На страже южных рубежей

на главную страницу
На страже южных рубежей
На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник регионального пограничного управления ФСБ России по ЮФО генерал-полковник Николай ЛИСИНСКИЙ
Беседу вел Александр ХРОЛЕНКО.



     


     
Визитная карточка


     

     Николай Павлович ЛИСИНСКИЙ родился в 1955 г. в Горьковской области. Служил по призыву в Северо-Западном пограничном округе. По окончании Голицынского пограничного училища в 1979-м прибыл в Закавказский пограничный округ, где прошел путь от заместителя начальника пограничной заставы до начальника пограничного отряда. Окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина и Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. В 1996-2000 гг. – начальник оперативного отдела, начальник штаба Кавказского особого пограничного округа. Затем возглавлял Северо-Восточное региональное управление ФПС России. В июне 2003 г. указом Президента РФ назначен начальником Краснознаменного Северо-Кавказского регионального управления ФПС России. С июля 2004 г. – начальник регионального Пограничного управления ФСБ России по Южному федеральному округу. Награжден орденом «За военные заслуги», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени.
     

     


     - Николай Павлович, каковы сегодня приоритеты у пограничников Юга России? 
     - Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев не раз подчеркивал, что приоритетными задачами для органов безопасности на ближайшую перспективу считаются борьба с терроризмом и экстремизмом, обеспечение экономической безопасности, повышение эффективности охраны пограничных рубежей, контрразведки, развитие материально-технического потенциала ФСБ. Вопросы реализации пограничной безопасности в Южном, а с недавнего времени и в Северо-Кавказском федеральных округах были и остаются предметом пристального внимания руководства страны. Однако в новейшей российской истории столь масштабные и решительные меры безопасности принимаются, пожалуй, впервые. Причины общеизвестны. Одна из них – сложная, динамично развивающаяся оперативная обстановка в приграничье, оказывающая существенное влияние на весь спектр социально-экономических задач как на Юге России, так и в стране в целом.
     В зоне нашей ответственности до сих пор наблюдаются деятельность международных террористических организаций и трансграничной преступности, наркотрафик, контрабанда, незаконная миграция, браконьерство...
     Проблемы обеспечения безопасности в приграничных районах заслуживают самого пристального внимания еще и потому, что мощная ресурсная база этих территорий весьма привлекательна для сопредельных государств. И необходимость создания «пояса безопасности» России вполне объяснима. Реализация столь глобальных задач логично началась с Северного Кавказа.
     Среди приоритетных задач 2010 года – продолжение реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Государственная граница Российской Федерации 2003-2010 годов», а также повышение эффективности охраны российских рубежей.
     - И все же пограничные рубежи на Юге России в правовом отношении пока еще недооформлены. Расскажите, пожалуйста, подробнее о ФЦП. Что уже сделано и что предстоит?
     - Первые пограничные знаки установлены пока лишь на астраханском и волгоградском участках российско-казахстанской государственной границы. Еще имеются неоформленные в договорно-правовом смысле российско-грузинский, российско-азербайджанский, российско-украинский участки границы, а также окончательно не определен правовой статус Каспийского и Азовского морей, Керченского пролива. И все же строительство нашей пограничной инфраструктуры идет полным ходом. Достигнутые результаты высоко оценены руководством страны.
     Как начальник регионального пограничного управления много времени уделяю реализации Федеральной целевой программы. Активно участвуют в этом и руководители пограничных органов, многие наши сотрудники. Мы заинтересованы в том, чтобы военные городки и комплексы были построены с учетом всех особенностей местности, с соблюдением экологических и иных требований. И чтобы не было стыдно перед теми, кто придет нам на смену.
     Отрадно, что работа ведется при активном содействии руководства субъектов Федерации, местного самоуправления, шефов. Оперативно решаются вопросы по отводу необходимых земель, улучшаются бытовые условия пограничников, строятся спортивные площадки, закупаются спортинвентарь и музыкальные инструменты...
     С изменением облика границы улучшается и приграничная инфраструктура: силами и средствами наших инженерных подразделений строятся и поддерживаются в рабочем состоянии уже имеющиеся горные дороги, мосты и многое другое. Население приграничья получает рабочие места, гарантированную безопасность.
     В целом программа по обустройству северокавказских рубежей и комплексный план по усилению этого участка реализованы. На Северном Кавказе построено более 70 военных городков и семь зданий аппаратов пограничных управлений. Подразделения границы получили новые виды вооружений, технические средства охраны границы, средства связи, военную и иную технику.
     На вооружение моряков-пограничников поступили специально спроектированные для выполнения задач береговой охраной корабли и катера. Они стали более приспособлеными для действий в прибрежной зоне, способными противостоять быстроходным плавсредствам нарушителей.
     С учетом накопленного опыта активно ведется строительство объектов на всем участке российско-казахстанской госграницы, в частности, в зоне ответственности двух управлений на территории Республики Калмыкия, Астраханской и Волгоградской областей. Только за 2009 год там сданы в эксплуатацию административное здание аппарата пограничного управления в Астрахани, комплекс зданий и сооружений в городе Харабали и в населенных пунктах Вишневка, Эльтон и других. Кроме того, семьи пограничников справили новоселье в нескольких жилых домах. Начато обустройство пунктов базирования корабельно-катерного состава и малых пограничных лодок государственных морских инспекций, подразделений границы с постами технического наблюдения и государственных морских инспекций.
     Внедряются самые современные охранные комплексы, комплексы автоматизированного сбора, обобщения и визуализации информации. Идет апробация применения беспилотных самолетов, оснащенных видеокамерами и в реальном режиме времени поставляющих «картинку» с неба непосредственно пограничникам. Предстоит построить 25 объектов пограничной инфраструктуры.
     Новый импульс нововведениям придаст недавно созданное федеральное агентство «Росграница», а также федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой). Силами этого ФГУ планируется масштабная модернизация и реконструкция всех имеющихся пунктов пропуска. Взаимодействие с Южным территориальным управлением «Росграницы» у пограничников нашего Регионального управления налажено. Будем и дальше работать вместе.
     В перспективе в пунктах пропуска из контрольных и иных служб останутся лишь пограничники и таможенники, что позволит решать пограничные формальности в кратчайшие сроки, используя метод «одного окна». Это особенно актуально при обеспечении пограничной безопасности в период подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
     Остается добавить, что нынешняя система мер отвечает Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и способна обеспечить контроль над ситуацией в регионе, противостоять современным угрозам.
     - Николай Павлович, а как идет обустройство подразделений российских пограничников в Южной Осетии и Абхазии? Какова в этом роль вашего управления? 
     - Мы всесторонне содействуем двум пограничным управлениям ФСБ России, сформированным без малого год назад. Опыт в обустройстве границ у нас накоплен богатый, а значит, будет востребован. Строительство российских пограничных объектов в Абхазии и Южной Осетии осуществляется планово, при полной поддержке руководства республик и населения приграничья. Возводимая пограничная инфраструктура будет отвечать всем современным требованиям и позволит существенно влиять на стабильность обстановки в приграничных районах.
     - Очевидно, новый облик границы – не только уровень обустройства и обеспечения подразделений всем необходимым, но и серьезные структурные перемены... 
     - Вы правы. Остановлюсь на ключевых позициях: реформирована вся система управления. Созданы и функционируют десять пограничных управлений и региональное пограничное управление ФСБ России по ЮФО. При этом Черноморско-Азовское получило особый статус как Управление береговой охраны. Это означает, что структуре поручено выполнять весь комплекс задач на морских пограничных пространствах. В том числе обеспечивать проведение спасательных операций, экологическую безопасность на море...
     Упразднен экстерриториальный принцип управления, изменилась специфика службы, понятийный аппарат. Исчезли привычные названия: пограничный отряд, пограничная застава, появились – пограничные управления, службы, пограничные отделения. Иным стал порядок материально-технического снабжения и финансирования.
     Продолжается реализация приказов ФСБ России о пограничных зонах и соответствующем пограничном режиме в них. Совершенствуется нормативно-правовая база в целом. Таким образом, вся ответственность за состояние охраны границы и борьбу с трансграничной преступностью легла на пограничные управления. Эти структуры стали основой организацией защиты и охраны государственной границы. И нужно отметить, что в целом с ней справляются.
     - Способствует ли этому комплектование рядовых и сержантских должностей военнослужащими по контракту? 
     - Уже несколько лет пограничные органы комплектуются исключительно на профессиональной основе. Более того, в перспективе такие категории, как рядовой и сержант контрактной службы, упразднят. Это обусловлено требованиями к уровню подготовки сотрудников ФСБ, необходимостью иметь военнослужащих совершенно иного качества, способных управлять современными техническими средствами охраны границы, новыми вооружением и техникой. Подобное по силам лишь имеющим соответствующее образование, то есть специалистам.
     Состоялся переход от войсковой формы несения службы к специальной. Оперативная составляющая становится доминирующей. Вместе с тем численность подразделений пограничников на Северном Кавказе на потенциально опасных направлениях не сокращена, а даже увеличена в два с лишним раза. Это позволяет предотвратить любые попытки прорыва на российскую территорию.
     Произошла полная интеграция пограничных органов в систему ФСБ России. Появилась возможность строить единую оперативно-разыскную систему со всеми правоохранительными ведомствами.
     - Однако пограничники лишились своей войсковой составляющей... 
     - Не совсем так. Боевой потенциал сохранен, и в случае резкого обострения обстановки на любом из вверенных участков границы будут задействованы подразделения специального назначения. Они сформированы, прошли хорошую подготовку, показали высокие результаты и могут использоваться в сложных случаях там, где силами пограничного наряда не обойтись. Для противодействия более масштабным угрозам наш тыл прикрывают соединения и части Министерства обороны РФ и Внутренних войск МВД России.
     - Николай Павлович, как вы оцениваете уровень взаимодействия Регионального пограничного управления ФСБ России по ЮФО и СКФО с командованием Северо-Кавказского военного округа, представителями других силовых структур и правоохранительных органов?
     - На Юге России созданы и не первый год успешно действуют межведомственные рабочие группы, Координационный совет правоохранительных органов при Полномочном представителе Президента РФ в ЮФО, совет начальников органов безопасности, на которых регулярно рассматриваются вопросы пограничной безопасности.
     Взаимодействие планово отрабатывается во время различных межведомственных мероприятий, учений, тренировок... В августе 2008 года, к примеру, пришлось взаимодействовать непосредственно в боевых условиях. Успех операции по принуждению Грузии к миру стал возможен и благодаря нашим слаженным действиям. Есть другие весомые результаты, о которых по понятным причинам говорить преждевременно...
     Укрепляется международное пограничное сотрудничество. Проведены совместные специальные пограничные операции государств – участников СНГ «Добрая воля – 2009», «Граница – 2009», «Мекен чеги – 2009» и другие. Так, впервые в истории сотрудничества совместные мероприятия по пресечению браконьерского лова водных биологических ресурсов в акватории Каспийского моря проведены под руководством единого органа управления. Результаты обнадеживают.
     Приведу лишь некоторые итоги оперативно-служебной деятельности. Только в 2009 году пограничными органами ЮФО совместно с другими правоохранительными структурами задержаны около 280 нарушителей государственной границы, более 9.330 нарушителей режима границы, свыше 3.790 нарушителей пограничного режима. Обнаружено и изъято более 40 единиц различного огнестрельного оружия, свыше 2.960 штук боеприпасов, более 10 кг взрывчатки, около 328 кг наркотических веществ, а также контрабанда на общую сумму свыше 181,5 млн. рублей.
     Через международные пункты пропуска прошли более 18,5 млн. граждан и свыше 2,6 млн. транспортных средств. В пассажиропотоке выявлено около 430 лиц с чужими и поддельными документами. На законных основаниях через государственную границу не пропущено свыше 29.400 граждан.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами