения на основе принципов неприменения силы или угрозы силой.
В настоящее время между РФ и Украинской Республикой идет процесс демаркации государственной границы. В обеих республиках созданы специальные пограничные комиссии, изучающие исторические документы, уточняющие и согласовывающие пункты прохождения границы между двумя теперь уже независимыми государствами.
Первое заседание подкомиссии по пограничным вопросам, образованной при Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству двух стран, состоялось в Москве 14 августа 1996 г. На нем помимо проблем сухопутной границы рассматривались вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива, а также о разграничении континентального шельфа в Черном море.
Общая протяженность совместной российско-украинской границы 2 245 км., из них 297 км. проходят по акватории Азовского и 22 км. - Черного морей. Процесс демаркации российско-украинской границы достаточно сложный, проходит медленно и вряд ли следует ожидать его завершения в скором времени.
Особенно трудным является психологический аспект, поскольку граница проходит по населенным пунктам и по сельскохозяйственным угодьям, разъединяя родственников и соседей "оставляя за границей" близких друг другу людей. Это вообще характерно для большинства бывших административных границ советских республик, в одночасье превратившихся в границы независимых суверенных государств.
РАЗДЕЛ II ГРАНИЦЫ РФ НА КАВКАЗЕ
После распада СССР перед Россией встала проблема переформирования административных границ бывших советских республик Кавказа, ставших независимыми государствами, в межгосударственные границы. Этот процесс проходил на фоне развития целого ряда острых политических ситуаций и территориально-этнических конфликтов в северо-кавказском приграничье России: осетино-ингушский конфликт, война в Чечне и внутриполитическая напряженность в Дагестане и т.д.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ РФ
Первой характерной особенностью всех автономных республик Северного Кавказа является то, что их образование является результатом национальной политики большевиков. Во второй половине XVIII века на момент включения территорий проживания осетинского, ингушского и чеченского народов в состав Российской империи они не только не имели государственности и соответственно государственных границ, но даже каких-либо общенациональных структур власти, а районы их расселения определялись весьма неточно. Так до настоящего времени между осетинами и ингушами идет спор о том на месте какого селения - ингушского или осетинского был построен Владикавказ, являющийся сегодня столицей Северо-Осетинской автономной республики.
Сегодня многие политические деятели на Северном Кавказе, в первую очередь, чеченские лидеры, отрицают факт добровольного вступления в Российскую империю. История же говорит о том, что военные успехи России, достигнуты ко второй половине XVIII в. в борьбе за Кавказ с Оттоманской империей (Турцией) и Персией (Ираном), и рост ее влияния в регионе, способствовали началу процесса добровольного присоединения народов Северного Кавказа к России. Северокавказские народы получали таким образом защиту от угрозы нашествий со стороны Турции и Ирана. Результатом победы России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. стало присоединение к Российской империи Кабарды.(17) Присягу на верность российской императрице Екатерине II принесли старейшины Северной Осетии, а в 1781 г. с прошением о принятии в российское подданство к властям России обратились старейшины нескольких чеченских общин.(18)
В 1813 г. Гюлистанским мирным договором, подписанным между Россией и Ираном, было юридически оформлено присоединение к Российской империи Дагестана.
Особую страницу истории северокавказских народов занимает продолжавшая почти полвека кавказская война (1817-64 гг). Царское правительство России путем проведения ряда административных мер, подкрепленных использованием военной силы, пыталось полностью подчинить себе не только добровольно присоединившиеся к ней кавказские территории, но по существу весь Северный и Северо-Западный Кавказ. Действия российской администрации вызвали подъем национально-освободительного, антирусского, антиколониального движения горских народов Северного Кавказа. Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов перешел от отдельных карательных экспедиций к планомерному продвижению вглубь горных районов Чечни и Дагестана. Войска Ермолова разрушали непокорные аулы, вырубали леса, окружали горные районы сплошным кольцом укреплений. Это вынуждало население либо переселяться на равнину под надзор русских гарнизонов, либо уходить высоко в горы и создавать там отряды сопротивления. Присоединения районов Северного Кавказа к Российской империи сопровождалось созданием на новых рубежах пограничных казачьих линий, т.н. системы укрепленных казачьих поселений.
Военные действия продолжались до конца 1864 г. В результате кавказской войны Горный Дагестан, Чечня и Северо-Западный Кавказ были окончательно подчинены законодательству Российской империи. .
После окончания Кавказской войны царское правительство начало переселять чеченцев из горных районов, и они стали жить совместно с русскими и кумыками на равнинных землях.
Ко времени Февральской революции 1917 г. Северный Кавказ в административном отношении составлял: Ставропольскую и Черноморскую губернии, а также Кубанскую, Терскую и Дагестанскую области с системой военно-казачьего управления. Кубанская область включала территорию современного Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкессии. Терская - район Кавказских минеральных вод, Кабарду, Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню и север Дагестана. На остальной части нынешней территории Дагестана располагалась Дагестанская область.
Основная часть казаков Северного Кавказа выступила против Советской власти. Правительство большевиков в ответ предприняло серию репрессий. Репрессии сопровождались массовыми депортациями казаков с Северного Кавказа и передачей их земель горским народам, в том числе ингушам и чеченцам. Окончательный удар по казачеству Северного Кавказа был нанесен в 30-е гг. во время кампании по тотальной коллективизации, сопровождаемой массовыми арестами и выселением наиболее успешно ведущих свое дело крестьян. Из сельских районов Северного Кавказа было выселено более 50 тысяч "раскулаченных" казаков.
Вскоре после окончательного установления советской власти на Северном Кавказе встал вопрос о создании единой советской автономной республики горцев Северного Кавказа. 20 января 1921 г. правительство РСФСР приняло постановление об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Советской республики в составе Российской Федерации.
Учредительный съезд Горской Автономной Советской Социалистической республики, в которую вошли кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, осетины, ингуши, чеченцы, казаки и русские, не входившие в число казачества, состоялся 16-22 апреля 1921 г. Единение кавказских народов продолжалось недолго. Ситуация в Горской республике была столь сложной, что не успев возникнуть эта многонациональная автономная республика стала распадаться на национальные образования. В первый же год ее существования произошли довольно масштабные вооруженные столкновения между балкарцами, карачаевцами и кабардинцами, вызванные спорами о землепользовании. Горская республика просуществовала чуть больше трех лет. На ее месте были созданы новые национально-территориальные образования: Кабардино-Балкарская Автономная республика, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области.
Именно в этот период возни ряд предпосылок будущего осетино-ингушского конфликта 90-х годов. Выделению Ингушетии из ГАССР мешали территориальные споры по поводу определения границ между ней и Северной Осетией. Особенно острые разногласия возникли при разделе района Владикавказа. Но в то время они были решены мирным путем.
Пока между осетинами и ингушами шли споры о принадлежности той или иной территории, руководство Чечни расширяло границы своей автономии за счет включения в нее ряда населенных пунктов Сунженского казачьего округа, все еще находившегося в составе ГАССР.
Еще в период существования Горской Автономной Советской Социалистической республики руководство Чеченской Автономной области упорно настаивало на объединении Чечни с Ингушетией, ссылаясь на этническую близость ингушского и чеченского народа. Ингуши встретили предложения об объединении с Чечней без особого энтузиазма и вопрос оставался замороженным почти целое десятилетие.
Объединение Чечни и Ингушетии в Чечено-Ингушскую автономную область все же состоялось в 1934 г. По Конституции СССР 1936 г. Чечено-Ингушская автономная область получила статус автономной республики в составе Российской Федерации.
Вступление СССР во II-ую мировую войну значительно усложнило ситуацию на Северном Кавказе. Нацистская Германия и Турция еще в предвоенные годы стали проводить в этом регионе активную подрывную и диверсионную работу. В 1942 г. при прямом содействии этих государств был создан Комитет Чечено-Горской национал-социалистической партии. Из представителей разных народов Северного Кавказа, захваченных в плен на фронтах II второй мировой войны, создавались особые диверсионные группы для проведения террористических актов против советских войск и органов советской власти.
Ответом на эти действия было решение политического руководства Советского Союза во главе со Сталиным о массовом выселении и депортации некоторых северокавказских народов (карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев), чьи представители наиболее активно сотрудничали с нацистами, в отдаленные районы Сибири, Средней Азии и Казахстана. 7 марта 1944 г. была упразднена Чечено-Ингушская автономная республика. Большая часть ее территории вошла в состав Ставропольского края Российской Федерации. Часть восточных районов была передана Дагестанской Автономной республике, часть западных, населенных в основном ингушами - Северо-Осетинской Автономной республике. Горные южные районы Чечено-Ингушской автономной республики вошли в состав Грузинской Советской Социалистической республики.
Эти акции, хотя и принятые в условиях военного времени, являлись совершенно неадекватными и неправомерными. Последствия решения Сталинского руководства до сегодняшнего дня оказывают свое негативное влияние на весь спектр межнациональных отношений в Российской Федерации.
Лишь в 1957 г. решением Президиума Верховного Совета СССР была восстановлена Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика. Однако восстановленная территория Чечено-Ингушской республики не полностью соответствовала той, которая существовала до упразднения автономии. Значительная часть ингушских районов осталась у Северной Осетии, руководство которой упорно отстаивало свои права на пригородный района Владикавказа, принадлежавший ранее ингушам. В составе Северной Осетии осталось также значительное количество бывших ингушских селений и поселков. После реабилитации ингушское население вернулось в свои родные места, в том числе и в те, которые входили теперь в состав Северной Осетии.
Территориальные споры между двумя соседними народами стали причиной возникновения острого вооруженного осетино-ингушского противостояния в начале 90-х гг. Конфликт до сих пор нельзя считать разрешенным: многие ингушские беженцы так и не смогли вернуться в свои дома.
Если основу осетино-ингушского противостояния составляют территориально-этнические разногласия, то конфликт между Россией и Чечней принадлежит к другой категории. Чечня открыто выступает за отделение от России и создание независимого самостоятельного государства. Чеченское руководство объявило об изменении своего правового статуса автономной республики в составе Российской Федерации и создании суверенной республики Ичкерия. Это решение является юридически незаконным, так как противоречит Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам Российского государства. С политической точки зрения Чечня может стать опасным прецедентом, которому захотят последовать другие национальные и территориальные образования Российской Федерации. В условиях нарастания экономического, финансового и социального кризиса нарастания сепаратистских тенденций способно поставить на повестку для вопрос о распаде и прекращении существования Российского государства в том виде, в каком оно существует сегодня. Последствия дезинтеграции России трудно предсказуемы. Если события будут развиваться в таком направлении, то резко увеличивается, на наш взгляд, вероятность возникновения большого числа конфликтов, в том числе и вооруженных, на всем пространстве сегодняшней Российской Федерации с перспективами их эскалации на субрегиональный и региональный уровень.
Напряженная ситуация сложилась и в соседней с Чечней автономной республике - Дагестане. В отличие от Чечни Дагестан пока не провозглашал своего суверенитета и не заявлял о выходе из состава Российской Федерации. В многонациональном Дагестане, в котором проживают лезгины, аварцы, чеченцы-акинцы, лакцы, русские и другие народности, в настоящее время идет борьба за передел власти. Расширение этой борьбы может скорее всего привести не к консолидации сил, а к распаду Дагестана.
ГРАНИЦЫ РОССИИ С ГРУЗИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ
Формирование территорий современных независимых государств Закавказья в основном происходило в период с 1917 по 1921 гг. Импульсом к созданию независимых национальных государств этого региона послужила Октябрьская революция в России, провозгласившая право наций на самоопределение. В этот же период начался сложный процесс становления российско-грузинской и российско-азербайджанской границ. Процесс присоединение Закавказья к Российской империи, начался во второй половине XVIII в. Постоянная угроза турецких и иранских нашествий вынуждала народы Кавказа искать помощи и защиты у России. Кавказ превратился в объект борьбы между Россией, с одной стороны, Турцией и Ираном - с другой. В 1783 г. был подписан Георгиевской договор об установлении протектората России над Восточной Грузией.(19) В 1802-06 гг. к России были присоединены Западная Грузия и Северный Азербайджан.
Присоединение грузинских земель к России носило в основном мирный характер и не сопровождались вводом российских войск на территорию Грузии.
Позднее, в конце XIX в. в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в состав России вошел ряд грузинских и армянских земель, находившихся под властью Турции, в том числе и территория современной Аджарии.
Присоединения расчлененных на самостоятельные владения территорий современных Армении и Азербайджана к Российской империи происходило также во второй половине XVIII и начале XIX вв. в результате победоносных для России войн с Турцией и Ираном.
После того, как в начале XIX в. царское правительство упразднило местные закавказские автономии и отстранило их правителей от власти на Кавказе было введено общероссийское административное деление на губернии, области и округа.
Большая разнородность кавказских земель и нестабильность политической ситуации на Кавказе вынуждало российские власти дважды вводить особую форму управления данного региона - так называемое наместничество (в 1844 - 1882 гг. и в 1905-1917 гг.).В период упразднения власти наместников власть на Кавказе передавалась Главноначальствующему гражданской частью, который одновременно являлся и командующим вооруженными силами всего региона.
Февральская революция в России явилась мощным стимулом для развития движения за автономию Закавказья. Сторонниками автономии в Грузии являлись социал-демократы (меньшевики), национал-демократы, социалисты-федералисты; в Азербайджане -представители тюркской демократической партии "Мусават"; в Армении - члены националистической партии "Дашнакцутюн". Все они выступали за предоставление автономии народам Закавказья, но в рамках Российской империи. Октябрьская революция резко изменила ситуацию. Сторонники Закавказской автономии не приняли ее. Власть в Закавказье перешла в руки созданного из представителей вышеназванных партий и движений Закавказского комиссариата, обеспечившего созыв Закавказского сейма, который провозгласил 9(22) апреля 1918 г. независимую Закавказскую Демократическую Федеративную республику. Однако очень скоро после провозглашения Закавказской республики между партиями, представлявшими грузинскую, армянскую и азербайджанскую национальные общины, начались острые разногласия и борьба за власть. Уже в мае 1918 г. Закавказская Демократическая Федеративная республика распалась на три самостоятельных государства - Грузинскую Демократическую республику, Республику Армения и Республику Азербайджан. Таким образом граница на Северном Кавказе стала отделять его от совершенно новых государственных образований - Грузинской Демократической Республики и Азербайджанской Республики.
С первых же многотрудных шагов своего становления Грузия стремилась к расширению своей государственной территории. Правительство Грузии упразднило советскую власть, установленную весной 1918 г. в Абхазии и оккупировало ее территорию. Дальше грузинские войска направились в июне-июле 1918 г. вдоль побережья Черного моря на север. В сентябре 1918 г. вся прибрежная территория до г. Сочи была объявлена "временно присоединенной к Грузии".
В феврале 1919 г. войска белогвардейского генерала Деникина разгромили грузинские воинские формирования и выдворила их из Сочинского округа.
Поражение в ходе гражданской войны отрядов Белой Гвардии способствовало восстановлению советской власти на Северном Кавказе. Правительство большевиков подписало 7 мая 1920 г. договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Грузинской Демократической Республикой, которым определялась государственная граница между двумя странами. Россия признала "независимость и самостоятельность Грузинского государства". Государственной границей между Россией и Грузией объявлялась река Псоу, горные массивы к северу от нее и далее -северная граница "бывших губерний Черноморской, Кутаисской и Тифлисской до Закатальского округа и по восточной границе этого округа".(20)
Продолжение гражданской войны привело к тому, что к середине марта 1921 г. почти вся территория Грузии оказалась в руках грузинских сторонников большевицкой партии и подразделений Красной Армии. В Грузии была провозглашена советская власть. 21 мая 1921г. между Грузинской Советской Социалистической Республикой и Советской Россией был подписан договор о военном и хозяйственном союзе.(21) С 1922 г. Грузинская ССР вошла в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, которая в свою очередь входила в состав СССР. В 1936 г. в связи с ликвидацией Закавказской республики все ее три участника -Грузинская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика и Азербайджанская Советская Социалистическая Республика стали непосредственно входить в СССР.
В основном между Грузинской ССР и Российской Федерацией сохранились границы, носившие теперь уже не государственный, а административный характер, установленные договором 1920 г. Однако, поскольку линия границы в этом договоре была намечена в самой общей форме, она в ходе развития национальных автономий Северного Кавказа и Грузинской ССР постепенно подвергалась ряду корректировок и изменений, отвечавших хозяйственным и экономическим интересам сопредельных республик и автономных областей. Эти не столь значительные территориальные изменения юридически оформлялись согласно действующему законодательству СССР.
Значительные изменения границы между РСФСР и Грузинской ССР произошли в 1943-1944 гг. после того, как Грузии был передан ряд территорий подвергшихся сталинским репрессиям народов Северного Кавказа. Грузии была передана значительная часть территории Карачаево-Черкесской Автономной области, а также ряд районов Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской автономных республик. В 1957 г. эти территории были возвращены населявшим их до начала кампании репрессий народам. Граница между Российской Федерацией и Грузинской ССР была восстановлена по состоянию на 7 марта 1944г.(22)
После распада СССР и провозглашения Грузии в качестве независимого суверенного государства начался процесс делимитации и демаркации бывшей административной границы РСФСР и Грузинской ССР в качестве границы двух иностранных государств. России и Грузии удалось согласовать вопросы о прохождении границы в пределах Кабардино-Балкарской Республики, Ингушетии и Дагестана. Вместе с тем работа по определению и оформлению российско-грузинской границы осложняются развитием грузино-абхазского конфликта. Ситуация в Абхазии до сих пор не позволяет проведению разграничительных работ в акватории Черного моря.
Особую остроту в российско-грузинских пограничных проблемах приобрел спор по поводу установления границы в Северной Осетии, касающийся полутора километров в районе пограничной заставы Верхний Ларс, поскольку он имеет важное для РФ стратегическое значение. В последнее время правительство Грузии, ссылаясь на Договор 1920г., денонсированный российским правительством после установления советской власти в Грузии, стало выступать с территориальными притязаниями на ряд приграничных участков в районе Верхнего Ларса. Вопрос остается неразрешенным.
Работы по демаркации границы между Российской Федерацией и независимой Азербайджанской Республикой начали проводиться в 90-е г. после распада СССР. Перед специальными пограничными комиссиями, созданными из представителей России и Азербайджана, встали сложные задачи определения и уточнения всех спорных пунктов бывшей административной границы с Дагестанской АССР. Дело в том, что в годы советской власти Москва, не желая возникновения каких-либо территориально-этнических споров на Кавказе, так и не исправило ошибку, допущенную царским правительством, когда при проведении административно-территориального разделение не было уделено должно внимания тонким и деликатным проблемам этнического, национального и религиозного характера. В результате, например, за пределами Дагестана осталось большое количество представителей одной из основных его народностей -лезгин. В настоящее время среди некоторой части азербайджанских и дагестанских лезгин наблюдается рост национализма, сопровождающийся выдвижением лозунгов, призывающих к объединению лезгинского народа и предоставлению ему автономных прав. Такие тенденции, по нашему мнению, могут представлять угрозу возникновения нового очага территориально-этнического конфликта, как в РФ, так и в Азербайджане.
К настоящему моменту основной участок границы между Азербайджаном и Дагестаном сторонам удалось согласовать. Нерешенным остается приграничная полоса общей протяженностью 13,8 км. Дальнейшие работы по демаркации российско-азербайджанской границы осложняются выступлениями лезгинских экстремистов Азербайджана, требующих объединения территорий, населенных лезгинами, а также наличием разногласий между двумя сторонами по вопросу о контроле над ресурсами Каспия - нефтью и рыбой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышесказанное свидетельствует о почти полном отсутствии у России "беспроблемных " границ в Европе. К таковым, пожалуй, может быть отнесена только современная граница между Россией и Белоруссией. Все же другие границы Российской Федерации обременены проблемами различного характера. Общим является то, что пограничные споры и разногласия возникли не на пустом месте, а имеют исторические корни, связанные с становлением Российской Империи, а после революций 1917 г. - образованием Советского Союза как конгломерата различных национальных и этнических образований, зачастую трудно совместимых по своим историческим, культурным, религиозным и т.п. признакам. Начавшийся после распада Советского Союза процесс суверенизации бывших союзных республик сопровождается проявлением чрезмерной политической амбициозности новых независимых государств. Одним их проявлений этой тенденции является выдвижение территориальных и пограничных претензий и требований к своим соседям. Как правило, такие претензии не являются частью государственной политики, а представляют лишь выражение националистических чувств некоторых радикальных общественных организаций и движений.
В тех же случаях, когда требования территориального передела возводятся на официальный уровень и становятся предметом соответствующих заявлений и актов высших государственных лиц, возможность их перерастания в конфликтную ситуацию со всеми опасными последствиями для региональной и международной стабильности и безопасности становится вполне реальной.
Изучение природы территориальных споров и разногласий, их происхождения и развития, анализ сегодняшнего положения вещей и прогноз на будущее является задачей исследователей, ученых-историков и политологов. Для политических деятелей России и других стран было бы непростительной ошибкой игнорирование развития процессов, пусть даже и скрытых, территориального размежевания и перераспределения границ. Задача предвидения негативного развития ситуации, реализация мер невоенного характера (политических, экономических, дипломатических и т.д.) для предотвращения и своевременного разрешения надвигающегося конфликта/конфликтов становится задачей государственной важности. В большинстве случаев решение этой задачи является непосильным для одного или группы участвующих в споре государств. Европейское и международное сообщество должно заранее быть готово к участию в процессе разрешения территориальных и пограничных споров, согласованию подходов и стратегии, выработке средств и инструментов. В противном случае вполне вероятным становится вариант появления, наряду с бывшей Югославией, Приднестровьем, Закавказьем новых горячих точек на политической карте Европы.
БИБЛИОГРАФИЯ
  1. Независимое военное обозрение, 15-21 марта, 1997.
  2. Независимая газета, 8 апреля, 1998.
  3. Сборник пограничных договоров, заключенных Россией с соседними государствами. Спб., 1891, №4.
  4. Документы внешней политики СССР. М.,1959, т.3, с.265-282.
  5. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955, Вып. 10, с. 11-17.
  6. Внешняя политика Советского Союза. 1947. М., 1952, ч. 1, с. 327-361.
  7. Daily Telegraph, April 14, 1994.
  8. Сборник законов СССР (1938-1975). М., т.1, с.47.
  9. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной Войны. 1941-1945. Берлинская конференция. М., 1980, т. 6, с. 491.
  10. Известия, 13 сентября 1990.
  11. Washington Post, November 27, 1991.
  12. Независимое военное обозрение, 15-21 марта 1997.
  13. Независимое военное обозрение, 6-12 марта 1998.
  14. Frankfurter Allgemeine, 16. Februar 1992.
  15. Декреты Советской власти. М., 1976, т.8, с.28.
  16. ГАРФ, Фонд Р-6892, оп.1, дело №11., с.7.
  17. Полное собрание законов Российской империи. Спб., т.19, 1815, №14164.
  18. Виноградов В.Б., Умаров С.Ц. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный, 1979, с.45-47.
  19. Мачарадзе В.Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983, №5-А.
  20. Ключников Ю., Собанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. М., 1928, часть 3, Вып.1, с.22-23.
  21. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Пб., 1922, Вып. 3, с.18-19.
  22. Верховный Совет СССР. Созыв 4-й, Сессия 6. Стенографический отчет. М., 1957, с.531-533, 743.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами