ТАДЖИКИСТАН ПРИНИМАЕТ СРОЧНЫЕ МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГРАНИЦ
Опубликовано Eurasianet: Russian Edition (http://russian.eurasianet.org)
ТАДЖИКИСТАН ПРИНИМАЕТ СРОЧНЫЕ МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГРАНИЦ
Автор admin
Создано 2002-10-08 04:00
Tue, 2002-10-08 (All day)
Производимый в Афганистане опиум зачастую переправляется через Таджикистан, несмотря на противодействие скромных по численности вооруженных сил республики. По утверждению таджикских властей, на границе с Афганистаном удается задерживать около 10-12 процентов всех переправляемых наркотиков, однако Управление ООН по контролю за наркотиками называет цифру в 3-6 процента. Изъятие 21 килограмма героина – третье за октябрь – свидетельствует о том, что президент Эмомали Рахмонов нуждается в помощи. Весной 2002 г., после того, как возглавляемая США военная кампания в Афганистане привела к созданию в Средней Азии баз антитеррористической коалиции, Таджикистан примкнул к Программе НАТО «Партнерство во имя мира», сделав это позже, чем другие бывшие советские республики. По сообщению ТАСС, 26 сентября Россия заявила о необходимости усиления сотрудничества с Таджикистаном в области охраны границы. 5 октября на саммите СНГ президенты среднеазиатских республик договорились о совместных действиях в борьбе с наркотиками и пограничном контроле. Однако остается неясным, справятся ли с этими задачами силовые структуры самого Таджикистана.
Низкий уровень дисциплины и подготовки в вооруженных силах республики давно мешает борьбе с наркотрафиком. После окончания в 1997 г. гражданской войны в руководство силовых структур вошли представители вооруженной оппозиции. Важнейшую роль в охране таджикской границы играет Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС), действующая в соответствии с договором, который заключен на девять лет и рассматривается в качестве временной меры. Российское участие продолжается уже достаточно долго и носит уникальный характер. Почти половина офицеров и почти все солдаты срочной службы являются гражданами Таджикистана. Директор ФПС генерал-полковник Константин Тоцкий говорит, что таджикско-афганскую границу сегодня охраняют примерно 11 000 военнослужащих, а местные погранвойска заслужили репутацию лучших подразделений ФПС. Тем не менее дуальный российско-таджикский характер этих войск является компромиссом, не позволяющим руководству республики использовать пограничников в качестве полноценного инструмента внутренней политики. После заявления российского президента Владимира Путина от 24 сентября, призвавшего заняться укреплением собственных границ России, таджикским властям, возможно, понадобится собственный план охраны границ Таджикистана.
За охрану границ в Таджикистане отвечают министерство внутренних дел и министерство госбезопасности. Таджикские погранвойска, подчиняющиеся Комитету по охране государственных границ республики, численность которых достигла по крайней мере 1200 человек и продолжает увеличиваться, пополняются новобранцами, которые набираются в соответствии с законом о военном призыве. Рост таджикских силовых структур создает дополнительные трудности для России. Группа российских погранвойск играет ключевую роль в охране границы и работает в тесном взаимодействии со своими таджикскими коллегами. Таджики не допускают вооруженных вторжений через границу, а российская разведка поддерживает деятельность местных органов госбезопасности. Таджикские спецслужбы работают в контакте со своими российскими коллегами и осуществляет контрразведывательные функции, наблюдая за персоналом. И все же наркоторговцы располагают более совершенной сетью для обеспечения своей деятельности.
Наркодельцы на таджикско-афганской границе – часть поставленного на широкую ногу и хорошо организованного бизнеса. По словам бывшего директора ФПС Андрея Николаева, стоимость героина увеличивается в десять раз, когда он пересекает реку Пяндж и оказывается в Горно-Бадахшанской автономной области на территории Таджикистана, затем вновь увеличивается в десять раз, когда достигает южного Кыргызстана, и, наконец, еще в десять раз, когда оказывается в Европе. Доходы от перепродажи являются одним из главных источников финансирования террористов. По мнению Тоцкого, проблема еще далека от решения. Маршруты наркотрафика в Таджикистане пролегают через район Хорога, города Пяндж и Московский. Таджики часто пересекают реку Пяндж в Хороге, используя известный маршрут контрабандистов. Наркоторговцы испытывают на прочность посты в районе Калаихум, где располагаются четыре погранотряда, уровень подготовки и дисциплины которых оставляет желать лучшего.
Перед лицом угрозы таджикские погранвойска спешно увеличивают свою численность. Генерал-лейтенант Абдурахмон Азимов, начальник Комитета по охране государственных границ, говорит, что в первом квартале 2002 г. его подчиненные арестовали 120 кг наркотиков, в том числе 77 кг героина. То обстоятельство, что под контролем Азимова находятся 36 из 1200 км всей границы, указывает на то, с какой скоростью наркотики просачиваются в Таджикистан. Поэтому Азимов добивается получения технической помощи в подготовке и оснащении погранвойск специалистами из США, НАТО и Европейского Союза. Соединенные Штаты проявили интерес к вопросу о поставках оборудования связи и транспорта, а также направления в Таджикистан «квалифицированных специалистов». Азимов говорит также, что его ведомство надеется в ближайшие годы взять на себя некоторые функции, выполняемые сегодня российскими коллегами. Таджики уже охраняют 430-километровую границу с Китаем. В ближайшие два года Азимов надеется утроить численность погранвойск за счет сокращения других силовых структур.
Рахмонов продолжает борьбу с коррупцией в органах госбезопасности, провозгласив это задачей первостепенной важности. В январе было уволено почти все руководство Комитета по охране границ. В то же время Рахмонов совсем недавно признал существование связи между наркоторговлей и коррупцией в погранвойсках. Любой пограничник, получающий взятки, может вызвать сбой во всей системе безопасности. По некоторым данным, стоимость прохода через границу составляет 50 долларов, что является ничтожной суммой для наркосиндикатов. Поскольку уровень коррупции в силовых структурах республики остается высоким, Рахмонов стремится опереться на финансируемое ООН Агентство по контролю за наркотиками (АКН) и его директора Рустама Назарова. Назаров не подчиняется МВД и докладывает непосредственно президенту. Учрежденное в 1999 г., агентство создало под наблюдением ООН базу данных, содержащую информацию о 19 000 контрабандистах, и принимает участие в совместных операциях против наркоторговцев. В 2001 г. благодаря совместным операциям было изъято около 153 кг героина, в первые три месяца 2002 г. удалось изъять уже 113 кг героина. Несмотря на положительные результаты, говорить о степени эффективности АКН и повышении его роли в будущем было бы преждевременно.
Руководство АКН редко дает интервью, однако из его нечасто публикуемых пресс-релизов становится ясно, что наркомания приобретает все более широкие масштабы. В феврале начальник пресс-службы АКН Аваз Юлдашев заявил, что по данным агентства в Афганистане функционируют 417 лабораторий, которые занимаются производством героина. Примерно десять тонн героина накоплено на таджикско-афганской границе. В этих обстоятельствах Рахмонову стоило бы учесть опыт стран, обратившихся за помощью к другим государствам для укрепления своих границ. Так, Кыргызстан воспользовался помощью России, чтобы сформировать собственные погранвойска, которые в конечном счете заняли место российских пограничников. Речь идет о борьбе с опасным и бесцеремонным врагом. Обращаясь к другим партнерам и проводя внутренние реформы, Рахмонов, вероятно, будет прибегать к помощи России в течение еще одного десятилетия.
Источник:
Комментарии
Отправить комментарий