Американо-мексиканская граница

Американо-мексиканская граница: ресурсы сотрудничества и проблемы безопасности

КубышкинАлександр КубышкинЗаведующий кафедрой регионоведения и международных отношений Волгоградского государственного университета,
почетный доктор Мэнсфилдского университета (Пенсильвания, США)


Характер современной американо-мексиканской границы и приграничной политики обеих стран определяется наличием нескольких экономических, политических, демографических и этнокультурных факторов. Это и углубление экономической интеграции между США и Мексикой в рамках НАФТА1, начавшей свое существование в 1994 г., и совместные масштабные мероприятия в рамках противодействия угрозе терроризма, ставшей особенно актуальной после событий 11 сентября 2001 г. и социально-демографические изменения в структуре населения Соединенных Штатов. Важную роль играют эволюция самосознания мексиканского меньшинства в США, нарастающее давление иммиграционной волны из Мексики и других латиноамериканских стран, в первую очередь из Центральной Америки.
В марте 2005 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании новой межрегиональной организации - Североамериканского партнерства во имя безопасности и процветания, заявив о готовности рассмотреть более 300 предложений, которые смогли бы гарантировать безопасность и обеспечить дальнейший рост торгового оборота между тремя странами.
                      Барьеры на пути нелегальной миграции в Россию
                      Заместитель директор Федеральной миграционной службы РФ Вячеслав Поставнин:
                      Имеющиеся оценки численности иностранных работников, не имеющих урегулированного правового статуса на территории России, колеблются в интервале от 2,5 до 15 млн. человек. Информация о размерах нелегальной миграции еще менее надежна и определенна в отношении отдельных регионов, в особенности приграничных территорий. Большая часть специалистов полагает, что в России находится 4-5 млн. нелегальных трудовых мигрантов. По нашим оценкам, эта цифра превышает 10 млн.
                      В настоящее время миграционный обмен России с зарубежными странами имеет явную тенденцию к возрастанию. Россия является основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ. Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Грузия, Армения, Кыргызстан, Белоруссия продолжают оставаться государствами исхода основной массы трудящихся-мигрантов, прибывающих в Россию. По экспертным оценкам, трудовые мигранты, прибывшие в Россию на заработки из стран СНГ, насчитывают среди нелегальной иностранной рабочей силы не менее 80%.
                      В РФ создается единая система иммиграционного контроля. Ее развертывание основано на существующей трехуровневой схеме иммиграционного контроля:
                      Первый уровень - иммиграционный контроль за рубежом (пять представительств ФМС России за рубежом). Второй уровень - иммиграционный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ (114 постов иммиграционного контроля в 149 пунктах пропуска). Третий уровень - иммиграционный контроль на территории РФ (регистрационный учет, распространяемый на иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории России или следующих транзитом через ее территорию).
                      Начальник Управления иммиграционного контроля ФМС России Александра Земскова:
                      Анализ иммиграционной обстановки на территории РФ в 2004 г. позволяет определить в качестве основных каналов незаконной миграции: для въезда - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, для выезда - граница с государствами Балтии, российско-украинская граница. Особую озабоченность вызывает российско-казахстанский участок границы, через который, по экспертным оценкам, прибывают до 80 % незаконных мигрантов.
                      По материалам: официальный сайт Министерства внутренних дел РФ; www.apn.ru
                      Со времени последней переписи (1997 г.) население США увеличилось почти на 14 млн. человек – до 296 млн., при этом количество американцев, принадлежащих к расовым или национальным меньшинствам достигло 98 млн.. По данным 2005 г. выходцы из Латинской Америки (почти 43 млн.) составляют 50% всего небелого населения США. Латиноамериканская община стала второй по численности этнической группой в стране, оттеснив афроамериканцев (около 40 млн. чел.) на третье место, причем на 45 лет раньше, чем предполагали прогнозы демографов. Мексиканцы насчитывают более 23 млн. человек (65% всех «латинос») и в подавляющем большинстве живут в пяти штатах – Калифорнии, Аризоне, Нью Мексика, Техасе и Колорадо. Все эти штаты являлись когда-то мексиканской территорией и были присоединены к США в результате аннексии Техаса (1845 г.) и американо-мексиканской войны 1846-1848 гг2.
                      Несмотря на сложный характер американо-мексиканских отношений и на неоднократное вмешательство США в дела Мексики, граница между двумя странами на протяжении десятилетий (особенно во второй половине ХХ века) оставалась довольно прозрачной. Через нее осуществляются крупные торговые перевозки, а родственники по обе стороны границы свободно навещают друг друга. В середине 1990-х гг. фиксировалось до 320 млн. легальных пересечений границы в обе стороны в год. Мексиканцы тратили на приобретение товаров в США до 35 млрд. долл.
                      Однако события 11 сентября 2001 г. привели к пересмотру параметров приграничного сотрудничества между США и Мексикой. Это объясняется и тем фактом, что 75 % нелегальных иммигрантов попадают в США именно через границу с Мексикой. По данным журнала «Time», только в 2004 г. их было около 3 млн. человек, причем половина из них были мексиканцами. 75% легальных и 85% нелегальных иммигрантов продолжают концентрироваться в шести штатах, пять из которых - Калифорния, Флорида, Нью-Йорк, Техас и Иллинойс - являются пограничными. Треть всех нелегалов проживает в Калифорнии.
                      В марте 2003 г. администрация Дж. Буша распустила Национальную службу по иммиграции и натурализации, передав ее функции новому Департаменту внутренней безопасности. Понимая возросшую угрозу проникновения вместе с нелегальными иммигрантами лиц, связанных с террористическими организациями, правительство США предприняло в последнее время ряд действий, направленных на укрепление контроля над границей с Мексикой.
                      Прежде всего, намечено резко расширить численность пограничной службы. В настоящее время границы с Мексикой и Канадой (общая протяженность 8 тыс. миль) охраняют 9,5 тыс. человек. В январе 2005 г. администрация Буша признала необходимым в течение пяти лет увеличить количество персонала на границе вдвое (на 10 тыс. чел.). Однако, это решение выполняется непоследовательно (в бюджете США 2006 г. выделены средства на найм только 210 пограничников), что вызывает острую критику в конгрессе (письмо 80 конгрессменов президенту Дж. Бушу от 7 октября 2005 г.).
                      В мае 2006 г. Сенат США утвердил основные положения новой иммиграционной реформы, представляющей собой сочетание мер по ужесточению приграничной политики с более гибкой линией по отношению к иммигрантам, уже проживающим на территории страны. Предлагается, например, предоставить право на легализацию иммигрантам, прожившим на территории страны более 2 лет (таких насчитывается от 11 до 13 млн. человек). Реализация новой иммиграционной политики обойдется США в 126 млрд. долларов уже в ближайшие десять лет. Из них 50 млрд. долл. пойдет на выплату легализованным иммигрантам, около 4 млрд. – на укрепление границы с Мексикой. Более чем на 30 тыс. чел. увеличатся штаты сотрудников иммиграционных и пограничных служб.
                      Реформа вызвала значительные дебаты в конгрессе, но характерно, что в одном пункте, касающемся строительства защитной стены на границе с Мексикой, позиции республиканцев и демократов полностью совпали. Вновь возобладала идея необходимости отгораживания американской территории от проникновения нежелательных иммигрантов со стороны Мексики.
                      Причины непрекращающейся эмиграции мексиканцев в США заключаются не в последнюю очередь в особенностях социально-экономического развития этой страны. Несмотря на определенные экономические достижения последних десятилетий, позволившие Мексике стать членом НАФТА, 54% ее населения, насчитывающего 104 млн. чел., по данным Мирового банка, проживают в условиях бедности и довольствуются прожиточным минимумом в 2 доллара в день, а 24 % не имеют и этой ничтожной суммы, 40% всех земельных собственников в стране владеют только 11% обрабатываемой земли; безработица достигает 40%.
                      Сопоставление жизненного уровня мексиканцев в приграничной полосе (в отличие от ситуации на канадо-американской границе) также не в пользу жителей Мексики. Так, уровень зарплаты мексиканского рабочего на национальном предприятии составляет не более 16% от уровня зарплаты американского рабочего. Поступления от мексиканцев, обосновавшихся в США, в национальную казну Мексики составляют, по разным данным, от 7 до 11 млрд. долл. в год. Мексика также превратилась в перевалочный пункт для эмиграции выходцев из других латиноамериканских стран. Только в 1999 г. мексиканские власти репатриировали 153 тыс. гватемальцев, сальвадорцев и гондурасцев.
                                        Безопасность российских границ: факты
                                        Российская Федерация имеет самую протяжённую в мире государственную границу. Её общая протяжённость составляет 60932,8 км, а площадь исключительной экономической зоны России — 8,6 млн. кв. км (42% от сухопутной территории страны).
                                        С распадом СССР РФ получила в «наследство» наряду с надёжно охраняемыми участками государственной границы (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР, Японией и США) границу со странами Прибалтики (с которыми отношения России далеки от идеальных) – 1025,7 км, с Украиной и Грузией, Азербайджаном и Казахстаном (эта граница фактически открыта).
                                        Уязвимые направления
                                        Планом реформирования пограничных органов ФСБ России предусматривается создать до 2007 г., кроме уже сформированного Центрального аппарата Пограничной службы, 7 региональных пограничных управлений ФСБ России по федеральным округам и 30 пограничных управлений ФСБ России по приграничным субъектам и направлениям береговой охраны. Непосредственную охрану границы, пропуск через нее лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных будут осуществлять подчиненные районным  отделам линейные отделения, оперативно-розыскные группы, оперативно-технические подразделения, отделения и посты пограничного контроля. Для размещения новых пограничных органов ФСБ России и улучшения дислокации существующих пограничных формирований программой обустройства государственной границы планируется ввести в строй 1341 новый объект. На их строительство планируется израсходовать по всей границе дополнительно до 2010 г. 60 млрд. рублей.
                                        По материалам: «Аргументы и факты»
                                        Важнейшей экономической проблемой являлась и проблема нелегальных батраков («брасерос») и других трудовых иммигрантов («индокументадос»). В середине 1990-х гг. американская полиция производила в пограничных районах до 1,1 млн. задержаний и 1 млн. депортаций в год, в то время как на территорию страны нелегально проникали до 3,8 млн. человек ежегодно. В 1990-1991 гг. в приграничных с Мексикой районах иммигрантами было совершено около 70 тыс. различных преступлений. Рост антииммиграционных настроений нашел отражение и в общественном мнении: в 1994 г., то есть уже в первый год деятельности НАФТА, более 65 % американцев выступили за закрытие границы с Мексикой.
                                        В 1993-1994 гг. в результате операции «Держать линию» в Техасе и Калифорнии были построены и оборудованы системой электронного слежения трехметровые железные стены протяженностью в 20 и 22 км. В рамках новой иммиграционной программы на границе с Мексикой предполагается построить трехрядную ограду протяженностью 600 км и 800 км заграждений для автомобильного транспорта. Общая стоимость проекта около 2 млрд. долларов.3 Сенат также одобрил предложение президента Буша направить на границу с Мексикой Национальную гвардию для борьбы с нелегальной иммиграцией – ежегодно около шести тыс. человек. Чтобы избежать обвинений Мексики в милитаризации южной границы США, администрация Буша утверждает, что Национальная гвардия будет заниматься исключительно сбором информации и наблюдением за границей, но не будет участвовать в операциях по задержанию нелегальных иммигрантов.
                                        Однако приграничная политика не сводится исключительно к мерам охранительного характера. На протяжении почти полувека продолжаются попытки разрешить проблему нелегальной иммиграции и смягчить напряженность в приграничных районах через развитие региональной социальной и экономической инфраструктуры (создание зон ускоренного развития, центров социальной адаптации, университетских и профессиональных центров обучения и т.д.) По данным «Рэнд Корпорэйшн», ежегодные доходы мексиканских иммигрантов в середине 1990-х годов составляли 240 млрд. долл., из которых 90 млрд. выплачивалось в виде прямых и косвенных налогов. Мексиканские рабочие в США отправляли домой от 2,5 до 4 млрд. долларов. Кстати, и в Мексике постоянно проживают 600-800 тыс. американцев.
                                        Одним из наиболее перспективных ресурсов развития приграничных районов является создание зон свободного экономического развития и предприятий особенного таможенного режима и экспортной ориентации – «макиладорас». Они возникли еще в середине 1960-х гг., но наиболее бурный рост их наблюдался в 1980-90-е гг., когда стали возникать чисто мексиканские предприятия (до 1977 г. доля американского капитала в «макиладорас» достигала 49%). В середине 1990-х гг. в стране насчитывалось 2121 «макиладорес», на которых работало свыше 600 тыс. мексиканцев4. 89% всех предприятий экспортной ориентации было размещено в пограничных с США штатах. Развитие «макиладорас» привело к развитию так называемых «городов – двойников» (Cан Диего - Тихуана, Эль Пасо - Сьюдад Хуарес, Браунсвилл - Матаморос) и явилось важной экономической и социальной предпосылкой для присоединения Мексики к НАФТА.
                                        Немаловажным ресурсом развития является и сотрудничество в области высшего образования. Примером могут служить многолетние программы научного и студенческого обмена между государственным Калифорнийским университетом в Сан-Диего и Автономным университетом мексиканского штата Нижняя Калифорния. В рамках НАФТА успешно реализуются программы совместного обучения, многие мексиканские студенты два года учатся у себя, а два - в вузах США, создаются университетские консорциумы, например, Техасский университет в Эль Пасо и университет в Сьюдад Хуарес. Успешно внедряется и программа взаимного признания дипломов5.
                                        Таким образом, приграничное сотрудничество между США и Мексикой носит многообразный и противоречивый характер, определяемый историческими условиями развития отношений между двумя странами и спецификой социально-экономического положения каждой их двух стран. Тем не менее, несмотря на наличие острых противоречий и множество нерешенных проблем, представляется, что позитивные тенденции в рамках дальнейшего формирования и развития НАФТА с учетом возрастающей экономической и политической роли Мексики будут преобладающими.

                                        1 По словам министра торговли США К.Гутиерреса, общий объем торговли между членами НАФТА превышает 700 млрд. долларов в год и за 10 лет (1993-2003 гг.) увеличился на 88%.
                                        2 Дьякова Л.В. Мексиканское меньшинство в США: особенности происхождения и эволюция самосознания //Латинская Америка, 2002, N 4.
                                        3 Кондрашова Л.И. Железные кордоны на американо-мексиканской границе //МЭМО.1995, N 4; Кубышкин А.И. Североамериканский опыт развития сотрудничества и укрепления безопасности на приграничных территориях // Прозрачные границы: безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России. М., 2002
                                        4 Семенов В.Л. Макиладорес как форма СЭЗ в Мексике // Свободные экономические зоны в Латинской Америке. М., 1996.
                                        5 Для более подробного ознакомления с данной темой автор рекомендует обратиться к изданию: Ермольева Э. Мексиканская высшая школа сегодня //Высшее образование в России, 1996 N 2.
                                        Добавить комментарий

                                        Комментарии

                                        Популярные сообщения из этого блога

                                        Глава четвертая Служба пограничных нарядов

                                        Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

                                        Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами